Как умер апостол иоанн богослов. Житие (биография) Иоанна Богослова, святой Иоанн Богослов апостол и евангелист. Начало служения Христу

Среди книг Священного Писания, данных людям Господом через своих учеников, особо выделяется Апокалипсис. Он повествует о «конце времен», ожидающем человечество в результате ведения им греховного образа жизни. Автором Апокалипсиса является апостол-евангелист Иоанн Богослов (другое название книги прямо указывает на это - «Откровение святого апостола Иоанна Богослова»). Господь избрал данного человека для того, чтобы тот нес предупреждение всем жителям Земли. Дату памяти Иоанна Богослова Церковь учредила 21 мая (8 мая по с.ст.), в день его кончины.


Начало служения Христу

В день памяти святого апостола давайте подробнее остановимся на житие Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов был сыном дочери святого Иосифа Обручника от первого брака Саломеи и христианина по имени Зеведей. Также апостол приходился братом святому Иакову и племянником самому Христу. В число учеников Иисусовых Иоанн Богослов попал, последовав призыву Сына Божия на Генисаретском озере. На тропу веры он вступил вместе с братом. Именно святой Иоанн стал одним из трех ближайших к Христу учеников и явился свидетелем многих знамений и чудес, творимых Спасителем при жизни. Именно он задал Иисусу вопрос во время Тайной Вечери о том, кто предаст Учителя, а также один из всех апостолов не скрылся в момент распятия Мессии на кресте и заботился по воле принесшего себя в жертву ради спасения человечества о Матери Божьей до самого Успения Пречистой.


Согласно жребию, призванному определить каждому ученику Христову землю для ведения там проповеднической деятельности, Иоанн Богослов должен был следовать в Малую Азию. Для того, чтобы попасть на место, апостолу предстояло путешествие по морю, чего он безумно боялся. Поэтому, когда все ученики собрались в путь, Иоанн остался с Девой Марией в Иерусалиме, где пробыл до 50-го года. Но в Малую Азию ему все равно прищлось поплыть, и когда это произошло, корабль, на котором плыл ученик Христа, потерпел крушение. Впрочем, никто не погиб, и даже сам апостол, пропавший было без вести, позже оказался чудесным образом вынесен волной на сушу целым и невредимым.


Прибыв в Ефес вместе с учеником Прохором, Иоанн Богослов стал жертвой притеснения местной жительницей Романой. Однако Бог заступился за своих подопечных: очень быстро конфликт был разрешен, а злобная женщина и два спасенных по молитвам апостола мужчины приняли христианское Крещение. По пламенной просьбе Иоанна Господь явил страшные знамения язычникам, бесновавшимся в городе, для обращения их в истинную веру. Это помогло, и тысячи людей покинули лоно язычества. К несчастью, о случившемся, в частности - о разрушении землетрясением, вызванным молитвами апостола к единому Господу, античного храма узнал император Домициан. Он приказал схватить проповедника, а увидев ученика Иисуса лично, приговорил несчастного к смертной казни. Однако не так-то легко оказалось убить человека, находящегося под покровом Божьим. Яд, выпитый апостолом, не возымел на него ни малейшего действия, а кипящее масло в котле, куда бросили Иоанна Богослова после, не причинило вреда телу святого. В итоге Домициан сослал праведника на о.Патмос, решив, что тот бессмертен.


Путь на остров лежал через море. Во время путешествия у Иоанна появилась возможность обратить сопровождавших его стражников к Богу. По молитвам святого был спасен человек, упавший за борт, команда утолила жажду свежей водой, а больной дизентерией исцелился. Видя такие чудеса, стражники хотели отпустить апостола, но тот воспротивился. Тогда они остались рядом с учеником Иисуса на Патмосе на 10 дней, в результате чего приняли святое Крещение и сделались христианами.

В ссылке апостол не прекращал совершать чудеса. Иоанн изгнал из юноши, сына жителя города Флоры, беса, в итоге покрестив самого пострадавшего и всю его семью; разоблачил язычника-волхва Кинопса; воскрешал детей и взрослых из мертвых; исцелял женщин от бесплодия; избавлял от уныния и безверия отчаявшихся. Своими пламенными молитвами он разрушил храмы Диониса и Аполлона на острове и почти всех жителей Патмоса обратил на путь христианства.


Глас с неба

В 96 году сменилась власть: на трон взошел император Нерва, потому как предыдущий правитель был убит. Новый царь не имел желания преследовать христиан и препятствовать распространению их вероучения. Мало того, он освободил Иоанна Богослова, и тот,получив от Господа видение, подготовился отплыть с Прохором в Ефес. Жители Патмоса опечалились, узнав об этом, и обратились к апостолу с просьбой оставить им письменную версию Слова Божия. Так появилось знаменитое на весь мир Евангелие от Иоанна, переданное людям Господом. Святой апостол изрекал, а его спутник записывал послание в течение двух дней. Получилось два экземпляра Евангелия: один они оставили жителям острова, другой взяли с собой.


По Священному Преданию Апокалипсис был записан Прохором со слов Иоанна там же. Этому предшествовал десятидневный пост апостола в молитве и уединении, проживание в пещере. В последней Иоанн Богослов и услышал глас небес о событиях, которые следует ожидать людям в «конце времен». Эта пещера сегодня находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является церковью во имя апостола Иоанна Богослова. «Откровение» считается по праву самой загадочной книгой в мире, ведь вся информация в ней зашифрована в образных выражениях и таинственных намеках.

Последние годы жизни и смерть

Итак, святой Иоанн вернулся в Ефес и остановился в доме юноши по имени Домн, которого он когда-то воскресил из мертвых. После апостол много раз был встречаем довольно радушно этим человеком. Иоанн Богослов продолжил путешествовать по городам Малой Азии и проповедовать Слово Божие. Во время этих своих походов он окрестил многих людей.

В конце жизни святой Иоанн Богослов стал еще большим подвижником, чем всегда. Дни и ночи он проводил в глубоком воздержании, отвергая любую пищу, кроме воды и хлеба. Уже в совершенной старости и немощи Иоанн Богослов наставлял епископов, а ученикам своим повторял лишь одно: «Детки, любите друг друга». Надо сказать, он на протяжении всего земного существования учил людей миру, его так и называют сегодня: «апостол любви». В 95 лет святой апостол получил от Бога откровение, из которого узнал, что скоро умрет. Тогда он собрал семерых из учеников, рано утром пошел с ними в поле за город, велел выкопать могилу в виде креста, лег в нее и попросил засыпать себя землей до шеи, а голову покрыть тонкой тканью. Ученики повиновались, попрощались с Иоанном и были отосланы им в город. Вернувшись в Ефес, они сообщили о случившемся жителям-христианам. Те опечалились и захотели увидеть могилу старца. Когда же оказались с учениками на месте, узрели, что та... пуста.


На протяжении многих лет могила Иоанна Богослова источала благоуханное миро. Люди, собиравшие его, получали исцеление от душевных и физических недугов. Сегодня святого апостола считают своим покровителем субъекты, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с письмом: авторы, издатели и редакторы. Это неудивительно, ведь Иоанн Богослов дал человечеству по воле Бога важнейшие письменные источники Господней истины...

Иоанн IV Грозный является одной из самых неоднозначных и пугающих фигур в истории Русского государства. Дата рождения и смерти Ивана Грозного - 1533 и 1584 годы. Он был сыном великого русского князя Василия III, который умер в год рождения Иоанна. Первые 15 лет жизни будущего грозного царя проходили в атмосфере интриг и борьбы знатных родов, входящих в состав правящего боярского правительства. Возможно, именно это поспособствовало развитию жестокого и подозрительного характера.

Самые значительные факты правления Иоанна IV

  • 16 января 1547 года Иван IV получил царский титул и начал самостоятельно управлять государством. Через два года была создана новая партия, «Избранная рада», вместе с которой государь начал проведение реформ и создание централизованного государства.
  • Также были организованы Земские соборы, первый из которых прошёл в 1550 году.
  • В 1551 году был проведен Стоглавый церковный собор и произошла церковная реформа: царь запретил приобретать новые земельные владения церквям и монастырям и приказал вернуть ранее переданные им земли.
  • В 1553 году с подачи Иоанна IV на Руси появляется печатное дело.
  • Было создано для укрепления власти и царской безопасности
  • Внешняя политика ознаменовалась полным разгромом татарского ига в Поволжье.
  • Самым знаменитым «деянием» Ивана Грозного стала опричнина 1565-1572 годов, в сущности, представлявшая собой правительственный беспредел. По приказу царя, у людей силой отбирали земли, которые после были закрытыми для народа и служили нуждам царя. Опричники - царская свита - устраивали массовый террор и казни.

Когда умер Иван Грозный?

Существует множество версий, догадок и легенд о смерти царя. Согласно официальной версии, причина смерти Ивана Грозного - старость и болезнь. Что же на самом деле произошло в день, ставший датой смерти Ивана Грозного - 18 марта 1584 года?

Нельзя сказать, чтобы в год смерти Ивана Грозного для нее не было было никаких предпосылок. Считается, что Иван Грозный страдал сифилисом, что неудивительно при его вольном образе жизни. Это заболевание характеризуется периодами обострений и различными осложнениями. Уже 1584 года зафиксировано ухудшение здоровья царя, возможно, связанное как раз с обострением - он не принял латвийского посла из-за недуга. По свидетельствам историков, Иоанн распух и покрылся чирьями. Болезнь прогрессировала, и 16 марта государь даже впадал в беспамятство. Но 17 марта ему стало легче.

Кратко о смерти Ивана Грозного

Не все знают, что грозный царь был шахматистом. Существует картина, написанная художником Петром Цепалиным, которая хранится в Москве, в Музее шахмат. На ней изображен Иоанн VI в момент смерти - за игрой в шахматы.

Дата смерти Ивана Грозного - 18 марта 1584 года. Последний день Ивана Грозного описывается в «Записках о России» авторства Джерома Горсея. С утра государь составил завещание - то есть он готовился к смерти. Иоанн был достаточно суеверным и верил волхвам, предсказавшим день его кончины. Приблизительно в 3 часа после полудня царь пошёл в баню, напевая по своему обычаю. Там он провёл приблизительно четыре часа и вышел около 7 часов вечера, свежий и нормально себя чувствующий. Его усадили на ложе, и Грозный, намереваясь заняться игрой в шахматы, позвал своего фаворита - Родиона Биркина, принадлежавшего к дворянскому сословию.

Присутствовали и другие фавориты - Богдан Бельский и Борис Годунов, а также слуги и другие лица. Внезапно царь почувствовал резкую слабость и повалился на постель. Пока окружающие в панике суетились, посылали за разными снадобьями и врачами, Иоанн VI скончался.

Версия удушения

В оригинале вышеупомянутой книги, написанной на английском, используются слова «he was strangled», что можно перевести как «испустил дух» или «перестал дышать», а можно - «был задушен». Вероятно, благодаря этому источнику распространена версия о смерти царя в результате удушения. По вполне понятным причинам опровергнуть или подтвердить это невозможно. Учитывая вечные интриги при монарших дворах, в убийстве не было бы ничего фантастического.

В пользу этой версии говорит и то, что в последние мгновения жизни Ивана Грозного с ним были только Борис Годунов и Богдан Бельский. В те времена убийства скрывали далеко не всегда, но, тем не менее, если смерть царя - действительно дело его фаворитов, никаких причин раскрывать себя у них не было. Как говорил крупный специалист по средневековой истории России Александр Зимин: «Они могли сказать правду, а могли утаить одну из страшных тайн дворцовой жизни».

Кому была выгодна смерть Иоанна IV?

По мнению некоторых историков, вероятность участия в смерти Ивана Грозного Бельского и Годунова высока потому, что он хотел добиться развода сына Фёдора с сестрой Бориса, Ириной Годуновой. Это могло послужить причиной негативных последствий для царских фаворитов. Но с другой стороны, этот мотив мог быть лишь у Годунова. Бельскому, напротив, не было смысла убивать Грозного, ведь от царя зависели его благополучие и успехи. Впрочем, по словам всё того же историка Зимина, «чего не бывало при дворе Ивана Грозного!»

Другого мнения был исследователь Вадим Корецкий. Его точка зрения заключается в том, что был заключен заговор с целью убийства царя между Годуновым, Бельским и лейб-медиком Иоганном Эйлофом. Врача, по версии историка, подкупил Богдан Бельский. Годунову могли не нравиться планы Иоанна IV жениться на родственнице королевы Англии, так как междинастический брак подвергал риску русский трон - в результате такой женитьбы члены английской королевской семьи могли получить права наследования российской короны. А это привело бы к тому, что сын царя Фёдор мог потерять права на царствование, что было бы невыгодно для семьи Годуновых, ведь, как уже было сказано, женой Федора Иоанновича была Ирина Годунова.

Бельский же мог с трепетом ожидать плодов ярости грозного царя, ведь он был главой царских лекарей, а после того, как колдуны предсказали скорую смерть Иоанна, побоялся рассказать ему об этом. От царя было непросто что-то скрыть, и когда он услышал о страшном предсказании, хотел казнить и предсказавших, и Бельского. Над Богданом нависла угроза смерти, и ему больше нечего было терять. Если принять эту версию, то насильственная смерть Ивана Грозного представляется вполне логичной.

Она могла бы выглядеть следующим образом: выйдя из бани, Иоанн занялся игрой в шахматы, восседая на постели. При этом присутствовали Бельский, Годунов и другие лица из окружения царя. Богдан подал царю отравленный напиток под видом прописанного врачом лекарства. Выпив его, царь через непродолжительное время потерял сознание. В суете царские приближенные побежали за помощью, врачами и духовником царя, а Годунов и Бельский, оставшись наедине с Иоанном IV, задушили его.

Версия отравления

Другая популярная гипотеза о причине смерти царя Ивана Грозного - отравление. По словам автора уже упомянутой книги «Записки из России», английского посла, русский государь как-то раз взял в руки бирюзу со словами: «Видишь, как она изменяет цвет, как бледнеет? Это значит, что меня отравили. Это предвещает мне смерть».

Кроме подозрений царя и того, что отравление в Средние века было очень распространенным способом убийства, в пользу этой версии говорят и другие факты. В 1963 году при ремонте Архангельского собора Кремля, где похоронены Иоанн IV и его сын Иван, произошло вскрытие их гробниц. Останки монарших особ изучили и обнаружили огромное содержание токсичных веществ - мышьяка в 1,8 раза больше нормы, а ртути - в 32 раза.

Разумеется, это открытие дало пищу для новых догадок. С одной стороны, препаратами ртути лечился сифилис, который, возможно, был у государя. Это могло бы стать обоснованием такого количества ядов в останках. Но, во-первых, лечение не объясняет наличия в них мышьяка, а во-вторых, на костях не найдены признаки венерических заболеваний, потому большой вопрос, болел ли Иоанн IV сифилисом в действительности.

Кстати, ученые не обнаружили и явных признаков удушения - хрящи горла остались целыми; однако это не может служить полным опровержением гипотезы, так как задушить царя могли и подушкой.

По легенде, смерть Ивана Грозного сопровождалась пострижением его в монахи. Существуют разные версии по этому поводу. Некоторые считают, что он был пострижен незадолго до смерти, другие, что уже мертвым. Но все, придерживающиеся мнения о постриге царя, сходятся в том, что это произошло в год смерти Ивана Грозного.

Конец династии Рюриковичей

После смерти Ивана Грозного официальным правителем стал его сын Фёдор. В 1591 году умер его младший брат Дмитрий. По некоторым версиям, это была насильственная смерть по приказу Бориса Годунова. В 1598 году скончался и царь Так как детей у него не было, династия Рюриковичей прервалась.

Правление Бориса Годунова

Новым государем Земский собор избрал Бориса Годунова, который правил 7 лет, до 1605 года. Нельзя назвать его совсем плохим правителем: внешняя политика в его царствование была весьма удачной. Продолжалось освоение Сибири и юга, русские войска укрепились на Кавказе. Небольшая война со Швецией закончилась Тявзинским миром в 1595 году, по условиям которого Россия вернула себе отданные в Ливонской войне города. Благоприятным правление Годунова было и для Русской Православной Церкви, так как в учредили патриаршество, избрав первым в России патриархом Иова.

Несмотря на эти успехи, в целом страна была не в лучшем положении. Борис Федорович дал дворянам льготы в ущерб крестьянам, тем самым сделав шаг к становлению крепостного права. В результате крестьянская жизнь стала гораздо менее благополучной и свободной. Вдобавок к этому, случилось несколько неурожайных, голодных лет подряд, и недовольство крестьян становилось все сильнее. Государь раздавал хлеб из своих хранилищ, пытаясь как-то исправить ситуацию, но это не возымело должного действия. В 1603-1604 году под предводительством Хлопка Косолапа случилось восстание в Москве. Правительству удалось погасить его, и организатор был казнён.

Однако в скором времени Годунову пришлось решать новые проблемы. Начались разговоры, что сын Ивана Грозного, остался жив, а убитым оказался его двойник. В действительности эти слухи распускали сторонники самозванца Лжедмитрия, которым был беглый монах Григорий (в миру Юрий) Отрепьев. Он был сторонником Польши и пользовался поддержкой её войск, дав обещание польскому государю сделать Россию католической страной и поделить с Польшей часть русских земель. Люди, разумеется, не знающие об этом, и недовольные политикой Годунова, шли за самозваным царевичем.

Правление Лжедмитриев

Удачей для Лжедмитрия стала неожиданная кончина Годунова в 1605 году, после которой самозванец вошел в Москву и объявил себя новым царём. Два года он был правителем. К счастью для России, свои обещания Польше он не выполнил, но зато женился на польке, Марии Мнишек, и повысил налоги. Конечно, это обратило народ против нового государя.

Под руководством Василия Шуйского (который, как и Иоанн Грозный, принадлежал к старинному роду Рюриковичей) в 1606 году началось восстание, и Лжедмитрий I был убит. Предводитель же восстания стал государем вместо него. Василий Шуйский постарался обезопасить трон он новых притязаний, пообещав боярам не касаться их владений, а также показав народу останки настоящего Дмитрия Иоанновича, чтобы люди больше не верили самозванцам.

Однако это не помогло, и в 1606 году снова произошло восстание недовольных крестьян под предводительством Болотникова. Он был ставленником организатора движения против Шуйского, нового самозванца - Лжедмитрия II.

Захватив несколько городов, Болотников со своим войском подошли к Москве. Но тут случилось неожиданное для предводителя - часть восставших из дворянских родов предала его. Войско было разгромлено и началось отступление. После длительной осады города Тулы Болотников был убит и остатки повстанцев потерпели окончательное поражение.

Лжедмитрий II в это время шёл в Тулу на помощь, вместе с отрядом поляков, но после известия о разгроме восстания направился к Москве. К нему присоединялись новые люди, настроенные против Шуйского. Но Москву они взять не сумели и расположились в селе Тушино под Москвой, произошло это в 1608 году. За это Лжедмитрий II и получил общеизвестное прозвище Тушинский вор. В августе в этот противостоящий правительству лагерь прибыли поляки вместе с женой покойного Лжедмитрия I, Мариной Мнишек, которая была тайно обвенчана с Лжедмитрием II.

В 1609 году поляки начали активное вооруженное наступление на Россию, Лжедмитрий II стал им не нужен, и ему пришлось бежать в Калугу. Летом 1610 года он попытался вновь подойти к Москве, но попытка окончилась неудачей, и последовало повторное бегство в Калугу, где Лжедмитрия II убили.

Народное ополчение

Василий Шуйский обращался к шведам за поддержкой в войне с Польшей и самозванцем. Однако шведы были не меньше поляков заинтересованы в русских землях, поэтому вскоре союз был расторгнут. Шуйский остался без поддержки перед лицом внешних и внутренних врагов. В 1610 году бояре, тайно поддерживающие поляков, свергли государя. Было образовано правительство, состоящее из бояр, так называемая Семибоярщина.

Вскоре бояре окончательно предали Россию и возвели на престол Владислава, польского королевича. Но народ не потерпел чужеземца на русском троне, и в 1611 году образовалось первое народное ополчение под предводительством Ляпунова. Оно потерпело поражение, но в 1612 году Мининым и Пожарским было создано новое ополчение, которое выступило к Москве. Вместе с оставшимися в живых участниками первого ополчения повстанцы освободили столицу от иностранных захватчиков. Так закончилась польская интервенция.

Конец Смутного времени

В 1613 году, наконец, закончилась начавшаяся после смерти Ивана Грозного Смута. Земский собор избрал нового царя. Было множество претендентов на российский престол - сын Лжедмитрия II Иван, шведский некоторые бояре. В итоге новым русским государем выбрали представителя боярского рода, сына патриарха Филарета - Михаила Федоровича Романова, который стал основателем новой правящей династии.

Сегодня - День памяти св.Иоанна Кронштадтского

В последний год своей жизни отец Иоанн часто и сильно болел.
"Моя физическая сила истощилась, - писал он в своем дневнике, - но дух мой бодр и горит любовию к моему возлюбленному Жениху - Господу Иисусу Христу... Хочу я видеть Неначальную Благость, Светлость, Красоту, бесконечную Премудрость и Силу, создавшую все, все держащую и всем управляющую, но... я не готов, не чист сердцем... "

С этого дня он совсем ослабел, перестал выходить из дома. Но ежедневно к нему приходил священник со Святыми дарами и причащал его, и отец Иоанн находил великое утешение в этом соединении с Господом.

Наступили последние три дня земной жизни отца Иоанна.
17 декабря он выразил желание подышать свежим воздухом и его покатили в карете по городу. Именно во время этой прогулки отец Иоанн простудился, и его болезнь осложнилась.
Вечером в этот день к нему приехала игумения Ангелина, настоятельница Иоанновского монастыря в Петербурге.
– Какое сегодня число? – спросил ее отец Иоанн.
– Семнадцатое, – ответила она.
– Значит, еще три дня, – сказал, как будто про себя отец Иоанн.
Игумения передала ему желание сестер монастыря, чтобы он посетил их на Рождество, послужил Литургию и причастил их.
– Я приеду, приеду, – ответил он, – только не смогу вас причастить. Ждут меня и в Святейшем Синоде. И мимо него проеду.

На другой день отец Иоанн почувствовал сильную слабость, а еще через день, 19 декабря утром, он уже не мог выйти и встретить священника со Святыми Дарами, как это делал до сих пор, и причастился лишь Святой Кровью.
В течение всего этого дня отец Иоанн находился как бы в забытьи, с закрытыми глазами сидя в кресле. Время от времени слышались стоны, выдававшие его страдания. Однако сознание его оставалось ясным до конца.

Свое последнее распоряжение батюшка сделал 19 декабря в восемь часов вечера. Игумения Ангелина попросила его благословения и на освящение храма-усыпальницы в монастыре, этот храм давно уже был готов, но еще не освящен. На этот вопрос батюшка ответил: «Да, да, освящай», и поднял руку в знак благословения. Получив благословение, игумения поехала, чтобы распорядиться об освящении.

По просьбе престарелой и больной супруги отца Иоанна – Елизаветы Константиновны в квартире батюшки на ночь остались только священник Иоанн Орнатский и Руфина Григорьевна Шемякина, его родственники, которые вместе с прислугой батюшки не отходили от него всю ночь. Но они не могли облегчить его страданий.

От всякой врачебной помощи батюшка решительно отказался и после восьми часов вечера только два раза согласился принять несколько капель святой воды. В десять часов батюшка выразил желание встать с кресла. Его подняли и положили на постель, но через несколько минут он опять захотел встать и оставался в кресле до часу ночи в таком же положении, как раньше.

Где были в это время мысли страдальца-пастыря? Вероятно, он молился в последний раз той умной молитвой, которой так любил отдаваться в то время, когда, измученный целодневными трудами, он возвращался в Кронштадт с парохода или с поезда.

Среди ночи батюшка дрожащей рукой сделал знак, что хочет встать. Его подняли опять, но теперь, однако, его ноги отказались ему служить. Опять положили его в постель.

Вместе с тем, видя его тяжелое положение, распорядились отслужить святую Литургию раньше обычного времени. Литургия началась около трех часов утра, а к четырем часам священник Иоанн Аржановский, заменявший больного духовника батюшки, и кафедральный священник Николай Петровский пришли со Святыми Дарами. Отец Иоанн в последний раз причастился Святой Кровью. После причастия сам вытер уста и некоторое время оставался совершенно спокойным, а потом произнес свои последние слова: «Душно мне, душно». И знаком пожелал освободиться от излишней одежды, так как был в теплом подряснике. Его просьба была исполнена.

Скоро батюшка впал в забытье. Его дыхание было спокойным, но становилось все тише и тише. Священник Иоанн Орнатский начал читать канон на исход души, а после этого отходную, и когда кончил чтение и подошел к одру умирающего, батюшка лежал неподвижно с руками, сложенными на груди; едва были слышны последние вздохи, и великий пастырь совершенно спокойно предал свой дух Богу.

Его глаза, которые до сих пор оставались закрытыми, открылись на миг и из них вытекли две чистые, как кристалл, слезинки. Это были последние слезы великого молитвенника-страдальца. Его праведная душа успешно закончила школу земного существования, вынесла тяжелый спасительный крест, вытерпела подвиг, удержала победу и перешла в другой мир, где нет ни болезни, ни скорби, ни воздыхания, но жизнь вечная.
Невольно слезы и рыдания вырвались в очевидцев этого Таинства.

Святой праведник был по его завещанию погребен в Иоанновском женском монастыре в Петербурге.

В Квартире, где преставился Великий Праведник Русской Земли, теперь затеплилась лампада и существует Мемориальный Музей.

Архимандрит скончался через несколько минут после принятия им святого причастия

Отца Иоанна знали и почитали в самых разных странах мира, - столь много он значил для тех, кто общался с ним и для всей Русской Православной Церкви.

В последние годы из-за возраста и болезней он не имел возможности принимать всех, кому требовался его совет. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди и книги Иоанна Крестьянкина продолжают открывать духовный мир для тысяч людей.

Первое указание о будущем монашестве Иван получил в юном возрасте от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши, назначив ему встречу с ней на Псковской земле.

…После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. В начале 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. В октябре того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан.

Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950 году, закончив четыре курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года отец Иоанн был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно, в феврале 1955 года, он был назначен в псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал в общей сложности почти 11 лет. Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом. Последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) увидел в приходском батюшке родного по духу человека. Отец Иоанн принял монашество в июне 1966 года, а в марте 1967 года иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь.

…Не случайным является кончина отца Иоанна в день памяти новомучеников и исповедников Российских, потому что сам он пострадал за веру в годы гонений, пройдя тяжелое испытание в тюремном заключении.

Отец Иоанн навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый и прозорливый священник, строгий монах, человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался за его советом, как достойный наследник традиций печерского старчества.

Специально для Столетия

Тайна смерти Иоанна Павла I June 14th, 2017

Здравствуйте уважаемые.
Когда у меня спрашивают, кто по моему мнению, самый интересный и загадочный папа последних 150 лет, то несмотря н все мое уважение к Иоанну Павлу II и приятие Франциска, я уверенно отвечаю - Иоанн Павел I (в миру Альбин Лучани).
Последний за долгий период папа итальянец сидел на Святом Престоле всего 33 дня с 26 августа по 28 сентября 1978 года и обстоятельства его смерти крайне туманны.
"Улыбающийся Папа", как его называли - мог стать настоящим реформатором Церкви, и вполне вероятно, что ему попросту не дали это сделать.
Если Вы смотрели третью часть "Крестного отца" (а если не смотрели - срочно посмотрите:-)), то наверняка помните такого персонажа, как Кардинал Ламберто. Ну так вот - его писали именно с Иоанна Павла I. Напомню, что в фильме прямо говорят, что Ломберто был отравлен...

Официально папа умер от инфаркта. Но мало кто поверил в официальную версию. Более того несколько журналистов во главе с Дэвидом Яллопом провели собственное расследование и опубликовали свои выводы. Это, конечно, конспирология, но автор прямо называет 6 заговорщиков, которые могли это сделать.
Суть в чем:
По официальной версии, тело Папы в 5.30 обнаружил его личный секретарь - Джон Маджи. Смерть Понтифика, по мнению доктора Буцонетти, наступила в 23.00. Яллоп установил, что тело было найдено не Маджи, а монахиней - сестрой Винченцей в 4-45. Именно она нашла, что Папа сидел на кровати, приоткрыв рот, а в руках у него были исписанные листки бумаги.

Далее как установил Яллоп, бальзамировщики прибыли в Ватикан уже в 5.15 утра. Это противоречило официальной версии об обнаружении тела в 5.30. Опять-таки, по словам Яллопа, Ватикан не опубликовал официального заключения о смерти Папы, а из спальни Понтифика исчезли некоторые его личные вещи, в частности, бумаги, пузырек с микстурой от высокого давления, очки и шлепанцы. И еще - Папа никогда не жаловался на сердце, и по мнению лечащего врача был вообще очень здоровым человеком.

Дэвид Яллоп выдвинул версию отравления Понтифика. Яд был добавлен в пузырек с микстурой. Некоторые из участвующих в заговоре поспешили убрать улики с места преступления: на очках и шлепанцах оставались следы рвоты, указывавшие на отравление. Для этого и понадобилось время - отсюда «5 часов 30 минут» в официальном сообщении Ватикана. Иоанн Павел I не мог скончаться в 23 часа вечера - яд не должен был подействовать мгновенно. Вот такая вот основа.
И надо сказать, что вполне все грамотно расследовано. Если найдете в закромах книгу под названием "Кто убил Папу" Яллопа - советую прочитать, интересно.

Правда у него есть не менее интересные оппоненты. Например, очень неплохую работу провел Джон Корнуэлл в свей работе "Вор в ночи". Он опровергает многие из постулатов Яллопа. Во-первых, приводит текст официального заключения о смерти Понтифика, а также говорит что были все признаки трупного окоченения, а значит смерть вполне могла произойти в 23 часа.

Д. Манджи

По мнению Корнулла дело было примерно так: Папа скончался от эмболии легких, и он сам хотел умереть, так как не справлялся с бременем власти. Тут правда есть еще один момент, который меня сильно смущает. По мнению автора секретарь Джон Маджи зашел проведать Папу около полуночи и обнаружил его мертвым на полу. Вместе с помощниками они посадили покойного на кровать, вложили в его руку бумаги, надели ему очки и спешно покинули спальню. И тут возникает простой вопрос - а зачем именно это надо было делать? Сам Корнуэлл внятно это объяснить не может.
Если Вы спросите мое мнение, то я все-таки ближе нахожусь к первой версии, чем ко второй.

И знаете почему? Потому, что за 22 дня до этого, на встрече со новоизбранным Понтификом внезапно умер один из самых интересных и ярких Православных иерархов того времени Митрополита Никодима (в миру Борис Георгиевич Ротова). Внезапно, в буквальном смысле этого слова, когда Никодим представлял Папе архимандрита Льва (вот интересно с ним поговорить, что он помнит). У Никодима просто остановилось сердце.
2 инфаркта за один месяц двух священников подобного ранга на одной территории? Простите, я в такие случайности не очень верю.
А Вы?
Приятного времени суток