Как вы поняли мысль о том что. Понимание. С чем путают понимание

? Раскройте, сравнив их друг с другом, следующие рассуждения, –Шопенгауэра и Канта, – о гениальности:

«Так как быстрое восприятие отношений по закону причинности и мотивации и составляет, собственно, практический ум, а гениальное познание не направлено на отношения, то умный, поскольку и пока он умен, не может быть гениальным, а гений, поскольку и покуда он гениален, не может быть умным». (А. Шопенгауэр)

«Гений следует полностью противополагать духу подражания… Поскольку же учение есть не что иное, как подражание, то величайшую способность, восприимчивость как таковую нельзя считать гением». (И. Кант)

? Как вы полагаете, почему, по меткому выражению Канта, «гений сам не может описать или научно обосновать, как он создает своё произведение – он дает правила подобно природе »?

¨ ? Гений творит вкусы, – «для прекрасного искусства, т.е. для создания прекрасных предметов, требуется гений» (И. Кант), но в то же время «вкус… есть дисциплина (воспитание) гения; она сильно подрезает ему крылья и делает его благонравным и изысканным; вместе с тем вкус осуществляет руководство над гением, указывая ему на что и в какой степени он может распространяться, оставаясь целесообразным». (И. Кант) – Как вы можете разрешить это кажущееся противоречие?

W Основополагающая характеристика гения – способность к творчеству . Прошу ознакомится с мыслями о творчестве философа именно «творчества», – Бердяева, – и сделать свои выводы:

«Моя свобода и моё творчество есть послушание сокровенной воле Божьей… творчество человека, продолжение миротворения не есть своеволие и бунт, а есть покорность Богу, принесение Богу всех сил своего духа…»

«Истинное творчество предполагает аскезу, очищение и жертву… Но само творчество есть уже не смирение и аскеза, а вдохновение и экстаз…»

«Творчество не может быть во имя своё, во имя человеческое… никогда творчество во имя своё не может удержаться в срединной человеческой сфере, оно (тогда) неизбежно превращается в творчество во имя иного, лживого бога…»

«Творчество есть также проявление любви, эроса соединяющего и просветляющего… Любовь и есть творчество. Так исполняется заповедь Христа о Любви к Богу и человеку…»

«Творчество есть трансцензус, выход из человеческой замкнутости и ограниченности… Поэтическое творчество есть уже трансцендирование…»

«Внутри, в глубине всегда происходит творчество из свободы, то же, что нам представляется развитием, происходит лишь вовне, в горизонтальной линии, проецируется на плоскости. Развитие есть категория экзотерическая…»

«Сознание себя есть творчество себя… Познание есть не только припоминание, познание есть и творчество…»



«Личность предполагает творчество и борьбу за себя… реализация личности предполагает самоограничение, свободное подчинение сверхличному, творчество сверхличных ценностей, выход из себя в другого…»

«Смысл человеческого существования есть реализация личности, качественное возвышение и восхождение, достижение истины, правды, красоты т.е. творчество…»

«Творчество есть боговдохновение, богообщение… творчество есть вершина божественного творения… Подлинное творчество есть религиозное делание… творчество гения – подвиг, в нем есть свой аскетизм, своя святость…»

«Истинное творчество не может быть торжеством индивидуума, творчество всегда переходит грани индивидуальности, оно церковно по существу, оно есть общение с душой мира…»

«Философия есть творчество, а не приспособление и послушание…»

«Творчество есть переход небытия в бытие через акт свободы…»

«Творчество – само религия. Творческий опыт – особый религиозный опыт и путь, творческий экстаз – потрясение всего существа человека, выход в иной мир. Творческий опыт так же религиозен, как и молитва…»

? Как вы думаете, отчего в России подлинное творчество всегда имеет «консервативную» подоснову?

? Интуитивное прозрение, озарение (инсайт) – одно из ярких свойств гения; как вы понимаете следующее, «творческое», определение интуиции: «Интуиция есть творчество смысла, свет блеснувший во тьме». (Н.А. Бердяев)

? Подумайте над рассуждением Гиренка о творчестве: «В момент творения нельзя отличить голос Святого Духа от иных духов. Творчество только и начинается в тот момент, когда это отличие утеряно, т.е. художник пребывает в состоянии, когда он не видит отличия Бога от Дьявола».

? Поясните рассуждение Шпенглера: «Домашний культ (в античности) был посвящен «гению», т.е. производительной силе главы семейства».

¨ Словарь

Монада (от греч. monaV - «единица») – в философии Лейбница (а до него, в античности – у Пифагора): субстанция как сингулярность, трансцендентная (и трансцендентальная) инфлексия (вгиб) поверхности бытия.

Сингулярность (от лат. singularis – «одинокий», «отдельный») – в физике: точка пространства-времени, в которой пространство-время искривлено до бесконечности; в философии – странность, «монада», единичность, искривляющая вокруг себя культурное пространство и время по своему образу и подобию, особенность.

Точка интенсивности – своеобразный аналог понятия «сингулярность», с тем легким отличием, что им обозначаются, скорее, те или иные внутренние, «синулярности» человека, т.е. то, на что бытие человека особенно направлено, в отношении чего особенно напряжено, внутренние смыслы его существования, ценности.

Трансцендирование (от лат. transcendo – «переходить») – выход в иное своему привычному горизонту, возможность помыслить иное.

¨ Литература

1.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

2.Вейнингер О. Пол и характер. – М., 1994.

3.Кант И. Критика способности суждения. – М., 1994.

4.Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. – М., 1990.

5.Розанов В.В. Красота в природе и ее смысл // Розанов В.В. Природа и история. – М., 2008.

6.Синдром гения. Сборник. – М., 2009.

Тема 7. Некоторые оригинальные философские концепции культуры

7.1. Культура как игра. Концепция Хейзинги

Эон играет ребенку подобно; ребенку принадлежит царская власть. (Гераклит)

Чему вы, негоднейшие, удивляетесь? Разве не лучше играть с этими детьми, чем вести с вами государственные дела?

(Гераклит – властвующим людям)

D Голландский философ культуры Йохан Хейзинга выводит культуру как игру. Игра – прафеномен культуры. Культура, по Хейзинге, есть игра, осуществляется как игра. Основное произведение Хейзинги – «Homo ludens» («Человек играющий»). Т.е. отличительным свойством, и даже, скорее, здесь, уже сущностью, человека является игра. Хейзинга сам пишет о том, что любая человеческая деятельность в конечном итоге оказывается игрой. То, что мы называем «игрой» у животных, по аналогии с человеческом, не является в полном смысле слова игрой, а лишь видимостью последней.

Человеческая игра есть следствие онтологического избытка человека, его творческой сущности и свободы. Человек, играя, творит. Ребенок, выстраивая в игре символический, «миниатюрный» мир взрослых, творит его сам, заново, по своему замыслу, воображению, игре воображения. Игра воображения – исключительно человеческое. И оно, это воображение, творит символическую вселенную, культуру, миф, искусство, этикет, обряд etc.

Хейзинга определяет игру как свободную, спонтанную деятельность, осуществляемую в определенном месте и времени, вне материальной пользы, по определенным правилам , с определенной целью; и именно игра порождает то, что называется человеческими сообществами, общественными группами, живущими в соответствии со своими правилами и различающимися тем самым от других группировок и сообществ.

Игра, в принципе, невозможна без правил. И нарушение правил ведет к разрушению игры. Противоположность игры – насилие. Насилие разрушает правила, оно и есть разрушение правил; разрушая свободу, ее возможность, оно убивает воображение и воображаемое, повергает нас на «нечеловеческую» поверхность, низвергает с высот свободы.

Действительно, игра может развиваться, как свобода и в свободе, лишь по при определенных правилах. Всякий культурный феномен, – будь то ритуал, обряд, спортивное состязание etc., – представляет собой некоторую, по сути, игру. И поскольку он игра, постольку он существует как таковой, постольку имеет ценность. Игра – как бы блик вечности в человеке.

Насколько человек впал в серьезность, – стал сугубо серьезно озабочен какой-либо насущной вещью, – настолько он скрыл от себя само измерение «человеческого», творческого, можно сказать даже «божественного», – он редуцировал себя до поверхности того предмета, который положил непосредственно как «серьезный» и стал, тем самым, поклоняться ему как идолу, потерял свою свободу, стал рабом необходимости.

Потому игра, изначально, в культурах имеет сакральный, священный смысл, – она переводит человека, редуцированного необходимостью до обыденных вещей, до их «серьезности» и поверхности, в сферу возвышенного, сакрального, приобщая к тому, что полагаемое серьезным сиюминутное и суетное отнюдь не достойно «серьезности». Игра – воспитатель человека.

Игра воспитывает человека не только в том смысле, как мы сказали; игра воспитывает и в более простом виде. Ребенок, посредством игры, имея еще в душе тот необходимый для нее избыток энергии, творчества, роста, не только адаптируется, подражая (посредством игрового мимесиса) к миру взрослых, их мифологии, но и активно выстраивает свой символический мир в том мире.

В античности слово «культура», как воспитание, paideia, и игра – paidia – «пайдия», имеют одну и ту же основу – paiV – «ребенок». И в этом смысле очень хорошо пишет Ницше о «трех превращениях» человеческого духа, где высшим, последним, третьим «превращением», является «ребенок» – олицетворение становления, чистоты, творчества, Игры. И действительно, первое «превращение» определяется Ницше посредством образа «верблюда», т.е. существа, на которое всяк что угодно навьючивает и возит, – существа, которое олицетворяет собой рутинный, рабский труд, существование по сути «нечеловеческое», лишенное какого-либо духовного, творческого измерения; «верблюд» – это существо, вдавленное в «серьезность», обыденность, безо всякой возможности выхода в свободу; второе «превращение» – «лев» – хищник, «господин», который, разумеется, возвышается над «верблюдом», но так или иначе «привязан» к нему, как господин к своему рабу, как хищник к своей добыче, и только, возможно, слегка-слегка касается свободы, и если и способен на какую-либо игру, то только на игру с «жертвой», вокруг «жертвы»; а вот «ребенок» – это, действительно, свобода. И культура, как пайдейя, оттого и есть пайдия – воспитывающая игра, воспитание к игре, священной игре, воспитание через игру. Ибо, как мы уже говорили, всякий этикет, ритуал, мораль, инициация – игра. И ее, этой игры, «священная серьезность» на порядок выше всякой «серьезности серьезного». Сфера игры, священной игры, есть сфера именно человеческого.

Другое дело, что игра, сотворив какой-либо культурный феномен, социальный институт, оставляет после себя зачастую лишь пустую и застывшую форму этого творчества – например, пустые формальные «правила», – и оборачивается не только в свой атавизм – «серьезное», но даже в свою противоположность: в насилие.

Ребенок – это возможность, избыточная возможность действительности; взрослый есть уже, во многом, отсутствие этой «возможности», он уже застыл, «ставшее», и не способен на спонтанную игру, где чистая игра превалирует над правилами, а – лишь на такую игру, хотя бы, где царит примат правил.

В то же время, Хейзинга чётко различает «игру» и «игривость»: игра есть то, что серьезнее серьезного, есть священнодейство, есть то, что пропитано творческим предельным тонусом, исполнено ценностями; игривость же, напротив, есть нечто крайне несерьезное, поверхностное; и в этом смысле, существует проблема смешения понятий и понимания под «игрой» того, что, в сущности, правильнее называть «забавой», «игривостью»; а это, в корне, неверно.

Всякая человеческая деятельность имеет в себе диалектические составляющие «процесса » и «результата ». Так вот, в игре – процесс, насколько игра есть игра, так или иначе доминирует над результатом. Игра – прежде всего наслаждение самим процессом (как, например, писали романтики об искусстве). Насколько в какой-либо деятельности результат превалирует над процессом, настолько там меньше игры как таковой. Результат, разумеется, тоже важен. Но процесс – в игре – важнее, первичнее. И если будет удовольствие, – духовное и телесное, – от самого процесса – будет и соответствующий результат; в самом широком смысле – сама культура. Абсолютное же господство результата есть низведение игры, опять-таки, до поверхности «серьезности», необходимости, и поверхности чистого насилия, т.е. низвержение культуры. В совершенно прагматическом мире нет и не может быть игры, т.е. нет и не может быть культуры. Игра – измерение свободы, сфера ее возможности.

Оттого-то и пишет Хейзинга о том, что в современной ему культуре (первая половина ХХ в.) всё меньше становится именно игры, и, оттого, всё меньше именно культуры, культура вырождается, обращается в свою симуляцию («фальшивая игра», по Хейзинге).

? Хейзинга определяет культуру в трех ракурсах: а) как равновесие духовных материальных ценностей, б) как содержащую в себе некоторое стремление («культура есть направленность и направлена она всегда на какой-либо идеал… идеал сообщества») и в) как власть над природой, – и когда эта «власть» обращается человеком на самого себя, она обретается как долг, – так вот: попытайтесь воссоединить эту ступенчатую обрисовку культуры с ее полаганием, тем же Хейзингой, в качестве игры.

? Как вы понимаете знаменитый афоризм: «Что наша жизнь? – игра»?

? Почему культурный человек (в японской культуре), как замечает Хейзинга, должен говорить не «я слышал, вы любили?», а «я слышал, вы играли любовь?», как вы полагаете?

Какое значение имеет, как вы полагаете, в японской культуре самурая следующий тезис: «то, что для обычного человека серьезно, для Благородного мужа лишь игра»?

? Тематические вопросы :

1) Как вы понимаете тезис Шиллера о том, что человек, играя, раскрывает свою сущность?

2) Раскройте тезис Хейзинги о том, что игра в более значительной степени формирует человеческую культуру, нежели труд.

3) Как вы понимаете мысль Хейзинги о том, что всякая «игра по принуждению» есть лишь имитация игры?

4) Как вы понимаете мысль немецкого философа Гадамера о том, что субъектом игры является сама игра?

5) Прокомментируйте определение игры Бенвенистом: «Игра есть всякая упорядоченная деятельность, которая сама в себе заключает свою цель и не стремится к полезному изменению реальности».

6) Прокомментируйте тезис Гиренка о том, что «мир, в котором запрещено подлинное и разрешено новое, я называю игрой».

D Французский философ Кайюа различает в Игре 4 типа:

1.«Игра-головокружение» – «чистая» игра, творящая, по ходу, сама свои правила и снимающая их в следующее мгновение, «чистое становление»; идеальный тип этой игры – «скоморох Божий», человек «в духе», сингулярное тело, чистое спонтанное движение.

2.Игра-подражание – игра в миметическом пространстве, в рамках определенной, импровизированной или заданной, сцены; игра как воспроизводство знаков Другого – в соответствии с определенным миметическим образцом, центром, этим Другим; идеальный тип этой игры – актер, играющий роль.

3.Игра-состязание – игра в агональном пространстве; игра, предполагающая преодоление Другого, или себя, как этого Другого – если играющий играет с самим собой, своим настоящим состоянием; идеальный тип этой игры – Игра спортивная.

4.«Игра случая» – этот тип игры имеет место в различных «азартных играх», где выпадает определенное число «фишек» или «поле», шарик на рулетке, и этот вид игры включает в себя и то, что зовется «случайностью», «несчастным случаем» или, наоборот, «удачей»; идеальный тип этой игры – «Его Величество Случай».

P.S. Зачастую вышеописанные виды игры имеют место в жизни в довольно смешанном виде и в «чистом» виде встречаются, если вообще встречаются, крайне редко.

? Как вы полагаете, к какому виду игры можно, в той или иной степени, вашу учебу в ВУЗе? Аргументируйте ответ.

? Почему, как вы полагаете, современные спортивные «игры» всё менее именно и гры, а нечто уже другое?

? Подумайте над размышлениями Платона об игре и воспитании:

«Игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, невозможно вырастить из них серьезных, законопослушных граждан… Если же дети с самого начала будут играть как следует, то благодаря мусическому искусству они привыкнут к законности, и в полную противоположность другим детям эта привычка будет у них постоянно укрепляться и сказываться во всём, даже способствовать исправлению государства, если ч то в нем было не так».

«Свободнорожденному человеку ни одну науку не следует изучать рабски… насильственно внедренное в душу знание непрочно… Поэтому, друг мой, питай своих детей науками не насильно, а играючи, чтобы ты лучше мог наблюдать природные наклонности каждого».

? Как вы понимаете следующие мысли Бодрийяра об игре:

«Игра, игровая сфера вообще раскрывает нам страсть правила, умопомрачительность правила, силу, идущую не от желания, а от церемониала… Единственный принцип игры состоит в том, что выбор правила освобождает нас в игре от закона».

«Аморальность игры: мы действуем, не веря в то, что делаем, не опосредуя своим верованием завораживающий блеск чисто условных знаков и лишенного каких-либо оснований правила… игрок… хочет обольстить сам Закон».

«Игра не опирается на принцип реальности. Но не в большей степени опирается она и на принцип удовольствия. Единственная движущая сила ее – очарование правила и описываемой им сферы».

«Основополагающая гипотеза игры гласит: случая не существует… игра оказывается предприятием по обольщению случая».

«Игра – не становление, она не принадлежит к строю желания и к кочевничеству отношения не имеет… Циклическая и возобновляемая – такова присущая ей форма… вечное возвращение – ее правило… Экстаз зациклившегося случая, пленника одной и той же окончательно решенной серии – таков идеальный фантазм игры: видеть, как под выпадами вызова вновь и вновь выпадает всё то же, раз за разом повторяясь и упраздняя разом и случай и закон».

«Игра – система без противоречий, без внутренней негативности. Поэтому ее трудно высмеять. Игру невозможно спародировать, потому что вся ее организация пародийна. Правило играет роль пародийного симулякра».

«Электронные игры – мягкий наркотик, они потребляются точно так же, сопровождаясь таким же сомнамбулическим абсансом и такой же тактильной эйфорией».

¨ Словарь

Агон (греч. agwn) – состязание, борьба, соревнование.

Спонтанность (франц. spontane – самопроизвольный, лат. sponte – сам по себе) – самодвижение, творчество «из ничего», свободная деятельность.

Романтизм – мировоззренческая парадигма в искусстве конца XVIII – начала XIX вв., характеризующаяся особым, открытым и возвышенным отношением к красоте, свободному творчеству, мифу; в позднем романтизме появляется своеобразное ироническое отношение к действительности; основные представители романтизма – Шиллер, Гете, Новалис, А. и Ф. Шлегели, Гельдерлин, Байрон, Жуковский, отчасти Лермонтов и др.; в обыденном понимании, романтик – восторженный, влюбленный, отчасти наивно, но светло, глядящий на жизнь человек, верящий в прекрасное.

Экзистенциальный вакуум – внутренняя душевная и духовная пустота человека, остро переживаемая или томящая.

Эон (греч. aiwn) – весьма полисемичное слово, в зависимости от контекста и дискурса может обозначать «время-событие», «вечность», «век», «духовный уровень», «жизнь» etc.

¨ Библиографический список

1.Гадамер Х. Г. Истина и метод. – М., 1992.

2.Кайюа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. – М., 2003.

3.Ницше, Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. в 2-х тт., т.2. – М., 1990.

5.Хейзинга, Й. Homo ludens. – М., 1992.

6.Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер, Ф. Соб. соч. в 6-ти тт., т.6. – М.: 1957.

7.2. Концепции Фрейда (психоаналитическая) и Юнга

Идущий к самому себе рискует встретиться с самим собой… (К.Г. Юнг)

D Венский психолог Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд подходил к культуре как своеобразному психическому больному, – и как не просто психолог, но создатель своего собственного психоаналитического метода исследования и излечения больных и, в первую очередь, больных истерией. А то, что культура не просто больна, но сама представляет собой определенную болезнь, – для Фрейда являлось вещью несомненной. Культура, как и религия, как, разумеется, и искусство, и мораль, по Фрейду, есть следствие психологической травмы, комплексов человека.

Фрейд постулирует два аксиоматических тезиса: а) человек есть существо, прежде всего и в наибольшей степени, бессознательное : сознание («Я») есть лишь тоненькая пленочка на поверхности хаотического омута бессознательного, которое и определяет поступки и речь человека, и состоит из совокупности вытесненных влечений и инстинктов, – и всё это вытеснение осуществляется тем, что называется «культурой», и само составляет суть этой «культуры»; б) это бессознательное есть насквозь сексуальное бессознательное, и вся человеческая культура, следовательно, есть, по сути, машина вытеснения, подавления сексуальности (этот тезис включает в себя то, что называется «пансексуализмом» и «репрессивной гипотезой»).

Основополагающую структуру психики, формирующую человека как «культурного», т.е. осуществляющую подобное вытеснение, составляет Метафора Отца («Комплекс Эдипа» ), основывающаяся на катастрофическом первичном переживании грудным ребенком разрыва с матерью, точнее с материнской грудью, с которой он, ребенок, как с «хорошим объектом», составляет, по сути, единое целое, и этот отрыв от источника жизни и наслаждения, практически, от части самого себя, и создает ту, с одной стороны онтологическую, а с другой – психологическую, трещину, – след переживания которой впоследствии и формирует Эдипов комплекс как основу культуры.

Первичное переживание ребенком подобного разрыва можно, с точки зрения психоанализа, назвать шизоидно-параноидной стадией, – ребенок впадает в состояние безнадежной оторванности, тотального Страха, которую языком «взрослого» можно выразить следующими словами: «это неизбежная смерть, мать («хороший объект») уже никогда не придет», – это абсолютное одиночество и своеобразная полная «богооставленность».

Следующая стадия этого переживания может охарактеризоваться как стадия маниакально-депрессивная: «мать ушла, но она возвращалась, следовательно, она должна вновь вернуться, а, вдруг, не вернется?…» Т.е. ребенок уже «знает», выработал «условный рефлекс», примитивное «представление» о «цикличности мироздания», что мать вернется, что он вновь обретет с ней единство, голод его будет утолен, одиночество его не абсолютно, а, вдруг, нет… Это стадия бесконечной тревожности, страха и, всё-таки, еще неопределенной неизвестности.

Эти две стадии, впрочем, в некоторой мере, имеющие место в жизни человека, ребенка, с соответствующими изменениями, сопоставимы со стадиями развития человеческого общества, – это стадии торжества фетишизма и матрицентризма в мировоззрении.

Следующая стадия – стадия эдипова, как ее называют психоаналитики. Это период, в который переживание данной оставленности а) снимается первичным осознанием ребенком себя как отдельного целого, – отдельного от матери, и б) неизбывное переживание разделения с матерью фокусируется на фигуре «Отца» (его «метафоре») как том, что бесцеремонно разрывает его, ребенка, с матерью.

Эдипова стадия – в плане культурного развития общества, есть эпоха обращения к патриархату: появлению индивида – раз, и власти как таковой, возможной лишь над индивидом, но заново ею стираемым, – два.

Это изначальное переживание первичного разделения с «матерью природой» неизбежно формирует общий для всех людей комплекс , – т.е. серию представлений, связанных одним сильным аффектом, по Фрейду, – и этот комплекс является определяющим для формирования как человека, так и всей культуры, комплекс, выражающийся в желании властвовать над матерью и устранить власть отца; в роли фигуры Отца, например, может выступать «бог», «вождь» или что-то в том же роде; и в то же время – еще сильнее обратная тенденция: извечное человеческое желание подчиниться, стереть себя заново, имеющее корни в том же «комплексе», – возводит эту спроецированную фигуру, «бога», в объект поклонения, в том числе и в форме «обожествления» власти, властителя.

Фрейд, и его последователи, описанный аффект, связанный с эдиповым комплексом называют «любовью», однако вернее его называть, наверное, «властью», «стремлением к власти», – ибо какая же это любовь: это уже желание власти и ничего более. И эдипов комплекс, можно сказать, есть комплекс неполноценности ; точнее, лишь частный случай комплекса неполноценности – главного источника стремления к власти.

Но вернемся к Фрейду. На эдиповой стадии развития ребенка (и человечества) ребенок (человек) начинает пытаться овладевать своей «второй половиной», матерью, «природой», которая его то и дело незаслуженно оставляет, и которую он оттого и хочет приручить, овладеть, – дабы быть вполне и всегда слитым с ней, быть счастливым и прочее, преодолеть эту первичную трещину своего существования, тревожащую и беспокоящую его, обрести целостность и, главное, устранить своего «соперника» – любого, кто подпадает под сферу определения «метафоры Отца». И процесс этого «овладения», во всём своём весьма амбивалентном спектре, и есть, по Фрейду, культура, выражающаяся в магических, символических сценах и актах.

Фрейд хорошо описывает подобную деятельность, первичную культурную, посредством описания игры ребенка «fort\da», – когда он, Фрейд, наблюдал ребенка, отбрасывающего сперва некую игрушку на ниточке от себя, а затем притягивающего ее обратно, к себе, издавая при этом звуки, подобные словам fort («вперед») и «da» («вот», «здесь»): вперед/назад. Т.е., как интерпретирует Фрейд эту игру, ребенок, не желающий чтобы мать от него уходила, но отнюдь не способный никак воспрепятствовать ее уходу, посредством этой игры символически овладевает матерью, ее уходом и возвращением; когда он хочет, он, символически, возвращает ее, и в то же время может и дать сам ей уйти, – дабы вновь испытать удовольствие от власти над ней, ее возвращением: притянуть игрушку к себе.

И в этом – первичный смысл культуры: овладение, символическое, магическое природой, «матерью природой», от лона которой человек изначально выброшен, в отличие от всех прочих живых существ, разорван с нею, и оттого вынужден компенсировать культурой, символикой, это онтологическое зияние, тотальный страх и неизвестность.

Первичное стремление осуществить свою власть, по Фрейду, излить либидо , фрустириуется а) принципом реальности, – природными и социальными внешними условиями, и б) культурной реальностью, интериоризованной в индивиде, в зазор его разрыва с «матерью», «природой», как собственный комплекс Эдипа, – в этом смысле культура представляет собой инструмент, технику и след подавления человеческих влечений к удовольствию, т.е. своего рода власть; в то же время, и индивидуальное влечение, также представляющее собой стремление к власти, натыкается на эту властную, как внешнюю, так и внутреннюю, структуру, называемую культурой, – и как уже производное этой структуры, происходит «сублимация » человеческих эротических влечений, в русле той же культуры, создания ее, ее ценностей: человек, вроде как раб, работает на своего господина, культуру, на ее господство. Порочный круг власти.

Впрочем, Фрейд называл то, что мы называем здесь «стремлением к власти» – «сексуальным влечением», однако, если попытаться хоть немного понять суть описываемых Фрейдом явлений, например тот же «комплекс Эдипа», то мы вскоре поймем, что вся фрейдовская «сексуальность» есть не что иное как стремление к власти и удовольствию от воплощения этой власти, – побочным продуктом коей, впрочем, отнюдь не всегда, оказывается и «сексуальная разрядка». Чистое половое влечение (условно назовём его «эрос»), уже всегда выступает у Фрейда в своём искаженном и отчужденном виде, – как стремление к обладанию, стремление к власти, а отнюдь не чистый эрос.

Способ получения удовольствия от этого «властного», в первую очередь, процесса может быть либо садистским, либо мазохистским; впрочем, и различные культуры могут истолковываться исходя из ключевых стратегий их бытия и получения «удовольствия»: «фаустовская» культура, например, есть культура более «садистская», русская – более «мазохистская» etc. В первом случае: удовольствие от власти над другим, во втором – большее упоение от переживания власти и насилия другого над тобой.

Предмет исследования психоаналитика – речь пациента; а эта речь, прежде всего, есть речь, – «свободная ассоциация», – о сновидениях; сновидения, по Фрейду, есть «райские врата в бессознательное». Там, где данная речь сбивается, плутает и плутует, пытается обойти некие собственные «подводные камни» – там, значит, и «лежит» некий комплекс, ключ к заболеванию. Образы сновидений – основа мифологических образов; принципы, по которым формируются эти образы – сгущение (метафора, сходство) и смещение (метонимия, смежность); и одна из важнейших проблем психоаналитика – понять, по какому принципу, здесь и теперь, вьется вязь как сна, так и речи об этом и том же сне пациента (или всей культуры): метафорическому или метонимическому. Сюда же можно отнести известные исследование Фрейдом разного рода «оговорок», «оделок», «описок».

? Тематические вопросы :

1) Прочитайте миф и трагедии об Эдипе. Как вы сами понимаете этот миф?

2) Прочитайте и истолкуйте миф и трагедии об Электре (напр., Эсхила «Хоэфоры», Софокла «Электра», Сартра «Мухи»). Истолкуйте его.

3) Прочитайте и истолкуйте миф о Нарциссе (см. «нарциссизм»); как в свете фрейдовской концепции вы можете его истолковать?

4) В свете вышеизложенного, прокомментируйте определение культуры неофрейдистом (последователем учения Фрейда) Маркузе: «Культура – это методическое принесение либидо в жертву, его принудительное переключение на социально полезные формы деятельности и самовыражения».

5) Как вы понимаете мысль Бердяева относительно «эдипова комплекса»: «Кровосмешение Эдипа, соединение с матерью было пределом ужаса. В нем человек как бы возвращается туда, откуда изошел, т.е. отрицает факт рождения, восстает против закона родовой жизни»?

6) Подумайте над опровержением психоанализа Бодрийяром: «Психоанализ, воображая, будто занимается болезнями желания и пола, в действительности имеет дело с болезнями соблазна… Лишиться соблазна – вот единственно возможная кастрация».

D В отличие от Фрейда, швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг а) утверждает, что психическая энергия человека не есть исключительно энергия «сексуальная», а есть энергия более глубокого порядка, которая только может выражаться и как сексуальная, и как воля к власти, и как художественное творчество и т.д., и б) постулирует бессознательное «коллективное», т.е. представляющее собой не лишь вытесненные «отложения» позывов психической жизни индивидуального человека, но, кроме того, и всю совокупность предыдущего опыта человечества в виде так называемых архетипов , т.е. парадигм (моделей-образцов) создания символов и образов, – художественных, мифологических, религиозных, сновиденческих etc. Культура, в этом смысле, определяется как своеобразное выражение, актуализация, объективация архетипов.

Юнг полагает наличие в психике человека нескольких архетипов, в частности – Анимы, Анимуса, Самости, Тени, Персоны.

Анима (лат. Anima – душа) – парадигма «женщины» в душе человека; она может выражаться как Муза, Вечная Женственность, Вечная Женскость, определять «выбор объекта» (объекта любви) человек; поскольку в априорную (т.е. изначальную) форму Анимы отлагается всё вытесненное культурой, у мужчины – в первую очередь всё «женское», то бессознательное мужчины, в большей степени, оказывается женским, под «властью» Анимы, а у женщин, напротив – мужским (под «властью» Анимуса);

Сам Юнг пишет об Аниме следующее:

«Анима питает пристрастие ко всему, что бессознательно, темно, двусмысленно и неопределенно в женщине, к ее тщеславию, холодности, беспомощности, непоследовательности…»

«Анима представляет собой архетип витальности. Сама жизнь являет себя мужчине как Анима… И тайна женщины в том, что источник жизни для нее – Анимус, который она принимает за Эрос…»

«Анима всегда есть a priori настроений, реакций, импульсов, всего того, что психически спонтанно. Она живет из самой себя и делает нас живущими…»

«То, что не принадлежит мужскому «Я», является, по всей видимости, женским… Всё относящееся к Аниме нуминозно, т.е. безусловно значимо, опасно, табуировано, магично… Анима консервативна».

«Античному человеку Анима являлась либо как богиня, либо как ведьма; средневековый человек заменил богиню небесной госпожой или церковью; десимволизированный мир привел сначала к нездоровой сентиментальности, а потом к обострению моральных конфликтов… Анима обнаруживается преимущественно в проекциях на противоположный пол, отношения с которым становятся магически усложненными…»

«При одержимости Анимой, например, больной пытается кастрировать самого себя, чтобы превратиться в женщину или, наоборот, боится, что с ним сделают что-нибудь подобное».

Анимус (лат. Animus – дух, разумная душа) – прообраз, форма образца мужчины в душе человека; может выражаться как олицетворение мужского начала, «рыцаря», «героя».

Вот что пишет Юнг об Анимусе:

«Естественная функция Анимуса (как и Анимы) – пребывать между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным… Анимус и Анима должны функционировать как мост или дверь, что ведут к образам коллективного бессознательного…»

«Анимус предпочитает проецировать себя на некие «духовные» авторитеты и всякого рода «героев» (включая певцов, артистов и спортсменов). Анима питает пристрастие ко всему, что бессознательно, темно, двусмысленно и неопределено в женщине, к ее двусмысленности, к ее тщеславию, холодности, беспомощности, непоследовательности… В процессе индивидуации по отношению к Эго-сознанию они могут выступать как некое женственное проявление в мужчине и мужское – в женщине. Анима ищет соединения, Анимус желает отличаться, выделиться и познать…»

«Это (Анимус) архетип смысла, подобно тому как Анима представляет архетип жизни».

Персона – архетип, олицетворение «маски» человека, форма его «социального лица», словно оторвавшееся от «хозяина», либо заменившее его совсем собой, и повернувшееся теперь к нему самому своим «лицом».

«Персона представляет собою некое промежуточное состояние между Эго-сознанием и объектами внешнего мира… персона должна быть своего рода мостом в этот мир…»

«Персона это то, чем человек в действительности не является, но в то же время то, чем он сам, равно как и другие, себя считает».

Самость – ключевой архетип психики человека, его подлинная Личность, олицетворение его Единства с самим собой, самотождественность; Самость много более глубока, нежели поверхностное человеческое «Я», о которой человек, может быть, зачастую и не догадывается, но которое, бессознательно, держит его и напоминает о самотождественности; Самость может выражаться, в сновидениях например, в образах старца, Бога.

Мандала (Четверица) – архетип, во многом соотносящийся с Самостью, представляющий собой олицетворение, символ единства мироздания, восприятие его в виде четверицы (четыре стороны света, четыре измерения, четыре Евангелия, образ креста, свастики etc.), как нечто целостное, системное.

Тень – архетип, олицетворяющий изнанку человека, его «темную» сторону, то, что человек, сознательно или бессознательно, пытается вытеснить, скрыть от самого себя, некая «страшная правда» о нем самом, своеобразная компенсация «дневной жизни» человека, ее зазеркалье.

«Тень персонифицирует всё, что человек отказывается признавать в самом себе».

«Встреча с самим собой означает прежде всего встречу с собственной Тенью; это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости».

? Тематические вопросы :

1) Приведите примеры из литературы, в которых так или иначе олицетворяются архетипы Тени или Персоны.

2) Раскройте, в свате вышесказанного, античный миф об Эросе и Психее.

3) Раскройте, в этом аспекте, поэму Есенина «Черный человек».

4) Персонификация какого архетипа, в большей степени, как вы полагаете, осуществлена в повести Достоевского «Двойник»: Персоны или Тени?

5) С точки зрения архетипа Самости раскройте суть рассказа Чехова «Черный монах».

6) Приведите примеры репрезентации Анимы в отечественной поэзии.

7) Как вы понимаете следующие замечания Юнга:

«Главная опасность заключается в искушении поддаться чарующему влиянию архетипов»;

«Я говорю «бессознательное», но с тем же успехом могу говорить «Бог», «демон», нечто мифологическое»»;

«Инцест нагружен религиозным содержанием… сексуальность имела для меня значение, как выражение некоего хтонического духа – злой личины бога»;

«Всё, что раздражает нас в других, позволяет понять самих себя»;

«Первобытная тьма сопричастна глубинной материнской тайне… стремление увидеть свет есть стремление обрести сознание».

8) Попытайтесь сопоставить и сравнить понятия «прасимвола» у Шпенглера и «архетипа» у Юнга.

W Рассуждения Юнга и других философов об архетипе; попытайтесь понять их в свете изученного:

«Архетип – это пояснительное описание платоновского eidoV». (К.Г. Юнг)

«Архетипы определяются не содержанием, но формой, да и то весьма условно… эту форму можно уподобить осевой системе кристалла… сам по себе архетип пуст и чисто формален, не что иное как facultas praeformandi (способность к оформлению), некая априорная возможность формообразования». (К.Г. Юнг)

«Подлинная природа архетипа не может быть осознана, она трансцендентна». (К.Г. Юнг)

«Архетип… это образ, корни которого находятся в наиболее глубинном бессознательном… образ, живущий жизнью, которая не является нашей личной и которую можно изучать лишь сообразуясь с некой психологической археологией…. Архетипы – это движущие символы». (Г. Башляр)

«Архетипы… это серия образов, подводящих итог опыту предшествующих поколений в отношении типичных ситуаций, т.е. в обстоятельствах, не приложимых к одному единственному индивиду, а способных навязать себя любому человеку». (Р. Дезуайль)

¨ Словарь

Амбивалентность (от лат. ambo – «оба» и valentia – «сила») – разнонаправленность чувств, стремлений: «и хочется и колется» (страх, смешанный с желанием, например).

Бессознательное – в психоанализе Фрейда: резервуар, отстойник несбывшихся влечений, неутоленных надежд и прочей вытесненной «сексуальности», «шевелящийся хаос», так и норовящий выплеснуться тем или иным образом, порвать тонкую пленку «сознания», «воплотиться». Первая схема психики, по Фрейду, включала в себя «бессознательное – предсознательное – сознание», впоследствии она выглядела уже следующим образом: «Оно (бессознательное) – Я (Сознание) – СверхЯ (след, осадок эдипова комплекса)».

Комплекс кастрации – в психоанализе Фрейда: первичное столкновение ребенка с тем, что у взрослых называется различием полов: ребенок, сталкиваясь с присутствием/отсутствием пениса, вынужден, дабы разрешить страшную «загадку» и преодолеть тем самым возникшие в связи с этим фобии (например, «лишиться пениса») или зависть, выстраивает, в фантазии, некоторый миф – объяснение неизвестного; фантазм, вызванный данным комплексом – яркий пример производства всякой мифологии; комплекс кастрации – вариация комплекса неполноценности.

Комплекс Электры – в психоанализе Фрейда: бессознательное влечение девочки к отцу как к обладателю фаллоса, сиречь власти, компенсируя собственную неполноценность, стремление «обладать обладателем», и оттого – негативное отношение ее к матери, как к «сопернице»; комплекс Электры более поверхностный и не столь всеобщий комплекс, как комплекс Эдипа, более, если угодно, «культурный», не столь первичный.

Либидо (лат. libido – «желание», «половое влечение») – психическая энергия полового влечения; «Либидо… мы называем этим термином энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить словом «любовь»». (З. Фрейд)

Мандала – в аналитической психологии Юнга: ключевой символ, матрица целостности мироздания – круг с вписанным крестом (в динамическом изображении – свастика); принципиальная модель Мандалы – 3+1, состоящая из трех «обычных» частей и одной «странной»; другой вариант выражения Мандалы – Кватерность (Четверица); впрочем, внутренняя структура мандалы может быть и другой, более геометрически множественной; «Мандала является символом индивидуации…» (К.Г. Юнг)

Нарциссизм – в психоанализе Фрейда: фиксация либидо человека на самом себе; в широком смысле – «любовь к себе любимому», страсть к самолюбованию; существует нарциссизм первичный, – и стадия развития ребенка, последующая анальной и оральной и предшествующая гениальной (в соответствии с зоной фиксации наслаждения в тот или иной этап развития), – и психическая травма, случившаяся в данный период развития, «запрограммировавшая» человека всю дальнейшую жизнь «любоваться собой», – переходящая в нарциссизм вторичный; нарциссизм следует четко различать с эгоизмом. Культуру, в этом смысле, даже можно, наверное, представить как зеркало, в котором человек любуется самим собой.

Сублимация (от лат. sublimes – высокий, возвышенный, возвышающийся) – процесс перевода энергии безличных «сексуальных» влечений человека в энергию личного творчества.

Фрустрация (лат. frustratio - «обман», «тщетное ожидание») – ограничение, задержка осуществления какого-либо влечения, желания, в связи с некоторыми объективными обстоятельствами, определенной здесь и теперь невозможностью

Эрос – в психоанализе Фрейда: влечение к жизни; противоположность Эроса – Танатос (греч. qanatoV - смерть) – бессознательное влечение к смерти; с другой стороны, Эрос, у Фрейда, зачастую оказывается амбивалентным (двойственно, противоположно направлен) и проявляется как разрушение, саморазрушение, влечение к смерти – в значительной степени это происходит от того смешения в понимании Любви и Власти, как то имеет место быть во фрейдовском мироощущении; а стремление к власти, разумеется, в значительной степени, есть эффект влечения к смерти.

¨ Французский психоаналитик Жак Лакан предложил свою, довольно оригинальную и доводящую «до ума» концепцию Фрейда, «филологическую» трактовку вышеизложенной схемы психики, где «Оно – Я – СверхЯ» определяются как «реальное – воображаемое – символическое»; «реальное » – принципиально невыразимое в языке бессознательное, вытесненное, однако всегда уже «структурированное как языковая деятельность»; «воображаемое » – индивидуальная форма представления «реального» в Я; «символическое » – интериоризированная система культурных символов, знаков, определяющая поведение и поступки человека.

? «Стадия зеркала », по Лакану, есть период в жизни ребенка, когда он осознает себя как «Я», т.е. существо, имеющее целостное единство, душевное и телесное: другие, обращающиеся к нему, как индивидуальному существу, одновременно, полагают его в нем как единичность, и отчуждают его от себя самого как другого, т.е. созданного другими, навязывая ему его культурный образец («символическое»). Сопоставьте «стадию зеркала» и миф о Нарциссе, – как символ и процесс окультуривания человека.

¨ Библиографический список

Маргиналы

Маргиналы – обозначение личностей и групп, находящихся на окраинах, на обочинах или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций…

Маргинальная ситуация…бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества,…форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества. …Многие обновляющие гендеции в духовной истории человечества(мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологичекие, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации – всё это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. …в мире начался бурный процесс становления так называемых неформальных общественных движений – просветительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., - движений, смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп…

Однако есть проблема, представляющая трудность для современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом превентивного беззаконного насилия…Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое философское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают антидемократические формы сознания.



(Е.Рашковский)

1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор?

Сформулируйте собственное определение понятия маргиналы.

Ответ:

1) две особенности, например маргиналы

Не принадлежат к определённой социальной группе данного общества;

Оказались за рамками господствующих социокультурных норм и традиций;

2)собственное определение, например: маргиналы – индивиды (или социальные группы), занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями(утратившие свой прежний социальный статус, лишенные возможности заниматься привычным делом, вынужденные адаприроваться к новой социокультурной среде).

Может быть сформулировано иное верное определение.

Ответ:

1) маргиналы примыкают, но не принадлежат к определённой социальной группе данного общества;

2) их поведение не соответствует принятым в обществе нормам;

3) они поставлены общественным развитием на грань двух культур, различающихся по своим традициям.

Ответ:

1) пять причин (урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородны этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации);

одна из причин проиллюстрированная примером. Скажем, в 20-30 гг.хх в. В ходе индустриализации и урбанизации в СССР на стройки, фабрики, заводы, транспорт пришли, как их тогда называли, новые рабочие – вчерашние крестьяне. Многие из них не имели навыков индустриального труда, не представляли особенностей городской жизни.

Промышленные предприятие, городская культура и городской образ жизни оставались чуждыми, а подчас и враждебными вчерашним хлебопашцам.

4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталитаристские и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чём заключается общественная опасность каждой из них.

Ответ:

1)названы две идеологии, например

2)объяснение их общественной опасности. Например, сторонники расистской теории полагали, что в природе существует железный закон пагубности смешения видов.

Смешение(метизация) приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе естественного отбора более слабые, расово неполноценные существа должны погибнуть.

Этот примитивный дарвинизм нацисты переносили на человеческое общество, считая расы естественными биологическими видами. Отсюда делался вывод о необходимости расовой гигиены очистки и возрождения германской арийской расы с помощью народного сообщества людей немецкой крови и немецкого духа в сильном, свободном государстве.Неполноценные расы подлежали подчинению или уничтожению.

Приход к власти к фашистам в Германии в 30е гг. хх в.

Привёл к так называемому новому порядку и предельно жестким средствам его утверждения(тотальный, в том числе идеологический, массовый террор; шовинизм; переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к чуждым национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации), что в конечном счёте обусловило развязывание Второй мировой войны.

5. Назовите любые три характеристики общества как динамической системы.

Ответы:

1)целостность

2)состоит из взаимосвязанных элементов;

3)элементы изменяются с течением времени;

4)меняет характер взаимосвязи межу системами;

5)меняется система в целом

6.Приведите три примера, иллюстрирующие конституционное положение о светском

характере современного Российского государства

Ответ:

1)взаимоотношение школы и церкви (запрещение работы в государственной

Школе священнослужителей, запрещены религиозной пропаганде в школе);

2)равенством всех конфессий в Российской Федерации (равный доступ к получению

Образования, равные гарантии в соблюдении прав)

7.Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не

Человек, а только <кандидат в человека>.

Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка <кандидатом в человека>

(сформулируйте три суждения).

Ответ:

1)определение человека как существа культурного (общественного, социального),

А не только биологического;

2)объясните различий в понятиях <индивид>, <индивидуальность>, <личность>;

3)указание на роль социализации (воспитания, обучения, общения с другими людьми)

В развитии личности;

4)суждение о том, что речь (сознание, мышление) человек может развиться только в

Общении с другими людьми (только в обществе).

8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме <Право в системе

Социальных норм>. Составьте план, в соответствии с которым вы будете

Освещать эту тему.

Ответ :

1)система социальных норм;

2)признаки правовых норм;

3)отличия права от других видов социальных норм;

4)право и мораль.

1) философия-<Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку

Он служит ему>.(А. Франс)

2)Социальная психология-<Вершина нас самих, венец нашей оригинальности –

Не наша индивидуальность, а наша личность>. (П. Тейяр Де Шарден)

3)экономика-<Инфляция- золотое время для возврата долгов>. (К. Мелихан)

4)Социология-<Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет

Под свой контроль ритм истории>. (Р. Дарендорф)

5)Политология-<Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют>.

6)Правоведение-<Я вижу близкую гибель того государство, где закон не имеет силы

И находится под чьей-то властью>. (Платон)

Бернар Вербер

Как часто можно услышать от людей фразу о том, что они что-то понимают или даже осознают, в то время как все их дальнейшие поступки и рассуждения ясно показывают, что этого понимания у них на самом деле нет. А ведь одно дело не понимать чего-то и знать об этом, и совсем другое, ошибочно думать, что ты это понимаешь. В последнем случае человек обманывает сам себя и даже не догадывается об этом. И в итоге, это приводит к тому, что он закрывается от полезной для него информации, просто переставая уделять ей свое внимание и анализировать ее. Вот чтобы этого не происходило, чтобы каждый из нас действительно понимал то, что он хочет понять и что ему нужно понять, я решил написать эту статью, в которой объясню вам, уважаемые читатели, каким должно быть истинное понимание чего-либо, неважно чего, и как к нему можно прийти.

С чем путают понимание?

Вначале, друзья, давайте с вами выясним, что не является пониманием, но с чем его часто путают. А путают понимание многие люди с хорошей памятью и с тем, что принято называть очевидными вещами, прописными истинами, в общем с тем, что все прекрасно знают. Но понимание к памяти практически никакого отношения не имеет. Конечно, что-то вам нужно помнить, из того, что вы понимаете, но само по себе запоминание какой-либо информации к пониманию не приводит. То же самое можно сказать и о так называемых очевидных вещах, которые порой только кажутся очевидными, но в них мало кто должным образом разбирается, и о прописных истинах, которые могут быть у всех на слуху и на языке, и каждый может кидаться заумными фразами или словечками, при этом будучи не в состоянии их должным образом объяснить. Иначе говоря, все то, что находится в вашей памяти и что вы много раз слышали – вы совсем необязательно можете хорошо понимать. Хотя вам будет казаться, что вы это понимаете, поскольку вам эта информация знакома.

Понятно, что когда тебе часто высказывают какую-то мысль, то ты ее так хорошо запоминаешь, что начинаешь считать своей. Люди в таких случаях обычно говорят, что они много раз об этом слышали, поэтому не считают повторенную в сто первый раз мысль, важной. Вот только если попросить их объяснить эту мысль, попросить рассказать их о том, как к ней можно прийти, какие следствия из нее следуют, какие выводы можно сделать на ее основе – то вот тут уже не всякий человек может что-то вразумительное сказать. То есть, если вы понимаете мысль – развейте ее. А если вы ее просто запомнили – это не понимание, друзья. С поведением дела обстоят аналогичным образом. Если вы что-то понимаете, вы обязательно подкорректируете свое поведение в соответствии со своим пониманием. А если человек говорит, что он понимает что-то, но поступает при этом вопреки этому пониманию, тем самым наступая на одни и те же грабли и таким образом вредя себе, то какое же это понимание. Мой любимый пример здесь – это ответственность. Мы все с вами много раз слышали о том, что для решения практически всех жизненных проблем – человек должен в первую очередь взять ответственность за свою жизнь на себя. Избитая мысль, не так ли? Это, так называемая, прописная истина, о которой многие знают. Знать-то знают, но многие ли ее понимают? Многие ли люди берут ответственность за свою жизнь на себя, чтобы обрести чувство свободы и с его помощью начать решать свои проблемы и добиваться любых жизненных целей? Не многие, согласны? Ну вот, а при этом они говорят, что понимают эту мысль.

Так что друзья, запомните пожалуйста – если вы что-то много раз слышали или что-то очень хорошо запомнили – это не означает, что вы это понимаете. Вот ниже мы с вами выясним, что значит действительно что-то понимать.

Что такое понимание?

Теперь давайте ответим себе на вопрос – что такое понимание? Если заглянуть в толковый словарь Ожегова, то там будет сказано, что понимание – это способность человека осмыслять, постигать содержание, значение и смысл чего-нибудь. Звучит неплохо. Но что значит осмыслять? Как постигать содержание, смысл, значение чего-то? Что для этого нужно делать? Давайте разбираться.

Если говорить о постижении содержания чего-нибудь, то здесь речь идет об анализе этого чего-то, то есть, о разложении его на составные части, с целью изучения его конструкции. Так можно изучать многое. Даже одна мысль, если в нее вдуматься, имеет связь с другими мыслями, из которых она и формируется. Какой-то элемент ее конструкции является основным, другие элементы второстепенны, но все они связаны друг с другом. Поэтому чтобы постичь содержание чего-нибудь – нужно понять, из чего оно состоит и от чего зависит. Никакая мысль не рождается на ровном месте, она всегда является ответом на какой-то возбудитель, который определяет ее смысл. Вот понимая, что вызвало появление той или иной мысли, это если мы именно о мысли говорим, а также зная, из каких составных частей она состоит – вы сможете постичь ее содержание.

Когда же мы говорим о значении чего-нибудь, то здесь важно понимать, какими функциями обладает то, значение чего мы хотим понять. Неважно, идет ли речь о каком-нибудь устройстве, природном явлении или о все той же человеческой мысли – мы должны выяснить, для чего она предназначена, какую работу она выполняет, какие цели преследует, какими функциями обладает. Например, карандаш – это не просто грифель в деревянной оправе, это с точки зрения его конструкции можно о нем так сказать, это еще и то, ради чего он предназначен. Какая основная функция у карандаша? Для чего он нужен? Чтобы писать, рисовать, верно? Вот с этой точки зрения, с точки зрения его функциональности мы о нем в данном случае и размышляем, чтобы понять, чем он является. У человеческой мысли тоже есть разные функции и определенное предназначение. От одних мыслей людям становится хорошо, от других плохо, одни побуждают их к действию, другие наоборот, вынуждают опускать руки. Вот когда вы видите, знаете или хотя бы предполагаете, с какой целью человек делится своими мыслями с другими людьми, в частности с вами, вы можете понять эти мысли и понять самого человека. Зачем и почему он что-то написал, сказал, показал? – Этот вопрос вам нужно задавать себе каждый раз, когда вы хотите понять другого человека, — его слова, поступки, мысли, мечты, желания. Ищите причину, вызвавшую что-либо, и ищите цель, которую что-то или кто-то преследует, чтобы понять, откуда что-то приходит и куда уходит.

Что касается постижения смысла чего-нибудь, то здесь я считаю, важно понимать какую роль выполняет то, что мы хотим понять, в той системе, в которой оно существует. Ну, под системой мы можем понимать, как какую-то ограниченную среду, в которой кто-то или что-то существует и кого или что мы хотим понять, так и в целом весь наш мир. Ну вот, к примеру, хотим мы понять, почему происходят землетрясения, и для этого нам нужно узнать не только то, что их вызывает, те же тектонические процессы, но и то, для чего они нужны, то есть, какую роль в жизни планеты играют землетрясения? Ведь ничто не происходит просто так, у всего есть свое предназначение, своя задача, своя цель, своя роль. Вот когда мы понимаем, в чем именно заключается эта роль, и для чего она нужна системе – мы постигаем смысл этого чего-то. Ну и говоря об осмыслении чего-то – мы сводим воедино все эти вещи. То есть, мы изучаем что-то, будь то материальный объект или какая-то мысль, с точки зрения того, как оно устроено и как все элементы ее конструкции зависят друг от друга, затем то, какими функциями оно, как целое, обладает, и какими функциями обладают те части, из которых оно состоит. А также нам необходимо узнать о том, какую роль играет это что-то, в рамках, как целой системы, под которой мы можем понимать весь наш мир, так и в рамках той подсистемы, то есть, какой-то ограниченной среды, в которой это что-то существует. Вот тогда мы сможем сказать, что действительно понимаем это что-то, будь то материальный объект или какое-то явление, или кем-то высказанная, написанная мысль, идея.

У всего в этом мире также существует свой жизненный цикл, в который укладывается вышеизложенная модель понимания чего-нибудь. Поэтому для полного понимания того, что мы хотим понять, нам обязательно нужно смотреть на это что-то в контексте времени, а не просто как на что-то такое, что происходит или существует исключительно здесь и сейчас. Вот возьмем, к примеру, человеческую мысль – как вам узнать, что вы ее поняли? Вы можете разложить ее на составные части, можете дать определение тем словам, из которых она состоит, можете связать эти слова с какими-то объектами и процессами, которые они означают. Все это позволит вам понять, о чем идет речь, но не даст понимания самой мысли, как одного из элементов огромной матрицы мыслей, у которой, наверное, и конца нет. А без этого, более целостного и широкого понимая чьей-то мысли, вы не сможете понять ее природу, ведь для этого вы должны изучить причинно-следственную связь, частью которой она является, чтобы узнать о том, из каких других мыслей она сформировалась, или лучше сказать, когда и благодаря чему она родилась. И, что тоже очень важно, вам нужно развить эту мысль – продолжить, так сказать, ее жизнь, чтобы вписать ее в систему других мыслей и в общую картину мира, и таким образом довести ее до того момента, когда она станет неактуальной, ненужной, то есть, до ее смерти. Мысли рождаются, живут и умирают, оставляя после себя результаты тех дел, которые люди делали, руководствуясь этими мыслями. Какие-то мысли, как мы знаем, живут очень долго, можно даже сказать, вечно. И это ведь тоже не случайно, согласитесь. Таким образом, изучив чужую мысль – вы легко сможете на ее основе создать и свою собственную, по-своему уникальную мысль, которая будет иметь тот же смысл, но другую форму. Этим вы докажете себе, и если надо, то и другим людям, что вы поняли чужую мысль, чужую идею, потому что смогли ею воспользоваться, чтобы создать что-то свое.

Поэтому если вы хотите что-то очень хорошо понять – постарайтесь описать, объяснить, пересказать это своими словами, так вы сможете найти, увидеть, изучить все то, о чем написано выше. Ведь конструкцию чего-либо, можно и своими словами описать, верно? Не зря же у различных слов и понятий существует множество определений, и все они могут быть по-своему верные, в зависимости от того, какие свойства этих понятий они отражают. И функции чего-то, — какой-то мысли, материального объекта, явления, тоже можно представить по-другому, по-своему, проведя аналогии с другими мыслями, объектами или явлениями, в зависимости от того, что именно вы старались понять. И даже можно найти новый смысл в чем-то уже известном, если постараться, ибо мир настолько загадочен, что мы всегда будем узнавать что-то новое о том, о чем уже хорошо знаем. Вот это умение – своими словами объяснить что-то, я называю пониманием. Вообще, когда мы что-то передаем своими словами, ну или стараемся передать, естественно, не искажая при этом смысла информации – мы лучше видим все те составные части и связи между ними, из которых состоит наше послание, или та мысль, которую мы передаем другим людям. Пониманию, как я уже сказал, очень хорошо способствует умение проводить аналогии между тем, что вы хотите понять, с чем-то похожим по смыслу. Причем чем детальнее будет эта аналогия, тем лучше вы сможете что-то понять. Ведь чем больше сходств и различий мы видим в различных вещах, тем более глубоким становится наше их понимание.

Что мешает пониманию

Пониманию человеком чего-либо, обычно мешают его сильные установки относительно этого. Люди не любят менять свое устоявшееся мнение о чем-то, что они уже, как им кажется знают и понимают, по разным причинам, в том числе и по причине лени. Ведь так просто придерживаться одной единственной точки зрения касательно чего-то или кого-то, не утруждая себя размышлениями об этом. Вообще, я вам скажу, укоренившиеся установки – это капкан для человека. Разумность человека, я считаю, определяется как раз-таки его способностью изменять свое мнение относительно чего-либо, по мере получения им новой информации. И наоборот, если человек не желает менять свои убеждения, независимо от предоставленных ему доказательств того, что его убеждения неверны – это признак неразумности. Костное мышление, привычки, приверженность своим установкам, убеждениям, фанатизм, слепая вера во что-либо – все это свидетельство неразумности. Люди из-за этого всегда страдали и будут страдать, пока не изменятся. В данном случае проблема заключается не в неспособности, а в нежелании человека что-либо понять. И это, заметьте, причиняет большой вред прежде всего ему самому, а нередко и зависящим от него людям.

Спешка и суета – тоже очень сильно мешают пониманию! Это вообще одна из самых серьезных проблем нашего времени. Людям стало некогда, не только что-то понимать, но и вообще жить. В больших городах это особенно заметно. Это настоящее безумие – все куда-то спешат, все что-то делают постоянно, все, ну или почти все, очень много говорят и мало слушают – мозг вообще в таких случаях не работает – он просто отражает все то, что получает из внешнего мира. В итоге, люди слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, знают, но не понимают. А все потому, что им просто некогда что-то слышать, некогда что-то видеть, некогда что-то понимать. Им надо спешить, у них дела, много дел, которые, как им кажется, важны для них. Люди вынуждены сегодня конкурировать друг с другом – их заставляют это делать, чтобы они смогли выжить, чтобы смогли обеспечить себе хорошую жизнь, поэтому им нужно много работать, очень много. Но зачем и для кого они работают – они не понимают. Они не понимают также и то, что для хорошей жизни совсем необязательно с кем-то конкурировать, есть и другие пути к лучшей жизни – это прежде всего их собственные пути. Ведь конкурировать с кем-то – это значит играть в чужую игру, на чужом поле и по чужим правилам, в то время как вы можете играть в свою собственную игру, по своим собственным правилам и на своей собственной территории. Только для этого нужно эту игру придумать. Но как это сделать, а вернее, когда это делать? – Некогда. Люди ведь так заняты, они ведь играют в чужую игру. А те люди, которые когда-то придумали свою собственную игру и хорошо в нее сыграли, которые стали первыми в чем-то – сумели добиться в жизни большого успеха. Остальные же вынуждены конкурировать, потому что они подражают, а не творят. И у них нет возможности вырваться из этого капкана, потому что у них нет времени на то, чтобы понять, как устроена жизнь, какие правила в ней существуют, как играть по этим правилам и нужно ли вообще это делать. Спешка и суета – это образ их жизни, и это настоящее наказание для них.

От восприятия также зависит, насколько хорошо человек сможет что-то понять. Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию, они по-разному воспринимают реальность, по-разному воспринимают себя и других людей, а следовательно, и по-разному все эти вещи понимают. Само по себе восприятие зависит от многих факторов – начиная с качества получаемой информации и заканчивая тем, какое образование имеет каждый конкретный человек. Но я хочу сказать главное – неправильное, неадекватное восприятие человеком реальности – это серьезная проблема, которую обязательно нужно решать с помощью специалистов. Ведь неправильное восприятие ведет к неправильному пониманию, а неправильное понимание приводит к неправильным решениям и неправильным действиям. Ну и соответственно, человек совершает ошибки, из-за которых у него возникают проблемы, как небольшие, так и очень серьезные.

Вообще надо заметить, что многие люди сегодня даже не знают, чего они хотят, потому что просто не задумываются над этим. Ведь они к этому не привыкли – задумываться над смыслом своей жизни и над правильностью или неправильностью того, что они делают. А не привыкли они к этому потому, что большинство из них просто не учат думать над чем-то слишком много – их учат откликаться, реагировать, исполнять, подражать, но не думать. За хорошее исполнение, за хорошую службу – людей вознаграждают, а за плохую, соответственно – наказывают. Вот человек и учится преимущественно тому – как вести себя так, чтобы его почаще вознаграждали и пореже наказывали. А думать над своей жизнью, над тем, что тебе в ней нужно, а что нет – это значит самому нести за нее ответственность и самому себя вознаграждать и наказывать. Люди бы это с радостью делали, если бы их к этому приучали. Но наше общество живет по другим правилам, поэтому такой подход к обучению и воспитанию человека в нем не пользуется большой популярностью. Но, согласитесь, друзья, если большинство из нас, в рамках стандартной системы образования, не учат думать, причем думать правильно, качественно, эффективно, и о нужных нам вещах, то это не означает, что мы сами себя не можем этому научить. Мы можем себя научить всему, чему захотим.

Так что понимание – это не только желание и умение что-то понять, для чего человеку необходимо научиться очень хорошо думать, это еще и возможность задуматься над необходимостью понимания. А эта возможность во-многом зависит от той социальной среды, в которой живет человек. Ведь дело в том, что человек может что-то не понимать и даже не догадываться об этом, или думать, что ему и не нужно ничего понимать. Но, согласитесь, чтобы определиться с тем, что нам нужно, а что нет – мы должны узнать о том, что вообще есть, что существует в этом мире, из чего можно выбирать. Поэтому крайне важно, чтобы в жизни каждого из нас появился своего рода проводник, учитель, наставник, либо в виде какого-нибудь источника полезной информации, либо, что желательнее, в лице умного человека, который выведет нас из тьмы и поможет нам обрести потребность в понимании. Я думаю, что мы все, в той или иной степени, являемся друг для друга такими проводниками, учителями, наставниками, так как все мы можем чему-то друг друга научить.

Прочтите текст и выполните задания С1-С.6

После того, как ребенок осознает свое Я, начинается дли­тельный период формирования его Я-концепции. Я-концепцией называют отношение человека к самому себе, которое включает образ Я, то есть представление о своих качествах и свойствах , самооценку, которая основана на этом знании, и практическое отношение к, себе, основанное на образе Я и самооценке и выра­жающееся в конкретных поступках.

Мерилом отношения человека к самому себе выступает, прежде всего, отношение к нему других людей. В дошкольном возрасте самооценки детей основаны на чужих мнениях, пре­имущественно родителей и воспитателей. Представления о себе у дошкольников очень неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он уже счита­ет, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к сни­жению самооценки.

Общение с новыми людьми меняет представление чело­века о себе, и постепенно у него формируется целая система та­ких представлений. В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление и одновременно возрастает роль друзей и их мнений. Подросток начинает сопоставлять разные мнения о себе и вырабатывать свое собственное мнение, опираясь на свой интеллект. Самооценка теперь меньше зависит от ситуации, под­росток начинает оценивать себя не только эмоционально, но и рационально. Повышение с возрастом самооценки подсознатель­но, незаметно для самого человека сказывается не только на вос­приятии своей внешности, но и на восприятии им других людей.

Образ Я становится все более содержательным по мере того, как человек включается во взаимодействие со все более разнообразными группами. Оценки самого себя с точки зрения тех, с кем встречается человек дома, в школе, на улице, на работе, постепенно делают этот образ более многогранным. Чем больше своих качеств вычленяет человек и относит к себе, своему Я, чем сложнее эти качества, тем выше уровень его познания и самосоз­нания, тем более реальна его самооценка.

С4. Подтвердите тремя конкретными примерами, что образ-Я становится все более содержательным по мере усиления социальной активности человека.

С6. Существует мнение, что формирование Я-концепции че­ловека завершается к совершеннолетию. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Ответ:


С1

В правильном ответе пункты плана должны соответст­вовать основным смысловым фрагментам текста и от­ ражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

  1. что такое «Я-концепция»;

  2. Я-концепция в детском возрасте;

  3. Я-концепция подростка;

  4. связь Я-концепции с социальной активностью че­ловека.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста,
их названия (пункты плана) отражают основную
идею каждого фрагмента текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным.

2

Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­ звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С2. Какие три элемента Я-концепции выделены в тексте? Ответ:


С2

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

  1. образ Я, то есть представление о своих качествах и
    свойствах;

  2. самооценка;

  3. практическое отношение к себе.

Указаны три элемента.

2

Указаны любые два элемента

1

Указан один любой элемент ответа или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3.Что является мерилом отношения человека к самому се­бе? Чем отличаются представления о себе дошкольников и подростков? Ответ:


С3

Правильный ответ должен содержать следующие эле менты :

  1. ответ на первый вопрос , например: мерилом отноше­ния человека к себе выступает отношение к нему дру­гих людей;

  2. ответ на второй вопрос , например: у детей представ­ления о себе очень неустойчивые и эмоционально ок­рашенные, а у подростков они в большей мере опираются на собственное, а не чужое мнение, интеллект.
Ответы на вопросы могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме.

Даны ответы на два вопроса.

2

Дан ответ на любой один вопрос.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С4. Подтвердите тремя конкретными примерами, что образ-Я становится все более содержательным по мере усиления социальной активности человека.. Ответ:

С4

Могут быть приведены такие примеры:

1) Примерная ученица и хорошая подруга Анна начала участвовать в спектаклях театральной студии. Она обнаружила в себе актерские способности, поняла, что может рисовать декорации и шить костюмы, легко устанавливать контакт с любой аудиторией. Так, ее образ-Я изменился.


  1. Неблагополучный подросток Иван начал посещать секцию бокса. Здесь его сила, бесстрашие, ловкость оказались востребованными - Иван смог достичь оп­ределенных спортивных успехов, его самооценка резко повысилась.

  2. Ирина, завершив спортивную карьеру, долго не могла найти себе занятие по душе. Она даже стала считать себя неудачницей. Неожиданно ее пригласили поуча­ствовать в митинге политической партии. Ирина при­няла приглашение и в дальнейшем стала активно участвовать в деятельности партии, стала депутатом пар ламента. Она рассматривает свою деятельность как способ помочь людям. Так Я-концепция Ирины изме­нилась и стала более содержательной. Могут быть приведены другие примеры.

Приведены три примера.

3

Приведены два примера.

2

Приведен один пример

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

3

С5. Анна считает свою внешность идеальной для фотомоде­ли. Поэтому она потратила значительные средства на за­нятия в школе моделей, после окончания которой она посещает все кастинги модных домов, журналов. И хотя ей редко предла­гают работу, она все равно не оставила идею стать супермоде­лью. Объясните поведение Анны. Какой фрагмент текста может помочь вам в объяснении? Ответ:


С5

1) дано объяснение, например: высокая самооценка Ан­ны направляет ее деятельность, поэтому она не отказы­вается от идеи стать супермоделью; Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыс­лу формулировке. 2) приведен фрагмент текста, например: - «Я-концепцией называют отношение человека к само­му себе, которое включает образ Я, то есть представле­ние о своих качествах и свойствах; самооценку, которая основана на этом знании, и практическое отношение к, себе, основанное на образе Я и самооценке и выражаю­щееся в конкретных поступках».



Дано объяснение, приведен фрагмент текста

2

Дано объяснение или приведен фрагмент текста

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2
С6. Существует мнение, что формирование Я-концепции че­ловека завершается к совершеннолетию. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. Ответ:

С6

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогла­сие с высказанной позицией;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

В случае согласия (т.е. мнения, что формирование Я-концепции завешается к совершеннолетию) может быть указано, что

К совершеннолетию человек в целом формирует представление о своей внешности и личностных качествах, его самооценка становится стабильной;

К совершеннолетию человек, как правило умеет выстраивать свою деятельность, исходя из понимания себя и собственной самооценки;

В случае несогласия (т.е. мнения, например, о том, что Я-концепция формируется на протяжении всей жизни человека) может быть указано, что

С возрастом у человека появляются совершенно новые социальные роли и, соответственно, он открывает в себе совершенно новые качества;

Жизненные приоритеты человека с возрастом меняются, меняется и его отношение к себе, поэтому формирование Я-концепции не заканчивается с достижением совершеннолетия.

Могут быть приведены и другие аргументы (объяснения).



Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента.

2

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент; или мнение не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента.

1

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены; или мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент; или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

Прочтите текст и выполните задания С1-С6

Есть внутренняя культура - та культура, которая стала вто­рой природой для человека. От нее нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Внутренние, глубинные основы культуры нельзя пере­вести в технологию, позволяющую автоматически стать куль­турным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихо­сложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьезным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.

Культура каждой эпохи представляет собой единство сти­ля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. Культурный человек никогда не является узким специали­стом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей про­фессии. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле.

Интересно, что в развитой культуре даже не слишком да­ровитому художнику или ученому, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удается добиться серьезных результатов.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.