Числа в евангелии от матфея. Толкование Евангелия от Иоанна Значение числа 153 в евангелие от иоанна

V. Эпилог (глава 21)

При написании этой главы Иоанн преследовал следующие цели: а) показать, как Иисус "восстановил" Петра после его падения; б) исправить серьезную ошибку в представлениях о втором пришествии Господа. Из этой главы можно также почерпнуть дополнительные сведения о самом авторе. Некоторые богословы видят в 21 главе известный "спад" - по сравнению с "высоким звучанием" двадцатой главы, и на этом основании делают вывод, что она была дописана неким анонимным автором. Однако языковые и словарные особенности текста опровергают такое мнение.

Не говоря уж о том, что и в других книгах Священного Писания имеются "дополнения", следующие за главами наивысшего (как но смыслу, так и но форме) звучания (например, 16 глава Послания Римлянам, написанная после сказанного в 15:33). А потому и 21 глава не должна рассматриваться как лишенная ценности или нарушающая гармонию книги в целом.

А. Явление Иисуса "при море" (21:1-14)

Иоан. 21:1-3 . Ангел обещал ученикам, что Иисус встретит их в Галилее (Матф. 28:7). Для Господа важно было засвидетельствовать ученикам о Своем воскресении, являясь им в разных местах и в разное время (Деян. 1:3). (Море Тивериадское - это другое название Галилейского моря - комментарий на Иоан. 6:1.) Находясь в Иерусалиме, апостолы пережили бурные события; необычайные чувства и впечатления стремительно сменяли друг друга.

Тут и торжественный вход Иисуса в Иерусалим, и их неослабевавшая, несмотря ни на что, надежда, что Он вот-вот установит новое царство, и предательство одного из составлявших тесный их кружок, и арест Иисуса, и опасность, которой подвергались они сами, и отречение Петра, и распятие Учителя! А затем воскресение Его, и явления Господа им, апостолам. Понятно, что все это привело их в крайнее замешательство, и они плохо представляли себе, что ожидает их в будущем.

Петр пока что вернулся к привычному ему рыболовецкому промыслу, видимо, не вполне осознав значение того, о чем у Иоанна записано в 20:22. К тому же ему надо было кормить свою семью, да и сознание падения своего, отрекшегося от Господа, надо думать, все еще подавляло его. Но другие по-прежнему, вероятно, видели в нем "лидера" (это заметно, в частности, из того, что, вот, Петр высказывает намерение отправиться ловить рыбу, и шестеро учеников присоединяются к нему). Кратко говорит Иоанн об их неудаче, в отсутствие Иисуса (сравните 15:5), и затем - о грандиозном улове с Его помощью. Эта сцена как бы определяет направление их жизненного пути в дальнейшем.

Иоан. 21:4-6 . Когда Иисус явился им утром, стоя на берегу… ученики не узнали Его - то ли за дальностью расстояния, то ли потому, что еще не вполне рассвело. Между тем, Он окликнул их: дети! есть ли у вас какая пища? (подразумевая, поймали ли они что). Возможно, повинуясь Его авторитетно прозвучавшему совету, они забросили сеть по правую сторону лодки, и едва вытащили ее - таким необычайно большим оказался улов (стих 11). Это чудо, столь напомнившее им совершенное Иисусом прежде (Лук. 5:1-11), помогло ученикам узнать Его, а также осознать, что Он подает им великие знамения после Своего воскресения.

Иоан. 21:7-9 . Первым узнавшим и осознавшим был Иоанн, который сказал: Это Господь. Последовала немедленная реакция со стороны Петра: он бросился в воду и поплыл к берегу. Поступок для него, горячего и импульсивного, характерный, и психологическая эта деталь лишний раз говорит о достоверности Иоаннова свидетельства. Обращает на себя внимание и такая подробность: когда ученики… вышли на сушу, то завтрак, состоявший из рыбы и хлеба, уже поджидал их на огне.

Иоан. 21:10-11 . В упоминании о больших рыбах, числом 153, видели многообразные аллегории и символы. Но Иоанн скорее всего приводит эту цифру как некую конкретную деталь в подтверждение факта, действительно имевшего место. Ведь для группы рыбаков это было обычным делом - подсчитывать улов, чтобы затем поровну поделить его между собой. И если отсюда и можно извлечь духовный урок, то лишь тот, что усилия следующих воле Божией Богом благословляются.

Иоан. 21:12-14 . Когда Иисус предложил им разделить с Ним трапезу, никто из учеников не решился спросить Его: "кто Ты?", хотя в душе каждый уже знал, что это Господь. То обстоятельство, что как Мария, так и ученики, шедшие в Еммаус (Лук. 24:13-35), не сразу узнали воскресшего Господа, возможно, говорит о том, что внешне Он по воскресении Своем как-то изменился, но в то же время не настолько, чтобы это не дало ученикам осознать, что являвшийся им был Иисусом.

Совместный их завтрак на берегу Галилейского озера произвел на семерых апостолов неизгладимое впечатление. Годы спустя Петр в проповеди своей скажет о себе как о свидетеле, заслуживающем полного доверия, ибо он ел и пил с Иисусом Христом по воскресении Его (Деян. 10:41). В стихе 14 Иоанн имеет в виду, что это было третье из описанных им явлений Христа ученикам (о двух других читаем в 20:19,24).

Б. Иисус прощает Петра и вновь приближает его к Себе (21:15-23)

Иоан. 21:15-17 . Недавно, так же вот сидя у костра (18:18,25), Петр отрекся от Иисуса. Теперь, у другого костра, Господь публично восстанавливает его в правах апостола. Заметим, что, трижды обращаясь к Петру, Христос называет его так, как назвал при первой их встрече: Симон Ионин! (1:42). Он обращается к нему с вопросом: любишь ли ты Меня больше, нежели они?

Под "они", конечно, подразумевались другие ученики, но, "противопоставляя" Петра им, Господь лишь напоминал ему о неоднократных его горячих заверениях в любви и самоуверенных заявлениях, что, если и все другие оставили бы Иисуса, он никогда не оставит Его (Матф. 26:33,35; Лук. 22:33; Иоан. 13:37). Троекратное повторение Иисусом одного и того же вопроса и трижды повторенное Им поручение апостолу "соответствуют" троекратному отречению Петра (18:17,25,27). Трижды же повторяет он теперь, что любит Господа (21:15-17).

Как высоко ни стоял бы человек, он никогда не застрахован от падения (1-Кор. 10:12). Но Бог в милости Своей прощает кающегося. Убедиться в этом в тот момент было очень важно апостолам - ведь Церковь, которой предстояло возникнуть, ожидали такие жестокие гонения, что и возглавляющие ее поколеблются в чувствах своих и верности Христу.

Итак, трижды поручил Иисус Петру: паси агнцев (овец) Моих (стих 15, 16, 17). Некоторые католики делают на этом основании вывод, что Петр был поставлен Христом в особое, превосходящее остальных апостолов, положение, однако, суждение это не правомочно, особенно в сопоставлении со словами самого Петра в 1-Пет. 5:2.

Заметим, что в греческом тексте слова "любишь" и "паси" переданы в каждом из трех случаев не одними и теми же глаголами; "любишь" как, агапе, агапе и филео, что могло бы быть переведено как "любишь ли Меня, сознавая Мои высокие достоинства" и "питаешь ли ко Мне сердечную склонность?"; "паси" (боске, поимайне, боске) по-гречески звучит как "заботься", "питай", "опекай".

Трудно, хотя и возможно, проследить в этой связи некие духовные нюансы, но большинство богословов рассматривает их как нюансы стилистические. В любом случае обращает на себя внимание, что в ответ на вопросы Господа, Петр, получивший горький урок, уже не заверяет Его в беззаветной преданности; но слова его, пронизанные глубоким чувством, - кратки, а тон - смиренен.

Иоан. 21:18-19 . Здесь Своим торжественным вступлением Истинно, истинно говорю тебе (толкование на 1:51) Иисус предваряет предсказание о будущем распятии Петра. В преклонном возрасте Петр был привязан ко кресту, который он нес к месту своей казни, и руки его "простерты", т. е. вытянуты были по перекладине его. Покорностью словам Иисуса иди за Мною, звучащим для каждого христианина, от начала до конца определяется жизнь верующего. Как Иисус подчинился воле Отца Небесного, так и последователи Его должны подчиняться воле Господа, куда бы ни вела их она - на крестные муки или через иные нелегкие переживания.

Иоан. 21:20-23 . Узнав о Божией воле относительно своего будущею, Петр поинтересовался, а какое будущее ожидает друга его Иоанна, т. е. ученика, которого любил Иисус. Господь строго возразил Петру: не следует ему любопытствовать о Божией воле в отношении другою человека (что тебе до того? ты иди за Мною).

Как ответ и им тоже могут быть приняты эти слова Христа теми верующими, которые, чрезмерно желая проникнуть в тайное воли Божией, небрежны порой к воле Его, ясно им открытой. Божии планы в отношении христиан отнюдь не одинаковы, и нечасто нам понятно, какими соображениями руководствуется Бог. Поэтому нам, как и Петру, просто следует "идти за Ним".

Христос замечает Петру, что, если по воле Его Иоанну предстояло бы прожить и до второго Его пришествия на землю, то и тогда не дело Петра интересоваться, как и почему. Иоанн оговаривается затем, что слова Господа о нем породили в среде верующих ошибочное представление, будто он, Иоанн, не умрет. Евангелист объясняет, что именно подразумевал Иисус. Любопытно, что, завершая свое повествование, Иоанн приводит слова Христа о Его возвращении на землю.

Конечно же, Иисус ничего не сказал о времени Своего второго пришествия. Ложный слух, пронесшийся между учениками, возник от того, что слова Иисуса относительно Иоанна они поняли неправильно. Это не может не настораживать христиан, которым следует глубоко вдумываться в слово Божие, чтобы избегать неверных толкований того, что им обещано.

В. Заключительные слова Иоанна (21:24-25)

Иоан. 21:24-25 . Четвертое Евангелие завершается отождествлением автора его с "любимым учеником" Иисуса Христа (толкование на "Авторство" во Вступлении).

Слова "о сем" и "сие" во фразе свидетельствует о сем и написал сие, по всей видимости, относятся к Евангелию в целом. Слова же и знаем, что истинно свидетельство его, скорее всего, были вписаны не Иоанном, а кем-то другим. Возможно, они выражали мнение членов Ефесской церкви или первоапостольской Церкви в целом. Во всяком случае поддержка свидетельству Иоанна была выражена верующими из того поколения, которому изложенные евангелистом факты были известны лучше, чем кому бы то ни было после них.

Заключительный стих о том, что самому миру не вместить бы… книг, в которых было бы написано все, сделанное Иисусом, на первый взгляд может показаться литературной гиперболой. Но ведь и в самом деле в Евангелиях отражена лишь небольшая часть того, что Христос сказал и явил миру. Кто-то подсчитал, что на прочтение вслух записанных в Евангелиях слов Иисуса ушло бы… всего три часа. Не следует ли и из этого, что описание всего сказанного и сделанного Сыном Божиим за три года, тем более за все время пребывания Его в теле, действительно получилось бы бесконечным!

В круглую дату 11.11.11 уместно написать что-нибудь о численном символизме в Библии. Там его немало, конечно, хотя далеко не в каждом числе надо выискивать какой-либо сокровенный смысл (например, при всём богатом символизме Евангелия от Иоанна какой смысл можно увидеть в 153 рыбах в Ин 21:11? - скорее всего это просто «очень большое число»).

Мой выбор пал на книгу, которую (и про которую) в последние 3 года я читал больше других - Евангелие от Матфея. Может быть, «символизм» здесь не самое подходящее слово, просто для Матфея с учётом его бывшей профессии числа значили немало, он очень хорошо умел с ними обращаться, и в его творчестве использование чисел - мощнейший литературный приём. Список не претендует на полноту; в любом случае, до фанатизма доводить это не стоит. Итак, поехали, в порядке возрастания.


Многие события в Мф происходят по 3 раза. Три предсказания о страстях (16:21; 17:22-23; 20:18-19). Три молитвы в Гефсимании (26:39, 42, 44). Три отречения Петра (26:69-75). Кроме того, ближайший круг учеников Иисуса составляют три человека (Пётр, Иаков, Иоанн - см. 17:1).

После насыщения четырёх тысяч осталось семь полных корзин кусков (15:37). Семь означает полноту. Было: семь хлебов. Стало: семь полных корзин кусков. В предыдущих главах происходит развитие учение о Евхаристии в Мф. Смысл в том, что именно Иисус - истинный Хлеб, хотя это и не говорится так очевидно, как, например, в Ин 6:35, 48, 51 (где это сказано также в контексте насыщения множества народа). Для объяснения учения Мф о Евхаристии в дальнейшем понадобится отдельный пост. Пока что достаточно сказать, что число «7» подчёркивает здесь полноту насыщения Христом, и именно в этой связи Иисус далее упрекает учеников в 16:10. В других случаях употребления этого числа в Мф оно тоже имеет смысл полноты или множества (7 братьев в саддукейской байке в 22:24-28 означают большое количество).

В первую очередь это 12 учеников. Они названы апостолами только один раз (10:2), во всех остальных случаях они «ученики», «двенадцать учеников» или просто «двенадцать». (5:1; 10:1, 5; 20:17). Даже когда приводится меньшее число учеников, например, «десять» (20:24) или «одиннадцать» (28:16), то это лишь сильнее подчёркивает изначальную целостность «двенадцати». Церковь - апостольская, а апостолов - 12. 12 патриархов, 12 колен Израилевых, значит, Церковь - новый Израиль. Такой же смысл имеют для Мф 12 коробов, оставшиеся после насыщения пяти тысяч в 14:20 (это, очевидно, не просто забота об экологии или собирание «собачьей коробки», как в сегодняшнем ресторане).

Пожалуй, самый яркий символизм в Мф. 14 поколений трижды упомянуты в родословии, это особо подчёркнуто в 1:17 (правда, если посчитать, то получится, что в первом случае поколений будет 14, во втором - 15, а в третьем - снова 14, но это связано с еврейской системой счёта, согласно которой первые и/или последние части цепи могли либо включаться, либо не включаться в счёт). Так вот, согласно гематрии, имя Давид (Д-В-Д) даёт в сумме именно 14. А Давид играет ключевую роль в родословии: Иисус есть Сын Давидов (1:1), т.е., подлинный Мессия.

Число дней (4:2, «сорок дней и сорок ночей» - гебраизм), проведённое Иисусом в пустыне. В самом Евангелии это число больше не встречается, но в ВЗ встречается немало, всё перечислять было бы утомительно, вот самый важный текст, имеющий прямое отношение к употреблению этого числа в Мф: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:2-3). Другие случаи поста в течение сорока дней: Моисей (Исх 34:28; Bтор 9:9) и Илия (3 Цар 19:8). В Мф развита типология Иисуса как нового Моисея и «Израиля, сведённого к одному», кроме того, при Преображении в 17:3 именно Моисей и Илия стоят на горе с Иисусом, так что эти соответствия неслучайны.

Из притчи о неблагодарном слуге (18:24). Долг в 10000 талантов - не просто очень большая сумма, но практически бесконечная величина (примерно как «гугол» в 20 веке). Талант - самая крупная денежная единица на Ближнем Востоке, 10000 - максимальная мера счета в то время.

Напоследок, пара слов о ложном символизме. Гностики складывали часы в притче о работниках в винограднике (20:1-16), и таким образом получали число эманаций плеромы, равное 30.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что Православие - наиболее "литургическая" из всех христианских конфессий. Даже люди, в целом далекие от Церкви, ассоциируют себя с ней просто потому, что крещены, временами заходят в храм ("когда душа просит"), молятся и даже изредка причащаются. А вот ЕЖЕДНЕВНОЕ, РЕГУЛЯРНОЕ чтение и знание Библии у нас - хромает, если не сказать больше. Оно хромает, в том числе, и у вполне воцерковленных людей: так уж сложилось, что пойти в храм на службу нам бывает проще, чем открыть Священное Писание. Именно на таком, храмовом благочестии, - на "белых платочках", - выстояла наше Церковь в советское лихолетье. Но эта ситуация приводит к тому, что мы не в состоянии внятно "дать отчет о нашем уповании" (ср. 1 Пет.3:15) - и тогда наши крещенные дети, вырастая, перестают понимать, зачем Церковь нужна, и главное - зачем нужен ее Основатель и Кто Он такой. А люди, которые приходят в храм "поставить свечку" - часто знают абстрактного "Бога в душе", но не Бога р...

Наверное, не будет преувеличением сказать, что Православие - наиболее "литургическая" из всех христианских конфессий. Даже люди, в целом далекие от Церкви, ассоциируют себя с ней просто потому, что крещены, временами заходят в храм ("когда душа просит"), молятся и даже изредка причащаются. А вот ЕЖЕДНЕВНОЕ, РЕГУЛЯРНОЕ чтение и знание Библии у нас - хромает, если не сказать больше. Оно хромает, в том числе, и у вполне воцерковленных людей: так уж сложилось, что пойти в храм на службу нам бывает проще, чем открыть Священное Писание. Именно на таком, храмовом благочестии, - на "белых платочках", - выстояла наше Церковь в советское лихолетье. Но эта ситуация приводит к тому, что мы не в состоянии внятно "дать отчет о нашем уповании" (ср. 1 Пет.3:15) - и тогда наши крещенные дети, вырастая, перестают понимать, зачем Церковь нужна, и главное - зачем нужен ее Основатель и Кто Он такой. А люди, которые приходят в храм "поставить свечку" - часто знают абстрактного "Бога в душе", но не Бога реального, Воплощенного и Распятого - "Человека Иисуса Христа" (ср. 1 Тим.2:5). Бога, Который есть Слово, изшедшее от Отца и обращенное к нам КАЖДЫЙ ДЕНЬ.

А ведь это Слово (в обоих смыслах: Писание и Христа) мы призваны любить, "хранить" (Пс. 118:17; вообще весь псалом - настоящий гимн Слову!), жить по нему, со-образовывать с ним свою личность; пользуясь выражением Пастернака, "знать назубок", а пользуясь выражением прп.Серафима Саровского - сделать так, чтобы "ум наш плавал в Священном Писании".И Церковь издревле так и делала. Например, псалмы - это основа нашего богослужения; каноны составлялись как своеобразные комментарии к библейским песням; великий Канон Андрея Критского невозможно понять без хорошего знакомства с Библией. Также невозможно понять без этого многие тексты песнопений. Авторы-составители православного богослужения были великолепными знатоками Священного Писания. Может, потому оно и малопонятно нам сегодня, что незнаком его источник?

Один священник говорил, что христианская жизнь - это как стол с четырьмя ножками: молитва, таинства, чтение Библии и общение-поступки-взаимоотношения друг с другом. Если хоть одна из этих областей жизни сломана - стол некрепок...

Сообщество "Писание каждый день" создано для того, чтобы помочь нам (прежде всего самому себе) каждый день углубляться в Слово и сопоставлять его со своей жизнью, следуя примеру пророка Исаии - и Того, Кого он предвозвестил: "Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; КАЖДОЕ УТРО Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад..." (Ис.50:4-5).

Мы приветствуем любые ваши размышления, комментарии, вопросы, связанные с библейскими текстами. Благодарны за святоотеческие толкования, аудио- и видеоматериалы, если вы будете их здесь размещать. По возможности ежедневным "стержнем" сообщества станет литургическое чтение дня (обычно это фрагмент из апостольских Посланий и Евангелия). Комментарии к нему - особо приветствуются.

"Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей" (Пс. 118:105), "разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е" (118:140). Пусть этот Огонь горит, не иссякая...

Всем, знакомым с Евангелием, известна притча о 153 крупных рыбах, пойманных в сеть.

“Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу;

Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. А другие ученики приплыли в лодке,– ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот,– таща сеть с рыбою. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три (153) .” (Ин. 21;3-11)

При этом большинство читающих Евангелие, даже не подозревают о том, какой глубокий сакральный, т.е. духовный смыл содержит число 153 и о какой сети при этом идёт речь.

Большинство существующих богословских исследований на эту тему сходятся на том, что число 153 – это некий абстрактный символ, передающий не то число обращённых к христианству из числа язычников и иудеев, не то число высших добродетелей и т.п., но что в действительности обозначает этот символ в контексте сети, – ответа до сих пор нет, а есть лишь предположения:

В толковании свт. Кирилла Александрийского данное число понимается как сумма трех слагаемых: числа 100 (10 х 10), символизирующего полноту язычников, числа 50 (100: 2), символизирующего «остаток Израиля» и числа 3, символизирующего Святую Троицу. Духовный смысл, стоящий за числовым сообщением о 153 больших рыбах, прочитывается здесь как: «… язычники и Израиль собраны воедино во славу Св. Троицы» (Кассиан (Безобразов), еп.

По толкованию Феофилакта Болгарского:

«… ко Христу приводятся не одни язычники, которых можно назвать “сто”, но и израильтяне, которых можно разуметь под “пятидесятью”. Ибо когда войдет полнота язычников, тогда и Израиль спасется (Рим 11. 25-26). Три рыбы означают веру во Святую Троицу. Ибо сто и пятьдесят, то есть язычники и иудеи, пойманы не без трех, так как без веры в Троицу никто не называется уловленным» . В Евангелии от Марка упоминается о том, что Сам Иисус перед чудом насыщения пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами повелел апостолам «рассадить всех отделениями на зеленой траве»: «И сели рядами, по сто и по пятидесяти» (Мк 6. 39, 40).

Блаженный Августин, число 153, представляемое как число 50, повторенное трижды, с прибавлением к нему числа 3, символизирующего Св. Троицу, выражает «единство Духа в Его седмичастном действии» (Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету: Евангелие от Иоанна. Paris, 2006. – С. 352.)

По другому толкованию бл. Августина, число 153 понимается как число «спасенных Божественной благодатью, примиренной с законом» (Там же). Действительно, число 153 может пониматься как сумма членов натурального ряда 1, 2, 3 и т.д. до 17 включительно (т.е. как 1+2+3 и т.д.). В числе же семнадцать, интерпретируемом как сумма десяти и семи, десять означает число закона, а семь – число Духа.

Преп. Максим Исповедник видел в этом символе более глубокий нумерологический смысл, связанный с тем, что число 153 образуется, если сложить все числа от одного до семнадцати - поэтому оно означает, что спасающиеся входят в Царство Небесное через исполнение десяти (10) заповедей и семь (7) действий Святого Духа. Или же оно означает тех, кто спасается и удостаивается Царства Небесного благодаря вере во Святую Троицу, надежде на грядущее - ибо число пятьдесят превосходит седмеричное время - и исполнению заповедей, что обозначено числом сто.

Св. Иоанн Кронштадтский писал:

«По толкованию одного из Отцов Церкви (Григорий Двоеслов, папа Римский), упомянутое число 153 соответствует высокому значению избрания для Царства Небесного. Оно слагается из 3 × 3 × (10 + 7) = 153, где 3 × 3 – сильная вера в Святую Троицу; 10 – любовь или закон заповедей; 7 – благодать Святых таинств веры. … Тут, в этом примере сошлись вместе: вера, дела и благодать – 3 × 3 × (10 + 7) = 153».

Преп. Авва Евагрий Понтийский в прологе к Главам о молитве, которых 153, также даёт свой комментарий сакрального смысла числа 153.

«Что же касается меня, то я не отрицаю, что, потрудившись всю ночь, ничего не поймал (Лк. 5,5). Однако, по твоему совету забросив сети еще раз, выловил множество рыб – не думаю, что больших, но числом, тем не менее, сто пятьдесят три (Ин. 21-11). И посылаю тебе их в корзине любви, исполнив твое повеление через такое же количество глав (153).»

Авва Евагрий число 153 делит на три числа – 100, 28, 25, которые в совокупности дают число 153, и называет число 100 четырехугольным, числа 28 и 153 треугольными, а число 25 сферическим. Числами четырехугольными называются все числа квадратные, потому что могут быть расположены в виде четырехугольника, например, квадратные числа 4, 9; первое в виде:

а второе в виде:

1 1 1
1 1 1
1 1 1

так и число 100, если расположить в каждом из 10 рядов по 10 единиц, составит четырехугольник.
Посему общий вид чисел четырехугольных есть m X m, где m означает какое угодно естественное число. Если все числа, начиная от единицы, написать в естественном их порядке: 1,2,3,4,5,6,7 и т.д., а потом складывать вместе по 2, по 3, по 4 и т.д., то числа, от их сложения происшедшие, как-то: 1+2=3, 1+2+3=6, 1+2+3+4=10 и т.д., называются треугольными, потому что могут быть расположены в виде треугольников: число 3, например, в виде

1
1 1
число 6 в виде:

1
1 1
1 1 1
Общий вид сих чисел изображается через m(m+1)/2, где m означает последнее число в порядке естественных чисел, которым окончено сложение. Так, положив m=7, получим треугольное число 7(7+1)/2=7х8/2=7х4=28, а положив m=17, получим также треугольное число 17(7+1)/2= 17х18/2=17х9=153. Числа четырехугольные, которые, по найденному выше, суть квадратные и к которым принадлежит число 25=5х5, могут быть располагаемы и иным способом, а именно: взяв по порядку естественные числа: 1,2,3,4…(m-1),m, каждое из сих чисел, начиная с m, располагай по окружностям, непрестанно уменьшающимся и наконец сливающимся в точку, в которой найдет себе место единица, и потом каждую из сих постепенно уменьшающихся окружностей накладывай одну на другую так, чтобы через сие образовалась поверхность полусферы. Общая сумма чисел, размещенных на сей полусферической поверхности, будет иметь, как очевидно, тот же общий вид, какой имело число треугольное, а именно m(m+1)/2, почему две такие полусферические поверхности изобразятся через m(m+1)/2+m(m+1)/2=m x m+m. Но как при взаимном сложении сих поверхностей равные окружности, на которых размещено было по m чисел, совпадут в одну, то явствует, что на целой сферической поверхности размещенных чисел будет только m x m+m-m или m x m. Так число 25=1+2+3+4+5+4+3+2+1, 16=1+2+3+4+3+2+1, 9=1+2+3+2+1, 4=1+2+1.

Иными словами, данные исследования показывают некий священный принцип спасения души без указания самого механизма спасения или обожения.

Свет на данную сакральность числа 153 пролили самые последние исследования в области нейросетей сознания, открывшие новый уровень математического понимания символики числа 153, который соответствует, как выясняется, самой “матрице нейросети” сознания, имеющей ровно 17 уровней заполнения ячеек в ходе роста и развития ума по мере создания новых когнитивных (нейронно-синаптических) связей.

Иными словами, число 153, именуемое числом Армстронга, “самовлюблённым” числом и “треугольным”, отражает сам принцип заполнения нейронной матрицы сознания соответствующими связями по трём уровням и направлениям образования нейронных связей:

  1. по горизонтали (рационального мышления),
  2. во вертикали (обращённого к Богу мышления) с выходом на,
  3. интегральный тип сознания (духовный ум).

На этот принцип понимания рыбацкой “сети” из Евангелия натолкнули исследования древних египетских иероглифов, символизирующих устройство мироздания. На одном из иероглифов образ треугольной рыбацкой сети из 17 уровней ячеек в точности был похож на древнюю матрицу мироздания.

На этом рисунке отражён смысл древнего египетского иероглифа Хор-Ден (Гор простиратель), который также определяет диапазон матрицы Мироздания от 17-го уровня Верхнего (горнего) мира матрицы до 17-го уровня Нижнего мира (земного).

Данная схема нуждается в пояснении с точки зрения психологии.

Нижняя пирамида из 153 ячеек представляет собой ни что иное, как матрицу рационального мышления, которую можно соотнести с пирамидой роста личности на пути развития, аналогичную пирамиде Маслоу , как матрицей развития рационального мышления по 5 уровням.


Пирамида Маслоу

В то же время верхняя пирамида 153 представляет собой обратную матрицу выворачивания наизнанку рационального мышления (эго ума) при обращении ума к вере и Богу и выработке духовно-нравственного мышления.


Принцип роста сознания по духовной вертикали через сердце

Но самое удивительное то, что эти две обратных пирамиды, символизирующих рост нейросети сознания по духовно-нравственной вертикали, в конечном счёте совмещаются в одно целостное интегральное или божественное сознание. Данный принцип в математике известен, как принцип единства двух отдельных явлений (множеств), которые при наличии между ними системы связи, становятся одним явлением (множеством).


Принцип соединения двух систем в одну

Данное открытие общего принципа заполнения нейросети сознания нейронными связями по трём уровням (горизонтали, вертикали и интегралу), дало объяснение сакрального символа Звезды Давида, которая также символизирует интегральное или божественное сознание, как две совмещённых нейросети сознания или два ума (горизонтальный и вертикальный) в одном, символизирующем высшее божественное сознание.


Символ Звезды Давида – интегральный духовный ум

Таким образом, 153 крупных рыбы, пойманных в сеть, заброшенную по указанию Христа, символизируют всеобщий принцип роста (наращивания нейросети) духовного сознания, которое последовательно проходит 3 стадии (телесное, душевное, духовное) с 5-ю этапами роста в каждой, что в десятичной системе счисления и соответствует 17 уровням развития нейросети.

Сам принцип заполнения ячеек нейросети нейронными связями отражает принцип “треугольного числа” в контексте степенных уравнений, у которых аналогично треугольному числу в степень увеличивается по принципу (x+1).

Таким образом, число 153 в духовном смысле – это символ обожения ума, т.е. достижения духовного или божественного сознания, которое постепенно проходит 3 стадии развития:

  • – телесное (горизонтальная нейросеть)
  • – душевное (вертикальная нейросеть)
  • – духовное (интегральная нейросеть)

как стадии развития и уплотнения нейросети сознания по 17 уровням, образуя мета сеть божественного ума.

Данное предположение полностью соответствует святоотеческой психологии и учению отцов церкви о трёх типах знания (ведения), ума и состояния человека:

«Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный». (Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

«Три суть мысленные способа, по которым ведение (знание) восходит и нисходит; и бывает изменение как в способах, какими водится ведение, так и в самом ведении; и чрез это оно вредит и помогает. Три же способа суть: тело, душа, дух.» (Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, Слово 25)

«Есть три мысленных места, в которые входит ум, изменяясь сам в себе: естественное, сверхъестественное и противоестественное.» (Преп. Марк Подвижник, Наставления Марка подвижника о духовной жизни, 4, 90)

Таким образом, общий принцип бессмертия личности (души) на основе развития духовного сознания, проходящего несколько стадий развития:

  • рациональное мышление (горизонтальное),
  • религиозное мышление (вертикальное),
  • духовное сознание (интегральное),

был ещё раз подтверждён на основе Евангелия, как уникального духовного первоисточника божественного происхождения.

С данной точки зрения сеть, забрасываемая по правую сторону лодки – это символ нейросети духовного сознания, как высшей формы осознанности и результата развития духовного ума. Правая сторона – символ не религиозного, а именно рационального познания, пришедшего к высшей духовности и Богу через рассуждение и интеллект. Крупная рыба – щедрые дары нейросети интегрального (духовного) сознания, выдерживающего запредельные нагрузки без разрушения.

Из книги “Заметки о христианской психологии”, 2017 г. К.В. Яцкевич, г. Минск

Михаил Трещалин, главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор

Московский государственный технологический университет Станкин, Россия

Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике - "Россия " ;

В статье рассматривается широкий круг вопросов, логически связанных между собой общей идеей объяснения смысла символических обозначений, содержащихся в произведениях Иоанна Богослова. Проводится анализ Главы 21 Евангелия от Иоанна Богослова. Рассмотрено число 153, определяющее количество пойманных «больших рыб». Изложено обоснование смыслового значения 153, связанное с цикличностью процессов на Земле.

Ключевые слова: числовая символика, цикл, числа 153, 108, 216 и 666, жизненный цикл, периодические процессы.

The article deals with a wide range of issues that are logically linked together by a common idea to explain the meaning of symbolic designations contained in the works of Ioann Bogoslov. Chapter 21 analyzes the of the Evangeliya of Ioann Bogoslov. Consider the number 153, indicating the number of caught the «big fish». It examines the rationale for the semantic meaning of 153, associated with the cyclical processes on Earth.

Keywords: numerical symbolism, the cycle, numbers 153, 108, 216 and 666, the life cycle, periodic processes.

В контексте анализа литературных памятников, хроник и священных книг многих народов мира, так или иначе связанных с описанием истории развития человечества, особое внимание следует уделить «Евангелию» и «Откровению» Святого Иоанна Богослова, где, по мнению многих исследователей, приводится описание прошлого и будущего планеты Земля, излагаемое языком образов и символов.

С целью оценки знаковых событий на Земле, большой интерес представляет Глава 21 Евангелия от Иоанна.

  • 21:3. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
  • 21:4. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу;
  • 21:5. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
  • 21:6. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
  • 21:8. А другие ученики приплыли в лодке,- ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот,- таща сеть с рыбою.
  • 21:11. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три.

Здесь уместно отметить, что «… Явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском». Архимандрит Никифор в Библейской энциклопедии пишет: «…В озере находится множество рыбы, и потому здешние жители большею частию занимались, да и доселе занимаются, рыболовством». Возникает вполне уместный вопрос: если в озере много рыбы, то как можно ее не поймать, тем более сетью?

Не маловажным представляется уточнение: «… и не поймали в ту ночь ничего». Ночи предшествует день, но о том, что рыбалка была днем в тексте Главы 21 ничего не сказано. Ночь, прежде всего, ассоциируется с темнотой. Если допустить наличие солнечного затмения, то это явление кратковременное и не сопоставимо по времени с продолжительностью ночи.

Следовательно, можно предположить, что в тексте Главы 21 иносказательно отражены события на Земле, предшествующие явлению Иисуса, и связанные, так или иначе, с длительным отсутствием Солнца. Поэтому дальнейший анализ основывается на сопоставлении информации, которая логически и хронологически соответствует текстам «Евангелия» и «Откровения».

В исторических хрониках и летописях указывается, что мир был окутан сумерками в год смерти Цезаря - 44 г. до н. э. Плиний писал: «После убийства Цезаря диктатора, и во время войны Антония, почти в продолжении целого года не рассеивался мрак». Наступление сумрака объясняется попаданием в атмосферу Земли пыли кометы, появившейся 22 сентября 44 г. до н. э.

Формулировка и стиль указания Иисуса: « …закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете» не позволяют усомниться в том, что если люди сейчас же пойдут ловить рыбу, то вернутся с добычей, закинув сеть именно с правого борта. Подобное уточнение позволяет предположить, что привычно было «закидывать» сеть с левой стороны. Такая версия имеет следующее обоснование.

Как отмечал И. Великовский , после катастрофы, произошедшей в 44 г. до н. э., «… четыре стороны света были не теми, что раньше». Аристотель писал: «Пифагорейцы различали лишь право и лево в движении. Вращение Неба начинается с той стороны, где восходят звезды; следовательно, она будет правой, а сторона, где звезды заходят, - левой». Аналогичное мнение высказывал Платон. Комментируя движение слева направо, он уточнял, что «… Справа при этом будет восток» . Изменение направления движения Солнца привело к пагубным последствиям на континенте: «На всех животных тогда нападает великий мор, да и из людей остаются в живых немногие» . Эта цитата является косвенным объяснением отсутствия возможности найти пропитание на суше и в море.

Следовательно, явление Иисуса ознаменовало окончание тьмы и наступление утра - начала новой эпохи (этапа, периода, цикла) жизни на Земле (море в Библии означает весь мир, то есть море житейское).

Большой интерес вызывает улов. Очевидно, что указание точного количества пойманной рыбы, «…которых было сто пятьдесят три», имеет вполне определенную цель. Такое предположение основано на сравнении изложения тех же событий в «Евангелии» от Луки (Глава 5).

Если в «Евангелии» от Луки констатируется факт обилия долгожданной пищи (5:6. … Они поймали великое множество рыбы …), то Иоанн особо подчеркивает величину улова - 153 больших рыбы. Почему именно 153, а не больше и не меньше? Ведь для того, чтобы накормить несколько человек и трех десятков «больших рыб» было бы достаточно. Основываясь на пророческом содержании «Евангелия» от Иоанна, остается предположить, что число 153 содержит скрытую информацию, являясь своеобразным кодом системы процессов, происходящих на Земле.

Иоанн Кронштадтский писал: «По толкованию одного из Отцов Церкви (Григорий Двоеслов, папа Римский), упомянутое число 153 соответствует высокому значению избрания для Царства Небесного. Оно слагается из 3 × 3 × (10 + 7) = 153, где 3 × 3 - сильная вера в Святую Троицу; 10 - любовь или закон заповедей; 7 - благодать Святых таинств веры. … Тут, в этом примере сошлись вместе: вера, дела и благодать - 3 × 3 × (10 + 7) = 153».

Полагая, что 153 указано (вычислено, составлено) не случайно, следует рассмотреть смысл и последовательность расположения каждой, входящей в это число, цифры. Обобщая особенности, приписываемые цифрам 1, 3 и 5, можно отметить следующие символические особенности . Число 153:

  • - в общей системе закономерностей развития Вселенной характеризует жизненные ритмы и времяисчисление на Земле;
  • - отражает целостность личности, творческую силу и активную позицию человека по отношению к природным силам;
  • - представляет собой нечто целостное, имеющее начало, середину и конец.

Проведенный анализ показал, что число 153 характеризует «цикл завершения» и связано с началом новой эпохи жизнедеятельности на Земле. Однако Святой Апостол Иоанн Богослов использовал шифр, несмотря на то, что периодичность наступления кризисных событий на земном шаре, в частности, природных катастроф, он, несомненно, знал.

После того, как «Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы», Иоанн пишет, что место улова было «… не далеко были от земли, локтей около двухсот».

Следует отметить, что отсутствие определенности в выражении каких бы то ни было величин не свойственна трудам Святого Иоанна Богослова. И в «Евангелии» и в «Откровении» приводимые численные характеристики всегда имеют конкретные значения.

В принципе, любая неопределенность основана на сомнении в правильности полученных результатов, сделанных выводах и т.п., не полном знании предмета обсуждения или сознательном желании скрыть истину.

Учитывая высокую степень эрудиции и способность к пророчеству, маловероятно, что Иоанн не мог точно указать расстояние до берега. Более того, о том, в каком месте озера поймано «множество рыбы», можно было бы и умолчать, т.к. по отношению к решению главной проблемы - появлению долгожданной пищи, такая информация не имеет определяющего значения. Следовательно, для автора представляется важным довести до сведения людей число 200 именно в приближенном виде.

По мнению Иоанна Кронштадтского, «… Расстояние до лодки соответствует периоду времени от Апостольской Церкви до конца мировой истории. Если словосочетание «около двухсот локтей» воспринимать символически, то они … означают около 2000 лет».

Однако, выражение «около двухсот» можно трактовать двояко: точное значение числа или немного меньше, или несколько больше 200. Такой подход позволяет допустить, что имеется ввиду 216-летний цикл, но вычисляемый из расчета не 360, а 365 дней в году. Таким образом, вариантом обоснования причины отсутствия точности применительно к фразе «около двухсот локтей», является различие в определении цикла катастроф в зависимости от хронологической шкалы.

Изучение материалов, связанных с объяснением смысла чисел 108 и 216, позволяет сделать предположение о том, что в разделе 8 Главы 21 «Евангелия» от Иоанна значение «… около двухсот» соответствует 216. Непосредственно 108 и 216 заслуживают отдельного комментария, как известные с древних времен численные характеристики циклических процессов на Земле и в Космосе, связывающие хронологические системы с движением и взаимодействием планет. Особенностью числа 108 является то, что сумма составляющих его чисел равна самому числу 108. Таким же свойством обладают 18, 1008, 10008, …

Анализируя информацию относительно чисел 108 и 216, обращают на себя внимание следующие моменты:

  • - продолжительность эпох, заканчивающихся планетарным катаклизмом, включает циклы по 108 и 216 лет. Причем количество таких циклов кратно 2, 6 (12), 10 (20);
  • - число 216 является наименьшим общим кратным 54 и 72: 72 × 3 = 54 × 4 = 216. Тем самым объясняется взаимосвязь циклов (периодов), продолжительностью: 144000, 7200, 360 дней; 108, 216, 144, 2160, 25920 лет.

Исследуя символику Святого Апостола Иоанна Богослова, следует обратить внимание на числа, приведенные в «Апокалипсисе».

Принято считать, что в «Откровении» раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира. При таком подходе в первую очередь обращает на себя внимания число 666. При анализе стиха 13:18 («Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть») «Апокалипсиса», вызывает интерес использование термина «сочти», так как существует две возможности его понимания.

Первый вариант - «сочти, прочитай». В этом случае рассматривается буквенный аналог числа 666 - подход. Во времена написания «Апокалипсиса» (~ 67 г. нашей эры) еще не было арабских цифр и числа в письменах на всех языках греко-римской Империи обозначались буквами греческого алфавита, которые подбирались так, чтобы сумма цифр составляла число 666, а сами они читались как имя.

В настоящее время наиболее распространенное мнение заключается в том, что 666 обозначает имя римского императора «Кесарь Нерон» (Nero Caesar). Однако, столь очевидная трактовка заставляет усомниться в ее однозначности. Святитель Ириней писал: «…Может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным». В «Толковании на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова»Святитель Андрей Кесарийский пишет: «… Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его».

Другой вариант восприятия слова «сочти» - сокращение от «сосчитай», но здесь возникает вопрос: зачем считать, если число 666 указано, следовательно, и сосчитано. Вероятнее всего необходимо рассматривать оба варианта совместно, основываясь на числовой символике. Тогда, первоначально следует «пересчитать» или расшифровать число 666, и после того, как будет понятен смысл, «прочитать» истинную трактовку автора. При этом следует иметь ввиду представление каждого многозначного числа в виде:

abc = (ab ± c) + (bc ± a) + (ca ± b) или abcdef = (abcde ± f) + (bcdef ± a) + (cdefa ± b) + (defab ± c) + (efabc ± d) + (fabcd ± e).

(15 + 3) + (53 + 1) + (31 + 5) = 108;

(15 - 3) + (53 - 1) + (31 - 5) = 90 = 108 - 18

(66 + 6) + (66 + 6) + (66 + 6) = 216 = 108 + 108 = 2 × 108;

(66 - 6) + (66 - 6) + (66 - 6) = 180 = 218 - 36 = 2 × (108 - 18);

Сравнивая результаты расчета необходимо отметить, что алгебраическая сумма чисел, составляющих 666, в два раза превышает сумму чисел, входящих в 153.

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы и предположения.

1. Числа 153 и 666 имеют не только противоположный, изначально заложенный Святым Апостолом Иоанном Богословом, смысл, но и различаются по величине суммы составляющих каждое из них чисел в два раза: ста пятидесяти трем соответствует 108, шестьсот шестьдесят шесть определяется числом 216.

2. Алгебраическая сумма цифр, составляющих 153, 666, 144000 кратна 9 и 108. Учитывая, что 108 можно представить в виде произведения двенадцати и девяти, а также символический смысл этих чисел, следует понимать, что сто пятьдесят три выражает космический 108-летний цикл, состоящий из 12 девятилетних периодов. При этом продолжительность года, в соответствии с древней системой летоисчисления многих народов мира, равна 360 дням.

3. «Число Зверя» несет в себе негативное содержание, характеризуя все плохое, противоположное Божественному. Это выражается числами:

  • - тринадцать (номер Главы), что можно рассматривать как ссылку на катастрофу, произошедшую в пасхальную ночь с 13 на 14 авива (месяца) в Египте и Израиле в середине второго тысячелетия до нашей эры, а также обозначение действий, событий, явлений, заканчивающихся крахом, смертью, радикальной переделкой вещей;
  • - восемнадцать (номер стиха), представляет собой удвоенную девятку или сумму трех шестерок;
  • - суммой чисел, составляющих 666, и равной 216 = 2 × 108.

Следовательно, 666 отражает качество окончания очередного удвоенного девятилетнего периода или 216-летнего цикла. Каждый восемнадцатилетний этап, с начала 108-летнего цикла, а также каждый второй 108-летний цикл, должны заканчиваться крупным катаклизмом.

Для более полного понимания изложенных численных взаимосвязей следует привести первоначальный вариант записи стиха 18 Главы 13 «Апокалипсиса»: «Зде мудрость есть. Иже имать ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его, шесть сот шестьдесят шесть». Если допустить наличие запятых в словосочетании «шесть сот, шестьдесят, шесть», то «число Зверя» принимает понятные для человека значения, связанные с окончанием (началом) «Великого цикла» или цикла прецессии: 216 × 600 = 129600; 216 × 60 = 12960; 216 × 6 = 1296.

Ваша оценка: Нет Средняя: 7.2 (5 голосов)