Чучхе как государственная идеология корейской народно-демократической республики. Северная Корея — феномен страны чучхе Чучхе и его восприятие в мире

Социальный строй Северной Кореи носит название «чучхе», что переводится как «хозяин собственного тела и всего мира». Официально это направление было внедрено в 50-х годах прошлого века, когда КНДР стремилась избавиться от чрезмерного влияния соседей – Китая и СССР. При этом термин существовал еще во времена средневековья как общеизвестное философское понятие конфуцианства.

Главные принципы чучхе

После распада страны в 1948 году северная часть примкнула к социалистическому лагерю и приняла догматы, выработанные при Сталине и Мао Цзэдуне. Однако к середине 50-х годов правительство, возглавляемое Ким Ир Сеном, поняло, что от культурного и политического влияние союзников необходимо освобождаться. Именно поэтому идеологи стали разрабатывать положения нового строя, который совмещал классическое социалистическое учение и основы конфуцианства, по которым Корея жила почти полтысячелетия.

Новое политическое направление не оформилось в короткие сроки. На его разработку ушли годы, а главные положения так и не были собраны в манифест. Об идеях чучхе можно судить по работам Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, которые имеют едва ли не тезисную структуру.

Главными идеологическими положениями служат такие утверждения:

  • Народ придерживается строгой иерархической структуры, которой управляет вождь.
  • В государстве установлен приоритет коллективизма над индивидуализмом.
  • Главная задача чучхе – удовлетворение потребностей всего народа, а не отдельных его слоев.
  • Строй поддерживает позиции изоляционизма и антиглобализма.
  • Главное принцип государственного строя – сонгун. Он предполагает главенство армии. При этом войска не противопоставляются остальному народу, а являются его вооруженной частью.

Нетипично трактуется идеологами понятие революции. Оно обозначает не форму государственного переворота, а борьбу человека со своими слабостями, а также непрерывное стремление к совершенствованию окружающего мира. Политический подтекст в этом случае не главный, но он также подразумевается под «окружающим миром». Лучшей формой борьбы считается труд – как на бытовом, так и на военном поприще.

Чучхе и внешняя политика Северной Кореи

Идеологический строй этого типа имеет милитаристскую окраску. Согласно учению вождей, государство должно быть крепостью, которая защищает себя от внешнего влияния. Это поддерживается политикой изоляционизма – все данные о политической, экономической и военной жизни страны засекречены. Кроме того, в основу функционирования общества поставлена армия. Каждый солдат должен служить так, чтобы без раздумий отдать жизнь за командира.

Такой взгляд на устройство жизни сказывается на отношениях Северной Кореи с другими странами. Они считают республику агрессивно настроенной и опасной. Однако власти КНДР убеждены, что непрерывная демонстрация силы необходима, чтобы проводить политику «сдерживания агрессии», направленную, прежде всего, на США.

Для этого используются такие методы:

  • пропаганда – например, создание ролика о сбрасывании ядерной бомбы на территорию Америки;
  • идеологическое воспитание – жителей Северной Кореи с детства учат тому, что США – главные враги нации;
  • пробные запуски баллистических ракет ;
  • захват судов , проходящих вблизи от северокорейских берегов;
  • разработка и испытания ядерного оружия.

Такие действия приводят к ответной агрессии – против КНДР введены десятки санкций и торговых запретов, подрывающих и без того слабую экономику страны. Однако отказ от пропагандистских методов борьбы неизбежно приведет к падению политического строя. Международные организации ищут выход из этой ситуации, но она все равно ухудшается с каждым годом.

Идея чучхе в Северной Корее: влияние на быт

О том, как живут люди в КНДР, ходят слухи, которые сложно подтвердить из-за закрытости общества. В большинстве случаев они носят крайне негативную окраску: строю приписывают тоталитарную репрессивную политику и несоблюдение базовых прав человека. Большая часть данных такого плана получена от южнокорейских разведслужб и беженцев из КНДР.


Подтвердить можно лишь некоторые:

  • Жители страны обязаны принимать активное участие в политической жизни – вступать в Трудовую партию и посещать обязательные лекции по идеологическому воспитанию.
  • В КНДР действует всеобщая воинская повинность . Мужчины служат от 5 до 12 лет, женщины – 3 года.
  • Общество построено на классовом принципе «сонбун». От происхождения и благонадежности человека зависит, на какие блага он может рассчитывать.
  • Жителям запрещено покидать пределы страны, пользоваться общим доступом к Интернету, хранить западные и южнокорейские фильмы и книги.

Жизнь в Северной Корее подчинена общему ритму. В стране нормированный рабочий день, после которого проводятся волонтерские работы и трудовые собрания. Правительство определяет место человека в обществе и задает течение его жизни. Беженцы, перебравшиеся в Южную Корею, часто жалуются на то, что самое сложное для них в новой обстановке – научиться жить самостоятельно, не опираясь на указы партии.

Алексей Петрович Цветков Я хоть и не коммунист и не социалист, но все же, будучи подростком, воспитывался изначально на левых взглядах и придерживался их до поры, до времени. Это было до тех пор, пока жизнь не заставила меня их немного подкорректировать. Украинские события в конце 2013-начала 2014 гг. внесли свою лепту и в мое мировоззрение."Частичку Народной Кореи
Мы в сердце желаем нести.
Идём мы свободным простором
К победе, к науке, к реке!
И правду поём свою хором.
И каждый — немного чучхе!"

Но я никогда не выскажусь плохо о людях с левыми взглядами, коих в нашей стране немало, поскольку я с уважением отношусь к их мнению. Это нормально, когда твой собеседник находится в другом идеологическом лагере, потому что в этом случае неизбежно возникнет необходимость компромисса, но главное, чтобы за вами не стояли американцы. Антиамериканизм сегодня — это главное условие, при котором можно найти компромисс как таковой. Одним из примеров правых европейских антиамериканистов я назову Франка Реннике, известного немецкого барда, который поет в своих песнях с право-консервативной позиции, при том, что он сам воспитывался на левой идеологии. Кроме того, он поддерживает выход Германии из блока НАТО (исполняя песню про бундесвер, он выкрикивает фразу: "Raus aus dem NATO!")

Поэтому, чтобы не возникало идеологической вражды между правыми и левыми, я посвящаю данный материал. Для начала обратимся к одной из форм летоисчисления.
Календарь чучхе — летоисчисление в КНДР. Используется с 8 июля 1997 года, наряду с летоисчислением от Рождества Христова. За точку отсчёта в календаре чучхе берется год рождения Ким Ир Сена (1912), принимающийся за первый год. Нулевого года в календаре чучхе нет. При написании дат в КНДР используются оба летоисчисления совместно, а именно в такой форме: «21 марта 104 года Чучхе (2015)». У такой формы записи есть плюс в том, что она позволяет выявлять ошибки в датах по разнице между годами, которая всегда должна быть равна 1911.
Т.е в Северной Корее существуют 2 формы летоисчисления: общепринятая и своя собственная.
А что же такое чучхе?

Дословный перевод термина означает "хозяин тела". В словарях встречается перевод "основная часть", "самобытность". Таким образом, «чучхе» означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира.
Каждый турист, который приезжает в Пхеньян, неизменно останавливается у памятника идей чучхе. У подножия расположена 30-метровая бронзовая скульптурная группа из трёх фигур, представляющих крестьянина (серп), рабочего (молот) и трудового интеллигента (кисть). Три этих символа и отражены на знамени Трудовой Партии Кореи.

Художники составили проект эмблемы, на котором молот, серп и кисть соединялись концами ручек в виде развернутого веера. По сообщению посольства КНДР, Ким Ир Сен принимал личное участие в создании эмблемы: предложил скрестить ручки инструментов и установил их очерёдность.

Впервые термин упоминается еще во времена Средневековья в значении "вещь с точки зрения субъекта". Как официальная идеология, чучхе считается гармоничной трансформацией идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли. Впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» (кор. 사상사업에서 교조주의와 형식주의를 퇴치하고 주체를 확립할 데 대하여), произнесенной 28 декабря 1955 года. По официальной точке зрения историков КНДР, долгое время считалось, что идеи чучхе провозгласил Ким Ир Сен в 1930 году в селе Калунь (Китай), однако в настоящее время считается, что идеи чучхе начали формироваться с момента образования «Союза свержения империализма».
По Конституции КНДР является суверенныи социалистическим государством, которое в своей деятельности руководствуется идеями «чучхе», что означает решение всех вопросов внутренней жизни с позиций опоры на собственные силы. Если объяснить по-простому, то чучхе в простонародии означает "мы сами с усами". Многие политологи считают чучхе разновидностью национал-коммунизма. На мой взгляд, это небольшое преувеличение. Как полагают историки, основной причиной разработки чучхе было стремление Ким Ир Сена подчеркнуть самостоятельность КНДР от влияния сталинизма и маоизма, а также дать идеологическое обоснование своей личной власти и власти преемников. Конституция КНДР закрепляет руководящую роль чучхе в государственной политике, определяя его как «мировоззрение, в центре которого — человек, и революционные идеи, нацеленные на осуществление самостоятельности народных масс», что является противовесом "импортному марксизму". Идеология Северной Кореи похожа больше не столько на национал-коммунизм, сколько на социал-традиционализм, учитывая, что в Конституции государство провозглашено социалистическим, а в самой стране хорошо развито сельское хозяйство. Ну и не будем забывать, что КНДР — член Ядерного Клуба, что закреплено и в первой статье Основного Закона КНДР, провозглашающей ядерный статус страны.

Одним словом, идеи чучхе — это идеи, гласящие, что народные массы являются хозяевами революции и строительства нового общества, что у них есть силы для продвижения вперед революции и строительства; другими словами, ты сам хозяин своей судьбы и у тебя есть и сила для решения своей судьбы. Идеи чучхе, можно сказать, это философская идеология, в центре внимания которой стоит человек, это революционное учение и политическая философия, основанные на философии чучхе. Отражая стремление эпохи самостоятельности, когда народные массы стали хозяевами своей судьбы, и требования практики корейской революции, философия чучхе выдвинула место и роль человека в мире как главный вопрос философии и осветила философский принцип, что человек — хозяин всего и он решает все, на основе философского разъяснения о человеке, что человек — общественное существо, обладающее самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью. Она еще установила философское мировоззрение, гласящее, что мир представляет собой объект, над которым властвует человек и который преобразует он, что надо относиться к миру, исходя из интересов и деятельности человека. Идеи чучхе освещают общественно-исторический принцип, что народные массы представляют собой субъект истории, что общественно-историческое движение — это самостоятельное и творческое движение народных масс, что решающую роль в революционной борьбе играет самостоятельное сознание народных масс. Идеи чучхе заново установили философский принцип и общественно-исторический принцип, и на той основе определили основной принцип и руководящий принцип революции и строительства придерживаться самостоятельной позиции, решить все вопросы в соответствии с конкретными условиями, опираясь на творческие силы народных масс, отдавать приоритет идеологии.

Итак, философский принцип идей чучхе, их положения об общественно-историческом развитии и их руководящие принципы представляют собой три их составных части. Самобытность идей чучхе выражается не только в философских идеях, но и в теории о революции и в методе руководства. Чучхейская теория о революции ставит в центре внимания трудящиеся народные массы, и она представляет собой стратегию и тактику, основанные на роли трудящихся народных масс. В ней всесторонне обобщена теория о национальном, классовом освобождении и перевоспитании человека, о преобразовании природы, общества и человека. Идеи чучхе выдвигают вопросы метода руководств в революционной борьбе, как один из главных вопросов дли ее победы, и всесторонне разъяснили все вопросы, встающие в руководстве революцией и стоительством, начиная от руководящего принципа революции и кончая способом ведения политики, методом и стилем работы. Идеи чучхе основаны в отражении требования действительности корейской революции. Они обогащены ее практикой и опытом. Правильно освещая путь к решению судьбы человека, народных масс, эти идеи стали руководящей идеологией правящей партии этой страны ТПК и правительства, и жизненной артерией корейской революции.

В настоящее время в КНДР марксизм по отношению к чучхе считается чем-то вроде устаревшей ступени, примерно также марксисты смотрели на социал-утопистов Фурье и Оуэна. Или даже больше: чучхе объявляется полностью самобытной философией. Как пишет сам Ким Чен Ир: «Философия чучхе - это самобытная философия, это комплекс развернутых и систематизированных собственных, свойственных только ей, положений. Ее исторический вклад в развитие философской мысли заключается не в развитии ею марксистского диалектического материализма, а в утверждении новых философских принципов». После смерти Ким Ир Сена в 1994 году чучхе все больше стал принимать черты религиозно-мистического учения. Так, Ким Ир Сен объявлен «вечным президентом», который как бы продолжает незримо управлять страной. Судите сами: первый глава КНДР находился у руля власти 46 лет (1948-1994).

Ким Ир Сен (1912-1994)

Идеи чучхе претворены в жизнь корейской действительности. Благодаря идеям чучхе, КНДР смогла идти по верной колее в деле осуществления самостоятельности. народных масс и добилась блестящих побед в борьбе за независимость, самостоятельность и социализм, преодолевая тяжелые испытания и трудности, восхищая весь мир. Под знаменем идей чучхе корейский народ покончил с военной оккупацией Японии, продлившейся более чем 40 лет, за короткое время установил социалистический строй, при котором народные массы заняли место хозяина и достойно играют свою роль. На земле, где раньше царили эксплуатация и неравенство, отсталость и нищета, воздвигли социалистическую державу, независимую в политике, самостоятельную в экономике и самозащитную в обороне страны. Немыслимы идеи чучхе в отрыве от имени Президента Ким Ир Сена и немыслима социалистическая Корея в отрыве от идей чучхе. Благодаря титаническим усилиям преданного Президенту преемника руководителя Кореи Ким Чен Ира (а ныне — Ким Чен Ына) идеи чучхе блестяще наследуются, развиваются, и проявляемся непобедимая жизненная сила. Лидер Кореи систематизировал революционные идеи Президента — идеи чучхе стройной системой — идеологии, теории, метода чучхе, еще более развивает и o6огащает их. Его идеи сонгун и его главный метод ведения политики — политика сонгун, ныне ставшие руководящей идеологией социалистической Кореи, тоже базируются на идеях чучхе.

Конечно, есть в чучхе и демагогические утверждения о «роли народных масс», не играющие практической роли. Практическое значение имеет лишь то, что мудрый правитель властвует над страной, опираясь во всем на собственные силы, отсюда чучхе принимает форму государственного национализма, проявляющегося в нескольких аспектах.

Во-первых, это свое видение истории. Северокорейские историки утверждают, что в Корее раньше других стран Дальнего Востока образовалось государство. По их мнению, легендарный родоначальник корейцев и основатель корейского государства Тангун, которого они считают реальным историческим лицом, жил несколько столетий до мифического китайского императора Яо и за пару тысячелетий до первого японского императора Дзимму. Более того, они превозносят свою нацию за «чистоту крови», что совсем не характерно для марксистов-ленинцев: «…корейская нация была чиста по крови да и смогла стать единой нацией значительно раньше, чем другие нации мира». Кроме того, жители КНДР убеждены, что страну от японской оккупации освободил именно Ким Ир Сен, а не советские войска, как было на самом деле. А затем тот же Ким Ир Сен (без поддержки СССР и Китая) разгромил американцев и их союзников в Отечественной освободительной войне, как именуется Корейская война 1950-53 гг.

Однако я бы не стал отрицать и роль СССР в событиях тех времен на Корейском полуострове. Скорее она носила вспомогательный (не первостепенный) характер, потому что северяне запросили поддержку тогда, когда их положение начало ухудшаться; в остальном они полагались на себя. Да и сталинское руководство не горело особым желанием ввязываться в очередной конфликт, в отличие от американцев. История распорядилась так, что Советскому Союзу пришлось всадить американцам в той войне как следует, вопреки собственному нежеланию. Результат мы прекрасно знаем. Вообще, в КНДР и по сей день благодарны не только своим, но и нашим ветеранам войны на Дальнем Востоке.


Президент РФ В.В. Путин возлагает цветы к Монументу Советской Армии-Освободительнице. Пхеньян, 20.07.2000

Монумент Советской Армии-Освободительнице в Пхеньяне на почтовой марке, посвященный 40-летию знакового события

Во-вторых, в экономической сфере это автаркия, что вполне логично, ибо страна, зависящая от международных экономических связей, легко может подвергнуться давлению извне. Однако на практике автаркия может быть безболезненна лишь для великой державы, чьи недра богаты полезными ископаемыми, а для КНДР с ее скудными ресурсами подобная политика привела к значительным трудностям.

В-третьих, курс на всемерное укрепление вооруженных сил, концепция «неприступной крепости». Из 25,5 млн. населения КНДР более 1,2 млн. служит в армии. Срок службы в сухопутных силах для призывников - 12 лет, и уклонистов здесь не бывает, как нет и «солдатских матерей». Северная Корея собственными силами производит танки, по характеристикам приближающимся к российским Т-90. В настоящее время в распоряжении Ким Чен Ына до 8 компактных плутониевых зарядов, которые могут быть установлены на ракеты «Нодон» дальностью более 1 тыс. км. Кроме них в арсенале имеются ракеты "Тэпходон-1" и "Тэпходон-2" Мусудан (4000-6000 км), а также "Ынха-2" и "Ынха-3" (8000-10000 км).

По подсчетам американских экспертов, возможная война с КНДР будет стоить до 100 тыс. жизней американских и южнокорейских солдат (в первой войне погибло 60 тыс. американцев, что сравнимо с потерями во Вьетнаме), не говоря уже о потерях со стороны мирного населения.

Это лишний раз доказывает, что американцы — вояки никудышные; их учат только наступать (и то, из рук вон плохо, и при этом используя только компьютерный тренажер), а обороняться они совершенно не способны; кроме всего, большинство их военных разработок — брошенные на ветер деньги, а сами "изобретения" выпускаются совершенно поганого качества (зато — понтовые!). Не будь иначе, Северную Корею давно бы постигла судьба Югославии и Ирака. Для противников КНДР ситуация осложняется тем, что эта страна монолитна в этническом и идеологическом плане (диссидентов, как замечает проф. Ланьков, здесь нет даже на кухнях), в отличие от того же Ирака, на протяжении новейшего периода истории раздираемого межобщинными противоречиями.


Кто знает, если вдруг КНДР в ходе войны удастся попасть ракетой в Йеллоустоунскую кальдеру ("баркашовский сценарий") чего также нельзя исключать, то от США просто-напросто полетят ошметки и американское "государство" окончательно прекратит свое существование. Вот вам и "Endlösung der US-Frage und globalen Versklavung" ("окончательного решения Американского вопроса и проекта глобального порабощения")!


МБР "Ынха-3"


В-четвертых, это культурный антиглобализм, полное неприятие западного масскульта. Пхеньян - это, пожалуй, единственная столица на свете, где нет ни одного «Макдональдса»


Итак, проанализировав причину возникновения и составные элементы идеологии КНДР, мы можем вспомнить, что подобное происходило и у нас, когда в 20 - 30-е годы на место идеи «мировой революции» пришло строительство социализма в одной, отдельно взятой стране, вместо осуществления «снов Веры Павловны» и марксистских утопий поднялась могущественная держава, воплотившая архетипы российской государственности, а партия, некогда выступавшая за «поражение собственной страны в империалистической войне», сама превратилась в воинствующий орден меченосцев. Все это, вызвавшее разочарование у леваков, было полностью одобрено и поддержано национал-большевиками. Подобный процесс национал-большевистской трансформации в КНДР продвинулся еще дальше. Некогда великий русский мыслитель и ярый ненавистник серопиджачного либерализма Константин Леонтьев писал о желательности синтеза социализма и монархии, ныне его мечты сбылись на корейской почве. Марксизм благополучно испарился даже в виде бутафорской внешней оболочки, оставив в осадке именно то, что требуется: тоталитарную державность, благодаря чему ныне Северная Корея представляет модель, полностью и антагонистически отрицающую западную либеральную демократию. Этим и объясняется огромная притягательность северокорейской модели для многих людей, которые чувствуют себя неуютно в сладком капиталистическом раю, и это несмотря на весь поток негативной информации об этой стране. Когда в 2000 году в нашем городе проходила выставка КНДР, то я с удивлением для себя обнаружил немало благожелательных отзывов в книге для посетителей. Причем эта притягательность не оставляет равнодушной людей, казалось бы крайне далеких от реалии страны чучхе. Восхищенные отзывы о Северной Корее мне приходилось читать даже на мусульманских сайтах, хотя, казалось бы, чего общего у мусульман с людьми, которые поклоняются статуям вождей и питаются собачатиной (и то, и другое харам - строго запретно в Исламе). Однако, некая метаидеология, некий общий дух объединяет людей поверх внешних различий.

Идеи сонгун, одним словом, представляют собой идеи отдачи приоритета военному делу в борьбе народных масс за самостоятельность, линию, стратегию и тактику, требующие выдвину на место главных сил революции не рабочий класс, а армию. В 1990-е годы в мировой арене шла ожесточенная борьба между сторонниками самостоятельности и закабаления, между социализмом и капитализмом, что сконцентрировано выражено в Корее. В то самое время Председатель ГКО КНДР Ким Чен Ир принял на себя руководство партией и государством. Он глубоко убедился в том, что именно оружие решает судьбу страны и народа, перспективу социализма, что можно преодолевать серьезные испытания и победоносно продолжать дело Президента, только опираясь на армию, и встал на дальний путь сонгунского руководства революцией. В суровой практике борьбы с тяжелейшими испытаниями, впереди которой стала армия, родилась философия оружия: оружие — это революция и победа социализма, армия это партия, государство и народ, а также обоснованы революционные положения — дело самостоятельности народных масс завершаемы благодаря стержневой и ведущей роли армии, оформлены идеи сонгун как единые революционные идеи, завершена политика сонгун стройным методом социалистической политики. Идеи и политика сонгун рассматривают армию движущими силами революции и опорой страны, определяют идеи и дух революционной армии основными движущими силами революции настоящего времени, и тем самым четко освещают путь к последовательной защите и осуществлению самостоятельности народных масс путём укрепления субъекта революции и радикального повышения его роли по требованию идей чучхе. Благодаря идеям и политике сонгун КНДР, находившаяся в конце прошедшего века в наихудшем положении, не только отстояла социализм, но и открыла светлый путь к построению могучей процветающей социалистической державы. В современном мире, когда империализм стал ультрареакционным и крайне милитаризованным,.для корейского народа самое большое счастье — иметь великие революционные идеи и мощные методы политики, как идеи и политика сонгун, надежно гарантирующие дело социализма и победу дела самостоятельности человечества.

Слово "сонгун" значит — монолитно укреплять собственные силы революции, надежно защищать Родину и усиленно продвигать вперед социалистическое строительство в целом, считая военное дело самым важным в государственной деятельности и делая Народную Армию главным отрядом революции.

Сонгун возвышает Корейскую народную армию в КНДР как организацию с государственными функциями, которая имеет главные позиции в правительстве КНДР и в обществе. Это правительственная структура, которая определяет вооружённые силы КНДР как «Великое хранилище мощи». Северокорейское правительство ставит Корейскую народную армию на высокие позиции в экономике и ресурсораспределении, а также делая её [армию] предметом для подражания всему обществу. Сонгун стал политической концепцией после возвышения его в 1994 году, которая подчёркивала, что народные войска выше любых других аспектов государства и общества.
Итак, какие выводы можно сделать из всего вышесказанного?

Основные постулаты:
— Субъектом общественного движения выступают народные массы.

— Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима.

— В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения.

— Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран.

— Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость.

— Революция — это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности.

— Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции.

— Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности вождю.

Общефилософские взгляды:
— Человек — властелин мира и хозяин своей судьбы;

— Сознание — высшая функция человеческого мозга;

— Природа — объект труда человека и материальный источник человеческой жизни;

— Человек, заразившийся низкопоклонством, перестаёт адекватно воспринимать реальность.

Чучхе и его восприятие в мире

Идеи чучхе получили международное признание. В 26 странах были созданы комитеты по идеям чучхе, тысяча кружков чучхе действовали в 67 странах. Лекции по чучхе читаются в 200 университетах пяти континентов. В Пхеньяне проводятся ежегодные Всемирные конгрессы Чучхе.
Во Франции Чучхе Партия Франции (PJF) опирается на идеологию чучхе.
В России изучением, развитием и распространением идей чучхе занимается Союз Сторонников идей Чучхе.
В Японии действует Международный Институт изучения идей Чучхе, филиалами которого являются общества по изучению в разных странах мира. На сайте института имеются ссылки на несколько десятков обществ-членов на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды.

"Самостоятельность не противоречит интернационализму. Наоборот, она служит основой для его укрепления. Отрыв от революции в собственной стране делает немыслимой мировую революцию, подобно этому невозможен интернационализм вне проявления самостоятельности. Интернациональная сплоченность должна опираться на добровольность и равенство. Интернациональная сплоченность только на основе самостоятельности приобретает характер добровольности и равноправия, становится подлинной и прочной. Наша партия отстаивает курс, направленный на то, чтобы, борясь с империализмом, поддерживать национально-освободительные движения в колониальных странах и международное рабочее движение, неуклонно идти к социализму и коммунизму и, соблюдая принципы невмешательства, взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды, укреплять сплоченность социалистических стран и международного коммунистического движения.
Лишь под верным руководством партии и вождя рабочий класс, народные массы в состоянии настойчиво вести серьёзную и сложную революционную борьбу за преобразование природы и общества, добиться национального и классового освобождения, успешно строить социалистическое и коммунистическое общество и управлять им".

Ким Чен Ир. "Об идеях чучхе"


Использованы материалы сайтов www.rossia3.ru, www.idea.juche.ru и Википедии

07 августа 2014 Туристы постарше, представляющие себе путешествие в Северную Корею как путешествие в наше недавнее, по историческим меркам, социалистическое прошлое, заблуждаются...

Государства с общественно-политическим строем, подобным созданному в северной части Корейского полуострова, на территории бывшего СССР никогда не было. Как нет, и никогда не было, ничего подобного в других странах.

Неправильно считать, что господствующая идеология в Северной Корее - коммунистическая. В конституции страны и в программных документах правящей Трудовой партии Кореи (ТПК) ни коммунизм, ни социализм даже не упоминаются. Официальное название страны – Корейская Народно-Демократическая Республика. В качестве официальной идеологии принята «теория чучхе» - уходящее корнями в древнюю философию учение о самодостаточности и опоре только на собственные силы.

Чучхе

Основной принцип учения чучхе можно изложить формулой «человек решает всё и хозяин всего». Далее из этого принципа вытекает необходимость быть самостоятельным, и поскольку Корея - страна самостоятельных людей, ей никто не нужен. Принципом «опоры на собственные силы» оправдывается практически полная закрытость страны от внешнего мира. Характерный пример – в КНДР с 1997 года официально принято «летоисчисление чучхе». Новый северокорейский календарь начинается с 1912 года – даты рождения первого президента страны Ким Ир Сена. Ему же приписывается и создание самой теории чучхе.

На самом деле теория чучхе – всего лишь идеологический антураж, политическое прикрытие. Оно позволяет правящей ТПК во главе с несменяемой уже более шестидесяти лет династией Кимов полностью подчинить себе население Северной Кореи.

В этом и состоит главная особенность общественного строя Северной Кореи – полное отсутствие каких-либо гражданских свобод, даже формальных, и стопроцентный приоритет коллектива перед отдельной личностью. Теория чучхе полностью исключает личную материальную заинтересованность в труде. И при этом от северокорейца не услышишь малейшего намёка на несогласие с порядками в стране, даже в том случае, когда он – беженец и покинул КНДР, спасаясь от голода.

Культ

Поклонение вождям – Ким Ир Сену и его сыну Ким Чен Иру, ставшего после смерти отца в 1994 году во главе страны и руководившему ею до собственной смерти в 2011 году, приобрело в КНДР фантастический масштаб. Это самый настоящий религиозный культ, которого не знала даже христианская Европа во времена Средневековья. Портреты «двух вождей» висят не только в каждом доме, но и в каждом вагоне пхеньянского метро. Порой их можно встретить в самых неожиданных местах, например, рядом с крестьянским полем. Установленным по всей стране памятникам вождям надлежит кланяться, исключений для иностранцев не делается.

В каждом детском саду Северной Кореи устроена отдельная комната, в центре её — большой макет родной деревни Ким Ир Сена Мангёндэ, на стенах обязательно- картинки из детства вождя, его сына и официальный портрет Ким Ир Сена.

Дошколята и воспитатели перед началом занятий должны трижды поклониться портрету и при этом нараспев повторять: «Спасибо, Маршал-Отец!».

Многолетнее тотальное и беспрекословное следование идеям чучхе не привели Северную Корею к экономическому процветанию. Изоляция от внешнего мира и как следствие – огромное технологическое отставание, чудовищные военные расходы (с 2005 года КНДР обладает ядерным оружием), неэффективный принудительный труд – эти и множество других проявлений тоталитарного режима привели страну на порог экономического коллапса. Одно из самых страшных последствий «следования по пути чучхе» - острый недостаток продовольствия в КНДР.

Никаких статистических данных в КНДР об уровне жизни населения не публикуется. Однако в 2000 году северокорейские власти официально признали, что в период с 1995 по 1999 годы в стране умерло от голода «большое число людей». Европейские эксперты считают, что КНДР от голода в эти годы погибло до трёх миллионов человек. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, не в последнюю очередь за счёт международной гуманитарной помощи. Но по некоторым сведениям, факты массового голодания всё ещё имеют место, особенно среди населения отдалённых сельских районов страны.

Идеи чучхе

Артём АЛЕКСАНДРОВ.

Этимология

Корейско-русские словари дают этому термину толкование "основная часть" и "самобытность". Иероглифы, составляющие это слово в иероглифической записи, обозначают "хозяин" и "природа". Исходя из этого, можно считать что слово "чучхе" означает "человек - хозяин всего на земле" или "самодостаточность".

История

Согласно конституции 1972 года, КНДР - суверенное социалистическое государство, которое в своей деятельности руководствуется идеями "чучхе". В соответствии с этими идеями все вопросы внутренней жизни должны решаться с позиций самостоятельности, с опорой на собственные силы.

По официальной точке зрения историков КНДР, долгое время считалось, что идеи чучхе провозгласил Ким Ир Сен в 1930 году в городе Калунь (Китай), однако в настоящее время считается, что идеи чучхе начали формироваться с момента образования "Союза свержения империализма" (17 октября 1926 г.).

Обострение отношений КНДР с СССР в середине 1950-х годов ХХ века и с Китаем (вторая половина 1960-х годов ХХ века) послужило подтверждением курса на независимое и самостоятельное развитие страны.

В 1980-е годы Ким Ир Сен выпускает ряд статей об идеях чучхе, окончательно формирующие её как философскую систему. Однако основополагающего текста излагающего суть учения, нет. Хотя термин постоянно встречается в работах Ким Ир Сена, труд под названием "Об идеях чучхе" был написан Ким Чен Иром и напоминает скорее краткий курс основных постулатов, а не серьёзный теоретический труд. После распада Советского Союза из чучхе были изъяты элементы марксизма-ленинизма. Смерть Ким Ир Сена добавила ей элементы религиозного учения (формулировки о Ким Ир Сене вроде "пребывающий в образе бессмертия").

С 8 июля 1997 года в Северной Корее принято новое летосчисление чучхе, началом которого является 1912 год - год рождения Ким Ир Сена. Таким образом, 2000 год является 89 годом эры чучхе.

Основные положения

Субъектом общественного движения выступают народные массы.

Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима.

В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения.

Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран.

Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость.

Революция - это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности

Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции.

Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности партии и вождю.

Общефилософские взгляды

Человек - властелин мира и хозяин своей судьбы;

Сознание - высшая функция человеческого мозга;

Природа - объект труда человека и материальный источник человеческой жизни;

Человек, заразившийся низкопоклонством, перестает адекватно воспринимать реальность.

Создание идей чучхе

Передовые идеи играли и играют важную роль в общественно-историческом развитии.

Народные массы становятся могучими творцами истории, когда они руководствуются передовыми идеями. Разумеется, не всякие передовые идеи играют одинаковую роль в общественно-историческом развитии. Их значение находится в зависимости от того, каким образом они выражают стремления и интересы народных масс, насколько они правильно освещают им путь борьбы. Задолго до появления рабочего класса существовали идеи, отражавшие стремления передовых слоев общества. Однако идеологические течения минувших времен, ввиду своей исторической и классовой ограниченности, были вынуждены играть свою роль в ограниченных рамках в развитии общества. Лишь революционная идеология рабочего класса правильно отражает требования времени и передает стремления народных масс, мобилизуя их на революционную борьбу, давая мощный импульс историческому развитию общества.

Революционные идеи рабочего класса создаются выдающимися вождями.

Более чем столетняя история коммунистического движения, можно сказать, является историей возникновения и развития революционных идей, разработанных вождями рабочего класса, историей претворения этих идей в жизнь и преобразования мира на их основе. Создав в середине XIX века марксизм, Маркс и Энгельс указали на историческую миссию рабочего класса, появившегося на поле битвы, и осветили путь к его освобождению. Они содействовали развитию борьбы против капитала, положили начало международному коммунистическому движению. Ленин развил марксизм дальше применительно к новым историческим условиям перерастания капитализма в стадию империализма. Он создал ленинизм и тем самым вдохновил рабочий класс, все народы на борьбу за разгром цитадели империализма, за освобождение и свободу и положил начало переходу от капитализма к социализму.

Глубоко проанализировав требования новой эпохи, когда угнетенные и униженные народные массы стали выступать как хозяева своей судьбы, товарищ Ким Ир Сен создал великие идеи чучхе и вывел народные массы на новый этап борьбы за самостоятельность. Он положил начало новой полосе исторического развития человечества - чучхейской эпохе.

Революционные идеи рабочего класса создаются как отражение назревших требований развития исторического, революционного процесса.

Товарищ Ким Ир Сен встал на революционный путь, когда происходил новый передом в борьбе рабочего класса, народных масс против эксплуатации и гнета. На мировой арене выросло влияние впервые победившего социализма, революционная борьба рабочего класса и освободительная борьба народов в колониях и полуколониях переживала крутой подъем. Стремясь остановить революционные выступления народных масс и найти выход из глубокого политического и экономического кризиса, империалисты усиливали грабеж и вводили жестокие репрессии против народов. Во многих странах обострились противоречия и антагонизм между революцией и контрреволюцией, народные массы, суверенные права которых долгие годы попирались, поднялись на борьбу за свое классовое и национальное освобождение. Наступила новая эпоха, когда революционное движение стало развиваться во всю ширь в мировом масштабе, принимая все новые и новые формы.

Чтобы осуществить революцию в новых исторических условиях, рабочий класс, народ каждой страны должны были по-хозяйски решить все вопросы, сообразуясь со своими конкретными условиями. Эта задача была поставлена на повестку дня в Корее особенно серьезно в силу особенностей ее исторического развития, сложного и трудного характера местной революции. Ход корейской революции настоятельнее требовал, чтобы народные массы прокладывали себе путь к революции самостоятельно и творчески. Идеи чучхе возникли на базе этих же требований практики корейской революции. Революция - это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности, борьба за их собственное освобождение. Они завоюют победу в революции, лишь вооружившись революционными идеями и сплотившись как организованная политическая сила. Долг революционера состоит в том, чтобы идти в гущу народных масс, осуществляющих революцию, воспитывать, организовывать и поднимать их на борьбу. И революционную силу надо ковать в народных массах. Все вопросы, возникающие в ходе революционной борьбы, следует решать, опираясь на разум и силу народа. Но корейские коммунисты и националисты 20-х годов, считавшие себя участниками национально освободительного движения, вместо того, чтобы идти в гущу народных масс, воспитывать, организовывать и мобилизовывать их на революционную борьбу, работали в отрыве от них, дрались за гегемонию, занимаясь пустословием. Они не смогли сплотить массы, а лишь раскололи их своей фракционной борьбой. С первых же дней своей революционной деятельности товарищ Ким Ир Сен понял их ошибки и пошел иной, подлинно революционной дорогой, проникая в гущу народных масс и полагаясь на них в своей борьбе. Он открыл ту истину, что народные массы - хозяева революции и что для ее победы надо идти в массы, воспитывать, организовывать и мобилизовывать их. Это и послужило одним из отправных моментов для зарождения идей чучхе. Революцию в каждой стране должен вести самостоятельно, со всей ответственностью ее хозяин - народ данной страны, творчески вести ее применительно к своим конкретным условиям. Самостоятельный и творческий подход к делу - это существенные требования революционного, коммунистического движения. Корейская революция, открывшая чучхейскую эру, с самого начала должна была осуществляться самостоятельно, творчески иначе она не смогла бы продвинуться вперед. Корейская революция не смогла не приобрести трудный и сложный характер. Имея сильного врага в лице японского империализма, она должна была выполнить как задачи антиимпериалистической и национально-освободительной революции, так и задачи антифеодальной, демократической революции. Было нелегко идти по никем не проторенной дороге. Положение осложнялось и тем, что в то время внутри антияпонского национально-освободительного и коммунистического движения Кореи преобладало низкопоклонство перед большими странами, помешавшее поступательному движению революции. Националисты и псевдомарксисты унаследовали от своих предшественников дух низкопоклонства и привычки к фракционной борьбе, которые в свое время привели страну к гибели. Вместо того, чтобы осуществлять революцию собственными силами, они тщетно пытались добиться независимости страны, опираясь на внешние силы. В то время те, кто выдавал себя за участника коммунистического движения, создавали каждый на свой манер партийные группировки. Они постоянно обращались в Коминтерн, стремясь получить его санкции, пытались механически следовать готовым теориям и копировать чужой опыт, игнорируя исторические условия и конкретную действительность Кореи, бывшей колониально-полуфеодальным обществом. Сильное воздействие низкопоклонства и догматизма не давало возможности открыть путь к революции.

Товарищ Ким Ир Сен извлек серьезный урок из последствий низкопоклонства и догматизма и открыл истину, что революцию следует совершить не по чьей-либо санкции или указанию, а по своему собственному убеждению, с чувством ответственности, что нужно решить все вопросы, возникающие в ходе ее осуществления, самостоятельно и творчески. Вот что является другим отправным моментом, послужившим началом зарождения идей чучхе.

Таким образом, товарищ Ким Ир Сен на основе практического опыта и уроков революционной борьбы создал новое революционное учение - идеи чучхе.

Идейно-теоретическая деятельность товарища Ким Ир Сена последовательно исходила из революционной практики. Он развивал и обогащал революционные идеи и теорию в процессе решения вопросов, выдвигаемых революционной практикой. Применять существующие теории сообразно с интересами революции и реальными условиями своей страны, изыскивать новую истину и выдвигать новые идеи и теорию можно, лишь исходя из революционной практики. Еще в ранний период своей революционной деятельности товарищ Ким Ир Сен овладел учением марксизма-ленинизма. Но, не ограничиваясь применением его к практике корейской революции и стоя на незыблемой чучхейской позиции, он достиг новых рубежей революционной теории, творчески разрешил вопросы, выдвигаемые революционной практикой. Борясь с твердолобыми националистами, псевдомарксистами, низкопоклонниками, догматиками и одновременно прокладывая новую дорогу революции, товарищ Ким Ир Сен открыл истину идей чучхе. На совещании руководящих кадров комсомола и Антиимпериалистического союза молодежи, состоявшемся в Калуне в июне 1930 года, он осветил принципы идей чучхе и выдвинул чучхейскую линию корейской революции. Это явилось историческим событием, провозгласившим создание идей чучхе и рождение чучхейской революционной линии. Товарищ Ким Ир Сен, которому тогда еще не было и 20 лет, ясно различил в мутном потоке национал-реформизма, правого и левого оппортунизма и всяких других течений веяния времени, стремления народа и закономерности развития истории. Он открыл чучхейскую истину и проложил путь к самостоятельному развитию корейской революции.

За время ведения данного дневника, поступило большое количество вопросов с просьбой рассказать о идеологии чучхе и сонгун, их основных философских принципах.
В сети Интернет есть немало достоверных источников по идеологии чучхе и сонгун.
Но тем не менее здесь, в этом дневнике мы решили дополнительно рассказать о чучхе, идя на встречу настойчивым пожеланиям наших уважаемых читателей, желающих еще более идейно вооружить свое сознание.

Руководитель Ким Чен Ир указывал:

«Философия чучхе выдвигает основной вопрос философии, уделяя человеку главное внимание. Как наука, она разрабатывает взгляд на окружающий нас мир, отношение и подход к нему, ставя в центр внимания человека».


Поставить человека в центр внимания


Идеи чучхе, философия чучхе как философская идеология, имеют существенные особенности, в корне отличающиеся от всех предшествующих философских учений. Эти особенности заключаются в том, что философия чучхе является философией, которая уделяет основное внимание человеку, развертывает и систематизирует свои положения, ставя человека в центр внимания. Сказанное нами означает, что она выдвигает основной вопрос философии и вырабатывает взгляд на окружающий нас мир, отношение и подход к нему, ставя в центр внимания человека

Вопрос о том, какое место и какую роль играет человек в мире, представляет собой мировоззренческий вопрос.


Коренное отличие от других философских школ


Ввиду того, что выдвинут основной вопрос философии, развернут и систематизированы положения, философия чучхе коренным образом отличается от всех других философских течений.

Обычно, особенности учения определяются наряду с основным вопросом философии и тем, чему уделять главное внимание в разработке содержания мировоззрения.

В истории философии человечества было немало философских течений, но все они были или идеалистическими теориями, считающими главным божественное существо, как «Б0г» или дух, или же материалистическими воззрениями на мир, ставящими в центр внимания материю.

Разумеется, в старых философских теориях были и такие, которые якобы на первый план ставили человека. Что касается «гуманистической» философии, то она появилась уже давно, существовали разные ее течения. Но все эти течения считали объектом своего изучения чисто человеческие проблемы. Это было своего рода философским отражением подхода к человеческой жизни, которое рассматривало, главным образом, вопросы: что такое человек, какова его жизнь?


Относится к окружающему миру исходя из интересов человека


Философия чучхе дает новый взгляд на сущность мира и закономерности его изменения и развития. Мир управляется и преобразуется человеком, мир развивается при активном воздействии и роли человека, по направлению служения человеку и в соответствии с его развитием. И на основе этого же взгляда она устанавливает новое отношение и подход к миру - нужно относиться к миру, исходя из интересов человека и с точки зрения его деятельности.

Таким образом, философия чучхе дает людям мощное оружие для верного осознания и преобразования мира и успешного решения своей судьбы. Вот в чем главные особенности, научность и революционный характер, самобытность и преимущество идей чучхе как революционного мировоззрения нашего времени.

Говоря об особенностях идей чучхе как философской идеологии, важно иметь правильное понимание того, что она самая народная, революционная и политическая философия.

Философия чучхе - это, прежде всего, самая последовательная революционная философия, которая разработана, углублена и развита на основе революционной практики нашего времени.

Создание идей чучхе - плод революционной практики


При разработке философских вопросов Президент Ким Ир Сен всегда исходил из требования практики революции и в ходе поиска научно обоснованных ответов на актуальные идейно-теоретические вопросы, выдвигаемые в процессе революционной практики, создал философию чучхе.

Чучхейская эпоха является новой эпохой, когда народные массы выступили властелинами мира и решают свою судьбу самостоятельно и творчески.

Новая эпоха требовала нового мировоззрения, которое могло бы повысить у народных масс сознание властелина мира и хозяина своей судьбы. В силу особенностей исторического развития, сложного и трудного характера корейской революции в Корее особенно серьезно была поставлена задача перед народными массами - прокладывать путь революции самостоятельно и творчески.

В ходе кровопролитной борьбы за свержение японского империализма и возрождение Кореи Президент Ким Ир Сен в отражение требования эпохи разработал философию чучхе, дающую людям истину.

Чучхейская эпоха далеко продвинулась вперед и практика революции углублена и развита на новый высокий этап.


Появление, развитие и совершенствование идей чучхе


В ходе мудрого руководства социалистическим строительством в Корее и делом превращения всего мира в независимый и в отражение требований практики руководитель Ким Чен Ир в комплексном виде систематизировал разработанную Президентом Ким Ир Сеном философию чучхе, углубил и развил ее новым содержанием.

Это говорит о том, что философия чучхе от начала до конца возникла, развивалась и усовершенствовалась как революционная философия.

Революция - это борьба в защиту и за осуществление самостоятельности народных масс и в этой борьбе главными лицами являются народные массы. Следовательно, лишь та философия, которая отвечает стремлениям народных масс к самостоятельности и их требованиям и служит их интересам, может стать народной философией.

Философия чучхе представляет собой народную философию, которая отражает стремления и требования народных масс, разработана, углублена и развита при обобщении опыта борьбы масс.

Эти черты философии и служат главным условием, гарантирующим ее народность.


Идеи чучхе - безотказное оружие народных масс в борьбе за самостоятельность


Философия реакционного эксплуататорского класса подчинена его интересам. Поэтому она антинародна. Однако все положения и содержание философии чучхе все без исключения способствуют защите и осуществлению требований и стремлений народных масс к самостоятельности. Вот почему эта философия станет народной, которая легко постижима любому человеку и может быть воспринята его собственным умом и стать безотказным оружием борьбы.

Философия чучхе - это политическая философия.


Для того, чтобы философия стала революционной, освещающей путь к решению судьбы народных масс, ей надо быть философией, дающей принципиальную основу политики.

Судьба народных масс решается в ходе развития общества. Следовательно, только та философия, которая освещает принципиальную основу политики, может верно служить решению судьбы народных масс.

Философия чучхе освещает принципиальную основу политики, предназначенной вести развитие общества прямым путем.

Основные положения идей чучхе, ставящие человека в центр внимания, и положения чучхейского философского мировоззрения, развернутые на основе первых, являются мировоззренческими положениями и одновременно принципиальной основой политики, направляющей развитие общества по прямому пути. К таким положениям относятся и положения об общественно-историческом развитии, основные положения революции и основанные на них положения взглядов на революцию.