Храм коневской. Коневская икона божией матери. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Коневской

В 1798 году митрополит С.-Петербургский Гавриил благословил вернуть обители на острове Коневец на Ладоге Коневскую икону Божией Матери. Из новгородского Деревяницкого монастыря, где спасенная святыня пребывала долгие годы, она была привезена в столицу и два месяца находилась в городе, пока для неё чеканили серебряную ризу. Многие верующие просили оставить ее в столице. Однако по распоряжению Священного Синода святыня должна была отплыть на Коневец, но с неё дозволено было сделать список для столицы, который решили поместить на петербургском подворье Коневского монастыря. Выбор места для его постройки пал на участок по Загородному проспекту, 7, и в 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников отдали принадлежавшие им участки земли для подворья, которое было заложено настоятелем Коневского Рождественского монастыря игуменом Израилем 28 сентября 1821 года после Высочайшего разрешения Государя. Каменная часовня на гранитном фундаменте и монашеские кельи простояли до 1862 года, когда 28 мая страшный пожар уничтожил все от Гостиного и Апраксина дворов до Загородного проспекта. Вскоре насельники монастыря стали собирать пожертвования на строительство новой часовни с келиями. 28 марта 1863 года новый проект часовни с шатровой звонницей на месте сгоревшей был Высочайше утвержден, а 15 декабря она была освящена игуменом Израилем во имя Коневской иконы Божией Матери. Автор проекта И. Б. Слупский (1826 – 1891) был уже известен как создатель других сооружений для Коневского монастыря. Во дворе было выстроено каменное трехэтажное здание, которое служило для жилья.

Церковный флигель, выходивший на проспект, был окрашен в зеленый цвет. На первом этаже помещался храм с большим алтарем возле винтовой лестницы, ризница, комната рядом с клиросом и дежурная комната. Основную часть храма от алтаря отделял деревянный иконостас с иконами Спаса Нерукотворного, свт. Николая Чудотворца, свт. Алексия митрополита Московского, архистратига Михаила и св. князя Александра Невского. Престол и жертвенник были мраморными. Чудотворная икона Коневской Божией Матери помещалась в храме в мраморном киоте. На втором этаже, где помещались хоры, среди многочисленных икон выделялись образа Божией Матери - Казанской, Смоленской и Спаса Нерукотворного. В главном храме подворья службы совершались ежедневно. В церкви иногда молился Ф. М. Достоевский, который жил поблизости. Здесь также служил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В верхнем этаже помещалась домовая часовня с иконостасом (если и был освящен второй престол на подворье, то неизвестно в чью честь, – судя по иконостасу верхнего храма, вероятно Вознесения Господня или Божией Матери). Он располагался в левой части здания над аркой с воротами и был обращен окнами во двор. Здесь совершались венчания, крестины, служились требы.

В 1919 г. храм становится приходским и отчисляется в Епархиальное ведомство. 11 июля 1932 года постановлением Президиума ВЦИК Церковь Коневской иконы Божией Матери была закрыта. Сама икона была перенесена в действующую церковь Св. Симеона и Анны Пророчицы. До 1990-х годов в здании храма, лишившегося шатрового звершения, и подворья располагалось ТСО "Ленстройреконструкция" при районной администрации.

В 1992 году верующие начали ходатайствовать о передаче подворья С.-Петербургской епархии, но встретили сильное сопротивление администрации строительного треста. Здание подворья (только корпус, выходящий на Загородный проспект) было передано верующим лишь 4 декабря 1996 года. Первая литургия была отслужена здесь 19 сентября 1997 года.

Начавшиеся восстановительные работы ведутся с 1996 года. В алтаре храма подворья установлен новый витраж с изображением иконы Знамения Божией Матери. Возрождение подлинного облика храма продолжается.

Эта древняя икона когда-то была привезена великим православным подвижником, преподобным Арсением, на землю русскую и с тех пор явила много божественных знамений, напоминая людям о бесконечной любви Бога к своему творению - человеку!

История появления божественного образа

Появление иконы на русской земле уходит истоками в древние времена. Согласно историческим записям, этим образом благословил святого Арсения игумен Афонской обители, преподобный Иоанн. В 1393 году игумен в разговоре со своим учеником сообщил, что тот станет настоятелем новой обители. К слову, Арсений несколько лет провёл в Афонской обители, усердно молясь, придерживаясь поста и проводя время в труде.

Икона Пресвятой Богородицы «Коневская»

Вернувшись на Русь в Новгород Великий, Арсений сразу отправился к архиепископу за разрешением на возведение монашеской обители. По словам из жизнеописания святого, он всегда ощущал благодать и поддержку от полученной им в дар иконы с ликом Пречистой Девы Марии. В источниках описывается явление изгнания бесов из идола, которому поклонялись на Коневском острове местные язычники. Святой Арсений обошёл Конь-Камень, которому поклонялись жители острова, с иконой, читая молитву.

В тот же час стая чёрных птиц, возникшая из ниоткуда, унеслась на Выборгское побережье. Камень стал символом победы христианской веры над идолопоклонством. А образ Богородицы назвали Коневским.

Даже после смерти преподобного Арсения, обитель, построенная под его предводительством, продолжала охраняться незримой благодатью Божией Матери. В 1573 году в разгар войны со шведским королевством, стены монастыря остались невредимыми. Лёд вокруг острова раскололся, и шведы не смогли подобраться к нему. Когда война между Россией и Швецией возобновилась повторно, в 1577 году монахи вынуждены были переселиться в Новгородский Деревяницкий монастырь, забрав с собой святыню. Тогда много северных земель Россия потеряла. Ещё несколько раз иноки укрывались в других обителях, спасаясь от разрушителей. Лишь в 1766 году монастырь на Коневском острове был полностью восстановлен и монахи вернулись в родные стены. Но икона Богородицы пробыла в Новгороде до 1799 года.

Затем с благословения митрополита образ вернули в Коневский монастырь и поместили в храме святителя Никона. В 1802 году над местом погребения Святого Арсения построили храм в честь Введения Пречистой Богородицы во храм. Сюда же переправили и Коневскую святыню. А после возведения нового храма в честь Рождества Божией Матери, копию иконы поместили в алтаре храма. В конце XIX века для образа сделали киот и чеканную серебряную ризу.

После событий Первой мировой войны, территории с Коневским монастырём отошли к Финляндии. Там до 1940 года икона находилась во Введенском храме. Во время эвакуации монахи неоднократно перевозили образ с собой. А в 1956 году икона попала в монастырь Новый Валаам.

Где находится икона

Сегодня икона Пресвятой Богородицы Коневская пребывает всё в том же монастыре Новый Валаам в Финляндии. Её списки хранятся во многих Православных Церквях как в России, так и за её границей. Самые известные из них можно увидеть в Благовещенской церкви в Москве и в Воскресенском храме города Торжок.

Коневская (Голубицкая) икона Божией Матери

К святыне продолжают приходить с молитвами православные христиане, и Богородица всегда отвечает на их просьбы помощью, если вера искренняя и настоящая.

Описание и значение

Коневский образ относится к типу Одигитрия. На руках Девы Марии сидит Иисус, но в его руках вместо традиционного свитка два маленьких птенца. На обороте иконы - изображение Спаса Нерукотворного.

Икона Пресвятой Богородицы «Коневская» известна чудесами мироточения. С этим загадочным явлением связано и множество случаев исцеления. Отмечается, что особенно сильна помощь образа при глазных болезнях, в частности - слепоте.

Был зафиксирован интересный случай. На Карельском перешейке, в селе Сапёрное возвели небольшую деревянную церковь. В 1996 году там начала мироточить копия иконы Коневской Богоматери. На одной из служб парень по имени Ярослав, больной вирусным увеитом, был помазан этим священным миром. По словам прихожанина, в момент помазания он почувствовал в глазу ощущение сдавленности. К удивлению лечащего врача, глаз молодого человека почти полностью восстановился, зрение стало нормальным, что в случае болезни Ярослава является большой редкостью.

К Коневской Богоматери приходят с просьбами о помощи в избавлении от пагубных привычек и одержимости.

На заметку! Икона почитается, как чудотворная, в Русской православной церкви и в Финляндской Православной Церкви.

Коневская икона Божией Матери

Храм Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное February 6th, 2016

Недалеко от Приозерска в поселке Саперное есть Храм Коневецкой иконы Божьей Матери.
Храм построен относительно недавно. Постройка по проекту архитектора Н.С.Веселова была начата в сентябре 1994 года, а окончательный вид Храм приобрел к 2011 году.
Церковь очень красивая, построена в стиле северного деревянного зодчества.

Приехала я сюда зимой, в январе, когда были крутые морозы. Рождество.




Территория храма хорошо ухожена. Пока была там, не покидало ощущение благодати, защищенности, уюта даже какого-то. Особое Рождественское настроение. Тишина, красота..

Есть фонтаны, клумбы..Представляю себе, как тут хорошо летом)

Колокол засыпало снегом..Хорошо тут жить, наверное: сосны, воздух чистый..

Брожу, осматриваю..
Зашла в Храм. Фотографировать разрешено. Все деревянное, резное...Сколько труда и любви вложено во все!

Под фундаментом церкви вручную выкопан и обустроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. В подвальной церкви находится крестильная чаша в форме бассейна для крещения детей и взрослых.
Я туда не заходила.

Посмотрите, какие замечательные наличники на окнах!

В снежной пещерке устанавливается вертеп.

У забора - сувенирный магазинчик и церковная лавка. За забором - территория, куда заходить не разрешено. Там находится уникальный центр помощи наркозависимым.

Обратите внимание на фотографию ниже...На воротах забора есть деревянный крестик.
А над ним игра солнечного света и очертаний веток-стволов деревьев образовали нерукотворный светящийся крест.. Удивительно! Отношу это к Рождественским чудесам.

Работает центр с 1996 года. Руководит им протоиерей Сергий Бельков, возглавляющий отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской митрополии.

(фото не мое)

Пациенты - мужчины. Обычно это 10-12 человек, которые живут здесь 6-9 месяцев.
Устав центра напоминает монашеский, имеется большое подворье:сушилка, столярка, гараж, ферма, огород. Желающие выздороветь ходят летом и осенью в лес за грибами-ягодами, ловят рыбу, работают на огороде. Вот таков здесь фронт работ.

И это очень важно, ведь многие парни совсем не имеют трудового опыта. Здесь они могут получить необходимые навыки, чтобы потом найти работу.

(фото с сайта azbyka.ru .Самой подобные фотографии сделать не представилось возможным.)

У Коневской иконы Божией Матери новички дают обет начать новую жизнь на совершенно других духовно-нравственных началах.

В отличие от медицинской наркологической практики, основой реабилитации в этом центре является восстановление духовных ценностей, изменение мировоззрения, переосмысление прошедшего жизненного этапа, нормализация психологического состояния, социальная адаптация.

(фото с сайта azbyka.ru)

(фото с сайта azbyka.ru)

Результат такого лечения душ и тел оказался весьма успешным.За почти 20 лет через отца Сергия прошли сотни людей, которые смогли создать нормальные семьи, родить детей, а, самое главное, не вовлечь в этот смертельный круг еще тысячи окружающих.

Читаю слова отца Сергия, который объясняет, почему 80% выпускников центра больше никогда не возвращаются к наркотикам:

«Очень сложно объяснить людям неверующим, что самым главным в реабилитационном процессе является Бог, – говорит отец Сергий. – Когда мы говорим о своих 80% успеха, это у многих вызывает скептические улыбки. И это естественно для людей, которые посвятили этому жизнь и никогда не видели таких результатов. И это было бы естественно для нас, если бы мы не обращались за помощью к Богу. Ведь в других центрах с наркозависимыми работают те же самые психологи, а, может быть, и более профессионально, но нет таких результатов. А все потому, что вера ощутимо помогает в выздоровлении».

Вот такая интересная история у Храма: начинали строить церковь как центр подворья Коневского монастыря, а сейчас она относится к Реабилитационному центру для наркозависимых.

История Коневского подворья в Петербурге неотделима от истории главной святыни обители - чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений принес с Афонской Святой Горы. Когда в 1610 году Коневец отошел к Швеции, братия, взяв Коневскую икону, была вынуждена переселиться в Новгород. И только в 1718 году отвоевавший обратно эти земли император Петр Великий повелел восстановить Коневский монастырь. Однако чудотворная Коневская икона Божией Матери продолжала оставаться в Новгороде...

В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель Варфоломей получил дозволение Святейшего Синода возвратить святую икону в монастырь. По пути на Коневец отец Варфоломей на два месяца задержался в Петербурге, пока для иконы изготовлялась позолоченная серебряная риза. И в это время от Коневского образа совершилось множество чудесных исцелений. Братия монастыря радостно встретила долгожданную святыню колокольным звоном и крестным ходом.

Чудесные исцеления от святой иконы в 1799 году вызвали желание петербуржцев вернуть икону в столицу. Братия заказала список (копию) иконы и стала искать место для подворья, где мог бы находиться этот список.

В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли по Загородному проспекту для устройства подворья. 8 сентября 1821 года настоятелем Коневского монастыря там была заложена церковь. Подворье пользовалось почитанием в народе, многие петербуржцы предпочитали посещать строгие монашеские службы. Бывал здесь и Ф. М. Достоевский.

Список иконы, как и сама икона, прославился многими чудесами, в том числе - и защитой от страшного пожара 1862 года. Во время этого пожара, когда огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора и сжег многое вокруг, все иконы были вынесены с подворья во Владимирский собор.

Купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен. В память об этом купцы отстроили новое каменное здание подворья по проекту архитектора Ивана Слупского с флигелем во дворе.

После Октябрьской революции, в 1919 году, храм стала приходским, а 11 июля 1932 года его закрыли и передали под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья было признано памятником архитектуры регионального значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости. С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», который, несмотря на формальное возвращение здания монастырю в 1993 году, отказывался покинуть его до конца 1996 года. Только 6 января 1997 года здесь появились первые насельники.

Подворье, как и раньше, осуществляет представительство монастыря в Петербурге, обеспечивает его всеми необходимыми материалами и продуктами, духовно окормляет православных жителей Петербурга. Ежедневно совершаются богослужения в устроенной на 1-м этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного образа, а также икона преп. Арсения с частицей мощей. 27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья был воздвигнут Крест. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка.

В здании подворья также располагается Паломническая служба Коневского монастыря и лавка, где можно приобрести иконы, книги, свечи и другие товары, а также подать записки о родных и близких.

История Коневского подворья в Петербурге неотделима от истории главной святыни обители - чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений принес с Афонской Святой Горы.

Когда в 1610 году Коневец отошел к Швеции, братия, взяв Коневскую икону, была вынуждена переселиться в Новгород. И только в 1718 году отвоевавший обратно эти земли император Петр Великий повелел восстановить Коневский монастырь. Однако чудотворная Коневская икона Божией Матери продолжала оставаться в Новгороде.

В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель Варфоломей получил дозволение Святейшего Синода возвратить святую икону в монастырь. По пути на Коневец отец Варфоломей на два месяца задержался в Петербурге, пока для иконы изготовлялась позолоченная серебряная риза. И в это время от Коневского образа совершилось множество чудесных исцелений. Братия монастыря радостно встретила долгожданную святыню колокольным звоном и крестным ходом.

Чудесные исцеления от святой иконы в 1799 году вызвали желание петербуржцев вернуть икону в столицу. Братия заказала список (копию) иконы и стала искать место для подворья, где мог бы находиться этот список.

В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли по Загородному проспекту для устройства подворья. 8 сентября 1821 года настоятелем Коневского монастыря там была заложена церковь. Подворье пользовалось почитанием в народе, многие петербуржцы предпочитали посещать строгие монашеские службы. Бывал здесь и Ф. М. Достоевский.

Список иконы, как и сама икона, прославился многими чудесами, в том числе - и защитой от страшного пожара 1862 года. Во время этого пожара, когда огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора и сжег многое вокруг, все иконы были вынесены с подворья во Владимирский собор.

Купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен. В память об этом купцы отстроили новое каменное здание подворья по проекту архитектора Ивана Слупского с флигелем во дворе.

После Октябрьской революции, в 1919 году, храм стала приходским, а 11 июля 1932 года его закрыли и передали под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья было признано памятником архитектуры регионального значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости. С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», который, несмотря на формальное возвращение здания монастырю в 1993 году, отказывался покинуть его до конца 1996 года. Только 6 января 1997 года здесь появились первые насельники.

Подворье, как и раньше, осуществляет представительство монастыря в Петербурге, обеспечивает его всеми необходимыми материалами и продуктами, духовно окормляет православных жителей Петербурга. Ежедневно совершаются богослужения в устроенной на 1-м этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного образа, а также икона преп. Арсения с частицей мощей. 27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья был воздвигнут Крест. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка.

В здании подворья также располагается Паломническая служба Коневского монастыря и лавка, где можно приобрести иконы, книги, свечи и другие товары, а также подать записки о родных и близких.