Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии — Гипермаркет знаний. Урок на тему: "Эволюция греческого релбефа от архаики до высокой классики" (10 класс) Храм афины в селинунте

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ЭВОЛЮЦИЯ ГРЕЧЕСКОГО РЕЛЬЕФА ОТ АРХАИКИ ДО ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ Храм Афины в Селинунте Храм Зевса в Олимпии Метопы и ионический фриз в Парфеноне

2 слайд

Описание слайда:

Высочайшего совершенства греческое искусство достигло в рельефе Эволюция рельефа шла от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным. Особенность греческого рельефа - не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении находить те формы и тот линейный ритм, которые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю Храм Афины в Селинунте

3 слайд

Описание слайда:

АРХАИКА Метопа храма Афины в Селинунте (VI в. до н.э.) Архаика. Потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры. На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает горгону Медузу. Живописный эффект крупного теневого узора на метопе имел большое значение. Сюжет: Персею, сыну Зевса и Данаи, было приказано добыть голову горгоны Медузы. На помощь герою явились посланник богов Гермес и Афина. Афина дала Персею блестящий медный щит, в котором все отражалось как в зеркале, а Гермес острый меч и крылатые сандалии. Персей, глядя в щит, отрубил голову Медузе и отдал Афине, которая поместила ее на свою эгиду – нагрудник из козьей шкуры.

4 слайд

Описание слайда:

РАНЯЯ КЛАССИКА Храм Зевса в Олимпии (начало V века до н.э.) Дух рационализма преодолевал сопротивление материи, храм приобретал более сухие, четкие очертания, Греки нашли более одухотворенные формы рельефа, взаимодействие которого с архитектурой стало легче и тоньше. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест. Метопа храма Зевса в Олимпии украшена сценой предпоследнего подвига Геракла, связанного с обретением золотых яблок Гесперид – яблок вечной молодости. Сюжет: Дойдя до крайнего запада, где находился сад Гесперид и где титан Атлант держал на своих плечах небесный свод, Геракл предложил ему на время помощь в благодарность за три золотых яблока из сада его дочерей. Атлант же хотел перехитрить героя, отдав свою ношу навечно. Но когда Атлант вернулся с чудесными плодами, Геракл, сделав вид, что хочет подложить себе подушку на спину, попросил простодушного титана вновь, но только на минутку подержать небо

5 слайд

Описание слайда:

Метопы Парфенона (? – ок. 431 г. до н.э.) Уникальная способность греческого искусства найти точное движение и ритм линий, чтобы выявить внутреннюю закономерность сюжета и создать цельный образ. Особенно это очевидно в рельефах метоп и ионического фриза Парфенона – творениях великого Фидия Фидий выбрал простые плавные линии, дающие нужное впечатление. На метопе южного фриза, например, изображен грек, с усилием отталкивающий от себя кентавра во время схватки на свадьбе царя Пирифоя. Напрягшиеся мускулы на ногах, с усилием упирающиеся в землю, протестующий жест руки с вздувшимися жилами, резко обозначенные мышцы торса, драпировки, льнущие беспокойными складками по телу, - все это предельно точно выражает неприятие светлой и разумной человеческой природы невежественной и необузданной звериной силы.

«Сосуды Древней Греции» - Использовалась для разливания напитков во время пиршеств. Гомер. Считался атрибутом бога Диониса. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Часто роспись наносилась только на ручки. Типы сосудов. Древняя Греция. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.

«Театр Диониса» - Комедия. Солон (594 г.до н.э.). Постройка, к стене которой прикреплялись декорации. Функции Народного собрания. Орхестра. Мероприятия Перикла, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя. Древнегреческий поэт-драматург. В театре Диониса. Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы.

«Музыка Древней Греции» - Орфей. Лира. Пан. Стадион в Дельфах. Театральные соревнования. Владыка мертвых. Музыкальная культура. Памятники. Пифийские игры. Античные музыкальные инструменты. Основные понятия. Музыка Древней Греции. Формирование мировоззрения. Авлос. Мыслители. История Пифийских игр. Марсий.

«Храм Артемиды в Эфесе» - Храм Артемиды простоял более тысячи лет. Где же добывать мрамор. Огромное беломраморное здание. От величественного храма не только не осталось и следа. Храм Артемиды в Эфесе. Греция, IV век до н. э. По преданию Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. Восстановленный храм просуществовал ещё более шестисот лет.

«Греческий храм» - Классический дорический периптер. Антаблемент. Греческий архитектурный ордер. Коринфский ордер. Стройная колоннада. Интерьер Парфенона. Составные части ордеров. Жилая архитектура. Колонна. Храм. Храм Геры. Храм Зевса. Дорический ордер. Ионический ордер. Архитектурный ордер. Дорический периптер. Архитектура Древней Греции.

«Мифология Древней Греции» - «Смерть Адониса». Прелести и достоинства. Античность. Афина. Грации. Из треснувшего ствола рождается ребёнок удивительной красоты - Адонис. Посейдон. Афродита. Однажды Аид влюбился в нимфу Менту или Мяту. А. И. Иванов “Селена и Эндимион”, 1797. Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх.

Всего в теме 31 презентация

Лучшее средство от хандры в серый холодный зимний день – воспоминание о весенней Сицилии, где не только голубое небо, зеленая трава, красные маки, но и руины греческих храмов выглядят жизнеутверждающе. Среди самых поразительных мест острова – археологический заповедник в Селинунте. Один из дорических храмов, построенных на юго-западе Сицилии, был поднят реставраторами двадцатого века из руин:

Селинунт был основан в 628 г. до н.э. колонистами из Мегар Гиблейских, греческой колонии, появившейся на Сицилии столетием раньше. Основателем колонии был Памилл, призванный из первоначальной метрополии – Мегар в Греции. Конкретных сведений о Селинунте очень мало, и это удивительно, потому что масштабы его построек фантастические. Здесь найдены остатки 8 дорических храмов! Но посвящение ни одного из них нам пока точно неизвестно, поэтому в литературе они до сих пор обозначаются просто буквами. Храм Е не самый большой из них. Датируют его 480-460 гг. до н.э.

Возможно, он был посвящен Гере. По типу это периптер, с соотношением колонн: 6 х15. Восточный фасад выделен лестницей, состоящей из 10 ступеней. Движение вверх продолжалось и в интерьере, где уровень пола от одного помещения к другому повышался:

Не знаю, как сейчас, но во время нашей поездки можно было зайти внутрь храма, прогуливаться вдоль колоннад:

Залезать на громадные камни, из которых сложены стены:

Сверху любоваться фантастическими панорамами окрестностей:

Дорический ордер здесь такой, как надо: надежный, очеловеченный при помощи энтазиса, согретый золотистым цветом местного известняка:

Но полное представление о храме Е может сложиться только после посещения Археологического музея в Палермо, где находятся метопы, которые когда-то украшали этот храм. Расположены они были не на наружном архитраве, а находились за колоннами, в верхней части целлы:

Интересно, что известняк здесь дополнен мраморными частями. Головы, руки и ноги женщин выполнены из мрамора. На этой метопе Геракл борется с амазонкой:

А здесь Афина преследует гиганта Энкелада. Очень значимый для Сицилии эпизод! По одному из вариантов мифа, богиня, метнув камень, раплющила гиганта, и он стал островом Сицилия. По другому, более распространенному, бессмертный гигант был накрыт громадным камнем – горой Этной, и время от времени он дает о себе знать землетрясениями и извержениями вулкана.

А это такая спокойная и милая Артемида травит собаками Актеона:

Закончим же мы знакомство со скульптурой храма Е одной из самых выразительных любовных сцен, которую подарило нам греческое искусство. Это встреча Зевса и Геры. Он отводит руку сестры от лица, их взгляды встречаются, вспыхивает страсть, и Зевс уже тянет Геру к себе на ложе:

Урок №12.

Тема.

Цель. - Познакомить учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и

Классики; дать представление о рельефах храмов Афины в Селинунте, Зевса в

Олимпии, Парфенона.

Развивать умение сравнивать произведения одного вида искусств в разное

Историческое время; соотносить изученные произведения с определенной эпохой.

Выражать собственные суждения о произведениях классики.

Оборудование. Компьютер, проектор, компьютерный диск, иллюстративный и раздаточный материал по теме.

Понятия и термины . Рельеф, декор, фриз, метопа, композиция.

Литература.

1. Мартынов В.ФЙ. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – Минск, 1999.

2. Гузик М.А. В поисках золотого руна. МХК в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах. – М.,1994.

3. Культурология. Учебное пособие для студентов. – Ростов-на-Дону,1995.

4. Кто есть кто в античном мире. Справочник. – М.,1993.

5. Искусство. Энциклопедия для детей. Том 1,2. «Аванта», - М.,1999.

Оформление доски . Тема. Эпиграф, проблемное задание.

Тип урока. Комбинированный

Форма организации урока . Школьная лекция. В закреплении элементы практической работы.

План изучения нового материала.

1. Рельеф храма Афины в Селинунте:

2. Храм Зевса в Олимпии:

3. Метопы и ионический фриз Парфенона.

Эпиграф.

Душу.

И. Винкельман.

Проблемное задание. После изучения нового материала, выполните задание 7 в рабочей тетради. (Соедините стрелками изображения дорических храмов периодов архаики и классики с соответствующими рельефами).

Ход урока.

Оргмомент.

Повторение.

Используя иллюстративный материал, определите части греческого храма (задание 1).

Задания 2, 3 более высокого уровня сложности.

Проверка творческих заданий.

Изучение нового материала.

Назвать тему, цель урока, познакомить с эпиграфом.

В рельефе греческое искусство достигло высочайшего совершенства. Особенность греческого рельефа состоит не в передаче портретного сходства, а в умении мастера найти те формы, которые лучше всего отражают суть сюжета.

Мы с вами проследим эволюцию (развитие) рельефа на примере дорического храма в разные периоды развития греческой культуры.

Особенности композиции.

План лекции.

Рельеф храма Афины в Селинунте:

Сюжетная линия рельефа;

Приемы и методы передачи основной идеи;

Особенности композиции, изображения фигур;

Теневой узор.

Храм Зевса в Олимпии:

Сюжетные линии рельефов;

Способы передачи драматического действия.

Метопы и ионический фриз Парфенона.

Особенности композиции метоп и ионического фриза;

Идея торжества афинской демократии в изображении шествия жителей Афин в

праздник великих Панафиней;

Ритм рельефа, отсутствие экспрессии, надлома, эпатажа.

По ходу лекции идет работа с иллюстративным материалом CD-диска . На проектор выводится зрительный ряд:

Похищение Европы. Метопа храма Афины в Селинунте.VI век до н.э.

Бегущие нереиды. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.

Зевс и Гера. Метопа храма Афины в Селинунте.VI век до н.э.

Геракл и титан. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.

Геракл и Деянира. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.

Фидий. Бой лапифа с кентавром. Метопа Парфенона.

Фидий. Эфебы с конями. Метопа Парфенона.

Водоносы. Северный ионический фриз Парфенона.

Фидий. Боги Олимпа. Восточный ионический фриз Парфенона.

Для того, чтобы дополнить и расширить изученный материал, учащимся предлагается прослушать сообщения о Фидии, подготовленные ребятами.

По окончании лекции, проверяем, какой материал был записан в таблицу, делаем уточнения и дополнения.

Закрепление. Напоминаем учащимся проблемное задание. Для актуализации изученного материала предлагаем просмотреть компьютерную презентацию, в которой подобран иллюстративный материал по изученной на уроке теме (2-3 минуты). Далее ученики самостоятельно выполняют задание 7 в рабочей тетради.

Собираем тетради.

Работа с документом. (Раздаточный материал к уроку).

Познакомьтесь с документом и сделайте вывод об эволюции греческого рельефа от архаики до классики.

Домашнее задание. §12, сообщения о греческих скульпторах (Поликлет, Скопас).

Записи учащихся в тетради.

Тема. Эволюция греческого рельефа.

Эпиграф. Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы

Не бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные

Греками, обнаруживают среди волнений страстей великую и твердую

Душу.

И. Винкельман.

Особенности греческого рельефа периодов архаики и классики.

Раздаточный материал к уроку.

Работа с документом.

« Все эти – то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья. Эти орлы, эти тела, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, - все эти разнообразнейшие выражения лиц, беззаветные движения членов, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость – все это небо и вся земля – да, это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам…» (И.Тургенев)

Вопросы к документу.

В чем на ваш взгляд состоит прелесть греческого рельефа?

Выскажите собственные суждения об изученных на уроке произведениях.