Дизайн и декор античной классики. Философия античной классики- основные представители и направления Классика античной философии

Площадь в центре Древнего Рима - Римский форум (Forum Romanum).

Площадь в центре Древнего Рима - Римский форум (Forum Romanum) — вместе с прилегающими зданиями - античная классика, послужившая примером для многих более поздних стилей в архитектуре. Античная классика, берущая свое начало до наступления нашей эры и имеющая историю, насчитывающую тысячелетия, актуальна и до сих пор. Античная классика стала прообразом для Ренессанса, классицизма, ампира, которые переняли конструктивные и декоративные особенности древнего стиля. Идеальные пропорции и соотношения между размерами разных архитектурных элементов, масштабирование, соответствующее человеческим параметрам, делает античную классику во многом более «гуманной» по отношению к людям. Гармоничность этого стиля, упорядоченность античного декора и расположения конструктивных элементов домов оказывают успокаивающее воздействие на человека, создает особую эстетическую среду. Античный дизайн в архитектуре характеризуется строгими формами зданий и сооружений, прямыми углами, фронтонами, колоннами, поддерживающими свод ордерной системы, карнизами с декором. Об этом рассказывают руины Древнего Рима и Древней Греции.

Руины Древнего Рима демонстрируют традиции античной классики.

Элементы античного декора

Объемный античный декор, украшающий сооружения, часто состоял из лепестков с острыми загнутыми концами (киматии), стилизованных яиц (ионики). Эти элементы появились в украшении ионической капители, и остались популярными в архитектурном декоре разных стилей, где они используются вместе с другими изображениями. Другая составляющая античного декора - лист аканта, украшавший здания коринфского ордера. Форма листьев природного прототипа имеет острые концы. В разные периоды изображение аканта варьировалось, поэтому различают акант греческий, римский, византийский, готический, эпохи Ренессанса. Дентикулы, одни из составляющих декора, представляют собой ряд выступов прямоугольной формы, окантовывающего карниз здания. Дентикулы характерны для ордеров ионического и коринфского, иногда встречаются в римском варианте дорического ордера.

Дентикулы под кровлей здания в античном стиле.

Различные варианты ионики (овы) (с листьями, стрелами, лепестками) присутствуют в античном дизайне карнизов коринфского и ионического ордеров и обычно представляют собой овальные выпуклости с валиком в окружении острых листьев аканта, кончиков стрел или загнутыми лепестками.

Ионики (овы) в капители ионической колонны.

Фестоны (гирлянды) представляют собой в античном декоре горизонтальное переплетение лент, цветов, плодов, листьев. В римской архитектуре фестоны включали изображения животных, военную атрибутику. Фестоны украшают пилястры, колонны, карнизы и другие архитектурные элементы.

Пример римской фестоны (гирлянды) с лавровыми ветвями и черепами коров.

Каннелюрами в античном дизайне декорируются колонны, полуколонны, пилястры, базы. Это узкие, частые желобки на поверхности архитектурного элемента. В греческую архитектуру каннелюры пришли из египетского декора.

Канелюры на античных колоннах.

Меандр - орнамент, прототипом которого были египетские и ассирийские узоры (узор получил название от извилистой реки Меандр) - в виде ломаной под прямым углом линии, является характерным украшением греческих строений.

Барельеф, в составе которого входит меандр сложной формы.

замена Лавровый лист, ветви оливкового дерева у греков являлись символом поклонения Апполону, знаком миролюбия. Использовались в объемном декоре, как в реалистичном, так и в стилизованном виде. Пальметта - пучок веерообразно и симметрично расходящихся узких пальмовых листьев, стилизованные изображения которых включались в декор волют в античной классике. Пальметта обычно имеет нечетное количество листьев. В декоре использовались как отдельным элементом, так и в виде окантовки.

Пальметта в архитектурном орнаменте широко использовалась в декоре разных архитектурных стилей. Капитель из доминиканской церкви Святого Павла (Берлин. Германия).12 век. Германия. Музей Собор Вознесения Святой Марии. Хильдесхайм.

Бусины (жемчужник) - очень популярный античный декор - цепь шариков, чередующихся с дисками и удлиненными овалами. Бусины устраивали как самостоятельное украшение или как дополнение к другому декору, например, к ионику.

Жемчужник (бусины) обрамляет ионики.

Раковины (у греков олицетворяли Афродиту) являются принадлежностью к античному дизайну римской архитектуры - их располагали обычно в верхней части ниш со скульптурами на театральных стенах. Позднее раковина стала непременной принадлежностью декора рококо, барокко, а также присутствовала в декоре Ренессанса.

Изображение ракушки на стене римско-католического храма Святой Иаков в Лангедоке во Франции.

Античный дизайн в Древнем Риме различался в зависимости от функции строения.

В Греции украшали в основном храмы, в то время как у римлян декорировались здания разного назначения.

Декор дворцов патрициев отличался легкостью, игривостью, театральностью, в то время как общественные здания, триумфальные арки украшались военной атрибутикой, победными регалиями, что должно было символизировать мощь государства и силу власти правителей. Чем богаче становился Рим, тем более пышным был декор зданий: появлялись фигуры атлетов, грифоны, орлы, доспехи. Рисунки орнамента, которые имели определенную смысловую нагрузку для греков, получили другие символические значения. К примеру, лавровый лист в греческом орнаменте был знаком мужской красоты и сексуальности, а в римском - означал владычество и превосходство. Пальметта, заимствованная греками из шумерского орнамента, где она была символом огненной богини Иштар, в греческой мифологии стала символом Афродиты, означала мир и любовь. В орнаменте римлян пальметта теряет свой символизм, становится элементом пышного убранства, ее формируют в большие вазоны. В римском варианте античного дизайна ионики (овы) получили иное применение, сочетаясь в триаде, где один ов (ионик) имел больший размер и находился между двумя меньшими, слегка наклоненными к нему. Впоследствии средний ов преображается в крупный плод, из которого «вырастают» завитки аканта, располагаясь наверху капители вокруг волюты. Листы аканта тоже видоизменяются, разделяются на центральный и боковые, охватывающие ов. Эти элементы декора должны были продемонстрировать изобилие и стремление к новым завоеваниям, заменяя более возвышенный древнегреческий символизм. У базы колонн в римском варианте античного дизайна появились многоярусные объемные изображения, состоящие из иоников, спирали, розеток, триумфальных венков.

Декор в античном стиле. Художник Джованни Батиста Пиранеси (Giovanni Battista Piranesi. 1720- 1778 гг. Рим. Италия.

Традиции античного дизайна с усилением христианства начинают постепенно деградировать, орнаментальный декор сближается со скульптурными композициями. К примеру, грозный бог Эрот (Эрос), изображения которого встречались в греческом декоре, превращается в комическую фигуру, участвующую в орнаментальных изображениях. Дальнейшие превращения приводят к появлению в римском позднем декоре младенцев-купидонов, нередко украшенных листами аканта, изображенных в динамичном действии: стреляющих, поливающих, бегущих, летящих. К примеру, довольно распространенный римский античный декор, изображающий сценку, в которой купидон, нижняя часть тела которого погружена в завитки листов аканта, поливает из сосуда ногу козленку с крыльями. При этом прототип фигуры козленка - Хранитель Древа из греческой мифологии, а купидон - бывший греческий бог Эрот. Таким образом, в римском искусстве ментальность и философия Древней Греции претерпевает значительные изменения, оставляя лишь декоративные качества, что в дальнейшем было перенесено в архитектурный декор других стилей.

Акрополь - одно из самых известных произведений античной классики.

"Античная классика" - определение, которое искусствоведы итальянского Возрождения дали наиболее древней из известных в то время культур - древнеримской. В эпоху Возрождения памятники Древней Греции европейцам еще не были знакомы, поскольку территория, которую некогда занимала Греция, находилась под властью турков. В 19 в. благодаря раскопкам, проводимым археологами Шлиманом и Эвенсом, европейцы получили возможность ознакомиться с более ранними культурами. Выдающиеся произведения античной культуры называли классическими (понятие "классика" было введено еще во 2 в. н. э. древнеримским писателем Авл Геллием), то есть образцовыми, достойными подражания, а саму античность стали почитать, как исток основных идей, которые и по сей день руководят европейской цивилизацией. Развитие античной классики получило свое начало в зодчестве древних греков и претерпело несколько этапов: - с 600 до 480 года до н.э. - архаика - период, когда греки отразили нападение персов. Это время развития дорического ордера, мощных колонн практически без декора.

Дорический храм в Седжесте. Сицилия. 5 в. до н.э.

С 480 по 323 годы до н.э. (год смерти Александра Македонского) - период расцвета, когда развивался ионический стиль, более утонченный и декорированный, чем дорический.

Ионический храм Эрехтейон в Афинах (421-406 гг. до н.э.)

Последняя треть 4 в. до н. э. - 30 г. до н.э. - эллинизм, закончившийся с завоеванием римлянами Египта, до этого времени находившегося под греческим влиянием. В это время появился коринфский ордер - самый роскошный из всех ордеров

Коринфский ордер. Храм Зевса Олимпийского в Афинах (6 в. до н. э. до 2 в. н. э.)

Наряду с религиозными сооружениями в эпоху эллинизма стали появляться светские строения: театры, рынки, спортивные арены, а также жилые дома и дворцы, алтари, гробницы. Античная классика жилых строений этого периода представлена богато оформленным перистильным домом с расписанными стенами. Основа античной классики - материализм, практицизм, логичность, осмысленность. Эмпиричность создания форм сооружений в искусстве шумеров и египтян была заменена точным и логичным математическим расчетом. Этот подход способствовал появлению и развитию канонов, свободных от интуитивного восприятия и подражания более древним способам возведения сооружений. Красота, по представлению древних греков, телесна и материальна (этой культуре свойственен антропоморфизм - очеловечивание). Древнегреческий философ Протагор говорил, что мера всех вещей - это человек. На основе соотношений размеров частей человеческого тела создавались и архитектурные классические колонны - элемент ордерной системы. Принцип телесности античной классики отражался также в передаче основных идей и философских воззрений посредством создания скульптурных композиций, как наглядных визуальных образов.

Барельефы колонны храма Артемиды Эфесской изображают сцены из мифов о греческих богах.

Античная классика в греческой архитектуре тектонична, логична и выразительна. Принцип материальности объекта подчеркивался понятием "четверицы" - единения поверхности, объема, линии и точки. К примеру, композиция Афинского Акрополя строится не на целостном восприятии пространства, а на объединении отдельных частей, ориентированных на определенный взгляд зрителя - по типу создания скульптуры. Его характерная черта — свободное размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к Акрополю не по центральной оси, а сбоку, и все строения постепенно разворачивались перед его глазами.

Вид на ансамбль Акрополя.

Симметрию греки воспринимали не только как равномерное распределение разных частей здания относительно центральной оси, но и как согласованность всех элементов сооружения.

Храм Гефеста в Афинах - характерные черты: строгость, ритм и симметрия.

О. Шуази (Choisy, род. в 1841 г. — инженер, адъюнкт-профессор, автор теоретических трудов об античности) писал, что греческой античной классике свойственна геометрия, но при этом отсутствует масштабность. Чем более крупным был фасад строения, тем больше становились двери, шире и выше ступени. В греческой архитектуре использовался модульный канон, согласно которому отсутствует связь между назначением конструктивных элементов и их размерами, зато присутствует ритмичность, симметрия, создающие основу гармонического восприятия сооружения.

Геометрия Пантеона.

Пропорции здания проектировались по подобию соотношений между частями человеческого тела.

Пропорции Пантеона и Атланта.

Отличительным признаком античной классики стал ордер. Марк Витрувий Поллион - древнеримский архитектор в 1 в. н.э. - назвал закономерность членения несущих и несомых частей конструкции: колонны и антаблемента словом "ордо" - порядок. Ему же принадлежит определение "триада" - основы ордерной системы, означающее единение пользы, красоты и прочности. Характерным элементом ордена являлись классические колонны, которые визуально демонстрировали распределение нагрузок в строительной конструкции, подчеркивали тектоничность здания и создавали деление фасада по вертикали на отдельные, ритмично расположенные, части. Вместо классических колонн нередко использовались человеческие фигуры из камня - кариатиды и атланты.

Кариатиды храма Эрехтейон в Акрополе (5 в.до н.э.)

После завоевания Греции Древним Римом, греческая античная классика получила новый виток в своем развитии. Декор в римских постройках стал более пышным, чем в греческих. Римляне для украшения фасадов выбирали преимущественно роскошные коринфские классические колонны, позже обогатив ордерную систему еще одним ордером - композитным, в котором увеличили количество декора. Античная классика Древнего Рима сохранилась до наших дней в монументальных ансамблях древних стадионов, театров библиотек, терм, триумфальных арок. Исследователи указывают, что рационализм и материалистический подход в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима во время расцвета христианства утратили свою актуальность. Однако, античная классика заложила основу европейской культуры и рационального художественного мышления классического направления искусства в 16-19 вв. Канонизацию античной классики в архитектуре создал Дж.Б. да Виньола (Vignola.1507 ‒1573гг.), описав пять ордерных стилей на основе древних образцов. Позднее его система использовалась в архитектурных классических традициях в разные исторические периоды. Ренессанс, неоклассицизм, классицизм, барокко, ампир, бидемайер, романтизм, "северный модерн" использовали как классические колонны и декор, так и их видоизмененные формы. Популярна античная классика и сейчас, причем в последнее время чаще всего ее используют при возведении индивидуальных домов. При создании классических домов основываются на строгих формах, симметрии, ритмичности. Декор, украшающий фасады, выполнен по мотивам классицизма: молдинги, розетки, наличники, угловые элементы, пилястры, классические колонны, барельефы, карнизы.

Дом после реставрации декорирован изделиями, созданные из полиуретана по образцам античной классики.

Полиуретановые изделия, украшающие здания, не уступают по своему внешнему виду и характеристикам декору, сделанному из традиционных материалов: камня, гипса, бетона, а здания приобретают благородный и торжественный вид.

Античный мир — эпоха греко-римской классической древности.

— это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э.

Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость , таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; ; .

Со стороны истории античную философию делят на :
  • натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);
  • гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
  • классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
  • период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);
  • неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).
См.также: Характерные черты античной философии:
  • античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;
  • античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;
  • античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;
  • античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;
  • античная философия имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;
  • античная философия функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.
Особенности античной философии:
  • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов;
  • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом;
  • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм;
  • на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма;
  • допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;
  • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
  • были заложены два направления в философии — идеалистическое и материалистическое .

Основные представители античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Протагор, Горгий, Продик, Эпикур.

Проблемы античной философии: кратко о самом главном

Античная философия многопроблемна , она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли , и .

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.

По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Первые философские школы Древней Греции и их идеи

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII — V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам относятся пять следующих школ:

Милетская школа

Первые философы — жители города Милет на границе Востока и Азии (территория современной Турции). Милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале мира.

Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов считал, что мир состоит из воды, под которой понимал не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенную материальную стихию.

Большой прогресс в области развития абстрактного мышления был достигнут в философии Анаксимандра (610 — 540 гг. до н. э.), ученика Фалеса, который видел первоначало мира в «айпероне» — беспредельном и неопределенном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Кроме того, он впервые вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы, а также первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра, усматривал первоначало всего сущего в воздухе. Он выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.).

Школа Гераклита Эфесского

В этот период на границе между Европой и Азией находился город Эфес. С этим городом связана жизнь философа Гераклита (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.). Это был человек аристократического рода, который отказался от власти ради созерцательного образа жизни. Он высказал гипотезу о первоначале мира как об огне. Важно отметить, что в данном случае речь идет не о материале, субстрате, из которого все создано, а о субстанции. Единственное известное нам произведение Гераклита называется «О природе» (впрочем, как и у других философов до Сократа).

Гераклит не только ставит проблему единства мира. Его учение призвано объяснить и факт самого многообразия вещей. Что является системой границ, благодаря которой вещь имеет качественную определенность? Вещь есть то, что она есть? Почему? Сегодня мы можем, опираясь на естественнонаучные знания, легко ответить на этот вопрос (о границах качественной определенности вещи). А 2500 лет назад, только для того чтобы хотя бы поставить такую проблему, человек должен был иметь недюжинный ум.

Гераклит говорил, что война есть отец всего и мать всего. Речь идет о взаимодействии противоположных начал. Он говорил метафорически, а современники думали, что он призывает к войне. Другой известной метафорой является знаменитое высказывание о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. «Все течет все меняется!» — говорил Гераклит. Поэтому источник становления — борьба противоположных начал. Впоследствии это станет целым учением, основой диалектики. Гераклит явился основоположником диалектики.

У Гераклита было много критиков. Его теория не встретила поддержки у современников. Гераклита не понимала не только толпа, но и сами философы. Наиболее авторитетными его оппонентами были философы из Элеи (если, конечно, можно вообще говорить об «авторитете» античных философов).

Элейская школа

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись философ Ксенофан (ок. 565 — 473 до н.э.) и его последователи Парменид (конец VII — VI вв. до н. э.) и Зенон (ок. 490 — 430 до н.э). С точки зрения Парменида, те люди, которые поддерживали идеи Гераклита были «пустоголовыми о двух головах». Мы видим здесь разные способы мышления. Гераклит допускал возможность противоречия, а Парменид и Аристотель настаивали на типе мышления, исключающем противоречие (закон исключенного третьего). Противоречие — ошибка в логике. Парменид исходит из того, что в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего. Невозможно единовременное существование противоположных начал.

Школа пифагорейцев

Пифагорейцы — сторонники и последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.) первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа). Они выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием), считали единицу мельчайшей частицей всего и пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Заслуга пифагорейцев состоит в том, что они заложили основы теории чисел, разработали принципы арифметики, нашли математические решения для многих геометрических задач. Они обратили внимание на то, что если в музыкальном инструменте длина струн по отношению друг к другу составляет 1:2, 2:3 и 3:4, то можно получить такие музыкальные интервалы, как октава, квинта и кварта. В соответствии с рассказом древнеримского философа Боэция, Пифагор пришел к идее о первичности числа, заметив, что одновременные удары молотов разного размера производят гармоничные созвучия. Поскольку вес молотов можно измерить, количество (число) управляет миром. Они искали такие соотношения в геометрии и астрономии. На основании этих «исследований» они пришли к выводу, что небесные светила также находятся в музыкальной гармонии.

Пифагорейцы полагали, что развитие мира циклично и все события повторяются с определенной периодичностью («возвращаются»). Другими словами, пифагорейцы полагали, что в мире не происходит ничего нового, что через определенный промежуток времени все события в точности повторяются. Они приписывали числам мистические свойства и считали, что числа могут определять даже духовные качества человека.

Школа атомистов

Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы». Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до н. э.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем натурфилософской традиции, связанной с этим городом. Он находился под влиянием Парменида и Зенона. Высказывалось мнение, что Левкипп — это вымышленное лицо, которого никогда не существовало. Возможно, основанием для такого суждения служило то, что о Левкиппе практически ничего не известно. Хотя такое мнение существует, представляется более достоверным, что Левкипп все же является реально существовавшим человеком. Ученик и соратник Левкиппа (ок. 470 или 370 до н.э.) считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита»).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

  • весь материальный мир состоит из атомов;
  • атом является мельчайшей частицей, «первокирпичиком» всего сущего;
  • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
  • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);
  • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
  • атомы находятся в вечном движении;
  • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
  • атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Таким образом, характерными чертами являлись: ярко выраженный космоцентризм, повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы, поиск первоначала, породившего все сущее и доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Ситуация кардинально поменяется на следующем, классическом этапе развития античной философии.

(Сократ. Платон. Аристотель)

В V – 1-й пол. IV вв. до н.э. появились группы древнегреческих мыслителей, названных софистами (мудрыми). Это были авторитетные в различных вопросах частной и общественной жизни консультанты, которые с середины V в. до н.э. стали выступать как платные преподаватели красноречия и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в гражданской жизни коллектива.

Общей чертой учений софистов был релятивизм, нашедший классическое выражение в положении Протогора «человек – мера всех вещей». Этому способствовал самый характер деятельности софистов: они должны были научить обратившегося к ним молодого человека убедительно защищать любую точку зрения, какая только могла понадобиться ему в его делах. Основой такого обучения было представление об отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей. Софисты считали, что раз все думают по-разному, то и истина у каждого своя, и представления о прекрасном и безобразном у каждого свое, и вообще все понятия, как философии, так и нравственности относительны.

Софистам также был свойствен скепсис относительно возможностей познать бытие. Но вместе с тем софистика необычайным образом оттачивала и заостряла субъективную человеческую мысль, без которой невозможно было надеяться на дальнейшее развитие философии. Можно в этой связи сказать, что софисты воспитали Платона и Аристотеля. Они внушали слушателям отвагу считать себя достойными иметь собственные суждения. Они учили не полагаться на догмы, подвергать многое сомнению, учиться размышлять и прекрасно излагать свои мысли. В софистах античный дух впервые обратился к самому себе, но такое первое обращение не может осуществиться без определенных издержек (анархизм, нигилизм и т.д.), ибо представляет собой первую ступень открывающегося человеку бытия его собственного самосознания. (С.А.Нижников, с.77)



Сократ (469-399 гг. до н.э.).

Натурфилософия, философия физическая, занимающаяся в основном бытием, его первоначалом постепенно зашла в тупик, из которого ее вывел Сократ, предложив переход к другой философии, философии социально-нравственной. Философия для него было не созерцательным рассмотрением природы, а учением о том, как следует жить. Отсюда вытекал и основной вопрос его философии – вопрос о природе, сущности знания («есть одно только благо – знание, и одно только зло – невежество»). И метод его философствования – диалог, испытующая беседа. Свой метод он назвал диалектикой (искусство спора).

Сократ впервые совершенно сознательно начинает свою философию с фиксации этического момента. Согласно Сократу, самосознание человека должно служить нравственному самосовершенствованию. Человек в своей деятельности должен руководствоваться понятием о знании вообще, которое приравнивается к добродетели, этому главнейшему понятию сократовской этики. Решение этической проблематики на основе самопознания, выработка знания о самом знании – вот главная цель Сократа.

Новым в философии Сократа следует считать то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при помощи которого собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях собеседника, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия. Этот момент диалектики, обнаруженный Сократом, безусловно, включает в себя диалектика любой эпохи, и в этом – шаг вперед, сделанный Сократом по сравнению с его предшественниками.

Философия на сократовской ступени развития добилась значительного положительного результата – диалектика стала методом получения истины. Эта линия будет продолжена учеником Сократа Платоном.

Лозунг Сократа - «Познай самого себя». Не случайно эти слова Сократ повторял столь часто. Знание и добродетель – всегда одно, они носят абсолютный, а не относительный характер. Сократ подводил в своих беседах собеседника к самопознанию, а задачей философии считал помочь человеку возродиться, т.е. обрести моральные нормы.

Государство по Сократу, выступает инструментом и залогом реализации на практике общего понятия о справедливости.

Платон (428 – 348 гг. до н.э.)

Платон создал философскую систему объективного идеализма.

В основе платоновского учения о бытии лежит его теория «идей» или «эйдосов», т.е. различение двух миров умопостигаемого и чувственного. Каждый из них делится на две области: сферу зрительных образов (или «теней») и область, в которой существуют все живые существа, применительно к сфере видимого мира. Логика оказывается различной в зависимости от того, какой из этих сфер касается человеческий ум. Согласно Платону существует мир абсолютного бытия и мир относительного бытия. И он первичен. И является первичной реальностью, то есть субстанцией. Мир идей для Платона обладает независимым существованием. Идеи не являются чем-то «внутри» наших мыслей, они существуют объективно и являются общезначимыми. Между ними есть иерархия. Наивысшие – идеи красоты, добра и блага.

Процесс познания реализуется в форме непрекращающегося взаимодействия (диалектики) между созерцанием идей (теории) и жизненным опытом в чувственном мире (практикой). Именно так мы углубляем наше понимание идеи блага и того, что есть благо в нашей жизни.

Учение Платона об идеях оказывается не только онтологией, теорией сущего, но и теорией познания.

Чувственные вещи и большинство наших мыслей изменяемы и несовершенны. Знание о них не является совершенным знанием. Объективное знание возможно только об идеях, которые являются неизменными и совершенными. Путем размышления о нашем чувственном опыте и о способах его языкового представления мы можем приблизиться к этому объективному знанию, поскольку идеи в некотором смысле лежат «в основе» наших представлений и чувственных вещей. Нам надо только их «вспомнить».

По Платону человек обладает как пред-существованием, так и после-существованием. Душа отдельного человека существовала до его рождения и продолжает существовать после смерти, когда умирает ее физическое тело. Человек является созданием, находящимся между миром идей и миром чувственного восприятия. Его душа принадлежит миру идей, а физическое тело – чувственному миру. Поэтому человек, будучи единством души и тела, принадлежит обоим мирам. Однако подлинной частью человека является душа.

В течение пред-существования, когда душа обитает в мире идей, она способна непосредственно видеть идеи. Когда душа обретает тело (во время рождения), она забывает все, что она знала. Но на протяжении жизни душа вспоминает то, что она знала раньше. Не все души способны вспомнить идеи. Только немногие за время своего земного бытия способны усмотреть идеи за воспринимаемыми феноменами. Истина доступна только немногим избранным.

Рассуждая об идеальном государстве, Платон считает, что оно должно опираться на знание («чтобы стремиться к благу, надо его знать»), а это лучше всего знают философы. Каждый человек в государстве должен жить и действовать как часть единого организма, находясь на своем месте и выполнять приписанную ему функцию. Так он делит людей на управителей (мудрецы, философы), на воинов, защищающих государство, на ремесленников, изготовляющих вещи, и всех остальных.

Худшими, регрессивными формами государства считает тимократию (власть, основанную на силе); олигархию (власть, основанную на торговле, деньгах); демократию, как власть толпы и тиранию.

Таким образом, у Платона в его философии уже представлены все будущие разделы классической философии: онтология. Гносеология, философская антропология и социальная философия.

Аристотель (384 -322 гг. до н.э.)

Ему принадлежит создание крупнейшей философской системы античности. Он совершенно сознательно первым пришел к правильному мнению о том, что история философии имеет свою логику развития, без учета которой не смог бы дать свою критическую, первую в истории, «историю философии». С чутьем глубокомысленного диалектика Аристотель сознавал, что непонимание прошлого является причиной непонимания настоящего.

Аристотель явился непосредственным продолжателем традиции диалектического мышления своих предшественников. Аристотелю принадлежит множество трудов по самым разнообразным отраслям знаний. Так главная тема его «Метафизики» - критика взглядов предшествующих философов. Метафизика (то, что после физики, под которой натурфилософы понимали природу) – это исследование первых причин, которых он выделял четыре: формальную, материальную, действующую и фатальную. Первые две есть форма (сущность) и материя, образующая все вещи. Этих двух достаточно, чтобы объяснить реальность, но статично. Чтобы учесть динамический аспект реальности, необходимы еще две причины: двигательная и финальная. Каждая отдельная вещь (субстанция) образована формой и материей (объект - глиняная чашка, в которой чашка – форма, а из чего она, из глины – материя). Форма – цель, к которой стремиться материя. Но откуда форма? Форму он понимает как силу, производящую предметы, и как активное действующее начало в субстанции. Формой форм у него является чистая энергия и чистая деятельность, себе самой причина, т.е. бог, хотя и специфичный (бог философов).

Аристотель критикует положение Платона о существовании идей независимо от чувственных вещей. («Платон мне друг, но истина дороже!»). Он считает его доказательства не научными.

Идеям нельзя приписывать субстанциональность, ибо каждая идея является общим, а общее, или по Аристотелю, вторая сущность, всегда выступает предикатом отдельного, или первой сущности.

Идеи суть лишь поэтические метафоры и пустые абстракции. Они поэтому не могут отразить сущность предметов, не могут быть причиной их возникновения и уничтожения, причиной движения, покоя, объяснения, и, что главное, познания чувственных предметов.

До Аристотеля не было ни одной попытки систематического анализа логических приемов мышления. Аристотелевская диалектика предметом своего исследования имеет метод научного мышления для руководства разумом, находящимся в области правдоподобного и вероятного знания. Диалектическое знание у Аристотеля выступает как выражение борьба противоположных мыслей. Истина для диалектики Аристотеля выступает как цель (а не как предмет исследования), а предметом исследования – сам процесс мыслительной деятельности человека ̶ процесс научного исследования, направленный к достижению истины.

Аристотель разработал аппарат логических приемов диалектического исследования, Он вывел десять категорий и выделил их признаки, или атрибуты. Он полагал, что в каждой категории можно усмотреть: определение, особенное, род, и случайное, и что каждая категория характеризует предметы с их соответствующей стороны.

Много места Аристотель уделял проблеме определения (дефиниции). Он уже догадывался, что на основании изучения количественных свойств предмета можно судить об определенном качестве.

Аристотелевское понимание диалектики уже имело новый смысл, он придал ей новое значение. Диалектика, как таковая, фигурирует не только в смысле ее традиционного понимания – как искусство ведения беседы, дискуссии, но что важно и существенно, ̶ как метод научных и, в первую очередь, философских исследований, ставящих своей целью дать основные общие определения бытия и мышления, Диалектика у него имеет дело с общими положениями реального и мыслимого. Он понимает ее как истинный метод построения научных знаний.

Диалектика в ее аристотелевском понимании – это учение о том, с помощью каких общих положений нужно и следует вести научное исследование в области вероятностных и правдоподобных знаний, чтобы на основе многоаспектного исследования явлений достичь истины.

Диалектика Аристотеля находит определенное проявление в различении им начала доказательства по принципу деления наук. Каждая наука может быть доказана не иначе, как из свойственных им начал. Аристотель один из первых систематизировал античные науки. Ему принадлежит также создание логики и психологии. Выше всех наук по критерию ценности стоят у него науки теоретические, включающие в себя «первую философию» или метафизику (после физики), физику и математику. Метафизика, понималась им, как наука об умозаключительном, т.е. о том, что находится за пределами нашего опыта, за пределами видимой природы. Она имеет ценность в себе самой (жажда чистого знания).

В этических вопросах Аристотель выступал за принцип «золотой середины», умеренности во всем, критиковал чрезмерную власть и богатство. Он пытался определить лучшие формы государства. Государство должно управляться на основе закона и позволять людям выражать свои мнения. У Аристотеля закон служит только свободным грекам и не распространяется на рабов и варваров. При распределении власти, считает Аристотель, необходимо учитывать собственность, образованность, происхождение, связи. Он считает, что умеренная демократия и будет лучшей формой правления из всех возможных. Наиболее соответствует золотой середине средний класс, он и наиболее многочисленен. Человека Аристотель называл политическим (общественным) животным, наделенным разумом.

моральная философия сократа; проблема

«эйдосов-идей» в философии платона; Аристотель о материи и форме.

СОКРАТ.
Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот античной мысли от прежней натурфилософии к человеку и к моральной философии.
Сократ не искал натурфилософских истин, потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса - откуда взялись сами первовещества? А без ответа на этот вопрос натурфилософия исследует только следствия, но не сами причины, что ошибочно как метод.
Натурфилософы пытались ответить на вопрос: «Что такое природа и в чем сущность вещей?». Сократа же волновала другая проблема: «В чем природа и сущность человека?».
В молодости Сократа поразило изречение, начертанное над входом в храм Аполлона: «Познай самого себя». Этот призыв к самопознанию стал и целью его философии, и её инструментом одновременно. Общее обоснование этого принципа разворачивается у Сократа следующими положениями:
1.Человек создан для счастья, и абсолютный смысл жизни человека - быть счастливым. Это самоочевидно, потому что самоочевидны польза и удовольствие от счастья.
2.Точно так же, как и счастье, самоочевидно по своей пользе и по своему удовольствию добро, следовательно, счастливым может быть только добродетельный человек.
3.Если счастье - это абсолютный смысл жизни, то добро, как условие счастья, как средство его достижения, является абсолютной ценностью мира.
Таким образом, чтобы стать счастливым, человеку следует выполнить главное условие к этому: полностью обладать абсолютной ценностью мира - добром.
4.Но добро в человеке может появиться только в том случае, если у человека есть достаточное знание о нём. Ведь, невозможно быть добрым, вообще не зная, что это такое. Невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Нельзя хорошо поступать, не зная что значит поступать хорошо. Нельзя по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным предметом влечения. И так далее.
Следовательно, если добро - это абсолютная ценность, то и знание о добре, как главное условие обладания этой ценностью - также абсолютная ценность.
5.Таким образом, если и добро и знание по своей сути - это есть абсолютные ценности, то они абсолютно не могут быть отделены друг от друга, и, собственно говоря, они есть одно и то же.
Следовательно, мы можем сказать, что
добро - это знание, а знание - это добро.
И это очевидно, потому что, если человек знает, что такое хорошо, а что такое плохо, то он, как существо разумное, которое стремится к счастью по разумным основаниям, никогда не поступит дурно, то есть вопреки самоочевидной пользе и удовольствию от добра.
6.Исходя из этого, следует сказать, что
добро - это продукт правильного знания о том, что такое хорошо, а
зло - это продукт незнания или неправильного знания о том, что такое хорошо
Однако неправильное знание о добре можно считать, по сути, тем же самым, что и полное незнание добра. Потому что и в первом, и во втором случае правильное знание о добре отсутствует.
Следовательно, добро - это всегда последствие какого-либо знания, а зло - это последствие незнания.
7.Однако, знание или незнание - это лишь конечный итог познания. Прежде этого итога должен быть путь познания, который проходит разум. Таким образом,
познание - это путь к знанию, а поскольку знание это добро, то познание - это путь к добру.
8.Следовательно, единственная ценность, имеющая цену сама по себе и наделяющая ценностью всё, где она присутствует - это познание. Потому что познание дает знание, знание дает добро, а добро дает счастье.
9.Но единственно возможное познание - это самопознание, потому что строение мира и природа вещей непознаваемы человеком, так как инородны ему, а сам человек однороден самому себе и, следовательно, человек может познавать только самого себя.
Следовательно, главная задача человека для достижения счастья - это познание самого себя.

Как реально практический метод познания, философия Сократа характеризуется тремя особенностями:
1.Разговорный характер. Сократ работал устно, утверждая свои философские позиции в диалогах и беседах, что имело вид дружеского диспута или разъяснительной речи.
2.Индуктивный метод определения понятий. Сократ приходил в своих умозаключениях к нужному итогу путем перехода от анализа единичных фактов, к общим положениям и к обобщающим выводам.
3.Этический рационализм. Сократ полагал, что добродетельную мораль можно рационально обосновать, и любой человек, знающий эти обоснования, примет их аргументацию разумом и станет добродетельным.
Таким образом, внешне путь логических умозаключений Сократа выглядел как поиск истины сообща со своим собеседником. Сократ обосновывал это тем, что:
1.Сам он ничего не знает и не учит людей мудрости, а наоборот, чтобы стать мудрым, он сам расспрашивает других людей;
2.Кроме того, если мы ищем знание, то совершенно очевидно, что оно находится не в вопросах, потому что вопросы - это и есть обнаружение отсутствия того или иного знания.
Следовательно, если знания появляются, то они появляются из ответов, так как в вопросах их еще не было.
3.Таким образом, вопросы только помогают «рождению» знания, но сами не являются его источником, потому что его источником являются ответы.
Следовательно, если Сократ задает вопросы, то не он источник знания, а тот, кто дает Сократу на них ответы.

Метод собеседования, во время которого Сократ задавал собеседнику вопросы, помогающие рождению знания, он называл майевтикой («повивальным искусством»). Метод майевтики Сократа базируется на следующих принципах:
1.Если не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то задача мудреца состоит в том, чтобы помочь человеку открыть истину с помощью специально поставленных вопросов. Таким образом, вопросы есть некий путь постепенного раскрытия истины.
2.Специальное логическое построение этого пути должно приводить к тому, чтобы мысль собеседника развивалась не беспорядочно, а строго в направлении все более объемного и всё более усложняющегося раскрытия истины.
3.Однако открытию новой истины всегда будет мешать даже не сложность или объемность её раскрытия, а инерция общепринятых мнений, массовая привычка людей думать о чем-то обязательно предопределенным образом, и считать это окончательной истиной.
Поэтому сомнение в истинности общепринятого мнения невозможно зародить только в доводах рассудка. Здесь нужна ещё и эмоциональная встряска, для чего следует обязательно применять иронию (так называемую «иронию Сократа»), с помощью которой признанные атрибуты общественного сознания становились бы не просто логически сомнительными для собеседника, но и нелепыми, и даже смешными по своей сути.
4.Однако зародить в человеке сомнение, расшатать его убеждения, это не самоцель, а лишь первый успех. Сомнение - это лишь новый этап состояния собеседника, начиная с которого должна начаться основная атака на его мнимое знание. Для этого все дальнейшие вопросы должны окончательно и прямо раскрыть собеседнику логическую противоречивость того, в чём он уже и так засомневался, и что для него уже и так потеряло свой блеск важного авторитета.
5.После этого следует понимать, что изобличение мнимости привычного знания должно произвести беспокойство ума собеседника, которое приведет его к побуждению на поиск новой истины, чем надо воспользоваться и направить его на открытие этой истины.
6.Новую истину следует открыть ему не декларативно, навязывая как новый важный авторитет, а подвести его к ней через его внутреннюю и глубоко логическую убежденность в её достоверности.
В итоге применения этих методов Сократ прослыл тем, что вскрывал глупость там, что доселе считалось общепризнанной мудростью, находил абсурд в том, в чём ранее все видели только смысл, видел то, что большинство не замечает и т.д. В конце концов он был ложно обвинен завистниками в вольнодумстве и в развращении юношества новыми ложными идеями и богами, судим и приговорен к смерти. Смертный приговор Сократ встретил со спокойным мужеством и отказался от предоставленной ему возможности побега, ибо это означало бы опровержение всей его моральной философии.

ПЛАТОН.

Платон является основателем объективного идеализма в философии и европейского стиля мышления в целом. Главным достижением Платоновской философии считается учение об эйдосах, идеях. Это учение содержит в себе следующие основные положения:
1.Чувственный мир вещей не может быть подлинным бытием (реальностью), потому что он постоянно становится (изменяется) и никогда не есть то, что он был мгновение назад. А если он всегда не то, что он был ранее, и каждое мгновение он уже становится не тем, что он есть сейчас, то он и не то, и не это и не другое, и вообще не имеет никакого определения, потому что никогда не может быть равным (тождественным) самому себе. Подлинным бытием может быть только нечто неизменное, и равное (тождественное) себе, о котором всегда с определенностью можно сказать, что оно есть то, что оно есть сейчас, было всегда и будет всегда.
2.Мир чувственно воспринимаемых вещей не есть подлинная реальность также и потому, что любая вещь находится в физическом пространстве, состоит из частей, может на них разлагаться, и поэтому обречена на изменение и гибель. А то, что рано или поздно погибнет, того уже нет сейчас по смыслу всего этого, и, следовательно, несмотря на то, что оно физически есть, оно не подлинно, поскольку по окончательному факту его уже нет.
3.Мир чувственно воспринимаемых вещей не может быть подлинной реальностью также потому, что он множественен, а подлинная реальность может быть только единичной, так как только единичное не изменяется и, как неизменное, поэтому, всегда тождественно себе самому и вечна.
4.В мире чувственных вещей, таким образом, нет ничего от подлинной реальности, но поскольку этот мир подлинно существует, то он берет эту подлинность, насыщается этой подлинностью откуда-то извне себя, от какой-то истинной реальности, вечной, неизменной и единичной.
5.Таким образом, есть некая подлинная реальность, которая является определяющим началом по отношению к вещественному миру и наделяет его подлинностью из себя, то есть, делает мир реальностью. Но эта подлинная реальность не есть сам этот мир, или нечто, сходное по характеристикам с этим миром. Ибо, чтобы являться подлинным, она должна быть явлением нематериальным, бестелесным, находиться вне физического пространства, не разлагаться на части, не распадаться, и, таким образом, быть бессмертной и неуничтожимой, что только и есть подлинность.
6.Нематериальное подлинное бытие, которое является источником реальности материальных вещей, должно быть, как сказано выше, единичным, но мир вещей и явлений множественен. Само собой разумеется, что нечто единичное может определять наличие только единичного. И как же тогда единичное подлинное бытие определяет наличие множества вещей и явлений в этом мире?
Вследствие возникновения этого вопроса, следует предположить, что единичность подлинной реальности является составной, собранной из множества единичных, неизменных и подлинно реальных бестелесных образований, каждое из которых самостоятельно определяет наличие в предметном мире соответствующих себе вещей или явлений.
7.Следовательно, каждому классу (группе) чувственных предметов и явлений этого не истинного мира, в мире истинном, в мире идеальном соответствует некоторый «эталон», «вид» или «идея» .
Таким образом, подлинный, истинно-реальный нематериальный мир состоит из бестелесных, неизменных и вечных образований, эйдосов, идей, через которые материя получает своё бытие, свою форму и своё качество.
8.Таким образом, материя существует оттого, что подражает миру идей и приобщается к нему. Сама же материя без идей не имеет ни формы, ни качества.
Поэтому чувственно воспринимаемые вещи обязаны своим существованием только приобщением к идеям. Но в этом приобщении вещи не могут брать от идей всё их совершенство, поскольку являясь миром вещей, они не истинны, а поэтому они - бледные, несовершенные копии этих идей.
9.Мир идей организован иерархично и таким образом, что на вершине его иерархии находится самая главная идея Блага. «Место над небесами» где находится подлинная нематериальная реальность, мир идей, называется Гиперуранией.
10.Бессмертная душа человека часто улетает в мир идей, запоминает там всё, что увидит, а затем вселяется обратно в человека, которому, если он ищет истинного знания, остается только вспомнить, что душа там видела.

Отношение между миром идей и миром вещей хорошо проясняется у Платона образом пещеры. Философ сравнивает людей, верящих в реальность и подлинность чувственной картины материального мира, с узниками подземелья. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, по этой причине они не могут обернуться ко входу, и взоры их обращены вглубь пещеры. За спиной у этих людей сияющее солнце, лучи которого проникают в подземелье через широкий просвет во всю его длину и освещают стену, в которую как раз и упираются взоры узников. Между источником света и узниками проходит дорога, по которой за ширмой двигаются люди, держа над ширмой различную утварь, статуэтки и другие предметы. Узники пещеры не в состоянии видеть ничего, кроме теней, отбрасываемых «дорогой жизни» на стену их мрачного обиталища. Однако они полагают, что эти тени - это единственная подлинная реальность, что, кроме их пещеры, слабого света и бледных теней в ней, ничего больше в мире нет. Они не верят тому из них, кто, сумев вырваться из подземелья, и увидев реальные вещи, возвращается к ним и говорит им о мире за пределами пещеры. Так и все люди - они живут среди теней, в призрачном, нереальном мире. Но есть другой - истинный мир, и люди могут увидеть его очами разума. Человек, вырвавшийся из пещеры и рассказывающий людям об истинном мире - это и есть философ. Нести людям весть о подлинном мире есть истинное предназначение философии.

АРИСТОТЕЛЬ.

Аристотель - великий древнегреческий философ и ученый, создатель науки логики, основатель физики, психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Самый универсальный ум античности. Философия Аристотеля является специально предпринятым им обобщением и логическим переосмыслением всей предшествующей греческой философии.
В своём учении о материи и форме Аристотель пытается ответить на вопрос «почему существуют вещи?»:
1.Основой бытия вещей являются четыре причины:
-первая причина - это сущность, смысл бытия, то есть то, благодаря чему каждая вещь такова, какова она есть (потому что мир не являет собой бессмысленно меняющейся картины, а проявляет осмысленную гармонию отношений);
-вторая причина - это материя (потому что материя составляет из себя всё, из чего состоит мир, не было бы материи, не было бы и мира);
-третья причина - это движущая причина (мир находится в постоянном движении и должно существовать нечто, что производит это движение);
-четвертая причина - это цель (то, ради чего всё в мире осуществляется, ибо бесцельное не может быть осмысленным и гармоничным).
2.Вещи существуют всегда из какой-то материи. Сама материя аморфна и бессмысленна, но вещи состоят из неё, и, следовательно, в материи есть потенциальная предпосылка к существованию вещей.
Таким образом, материя есть то, из чего могут сложиться вещи, материя есть некоторая возможность бытия вещей.
3.Вещи существуют всегда в некоей форме, следовательно, существование вещей получает действительную возможность к бытию через некую форму.
Таким образом, если материя есть некоторая возможность бытия вещи, то форма есть способ осуществления этой возможности в действительности.
4.Таким образом, если материя аморфна, то действительное существование вещей в ней возможно, но ещё не наступило.
А если в материи возникла форма, то в ней реализовалась действительная возможность бытия какой-то вещи.
Поскольку в самой материи формы нет, и она приходит в материю извне вместе с действительным бытием вещи, то, следует признать, что хотя вещь и материальна, но её форма, как способ овеществления вещи - нематериальна.
Следовательно, без нематериальной формы никакого действительного существования материальной вещи нет и быть не может.
Таким образом,
материя - есть потенциальная возможность существования вещей, а
нематериальная форма - есть актуальная, действительная сила их существования.
Таким образом, форма есть олицетворение первой причины существования вещей - сущности бытия, то есть некоей причины того, почему каждая вещь именно такая, а не другая.
5.Итак, в таком случае, каждая реально существующая вещь является соединением пассивной материи и активной формы. А в этом случае, если активным элементом вещей является форма, то и
движущая причина, как некая причинная активность мира, содержится только в активной форме.
6.Но, поскольку именно движение ведет к цели, то форма, если она содержит в себе движущую причину, содержит в себе также и цель становления вещи.
Таким образом,
форма есть и начало бытия вещи, и способ бытия вещи, и цель процесса становления вещи.
Следовательно, нематериальная форма материально организует каждую вещь, определяет целесообразность ее вида, качества и руководит процессами её жизни.
7.Если форма дает материи начало движения, а сама форма нематериальна, то между материей и формой необходимо некое передаточное звено, которое приняло бы в себя движение от нематериальной формы и передало бы его материальной материи.
Этим
промежуточным звеном между нематериальной формой и чувственно материальной материей является так называемая первая материя.
Первая материя - это первичная материя, которая не может характеризоваться ни одной из категорий, которыми определяются реальные состояния обычной материи, данной нам в чувственном опыте этого мира потому что:
это промежуточное звено, эта первая материя, должна быть материальной, чтобы передавать физическое движение в чувственную материю, но при этом её материальность должна быть наипростейшей, минимально определенной физически, чтобы она могла взаимодействовать с нематериальной формой.
8.Таким образом, решается вопрос о первоэлементах чувственной материи - они составляют собой наипростейшие физические определения первой материи.
Таково значение и таково происхождение первоэлементов - они содержат в себе качественные возможности чувственной материи, являясь, одновременно с этим, наипростейшими физическими определениями первой материи.
Итак, по Аристотелю, наипростейшие определения первой материи являются одновременно четырьмя основными элементами чувственного мира, и представляют собой: огонь, воздух, воду и землю.
9.Таким образом:
-активная нематериальная форма содержит в себе начало бытия вещи, её вид, качество и саму цель её бытия;
-активная нематериальная форма проникает в первую материю, возбуждает там её наипростейшие качественные определенности, и транспортирует в пассивную чувственную материю идею образа, качества и становления вещи, то есть передает через первую материю в чувственную материю способы бытия какой-то вещи, её движение и цель её бытия.
10.Однако у каждой вещи есть своя собственная цель, своё движение и свой собственный способ бытия. Чем же, в таком случае, объяснить гармоничность всего мира?
Гармоничность всего мира объясняется тем, что все формы каждой вещи содержат в себе свою частную цель, своё частное движение и свой частный способ бытия, смысл и вид которых в каждом отдельном случае предопределен смыслом и видом какой-то общей цели бытия всех вещей.
Таким образом, гармоничность мира предполагает обязательным деятельность некоего единого высшего разума в процессе разворачивания единого мира из отдельных форм, который знает и цель всего бытия, и цель каждого отдельного бытия каждой вещи.
Такого рода единым высшим разумом может быть только Бог. То есть
Бог - это форма, которая мыслит, потому что именно форма знает и всю цель всего мира, и каждую частную цель каждой вещи.
11.Какова же может быть эта единая общая цель всего бытия мира?
Высшей целью всего бытия является Благо, потому что всё в мире в каждой своей части стремится именно к Благу.
Высшая цель есть высшее благо, а высшим благом может быть только Бог. Следовательно, высшей целью мира, смыслом любого действия в мире, является Бог, который есть форма, которая не только мыслит, но и действует, потому что только форма активна и только она действует в мире.
12.Таким образом, Бог есть чистая форма, которая мыслит Сама Себя, как высшую цель Своих действий, и Которая есть чистая деятельность, поскольку действует только Сама, ибо всё остальное пассивно.
13.Если Бог является высшей целью, которая есть форма, то, там, где цель уже осуществилась, никакое движение уже не нужно, и поэтому в Боге форма развита полностью, и сам Бог тогда - это неподвижная чистая форма.
14.Но если в мире всё движется, то всё, что движется, должно быть чем-то движимо.
Тогда исходное движение мира может быть только в Боге, поскольку он неподвижен. Именно неподвижностью Бога утверждается исхождение движения мира из Него, ведь, если бы всё движение мира исходило не из Него, то источник, который двигал бы всё в мире, двигал бы и самого Бога.
Поэтому Бог является неподвижным Перводвигателем мира.

Основные термины

АКТИВНОСТЬ - способность действовать.
АМОРФНОСТЬ - общая пассивность относительно организованности, приобретения структуры или формы, отсутствие активности и стремления к упорядоченности.
ВЕЩЬ - устойчиво и обособленно существующий предмет материальной действительности.
ГИПЕРУРАНИЯ (у Платона) - место над небесами, где находится подлинная нематериальная реальность, мир идей.
ВОЗМОЖНОСТЬ - то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях.
ДВИЖЕНИЕ - любое изменение как таковое.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - то, что есть в наличие.
ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ - способ перехода от единичных фактов к общим положениям.
МАЙЕВТИКА - метод подводящих вопросов Сократа, приводящих собеседника к кризису прежнего убеждения и к появлению нового.
ПАССИВНОСТЬ - неспособность к действию.
ПОТЕНЦИЯ - наличие еще не раскрывшихся возможностей.
СТАНОВЛЕНИЕ - непрерывная изменчивость вещей и явлений.
ФОРМА (у Аристотеля) - нематериальное, активное и разумное начало бытия, способ существования бытия и цель бытия.
ЭЙДОС - нематериальная, неизменная и вечная идея, через приобщение к которой материя получает своё бытие, форму и качество.
ЯВЛЕНИЕ - внешние, чувственно воспринимаемые свойства объекта.