Жизнь и житие сергия радонежского. Житие сергия радонежского в пересказе бориса зайцева. Анализ сюжетов «Жития Сергия Радонежского»

Читается за 14 минут

Преподобный Сергий родился в Тверской земле, в годы княжения тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители святого были людьми благородными и благоче­стивыми. Его отца звали Кириллом, а мать - Марией.

Удивительное чудо свершилось ещё до рождения святого, когда он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время богослужения неродившийся ребенок трижды громко прокричал. Мать заплакала от страха. Люди, слышавшие крик, стали искать ребёнка в церкви. Узнав, что младенец кричал из утробы матери, все изумились и устрашились.

Мария же, когда носила ребенка, усердно постилась и молилась. Она решила, если родится мальчик, посвятить его Богу. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы. Через время ребёнок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.

Мальчик подрос, и его стали учить грамоте. У Варфоломея были два брата, Стефан и Пётр. Они быстро научились грамоте, а Варфоломей не мог. Он сильно печалился из-за этого.

Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника. Варфоломей рассказал священнику о своих неудачах в учёбе и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошёл в часовню, начал петь часы, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошёл в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.

Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Мать пыталась уговорить мальчика, чтобы он не губил свою плоть излишним воздержанием, но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.

Отец святого, Кирилл, переселился из Ростова в Радонеж, ибо в Ростове в то время бесчинствовал воевода из Москвы Василий Кочева. Он отбирал имущество у ростовцев, из-за этого Кирилл и обеднел.

Кирилл поселился в Радонеже у Рождественской церкви. Его сыновья, Стефан и Пётр, женились, Варфоломей же стремился к монашеской жизни. Он просил родителей благословить его на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Через некоторое время и отец, и мать святого постриглись в монахи, и каждый ушёл в свой монастырь. Через несколько лет они умерли. Варфоломей похоронил родителей и почтил их память милостыней и молитвами.

Отцовское наследство Варфоломей отдал младшему брату Петру, а себе не взял ничего. Жена старшего брата, Стефана, к этому времени умерла, и Стефан принял монашество в Покровском монастыре Хотькова.

По просьбе Варфоломея Стефан пошёл с ним искать пустынное место. Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Освящение совершил митрополит Киевский Феогност. Стефан не выдержал тяжелой жизни в лесу и ушёл в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. Он стал игуменом и княжеским духовником.

Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. После пострижения Сергий причастился, и церковь при этом наполнилась благоуханием. Через несколько дней он проводил игумена, попросив его наставлений, благословения и молитв. В это время Сергию было немногим больше двадцати лет.

Инок жил в пустыньке, трудился и молился. Полчища бесов пытались устрашить его, но не могли.

Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась и вошёл сам дьявол со множеством бесов. Они приказывали святому уходить из пустыньки и угрожали ему. Но преподобный изгнал их молитвой и крестом. В другой раз бесы напали на святого в хижине, но молитвой его были посрамлены.

Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Посещения медведя продолжались более года.

Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в пустыньке была очень трудна. Но всё же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всём подражая преподобному. Иноки служили полунощницу, заутреню, часы, а служить обедню приглашали священника, потому что Сергий по смирению не принимал ни священства, ни игуменства.

Когда собралось двенадцать монахов, кельи обнесли тыном. Сергий неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил, еду варил. А ночи проводил в молитвах.

Игумен, который постриг Сергия, умёр. Преподобный Сергий стал молиться, чтобы Бог дал новой обители игумена. Братия же начала просить Сергия, чтобы он сам стал игуменом и священником. Много раз приступала она с этой просьбой к преподобному, и в конце концов Сергий с другими иноками пошёл в Переяславль к епископу Афанасию, чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел святому стать игуменом и священником. Сергий согласился.

Вернувшись в обитель, преподобный ежедневно служил литургию и наставлял братию. Некоторое время в обители было только двенадцать монахов, а потом пришёл Симон, архимандрит Смоленский, и с тех пор число иноков стало увеличиваться. Симон же пришёл, оставив архиманд­ритство. А старший брат Сергия, Стефан, привёл в монастырь к преподобному своего младшего сына Ивана. Сергий постриг мальчика под именем Фёдор.

Игумен сам пёк просфоры, кутью варил и свечи делал. Каждый вечер он потихоньку обходил все монашеские кельи. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял.

Сначала к монастырю не было даже хорошей дороги. Гораздо позже люди построили возле того места дома и села. А в первое время монахи терпели всякие лишения. Когда не было еды, Сергий не разрешал выходить из монастыря и просить хлеба, но приказывал в монастыре ждать Божьей милости. Один раз Сергий не ел три дня и на четвёртый пошёл рубить сени для старца Данила за решето гнилого хлеба. Из-за нехватки еды один инок стал роптать, а игумен начал учить братию о терпении. В этот момент в монастырь принесли множество еды. Сергий велел сперва накормить тех, кто принёс еду. Они же отказались и скрылись. Так и осталось неизвестным, кто был человек, пославший яства. А братия за трапезой обнаружила, что хлеб, присланный издалека, остался тёплым.

Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришёл крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен. Преподобный, узнав от братии о недоверчивом крестьянине, ласково поговорил с ним, но не стал убеждать, что он и есть Сергий. В это время в монастырь приехал князь и, увидя игумена, поклонился ему до земли. Телохранители князя оттеснили изумлённого крестьянина, но, когда князь ушёл, земледелец попросил у Сергия прощения и получил от него благословение. Через несколько лет крестьянин принял монашество.

Братия роптала, что поблизости нет воды, и по молитве святого Сергия возник источник. Его вода исцеляла больных.

Один благочестивый человек пришел в монастырь с больным сыном. Но принесённый в келью Сергия мальчик умер. Отец заплакал и пошёл за гробом, тело же ребёнка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. Преподобный повелел отцу младенца молчать об этом чуде, а поведал о нём ученик Сергия.

На реке Волге жил вельможа, которого мучил бес. Безумного силой повели в монастырь к Сергию. Преподобный изгнал беса. С тех пор много людей стало приходить к святому за исцелением.

Однажды поздним вечером Сергию было чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Некий голос сказал, что иноков в монастыре будет так же много, как этих птиц.

К преподобному пришли греки, посланцы констан­ти­но­польского патриарха. Патриарх советовал Сергию устроить общежительство. Русский митрополит поддержал эту мысль. Сергий так и сделал. Он дал каждому брату особое послушание. Обитель давала приют нищим и странникам.

Некоторые братья противились наставничеству Сергия. Во время одного из богослужений брат Сергия Стефан произнес несколько дерзких слов против преподобного, оспаривая его право руководить монастырём. Преподобный услышал это и, потихоньку уйдя из обители, отправился на реку Киржач, там поставил келью и затем построил церковь. Многие люди помогали ему в этом деле, собралась многочисленная братия. Иноки же покинутого Сергием Троицкого монастыря также переходили на Киржач. А другие пошли в город к митрополиту с просьбой о возвращении Сергия. Митрополит повелел преподобному вернуться, обещав изгнать его противников из монастыря. Сергий послушался. Один из его учеников, Роман, стал игуменом в новом монастыре на реке Киржач. А сам святой вернулся в монастырь Святой Троицы. Братия радостно встретила его.

Пермский епископ Стефан очень любил Сергия. Направляясь в свою епархию, он шёл мимо Троицкого монастыря. Дорога пролегала далеко от обители, и Стефан просто поклонился в её сторону. Сергий в тот момент сидел за трапезой и, хотя не мог видеть Стефана, поклонился ему в ответ.

Ученик Сергия, преподобный Андроник, возымел желание основать монастырь. Однажды Сергия навестил митрополит Алексий, который рассказал о своём замысле основать монастырь в честь Спаса Нерукотворного, в память об избавлении от бури на море. Сергий дал митрополиту в помощники Андроника. Алексий основал монастырь на реке Яузе, а наставником в нём стал Андроник. Сергий посетил это место и благословил. После Андроника игуменом стал преподобный Савва, а после него Александр. В этом монастыре был и знаменитый иконописец Андрей.

Фёдор, племянник преподобного Сергия, сын Стефана, тоже задумал основать обитель. Он нашёл красивое место для нее - Симоново, у реки Москвы. По благословению Сергия и архиерея он устроил монастырь. После Фёдор стал архиереем Ростовским.

Однажды во время службы в Троицкой обители монахи увидели удивительного человека, служившего литургию вместе с игуменом Сергием. Одежды этого человека блистали, и сам он сиял. Сергий сначала ни о чём не хотел рассказывать, а потом открыл, что это ангел Божий служил с ним.

Когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришёл в монастырь к Сергию за благословением и советом - следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву. Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всём происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его. В память об этой битве был построен Успенский монастырь, где стал игуменом ученик Сергия Савва. По просьбе князя Дмитрия был построен и Богоявленский монастырь в Голутвино. Преподобный пешком ходил туда, благословил место, поставил церковь и оставил там своего ученика Григория.

А еще по просьбе князя Дмитрия Серпуховского Сергий пришёл в его вотчину и основал Зачатьевский монастырь «что на Высоком». Там остался ученик преподобного Афанасий.

Митрополит Алексий, видя приближение своей кончины, уговаривал Сергия стать митрополитом, но тот по своему смирению не согласился. А когда Алексий умер, митрополитом стал Михаил, который начал ополчаться на святого Сергия. Михаил внезапно умер по дороге в Царырад, что было предсказано Сергием.

Однажды преподобному явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном. Она сказала, что не оставит Троицкой обители.

Некий епископ из Царьграда пришёл увидеть Сергия. На самом деле он не верил, что Сергий действительно великий «светильник». Придя в монастырь, епископ ослеп, Сергий же исцелил его.

Одного человека терзала тяжкая болезнь. Родные принесли его к преподобному, тот окропил его водой, помолился о нём, больной сразу же заснул и скоро выздоровел.

Князь Владимир послал в монастырь еду и напитки. Слуга, который нёс всё это, попробовал пищу и напитков отведал. Когда слуга пришёл в монастырь, Сергий упрекнул его, слуга сразу же покаялся и получил от святого прощение.

Богатый человек, живший возле обители, отнял борова у соседа-бедняка и платы не дал. Обиженный пожаловался Сергию. Игумен укорял лихоимца, и тот пообещал исправиться, но потом решил денег не отдавать. Когда же он вошёл в кладовую, то увидел, что туша борова сгнила, хотя был сильный мороз. После этого чуда лихоимец раскаялся и отдал деньги.

Когда один раз святой Сергий служил Божественную литургию, его ученик Симон видел, как огонь ходил по жертвеннику и осенял алтарь. Перед причастием божественный огонь вошёл в чашу. Игумен запретил Симону рассказывать об этом, пока он, Сергий, не умрёт.

За шесть месяцев предвидел преподобный свою кончину и поручил игуменство любимому ученику Никону. А сам начал безмолв­ствовать.

Перед смертью Сергий поучал братию. А 25 сентября скончался. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Сергий завещал похоронить его вне церкви, с прочими братьями. Но митрополит Киприан благословил положить преподобного в церкви, с правой стороны. Множество народу из разных городов - князья, бояре, священники, иноки - пришли проводить святого Сергия.

По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, бояр Ростовских , находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители, “бояре знатные”, по-видимому, жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни.

Св.прп. Кирилл и Мария. Роспись Вознесенского храма на Гродке (Павлов-Посад) Родители Сергия Радонежского

Хотя Кирилл не раз сопровождал в Орду князей Ростовских, как доверенное, близкое лицо, однако сам жил небогато. Ни о какой роскоши, распущенности позднейшего помещика и говорить нельзя. Скорей напротив, можно думать, что домашний быт ближе к крестьянскому: мальчиком Сергия (а тогда - Варфоломея) посылали за лошадьми в поле. Значит, он умел и спутать их, и обротать. И подведя к какому-нибудь пню, ухватив за челку, вспрыгнуть, с торжеством рысцою гнать домой. Быть может, он гонял их и в ночное. И, конечно, не был барчуком.

Родителей можно представить себе людьми почтенными и справедливыми, религиозными в высокой степени. Помогали бедным и охотно принимали странников.

3 мая у Марии родился сын. Священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого. Особенный оттенок, отличающий его, лежит на ребенке с самого раннего детства.

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело - этою чертой отмечена вся его жизнь.

Сергий Радонежский. Чудо

Теперь он - очень удрученный неудачами - нашел не то, чего искал. Под дубом встретил “старца черноризца, саном пресвитера”. Очевидно, старец его понял.

Что тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей - через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.

Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.

О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.

А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Св. Писание и одолеет чтение.

[После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.]

Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Радонежского св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в “церквице” своей, молился, ничего не “вкушал”, кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.

Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.

Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в “церквице” своей он “пел утреню”, чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый “полк бесовский”. Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. (“Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его…”) Бесы исчезли.

Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келий? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он “боголюбив”.

Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время.

Сергий Радонежский. Ручной медведь

Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал - с детских ведь лет был, как родители, “странноприимен”. Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.

Юность Преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.

Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки - уступил. И принял нескольких…

Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.

Сергий Радонежский подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, “имел силу противу двух человек”.

Был первым и на службах.

Труды преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.

Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.

Желание игуменства,- говорил,- есть начало и корень властолюбия.

Но братия настаивала. Несколько раз “приступали” к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.

Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.

Желаю,- сказал, - лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!

И он решил не прекословить - перенести дело на усмотрение церковной власти.

Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.

Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Сергий порадовался, сказал:

Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу.

Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки.

Троице-Сергиева лавра (Сергий Радонежский). Лисснер Э.

Монастырь не нуждался уже теперь, как прежде. А Сергий был все так же прост - беден, нищ и равнодушен к благам, как остался и до самой смерти. Ни власть, ни разные “отличия” его вообще не занимали. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все - возведенное к предельной легкости, чистоте.

Многие приходили издали, чтобы только взглянуть на преподобного. Это время, когда “старичка” слышно на всю Россию, когда сближается он с митр. Алексием, улаживает распри, совершает грандиозную миссию по распространению монастырей.

Преподобный хотел более строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине. Все равны и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общиною.

Деятельность Сергия нововведение расширяло и усложняло. Нужно было строить новые здания - трапезную, хлебопекарню, кладовые, амбары, вести хозяйство и т. п. Прежде руководство его было только духовным - иноки шли к нему как духовнику, на исповедь, за поддержкой и наставлением.

Все способные к труду должны были трудиться. Частная собственность строго воспрещена.

Чтобы управлять усложнившейся общиной, Сергий избрал себе помощников и распределил между ними обязанности. Первым лицом после игумена считался келарь. Эта должность впервые учреждена в русских монастырях пр. Феодосием Печерским. Келарь заведовал казной, благочинием и хозяйством - не только внутри монастыря. Когда появились вотчины, он ведал и их жизнью. Правил и судебные дела.

Уже при Сергии, по-видимому, было собственное хлебопашество - вокруг монастыря являются пахотные поля, частью обрабатываются они монахами, частью наемными крестьянами, частью - желающими поработать на монастырь. Так что у келаря забот немало.

Одним из первых келарей Лавры был преп. Никон, позже игумен.

В духовники назначали опытнейшего в духовной жизни. Он - исповедник братии. , основатель монастыря под Звенигородом, был из первых духовников. Позже эту должность получил Епифаний, биограф Сергия.

За порядком в церкви наблюдал экклезиарх. Меньшие должности: параэкклезиарх - содержал в чистоте церковь, канонарх - вел “клиросное послушание” и хранил Богослужебные книги.

Так жили и трудились в монастыре Сергия, теперь уже прославленном, с проложенными к нему дорогами, где можно было и остановиться, и пробыть некоторое время - простым ли людям, или князю.

Два митрополита, оба замечательные, наполняют век: Петр и Алексий. Игумен ратский Петр, волынец родом, первый митрополит русский, основавшийся на севере - сначала во Владимире, потом в Москве. Петр первый благословил Москву. За нее, в сущности, положил всю жизнь. Это он ездит в Орду, добывает от Узбека охранительную грамоту для духовенства, непрерывно помогает Князю.

Митрополит Алексий - из сановного, старинного боярства города Чернигова. Отцы его и деды разделяли с князем труд по управлению и обороне государства. На иконах их изображают рядом: Петр, Алексий, в белых клобуках, потемневшие от времени лица, узкие и длинные, седые бороды… Два неустанных созидателя и труженика, два “заступника” и “покровителя” Москвы.

Пр. Сергий при Петре был еще мальчиком, с Алексием он прожил много лет в согласии и дружбе. Но св. Сергий был пустынник и “молитвенник”, любитель леса, тишины – его жизненный путь иной. Ему ли, с детства – отошедшему от злобы мира сего, жить при дворе, в Москве, властвовать, иногда вести интриги, назначать, смещать, грозить! Митрополит Алексий часто приезжает в его Лавру - может быть, и отдохнуть с тихим человеком - от борьбы, волнений и политики.

Преподобный Сергий вышел в жизнь, когда татарщина уже надламывалась. Времена Батыя, разорения Владимира, Киева, битва при Сити - все далеко. Идут два процесса, разлагается Орда, крепнет молодое русское государство. Орда дробится, Русь объединяется. В Орде несколько соперников, борющихся за власть. Они друг друга режут, отлагаются, уходят, ослабляя силу целого. В России, наоборот,- восхождение.

В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом. Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягелло - летом заложил свой стан в устье реки Воронежа. Поджидал Ягелло.

Время для Димитрия опасное.

До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную, Христос?

Преподобный Сергий Радонежский благословляет Д. Донского. Кившенко А.Д.

Русь собралась

18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь вправду собралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем - впервые двинуты такие силы. Тронулись не зря. Все это понимали.

Начался молебен. Во время службы прибывали вестники - война и в Лавру шла,- докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:

Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.

После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.

Иди, не бойся. Бог тебе поможет.

И, наклонившись, на ухо ему шепнул: “Ты победишь”.

Есть величавое, с трагическим оттенком - в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей - в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик.

20-го Димитрий был уже в Коломне. 26-27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?

Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: “Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!”

По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: “Многим плетутся венки мученические”. Их было сплетено немало.

Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: “Мы победили”.

Преподобный Сергий Радонежский. Кончина

Сергий Радонежский пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи - источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь - Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч. Сергий Радонежский основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками - и проникнутые духом его.

Итак, юноша Варфоломей, удалившись в леса на “Маковицу”, оказался создателем монастыря, затем монастырей, затем вообще монашества в огромнейшей стране.

Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим - немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Епифаний стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу - делу укрепления Русского государства. Он родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван "Премудрым". Он отлично знал произведения современной ему и древней литературы, в составленные им жития обильно включены самые разнообразные сведения: географические названия, имена богословов, исторических лиц, ученых, писателей.

"Житие Сергия Радонежского" было написано на рубеже XIV–XV веков талантливым писателем Епифанием Премудрым.

"Житие Сергия Радонежского" носит повествовательный характер, оно насыщено богатым фактическим материалом. Целый ряд эпизодов отличает своеобразный лирический оттенок (например, рассказ о детстве Сергия). В этом произведении Епифаний выступает мастером сюжетного повествования.

В "Житии" предстает идеальный герой древней литературы, "светоч", "божий сосуд", подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский - это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, - это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.

Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: "если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!"

Автор подчеркивает "светлость и святость", величие Сергия, описывая его кончину. "Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение - и не только при жизни, но и при смерти..."

Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, "то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил". И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего. Так воспринял его и пришедший в монастырь поселянин, не поверив, что перед ним сам игумен, настолько он был прост и невзрачен на вид. В сознании простолюдина преподобный Сергий был пророком, а на нем ни одежды красивой, ни отроков, ни слуг поспешных вокруг, ни рабов, служащих ему и честь воздающих. Все рваное, все нищее, все сирое. "Я думаю, что это не тот", - воскликнул крестьянин. Сергий же проявил чистоту душевную, любовь к ближнему: "О ком печалишься и кого ищешь, сейчас Бог даст тебе того".

Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце "пречудном и предобром", и с Божьей помощью обращается к написанию "Жития". Называя жизнь Сергия "тихим, дивным и добродетельным" житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: "Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем".

Центральная часть "Жития" повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал в ее утробе. Мать же носила его "как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный".

Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы. От божественного откровения он овладел грамотой, после смерти родителей отправился в места пустынные и вместе с братом Стефаном "начал лес валить, на плечах бревна носить, келью построили и заложили церковь небольшую". Уделом отшельника стал "труд пустынный", "жилье скорбное, суровое", полное лишений: ни яств, ни питья, ни прочих припасов. "Не было вокруг пустыни той ни сел, ни дворов, ни людей, ни проезжих дорог, не было там ни прохожего, ни посещающего, но со всех сторон все лес да пустыня".

Увидев это, огорчился Стефан и оставил пустыню и брата своего "пустыннолюбца и пустыннослужителя". В 23 года Варфоломей (так называли его в миру), приняв иноческий образ, был наречен в память о святых мучениках Сергии и Вакхе - Сергием.

Далее автор повествует о его делах и подвижническом труде и задает вопрос: кто может рассказать о трудах его, о подвигах его, что претерпел он один в пустыне? Невозможно рассказать, какого труда духовного, каких забот стоило ему начало всего, когда жил он столько лет в лесу пустынником, несмотря на козни демонов, угрозы зверей, "ибо много тогда было зверей в пустынном лесу том".

Он учил пришедших к нему монахов, желающих жить рядом с ним: "если служить Богу пришли, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всякую нужду и недостатки и бескорыстие и бдение".

«Житие Сергия Радонежского»

Мультимедийный проектор с экраном, ноутбук

Домашнее задание: прочитать отдельные главы из «Жития Сергия

Радонежского»

    Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

«Житие Преподобного Сергия Радонежского».

Об этом знать должны все дети:

Давным-давно на белом свете Жил отрок. Он молился Богу,

Просил в учении подмогу.

Однажды отрок Старца встретил,

И тот сказал: "Ты духом светел.

Ты сможешь хорошо учиться И перед Богом отличиться".

Он стал отшельником, монахом;

В лесу с ночным боролся страхом,

Молитвой бесов прогоняя,

Природу светом наполняя.

С годами он в лесу прижился,

С медведем даже подружился.

Был сердцем чист, молился много.

И этим угодил он Богу.

Когда о Сергии узнали,

К нему тянуться люди стали.

Сперва ученики-монахи К нему слетелись, словно птахи.

И вот работа закипела.

Все так старались сделать дело:

Обитель Божию построить И жизнь на Божий лад настроить.

Так жил подвижник Православья,

Свою показывая милость,

К нему Пречистая явилась

И обещала, что Обитель

Спасет Господь наш Вседержитель.

Открыто людям Божье Слово.

Окончен путь земной Святого,

И Преподобный в вечной жизни О нашей молится Отчизне.

Угодника нетленно тело - Живет его святое дело.

Он всем нам показал дорогу,

Которая приводит к Богу.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим об удивительном и великом человеке, прославившем нашу землю, об известном русском святом - Сергии Радонежском. Сведения о его жизни дошли до нас благодаря Епифанию Премудрому , который в своем произведении «Житие Преподобного Сергия Радонежского» написал о нем такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака». Как вы думаете, почему автор называет Преподобного Сергия «светилом светлым»?

2. Повторение изученного.

Назовите, к какому жанру древнерусской литературы относится произведение Епифания Премудрого? В каком году оно было написано? (В 1417-1418 годах) А что такое «житие»? Что характерно для этого жанра? (Житие - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых).

Что представляет собой композиция жития? Как построено житие, назовите его части? (Состоит из трех частей. Вступление - автор поясняет причины написания; основная - повествование о жизни святого; похвала святому).

Композиция жития на доске

    Вступление.

    Рассказ о жизни святого

а) рождение, детство, юность;

б) подвиги благочестия и творимые чудеса при жизни;

в) кончина и посмертные чудеса.

    Похвала святому.

презентации.

Давайте теперь обратимся к самому житию.

Рождение

Один из самых почитаемых на Руси святых - Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом от родителей Кирилла и Марии. До пострижения в монахи преподобный носил имя Варфоломей - в честь одного из 12 апостолов. Известна дата его рождения - 3 мая 1314 года.

Детство

В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отдали учиться грамоте, но в отличие от братьев он не сделал никаких успехов. Однажды в поле мальчик увидел старца, молившегося под одиноким дубом. Варфоломей попросил старца помолиться за него, чтобы он научился читать. Старец благословил отрока, и тот порадовал родителей, свободно прочитав перед обедом псалтырь (сборник церковных песнопений, по которому учили грамоте в Древней Руси).

Юность

Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. К этому времени овдовел старший брат Стефан, и они вместе поселились в глухом лесу в двенадцати вёрстах от Радонежа. Однако Стефану стало тяжело жить в столь пустынном месте, и он перешёл в один из московских монастырей. А Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

Образование Троице-Сергиевого монастыря

Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, желавшие послужить Богу своими трудами. Преподобный с радостью принимал их. Так зачался Сергиев монастырь - нынешняя Троице-Сергиева лавра (по- гречески лаура - крупный, большой монастырь). "Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее". Из его поколения вышли основатели 150 новых монастырей. Они жили в маленьких избушках-кельях, сами носили воду, рубили дрова, обрабатывали огород и готовили пищу. Преподобный Сергий делал большую часть тяжёлой работы, подавая пример братии.

основанная когда-то юным отшельником.

Троице-Сергиева лавра

В северо-восточной части Московской области расположен город под названием Сергиев Посад. В центре его находится ансамбль Троице- Сергиевой Лавры - памятник культуры и искусства, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он является важнейшей городской достопримечательностью и историческим центром города. Почитая великого молитвенника Сергия, идут и едут в Троицкую Лавру многочисленные паломники, получая здесь духовную благодать у святых мощей основателя обители, помощь и укрепление на дальнейшую жизнь, благословение перед решающими событиями в жизни, испытывая радость прикосновения к живой монашеской традиции и русской православной духовности и красоте.

Общественное служение Сергия Радонежского

Преподобный Сергий, бывший духовником князя Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю. Перед битвой Сергий благословил князя крестом и окропил святой водой. Великий князь попросил у преподобного Сергия двух его монахов - Пересвета и Ослябю, которые в миру принадлежали к воинскому сословию и были богатырями. Сергий возложил на богатырей схимы с нашитыми на них крестами, и заповедал им "крепко бороться по Христе на врагов его". Их присутствие в одеждах схимников в войске Дмитрия придавало походу дух великого святого дела.

Сергий - чудотворец

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

обителей (Благовещенскую и другие), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

Старость и кончина преподобного Сергия

Сергий Радонежский достиг глубокой старости. За шесть месяцев до кончины он передал игуменство ученику своему Никону, а сам предался совершенному безмолвию. Кончина его последовала после продолжительной болезни 25 сентября в 1391. Через 30 лет, 5 июля 1422 г., совершилось открытие мощей Сергия. Тогда же было установлено местное празднование его памяти в монастыре 25 сентября. В 1448 или 1449 году Сергий был причислен митрополитом Ионою к лику всероссийских святых.

В Успенском соборе находится деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором его святое тело находилось в земле с 1392 года по 1422 год. Это одна из святынь собора.

Заключение

Радонежский чудотворец - наше духовное богатство, ангел-хранитель Земли Русской, со всех концов идут и едут паломники в Троице-Сергиеву Лавру со своими недугами - телесными и душевными, идут, чтобы помолиться у раки с мощами, получить благословение, узнать духовные корни своего Отечества.

Нам нужно знать эти корни - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни.

Троице Сергиева Лавра находится в центре одного из красивейших городов нашей страны - Сергиевом Пасаде. Здесь великолепные церкви и монастыри, также здесь создавались первые российские куклы и другие игрушки. Это удивительный город. Глядя на него, не перестаешь восхищаться красотой и величием русской земли. Об этом городе люди не раз слагали песни, и одну из них в исполнении Юлии Славянской мы сейчас прослушаем.

Тихий свет на Маковце - горе Радугой цветёт над всей землёй:

Этот инок Сергий на заре Молится с небес о нас с тобой.

что представляла сооои композиция жития?

Кем и когда было написано «»Житие Сергия Радонежского»?

(Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417- 1418 г.)

От каких родителей родился Сергий?

Какое имя получил мальчик при крещении?

Как учился Варфоломей? Кто помог ему в учении?

Куда переехали родители мальчика?

Куда Варфоломей отправился после смерти родителей?

Основателем какого монастыря стал Сергий? Как это произошло?

В каком городе находится Троице-Сергиева лавра?

Как Сергий примирил русских князей? Что сказал Сергий Дмитрию Донскому, когда тот пришел к нему за благословением?

Какие чудеса совершил Сергий Радонежский? На что они указывают? (На его богоизбранность.)

Назовите, какими качествами наделил автор своего героя? Есть ли у него отрицательные качества? (Милосердие, сострадание, доброта, трудолюбие, смирение, прозорливость, настойчивость, и т. д. Герой жития не мог обладать отрицательными качествами) А каким самым главным качеством должен был обладать святой? (Верить в бога)

Есть ли в житии упоминание о реальных исторических событиях? (Да. Реальное переплетается с фантастикой)

Поучительна ли жизнь героя? (Жизнь героя поучительна, она учит христианской морали, трудолюбию и настойчивости в достижении цели)

5. Подведение итога урока

У историка Н. С. Борисова есть интереснейшая мысль: жизненный путь “великого старца” выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем, он никогда не брал в руки меч - но одно его слово на весах победы стоило сотен мечей. Так ли это? Варфоломея была мечта: он хотел уйти в монастырь. Его решение уйти в лесную пустыню не было отчаянием или бегством от мира. Это был самостоятельный шаг к утраченной свободе. Помимо этого Сергий был настоящим духовным предводителем, который смог вдохновить русских воинов на победу в Куликовской битве и примирить русских князей)

Какова идея жития? Что хотел показать Епифаний Премудрый в своем произведении? (Епифаний стремился показать величие и красотуобитель - первый крупнейший монастырь. Своих учеников, которые продолжали молитвенное дело преп. Сергия. Один из его учеников в похвалу отцу своему Сергию написал икону «Пресвятая Троица» для иконостаса Троицкого собора, где доныне находятся мощи преп. Сергия; художественные ценности - духовная литература, жития преп. Сергия, иконы, картины М. Нестерова; храмы, освещённые во имя преп. Сергия) Библиотека духовно - нравственной культуры казачат:

Звучит пасхальное стихотворение: «Христос Воскрес!» (А. Майков)

« Пасхальное» (С. Гусельников)

Пасхальный рассказ: «Светлый гость» (И. Росеев)

Пасхальные игры: «Пасхальное гнёздышко», « Где яички варятся?» Загадки.

Выставка рисунков.

Прослушивание проектных работ и сообщений

Упо­треб­ляя тер­мин «ли­те­ра­ту­ра», мы вкла­ды­ва­ем в это со­вер­шен­но опре­де­лён­ный смысл – это ка­кие-то книги, ко­то­рые мы чи­та­ем для раз­вле­че­ния, для удо­воль­ствия, для эс­те­ти­че­ско­го на­сла­жде­ния. Ни­че­го по­доб­но­го, ни­ка­ких таких целей древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра не знала. С этой точки зре­ния её не точно на­зы­вать ли­те­ра­ту­рой, а пра­виль­нее было бы го­во­рить «древ­не­рус­ская книж­ность» или «древ­не­рус­ская пись­мен­ность». Но это обо­зна­че­ние (древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра) утвер­ди­лось, и мы будем им опе­ри­ро­вать.

Книж­ность, пись­мен­ность по­яви­лась на Руси вме­сте с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства. От­сю­да и на­зна­че­ние, ко­то­рое имела эта ли­те­ра­ту­ра. Пре­жде всего, она имела в виду рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства в толь­ко что окре­щён­ных мас­сах древ­них сла­вян. За­да­ча была пе­ре­ве­сти, пре­жде всего, книги свя­щен­но­го пи­са­ния (Вет­хий и Новый За­ве­ты), бо­го­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния, а также жития свя­тых, то есть людей, ко­то­рые цер­ко­вью были при­зна­ны и ка­но­ни­зи­ро­ва­ны.

Древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра со­вер­шен­но не знала вы­мыс­ла. Рус­ско­му книж­ни­ку (рис. 1) в Сред­ние века в го­ло­ву бы не при­шло со­чи­нять ка­кие-то вы­ду­ман­ные ис­то­рии о вы­ду­ман­ных, ни­ко­гда не су­ще­ство­вав­ших людях. Это было рав­но­силь­но греху лжи.

Рис. 1. Книж­ник древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры

По­это­му даже когда в сред­не­ве­ко­вых про­из­ве­де­ни­ях речь идёт о со­вер­шен­но неве­ро­ят­ных с нашей точки зре­ния вещах (на­при­мер, вос­кре­ше­ние умер­ших), то для древ­не­рус­ско­го пи­са­те­ля это было в по­ряд­ке вещей. Он верил, что так оно и было на самом деле.

И толь­ко в XVII веке воз­ник­нут в рус­ской ли­те­ра­ту­ре по­ве­сти с вы­мыш­лен­ны­ми ге­ро­я­ми, с вы­мыш­лен­ны­ми сю­же­та­ми. И то пер­во­на­чаль­но это будут про­из­ве­де­ния пе­ре­вод­ные.

Жанр житий святых

Жития свя­тых ни в коем слу­чае не пред­на­зна­ча­лись для ка­ко­го-то уве­се­ли­тель­но­го чте­ния. Это пре­жде всего было чте­ние на­зи­да­тель­ное, ду­ше­по­лез­ное, ду­ше­спа­си­тель­ное. На при­ме­ре жизни свя­тых че­ло­век учил­ся нор­мам по­ве­де­ния. Чи­та­те­лям пред­ла­га­лось сле­до­вать при­ме­рам свя­тых и под­ра­жать им. С этой точки зре­ния жанр житий свя­тых – самый ка­но­ни­зи­ро­ван­ный в древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ре. То есть этому жанру при­да­ва­лись ка­кие-то стро­го опре­де­лён­ные формы (и ком­по­зи­ци­он­ные, и лек­си­че­ские).

Жанр житий ни в коем слу­чае не пред­по­ла­га­ет био­гра­физ­ма. Один из ис­сле­до­ва­те­лей очень точно и тонко за­ме­тил, что житие так же от­но­сит­ся к био­гра­фии, как икона к порт­ре­ту. Житие – это чте­ние на­зи­да­тель­ное. И толь­ко с этой точки зре­ния нам будут по­нят­ны все труды древ­не­рус­ско­го книж­ни­ка.

Житие имело очень стро­гую ком­по­зи­цию и пред­став­ля­ло собою трёх­част­ное про­из­ве­де­ние. На­чи­на­лось оно все­гда со вступ­ле­ния, потом сле­до­вал рас­сказ о жизни свя­то­го, ко­то­рый за­вер­шал­ся, есте­ствен­но, его смер­тью, и за­кан­чи­ва­лось житие сла­вой, хва­лой свя­то­му, о ко­то­ром шла речь.

Пер­вы­ми рус­ски­ми жи­ти­я­ми, то есть жи­ти­я­ми ка­но­ни­зи­ро­ван­ных рус­ских му­че­ни­ков, стали «Жития Бо­ри­са и Глеба» (рис. 2).

Рис. 2. Свя­тые Борис и Глеб

Это было очень важно и с по­ли­ти­че­ской точки зре­ния, по­то­му что, если по­яв­ля­ют­ся свои свя­тые, зна­чит, рус­ская цер­ковь (ещё очень мо­ло­дая) ста­но­вит­ся как бы вро­вень с цер­ко­вью гре­че­ской, при­об­ре­та­ет са­мо­сто­я­тель­ное зна­че­ние, по­вы­ша­ет­ся в своём зна­че­нии.

Русская культура на рубеже XIV–XV веков

На ру­бе­же XIV и XV веков, когда жил и тру­дил­ся свя­той Сер­гий, на Руси скла­ды­ва­ет­ся очень непро­стая куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская и по­ли­ти­че­ская си­ту­а­ция. Уже за­бы­лись по­ра­же­ния, ко­то­рые по­тер­пе­ли рус­ские в на­ча­ле XIII века от татар, и уста­но­ви­лось неко­то­рое за­ти­шье. Воз­об­нов­ля­ют­ся кон­так­ты с юж­ны­ми сла­вя­на­ми: с бол­га­ра­ми, гре­ка­ми, сер­ба­ми. Воз­об­нов­ле­ние этих куль­тур­ных кон­так­тов спо­соб­ству­ет тому, что Русь вы­хо­дит из меж­ду­на­род­ной изо­ля­ции. Она вновь ока­зы­ва­ет­ся в круге ев­ро­пей­ских стран, при­част­ной к ев­ро­пей­ской куль­ту­ре, ведь за­во­е­ва­те­ли прак­ти­че­ски от­ре­за­ли Русь от её ев­ро­пей­ских со­се­дей и об­рек­ли её на изо­ля­ци­о­низм. Те­перь с этой изо­ля­ци­ей дело об­сто­ит иначе: она не такая аб­со­лют­ная, как это было ещё 150 лет назад. Это спо­соб­ству­ет раз­ви­тию рус­ской куль­ту­ры, в том числе и книж­ной – по­яв­ле­нию житий.

Ли­те­ра­ту­ра жития свя­тых на­зы­ва­ет­ся агио­гра­фи­че­ской. Рубеж XIV и XV веков ста­но­вит­ся вре­ме­нем подъ­ёма рус­ской агио­гра­фии. В ев­ро­пей­ской куль­ту­ре эта эпоха на­зы­ва­ет­ся эпо­хой Воз­рож­де­ния. Пре­жде всего, это воз­рож­де­ние ин­те­ре­са к че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, пред­став­ле­нию о том, что имен­но че­ло­век – центр Все­лен­ной, центр ми­ро­зда­ния, выс­шая цен­ность (рис. 3).

Рис. 3. Че­ло­век эпохи Воз­рож­де­ния

Про­ис­хо­дит воз­рож­де­ние к ин­те­ре­су есте­ствен­ной, по­все­днев­ной, плот­ской жизни че­ло­ве­ка и уси­ле­ние ин­те­ре­са к его внут­рен­ней эмо­ци­о­наль­ной жизни.

Те же самые про­цес­сы про­ис­хо­дят и в рус­ской куль­ту­ре. Но на Руси они имеют опре­де­лён­ную спе­ци­фи­ку. Дело в том, что раз­ви­тие воз­рож­де­ния в Ев­ро­пе про­ис­хо­ди­ло с общей се­ку­ля­ри­за­ци­ей куль­ту­ры, то есть её об­мир­ще­ни­ем, от­де­ле­ни­ем от церк­ви. На Руси воз­ник­но­ве­ние ин­те­ре­са к внут­рен­не­му миру че­ло­ве­ка, к жизни его души, к его эмо­ци­о­наль­ной сфере про­ис­хо­ди­ло внут­ри самой цер­ков­ной куль­ту­ры. Не было се­ку­ля­ри­за­ции куль­ту­ры. Тем более что борь­ба с ордой, с мон­го­ло-та­тар­ски­ми за­во­е­ва­те­ля­ми ещё и вос­при­ни­ма­лась как борь­ба за ис­тин­ную веру с ино­вер­ца­ми, то есть это при­об­ре­та­ло и на­ци­о­наль­но-пат­ри­о­ти­че­ский ха­рак­тер.

Плетение словес Епифания Премудрого

Рас­цвет жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры, рус­ской агио­гра­фии в эту эпоху свя­зан с де­я­тель­но­стью од­но­го из круп­ней­ших сред­не­ве­ко­вых рус­ских пи­са­те­лей – Епи­фа­ния Пре­муд­ро­го (рис. 4).

Рис. 4. Свя­той Епи­фа­ний Пре­муд­рый

Этот ин­те­рес к внут­рен­не­му миру че­ло­ве­ка, к жизни его души тре­бо­вал и со­вер­шен­но но­во­го стиля. Одним из со­зда­те­лей этого стиля в древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ре ста­но­вит­ся Епи­фа­ний Пре­муд­рый. Этот стиль по­лу­чил на­зва­ние «пле­те­ние сло­вес» . Это необык­но­вен­но укра­шен­ное, по­доб­но древ­не­рус­ско­му узору, сло­вес­ное ис­кус­ство, ко­то­рое и даёт пред­став­ле­ние об эмо­ци­о­наль­ных пе­ре­жи­ва­ни­ях че­ло­ве­ка, о жизни его души.

Не стоит ду­мать, что пле­те­ние сло­вес было стрем­ле­ни­ем к укра­ша­тель­ству. Ни­че­го по­доб­но­го. Этим книж­ник, автор жития, пы­тал­ся пе­ре­дать труд­ность самой за­да­чи, ко­то­рая перед ним воз­ни­ка­ла: как в слове пе­ре­дать жизнь и де­я­ния свя­то­го. Не слу­чай­но Епи­фа­ний на­чи­на­ет свои жития с са­мо­ума­ле­ния. Здесь нет на­ро­чи­то­го сми­ре­ния. Это дей­стви­тель­но осо­зна­ние труд­но­стей перед воз­ник­шей за­да­чей, ма­ло­сти и сла­бо­сти своей. Это при­вле­ка­ло вни­ма­ние чи­та­те­ля и слу­жи­ло про­слав­ле­нию свя­то­го.

Приёмы плетения словес в «Житии Сергия Радонежского»

При­ё­мы пле­те­ния сло­вес были раз­лич­ны и сви­де­тель­ство­ва­ли о вы­со­чай­шем сло­вес­ном ма­стер­стве древ­не­рус­ско­го пи­са­те­ля. Рас­смот­ри­те неко­то­рые из них на при­ме­ре «Жития Сер­гия Ра­до­неж­ско­го».

Приём тав­то­ло­гии – приём по­вто­ров, на­гро­мож­де­ния од­но­тип­ных вы­ра­же­ний, ко­то­рые при­зва­ны по­ка­зать, что очень труд­но найти точ­ное слово для пе­ре­да­чи того, что хочет пе­ре­дать чи­та­те­лям автор жития.

Епи­фа­ний на­чи­на­ет так:

«Слава Богу за все и за все дела, ради ко­то­рых все­гда про­слав­ля­ет­ся ве­ли­кое и три­свя­тое прис­но­сла­ви­мое имя! Слава Выш­не­му Богу, в Тро­и­це сла­ви­мо­му, Ко­то­рый есть наше упо­ва­ние, свет и жизнь, в Ко­то­ро­го мы ве­ру­ем, в Ко­то­ро­го мы кре­сти­лись. Ко­то­рым мы живем, дви­жем­ся и су­ще­ству­ем! Слава По­ка­зав­ше­му нам жизнь мужа свя­то­го и стар­ца ду­хов­но­го! Гос­подь знает, как про­сла­вить сла­вя­щих Его и бла­го­сло­вить бла­го­слов­ля­ю­щих Его, и все­гда про­слав­ля­ет Своих угод­ни­ков, сла­вя­щих Его чи­стой, бо­го­угод­ной и доб­ро­де­тель­ной жиз­нью».

В этом от­рыв­ке легко за­ме­тить такой приём, как тав­то­ло­гия.

Епи­фа­ний также ис­поль­зу­ет приём си­но­ни­ми­за­ции , то есть ис­поль­зо­ва­ния слов, близ­ких по зна­че­нию. Этот приём он ис­поль­зу­ет с той же самой целью, с ко­то­рой и приём тав­то­ло­гии. На­при­мер, он пишет:

«Я не воз­но­шусь ни перед кем, но пишу для себя, про запас, на па­мять и для поль­зы».

Такой приём ещё на­зы­ва­ет­ся при­ё­мом ам­пли­фи­ка­ции – на­гро­мож­де­ние сход­ных вы­ра­же­ний, ко­то­рые при­зва­ны уси­лить си­сте­му до­ка­за­тельств тех мыс­лей, о ко­то­рых он нам рас­ска­зы­ва­ет.

Среди таких при­ё­мов пле­те­ния сло­вес стоит упо­мя­нуть ещё и о ри­то­ри­че­ских во­про­сах. Вот как пишет Епи­фа­ний:

«Как могу я, бед­ный, в ны­неш­нее время по по­ряд­ку опи­сать все житие Сер­гия и рас­ска­зать о мно­гих его по­дви­гах и бес­счет­ных тру­дах? С чего начну, чтобы по до­сто­ин­ству по­ве­дать слу­ша­те­лям обо всех его де­я­ни­ях и по­дви­гах? Что по­до­ба­ет вспом­нить пре­жде всего? Какие слова нужны для по­хва­лы ему? От­ку­да возь­му ис­кус­ство, необ­хо­ди­мое для этого рас­ска­за? Как по­ве­даю такую труд­но пе­ре­да­ва­е­мую по­весть – не знаю, не будет ли это выше моих сил?»

По­ми­мо этих ри­то­ри­че­ских во­про­сов об­ра­ща­ет на себя вни­ма­ние то, что фразы на­чи­на­ют­ся оди­на­ко­во. То есть здесь ис­поль­зу­ет­ся ещё и приём еди­но­на­ча­тия, или ана­фо­ра.

Все эти при­ё­мы слу­жат глав­ной цели – по­ка­зать, на­сколь­ко ве­ли­ка лич­ность свя­то­го, о ко­то­ром идёт речь.

Личность святого в «Житии Сергия Радонежского»

Сквозь эти узоры сло­вес­ной ткани ярче, кон­траст­нее вы­сту­па­ет лич­ность са­мо­го свя­то­го – че­ло­ве­ка, ко­то­рый про­жил очень нелёг­кую жизнь среди диких зве­рей при по­сто­ян­ной нехват­ке еды, че­ло­ве­ка силь­но­го не толь­ко телом. Епи­фа­ний пишет, что он имел «силу про­тив двух» . То есть он был фи­зи­че­ски очень силь­ным че­ло­ве­ком, но пре­жде всего имел силу духа, что и поз­во­ли­ло ему за­во­е­вать необык­но­вен­ный мо­раль­ный ав­то­ри­тет (рис. 5). Об этом ав­то­ри­те­те и пишет Епи­фа­ний Пре­муд­рый.

Рис. 5. Икона св. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го

Композиция «Жития Сергия Радонежского»

Как прак­ти­че­ски и все жития, житие Сер­гия стро­ит­ся по очень стро­го­му плану, имеет очень стро­гую ком­по­зи­цию:

вступ­ле­ние, фраг­мен­ты из ко­то­ро­го вы чи­та­ли выше;

рас­сказ о жизни свя­то­го;

про­слав­ле­ние свя­то­го (хвала свя­то­му, ко­то­рая про­ис­хо­дит уже после его смер­ти).

«Житие Сер­гия Ра­до­неж­ско­го», на­пи­сан­ное Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым, не пред­став­ля­ет собой по­сле­до­ва­тель­но­го, сю­жет­но­го рас­ска­за. Оно со­сто­ит из от­дель­ных, очень вы­ра­зи­тель­ных ис­то­рий из жизни Сер­гия. В каж­дой ис­то­рии лич­ность Сер­гия по­во­ра­чи­ва­ет­ся ка­кой-то своей гра­нью, сто­ро­ной, очень вы­ра­зи­тель­ной и за­по­ми­на­ю­щей­ся. В итоге Епи­фа­нию уда­ёт­ся со­здать образ че­ло­ве­ка, имев­ше­го ко­лос­саль­ный ду­хов­ный ав­то­ри­тет, спо­соб­ству­ю­щий под­ня­тию в на­ро­де его на­ци­о­наль­но­го са­мо­со­зна­ния.

Анализ сюжетов «Жития Сергия Радонежского»

Рас­сказ о чу­де­сах на­чи­на­ет­ся ещё с со­бы­тий, про­изо­шед­ших до рож­де­ния Сер­гия, с того вре­ме­ни, когда он был в утро­бе ма­те­ри. Епи­фа­ний рас­ска­зы­ва­ет по­ра­зи­тель­ную ис­то­рию.

Житие имело стро­гий канон, и каж­дый свя­той непре­мен­но дол­жен был быть рож­дён бла­го­че­сти­вы­ми ро­ди­те­ля­ми, ка­ко­вы­ми и были ро­ди­те­ли Сер­гия.

Од­на­ж­ды Мария (мать Сер­гия), бу­дучи бе­ре­мен­ной бу­ду­щим свя­тым, при­хо­дит в цер­ковь, и во время ли­тур­гии (в со­вер­шен­но опре­де­лён­ных ме­стах) мла­де­нец начал кри­чать так, что в пер­вый раз все по­ду­ма­ли, что кто-то при­нёс в храм но­во­рож­дён­но­го ре­бён­ка. Осмот­ре­ли весь храм, но ни­ко­го не нашли. Спро­си­ли у Марии, не при­нес­ла ли она за па­зу­хой мла­ден­ца, но она ска­за­ла, что у неё ни­ка­ко­го мла­ден­ца нет. Толь­ко потом стало по­нят­но, что это в её утро­бе кри­чит бу­ду­щий свя­той, ко­то­рый ещё до рож­де­ния слы­шит слова бо­же­ствен­ной ли­тур­гии и от­кли­ка­ет­ся на них тогда, когда это нужно.

Рас­ска­зы­ва­ет Епи­фа­ний и о чу­дес­ном по­сти­же­нии Сер­ги­ем гра­мо­ты. Дело в том, что, в от­ли­чие от стар­ших бра­тьев, не да­ва­лось Сер­гию уче­ние. И од­на­ж­ды он, ища по при­ка­зу отца ушед­ший скот, встре­тил под де­ре­вом ка­ко­го-то бла­го­об­раз­но­го стар­ца, при­но­сив­ше­го мо­лит­вы. Сер­гия тогда ещё звали Вар­фо­ло­ме­ем. Отрок Вар­фо­ло­мей об­ра­тил­ся к этому стар­цу и пред­ло­жил ему прой­ти вме­сте с ним в дом его ро­ди­те­лей, где ста­рец может найти приют. И видя такое от­но­ше­ние к себе со сто­ро­ны от­ро­ка, ста­рец спро­сил, чего ему боль­ше всего хо­те­лось бы? Сер­гий по­се­то­вал на то, что не да­ёт­ся ему гра­мо­та. Тогда этот ста­рец вынул неболь­шой хле­бец – просфо­ру – и пред­ло­жил Сер­гию её съесть. Ста­рец ска­зал, что те­перь гра­мо­та будет до­ступ­на Сер­гию. Уже бук­валь­но на сле­ду­ю­щий день во время бо­го­слу­же­ния Сер­гий пре­крас­но читал бо­го­слу­жеб­ную книгу и пел цер­ков­ные пес­но­пе­ния. Гра­мо­та была им по­стиг­ну­та путём бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния (рис. 6).

Рис. 6. Отрок Вар­фо­ло­мей и свя­той инок

Более всего рас­ска­зы­ва­ет Епи­фа­ний о тех со­бы­ти­ях, ко­то­рые ри­су­ют необык­но­вен­ную скром­ность, ас­ке­тизм Сер­гия, его непри­хот­ли­вость. На­при­мер, при­хо­дя­щий в его мо­на­стырь бо­га­тый вель­мо­жа или ка­кой-то кре­стья­нин не могут по­ве­рить, что оде­тый в очень про­стую одеж­ду че­ло­век, за­ни­ма­ю­щий­ся самым про­стым фи­зи­че­ским тру­дом, – про­слав­лен­ный свя­той. Но это было дей­стви­тель­но так.

Рас­ска­зы­ва­ет нам Епи­фа­ний о при­ме­рах яс­но­ви­де­ния Сер­гия. Когда в несколь­ких вер­стах от мо­на­сты­ря про­ез­жал Сте­фан Перм­ский (рис. 7) (он ехал в Моск­ву), то он решил, что на об­рат­ном пути за­гля­нет в мо­на­стырь, на­ве­стит сво­е­го друга Сер­гия. Сте­фан оста­но­вил­ся, и Сер­гий, со­вер­шав­ший в это время ли­тур­гию, по­чув­ство­вал его при­сут­ствие за несколь­ко вёрст и по­кло­нил­ся в ту сто­ро­ну. И они как бы вме­сте со­вер­ша­ли это бо­го­слу­же­ние. При­сут­ству­ю­щие в храме не по­ня­ли, кому от­да­ёт по­клон Сер­гий.

Рис. 7. Св. Сте­фан Перм­ский

Значение деятельности святого Сергия

Свя­той Сер­гий и его уче­ни­ки про­сла­ви­лись тем, что бла­го­да­ря им были ос­но­ва­ны на тер­ри­то­рии Руси из­вест­ней­шие мо­на­сты­ри, такие как Го­лутвин­ский или Ан­д­ро­ни­ков мо­на­стырь. Все эти дела Сер­гия и поз­во­ли­ли ему при­об­ре­сти необык­но­вен­ный ду­хов­ный ав­то­ри­тет в на­ро­де. Не слу­чай­но князь Дмит­рий Ива­но­вич Дон­ской, от­прав­ля­ясь на Ку­ли­ков­скую битву с Ма­ма­ем, про­сит бла­го­слов­ле­ние не у ко­го-ни­будь, а у Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (рис. 8).

Рис. 8. Сер­гий Ра­до­неж­ский бла­го­слов­ля­ет Дмит­рия Дон­ско­го

Очень точно ска­зал о де­я­тель­но­сти Сер­гия ве­ли­кий рус­ский ис­то­рик Ва­си­лий Оси­по­вич Клю­чев­ский. Он ска­зал о том необ­хо­ди­мом ду­хов­ном труде, ко­то­рый в итоге при­вёл к на­ци­о­наль­но­му воз­рож­де­нию, к тому, что та­та­ро-мон­голь­ское иго было сбро­ше­но.

В своих «Ис­то­ри­че­ских порт­ре­тах» Клю­чев­ский писал:

«Чтобы сбро­сить вар­вар­ское иго, по­стро­ить проч­ное, неза­ви­си­мое го­су­дар­ство, са­мо­му рус­ско­му об­ще­ству долж­но было укре­пить свои нрав­ствен­ные силы, при­ни­жен­ные ве­ко­вым по­ра­бо­ще­ни­ем и уны­ни­ем. Этому делу – нрав­ствен­но­му вос­пи­та­нию на­ро­да – по­свя­тил свою жизнь пре­по­доб­ный Сер­гий. 50 лет делал своё тихое дело пре­по­доб­ный Сер­гий. Целые пол­ве­ка при­хо­див­шие к нему люди вме­сте с водой из его ис­точ­ни­ка чер­па­ли в его пу­стыне обод­ре­ние и уте­ше­ние. Народ, при­вык­ший дро­жать при одном имени та­та­рин, со­брал­ся, на­ко­нец, с духом, встал на по­ра­бо­ти­те­лей. Как могло это слу­чить­ся? От­ку­да взя­лись? Как вос­пи­та­лись люди, от­ва­жив­ши­е­ся на такое дело, о ко­то­ром бо­я­лись и по­ду­мать их деды? Чув­ство нрав­ствен­ной бод­ро­сти, ду­хов­ной кре­по­сти вдох­нул пре­по­доб­ный Сер­гий в рус­ское об­ще­ство. При­ме­ром своей жизни, вы­со­той сво­е­го духа Сер­гий под­нял упав­ший дух род­но­го на­ро­да, про­бу­дил в нём до­ве­рие к себе, к своим силам, вдох­нул веру в своё бу­ду­щее».

О Епифании Премудром

О самом Епи­фа­нии Пре­муд­ром – за­ме­ча­тель­ном де­я­те­ле рус­ской сред­не­ве­ко­вой ли­те­ра­ту­ры – из­вест­но, к со­жа­ле­нию, очень немно­го, что неуди­ви­тель­но, по­сколь­ку са­мо­п­ро­слав­ле­ние было не в ха­рак­те­ре сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры.

В ос­нов­ном мы чер­па­ем све­де­ния о Епи­фа­нии из его же соб­ствен­ных про­из­ве­де­ний. Све­де­ния эти очень от­ры­воч­ны, неси­стем­ны, но тем не менее дают о нём пред­став­ле­ние.

Епи­фа­ний был ино­ком Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря (рис. 9), то есть того са­мо­го мо­на­сты­ря, ко­то­рый ос­но­вал свя­той Сер­гий.

Рис. 9. Тро­и­це-Сер­ги­ев мо­на­стырь

Учил­ся он в Ро­стов­ском мо­на­сты­ре, в зна­ме­ни­том за­тво­ре, ко­то­рый сла­вил­ся своей гро­мад­ной биб­лио­те­кой. Это был необык­но­вен­но об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, судя по ци­та­там из свя­щен­но­го пи­са­ния (из Вет­хо­го За­ве­та, из Но­во­го За­ве­та, из Псал­ты­ри), ко­то­рые он при­во­дит по па­мя­ти в своих со­чи­не­ни­ях. Епи­фа­ний до­воль­но много пу­те­ше­ство­вал. Он по­се­тил свя­тую гору Афон, по­бы­вал в Кон­стан­ти­но­по­ле и Иеру­са­ли­ме. Вот и все немно­го­чис­лен­ны све­де­ния, ко­то­ры­ми мы рас­по­ла­га­ем о Епи­фа­нии Пре­муд­ром. Глав­ным па­мят­ни­ком ему, ко­неч­но, оста­лись два жития: «Житие Сте­фа­на Перм­ско­го» и «Житие Сер­гия Ра­до­неж­ско­го».

О духовном авторитете Сергия по «Сказанию о Мамаевом побоище»

В за­ме­ча­тель­ном па­мят­ни­ке рус­ской сред­не­ве­ко­вой пись­мен­но­сти – зна­ме­ни­том «Ска­за­нии о Ма­ма­е­вом по­бо­и­ще» – есть рас­сказ о том, как Дмит­рий Ива­но­вич Дон­ской (рис. 10) перед тем, как от­пра­вить­ся на сра­же­ние с Ма­ма­ем, по­ехал в Тро­и­це-Сер­ги­ев мо­на­стырь, чтобы по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние свя­то­го Сер­гия.

Рис. 10. Князь Дмит­рий Дон­ской

Есте­ствен­но, что Дмит­рия Ива­но­ви­ча сне­да­ло нетер­пе­ние, по­то­му что он опа­сал­ся за ход со­бы­тий. А Сер­гий пред­ла­га­ет ему сна­ча­ла со­вер­шить ли­тур­гию, потом пред­ла­га­ет ему тра­пе­зу и всё время успо­ка­и­ва­ет князя. А потом про­из­но­сит сле­ду­ю­щие слова:

«Поди, гос­по­дин, на по­га­ных по­лов­цев, при­зы­вая бога. И гос­подь бог будет тебе по­мощ­ни­ком и за­ступ­ни­ком».

3. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-ми­ни­а­тю­ру на тему «Ду­хов­ный по­двиг Сер­гия Ра­до­неж­ско­го».