Суточный круг богослужений. Назвать все службы, входящие в его состав. Суточный круг богослужения

Православное богослужение удивительно и практически неповторимо. Если вы постараетесь запомнить богослужение в определенный день и придете в храм через год, богослужение будет другим. Ведь оно зависит от совпадения сразу трех циклов — суточного, недельного и годового круга богослужений. О недельном круге, его содержании и особенностях ученикам нашей школы рассказывает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы п. Ровное священник Кирилл Бауков.

Православное богослужение циклично. Так, каждый год Церковь проживает Священную историю, вспоминая Рождество, страдания, смерть и Воскресение Христа. Причем мы не только слышим в храме об этих событиях, воскрешая в памяти какие-то детали, но и задумываемся над их нравственным значением для нашего спасения и преображения души.

А каждую неделю повторяется недельный круг богослужений. Недельным, или седмичным, кругом богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней, точнее, посвящение этих дней какому-то важному событию из жизни Спасителя или особо почитаемому святому.

Богослужебный недельный цикл начинается с воскресного дня, ведь это самый главный день седмицы, получивший название «малая Пасха». Собственно говоря, словом «неделя» в церковном календаре называют именно этот день, когда христиане отдыхают и не делают житейских дел (не-деля). В сознании современного человека воскресный день — это день отдыха, заканчивающий рабочую неделю. А в церковном сознании наоборот — воскресенье открывает неделю.

Урок литургики

Понедельник

Если мы посмотрим далее на недельный круг, то отметим, с какой последовательностью и внутренней логикой он выстроен. На протяжении седмицы Церковь вспоминает события Ветхого и Нового Заветов, начиная от самого сотворения мира. Небесные Бесплотные силы были созданы раньше человека, именно поэтому Церковь вспоминает их прежде всего.

Само слово «понедельник» значит «после недели» — второй день после воскресенья. В этот день Церковь молитвенно поминает Архангелов и Ангелов и все Небесные силы, которым Господь поручил охранять человека и помогать ему в совершении добрых дел. Тропарь дня раскрывает смысл небесного заступничества Бесплотных сил: «Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас, кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия, от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних Сил».

Служба Бесплотным силам включает в себя три стихиры на «Господи, воззвах» и второй канон, читаемый на утрени, написанный исповедником Феофаном Начертанным.

В некоторых русских монастырях существует традиция соблюдать пост еще и в понедельник. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Бесплотных сил.

Вторник

Во вторник Церковь прославляет всех ветхозаветных праведников и пророков, которые своей верностью Истинному Богу сделали возможным пришествие в мир Спасителя мира. Олицетворением этой ветхозаветной праведности является святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, о котором Христос сказал, что из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Иоанн Креститель прославляется Церковью как «Ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Службы понедельника и вторника содержат большое количество текстов покаянного характера. Стихира на «Господи, воззвах», которая поется в понедельник вечером, имеет определенное сходство с Покаянным каноном преподобного Андрея Критского: «Все житие мое срамно изжих, Господи, со блудницами окаянный, якоже блудный умилением зову: Отче небесный, согреших очисти и спаси мя».

Среда

В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. В эти дни в течение всего года, за исключением сплошных седмиц, установлен пост. Многие песнопения этих дней, включая каноны на утрени, посвящены Честному и Животворящему Кресту и Пресвятой Богородице.

В среду Церковь вспоминает Тайную Вечерю, когда Господь собрал своих учеников, поведал им тайны Своей крестной смерти и Воскресения, а также установил Таинство Евхаристии. Также в среду мы вспоминаем, как сребролюбивый Иуда предал Христа за тридцать серебреников.

В этот день поется многим христианам знакомый тропарь Кресту Господню: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Четверг

После Воскресения Христова святые апостолы отправились по всему миру проповедовать Слово Божие. Потому в четверг Церковь молитвенно прославляет апостолов и их преемников в лице одного из самых почитаемых святых — святителя Николая Чудотворца.

Апостолам посвящены на вечерне первые три стихиры на «Господи, воззвах» и стихиры на стиховне, на утрени — седальны, первый канон и стихиры на стиховне. Святителю Николаю посвящены на вечерне три стихиры на «Господи, воззвах», на утрени — второй канон.

Пятница

Трагические события Голгофской Крестной жертвы, бичевание, издевательство и казнь Иисуса Христа являются темой пятницы. Поэтому вся Церковь держит пост и вспоминает Животворящий Крест Господень. В пятницу второй канон утрени носит название «крестобогородичного». В «крестобогородичных» песнопениях Церковь молитвенно состраждет и прославляет Богородицу в Ее скорби и крестостоянии.

Суббота

Суббота — последний день недели, и в этот день Церковь вспоминает всех святых. И первой среди этих святых особо почитается Пресвятая Богородица. Конечно, мы прославляем Божию Матерь в любой день седмицы, но в субботу Она почитается особо. Также в этот день поминаются все наши усопшие, поминовение соединяется с воспоминанием о пребывании Господа Иисуса Христа во гробе и победе Его над смертью.

Как возник недельный круг богослужений?

Истоки формирования седмичного богослужебного круга христианской Церкви следует искать в Ветхом Завете. Четвертая заповедь Моисеева законодательства гласит: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу Твоему (Исх. 20, 8-10). Суббота воспринималась, прежде всего, как день покоя, отдохновения от трудов, в память о том, что в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. В субботу совершалось священное собрание (см.: Лев. 23, 3); в этот день в жертву Господу приносились всесожжения (см.: Чис. 28, 9) и хлебы предложения (см.: Лев. 24, 8). В эпоху после вавилонского плена суббота становится основным богослужебным днем недели: в этот день иудеи собираются в синагогу для молитвы и чтения Священного Писания.

В христианстве ветхозаветное предписание о соблюдении субботы подверглось радикальному пересмотру. Христос не отвергал это правило и Сам посещал синагогу по субботам (см.: Лк. 4, 16), однако позволял Себе нарушать предписание о субботнем покое, доказывая иудеям, что Сын Человеческий — господин и субботы (см.: Мк. 2, 28). Ученики Христа после Его Вознесения продолжали посещать храм по субботам, однако днем совершения Евхаристии становится первый день недели. После того как двери Церкви открылись для язычников, соблюдение субботы в том виде, в каком оно предписывалось в Ветхом Завете, потеряло смысл.

Раннехристианские писатели говорили о субботе как об одном из иудейских обычаев, который отмирает после пришествия в мир Христа. На смену «субботствованию» приходит «жизнь Воскресения». Нередко этот день называли «восьмым днем» — как прообраз вечности. Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который Христос воскрес из мертвых.

В середине IV века противопоставление воскресенья субботе было закреплено в 29-м правиле Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день; а день воскресный преимущественно праздновати».

Вместе с Церковью

Богослужение в дни седмицы отличается меньшей торжественностью, чем в воскресенье. Но это не значит, что они менее глубоки и умилительны. Тема дня раскрывается на материале замечательных стихир, канонов, седальнов, тропарей и кондаков, которые нужно научиться слушать.

Среди недели большинство верующих людей работают и не могут посещать вседневное богослужение. И потому каждый православный христианин в своем молитвенном правиле, которое совершается дома, должен стараться на протяжении всей недели прославлять святых или события Священной истории, которые вспоминает Церковь. Например, в понедельник мы можем помимо утренних и вечерних молитв почитать канон Ангелу Хранителю, во вторник — святому Иоанну Крестителю, в среду — покаянный канон к Спасителю, в четверг — святителю Николаю Чудотворцу, в пятницу — канон, посвященный Кресту Господню. В субботу мы может в своем домашнем правиле прославить Пресвятую Богородицу и помолиться за усопших родственников. В церковной лавке каждого храма, как правило, имеется огромное количество молитвословов, которые очень помогут в молитвенном делании.

Завершается недельный богослужебный круг и начинается снова. Мы вновь и вновь возвращаемся к одним и тем же событиям, постигая высоту и глубину благодатной духовной жизни во Христе.


Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом. В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня. На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение

прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день. После вечерни полагается служить повечерье. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь должна совершаться третья служба суточного круга – полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца начинается утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня – одно из самых длительных богослужений.
Около 7 часов утра полагается совершать первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.
Шестой час (полдень) – время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) – время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.
Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница – один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.
Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.

Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии – ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.
В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

По книге «Азы Православия»

Годовой круг богослужения, как и седмичный, не имеет своих служб, его тексты тоже вставляются в определенных местах суточных служб. Годовой круг можно разделить на две крупные части: Месяцеслов и Пасхалию.

Месяцеслов – это система неподвижных праздников (закрепленных за каждым числом месяца). Сюда же входят три многодневных поста: Рождественский, Успенский и Петровский. Начало месяцеслова – это начало церковного года, 1 сентября по старому стилю.

Самые главные праздники Месяцеслова называются двунадесятыми (даты даны по новому стилю):

  1. Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября.
  2. Воздвижение Креста Господня – 27 сентября.
  3. Вход во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря.
  4. Рождество Христово – 7 января.
  5. Крещение Господне, или Богоявление – 19 января.
  6. Сретение Господне – 15 февраля.
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля.
  8. Преображение Господне – 19 августа.
  9. Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Название двунадесятый происходит от общего количества этих праздников - двенадцати (из них девять – неподвижные и относятся к Месяцеслову, а оставшиеся три – подвижные, то есть входят в период Пасхалии).

Первый большой праздник церковного года – это Рождество Пресвятой Богородицы, последний – Ее Успение. Конечно, это неслучайно, ведь в течение жизни Матери Божией произошли все важнейшие для нашего спасения события: Бог родился во плоти, искупил человечество Своей Крестной смертью, основал на земле Свою Церковь, апостолы возвестили Евангелие всему цивилизованному миру. Центром Месяцеслова является праздник Рождества Христова.

Рождественский пост перед праздником Рождества Христова начинается с 28 ноября, со дня св. апостола Филиппа, поэтому иначе его называют «Филипповым постом» (пост сорок дней).

Успенский пост перед праздником Успения Божией Матери продолжается две недели, с 14-го августа по 27 августа.

Апостольский или Петров пост перед праздником св. Апостолов Петра и Павла начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 12 июля. Продолжительность его зависит от даты празднования Пасхи. Самая большая продолжительность его – шесть недель, и самая меньшая – неделя с одним днем.

Великий пост продолжается шесть недель и готовит верующих к воспоминанию Крестных страданий Спасителя на Страстной седмице и светлому празднику Воскресения Христова – Пасхе. Великий пост относится к подвижной части церковного года (Пасхалии): каждый год пост начинается в разные дни, в зависимости от даты празднования Пасхи.

Помимо многодневных постов в Церкви существуют посты однодневные: в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 11 сентября и праздник Воздвижения Креста Господня, в воспоминание Крестных страданий Господа Иисуса Христа 27 сентября, а также в среду и пятницу всего года.

Пасхалия представляет собой систему подвижных праздников, связанных с Пасхой. Каждый день этого цикла не связан с определенной календарной датой, но зато ежегодно празднуется в один и тот же день седмицы и находится в неизменном положении относительно дня Пасхи.

На период Пасхалии приходятся три двунадесятых праздника. Вход Господень в Иерусалим всегда бывает в воскресенье, за неделю до Пасхи, Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи (это всегда четверг), Пятидесятница, или день сошествия Святого Духа на апостолов, празднуется на пятидесятый день после Пасхи и всегда бывает в воскресенье. Праздник Пасхи, как «праздников праздник и торжество торжеств», высочайший из всех праздников, не входит в число двунадесятых.

Подвижная часть годового круга начинается за три седмицы до Великого поста Неделей мытаря и фарисея , начинающей подготовительный период к Великому посту. Затем – 6 седмиц Великого поста, праздник Вход Господень в Иерусалим, Страстная седмица, Пасха и Светлая седмица, праздники Вознесения и Пятидесятницы. Заканчивается подвижная часть годового круга Неделей всех святых , в следующее воскресенье после Пятидесятницы. Почему именно в этот день? Потому что сошествием Святого Духа на Апостолов в Пятидесятницу завершается дело нашего спасения, точнее, завершается та его часть, которая сделана для человека Богом. А в Неделю всех святых мы вспоминаем тех, кто захотел воспользоваться этим даром. Сонм святых – ответ человечества на неизреченный дар Божий, это тот плод, который приносит Богу человеческий род в ответ на Его благодеяния, на Его призыв ко спасению и вечной жизни.

О кругах богослужебного времени необходимо знать для того, чтобы понять общий принцип построения любой службы: богослужение каждого дня складывается из неизменяемых текстов служб суточного круга, в которые вставляются изменяемые молитвословия. Содержание изменяемых текстов зависит от того, в какой день седмицы и в какой день года совершается данная служба.

В изменяемых текстах вспоминаются новозаветные события, прославляется подвиг святых, память который празднуется в данный день, осмысляются события церковной истории (например, Вселенские Соборы и победы над ересями, случаи чудесной помощи Спасителя и Матери Божией, в том числе и через святые иконы и др.)

Су́точный богослуже́бный кру́г в православии - череда богослужений, совершаемых на протяжении суток.

Согласно Уставу, суточный круг состоит из следующих богослужений:

Повечерие

Полунощница - служба, предназначенная для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду; призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного суда, который придёт внезапно, как «жених в полунощи» согласно притчи о десяти девах.

Первый час - соответствующий общепринятому седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

Третий час - соответствует девятому часу утра, напоминает молящимся о сошествии Святого Духа на апостолов.

Шестой час - соответствует двенадцатому часу дня, напоминает молящимся о распятии Господа нашего Иисуса Христа.

Девятый час - соответствует третьему по полудни - воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа; в рамках суточного круга завершает его.

Между часами совершается междочасие (в современной практике это происходит только в некоторых монастырях в простые седмичные дни). Междочасие состоит из чтения трёх псалмов, тропарей, молитвы святителя Василия Великого и отпуста.

Сформировался в монастырях Востока к IV веку; первоначально службы в монастырях и у отшельников совершались раздельно, в положенное для каждой из них время. Впоследствии, для удобства верующих, они были объединены в три общественных богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

В современной (с конца XIX) практике Русской Церкви повечерие и полунощница служатся обычно келейно монашествующими; в монастырях полунощница часто соединяется с братским молебном в начале дня. У православных христиан-старообрядцев в практике мирян осталось совершение полунощницы утром и повечерницы - вечером.

Божественная литургия является главным богослужением. На ней воспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и совершается таинство святого Причащения, установленное Им на тайной вечери. Литургия служится утром.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

Нетрадиционные материалы для письма

Как уже отмечалось, определение понятия документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают существенное влияние на процессы создания, передачи, хранения и использования документированной информации. Согласно “ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения”, носитель документированной информации – это “материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде”.

Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда – непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности – одной из первых информационных технологий – стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесная кора, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. В Древней Греции и Риме для этих целей иногда использовались деревянные дощечки, покрытые слоем воска, металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии – медные пластины, а в Древнем Китае – бронзовые вазы, шелк. На территории Древней Руси писали на коре березы – берёсте. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берёсты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались либо обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики, либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера91.

Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалённых уголках России даже в 18 веке иногда писали на берёсте. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты “Партизанская правда”, напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.

Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение стало одним из важнейших достижений египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной до 6 м и шириной до 30 см. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости папируса, запись на нем обычно велась с одной стороны и хранили его в виде свитка. Последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале 20 в.

Другим материалом, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент. В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в 15 столетии, а до этого его привозили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был гораздо прочнее и долговечнее папируса. Вместе с тем пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный недостаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

1. Круг суточного богослужения

Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями.

Церковно–богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

Вечерней называется то богослужение, которое совершается под конец дня, вечером, в благодарность за истекший день и в освящение наступающей ночи. Она начинается чтением предначинательного псалма 103–го, в котором прославляется премудрость Творца вселенной и состоит из молений о всех членах Церкви и их нуждах, из чтения псалмов и пения стихов с мольбой Богу об услышании нас и прославления Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых, из прошений о различных духовных благах и заканчивается молитвой Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…», а иногда и молитвой, содержащей Архангелово приветствие Пресвятой Деве Марии «Богородице Дево, радуйся…» Таким образом, вечерня напоминает нам времена Ветхого Завета, начавшиеся сотворением мiра и окончившиеся рождением в мiр Спасителя мiра.

Повечерие совершается перед отходом ко сну и состоит из чтения псалмов и молитвословий, в которых испрашивается у Бога прощение грехов, помощь и заступление от врагов видимых и невидимых, ищущих уловить наши души и особенно опасных во время сна, Символа Веры, молитвы Богородице «Нескверная, Неблазная…» и Христу Спасителю о благословении нам, «на сон грядущим». Совершается повечерие в более поздние часы, после Вечерни. Оно бывает Великое и Малое. Великое Повечерие совершается только в Великом посту, а также накануне праздников Рождества Христова, Богоявления и Благовещения (когда оно приходится в седмичные дни Великого поста). Малое Повечерие совершается в течение всего года.

Полунощница - богослужение, которое должно совершаться в полночь или, во всяком случае, еще задолго до утреннего рассвета, до Утрени. Так как в притче о десяти девах Господь Иисус Христос изобразил Себя под образом жениха, пришедшего в полночь, то христиане имели обычай освящать этот час молитвой, чтобы встретить Господа, подобно мудрым девам, бдящими. Кроме того, полночь священна для христианина по воспоминанию о том, что Господь в это время скорбел и тужил в саду Гефсиманском до кровавого пота, был предан вероломным Иудою и подвергся горьким оскорблениям на суде у первосвященника. Полунощница состоит из чтения покаянного псалма 50–го и псалма 118–го, который изображает блаженство людей непорочных, из Символа веры, песни «Се жених грядет в полунощи…» и молений за умерших. Таким образом, полунощница располагает нас к покаянию, постоянному хранению закона Господня и духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго пришествия Христова.

Утреня - богослужение, которое совершается рано утром, еще до восхода солнца. Она располагает молящихся к благодарению Господа за успокоение во время истекшей ночи и за дарование наступающего дня, а также напоминает о явлении Спасителя в мир и о воскресении Христовом. Начинается утреня молением о Царе и состоит затем из чтения шести псалмов, изображающих собеседование души человеческой с Богом, моления о благосостоянии Церкви Божией и всех ее членов, чтения кафизм, прославления Бога и святых Его в тропарях, седальнах и канонах, хвалитных псалмах и Великом славословии и, в заключение, из прошений о различных духовных благах.

Часами первым, третьим, шестым и девятым называются молитвословия, составленные по одному и тому же типу: начальные молитвы, три псалма, имеющие отношение к воспоминаемому событию, тропарь, богородичен, общая заключительная молитва всех часов, повечерия и полунощницы «Иже на всякое время и на всякий час…», и особая заключительная молитва в конце каждого часа. Час первый, по принятому доселе на Востоке счислению, соответствует 7–му часу утра по нашему счислению, Третий час 9–ому часу утра, Шестой час 12–ти часам дня и Девятый час 3–ем часам пополудни. В первый час мы прославляем Бога за дарование нам света чувственного, ибо в этом часу восходит солнце; в третий час вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой час распятие Господа Иисуса Христа и в девятый час - крестная смерть Его.

Божественная литургия есть средоточие, главная служба всего суточного круга, по отношению к которой все остальные службы являются как бы только приготовлением для достойного ее совершения и приобщения святых Таин Христовых. Поэтому священнослужитель, желающий совершить Божественную литургию, обязуется, по церковным правилам, отслужить или, по крайней мере, хотя бы только выслушать или прочесть дома все остальные службы суточного круга.

В начале все эти службы, особенно в монастырях, совершались отдельно, каждая в свое, положенное ей время суток. Но впоследствии, для удобства верующих, занятых повседневными житейскими трудами, они стали группироваться в три группы: вечером - Девятый час, Вечерня и Повечерие, рано утром - Полунощница, Утреня и Час первый, днем в предобеденное время - Часы третий, шестой и Божественная литургия. Порядок этот несколько видоизменяется Великим постом, когда по Уставу Девятый час и Вечерня предшествуют совершению Божественной литургии. Накануне Великих праздников совершается Всенощное бдение, состоящее из Вечерни, Утрени и Первого часа. В случае совершения Всенощного бдения, перед ним служится Девятый час и Малая вечерня, представляющая собой сокращение Великой вечерни, а Повечерие и Полунощница совершенно отпадают, поскольку для них, если бдение действительно происходит в течение всей ночи, не остается времени. В настоящее время по немощи людской и небрежению Всенощное бдение сохранило лишь свое название, а по продолжительности своей далеко не захватывает и половины ночи, ибо в мiрских храмах продолжается нередко всего полтора или два часа.

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Характер суточного богослужения по Иерусалимскому уставу В противоположность Студийским уставам Иерусалимские дают однообразный и тождественный с нынешним строй вечерни и утрени. Хотя это объясняется отчасти и более поздним возрастом этих уставов, но если принять во

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Суточный круг церковного богослужения Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.В православном

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

23. Круг замкнулся Итак, круг замкнулся. Вместо прежнего неудавшегося объединения интернационалистов всех стран происходит всемирное объединение националистов на общей для них почве “древнего оккультного ведического знания”. И неважно, в чем оно проявляется - в

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

3. Узкий круг Рассмотрим теперь внимательнее, кто входил в этот узкий круг. В первую очередь это Симон Пётр - самый близкий ученик, самый близкий друг и товарищ. В Мф 16:17 Иисус называет его «Вариона». За греческим Вариона стоит, скорее всего, не арамейское Бар Йона («сын

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Литургика автора Керн Киприан

А. Развитие Суточного Круга Здесь, больше чем в каком-либо ином из циклов, преобладает по сие время ветхозаветная традиция. Синагогальное богослужение наложило свой очень заметный отпечаток на этот строй жизни Церкви.В апостольский период, согласно Деяниям Апостольским,

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

152. Чтения на богослужениях вне суточного круга Когда богослужение совершается для конкретных людей или по поводу их конкретных молений (а эти службы могут совершаться практически в любое время суток независимо от богослужений суточного круга), то смысл чтения

Из книги Таинство, слово и образ автора Мень Александр

V. СХЕМА СУТОЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕI. Вечерня1. Предначинательный псалом (Пс. 103). Каждение храма2. Великая ектения («Миром Господу помолимся…»)3. Антифон (Пс. 1, «Блажен муж…»). Малая ектения4. Пс. 140 («Господи воззвах…»). Каждение храма. Стихиры. Догматик5. Вход

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

2. Круг седмичного богослужения Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий суточного круга, в состав богослужения вводятся еще изменяемые молитвословия, находящиеся в связи с воспоминаниями, которые Церковь связывает с каждым днем седмицы.В первый день седмицы

Из книги Бог в «Хижине» История зла и искупления, которая изменила мир автора Олсон Роджер

3. Круг годового богослужения. Каждый день в году, каждое число, каждого из 12 месяцев года, посвящен воспоминанию или каких?либо священных событий, дорогих сердцу христианина, или памяти различных святых. Установленные в честь этих событий и лиц особые молитвословия,

Из книги Лучшие притчи дзэн [Обычные истории о людях необы­чайных] автора Маслов Алексей Александрович

13. Круг вседневного богослужения В круг вседневного богослужения, входят следующие 9–ть служб: 1. Девятый час, 2. Вечерня, 3. Повечерие малое (Великим постом Великое), 4. Полунощница, 5. Утреня, 6. Первый час, 7. Третий час, 8. Шестой час и 9. Божественная литургия, заменяемая иногда

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Круг любви Как показано в «Хижине», Бог - это «круг любви». Внутри него нет иерархии или борьбы за власть. Иерархия - человеческая конструкция, следствие грехопадения. Когда Мак спрашивает, есть ли «босс» среди трех Лиц Троицы, Бог выражает недоумение. Когда Мак

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Нарисованный круг Приход созерцания Три чаньских наставника Наньцюань, Гуйцзун и Магу договорились вместе отправиться с ритуальным визитом к гоши (буддийскому наставнику императора) Наньян Хуэйчжуну. Перед тем, как отправиться в путь, наставник Наньцюань начертил на

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Службы суточного круга (Office, Daily ). Ежедневные богослужения, предписываемые Католической, Англиканской и Лютеранской церквями. Во многих европейских языках служба обозначается производными от лат. officium, означающего выполнение долга, под к-рым подразумевается

Из книги автора

Круг любви 1 Воскресший Иисус Христос Объемлет Землю Вселюбовью. Сердца людей, листва берёз - Всё – всё живое дышит новью Её лучей. Мы ждём любви, Торопимся к ней на свиданье… Но демон – змей наш мир обвил, Посеял страсти и

Из книги автора

Службы суточного круга Суточным кругом богослужения называются те службы, которые совершаются ежедневно в течение суток. Это вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час. Божественная Литургия, которая обычно служится после