Определение понятия «природа»

1. В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

Понятие "природа" имеет два основных значения. В широком смысле - это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле - та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

2. Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа - неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Исходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. (Существует и иная теория, согласно которой жизнь на Земле - уникальное явление.)

Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в том, что:

Солнце - звезда, вокруг которой вращается Земля и другие

планеты Солнечной системы - имеет средние размеры и уме-

ренную силу: вокруг слишком больших ("горячих") звезд и слишком маленьких ("холодных") жизнь невозможна;

Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца - 150 млн. км (в том случае, если бы Земля находилась на 10 - 15 млн. км ближе к Солнцу, то она превратилась бы в выжженную пустыню, а если бы на 10 - 15 млн. км дальше от Солнца, то покрылась бы льдом);

Земля имеет умеренные размеры: слишком маленькие планеты (Меркурий, Плутон) имеют слишком слабое притяжение, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие условия жизни; наоборот, планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходимую оболочку (наподобие атмосферы) вокруг себя, что подавляет саму возможность возникновения жизни;

Земля имеет атмосферу - особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю от солнечной и иной радиации, иного непосредственного влияния космоса, во-вторых, содержит кислород и азот - вещества, необходимые для дыхания и существования живых организмов; в-третьих, не дает Земле быстро нагреваться и быстро охлаждаться, поддерживает температурное равновесие;

Земля имеет воду - также необходимый элемент для жизни. 3. Составными частями Земли (природы) являются:

Литосфера;

Атмосфера;

Гидросфера;

Биосфера.

Литосфера - (с греч. - каменная оболочка) - верхняя твердая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли). Литосфера имеет важное значение для жизни, потому что:

Создает твердую основу поверхности (а жизнь возможна только на поверхности, так как внутри Земли находится расплавленная масса - магма и в центре - железное ядро);

Содержит в себе полезные ископаемые;

Имеет особый органический слой - почву, создающую условия для жизни растительных организмов, которые, в свою очередь, являются пищей для человека и животных. Атмосфера - газопаровая оболочка вокруг Земли, которая:

Защищает Землю от влияния открытого космоса;

Предотвращает перегрев и переохлаждение Земли, создает благоприятный температурный режим;

Содержит азот (около 80%) - вещество, которое входит в состав почти всех живых организмов, и кислород (около 20%) - вещество (газ), необходимое для дыхания и при соединении с водородом превращающееся в воду (то есть служит составным элементом воды - другого обязательного для жизни природного элемента).

Слой атмосферы очень тонок. 75% ее объема расположены в пространстве от поверхности Земли до высоты 10 км. Выше - так называемые разреженные слои атмосферы, содержащие всего 25% ее объема и простирающиеся на 30 - 50 км, за которыми -открытый космос.

Гидросфера - водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой. Вода (в виде соленых океанов, морей, озер, пресных озер, рек, льдов) покрывает большую часть земной поверхности - около 70%, и только 30 процентов земной поверхности составляет суша в виде материков и островов.

Значение гидросферы в том, что:

Благодаря ей, атмосфере и литосфере (их взаимодействию) осуществляется круговорот воды в природе, что способствует нормальному развитию и жизни растительных и животных организмов;

Вода является составной частью растительных и животных организмов (большую часть - около 80% - организма человека составляет вода);

Вода (моря, океаны, реки, озера и т. д.) является средой обитания подводных растений и животных, рыб (которых не меньше, чем обитателей поверхности суши);

Существует версия, что жизнь первоначально зародилась в воде и только затем часть живых организмов морей и океанов перешла на сушу.

Биосфера - сфера существования живых организмов ("оболочка Земли, наполненная жизнью"). Биосфера охватывает:

всю литосферу и гидросферу;

Нижние слои атмосферы (примерно 10 км от поверхности суши);

Подземные слои - до 10 км вглубь, включая 0,5 - 1 км под дном океана.

Только в этом ареале возможна жизнь.

Биосфера - целостный взаимосвязанный организм, который охватывает надводный и подводный растительный и животные миры.

В настоящее время насчитывается пятьсот тысяч видов растений и полтора миллиона видов животных, из них 160 тысяч видов растений и животных - морские.

4. Свои составные части имеет не только природа, но и общество. В качестве главных составных частей общества современные ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют:

Антропосферу;

Социосферу;

Биотехносферу.

Антропосфера - сфера жизни людей как биологических организмов.

Социосфера - область сложных общественных отношений между людьми.

Биотехносфера (техносфера) - область распространения технического влияния человека и человечества.

5. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования - стала испытывать на себе антропогенное влияние (то есть влияние человека и его деятельности).

Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

Начиная с XVI - XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.

В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потреб-

ностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

В связи с этим возникает экологическая проблема - проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:

Истощение недр - на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет);

Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

Уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

Вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы);

Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.

6. В последнее время среди экологических вопросов стала выделяться проблема социальной экологии - охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("философов жизни человека") - Ясперса, Хайдеггера, Камю, Сартра и др.

Современный человек (который биологически почти не изменился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники:

Современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием средств массовой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компьютерные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);

Растет урбанизация - большинство людей в настоящее время проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень боль-

больших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так называемая проблема "человека-песчинки");

Человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства - мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного

высокоорганизованного и техногенного общества, рискует потерять себя и превратиться в "песчинку", "винтик".

Задача социальной экологии - максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса. 7. Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселения, которая в будущем будет становиться все актуальнее и актуальнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.

Данная проблема имеет несколько аспектов:

Рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;

При росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической массе", "пороге" населенности, то есть каково максимальное количество населения Земли, превышение которого станет опасным для всех?);

Проблема качества населения - хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи (особенно в слаборазвитых странах, где наблюдается высокая рождаемость - 8 - 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

Проблема народонаселения имеет и обратную сторону - в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украина, Беларусь и др.

Выделяются две главные причины данного явления:

Высокоорганизованное техногенное общество требует от человека много сил (получение образования, работа) и не оставляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало традицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним;

Граждане государств, находящихся в процессе становления реформ, в силу бедности, социальной незащищенности, трудностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, либо ограничиваться их минимумом.

Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую слаборазвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населения. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Индия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Пакистан (свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия (свыше 100 млн.).

Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его невозможностью, с другой - традициями, хотя такой рост населения заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазвитости страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.

Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколения (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.

Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей?

В этой связи интересен закон Мальтуса (Томас Роберт Мальтус, 1766 - 1834). Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу:

На момент начала нового летосчисления от рождества Христова - 230 млн.;

1000 год - примерно 300 млн. (за тысячу лет население даже не удвоилось - возросло меньше чем в 1,5 раза);

1850 г. - 1 миллиард;

1930 г. - 2 миллиарда;

1976 г. - 4 миллиарда;

1987 г. - 5 миллиардов;

2000 г. - 6 миллиардов;

2025 г. - 8 миллиардов (ожидается).

Таким образом, если раньше для удвоения населения необходимо было 1000 лет, то после 1850 года для этого понадобилось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть внастоящее время

наметилась тенденция удвоения населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бесконтрольного и постоянно расширяющегося увеличения населения со стороны Азии и Африки).

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли - около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) "критический" порог может быть достигнут уже к 2150 - 2200 годам.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:

Сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;

Искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

Заняться решением экологических проблем;

Уделять внимание социальной экологии - не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;

Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.

Сначала дадим определение, что такое «природа»

Определение понятия «природа»

Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

Выделяют:

  • Естественную среду — то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
  • Искусственную среду — то есть созданную людьми, его культуру

(материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой .

Сходства и различия природы и общества

ПРИРОДА ОБЩЕСТВО
Сходство:
  • являются системами
  • являются динамическими системами
Различия
Может развиваться независимо от человека. Природа существовала, когда человека вообще ещё не было на Земле. Тесно связано с природой, не может без неё существовать.
Развивается по независящим от воли и желания людей законам. Развивается по законам, созданным самим обществом, под влиянием деятельности людей.
Не способно творить культуру. Творит культуру.

Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.

Взаимодействие общества и природы

ПРИРОДА ОБЩЕСТВО
Положительное влияние
1.Является средой, где живёт человек.

2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)

3.Источник средств производства

(металл, уголь, нефть и т.д.)

4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается

(теория «вызова-ответа» Тойнби).

1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы.

2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

3.Создание

энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.

4. Охрана животного и растительного мира (« Красная книга»)

Отрицательное влияние
1.Способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития.

2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)

3.Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха)

1.Истощение недр

2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами

3.Уничтожение растительного и животного мира,вырубка лесов

4.Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения .

Некоторые ТЕРМИНЫ:

Биосфера — земная оболочка,охваченная жизнью.

Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.

Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара (от греч. обитаю, населяю).

Правовая защита природы

1.На международном уровне

  1. ООН . Всемирная хартия защиты природы(1982г).
  2. ЮНЕСКО . Программа «Человек и биосфера».1970г.
  3. Римский клуб . Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.

Цель : исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.

  1. «Гринпис ». Неправительственная организация.

Цель : обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.

  1. МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.

Цель : обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.

  1. ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Одна из задач — борьба с загрязнением воздуха.
  1. На государственном уровне:

1.Конституция РФ . Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).

2.Закон « Об охране окружающей среды » , 2002г.

  1. Водный кодекс. 1995г.

4.Лесной кодекс. 1997г.и др.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Введение


На первый взгляд все выглядит просто. Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные - общество.

Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов. Социальные науки изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т.п. Предметом социальной философии выступает совместная деятельность людей в обществе. Что же нового в понимании мира людей вносит именно философия?

А что же социальный философ? В центре его внимания окажутся более общие проблемы: для чего необходим обществу и что дает личности процесс социализации? Какие его компоненты при всем разнообразии форм и видов носят устойчивый характер, т.е. воспроизводятся в любом обществе? Как определенное навязывание личности общественных установлений и приоритетов соотносится с уважением к ее внутренней свободе? В чем ценность свободы как таковой?

Мы видим, что социальная философия обращена к анализу наиболее общих, устойчивых характеристик; она ставит явление в более широкий социальный контекст (личная свобода и ее границы); тяготеет к ценностным подходам.

Свой полноценный вклад социальная философия вносит в разработку большого круга проблем: общество как целостность (соотношение общества и природы); закономерности общественного развития (каковы они, как проявляются в общественной жизни, чем отличаются от законов природы); структура общества как системы (каковы основания выделения основных компонентов и подсистем общества, какие виды связей и взаимодействий обеспечивают целостность общества); смысл, направленность и ресурсы общественного развития (как соотносятся устойчивость и изменчивость в общественном развитии, каковы его основные источники, какова направленность общественно-исторического развития, в чем выражается общественный прогресс и каковы его границы); соотношение духовных и материальных сторон жизни общества (что служит основанием для выделения этих сторон, как они взаимодействуют, можно ли одну из них считать определяющей); человек как субъект социального действия (отличия деятельности человека от поведения животных, сознание как регулятор деятельности); особенности социального познания.


Общество и природа


Природа (от гр. physis и лат. natura - возникнуть, быть рожденным) - одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т.д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Общество, как сверхсложный механизм, состоит из различного рода подсистем, каждая из которых обладает известной степенью независимости. Важнейшей чертой общества является, его самодостаточность. Общество как продукт человеческой деятельности отличает исключительная динамичность и альтернативность развития. Однако ученые могут строить модели социального прогнозирования, так как социальный мир не является абсолютно стихийным и неуправляемым.


Принципы учения об обществе

К. Маркс Особый социальный организм, особая форма материи, подчиненная особым законам функционирования и развития. Эта социальная реальность выражает сумму связей и отношений, в которых индивиды относятся друг к другу. Общество - продукт взаимодействия людей, продукт исторического развития, динамично развивающаяся структура.О. Конт Общество - целостная функциональная система, элементы и подразделения которой тесно связаны между собой. Общество - обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться сточки зрения полезности для общественного блага.Э. Дюркгейм Дал более глубокое обоснование общества как объективной социальной реальности, которая включает материальные и духовные элементы. Наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, существующих в мире. Общество - надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Надындивидуальная общность коллективных представлений, чувств, верований противостоит природному эгоизму. Социальная солидарность гораздо важнее, чем классовая борьба.М. Вебер Общество - совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих целей. Эти эгоистические стремления складываются и становятся общественной практикой. Общество - совокупность ориентированных на других, т.е. социальных действий.Т. Парсонс, Р. Мертон Общество - общность норм и ценностей, усвоенных большинством. Общество сохраняется благодаря фундаментальным ценностям.Э. Шилз Общество - общность центральной власти.

Так же можно отметить взаимодействие, законы, систему, взаимосвязь, отношения, законы развития, формы - общества и природы в философии:


ОБЩЕСТВОПРИРОДА Изменяется во времениИмеет признаки системностиИмеет сложное строениеОбщество не потеряло всякую связь с природой Общество не изолировано от природы и процессов ее естественного развитияПодчиняется объективным законам развитияВ обществе действуют объективные законы, но они проявляются как результат сложнейшего взаимодействия всех сторон общественной жизниНаходится в постоянном измененииНоосфера - состояние биосферы, сложившееся в результате взаимодействия ее законов с деятельностью человеческого разума.Агросфера - звено между обществом и природойЯвляется формой совместной жизни людей Природные условия оказывают значительное воздействие на общественное разделение трудаСоциокультурная среда обитания человекаСуществует концепция, утверждающая решающую роль природного фактора в жизни людей (географический детерминизм) Развивается под влиянием сознательной деятельностиПрирода - окружающий нас мир во всем его бесконечном многообразии своих проявленийОбразует естественную среду обитания человека Общество - не часть природыПрирода - не часть обществаСуществуют причинно-следственные связиХарактеризуется бесконечностью в пространствеСознательная, трудовая, коллективная деятельностьМожет ускорить или замедлить развитие обществаЧеловек обладает сознанием и волей, он способен творить и преобразовывать Влияет на природу или пагубно

Сферы жизни общества = подсистемы = типы совместной человеческой деятельности:


экономикаПолитика (регулятивная сфера)Социальная сфераДуховная сфера Стержень сферысобственностьвластьМесто человека на общественной лестницеДуховные ценностиОсновные составляющиеМатериальное производство, промышленность, с/х, отношения в процессе производстваСоздание и регуляция связей, политическая деятельность государственных организаций, политических партий, менеджмент.Деятельность, направленная на формирование человека (воспитание, обучение). Взаимодействие классов, социальных слоев, социальное управлениеДеятельность по производству и воспроизводству форм человеческого сознания (знания, худ. образы, религиозные верования, нравственность)

Существует две точки зрения:


Мир движется к единой цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечестваСохранится и усилится тенденция к культурно-историческому многообразию. Общество и дальше будет представлять собой совокупность ряда самостоятельно-развивающихся цивилизаций.

Современное человечество - 6 млрд. человек, 150 государств, 1000 народов, многообразие экономических укладов, форм социально-политической и культурной жизни.

Причины разнообразия:

·природные условия

·историческая среда, результат взаимодействия с другими народами

·исторический опыт показывает: некоторые важнейшие выработанные цивилизацией формы и достижения получают всеобщее признание и распространение (это ценности европейской цивилизации):

·достигнутый уровень развития ПС

·наличие рынка и товарно-денежных отношений

·демократия и правовое государство

·великие достижения науки и искусства

·общечеловеческие моральные ценности

·права человека


Интеграция


Все заметнее единство человечества. Мировая цивилизация на наших глазах превращается в единое целое, состоящее из открытых систем, которые находятся в состоянии интенсивного взаимодействия с внешним миром.

1.крепнут экономические, политические, культурные связи

2.20% мировой экономики вовлечены в сферу международного обмена

.единая кредитно-банковская система (в Японии 80% инвестиций из внешних источников)

.международные экономические союзы (ОПЕК)

.мировая политика (мир расчленен на зоны политического влияния разных блоков, в сложном взаимодействии которых она рождается)

.интернационализация духовной жизни (телепродукция, кино, литература)

.международный туризм

.рост количества международных встреч, конференций, симпозиумов

.диалог культур и цивилизаций, их достижения становятся достоянием всего человечества (балет России)

.формируются общечеловеческие моральные ценности


Система "общество - природа"

общество природа философия учение

Процессы отношения общества и природы, возникающие эколого-кризисные явления непосредственно связаны с развитием современного производства, с достижениями науки и техники; большое влияние на них оказывают также социально-экономические отношения в обществе. По мере развития НТР экологические проблемы становятся острее.

Как же подойти к исследованию взаимоотношения общества, природы, научно-технического и производственного прогресса и общественных отношений, чтобы раскрыть их внутренние взаимосвязи, выявить их основу, обнаружить объективные пути и тенденции.

Из факторов материального мира, оказывающих влияние на общественное развитие, классики марксизма-ленинизма выделили труд как ту основу, функционирование и развитие которой определяет, в конечном счете, все общественные явления. Труд является единственным материальным процессом, через который общество взаимосвязано с окружающей средой: все происходящие в этой области коллизии, в конечном счете, связаны с ним. Таким образом, решение сформулированной выше задачи должно исходить из анализа труда.

Классическое определение труда, данное К. Марксом, гласит: "Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. 188 ). В процессе труда человек направляет одну силу природы против другой и таким образом достигает своей цели. Труд представляет собой деятельность по управлению природой. Это его фундаментальное качество.

Слова "опосредствует", "регулирует", "контролирует" в Марксовом определении труда, очевидно, не следует рассматривать как некие синонимы. В этих терминах К. Маркс выражает внутреннее качественное различие труда, трудовых деятельностей и указывает на три основные трудовые функции, представляющие собой различный характер, степень и глубину управления природой. Эти трудовые функции проявляются в каждом акте трудовой деятельности, и в ранний период развития труда все они в зачаточном состоянии содержались в нем, так сказать, в свернутом виде. Они развертываются последовательно, одна за другой, на соответствующем историческом этапе, по мере того как складываются необходимые и достаточные для этого условия. Опосредствование, регулирование и контролирование следует рассматривать как трудовые функции, которые выступают как исторически определенные деятельности по управлению природой, развертываются в историческом развитии труда и составляют тем самым его основные этапы.

Трудовым функциям мы даем следующие определения: Опосредствование - деятельность, направленная на то, чтобы вычленить тот или иной предмет, процесс из естественной связи и, не затрагивая природы самого предмета, поставить его в новую связь, новые отношения в соответствии с целями человека; регулирование - деятельность по изменению соотношения элементов системы, чтобы сделать ее функционирование целенаправленным (целесообразное направление одного природного процесса во взаимодействие с другим); контролирование - деятельность по управлению развитием системы, состоящая в периодическом воздействии на систему с целью превращения возможностей в действительность. В качестве примера контролирующей деятельности, осуществляющейся уже в начальный период развития труда, можно привести земледелие, в котором "к механическому и химическому процессу... присоединяется органический процесс, а естественный процесс воспроизводства надо лишь контролировать и направлять" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. II, стр. 238 ).

История развития труда - это процесс установления власти трудовых функций над силами природы. Выйдя из состояния подчинения природе, биологического приспособления к ней, человек посредством орудий труда и развивающегося познания естественных законов подчиняет своим целям силы природы, превращает природный материал в "органы человеческой воли, властвующей над природой" (Там же, стр. 215 ).

Однако в абстрактном виде труд никогда не существует. Он развертывается в конкретно-исторических общественных условиях, которые играют решающую роль в формировании характера труда, направлении его воздействия на человека и на природу. Поэтому историческому развитию труда соответствуют его общественные формы - рабский, барщинный, наемный и свободный труд. Несвободные формы труда существенно ограничивают управляющую деятельность, обусловливаясь интересами господствующих классов. Только свободный труд дает возможность полного "самоосуществления индивида", проявления труда "в виде деятельности, управляющей всеми силами природы" (Там же, стр. 110 ).

По мере развития труда происходит все более глубокое познание материального мира, совершается непрерывный прогресс техники, расширяется преобразование природы, а вместе с тем складываются и все более сложные отношения общества и природной среды. В последовательном развертывании трудовых функций происходит прогресс труда, который обусловливает историческое изменение отношений общества и природы. В развитии этих отношений складываются своеобразные этапы, соответствующие исторически определенным функциям труда.

Современная научно-техническая революция, овладение колоссальными силами природы, освоение космического пространства - все это приводит к мысли о существенно важном значении человеческой деятельности в системе материальных процессов, об особой космической роли человеческого рода. Все больше появляется работ, авторы которых пытаются осмыслить эту раскрывающуюся общемировую функцию человека. Речь идет о новом этапе в развитии осознания человеком самого себя, об оценке места человека в системе наблюдаемых явлений окружающего мира.

В ранний период это самосознание было выражено в религиозных учениях, согласно которым человек, являясь божественным творением, занимает центральное место в мире. С развитием науки получило развитие самосознание, согласно которому Земля и человек являются лишь элементами в совокупности множества других элементов космической системы. Об этом писали в своих трудах Н. Коперник, Дж. Бруно и др.

В ходе современной научно-технической революции все больше формируется новое, космическое самосознание человечества, согласно которому человек, являясь элементом космической системы, занимает в ней особое место.

Понимание значения и места человека в развитии окружающего материального мира является необходимым для правильного подхода к проблемам отношения общества и природы.

Человек никогда не был рядовым элементом в системе природы. Первые же трудовые действия формирующегося человека определили его особое место в биосфере и во всем окружающем мире. "Инстинктивный человек, дикарь, - писал В.И. Ленин, - не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет" (В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 85 ). Такое "выделение сознательного человека", его действия, направленные на преобразование предметов природы, знаменовали новый этап в развитии определенной части Вселенной. Это не была случайная комбинация материальных процессов. Материя не просто движется. Она развивается и ее развитие (в известных космических пределах) имеет строго определенную направленность от низшего к высшему.

Объективное развитие материи на определенном этапе порождает человека и вырабатывает специфический материальный процесс - трудовую управляющую деятельность. Труд явился особой формой внутренней обусловленности бесконечного саморазвития материального мира потому, что трудовая деятельность - это не только следствие развития материи, вырабатывающийся результат, но и особый, управляющий способ материального преобразования.

Материя эволюционирует по своим законам, однако с того момента, как появился человек, доминирующим способом развития материи в нашей части Вселенной становится трудовая деятельность. В лице человеческого общества материя породила управляющую систему, "блок", посредством которого она сама себя осознает и сознательно и целенаправленно управляет саморазвитием.

Таким образом, взаимоотношение общества и природы является материальным процессом, взаимосвязанным с всеобщими законами движения материи. При таком понимании общество и природа представляют собой взаимодействующие элементы единой системы. В данном случае под "природой" не следует понимать всю материю, а лишь ту сторону объективной действительности, которую, так или иначе, вовлекает общество в сферу своей жизнедеятельности.

Из изложенного следует, что система "общество - природа" является, во-первых, открытой системой, поскольку она непрерывно обменивается веществом и энергией с окружающим миром; во-вторых - развивающейся системой, в которой изменяются оба элемента (развивается человеческое общество и вовлекает в сферу своей деятельности новые области природы) и связи как между ними, так и внутри их. В свою очередь элементы системы "общество - природа" являются подсистемами или просто системами более низкого порядка.

Разработка системного представления об окружающей среде связана с именами В.И. Вернадского, В.В. Докучаева, Л.С. Берга, В.Н. Сукачева, И.П. Герасимова и др. Окружающая среда состоит практически из бесконечного множества больших и малых систем, взаимозависимых благодаря разного рода системным связям. Разработаны такие понятия, как биосфера (система, охватывающая все живые организмы - растения, животных, микроорганизмы, а также часть атмосферы, гидросферу, верхнюю часть литосферы, которые связаны сложными биогеохимическими циклами миграции вещества и энергии), биогеоценоз (взаимообусловленный комплекс биологических и физико-химических компонентов данного географического района или участка земной поверхности), биоценоз (взаимосвязанная совокупность растений и животных, характерных для данного географического района - биологическая часть биогеоценоза) и др.

Все взаимосвязано и взаимообусловлено. Это положение теперь предстает во всей конкретности и практической значимости. Воздействуя на те или иные системные связи, человек вызывает огромное, практически бесконечное число различных следствий, не только предусмотренных, но значительно чаще не предусмотренных и нежелательных. Чтобы сознательно ограничивать эти следствия, управлять ими, необходимо хорошо знать системы и взаимосвязи, на которые человек воздействует. Решение этой задачи должно проводиться в каждом конкретном случае специальными исследованиями. В данной работе мы рассмотрим ее лишь в общем виде, применительно к основным этапам исторического развития труда.

Как известно, любая система состоит из подсистем, которые в свою очередь включают элементы. Однако при более узком подходе подсистему можно рассматривать как систему, а элементы - как ее подсистемы и т.д. Обращаясь к анализу окружающей среды, мы и примем эту трехступенчатую системную схему - система, подсистемы, элементы. Все составные части системы взаимозависимы; эти взаимозависимости имеют различный уровень. В общем виде, в соответствии с трехступенчатой системной схемой, таких уровней можно установить три. Организация с отношениями - зависимость между элементами. Их связь такова, что строго определенная причина вызывает строго определенные следствия. Элементы системы "окружающая среда" - это ее внешняя сторона, она доступна непосредственному наблюдению и является исторически первым объектом, который человек познает и вовлекает в свою управляющую деятельность.

Более глубокой стороной мира, на которую человек воздействует на более высоком уровне развития труда, является организация с переходом - зависимость между состояниями данной системы. Когда внутри подсистемы произойдет изменение отношений между большей частью элементов (эта величина зависит от природы данной подсистемы), тогда начинается переход ее в другое состояние, происходит внутреннее изменение, возникает новое качество. Поскольку элементов много, то суммарное изменение отношений между ними носит вероятностный характер. В основе организации с переходом лежат статистические законы.

Глубинной стороной окружающей природы является организация со связями - это зависимость между подсистемами. Переход подсистемы в новое состояние оказывает влияние на состояние других подсистем, с которыми данная подсистема непосредственно связана. Возникает цепной процесс изменений, обусловленных характером преобразований, которые произошли первоначально в исходной подсистеме. Образуется последовательный ряд качественных изменений - существенная характеристика развития.

Окружающая среда предстает перед человеком, прежде всего своими элементами. Учитывая характер зависимости элементов, ясно, что управлять ими в процессе труда можно было только опосредствующей деятельностью. Она и явилась исторически первым этапом в развитии труда.

Более глубокие уровни системных структур, взаимозависимостей подсистем, систем, по мере того как человек вовлекает их в свою жизнедеятельность, служат основой дальнейшего развития управляющей деятельности, развертывания других трудовых функций - регулирования и контролирования.

Поскольку труд есть, прежде всего, управляющая деятельность, то для выяснения внутреннего механизма взаимодействия человека и природы в процессе трудовой деятельности необходимо сначала обратиться к рассмотрению самого управления.

Как известно из общей теории управления, существует три основных принципа управления: управление с разомкнутой цепью, или управление прямой линии, управление с замкнутой цепью, или управление с обратной связью, принцип адаптации, то есть приспособления. Это так называемые самонастраивающиеся, самообучающиеся системы.

Отмеченные принципы представляют собой определенные ступени в развитии процессов управления. Это в особенности хорошо прослеживается па развитии автоматизации производственных процессов - первые простейшие автоматические устройства работали с разомкнутой цепью управления, более совершенные - основаны па принципе обратной связи, новейшие управляющие системы - это адаптирующиеся, самонастраивающиеся, самообучающиеся.

Отмеченные принципы управления и логика их развития присущи не только функционированию машин, но имеют всеобщий характер, действуют в живых организмах, в управлении предприятием, коллективом людей и т.д. Они лежат также и в основе труда, трудовых управляющих функций.

Поскольку в дальнейшем анализе взаимоотношения общества и природы эта связь принципов управления и трудовых функций будет иметь важное значение, необходимо уточнить отношение этих понятий.

Когда мы говорим о трудовых функциях, то речь идет о процессе оперирования с теми или иными силами, предметами, явлениями природы, вовлеченными и трудовой процесс. В этом процессе присутствуют, работают все принципы управления в любой трудовой функции. Когда речь идет о принципе управления, имеется в виду отношение всего трудового процесса к природным явлениям, не вовлеченным в него. Отмечая это отличие принципа управления от трудовой функции, следует в то же время подчеркнуть, что принцип управления осуществляется не помимо труда, не независимо от той или иной трудовой функции, а вместе с ней, как ее часть, элемент.

Из определения сущности трудовых управляющих функций вытекает, что каждой из них соответствует определенный принцип управления: опосредствующей функции - принцип управления с разомкнутой цепью, функции регулирования - принцип обратной связи, функции контролирования - принцип адаптации. В то же время труд как общественное явление имеет определенные социально-исторические формы, претерпевает различные воздействия со стороны социально-экономических отношений людей. Поэтому в ходе реального исторического прогресса это соответствие принципа управления и трудовой функции нередко нарушается, происходит их сдвиг. Данная функция труда может включать принцип управления, который соответствует не ей, а другой трудовой функции. В соотношениях трудовой функции и принципа управления может быть три случая: 1) данная трудовая функция включает в себя принцип управления, присущий функции, которая относится к более низкому уровню развития труда; такой сдвиг мы называем агрессивным, он ведет к экологическому кризису; 2) данная трудовая функция включает принцип управления, присущий функции более высокого уровня труда; такой сдвиг мы называем регрессивным, он ведет к экологическому равновесию; 3) совпадение трудовой функции и присущего ей принципа управления, оно является необходимым условием бескризисного прогресса взаимоотношения общества и природы.

Какие именно изменения происходят при отмеченных сдвигах во взаимоотношении общества и природы, будет рассмотрено при анализе реального исторического процесса.

Далее, нужно отметить, что та или иная ситуация в области отношения общества и природы складывается не только в зависимости от соотношения трудовой функции и принципа управления, но также и от того, на какой системно-структурный уровень направлена трудовая деятельность.

Объектом управляющей трудовой деятельности выступает не "вся природа", а те или иные ее стороны, составные части, свойства. По мере развития трудовой деятельности человек овладевает все более глубокими сторонами окружающей природы. "Мысль человека, - писал В.И. Ленин, - бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца" (Там же, стр. 227 ). Применительно к практическому овладению природой этот исторический процесс углубления можно представить в общем виде как движение по ступеням, уровням системно-структурных связей природы. Окружающая среда предстает перед человеком, прежде всего своими элементами, простейшей организацией с отношениями. Управление объектами этого системно-структурного уровня окружающей среды осуществляется опосредствующей функцией труда. Организация с переходом, подсистемы управляются трудовой функцией регулирования, функция контролирования и принцип адаптации направлены на управление системой. Трудовая управляющая деятельность подчинена объективному закону соответствия трудовой функции, принципа управления и уровня системно-структурной организации окружающей среды. Соблюдение этого закона позволяет успешно управлять природными процессами. Нарушение его ведет к эколого-кризисным ситуациям.

Экологический кризис возникает всегда в том случае, когда трудовая функция применяется к несоответствующим ей системно-структурным связям окружающей среды. Так, нетрудно видеть, что функция, работающая при управлении организацией с отношениями, окажется непригодной при попытках применить ее к управлению организацией с переходом или организацией со связями.

При управлении посредством несоответствующей трудовой функции в системно-структурной организации приводятся в движение такие связи и свойства, которые неподвластны данной функции; появляются неуправляемые процессы, что ведет к эколого-кризисным ситуациям.

Экологический кризис как определенное состояние в отношении общества и природы обычно противопоставляют экологическому равновесию. При этом многие авторы стремятся истолковать экологическое равновесие как некий идеал взаимоотношения общества и природы, как необходимое условие не избежать экологический кризис и создать благоприятные внешние предпосылки общественной жизнедеятельности.

Экологическое равновесие - это такое динамическое состояние в отношениях общества и природы, при котором функционирование общественной системы и функционирование системы "окружающая среда" находится во взаимозависимости. Система "общество - природа" является гомеостатом, то есть системой, поддерживающей равновесие в условиях изменения внутренних и внешних факторов.

Гомеостат, как известно, обладает энтропией, близкой к максимуму, то есть различие между взаимозависимыми системами, качественный или количественный перепад между ними, стремится к наименьшему значению и не должен выходить за определенные пределы. Причем эти пределы имеют решающее значение для устойчивости гомеостата. Гомеостат устойчив в границах этих пределов. Если гомеостат выходит за границы устойчивости, он распадается.

Максимум энтропии гомеостата предполагает, что таким же значением энтропии обладает и каждая из систем, составляющих гомеостат - в нашем случае "общество" и "окружающая среда". Если энтропия одной из этих систем станет, ниже допустимых пределов - это приведет к понижению энтропии всего гомеостата и, следовательно, к его распаду.

Таковы необходимые условия равновесия любых динамических систем, в том числе и "общество - окружающая среда".

Гомеостатические системы имеют место и в животном мире. Например, когда размножение травоядных животных достигает предела, который приводит к чрезмерному выпасу, их количество быстро сокращается соответственно недостатку в пище.

Эколого-равновесное состояние встречается и в жизни человеческих обществ. Примером могут служить обитающие в тропических лесах бассейна реки Конго племена, занимающиеся охотой и собирательством и самым тесным образом связанные с природой. Эти "дети леса" сохраняют устойчивое равновесие со средой, дающей им пищу и кров, в силу низкого уровня своего развития, не имея возможности ее изменить. Ритм их жизни определяют природные условия - сезонные перемещения дичи, период созревания плодов и т.д.

Возникновение экологического равновесия предполагает определенные условия, которые в общем виде были рассмотрены при анализе гомеостата. Основным из них является максимум энтропии, который применительно к обществу означает единообразие всей жизнедеятельности общества, отсутствие каких-либо качественных отличий - социальных, профессиональных, классовых, кастовых, научных и т.п. Все это определяется характером и уровнем развития общественных потребностей. Говоря о "действительном богатстве" общества, К. Маркс подчеркивает, что оно заключается только в многообразии потребностей (См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. II, стр. 18 ).

К. Маркс разделял потребности на два основных вида: "обусловленная природой потребность", или "обусловленная природой необходимость", и "потребность, созданная исторически". Потребности первого вида представляют собой "абсолютно необходимое для жизни" - пища, жилище, поддержание здоровья и др. Они обусловлены биологической природой человека. Потребности второго вида - это "потребности, которые сами возникли исторически, которые порождены самим производством, т.е. общественные потребности, сами вытекающие из общественного производства и обмена" (Там же ). Они возникают па высоком уровне общественного развития под воздействием капиталистического хозяйства. Развитие потребностей второго вида вовлекает в свою сферу и потребности первого вида, в корне меняя их первоначальную сущность.

В ранний период развития человеческого общества имеют место потребности первого вида в чистом естественном состоянии. К. Маркс пишет, что они "втираются потребностями такого индивида, который сам сведен к субъекту природы" (Там же, стр. 19 ). Такие потребности порождены природой и удовлетворяются посредством незначительного преобразования готовых предметов природы. Они не имеют внутреннего источника к изменению, развитию, обогащению многообразия. Общественное производство, порождающее эти потребности и стимулируемое ими, носит преимущественно натуральный характер, представляет собой производство потребительных стоимостей.

Господство в обществе потребностей первого вида является одним из необходимых условий экологического равновесия. Другое условие вытекает из самого механизма взаимодействия общества и природы.

Говоря о некоторых обществах, проживающих в условиях тропического климата, К. Маркс отмечал: "Слишком расточительная природа "ведет человека, как ребенка, на помочах". Она не делает его собственное развитие естественной необходимостью" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. 522 ). Благоприятная природная среда, существенно облегчив жизнедеятельность общества, обусловливает относительно быстрый его прогресс в ранний период. Это, как можно предположить, привело, в частности, к тому, что племена эколого-равновесных обществ на значительно более ранней, чем другие племена, ступени опытным путем усвоили некоторые внешне наблюдаемые повторяемости, совпадения природных процессов. Иными словами, будучи свободными от необходимости глубоко изучать единичные вещи, предметы, явления, то есть элементы системы "окружающая среда", они сначала смогли познать некоторые внешне проявляющиеся связи подсистем. Это позволило им уже в ранний период, задолго до того как будут исчерпаны возможности опосредствующей функции труда, овладеть более совершенным принципом управления, относящимся к другой функции труда, - принципом с обратной связью. Именно на основе обратной связи племена пигмеев регулируют свое охотничье хозяйство.

Произошел регрессивный сдвиг принципа управления и трудовой функции, который вместе с господством потребностей первого вида, как было отмечено, является необходимым условием экологического равновесия.

Использование принципа обратной связи создало условия, при которых у этих племен без глубокого знания явлений природы, ее законов, процессов установилось экологическое равновесие с окружающей средой, которое и "заморозило" трудовой, а вместе с ним и весь общественный прогресс. Отсутствие разнообразия, неизменность жизненных потребностей, неизменность процесса их удовлетворения, взаимозависимость общественной жизнедеятельности и процессов окружающей среды обусловили превращение эколого-равновесного общества в своеобразный элемент природы. Это же обусловило и отсутствие внутренних стимулов к развитию, прогрессу этого общества. Безусловно, нельзя сказать, что такое общество вообще не изменяется, но его изменения происходят преимущественно под влиянием внешних, главным образом природных факторов, а не под воздействием внутренней необходимости.

Экологическое равновесие, при котором отсутствуют внутренние источники общественного развития, выступает как условие, которое консервирует общество, ликвидирует его прогрессивные тенденции. Установление экологического равновесия общества, которое ранее развивалось (а отмеченные выше эколого-равновесные племена в начальный период имели быстрый прогресс), представляет собой кризис в жизни данного общества, разрушение его прогресса. Таким образом, крайности сходятся - экологическое равновесие при ближайшем рассмотрении оказывается своей противоположностью - экологическим кризисом. В этом смысле для жизни человеческого общества экологическое равновесие чревато не менее губительными последствиями, чем экологический кризис.

Наступление экологического кризиса и выход из него в общем виде может протекать следующим образом. Сначала возникают локальные эколого-кризисные ситуации - господствующая трудовая функция вступает в противоречие с данным управляемым объектом. Выход из такой ситуации обычно состоит в том, что на уровне данных системно-структурных связей производится поиск нового объекта управления, который соответствовал бы господствующей трудовой функции. После того как возникнет снова локальный экологический кризис, делается поиск следующего объекта. Это продолжается до тех пор, пока будут относительно исчерпаны все объекты управления, соответствующие данной трудовой функции.

После этого в области отношения общества и природы могут сложиться три различные тенденции. Первая - это переход от локальных кризисов к глобальному. Для возникновения глобального экологического кризиса необходимы следующие условия: попытки общества управлять более глубокими системно-структурными связями посредством несоответствующей им трудовой функции; большое богатство общественного многообразия (низкий уровень энтропии общества); определенная степень знания более глубоких, чем использованные до сих пор, системно-структурных связей; неспособность общества всесторонне развить и (или) использовать новую трудовую функцию.

Выход из создающегося глобального экологического кризиса состоит в том, чтобы общество развило и применило новую трудовую функцию и соответствующий ей принцип управления.

Вторая тенденция - когда общество сознательно, планомерно развивает новую трудовую функцию с присущим ей управляющим принципом и овладевает соответствующими системно-структурными связями окружающей среды.

Третья тенденция - формирование экологического равновесия. Условия этого уже были рассмотрены. Данная тенденция возможна только на низком уровне развития общества.

Условия выхода из экологического равновесия связаны с факторами, определяющими его устойчивость.

Тут могут возникнуть два варианта - когда произойдет изменение в окружающей среде и когда произойдет изменение в обществе. Выше были отмечены два основных условия экологического равновесия общества с окружающей средой - регрессивный сдвиг принципа управления и трудовой функции и господство потребностей первого вида, определяющих уровень разнообразия данного общества.

Нарушение экологического равновесия может произойти, если в окружающей среде возникнут процессы, с которыми общество не сможет установить обратной связи. Будет ликвидирован сдвиг принципа управления и трудовой функции, а это повлечет изменение в сфере потребностей, что вызовет нарушение установившегося общественного разнообразия, падение энтропии общества.

Изменения в обществе - второй вариант - могут произойти под влиянием либо внешних факторов (например, жизненная связь с более развитыми или менее развитыми обществами), либо внутренних. В данном случае гораздо важнее отметить условия возникновения и действия этих последних. Обязательным условием является состояние общества, при котором оно находится близко к границе устойчивости. Тогда в ходе эволюции образуется такое явление, которое послужит катализатором цепной реакции изменений общественного разнообразия, - возникнут новые устремления, цели, социальные, материальные, интеллектуальные различия. Все это вызовет изменения и в трудовой управляющей деятельности, будет ликвидировано и другое условие экологического равновесия - регрессивный сдвиг между принципом управления и трудовой функцией.

Поведет ли это нарушение экологического равновесия к прогрессу общества, зависит от того, возникнут ли в ходе изменений общественного разнообразия потребности второго вида. Если этого не произойдет, общество может быть отброшено назад, либо вовсе погибнет.

Внешние факторы, нарушающие экологическое равновесие, если они не носят уничтожающего характера, действуют через внутренние, способствуют их созреванию, активизируют их. В реальных условиях общественного развития действие внешних и внутренних факторов взаимосвязано.

Таким образом, выделение труда как процесса, через который осуществляется воздействие общества на природу, позволяет рассматривать общество и природу как систему, подчиненную общим законам управления.

Анализ труда как управляющей деятельности дает возможность рассмотреть внутренний механизм взаимоотношения общества и природы, что в свою очередь выясняет некоторые закономерности образования в соответствующих общественных условиях таких основных экологических состояний, как экологический кризис и экологическое равновесие, а также позволяет видеть пути выхода из неблагоприятных для человека ситуаций в области отношения общества и природы.

Заключение


На долю поколений людей XX века выпала огромная историческая миссия совершить великие общественные преобразования: открыть дорогу в коммунизм, разрушить мировую колониальную систему, развернуть мировой революционный процесс, направленный на уничтожение капитализма, вести широкую борьбу за ликвидацию войн в жизни общества, разработать и повести борьбу за осуществление новых принципов международных отношений, осуществлять научно-техническую революцию, совершить первые шаги по Луне, проводить экспериментальное исследование планет солнечной системы и др. Наше время составляет поворотный пункт во всемирно-историческом развитии человечества, в переходе его от своей предыстории к истинно человеческой истории.

В ряду этих эпохальных событий большое место занимают поиски решения экологических проблем.

Исследование закономерностей взаимоотношения общества и природы находится в самой начальной стадии, и сейчас еще недостаточно ясно основное направление их раскрытия. В настоящей работе мы стремились показать, что один из возможных подходов к решению этой проблемы лежит па пути анализа труда как общественной деятельности по управлению силами природы. Именно труд является процессом, охватывающим те основные факторы, которые играют решающую роль в экологической проблеме: природные явления, вовлеченные в общественную жизнедеятельность, производственно-технологические процессы и социально-экономические отношения между людьми. Через анализ труда удается раскрыть основные принципы и внутренний механизм взаимоотношения общества и природы и показать, как эти принципы меняют свое действие в тех или иных социально-экономических условиях, выяснить основные этапы в развитии общества в его взаимоотношении с природой - эколого-равновесное, эколого-кризисное и прогрессирующее эколого-равновесное общества, или цивилизации. При этом устанавливается, в общем и целом связь этих этапов с общественно-экономическими формациями. Раскрывается сущность коренного отличия капитализма и коммунизма в области отношения к природной среде - первый выступает как эколого-кризисное, второй - как прогрессирующее эколого-равновесное общество.

Анализ труда раскрывает нам также сущность современной НТР и показывает глубокие корни реальных возможностей эколого-кризисных явлений, заложенных в производственном использовании современных достижений науки и техники. Развертывание научно-технического прогресса в том направлении, которое было исторически задано капитализмом, может вызвать непоправимые изменения природных явлений.

В условиях социализма и строительства коммунизма происходит не только полное и всестороннее развитие НТР, результаты которой являются достоянием всех трудящихся, но вместе с тем совершается и коренное изменение характера научно-технического прогресса, соединение его с планомерным преобразованием природы, воспроизводством флоры и фауны, научно-обоснованным управлением природными процессами в интересах настоящего и будущего поколений, с целью всестороннего развития личности.

Природная окружающая среда в качестве объекта управления предстает перед человеком как единая система, охватывающая всю биосферу планеты и простирающаяся в космос. Сознательное подлинно целесообразное управление ею может осуществлять только единое человечество в условиях коммунистической формации.

Содружество социалистических стран является прообразом именно такой системы, и оно уже в настоящее время убедительно демонстрирует преимущества социализма в деле объединения усилий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Вместе с тем следует отметить, что полное решение экологических проблем невозможно силами одной страны и даже содружества социалистических стран. Сохранение природной среды, пригодной для существования и развития человека, является общечеловеческой задачей как по своим масштабам и значимости, так и по возможности ее решения. Это обусловливает необходимость объединения усилий всех народов, стран и государств, развитие всестороннего сотрудничества на двусторонней, многосторонней и всеобщей основе.

В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе государства-участники обязались сотрудничать по вопросам окружающей среды в целом ряде областей, как-то: борьба с загрязнением воздуха; охрана вод от загрязнения и использование пресных вод; охрана морской среды; эффективное использование земель, борьба с загрязнением почвы; охрана природы; улучшение состояния окружающей среды в населенных районах и т.д. (См. "Правда", 2 августа 1975 г. ). Такое сотрудничество неотделимо от борьбы за всеобщее и полное разоружение, обеспечение всеобщего мира и мирного сосуществования государств с различным социально-экономическим строем. Этот путь является наилучшим в условиях мирного сосуществования стран с различным социальным строем. Полное же и всестороннее решение проблем в области отношения общества и природы, в сущности, может осуществить только человечество, строящее коммунизм.


Список использованной литературы


1.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 2002

2.журнал: Лосев А.Ф. Человек // Философские науки. 1988, №10

.A.B. Панин. Философия. Учебник. М., 1999

.Никитин И.К. "Жизнь" в игровом смысле этого слова. Эссе. 2006 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Человеческое общество - часть природы, понимаемой как универсум, как Вселенная. Оно представляет собой определенный этап в истории природы, Вселенной. И сама история общества становится частью истории Земли как природного объекта.. Иными словами, общество - продукт природной эволюции, отделившийся от природы и живущий по своим законам.

Однако «вольноотпущенник природы», пользуясь свободой воли и выбора, приобретает качество, которое противопоставляет его окружающей природной среде. Вторгаясь в природу для искусственной переработки ее материала, общество изменяет природу согласно своим интересам: селекционирует культурные растения, одомашнивает скот, пашет землю.

На путях освоения природы человечество прошло несколько этапов, каждый из которых был связан с качественными переворотами в орудиях труда. Такие качественные перевороты называют техногенными революциями. Самая ранняя из них - неолитическая - ознаменовала переход человечества от собирательной экономики к производительной. Первое вторжение человека в природу выразилось как селекция животных и растений. Наряду с дикой природой появляется природа очеловеченная: домашние животные и растения, обширные площади пашни. В междуречье Тигра и Евфрата строятся огромные ирригационные сети. Результатом неолитической революции стало разделение земледелия и скотоводства, возникновение ремесел, городов, государства. Теперь человек рассматривает природу как свою неисчерпаемую кладовую, как территорию для заселения или завоевания. Правда, зависимость сельского хозяйства от природных катаклизмов огромна. Природные катаклизмы грозят голодом и войнами за продовольствие.

В XVIII веке началась промышленная революция, скачок к машинному производству. На индустриальном этапе развития общества человек переходит к организованному, повсеместному, крупному и невосстановимому изъятию природных ресурсов для их переработки в предметы искусственного мира. Резко возрастает население Земли. Возникают огромные города-мегаполисы, производящие миллионы тонн мусора и бытовых отходов. Природные ареалы прорезаются железными и шоссейными дорогами, промышленные предприятия загрязняют атмосферный воздух

В XX веке произошла глубокая аграрная революция - в средствах производства и труда, в способах воздействия на урожайность. Внедряется машинная обработка земли и ухода за растениями, использование техники в животноводстве, широкое применение химических удобрений. Общество обеспечило себя сельскохозяйственными продуктами и сырьем. Но природа понесла серьезный ущерб в результате загрязнения рек и других водоемов, вырубки лесов, кустарников, осушения болот. Во многих странах развилась эрозия почвы, усилилось опустынивание территорий.

Мощь разума вскружила человеку голову. Идеология господства над природой выражалась в броских афоризмах: «Человек - царь природы» или «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их - наша задача». Подобная идеология привела к острому экологическому кризису, то есть конфликту между природой и человеческим обществом. Истоки кризиса лежат в бурном развитии экономики и техники индустриального общества, которое подошло к такой точке, когда дальнейший рост стал несовместим с задачей сохранения биосферы Земли.

Возникает вопрос: а можно ли было избежать такого конфликта? На него с большой долей уверенности можно ответить: «Нет». Экономический рост всегда был приоритетным в истории человечества и особенно ускорился в ходе промышленной и научно-технической революций.

Пальма первенства по самым разрушительным показателям принадлежит высокоразвитым индустриальным странам. На их долю приходится 20 % населения планеты, которые потребляют 80 % природных ресурсов. Если все страны мира будут следовать модели потребления, принятой в индустриальных странах, то для удовлетворения потребностей 7 млрд населения Земли потребуется пять таких планет, как наша. Кризис окружающей среды стал закономерным результатом развития индустриального общества, его ценностей и целей. В повестке дня мирового сообщества возник вопрос о «доминантной социальной парадигме», то есть об изменении господствующих целей развития общества. Поэтому постиндустриальная, информационная революция, происходящая сегодня, сопровождается осознанием экологических рисков и возникновением массовых экологических движений. У многих людей появились совершенно новые потребности, сформировался спрос на экологически чистые продукты.

Государства Западной Европы и США осуществили ряд экологических программ, в результате чего при росте экономики удалось снизить нагрузку на окружающую среду. В России принята целая система законодательных актов и создана система государственных органов по защите окружающей среды.

В настоящее время существуют две стратегии выхода из экологического кризиса. Первая - создание экологической экономики. Стержень данной стратегии можно выразить простой формулой: сохранение и восстановление окружающей среды - экономически выгодно, рентабельно и не снижает объемы производства. Такой стратегии придерживаются индустриально развитые страны, создавшие целую систему ресурсосберегающих технологий.

Другую стратегию предлагает ряд ученых из России. Суть ее в следующем: в нашей стране сохранились огромные территории нетронутых экологических систем, первозданной природы - около 60 % всей территории России. Сохранение этих экосистем и восстановление других должно стать главным вкладом России в поддержание устойчивости биосферы в глобальных масштабах. Данная стратегия отводит второстепенное место технологической стороне разрешения кризиса, то есть созданию ресурсосберегающих технологий.

Вопрос

Каков ваш вклад в охрану окружающей среды? Насколько вы готовы к самоограничению ради сохранения устойчивости биосферы?

Современная социальная философия опирается в своём понимании общества, прежде всего, на тезис о том, что общество есть часть мира, неразрывно связанная с природой . Этот тезис аргументируется в частности следующими фактами:

1) человек, а также общество происходят из природы;

2) человек – существо не только социальное, но и биологическое, подчиняющееся законам природы;

3) человек является высшей ступенью в развитии живой природы;

4) общество не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от неё;

5) и природа, и общество подчиняются в своём развитии некоторым общим фундаментальным законам.

Однако на основании всего ранее изложенного нельзя чрезмерно отождествлять общество с природой. Общество – это такая часть мира, которая обособилась от природы, приобрела новые качества. Известно, что человек – это не только биологическое существо, но и качественно новое явление с присущими только ему социальными свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с другом; а жизнь общества – это качественно своеобразная жизнь, которая несводима к биологической жизни, где действуют особи, не обладающие социальным сознанием. Человеческое общество выступает в качестве создателя культуры. Создавая культуру, общество, как бы, творит новую, искусственную среду своей жизни. Следовательно, общество и природа – это две, качественно различные формы проявления единого мира. Им в едином человеческом знании соответствуют две основные области – обществознание и естествознание.

Общество и природа находятся во взаимодействии, влияют друг на друга.

Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живёт в природе. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, всё более отдаляющие её от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду её свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать: человек настолько переделал мир планеты, что этот процесс уже необратим.

Но и природа оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества. Если на Крайнем Севере человек добывает средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках щедрость расточительной природы облегчает жизнь человеку.


Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определённое влияние на хозяйственную специализацию стран и регионов.

Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практической, преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи географической среды.

В прошлом использование человеком сил природы и её ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой – с проблемой ограниченности природных ресурсов, воз

можного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения.

Нельзя забывать, что мы живём в мире, где царствует закон энтропии, где запасы полезных для нас ресурсов «рассеиваются» или, иначе говоря, исчерпываются невозвратимо. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип – отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только её сохранения, но и воспроизводства.

Теперь стало ясно, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки её законам, а на основе их познания. Видимое господство над природой, приобретаемое за счёт нарушения её законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека: не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит.

Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами , которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.

Мы часто воюем с природой, а нам необходимо мирно сосуществовать с ней. Мы призваны не властвовать над природой (и, безусловно, не покорять её), а, наоборот, должны оберегать её от необдуманных действий и заботиться о ней.