Презентация по истории живопись древней руси. Презентация на тему: " религиозная живопись древней руси - искусство иконописи -технология иконописи -иконостас - иконографические типы христа, богоматери, святых -творчество." — транскрипт. Великая Панагия Ши

Слайд 2

Цели урока:

Познакомиться с шедеврами древнерусской живописи и зодчества Узнать о жанрах искусства Узнать имена знаменитых древнерусских иконописцев

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Мозаика

Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь». В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено. Интерьер Киевской Софии Мозаика Алтаря Киевской Софии

Слайд 6

Фрески

Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 Роспись растительными красками на сырой штукатурке

Слайд 7

Иконы

Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.

Слайд 8

Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь. Чины иконостаса.

Слайд 9

Богоматерь Оранта (Знамение)

Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия

Слайд 10

Богоматерь Знамение Царскосельская

Знамение, или Оранта, изображалась по пояс, с руками, разведёнными в стороны. В центре иконы изображался Иисус

Слайд 11

Одигитрия Синайская

Одигитрия также изображалась по пояс. На руках она держит младенца и указывает рукой на него

Слайд 12

Богоматерь Корсунская и Донская. Лик умиление

  • Слайд 13

    Слайд 14

    Богоматерь Троеручица

  • Слайд 15

    Великая Панагия Шире Небес и Ярославская

  • Слайд 16

    Успение Богородицы

  • Слайд 17

    Спас Нерукотворный

    Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь. Симон Ушаков

    Слайд 18

    Добрый пастырь

    Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.

    Слайд 19

    Христос-Эммануил

    Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С еами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано: «И нарекут ему имя Эммануил» Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.

    Слайд 20

    Христос - Пантократор

    Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель») будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий». Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая через его глаза смотреть на небеса. Согласно канону, в левой руке Христа – закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы«IC XC» (указательный и средний пальцы вверх». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.

    Слайд 21

    Спас на Престоле

    Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда. Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой. Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…»

    Слайд 22

    Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410

    Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл распространение в основном в русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.

    Слайд 23

    Спас Ярое око – икона середины 14 века

    В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч». Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами. Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.

    Слайд 24

    Феофан Грек. Христос Вседержитель

    Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Его работам характерна экспрессия, внутренняя сила.

    Слайд 25

    Фрески Феофана Грека

    Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам и белым бликам, которые используются в изображении волос святых и драпировок их одежд. Линии достаточно резкие.

    Слайд 26

    Феофан ГрекАвель. Фреска из храма Преображения в Новгороде

  • Слайд 27

    Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.

    Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Николай Чудотворец, Святые Борис и Глеб.

    Слайд 28

    Феофан Грек «Преображение»Икона из Переяславля Залесского

    Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией. Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.

    Слайд 29

    Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве

    Три мастера – Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца – расписывали Благовещенский собор в Кремле. Это фигура из деисусного чина

    Киев Десятинная церковь (989 – 996гг.) – первый известный каменный храм Киевской Руси. Князь Владимир выделил на её содержание 1/10 часть своих доходов – отсюда название. Остатки фундамента Десятинной церкви. Церковь была разрушена во времена нашествия монголо-татар


    Киев Софийский собор выстроен при Ярославе Мудром. Сочетает в себе византийские и славянские традиции: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать весёлых глав. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества Внутренний вид Софийского собора


    Киев Золотые ворота один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает – 9,5 метров. Ширина проезда – 6,4 метра.






    Владимир Церковь Покрова на Нерли. Церковь построена как памятник удачного похода Андрея Боголюбского на болгар в В то же время она была памятником сыну князя Андрея Изяславу, погибшему в этом походе. Золотые ворота Редчайшим памятником русской военно-оборонительной архитектуры двенадцатого века. Они были построены в 1164 году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города.




    Переславль Спасо-Преображенский собор 1152 – 1157 гг. Заложен князем Юрием Долгоруким В XIIXIII веках в Переславле-Залесском жили и княжили видные государственные деятели, среди них и Александр Невский. На старейшей площади города недалеко от Спасо- Преображенского собора установлен памятник выдающемуся полководцу. В начале XIV столетия Переславское княжество объединилось с Московским, с тех пор судьба города тесно связана с Москвой.




    Чернигов Спасо – Преображенский собор Самый древний из дошедших до наших дней в своём былом облике храмов Киевской Руси находится не в Киеве, а в Чернигове. Заложенный по приказанию могущественного князя Мстислава Владимировича в середине XI в. Когда этот черниговский князь, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный собор в своей столице, за образец он пожелал взять Десятинную церковь. Учёные полагают, что собор строили константинопольские мастера.


    Живопись Самыми древними являются два изображения св. Георгия: одно в рост (Третьяковская галерея), другое «полуфигурное» (Успенский собор в Московском Кремле). Первая икона происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, заложенного в 1019 году и освященного, согласно не вполне достоверному свидетельству III Новгородской летописи, 29 июня 1140 года, вторая, по-видимому, была привезена в Москву из этого же собора. Изображение Георгия в рост было, несомненно, главной храмовой иконой, принадлежащей к числу "настолпных" образов, в пользу чего говорит ее большой размер (2.30 х 1,42), ни в какой мере не соответствующий форме и масштабу первоначальной алтарной преграды. Могучая фигура святого воина четко выделялась на ныне утраченном золотом фоне. В правой руке Георгий держит копье, левой он сжал висящий у бедра меч. Из-за плеча виднеется круглый щит, прикрепленный к ремню


    Живопись Особую стилистическую группу составляют три близкие по манере письма иконы, две из которых происходят из Новгорода. Первая из них - так называемое "Устюжское благовещение". Согласно свидетельству столь авторитетного источника, как "Розыск дьяка Висковатого", икона была вывезена в Москву по приказанию Ивана Грозного из Юрьева монастыря в Новгороде. Точное время написания иконы остается спорным, так как она могла быть написана и вскоре после завершения постройки собора (1130 или 1140 год) и некоторое время спустя. На иконе благовещение дано в редчайшем иконографическом изводе - со входящим в лоно богоматери младенцем. От руки изображенного в полукружии "Ветхого Деньми" идет прямой луч к лону девы Марии. Тем самым художник показал с предельной для его времени наглядностью, что "непорочное зачатие" произошло по воле Всевышнего




    Мозаика Изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц – цветного непрозрачного стекла, выдутого в виде кубиков или пластинок, керамической плитки и других называется мозаикой; один из видов монументального искусств. Святой Георгий Оранта из Софийского собора в Киеве «Пока стоит Оранта, будет стоять Киев!»


    Письменность на Руси Берестяная грамота. Письмо сборщика налогов XI век. Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются тек называемые берестяные грамоты. В 1951 г. Во время археологических раскопок в Новгороде извлекли из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том. Что в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах Руси люди любили и умели писать друг другу.


    Литература Нестор Летописец Начало Лаврентьевской летописи с заставкой и словами Се повести временных лет. Летописи – это средоточие истории Древней Руси, её идеология, понимание её места в мировой истории; они являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летописи, по наблюдениям учёных появились на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце X века. «Летопись Временных лет» составлена в первом десятилетии XII века.


    Сказание о Борисе и Глебе памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства святых Бориса и Глеба. Сказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее Сказание дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в годы последовательно тремя авторами. В таком виде текст памятника содержится в древнейшем из известных списков в составе Успенского сборника конца XII начала XIII веков. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках Автором Сказания на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца. Существует и иная версия происхождения Сказания: в 1080-е годы Нестором Летописцем было составлено «Чтение о Борисе и Глебе» и на основе его и летописной повести после 1115 года был написан текст Сказания, изначально включавшего в себя рассказы о чудесах.древнерусской литературы Бориса и ГлебаXI векаЯрослава МудрогоМакарияМ. П. ПогодинаИакова Черноризца1080-е Нестором ЛетописцемЧтение о Борисе и Глебе1115 года


    « Поучение Владимира Мономаха » (в некоторых источниках «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям» литературный памятник XI-XII веков (дата спорна), написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью. До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое «Поучение», второе рассказ о «путях и ловах» (автобиография), третье письмо к двоюродному брату Олегу Светославовичу. С «Поучения» в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросовВладимира МономахаXIXII вековвеликим князем проповедьюрассказ о «путях и ловах»


    "Моление Даниила Заточника", памятник древнерусской литературы 13 в. Написан в форме послания к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу. Автор, попавший в нужду, просит князя о помощи, изображает его как защитника подданных. Некоторые исследователи считают "Моление..." первым опытом древнерусской дворянской публицистики. Для стиля "Моления..." характерны сочетание цитат из библейских книг, летописи и других литературных сочинений с образами живой речи, элементы сатиры, направленной против бояр и духовенства. По- видимому, "Моление..." написано на основе "Слова Даниила Заточника" (12 в.), однако вопросы хронологического и литературного соотношения обоих текстов, как и вопрос об их авторстве, не решены наукой.


    Литература Слово о полку Игореве Рукопись "Слова" была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров письменных и вещественных памятников русской старины - графом А.И.Мусиным-Пушкиным (гг). Подлинная рукопись "Слова" погибла в огне московского пожара 1812 года, что дало скептикам повод сомневаться в подлинности произведения. Благодаря усилиям ученых на протяжении вот уже почти двухсот лет первоначальный текст памятника был почти восстановлен и тщательно прокомментирован


    Литература Русская правда XI в. Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввёл в действие первый на Руси писаный свод законов «Русскую Правду». В основе его лежали старые традиции, устный «Закон русский», который упоминается ещё в договорах Руси с Византией.


    Книги древней Руси В Древней Руси и Московском государстве переплётом для книг служили деревянные доски - крышки. Доски обтягивались кожей, на которой горячими металлическими клеймами оттискивались орнаментальные рисунки, а иногда и сложные многофигурные композиции. Например, переплётчики Московского Печатного двора ставили свой "фирменный знак" - клеймо с изображением битвы между львом и единорогом, которое заключено в круговую надпись. Порой на тисненные рисунки наносили позолоту. Чтобы изображение не стиралось, в крышки вставляли медные выпуклые кружки - "жуковины". Кроме того, переплёт иногда украшали "наугольниками" и "средником" - металлическими пластинами в центре и на углах досок На них чаще всего изображались распятый Христос и евангелисты. Каждая книга имела медные, реже - серебряные застежки, или шпеньки, на которые накидывались ремённые петли.


    Книги древней Руси Главным орнаментальным украшением средневековой рукописной книги была, как правило, заставка. На протяжении XII-XIX вв. русские книгописцы и живописцы выработали несколько последовательно сменявших друг друга (а временами конкурировавших между собой) орнаментальных стилей. Древнейшим из них был старо- византийский стиль, который главенствовал в XI-XIII вв.: торжественный, даже несколько тяжеловесный, с обилием золотой краски. Другой характерной чертой этого стиля были строгий геометризм и правильность форм




    Ювелирные техники Браслет с изображением фантастических животных Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесенная на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов- наручей.



    Живопись Киевской Руси. История русской живописи фактически начинается с эпохи Владимира и Ярослава, от которой до нас дошел ряд замечательных мозаик и фресок. Теперь немного поподробнее о каждом из видов живописи тех времен. Мозаика. Мозаика, особый вид монументальной живописи, которая создается из долговечных материалов: маленьких камешков или кусочков непрозрачного цветного стекла- смальты. История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий. Древнейшие мозаики создавались из разноцветных глин, в греко-римских сооружениях они применялись для отделки интерьера, для них использовали гальку и разнообразные камни. Господствующее положение этот вид искусства. Фреска. В переводе с итальянского слово «фреска» означает «свежий», «сырой».Это живопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь плотно соединяется с красочным слоем. Можно писать и по высохшей известковой штукатурке. Тогда ее вторично увлажняют, а краски заранее смешивают с известью. Любили искусство фрески и на Руси. Художники расписывали стены соборов, храмов, церквей. К расписыванию храма приступали лишь через год после его постройки. Это делалось для того, чтобы стены хорошо просохли. Роспись обычно начинали весной и старались завершить в течение одного сезона. Иконопись Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст- наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался. Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители- местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, сливы, вишни, алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись икон. Немного о видах художественного ремесла... Зернь. Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Бусина. Сережка-подвеска. Скань. Скань (от др.-рус. скать - свивать), филигрань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Перегородчатая эмаль. Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в. Работу выполнила: ученица 10 класса Нуянзина М.

    «Древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу, - видение иной жизненной правды и иного смысла мира». из статьи кн. Трубецкого «Умозрение в красках» В чём вы видите разницу религиозной и светской живописи?


    «ИКОНА» - (гр. – eikon) – образ. Задача религиозной живописи – воплотить слово в образы христианского вероучения. Все виды живописных техник: мозаика, фреска, миниатюра, иконопись в религиозной живописи подчинены единой цели – раскрытию христианских истин. Икона – священный предмет, выполняющий роль посредника между человеком и богом.


    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ИКОНОЙ Иконы писали на досках, соединённых с помощью шпонок (брусков). Доски просушивали и покрывали левкасом (смесь клея и мела). Переводили рисунок. Золотили фон и венцы святых. Писали ризы (одежды) и пейзаж – «доличное письмо». Писали лики и открытые части тела – «личное письмо». Иконы писали темперой – пигмент (цветные глины, минералы), замешанный на яйцах или казеине (сыворотке молока). Готовую икону покрывали олифой (растительным маслом). Иконы писали по принципу обратной перспективы, то есть точка схода всех объектов была на молящемся, стоящем перед иконой. «Обратная» перспектива характеризуется соединением нескольких точек зрения на объект, заключенных в общем пространстве. В «обратной» перспективе - в отличие от «прямой» - то, что находится сзади, остается в прежних размерах, а чаще всего увеличивается. Предметы как бы разворачиваются нам навстречу разными гранями, и зритель чувствует себя одновременно видящим сверху, снизу и с разных сторон.






    По преданию первой иконой был Убрус – полотенце, на котором отпечатался лик Христа – Спас Нерукотворный. На Руси к иконам относились благоговейно. Из не покупали и не продавали – лишь выменивали. Их нельзя было выбросить или сжечь. Старые иконы закапывали в землю или пускали по реке. Иконы спасали от пожаров первыми и выкупали из плена. Избавление от несчастий связывали прежде всего с чудотворным действием икон.




    1.Спас Нерукотворный. Икона. Новгород. XII в. один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе. Христос изображён в возрасте Тайной вечери. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа «Спас Мокрая брада» изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.


    2.Спас Вседержитель (Пантократор). Мозаика в соборе св. Софии в Константинополе. XII в. Мозаика Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκρατωρ всевластный) образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.греч. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благославляющем жесте.троне Евангелие Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.куполахрама


    3. Спас в силах. Христос – судья. Красный квадрат – земля,синий овал – мир духовный, красный ромб – мир невидимый. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек (?). Конец XIV в.Феофан Грек 4. Спас Эммануил. Симон Ушаков Симон Ушаков Спас в силах, центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма «Сил Небесных».ангельского Спас Эммануил, Еммануил иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте, часто с книгой в руке.


    5.Архиерей Великий. Икона. Конец XVII в. изображение Христа в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя. 6.Не рыдай Мене, Мати. Икона. Конец XVIII первая четверть XIX в. иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе 8.Благое Молчание. Икона. Иван Дьяконов (?). XVII в. Изображение Христа до прихода к людям (воплощения) в виде крылатого юноши с восьмиконечным нимбом. нимбом 7.Добрый Пастырь. Икона. Греция. XX в. Спаситель изображён в виде пастуха, окружённого овцами, либо с заблудшей овцой за плечами.




    Иконографический тип Оранта. Или «Знамение»Оранта Икона Великая Панагия. Ярославль. Около 1218 г Ора́нта (от лат. orans молящийся) один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.лат.Богоматеримолитвы


    2. Елеуса (греч. Ελεούσα милующая от έλεος сострадание, сочувствие), Умиление один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.греч.Божией Матери иконописиХристом Донская икона. Феофан Грек 1392 г. ГТГ Феофан Грек Владимирская иконаВладимирская икона Божией Матери. Византия. XII в.


    3. Одиги́трия (греч. Οδηγητρια Указующая Путь), Путеводи́тельница один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой держит свитокгреч.БогоматериХристос Смоленская Одигитрия Одигитрия из музея им. Андрея Рублёва










    АНДРЕЙ РУБЛЁВ () Основоположник московской художественной школы. Молодость провёл в Троице- Сергиевой лавре, был монахом. Жил В Андрониковом монастыре, похоронен там же Расписывал фрески и иконостас для Благовещенской церкви Московского Кремля. (всё погибло) 1408 – расписывал заново Успенский собор во Владимире («Страшный суд», купол,своды) и иконостас для собора. В Звенигороде были найдены три иконы из деисусного чина. Незадолго до смерти расписал Троицкий собор Троице- Сергиева монастыря (не сохранились), но сохранилась икона «Троица». Причислен к лику святых. Спас из Звенигородского чина.


    Особенности стиля: - Плавный, спокойный ритм линий, - округлые, непрерывные линии, -любимая краска – «голубец» сине-голубая лазурь, -Внутренняя мудрость, красота образов - Выразительные жесты иконы Звенигородского чина: архангел Михаил, апостол Павел ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ Гора – духовное восхождение Дерево – древо жизни, вечная жизнь Палаты – новостроительство, символ гармоничного строения Чаша – знак судьбы и жертвенности Круг – единство Св. Троица. Андрей Рублёв г – самая совершенная икона в истории древнерусской живописи.


    Дионисий. Архангел. Фрагмент фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря ДИОНИСИЙ (ок) -не был монахом; - написал 87 образов для Иосифо- Волоколамского монастыря (не сохранились). - в 1482 писал иконы для Успенского собора Московского Кремля. Особенности стиля: -Удлинённые пропорции фигур, - яркие цвета фресок, - преимущественно светлые нежные краски в иконах, -легкие, как бы парящие в небе, невесомые образы, - музыкальность, нарядность




    Мозаика Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь». В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено. Интерьер Киевской Софии Мозаика Алтаря Киевской Софии


    Фрески Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде Роспись растительными красками на сырой штукатурке





















    Спас Нерукотворный Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь. Симон Ушаков


    Добрый пастырь Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.


    Христос-Эммануил Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С нами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано: «И нарекут ему имя Эммануил» Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.


    Христос - Пантократор Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель») будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий». Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая через его глаза смотреть на небеса. Согласно канону, в левой руке Христа – закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы «IC XC» (указательный и средний пальцы вверх». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.


    Спас на Престоле Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда. Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой. Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…»


    Спас в Силах. Андрей Рублёв Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл распространение в основном в русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.


    Спас Ярое око – икона середины 14 века В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч». Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами. Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.










    Феофан Грек «Преображение» Икона из Переяславля Залесского Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией. Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.




    Рублёв «Троица» Эта икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому. Тихая беседа ангелов полна дружеской откровенности. Средний ангел (Христос) благословляет жертвенную чашу, а левый ангел (Бог- отец) благословляет его самого на страдания. Фигуры словно вписаны в круг, который символизирует гармонию. Цвета характерны творческой манере Рублёва. Это светлые и яркие тона.





    Найдите определение иконы Станковая живопись, выполненная яичными красками по специально выделанной доске Монументальная живопись, выполненная растительными красками по мокрой штукатурке Монументальная живопись, выполненная из кусочков разноцветной слюды
    Найдите среди данных икон Одигитрию Найдите среди данных икон житийную