Эдмунд гуссерль философия. Феноменология эдмунда гуссерля. Работа "Логические исследования"

Годы жизни философа Эдмунда Гуссерля - 1859 - 1938. Основатель философского направления под названием феноменология. Внёс немалый вклад в развитие немецкой психологии, и распространил её в других странах. Разносторонне развитая личность.

Начало деятельности Эдмунда Гуссерля как философа

Рождённый 8 апреля в обычной еврейской семье мальчик изначально начал развивать свои математические способности. Его отец занимался продажей шляпок. Эдмунд Гуссерль был вторым в семье среди остальных детей. Посещал реальное училище, после перешёл учиться в гимназию. Со временем под влиянием некоторых личностей понял своё истинное предназначение и занялся изучением философии. Его первые работы были посвящены математике, затем появлялись труды, относящиеся к философии.

На путь философа его подтолкнул Массарик. Общаясь не только с философами, но и с психологами, Эдмунд Гуссерль начинает заниматься изучением психологических феноменов. И внедрять их в философию, тем самым открывая новое и донося собственные мысли в массы.

На становление Эдмунда Гуссерля как философа повлияли следующие учёные и их труды: Юм, Кант, Лейбниц, Декарт и многое другие. Смешивая психологические знания и философские, он раскрывал всему миру нечто новое, неизведанное до сих пор.

Основные даты из жизни великого философа

  • В 1876-1878 году в университете Лейпцига занимался изучением астрономии, физики, математики.
  • В 1882 году защитил диссертацию «К теории вариационного исчисления».
  • В 1884-1886, приходя на лекции, которые проводил Бретано, понял, что должен заниматься философией, а не математикой.
  • Преподавательская деятельность философа длилась с 1887 по 1928 годы. С 1887 по 1901 годы преподавал в университете Галле, с 1901 по 1916 - в университете Гёттингена, и 1916-1928 годы - в университете Фрайбурга, где возглавил кафедру Риккерта.
  • Последующие годы был изолирован и отстранён от деятельности преподавателя.

После смерти был найден архив Гуссерля. Он насчитывал более 40 000 листов неизданных рукописей. Впоследствии он был тайно перевезен в Бельгию. Там основали специальный архив, в котором хранили рукописи. Полное их опубликование проводится в собрании сочинений учёного.

Философия арифметики - первый труд философа

Создавая и разрабатывая труд «Философия арифметики», Гуссерль соединил в одно целое математику и психологию. Обе науки очень нравились Эдмунду, но это привело к определённым трудностям при написании и толковании. Если разобраться, то в какой-то степени Эдмунд Гуссерль, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, является основоположником гештальтпсихологии, так как в последней главе своей работы он описывал процесс "мгновенного схватывания" (например, когда человек видит сразу много объектов в общем, а не отдельно каждый).

Основные труды Гуссерля

Первые труды, как уже упоминалось ранее, были посвящены математике и логике, так как изначально основное направление учёного было как раз математическим. Самые значимые работы философа:

  • «Философия арифметики», вышедшая в 1891 году.
  • «Логические исследования» публиковались в 1900 году, и дополнение вышло в 1901. Именно эта работа стала основополагающей для нового направления в науке под названием феноменология.

В дальнейшем Эдмунд Гуссерль книги и труды посвятил философской науке, и в частности отрасли феноменологии. Эти труды были опубликованы:

  • «Философия как строгая наука» (1911 год). Гуссерль занимался преподавательской деятельностью в Гёттингене и имел на своей стороне множество единомышленников.
  • «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» , труд вышел в 1913 году.

В дальнейшем публикуется труд, отредактированный лучшим учеником Гуссерля - Мартином Хайдеггером. Он называется «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени» . Опубликование его произошло в 1928 году.

Затем один за другим вышли следующие труды учёного:

  • «Формальная и трансцендентальная логика», которая была напечатана в 1929 году.
  • «Картезианские размышления». Были опубликованы на французском языке в 1931 году.
  • «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», которая вышла в 2 частях в 1936 году. Полное издание произошло уже после смерти учёного в 1954 году.

Многие работы философа переведены на русский язык.

Последние годы жизни Гуссерля

Дальнейшая судьба философа складывалась следующим образом. Приход к власти нацистов способствовал тому, что Гуссерль как еврей был освобождён от преподавательской деятельности. Ему было запрещено заниматься философской деятельностью и участвовать в различных конгрессах. Но несмотря ни на что немецкий философ Эдмунд Гуссерль, биография которого свидетельствует о большом трудолюбии, не уехал из Фрайбурга. Оставшись один, так как дети уехали из города, он умер от плеврита.

Его ученикам и овдовевшей супруге оказал помощь Герман Лео Ван Бред, благодаря его стараниям вдова осталась на свободе и уехала из города, а труды учёного были спасены от конфискации и возможного уничтожения.

Эдмунд Гуссерль: феноменология философа

Основная тематика многих трудов философа - это феноменология. Это учение о феноменах, которые воспринимаются сознанием, как возникновение смысловых образов предметов и действий. Переход к идеализму нового типа. Все началось со слов «назад, к самим вещам», своеобразное противопоставление присущему в то время возврату к философии Гегеля или Канта и др. Феноменология Гуссерля - это обращение к опыту познающего сознания. То есть это возврат человеческой мысли к тому, что было до появления всех теорий и направлений. А именно к осознанию и пониманию того, что чувствует, видит и осязает человек во время изучения мира.

Гуссерль предлагал вернуться к пониманию мира, когда структура ещё только создаётся, и мир не наполнен ненужными связями и объектами понимания мира, именно так, полгал он, может открыться истинный смысл.

Мир - это не что-то осязаемое, это всего лишь феномен сознания, который представляет собой основу всех дальнейших действий. Душевная жизнь не подлежит никакому анализу. Это как организм, который можно рассматривать внешне сколько угодно, но для того чтобы понять сущность, нужно будет вернуться к истокам. К тому, с чего все начиналось.

Феноменология положит начало прямой философской интуиции и совместно с ней породит такую науку, которая получит ответы на все вопросы, не прибегая к анализам и доказательствам.

Феноменологический метод позволяет постичь суть вещей, а не то, что вещь вообще собой представляет.

Эдмунд Гуссерль: основные идеи философии

За основу в своих работах Гуссерль брал именно принцип созерцательности. Очевидное в его философии являлось важнейшим принципом. То есть то, что изучается, должно быть на виду, не скрыто ничем, оно не должно требовать применения никаких научных знаний при непосредственном изучении.

Большая роль отводилась именно чувственному созерцанию, то есть это восприятие человеком всего, что его окружает. Основой его философии является не только созерцание реальных объектов, но и созерцание сущности.

Философия - это наука, которая в качестве основного постулата использует идею единства всего сущего, и объясняет с его помощью все основные понятия.

Феноменология действует при помощи редукции. Понятие феноменологической редукции - это освобождение сознания от наивности при взгляде на окружающий мир. То есть происходит отключение от реального мира, и затем при помощи трансцендентальной редукции осуществляется переход к чистому сознанию.

Фундаментальное свойство сознания - это способность быть направленным на объект. Это может быть не только реальный объект, но некая сущность или какое-либо значение. Таким образом и проявляются различия между реальным и интенциональным в сознании (ноэзис и ноэма). Ноэзис - это направленность и придание смысла, а ноэма - сам смысл.

При тщательном изучении феноменологической редукции раскрываются составляющие смысла (ноэмы). То есть то, из чего он состоит, и его взаимосвязь с сознанием.

По аналогии восприятия себя и другого объекта идёт процесс причисления себя к тому же миру, в котором живут те, с кем себя сравнивает субъект, приписывая при этом собственные свойства и ощущения объекту сравнения.

Вся философия учёного опирается на теорию познания. И все его труды исследования пронизаны проблематикой гносеологии.

Идеал строгой науки

В своих трудах и исследованиях Эдмунд Гуссерль, фото которого вы видите в статье, стремился придерживаться идеала строгой науки. Он считал, что философия должна быть идеальна во всех исследованиях и трактовках. Издавна философия стремится к тому, чтобы быть рациональной, но вместе с тем старается она быть мудрой и глубокомысленной. Как считал Эдмунд Гуссерль, философия должна раскрывать ценности, которые неподвластны времени и всем изменениям, происходящим в мире.

Философия Гуссерля

Основные цели и методы философии Гуссерль раскрывал в своём труде «Логические исследования». В нем он определяет также и объект исследования - это, в его понимании, знание и познания в науке. А целью философии является построение науки о науке.

Гуссерль в своих исследованиях придерживался того, чтобы исключить из сознания догмы и теоретические знания, вернуться к самым истокам. К тому, с чего все начиналось, к философии без навязанных идей. Недостаточно просто знать о том, что происходит с вещами или что происходило с ними. Важно знать о сути вещи. Это он и пытался привнести в свои труды.

Эдмунд Гуссерль, немецкий философ, призывал всех к отказу от каких-либо установок, принятых в обществе. Есть только предмет без какой-либо смысловой привязки. Необходимо только откинуть все ненужное, чтобы понять истинную суть. Например, нельзя судить о религии только по тому, что делается, и во что верят люди, необходимо разобраться в том, что представляет собой религиозность в общем смысле этого слова. То есть понять, с чего именно все начинается и как происходит.

Невозможно кратко описывать суть философии Гуссерля, так как для точного понимания всех нюансов и тонкостей требуется детальное изучение его трудов. Основа его философии - это обращение к истокам, корням, то есть самому началу.

Феноменология в его трудах появляется не сразу, но после первого провозглашения идеи она присутствует во всех его последующих трудах.

Формирование философских взглядов Гуссерля

Множество философов и учёных, находящихся рядом с Гуссерлем, оказали непосредственное влияние на формирование его философских взглядов. Но все же основными были двое, это Больцано и Бретано.

От одного из них он взял понятие интенциональности, а другой повлиял на него тем, что критиковал психологизм. Взяв за основу их суждения, Гуссерль старался освободить философию от психологического наслоения. И объяснять смысл вещей, отбрасывая в сторону убеждения.

Что хотел внести в науку Гуссерль

В своих исследованиях философ нередко упоминал о недостатках философии как науки, он пытался сделать её совершенной. Ввести такие методы изучения и способы воздействия, которые бы доводили до совершенства.

Он считал, что необходимо менять существующие критерии, давая миру более новые и актуальные на данный момент. Все, что было раньше, неизбежно устаревает и приходит в негодность.

Он стремился объединить все человечество посредством становления философии как строгой науки.

Радикальность в его трудах - это попытка дойти до истины, при этом убирая в сторону все то, что нужно было принимать на веру.

Общая оценка феноменологической философии Гуссерля

Введённый философом метод феноменологии позволил науке разнообразить собственные методы исследования сознания, чем расширил область исследования данного объекта.

Интенциональность в сочетании с феноменальностью предотвращают постоянное противостояние сознания и мира. Это происходит потому, что преодолевается схема субъект-объект.

Неоценим вклад, который внес в философскую науку Эдмунд Гуссерль. Феноменология Гуссерля до сих пор вызывает интерес у учёных, хоть сейчас уже и нет последователей этого учения. Внимание до сих пор приковано к многочисленным трудам философа. Его феноменологическое учение позволило расширить возможности философии как науки.

Вместо послесловия

Сам Гуссерль писал: «Истинный философ не может быть не свободным». И вся его жизнь прошла в соответствии с данным принципом. Его волевые качества и были для многих учеников той основой, из-за которой они готовы были идти за учителем и поддерживать его мысли и учения.

Основатель феноменологии – Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938) родился в Моравии, в еврейской семье, окончил гимназию в Австрии, затем учился в университетах Лейпцига, Берлина и Вены. В Вене у известного математика Карла Вейерштрасса защитил кандидатскую диссертацию по философским проблемам математики и через философию математики вышел к философии, сохранив на всю жизнь идеал и образец строгого математического познания. В наибольшей степени путь Гуссерля от математики к философии был определен влиянием австрийского психолога и философа Франца Брентано. Однако Гуссерль вскоре понял, что исследование понятий математики с психологической точки зрения обречено на неудачу. После защиты докторской диссертации и выхода на ее основе «Философии арифметики» Гуссерль публикует «Логические исследования», в которых решительно порывает с психологическим подходом. По его мнению, математические и логические истины вневременны, аподиктичны, несводимы к психологической способности считать и образовывать понятия и суждения.

В первом томе двухтомника «Логических исследований» Гуссерль формулирует замысел «чистой логики» как науки об абсолютных сущностях, об очевидностях, о достоверных и непротиворечивых истинах, содержание которых независимо от высказывающего суждения субъекта и его психологических способностей осуществлять опыт мышления. Познание, конечно, начинается с опыта, существующих вещей и фактов. Но чтобы анализировать и систематизировать факты, нужно иметь представление об их сущности . Такое представление дает эйдетическая интуиция, в отличие от эмпирической интуиции, которая улавливает отдельные факты. «Чистые сущности» Гуссерля отделены от всего эмпирического, реального и психологического. Они идеальны и универсальны и позволяют классифицировать, опознавать и различать единичное.

Во втором томе «Логических исследований» Гуссерль намечает переход от чистой логики к построению феноменологической философии. В последующих работах «Философия как строгая наука» и «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» Гуссерль разрабатывает метод феноменологического исследования и оригинальную феноменологию сознания, – и это главные достижения и концептуальная «дельта» философии Гуссерля.

Важнейшее различение, которое Гуссерль вводит для построения феноменологии – это различение феноменологической и естественной установки . «Естественная установка» человека соткана из различных убеждений, без которых не обойтись в повседневной жизни; первым из них является убеждение, что нас окружает мир реальных вещей. Естественная установка сознания – это наивная, онтическая вера в то, что предмет «есть», что он «есть» сам по себе, независимо от того, что его кто-то представляет, сознает, чувственно переживает, свидетельствует о нем. Но то, как нам предметы даны, определено нашим к нему отношением. В зависимости от этого вещь в опыте показывает себя различными способами. Мы всегда между тем знаем, что предмет «сам по себе» есть всегда нечто большее, чем являющееся в явлении, что он как «одно» являет себя во многом и через многое. Явление служит для естественного сознания связью , отношением между «вещью самой по себе» и «сознанием самим по себе». То, как именно вещь дана сознанию, является предметом феноменологического исследования.


Переход к феноменологической установке предполагает феноменологическое «эпохе» - воздержание от бытийного полагания или бытийной веры. Epoche – (греч.: остановка, воздержание от суждения) – радикальное сомнение по отношению к суждениям философии, науки и обыденного сознания, по отношению ко всему, о чем привычно утверждает человек в «естественной установке» своей повседневной жизни. Наивное разделение на сознание и пред-стоящий сознанию предмет снимается понятием «феномена » феноменологии: явления интерпретируются как моменты «жизни» или «потока сознания» , феномен есть всегда имманентное сознанию событие переживания предметного смысла . Граница имманентного и трансцендентного, Я и не-Я сдвигается, мир толкуется как своего рода имманентная сознанию трансцендентность. Вещей самих по себе вне сознания не существует, они как переживаемые, воспринимаемые и представляемые феномены принадлежат сфере сознания. Для феноменолога важно описать то, что действительно явлено , дано сознанию, и пределы такой данности. Для этого феноменолог «выносит за скобки» тезис о независимом существовании внешнего мира, лишая значимости все подобные суждения о мире, привносящие натурализм в науку. Итак, различая естественную и феноменологическую установку, Гуссерль настаивает на несовместимости философии как строгой науки с натуралистической, наивной установкой, предлагая из методологических соображений устранить проблему реальности в том виде, в котором она была сформулирована, из корпуса философских проблем, и обратиться к сфере чистого сознания.

Феноменологический метод исследования сознания состоит из совокупности процедур: феноменологическая редукция (эпохе), феноменологическая конструкция и феноменологическая дискрипция. Феноменологическая редукция осуществляется в два этапа: на этапе эйдетической редукции совершается эпохе от всех высказываний о мире (о природе, человеке, обществе), затем следует этап собственно трансцендентально-феноменологической редукции посредством воздержания от всех естественно-научных, исторических, психологических пониманий сознания и его носителя – «Я», чистой субъективности. Эти два этапа предварительных редукций служат «расчищению поля исследования» и его формированию в качестве предмета феноменологического анализа. Феноменологическая конструкция осуществляет эйдетическое и категориальное созерцание сущностей. Задача последнего этапа – феноменологической дискрипции – дать точную дискрипцию «сущностей», чистое однозначное описание непосредственного переживания смысла.

Совокупность этих методических процедур обеспечивает доступ исследователя к чистому региону сознания – единственному, что нельзя вынести за скобки. Cogito , сознание и его акты – феноменологический остаток, очевидность которых абсолютно несомненна и достоверна.

Фундаментальная характеристика сознания – его интенциональность , направленность на предметы. Понятие интенциональности Гуссерль заимствует у Ф. Брентано, который использовал термин схоластики intentio для построения своей психологии сознания. Сознание всегда интенционально, говорит Гуссерль, всегда есть «сознание о...», воление, желание, воспоминание, представление, переживание чего-то. Интенциональная модель сознания полагает любой его акт как наполненный некоторым содержанием. Всякое сознание имеет свое «что » и полагает свою предметность. Акт сознания Гуссерль называет «ноэзис », а предмет, содержание сознания – «ноэма ». И если психические акты характеризуются привязкой к определенному предмету, то ноэмой могут стать не только вещи, но и субъекты, их восприятия, воображаемые математические объекты и сами психические функции сознания.

Главные характеристики сознания в феноменологии таковы:

1. Сознание есть бесконечный и необратимый поток переживаний. Каждое сознание интенционально, направлено на некоторое содержание актуального переживания.

2. В этом «потоке сознания» отчетливо выделяются некие целостности – феномены, единицы анализа феноменологии. Феномены имманентны сознанию, образуют его внутреннюю сферу, и тем самым отличаются от явлений внешней реальности. На основании «схватывания» этих феноменов сознания мы можем исследовать «чистую сущность» данных явлений.

3. Сознание процессуально и темпорально, все ноэматические акты, включая восприятие, репрезентацию, воспоминание, актуально протекают в горизонте внутреннего времени сознания. Сознание «овременяет», «темпорализует» мир.

4. Сознание обладает способностью «конституировать», давать смысл как отдельным предметам и явлениям опыта, так и таким целостностям как «мир», «бытие», «субъект», «жизнь», «общество».

5. Конституирующая деятельность сознания предполагает функциональный центр – «чистое Я», «трансцендентальный субъект», «чистую субъективность». «Я» конституирует (не конструирует!) мир, наделяя его смыслом.

6. Каждый феномен сознания имеет свой горизонт, границы которого неопределены и подвижны. Всякое сознание есть сознание горизонта. Предмет-тема сознания конституируется в горизонте наполненных (актуальных) и пустых (потенциальных) интенций, которые оно удерживает и предвосхищает.

7. Сознание обладает также способностью осознавать и мыслить бытие. Мир мы знаем только благодаря сознанию. Это является основанием для построения феноменологической онтологии.

Феноменология предложила философии новую, уникальную онтологическую модель – модель онтологических слоев , в которой региональные онтологии объединяются в единую универсальную онтологию. Основанием этой онтологической модели должен стать регион сознания как наиболее фундаментальный, согласно мысли Гуссерля. В качестве фундаментальнейшего основания было выделено сознание-время – самоконституирующийся абсолютно темпоральный поток сознания. Концепция построения этой «формальной дисциплины онтологии» как «общей теории объектов» мыслилась Гуссерлем аналогично формальной логике и представляла собой комплекс формально-онтологических дисциплин (формальная онтология сознания ) и региональных онтологий (регионов природы, общества, истории, религии, логических и математических сущностей и т.д.), образующих теоретический фундамент конкретных точных и эмпирических наук.

В работах позднего периода Гуссерль вводит понятие «жизненного мира», в котором оказываются фундированы наука и сознание. «Жизненный мир », по Гуссерлю, - это действительный и конкретный мир, реальность, которая нас окружает и нас самих, вместе с нашим сознанием, культурой и историей включает. Жизненный мир образует горизонт для всякой, внетеоретической и теоретической, деятельности человека. В связи с этим тезисом в корне меняется отношение Гуссерля к естественной установке (не без влияния его ученика М. Хайдеггера), которая больше не подлежит редукции, а в качестве компоненты «жизненного мира» как совокупности априорных структур жизни, подлежит тематизации и исследованию. Главные характеристики жизненного мира – его историчность, интерсубъективность и горизонтность. Он является нам в обличьи окружающего сообщества людей, исторической традиции, оказываясь ближайшей природой и культурой, родным языком, домом и ландшафтом, образующими горизонт жизненного мира каждого отдельного человека.

В заключение дадим общую оценку валидности феноменологической философии Гуссерля:

1. Введение метода феноменологического исследования и разработка оригинальной феноменологии сознания формируют принципиально новую концептуальную и методологическую платформу философских исследований сознания.

2. Разработка концептов «интенциональность» и «феноменальность» преодолевает субъект-объектную схему, порождающую противопоставление сознания и мира.

3. Фундаментальная онтология сознания становится радикализацией трансцендентальной философии: онтология, познание и деятельность больше не нуждаются в модели субъект-объектных отношений.

4. Концепт «жизненного мира» и его исторического и интерсубъективного сознания выводит сознание за пределы его субстанциально-солипсистского представления в рамках классической эпистемологии.

Важнейшие сочинения Э. Гуссерля: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Картезианские размышления» (1931), «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1933).

Эдмунд Гуссерль/Edmund Husserl

Эдмунд Гуссерль (8.04.1859 — 27.04.1938) — немецкий философ, основатель феноменологического направления в философии. Среди его учеников — М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер и др.

Согласно Гуссерлю «чистая феноменология» - процедура, основывающаяся на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Его метод требовал исключения всех предположений о внешних причинах и результатах их содержания. Целью феноменологии как метода является прояснение существенной природы ментальных актов и тем самым истин, которые являются источниками человеческого знания. Идеи Гуссерля послужили одним из источников экзистенционализма и герменевтики, нашли отражение не только в философии, но и в таких областях как психология, психиатрия, социология и др.

Предметом философских исследований Гуссерля является научное знание и познание. Главная интересующая его проблема - это вопрос об объективности знания. Цель науки, как полагал Гуссерль, должна заключаться в построении ее как строгой теории научного знания. Более того, как впоследствии уточняет основоположник феноменологизма, цель философии не только в том, чтобы постигать научные истины, но и в том, чтобы раскрыть мир жизненный, представляющий основу объективного познания. «Философу недостаточно того, что мы ориентируемся в мире, - пишет Гуссерль, - что мы можем предсказывать будущее течение вещей и восстанавливать прошедшее; он хочет привести в ясность, что такое по существу «вещи», «события», «закон природы» и пр. И если наука строит теории для систематического осуществления своих проблем, то философ спрашивает: в чем сущность теории; что вообще делает возможным теорию… Лишь философское исследование дополняет научные работы естествоиспытателя и математика и завершает чистое и подлинное теоретическое познание».

Эдмунд Гуссерль: биография в цифрах

Родился Гуссерль 8 апреля 1859 года в Проснице (Мэрен, Австро-Венгерская империя, ныне г. Простеев в Чехии) в еврейской семье. В 1868 году Посещает гимназию в Вене, год спустя переходит в немецкую гимназию в Оломоуце.

1876 год - Гуссерль изучает астрономию, математику, физику и философию в Лейпцигском университете. В 1878 году переходит в Берлинский университет, где изучает математику у Л. Кронекера и К. Вейерштрасса, а также философию у Ф. Паульсена.

1881 год - изучает математику в Вене.

8 октября 1882 года защищает в Венском университете диссертацию («К теории вариационного исчисления») у Лео Кёнигсбергера.
Изучает философию у Франца Брентано (Вена).

1883 год - Получает место доктора философии (23 января) и приват-ассистента при Вейерштрассе (летний семестр).

Через год у философа умирает отец. Гуссерль продолжает философское обучение в Вене у Брентано.

1886 год - Переезд в Галле для подготовки габилитационной работы у одного из старших учеников Брентано - Карла Штумпфа.
В 1887 году Гуссерль Защищает в университете Галле диссертацию «О понятии числа. Психологические анализы».

Здесь же в качестве приватдоцента начинает свою академическую карьеру. 24 октября выступает с инаугурационной лекцией « Цели и задачи метафизики».

1891 год - публикация первой большой работы «Философия арифметики. Психологические и логические исследования».
18 июля «Письмо Фреге». 1891-1897 публикует ряд статей по логике.

Выходит первая часть «Логических исследований» - Пролегомены к чистой логике, содержащие критику психологизма в логике и проект «чистой логики». Пересмотр ранних убеждений.

Через год происходит встреча с Максом Шелером. Выходит вторая часть «Логических исследований» - исследования по феноменологии и теории познания. Возникновение концепции феноменологии.

В сентябре Гуссерль переезжает в Геттинген и становится экстраординарным профессором в местном университете (геттингенский период: 1901-1916).

1906 год - Гуссерль становится ординарным профессором философии в Гёттингене.

1906-1907 читает курс лекций « Введение в логику и теорию познания».

В 1910 году Гуссерль начинает сотрудничать в качестве редактора в русско-немецком философском журнале Логос (вместе с Г. Риккертом).
Лекции « Основные проблемы феноменологии».

1911 год - в первом номере «Логоса» выходит программная статья Гуссерля «Философия как строгая наука». Критика различных форм релятивизма в философии (натурализм, историцизм, психологизм) и задача превращения философии в универсальную строгую науку, способную на аподиктическое познание основ сущего.

В 1912 году был основан «Ежегодник по философии и феноменологическим исследованиям». Главный редактор - Э. Гуссерль. В состав редколлегии входят: М. Гайгер, А. Пфендер, А. Райнах. Издавался до 1930 года.

Первый номер появился на свет через год. В первом выпуске Ежегодника появляются «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая: Общее введение в чистую феноменологию»- закрепление перехода на трансцендентальные позиции, разработка феноменологической методологии. Работа над второй и третьей книгами, которые посвящены проблемам конституции и феноменологическим основаниям наук.

Второе, частично исправленное (в свете нового понимания феноменологии), издание 1 части II тома «Логических исследований». Тогда же Карла Ясперса
наносит визит Гуссерлю.

1916 год - 5 января - назначение на должность профессора философии Фрайбургского университета в качестве преемника Г. Риккерта.
8 марта на полях Первой мировой войны погибает сын Гуссерля Вольфганг. 1 апреля - переезд во Фрайбург-им-Брайзгау.

В 1917 году 3 мая Гуссерль выступает во Фрайбургском университете с инаугурационной лекцией « Чистая феноменология: область ее исследований и ее метод».
На войне ранен сын Гуссерля Герхарт. В июле умирает мать Гуссерля.

1918-1919 - Основание «Фрайбургского феноменологического общества».

1918-1926 - Лекции и исследования «Анализы пассивных синтезов».

В 1926 году в день рождения Гуссерля М. Хайдеггер представляет ему свою рукопись «Бытия и времени» с посвящением «Эдмунду Гуссерлю в почитании и дружбе». Подготовка рукописи к изданию.

Публикация в Ежегоднике «Бытия и времени» Хайдеггера. Начало осмысления его философии. Заметки на полях трактата.

1927-1928: подготовка при участии Хайдеггера статьи «Феноменология» для Британской энциклопедии.

В 1928 году 31 марта Гуссерль выходит на пенсию. Его кафедру занимает Хайдеггер. Гуссерль приезжает в Берлин для участия в праздновании 80-летия Штумпфа. В апреле выступает с докладами в Амстердаме: « Феноменология и психология. Трансцендентальная феноменология», «Амстердамские доклады». В Ежегоднике под редакцией Хайдеггера публикуются «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени». Гуссерль становится почетным иностранным членом американской Академии наук и искусств.

В 1932 году Гуссерль становится членом-корреспондентом Академии моральных и политических наук Института Франции.

1933 год - Гуссерль после прихода к власти национал-социалистов начинает сталкиваться с серьезными препятствиями для продолжения своей работы. Для начала Гуссерля отправляют в отпуск. В ноябре не принимает приглашение занять кафедру в университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелес, США).

В 1935 году становится членом-корреспондентом Британской академии.

На следующий год Гуссерль 15 января лишается права преподавания в Германии. 24 января в Белграде выходит «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию», где Гуссерль, превозмогая себя, пытается еще раз возобновить поиск путей в феноменологию. Учение о жизненном мире; его забвение в объективирующем предприятии науки расценивается как кризис.

8 июня 1937 года нацистские власти не позволяют Гуссерлю принять участие в 9 Международном философском конгрессе в Париже.

27 апреля 1938 года во Фрайбурге, после тяжелой болезни, Эдмунд Гуссерль скончался.
Вдова Мальвина Гуссерль передает архив философа (40 тыс. листов стенографических рукописей) пастору Герману Лео ван Бреда, который переправляет его в Бельгию.

Эдмунд Гуссерль (1859-1938) - один из наиболее выдающихся мыслителей XX в. Он явился основателем одного из самых влиятельных философских течений XX в. - феноменологии. Гуссерль был в молодости математиком, и достаточно таланливым, учеником Вейерштрасса. В дальнейшем Гуссерль столкнулся с тем, что в той философии, которая именовала себя философией науки, а именно в позитивизме второй волны, представленной Миллем, Махом, Авенариусом, понятия науки и истины толковались таким образом, что научная философия исчезала. Тогда Гуссерль решает заняться исследованием основ науки, философских основ знания. В дальнейшем это исследование и привело его к созданию феноменологии как самостоятельного философского течения. До середины 20-х годов Гуссерль развивал основные положения, сформулированные им еще в первой работе - двухтомных «Логических исследованиях». 1-й том, посвященный больше критическому изложению взглядов позитивистов, переведен на русский язык. Во 2-м томе даются основные направления положительного взгляда на истину, которые предлагает Гуссерль. В дальнейшем он пишет ряд работ, в которых излагает идеи чистой феноменологии и феноменологической философии.

В конце 20-х - начале 30-х годов в мировоззрении Гуссерля происходит переворот. Он пишет работу «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», в которой пересматривает свои прежние взгляды, отказываясь от многих положений в пользу явного антисциентизма. (Сциентизм - это философское направление, считающее, что истина достигается только в научном знании; соответственно антисциентизм протестует против такого утверждения и показывает, что истина в науке, наоборот, исчезает, или же, по крайней мере, если истина в науке достигается, то человеку она все равно не нужна. Формы антисциентизма могут быть разнообразными.)

Поэтому феноменология оказалась, с одной стороны, философией науки. С другой стороны, те положения, даже чисто научного плана, которые высказал Гуссерль, дали методологический толчок для создания экзистенциализма - явно антисциентистского философского учения, направленного на поиск истинного человеческого бытия, человеческой сущности.

Своими предшественниками Гуссерль считал прежде всего Декарта и Платона. Платон был первым научным философом, затем дух платонизма возродил Декарт. Такими же философами Гуссерль считал Канта и Лейбница. Почему это так, мы поймем, рассмотрев критические выступления Гуссерля относительно взглядов позитивистов.

Позитивисты - Милль, Спенсер, Мах и Авенариус - высказывали, в частности, взгляды на природу логики. Позитивизм, как известно, всегда исходит из фактов. По мнению позитивистов, для науки важны прежде всего факты, а не какие-то ненаучные априорные принципы; поэтому и логика должна быть построена на фактах. А какие факты могут быть существенными для логики? Конечно же, не факты окружающего нас мира. Логика есть чистая наука, она оперирует не содержанием, а формами знания, поэтому напрашивается вывод, что логика должна черпать свои факты из психической жизни. И вот позитивисты утверждают, что логика, ее законы, категории, правила и вообще понятия об истине основываются на психологии. Психология - это основная наука, а логика является ее частью, следствием. Психология дает нам факты психической жизни, и философ должен правильно их осмыслить, чтобы построить логическую теорию. Возникает то, что Гуссерль назвал психологизмом в логике.

Как математик Гуссерль был озабочен той проблемой, что позитивисты, т. е. философы, на словах опирающиеся на науку, оказывается, приходят к выводам совершенно антинаучным. Поэтому ни математика, ни логика не защищены методологически. Гуссерль ставит вопрос: а что такое вообще научное знание и какая дисциплина может быть названа научной? Во-первых, научное знание - это знание очевидное. Истина прежде всего обладает очевидностью, поэтому всякое знание покоится на очевидности и предел очевидности есть предел понятия знания. Во-вторых, есть еще одно требование - систематическая связь. Научное знание должно быть обосновано, приведено в надлежащий порядок и связано в некоторую систему. В-третьих, необходимы методологическая обоснованность науки и последовательность этого обоснования. Всякое последующее знание должно быть выведено из предыдущего знания, и все знание должно быть в строгом единстве. Научное знание всегда едино, оно представляет собой целостную систему. Отсюда следует, что упорядоченная научная система должна быть независима от содержания и ориентирована прежде всего на форму знания. Независимость формы от содержания знания делает возможным существование такой дисциплины, как наукоучение. Каждая наука ориентирована на содержание знания: математика имеет дело с одними знаниями, физика - с другими, химия - с третьими и т. д., но все они, оказывается, обладают некими особенностями - очевидностью истины, доказательностью, целостностью, выводимостью и т. д. Следовательно, существует нечто, что показывает существование не только содержания знания, но и формы, т. е. чистая методология, чистый метод. Именно существование этой формы знания и говорит о том, что возможно существование и наукоучения. Если бы не было наукоучения, не было бы логики, не было бы понятия истины. А это понятие истины вообще или логики как следствия достижения этой истины объединяет все науки, разнообразные по своему методу. Поэтому наукоучение у Гуссерля имеет тот же самый смысл, что и у Фихте: это учение об основаниях науки. Философия должна исследовать основания науки. Если перевести слово «наукоучение» на английский язык, получится scientology. Что такое сайентология, сейчас известно всем, - это совершенно не научная система. Шарлатаны от науки любят пользоваться известными научными терминами как прикрытием, наподобие овечьей шкуры. Гуссерль, конечно, никакого отношения к сайентологии не имеет. Речь идет о серьезном философском научном течении. Для Гуссерля философия - это наука, в отличие от Дильтея и Бергсона он мыслит как последовательный ученый-математик, который стал заниматься философией. Поэтому задача наукоучения состоит в том, чтобы изучить науки как систематические единства. Такую задачу ставит себе Гуссерль в «Логических исследованиях».

Возникает вопрос, на чем основано существование наукоучения? Позитивисты были согласны с Гуссерлем, что наукоучение существует и должно существовать, но они утверждали, что наукоучение (и логика в том числе) существует благодаря психологии, и в известном смысле логика даже является ее частью. Рассматривая их аргументы, Гуссерль делает из них свои собственные выводы и возражает позитивистам. Психологисты говорят, что логика оперирует разумом, а оперирование разумом есть оперирование некоторыми фактами разума, поэтому нужно исследовать факты, а этим и занимается психология. Гуссерль возражает, что психология исследует мышление как оно есть , а логика исследует мышление каким оно должно быть . Приведу такой свой пример: если человек говорит, что дважды два пять, это не означает, что это факт логики. Это всего лишь факт его психологии, и довольно печальный. И если этот человек еще не совсем потерян для науки, то в конце концов он поймет, что заблуждался, и будет утверждать, что дважды два все же четыре.

Далее психологисты утверждают, что у логики и психологии задачи разные, но это опять же разные науки. А отличаются они как часть отличается от целого: логика является частью психологии. На что Гуссерль отвечает, что хотя логика и психология имеют разные задачи, но понятие закона для логики и для психологии совершенно различное. Психология интересуется естественным законом, для нее это скорее закон индуктивный, закон эмпирический. Для логики же естественные, эмпирические, причинные связи совершенно не важны, для нее важны связи идеальные, такие, какими они должны быть. И следующий вывод Гуссерля именно таков: всякая наука основывается на логике, а не на психологии. В том числе и психология сама по себе также основывается на логике, ибо любой ученый, в том числе и психолог, пользуется в своем мышлении правилами логики, отрытыми еще Аристотелем. Поэтому, утверждает Гуссерль, психологисты могут доказать только лишь одно - что психология исследует мышление. Но то, что мышление исследует только психология, и никакая другая наука, - это отнюдь не доказано. И, таким образом, психология не может претендовать на исключительность, тем более что она не дает нам никаких оснований считать ее основанием для логики.

Психические законы всегда познаются путем индукции. Факты всегда являются для нас фактами эмпирическими. Эмпирические факты всегда неполны, всегда есть вероятность хотя бы одного факта (в миллионном или миллиардном опыте), который отменит все предыдущие положительные наблюдения. Поэтому эмпирический, индуктивный метод всегда вероятностен, и психолог всегда должен сказать, что с определенной вероятностью в такой-то или такой-то ситуации человек будет поступать так-то.

Логика оперирует не эмпирическими, не индуктивными понятиями, а совсем другими - дедуктивными, идеальными, трансцендентальными (как сказал бы Кант), априорными, а не апостериорными (не выводимыми из опыта, а существующими в самом разуме). Поэтому в психологических законах отсутствует точность - та точность, которая всегда присутствует в логике и является ее синонимом. Логика говорит о том, каким мышление должно быть, она предписывает законы мышлению, а не исследует его; логика - наука нормативная, а не эмпирическая, в то время как психология исследует мышление, какое оно есть.

Психологисты утверждают, что логика является частью психологии, следовательно, и истина существует только как феномен человеческого сознания. Отсюда такое следствие психологизма, как антропологизм истины, т. е. истина существует только для человека. Но это нелепо, утверждает Гуссерль. Одно и то же не может быть истинным для человека и в то же время неистинным для другого существа. Одно и то же суждение не может быть одновременно и истинным и ложным. И более того, истина существует независимо от человека, независимо от того, кто ее воспринимает - будь то животные, ангелы или Бог. Из фактов можно выводить только факты, а основывать на фактах истину - значит придавать и истине характер факта. Но психологический факт всегда существует во времени, а факт эмпирический - во времени и в пространстве. Понятно, что истина вечна, не зависит ни от времени, ни от пространства. Поэтому следует сказать наоборот: не истина выводится из фактов, а все факты и вообще весь мир существуют только в истине и в силу истины. Поэтому психологизм во всех его проявлениях ведет к релятивизму, хотя релятивизм не всегда и не всеми признается, как это ни парадоксально: ведь релитивизм возникает прежде всего у философов, которые ориентируются на науку как точное знание и борются с метафизикой как с заблуждением, отходом от истины. Но, оказывается, по утверждению Гуссерля, что необходим возврат именно к метафизике - истинным основам знания, для того чтобы исследовать эти самые факты, ибо факты существуют в истине, а не наоборот.

Во 2 томе «Логических исследований» и последующих своих произведениях Гуссерль исследует и реализует эту позитивную программу, исследует, каким образом существует и возникает знание. Я не случайно подробно остановился на критике психологизма у Гуссерля. Проблема, возникшая перед Гуссерлем, - это та же проблема, которая стояла и перед Платоном, и перед Августином, и перед Декартом. Все эти философы сталкивались с феноменом релятивизма знания. Платон спорил с софистами, Августин и Декарт - со скептиками. И в конце концов все эти философы приходили к одному и тому же выводу: обоснованию существования объективного знания, существования независимой от человека истины. И Платон, и Августин, и Декарт - все эти философы, пусть в разной форме, приходили в конце концов к признанию бытия Бога как единственного гаранта существования этой истины, будь то идея блага у Платона, или Бог-Троица у Августина, или некий деистически понимаемый Бог, получаемый в результате онтологического доказательства у Декарта. Начало пути одинаково - что у Платона, что у Августина, что у Декарта, что у Гуссерля. Но в дальнейшем, хотя Гуссерль и будет идти по тому же пути, мы увидим, насколько специфика XX в. будет влиять на него, отличая от вышеназванных трех философов.

Итак, Гуссерль ставит перед собой задачу найти основание для существования априорных принципов, лежащих в основе науки, найти основания всех возможных форм теории, исследовать все первичные понятия, обеспечивающие существование науки и теоретическую связь в науках, т. е. суждения, отношения, понятия, категории и т. д., и выяснить, какова же основа для существования законов и теорий, коренящихся в науках, благодаря которым все эти понятия связываются в единое научное целое. Прежде всего, задача ставится не методологически, а метафизически.

Отказываясь от позитивистского подхода и ставя задачу чисто метафизически, Гуссерль акцентирует внимание прежде всего не на онтологии, а на гносеологии, ибо подлинная философия возможна лишь как наукоучение (в кантовской терминологии - критика разума, понимаемого как основание науки). Наукоучение как пра-наука возможна, по утверждению Гуссерля, как чистая феноменология.

Задача философии состоит в том, чтобы исследовать идеи абсолютного познания, не зависящего ни от пространства, ни от времени, ни от того, какая волна позитивизма сейчас на дворе. Истина всегда истина, она одна и та же во все времена - во времена Платона или Гуссерля. Поэтому суть философии, повторяет Гуссерль вслед за Кантом, состоит в критике - в критике разума. Прежде такую задачу ставили Платон и Сократ, которые отошли от натурфилософии и вернули философию к ее истокам, исследуя само знание, истоки которого находятся в человеческом сознании, человеческом я .

Гуссерль вводит понятие естественной, или феноменологической, установки сознания. Естественная установка сознания является такой установкой, когда исследователь находится под влиянием внешних фактов, ведет ориентацию сознания на нечто внешнее сознанию. Он идет от факта, от чего-то трансцендентного сознанию, к самому сознанию. Эта естественная установка сознания приводит, как правило, к натурализму, т. е. к сведению сознания к природе, будь то философия, искусство, логика и т. д. Натурализм - это учение, сводящее все данные нашего сознания к природе. Таким образом, сознание исчезает. В лучшем случае оно является чистой доской, как утверждали стоики и Локк, на которой в дальнейшем посредством чувственных восприятий возникает какое-то знание. Оказывается, никаких априорных принципов не существует. Сознание лишь апостериорно. Поэтому необходимой, объективной истины такая установка не даст, независимо от того, в какой форме натурализм существует, в материалистической или эмпирической, или идеалистической, как у Гегеля. Гегель, по мнению Гуссерля, также был ориентирован на нечто внешнее сознанию, некие абсолютные идеи, но вывод, к которому пришел Гегель, вполне последователен. Знание у Гегеля оказывается диалектичным, относительным, релятивным; поэтому истина, оказывается, зависит и от времени, истина может развиваться, а это уже полный абсурд.

Итак, в любой форме натурализм всегда приводит к релятивизму, к отказу от абсолютной, объективной истины. Это приводит к натурализации не только научных знаний, но вообще к натурализации идей, идеалов, ценностей, норм, что в конце концов, в силу относительности этих идеалов и ценностей, приводит к их обесцениванию. Поэтому натурализм, естественная установка сознания в науке не так уж и безобидна: она приводит не только к чисто научным последствиям, но и к искажению вообще всего бытия человека, к искажению этических, ценностных, эстетических и нравственных ориентиров. Человек всегда ориентирован на истину, на абсолютную истину, а это невозможно при натуралистической установке сознания. Поэтому должна быть феноменологическая установка сознания, сознание должно исследовать само себя. И весь мир, все данные опыта должны исследоваться прежде всего как данные самого сознания. Для сознания не должно быть ничего, что существует вне этого сознания. Если мы что-то и исследуем, то только как феномен, существующий в самом сознании. Скажем, если я вижу здесь столы и парты, или выхожу в лес и вижу там деревья и траву, то я должен отказаться от естественной установки сознания и сказать, что все это существует лишь как фенумен в моем сознании, как явление. Не как феномйн, т. е. нечто выдающееся, а именно как фенумен - то, что является. Отсюда и название: феноменология - учение, ставящее своей основой фенумены сознания, исследующее явления сознания, ориентирующееся на феноменологическую, а не на естественную установку сознания.

Первый этап - это изменение установки естественной на феноменологическую. Сознание должно быть направлено не на то, что является ему противостоящим, трансцендентным. Нужно идти не от предмета к сознанию, а от сознания к предмету. Сознание должно быть направлено на акт мышления, и это мышление само конституирует предметы сознания. Как говорит Гуссерль, «смысл высказывания о предметности должен из одного только сознания сделаться очевидным и без остатка понятным». Т. е. нужно идти не от предмета к сознанию, а от сознания к предмету. Все знание о предмете должно выводиться от самого сознания. Платон приходил точно к такому же выводу: для того, чтобы познать предмет, нужно отрешиться от того, что этот предмет якобы существует, нужно познавать идею этого предмета. Идея существует в нашем уме. Она также существует объективно в идеальном мире, но этот идеальный мир невозможно видеть, его можно только припоминать. Его можно видеть только до рождения, а после рождения его забывают. Смотря на предметы, я припоминаю этот идеальный мир и познаю не предметы, а их идею, находящуюся в моем сознании. Это же будет и у Аристотеля, Плотина, Августина - идеи могут называться идеями, эйдосами, формами, логосами, как угодно, но это всегда будет нечто, содержащееся в сознании человека, в его душе. И знание возможно только лишь благодаря тому, что это знание существует. Сами по себе предметы, вещи для знания совсем не обязательны. Человек, по мнению Платона, может вспомнить идею, глядя на вещь, а может вспомнить ее и не глядя на вещь. Если он хорошо подумает, как раб в диалоге «Менон», то и не глядя в записи, сможет сформулировать теорему Пифагора. Знание конституируется сознанием, а не вещью. Используя платоновскую терминологию, Гуссерль часто прибегает к термину эйдос . Чтобы найти эйдос предмета, сознание должно быть очищено от всего внешнего. Поэтому необходимо преодолеть естественную установку сознания. Этот первый этап у Гуссерля называется переориентация сознания, т. е. перемена естественной установки на феноменологическую.

Второй этап - это феноменологическая редукция . Недостаточно отказаться от естественной установки. Обращая внимание на акты нашего сознания, мы можем найти в нем огромное количество данных, фактов, явлений, которые отнюдь не соответствуют истине: это обыденное, бытовое, психологическое, мифологическое и т. п. знание. Все это включается в феномены моего сознания, и от этого также нужно отказаться. Это и есть феноменологическая редукция. Отказ от всех феноменов нашего сознания означает отказ и от всех данных науки, которые были до меня открыты. Науки бывают разные, например позитивизм с его психологизмом, с которым явно борется Гуссерль, алхимия и т. п. Поэтому, пока еще мы не открыли и не исследовали истину, нужно отказаться от всего, воздержаться от суждения. Гуссерль возрождает термин античных скептиков эпохе - воздержание от суждения, и говорит, что нужно воздерживатья от суждения и о внешнем мире, и о данных внутреннего мира. Не отрицать этот мир, не говорить, что внешнего мира не существует, что науки не существует - это лишь другое проявление натуралистической установки. Говоря, к примеру, что внешнего мира не существует, я тем самым уже утверждаю некоторую истину. Говоря, что вне моего сознания ничего нет, я утверждаю, что вне моего сознания есть нечто, которое я именую несуществующим. Это уже некое суждение, с которым нужно бороться. Поэтому мы воздерживаемся от суждения. Не так, как скептики, которые говорили: я не знаю, есть боги или нет богов, есть причинность или нет причинности. Воздерживаясь от суждения, Гуссерль просто не принимает все эти вопросы во внимание. «Я не отрицаю внешнего мира, я не принимаю его во внимание». Тем самым мы избавляемся от реального я . От реального субъекта мы восходим к идеальному субъекту, получаем чистое сознание. Это то, что получается в результате трансцендентально-фе­но­ме­но­ло­ги­ческой редукции, окончательный ее результат - мы избавились от всего внешнего, мы избавились от накопленного нами знания и взошли к чистому я .

Это чистое я включает в себя только лишь феномены, только формы, без всякого содержания. Содержание мы отбросили вместе с внешним миром и с психологической наполненностью обыденного сознания. Все это мы отбросили и остались только лишь формы, фенумены. Фенумен у Гуссерля имеет практически тот же самый смысл, какой имеет идея у Платона. Гуссерль избегает лишний раз употреблять термин эйдос , потому что идея, эйдос имеет онтологический, объективный смысл: идея существует и в человеческой душе, и в отдельном идеальном мире. В отличие от Платона и Плотина Гуссерль - чистый ученый, и поэтому он исследует лишь то, что ему известно. Мир идей для него - мифологическая конструкция, и он также воздерживается от суждения о нем. Поэтому он использует термин фенумен - явление. Явление самодостаточно, за ним ничто не стоит, никакая вещь в себе, никакое содержание. Никакой диалектической связи между явлением и содержанием, о которой говорил Гегель.

Метод Гуссерля такой же, как у Платона и Декарта, но сам он продолжает идти дальше и говорит, что Декарт, к сожалению, остановился именно на этом: пришел к выводу, что существует мыслящее я, но дальше не пошел. Гуссерль пошел дальше. Он говорит, что надо исследовать это истинное я, потому что в нем и содержится всё знание.

Структура чистого я , которое исследует Гуссерль, непроста. Он обнаруживает в нем три главных элемента. Во-первых, интенциональность . Термин этот встречается еще в средневековой философии у Раймонда Луллия и обозначает направленность знания на свой предмет. Феномены, которые всегда самодостаточны, к тому же еще всегда интенциональны. Знание есть не скаляр, а вектор, оно всегда куда-то направлено. Поэтому феномен конституирует знание, создает его. Знание всегда направлено на свой предмет, поэтому нам кажется, что в этом знании и содержится предмет, но это не так. Знание не возникает от воздействия предмета на сознание, а наоборот, направлено на предмет, оно его конституирует из себя.

Второе и третье значение структуры чистого я Гуссерль именует греческими словами: ноэсис и ноэма . Ноэсис по-гречески означает мышление, а ноэма - то, что мыслится. Чистое я всегда есть некоторое мышление, мышление всегда есть некоторый смысл, смысл, несущий в себе истинность, поэтому чистое я всегда содержит в себе этот ноэсис, смысл вообще, знание вообще. И оно, будучи мышлением о чем-то, т. е. будучи направленным на предмет, конституируя его, имеет в себе конкретный смысл, предметный, т. е. оно всегда есть смысл о чем-то. Поэтому чистое я всегда есть ноэма. Не нужно размышлять о чистом я как о некотором наборе не зависящих друг от друга предметов, которые как в мозаике составляют его и могут рассыпаться. Это чистое я - единое целое, и у него есть различные аспекты. Ноэсис, ноэма, интенциональность - это различные аспекты единого чистого я , чистого ego.

Найдя такие основания в чистом я , Гуссерль утверждает, что он взошел к сущности, к эйдосу предмета. Т. е. предмет конституируется сознанием, и поэтому он априорен, и знание истинно. Именно это существование чистого я и феноменов в чистом я , в его сложной структурированности, позволяет обеспечить существование такой науки, как логика.

Как ко всему этому относиться и в чем отличие Гуссерля от тех мыслителей, которых он считал своими предшественниками? Может быть, сам того не ожидая, Гуссерль приходит к парадоксальному выводу (возможно, именно поэтому он впоследствии пришел к пересмотру своей философской системы, выразившемуся в написании работы «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология»). Его философия оказывается солипсистской. Чистое я только лишь конституирует предмет, но в нем нет бытия, оно не может конституировать бытие, тем более бытие другого сознания, других людей. Проблема интерсубъективности, взаимодействия двух субъектов оказывается неразрешимой в рамках этой философии. Я могу объяснить, как я конституирую в себе знание табуретки, но я не могу объяснить, каким образом я познаю человека. Здесь я вынужден признать в себе существование феномена другого я , что я конституирую в себе другое я , но тогда другое я существует во мне только как феномен, в нем исчезает особенность другого субъекта. Я оказываюсь истинным субъектом, истинным ego, а все остальные - только феномены моего ego , и, следовательно, субъектами познания стать не могут. Проблема интерсубъективности действительно становится камнем преткновения. Не случайно Гуссерль вынужден был пересмотреть свою философию и вести поиск уже в совсем антисциентистском направлении. Это может быть методологический изъян, которого избежали его далекие античные предшественники Платон и Плотин.

Вспомним, например, «Мистическое богословие» Дионисия Ареопагита. О чем говорится во втором абзаце после приветствия Тимофею? Св. Дионисий пишет, что если Тимофей хочет возвыситься до божественных тайн, то он должен отказаться от всего чувственного и от всего мысленного, и от самого себя и после этого погрузиться в Божественный мрак. Мы видим, что здесь есть и первый этап феноменологии - изменение установки сознания с естественной на феноменологическую, отказ от всего чувственного, и второй этап - отказ от всего мысленного, феноменологическая редукция. Но Дионисий не говорит, что после этого ты взойдешь к своему я . Он говорит, что ты войдешь в Божественный мрак.

То же самое мы видим и у Плотина, и у Платона. Когда Плотин пытается исследовать данные человеческого сознания, он всегда проводит параллели. Находя что-то в своем сознании, он тут же доказывает, что это существует объективно. То многообразие мира, существующего в моей душе со всеми его эмоциями, страстями и т. д., составляет мир души, который существует и во мне, и вне меня. Плотин проводит феноменологическую редукцию и восходит к миру ума, который содержит в себе чистые идеи. Но ум, по Плотину, также не может быть первоначалом, потому что в нем есть мыслящее и мыслимое, и мыслящее всегда направлено на мыслимое. Что это, как не интенциональность, ноэсис и ноэма? Но Плотин делает и последующий вывод: он утверждает, что ум существует не только во мне, но и вне меня. А поскольку интенциональность, ноэсис и ноэма не могут быть истинным началом, то должно существовать нечто единое, которое непознаваемо по своему определению, потому что оно едино. А это единое опять же существует как во мне, так и вне меня. Можно сказать, что Плотин в самом начале гораздо больше боролся с психологизмом, чем Гуссерль, потому что Гуссерль в конце концов свел чужое сознание к феномену собственного сознания, и этот психологизм в нем таким образом проявился. А философия Плотина оказалась гораздо более плодотворной, несмотря на все ее языческие и методологические изъяны, и была взята на вооружение и каппадокийцами, и Дионисием Ареопагитом, и Августином. Философии Плотина свойственна научная четкость: показана и возможность знания, и прорыв в мир религиозный, мир Божественный. Гуссерль же, как последовательный ученый, отсекает вторую половину, сводя все к чистой науке, и приходит к непреодолимым противоречиям. Здесь можно наблюдать разрыв нашего мышления с его истоками. Истоки нашего мышления - это истоки мышления любого, и таинственно-мистического, апофатического, и мышления научного, которое, говоря языком Гуссерля, конституирует знание о самом предмете. Можно назвать Гуссерля Платоном, пересаженным на почву XX в. со всеми особенностями современного ему мышления. Сциентизм, оторванный от всеобщей стихии мышления, может приводить к ошибочным взглядам. Труды Гуссерля достойны уважения, но ничего нового он не создал, только повторив на новом языке то, что уже было открыто до него Платоном, Плотином и ранними отцами Церкви. В «Кризисе европейских наук» Гуссерль отошел от своих взглядов.

Лекция 9

Оставаясь феноменологом, Гуссерль в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» несколько по-другому смотрит на те же предметы, которые он описывал в более ранних трудах. Главная проблема, которую он ставит в этой работе, написанной в 30-х годах, это проблема кризиса наук. Проблема, на первый взгляд, странная - в начале XХ в. науки развиваются бурно, и тем не менее Гуссерль ставит вопрос именно о кризисе наук, который понимается им как жизненный кризис европейского гуманизма. По Гуссерлю, вся научная картина мира оказывается лишенной того значения, которое она имела для человечества вплоть до эпохи Возрождения. В свое время Галилей математизировал естествознание и таким образом сузил сферу действия научного метода, приведя его к чисто математическому. Физика Галилея, как пишет Гуссерль, радикальным образом отличается от той физики, той концепции естествознания, которую мы встречаем у Фрэнсиса Бэкона - человека, который пытался через естествознание решить все жизненные проблемы. Естествознание у Бэкона было еще включено во всю жизнь человека, оно отвечало на все насущные вопросы: о смысле жизни, о счастье и т. д. Нам это кажется наивным, но тем не менее Бэкон так понимал задачи развития науки, и в этом отношении он был человеком скорее античного миросозерцания, или ренессансного, чем Нового времени.

Наука же Нового времени, провозвестником которой явился Галилей, это математическое естествознание - естествознание, занимающееся только описанием природы, не отвечающее на вопросы о смысле жизни и т. п. и даже не пытающееся их ставить. С одной стороны, это правильно - физика, как и химия или биология, не может отвечать на вопросы о смысле бытия, о нравственности и т. д. Но все же мир науки оказывается разделенным на два плана существования: собственно научного и обычного человеческого. Если во времена Галилея это было не так заметно, то во времена Гуссерля естествознание стало развиваться особенно бурно (Гуссерль всегда чувствовал себя человеком, тесно связанным с наукой, и именно наука была для него, как и для многих других философов, основой познания, критерием истины и той областью, на которую философия должна ориентироваться). Переворот в науке в начале XX в. показывает еще более углубившийся разрыв в миросозерцании между научной картиной мира и всем остальным бытием человека. Наука сводится исключительно к описанию фактов, как это утверждают позитивисты, по мнению которых философия себя изживает. С другой стороны, наука, как говорят сами ученые, сводится лишь к математическому описанию действительности. Но в том и в другом случае - позитивистском или собственно научном - наука в принципе исключает вопросы, которые для человека оказываются наиболее жгучими, наиболее существенными и важными. Это вопросы о смысле или бессмысленности человеческого существования.

Именно в этом Гуссерль видит причину и основание кризиса европейских наук: все более углубляясь и развиваясь, науки забывают то, ради чего они, собственно, возникали. В античности, средневековье и Новое время науки возникали ради решения насущных человеческих проблем, поэтому, как утверждает Гуссерль, нужно вновь вернуться к философским основаниям науки и показать те корни, из которых она растет. Современный позитивизм, указывает Гуссерль, основывается на остаточной концепции. Он исключает все высшие вопросы, все этические, аксиологические, метафизические проблемы - все те, которые превосходят области фактов, и представляет мир только как совокупность фактов. Тем самым позитивизм обезличивает науку, лишает ее нравственного смысла, обращенного к личности человека.

Что же должен делать философ в такой ситуации? Может ли и должен ли он решать эту проблему, или же он должен оставаться безучастным наблюдателем этого ненормального, с точки зрения философа, существования вещей, когда наука занимает все больше и больше времени у человека, а главные вопросы ею не решаются? И Гуссерль призывает как бы вернуться назад, к тщательному историческому и критическому анализу, чтобы увидеть, в чем же находятся истоки науки, критически осмыслить цели и методы научного и философского анализа. Естественно, все это может быть проведено только лишь на основе трансцендентального феноменологического метода.

Основное понятие, которое вводит Гуссерль для того, чтобы ответить на этот вопрос, это понятие жизненного мира. Возвращаясь назад в понимании истоков науки, философии и вообще всего человеческого миросозерцания, философ обнаруживает, что в основе всякого знания лежит некий жизненный мир, который представляет собой сумму непосредственных очевидностей: мир мнений, верований, традиций, привычек и т. д. - всего того, к чему относятся на донаучном и вненаучном уровне. Именно жизненный мир представляет собой наиболее главную, всеобъемлющую философскую категорию. Именно из исследования жизненного мира можно вывести понимание и науки, и философии, и того кризиса, в котором оказывается современная наука, отошедшая от истоков, от понимания жизненного мира. В науке обесцениваются истины донаучной и вненаучной жизни, наука превратилась только лишь в технику. Она отчуждается от религии и от философии, а философия в свою очередь погрязает в скептицизме и релятивизме или, что еще хуже, погружается в различные оккультные мистические течения, совершенно бессмысленные как с точки зрения рационалистической философии, так и с точки зрения науки. Поэтому сама философия теряет также свой мировоззренческий характер, становится проблематичной. Кризис науки означает кризис не только науки, но и всего разума. Именно кризис разума лежит в основе кризиса науки и философии. Поэтому Гуссерль и возвращается к анализу жизненного мира.

Концепция жизненного мира, т. е. концепция, включающая в себя все донаучные и вненаучные созерцания, помогает Гуссерлю решить еще одну проблему, о которой я говорил на прошлой лекции, - проблему интерсубъективности. Проводя феноменологическую редукцию, Гуссерль приходит к выводу о существовании абстрактного, познающего человеческого я . Но в этом я , оказывается, нет я другого, я- субъекта. Всё сводится только лишь к феноменам, существующим в некоем познающем субъекте, каковым в данном случае для меня являюсь я сам (не некоторое абстрактное я , а мое личное, рефлектирующее я ). Проблема понимания, общения, интерсубъективности в данном контексте оказывается нерешаемой. Концепция жизненного мира, вводимая Гуссерлем в этой работе, помогает решить эту проблему: жизненный мир оказывается некоторой объективной реальностью, в которую включено и человеческое существование, человеческое я .

Фактически своими философскими рассуждениями и размышлениями о кризисе науки Гуссерль как бы подспудно вынужден признать существование некоего объективного духа. Не случайно именно в эту сторону были направлены разные критические высказывания о том, что Гуссерль отошел от собственно научного анализа и вернулся к объективному идеализму, к некоторому гегельянству, ибо жизненный мир - это тот мир, в котором объективно существуют все ценности, все мнения и т. д. Это мир, в котором существует мое я и в котором представлены я другие. Поэтому оказывается, что структура моего я не сводится просто к ноэсису, ноэме и интенциональности мышления, она гораздо глубже. Это дорациональное основание, дорациональный остаток моего я включает в себя огромное поле - то, что называется жизненным миром. Жизненный мир представляет собой некий первичный феномен, который и порождает из себя всё: и научное, и философское, и бытовое сознание. В том числе он порождает и общение между людьми, ибо жизненный мир является, с одной стороны, тем объективным вместилищем всех этих ценностей, к которым мы обращаемся, а с другой стороны, он находится и во мне.

Я уже приводил вам аналогию с философией Плотина. Гуссерль приходит к тем же выводам, к которым пришел в свое время Плотин, рассуждая о том, являются ли все души одной душой, как моя душа соотносится со всеми душами и с мировой Душой, как все они входят в Ум и т. д. Гуссерль не случайно сам называл Платона первым научным философом, и сам в течение своей жизни проделал тот же путь, который платонизм проделал за тысячу лет своего развития. Естественно, Гуссерль в первую очередь решал задачи чисто научные, поэтому религиозного акцента, присущего философии Плотина, Гуссерль не ставил. Выводы, к которым пришел Гуссерль, напрашивались и раньше, ибо проблема субъективности, которая могла привести к неразрешимой проблеме солипсизма, была заложена у Гуссерля с самого начала.

Гуссерль не решает проблему жизненного мира. Он ставит эту проблему и призывает философов посмотреть на нее, рассмотреть все проблемы, которые возникают в результате существования этой категории. Концепция, изложенная в этой работе, - скорее констатация того, что жизненный мир существует, что это такое, почему возникает кризис науки, человека и философии.

Проблемы, которые ставит Гуссерль и которые нужно решать, могут быть сведены к следующим: существование науки и метанауки (т. е. философии в позитивистском ее понимании); соотношение между психологией и субъективностью (психологией как научного взгляда на человека и субъективностью жизненного мира, т. е. субъективным взглядом конкретного человека); отношение науки и жизненного мира, подчинение объективного научного знания жизненному миру, ибо жизненный мир - основа любого научного знания. Именно жизненный мир первичен, а мир науки вторичен, ибо источником познания всегда является я во всей его полноте, во всей его действительной и возможной жизненной мощи. Понятие жизненного мира включает в себя и разум, и неразумное, различные акты веры, созерцаемое и несозерцаемое, всю сферу суждений, как научных, так и донаучных. И взаимодействие между этими актами - научным и донаучным, рациональным и религиозным, разумным и неразумным - всё это реальные вопросы, которые необходимо исследовать.

Гуссерль указывает, что исследовать эти вопросы можно, во-первых, на чисто научном, естественнонаучном уровне, но это ничего не даст, ибо наука всегда рационализирует свой вопрос и в принципе не может подвергнуть анализу иррациональное. Тогда остается другой выход: дать феноменологическое описание структур жизненного мира. На этом пути нужно создать науку о мире пред-данной субъективности, той субъективности, которая существует во мне до всякого опыта, и разработать онтологию этой пред-данной субъективности, т. е. указать ее объективный, онтологический смысл. Как только эта задача решится, жизненный мир выступит в качестве трансцендентального феномена, общим для всех людей горизонтом существующего мира.

Таковы проблемы, которые описал Гуссерль в последнем своем произведении. Проблемы эти только лишь кажутся противоречащими тем взглядам, которые высказывал Гуссерль в предыдущих своих работах. В действительности они продолжают линию Гуссерля, вынуждая его отвечать на те несообразности, которые просматриваются в первых его работах, и исследовать не только научное, но и все человеческое знание в более глубоком его понимании.

Эдмунд Гуссерль (нем. Edmund Husserl, 8 апреля 1859, Просснице, Моравия - 27 апреля 1938, Фрайбург) - немецкий философ, основатель феноменологии.

Происходил из еврейской семьи. Учился в Берлине у математика Вейерштрасса и в Вене у психолога и философа Брентано. В 1886 г. Гуссерль принимает протестантское вероисповедание; в 1887 г. женится и преподаёт в университете в Галле. Его первые публикации были посвящены проблемам основания математикиНесмотря на враждебность, которой окружил его нацистский режим, Гуссерль не эмигрировал.

Он умер во Фрайбурге в 1938 г. от плеврита.

Книги (11)

Логические исследования. Том 1. Пролегомены к чистой логике

«Логические исследования» Эдмунда Гуссерля являются отправной точкой феноменологического движения.

Первый том этого труда «Пролегомены к чистой логике» посвящен критике господствовавших на рубеже XIX-XX вв. направлений в теории познания. Главной болезнью философии своего времени Гуссерль называет психологизм - современные ему проекты психологического обоснования логико-математического и философского знания.

На примере ведущих логических учений второй половины XIX в. он доказывает, что психологическое и в целом эмпирическое обоснование науки упускает качественное различие между эмпирическим и идеальным познанием, игнорирует особый статус логико-математических законов, ведет к релятивизму в теории познания.

Начало геометрии. Введение Жака Деррида

Оригинальная рукопись относится к 1936 г. Ее машинописная распечатка, сделанная Эугеном Финком, не была озаглавлена.

Финк опубликовал и ее обработанный вариант в Revue internationale de Philosophic (no. 2, 15 января 1939, с. 203-25), под заголовком «Вопрос о возникновении геометрии как интенционально-историческая проблема». С этих пор именно в таком виде этот текст читался и цитировался. Его история, по крайней мере, придала ему уже некоторое право на самостоятельность.

Феноменология внутреннего сознания времени

Собрание сочинений. Том Ι. Феноменология внутреннего сознания времени.

Публикуемые в первом томе «Русской Гуссерлианы» «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени» - одна из самых трудных работ Гуссерля, но в то же время, как это ни парадоксально, одна из самых доступных для непредвзятого читателя.

Это объясняется как раз тем, что Гуссерль апеллирует к внутреннему опыту своих слушателей, а затем - читателей, предлагая проверить и перепроверить проведенный анализ сознания времени. Гуссерлевский анализ феноменологии внутреннего сознания времени дает чрезвычайно богатый материал для конкретного исследования многообразных способов осуществления рефлексии. В этом смысле публикуемые «Лекции...» трудно переоценить.