Что такое аполлон в древней греции. Кто такой аполлон. Борьба Аполлона с Пифоном и основание Дельфийского Оракула

Миф об Аполлоне

Мистерии древней Греции насчитывают по крайней мере 20.000 лет. Греческая мифология видимо отражение неких событий очень далекого прошлого. Эта мифологическая греческая история богов взята, возможно, из Атлантиды. Миф об Аполлоне во многом поучителен. В Аполлоне есть нечто от иного далекого мира — некое качество, видимо обусловленное его связью с таинственной страной гипербореев. Удивительно, но имя его совпадает с именем Ангела Бездны Аполлиона в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе).

Титанида Лето сошлась с уже женатым богом Зевсом. Предавались любви они в образе перепела и перепелки, в результате чего Лето забеременела. Но родить она никак не могла, потому что законная супруга Зевса Гера намеренно удерживала возле себя богиню родов Илифию. Так Лето и скиталась беременной, пока не добрела до острова Делос, где и разрешилась от бремени вначале дочерью Артемидой, затем, уже с помощью Илифии, сыном - Аполлоном. Богиня Фемида вскормила маленького Аполлона нектаром и амброзией, а Гефест подарил ему лук и стрелы.

Богиня Лето - образ матери, «славной своими детьми». Это ее главное достижение. Ее называли «вечно милой» и «вечно кроткой». Лишь благодаря детям она заняла почетное место на Олимпе. Ее сына традиционно называли не по отчеству, а по имени матери - Летоид, что считается подтверждением его матриархальных предпочтений. Сын Лето на пару с сестрой убил титана Тития, который домогался его матери. (Ни одна другая мать греческой мифологии не была под такой защитой.)

Еще будучи совсем юным Аполлон убил змея Пифона (Дельфиния), детище Геры, опустошавшего его родной остров и преследовавшего его мать. Затем он очистился от скверны убийства в Фессалии и вернувшись, учредил Пифийские игры в родных Дельфах. Бог Пан научил Аполлона прорицаниям и тот учредил в Дельфах свой храм с жрицами -пифиями, которые в трансе предсказывали будущее. Аполлон вообще почитался как оракул и пророк, его называли «водителем судьбы» (Мойрагетом).

Позже Аполлон, Артемида и Лето во всех олимпийских и земных распрях выступали единым семейным фронтом (исключение составляло лишь соперничество Артемиды и Аполлона между собой). …

Богом Солнца Аполлон стал в довольно позднее время. Особенно интересным является позднее античное сочинение - речь римского императора и мистика Юлиана Сонцепоклонника «К Царю Гелиосу».

В христианское средневековье художники любили изображать гору Парнас с Аполлоном и музами; его как бога Солнца, правящего колесницей; в компании с сестрой Артемидой; влюбленного Аполлона и отвергающую его Дафну; а также состязание Аполлона и Марсия. Это объяснимо - люди искусства предпочитали изображать его по большей части как покровителя искусств и ревнивого соперника в творчестве, а также отвергнутого девушкой влюбленного. Это, видимо, были эмоционально близкие им сюжеты.

Бедненко Г.Б., 2004

Среди многочисленных солнечных божеств одно привлекает внимание своей крайней неоднозначностью, вобравшей в себя все характеристики самого Светила — Аполлон . Ни один народ, кроме греков, причём не ранних, светлых, а поздних, соприкоснувшихся с Египтом и Халдеей и обожженных их мудростью, не запечатлел так точно Дух Дневного Светила, освещающего, безжалостно открывающего секреты, обжигающего и самодостаточного в своём совершенстве. …

Аполлон — один из древнейших богов Греции. Считается, что его имя происходит от греч. àπελάω «отвращающий », или от απέλλα «собрание ». В крито-микенских текстах его имя не встречается. Считают, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. В мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода — он сама рассудительность, гармония, созидание, от которых, правда, веет холодом совершенства. Аполлон — второй по значению бог в греческом пантеоне, уступающий только Зевсу. Это бог солнца, искусств (особенно музыки), пророчества и стрельбы из лука. Он — законодатель и каратель; покровитель медицины, способный также насылать болезни; защитник пастухов. …

Эпитеты Аполлона многочисленны и разнообразны: Пеан и Пеон («Разрешитель болезней»), Мусагет (водитель муз), Мойрагет («водитель судьбы»), Феб («Лучезарный» — указывает на чистоту, блеск и прорицания), Сминфей (Мышиный), Алексикакос («Отвратитель зла»), Апотропей («Отвратитель»), Простат («Заступник»), Акесий («Целитель»), Номий («Пастух»), Дафний («Лавровый»), Дримас («Дубовый»), Ликейский («Волчий»), Летоид (от имени матери), Эпикурий («Попечитель»)…

Хорошо известны и деяния Аполлона. Наиболее известна змееборческая ипостась этого бога. Аполлон рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона (Дельфиния), преследовавшего Лето и опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где некогда был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с титанами и гигантами. Уже в этих мифах очевидна карающая природа Аполлона. …

Функции Аполлона очень противоречивы. С одной стороны он водитель муз, Мусагет, покровитель искусств, поэзии и музыки. Но вместе с этим, своими стрелами он несет смерть, разрушение и чуму (например, в начале Илиады). Существуют упоминания того, что Аполлон был не прочь поохотиться вместе с сестрой, и эта охота была страшна и безжалостна. Образ его внешне благороден, его одежды источают волшебный свет и аромат, он играет на изящном инструменте, который издает нежный, размеренный звук. Прекрасный, как белый лебедь, Аполлон мог быть жестоким и губительным, как волк. Поэтому его также называли «Волчьим» и приносили ему в жертву тех животных, которых предпочитают эти четвероногие губители стад. …

В Аполлоне есть нечто от иного далекого мира — некое качество, видимо обусловленное его связью с таинственной страной гипербореев. Когда после рождения сына Зевс подарил ему запряженную лебедями колесницу, Аполлон отправился на ней не в Дельфы, а к гипербореям, у которых пробыл целый год. Впоследствии он ежегодно на некоторое время удалялся в эту «благословенную страну света».

Златокудрый бог солнца, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов, а также очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра Артемида - Луну).

Сын богини Латоны (Лето) и Зевса, брат-близнец Артемиды, внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света.

Отец Аристея (от нимфы Кирены), Лапифа, Фемонои, Орфея и Лина (от музы Каллиопы), Асклепия (от Корониды, которую он убил за измену со смертным), Яма. Приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни.

Среди его жертв - сыновья Ниобы, Пифон, сатир Марсий, сыновья Алоэя Отос и Эфиальт.

За насмешку над юным богом любви Эротом был наказан неразделенной любовью к нимфе Дафне.

Виктория Зырянова AKA Caroline

Культ Аполлона получил распространение в Риме в V в. до н.э. Источник - разумеется, Греция, также Аполлону поклонялись этрусски, которые называли его Аплу (Apulu). Расцвет культа относится ко времени правления Августа, считавшего Аполлона своим покровителем. Поначалу, Аполлон считался только богом-врачевателем, но позднее он полностью принимает свои "греческие" функции. Строительство храма Аполлона в Риме - 432 г. до н.э. Этот храм, взлиз Палатина, был один из самых богатых в Риме.

Как светлый бог неба, которому ненавистно все нечистое и нечестивое, Аполлон уже вскоре после своего рождения отправляется на истребление злых сил мрака. Он убивает своими стрелами великого Тития и дракона Пифона, чудовище, которое жило в узкой долине Плейста около Дельф и губило людей и скот. Все мифы об Аполлоне — не что иное, как прославление победоносной силы весеннего солнца над мрачными силами зимы.

Аполлон, с одной стороны, — борец против всякого зла и всего нечистого, но, с другой стороны, древние же предания представляли его страшным богом смерти, поражающим своими далеко разящими стрелами людей и животных. Такие сказания легко объясняются стихийным значением этого бога. Ведь солнечный луч хотя и изгоняет ледяную зиму, он в то же время с возрастанием летней жары опаляет и губит…

Но главное значение в Греции Аполлон получил как бог-оракул, предсказания которого имели сильное влияние до позднейших времен на политику государств, судьбы людей и семейств. Не будучи в состоянии сам прозревать будущее, он возвещает как пророк решения Зевса. По большей части от имени бога предсказывали женщины и девушки — сивиллы. Всех прорицателей с течением времени затмил оракул в Дельфах, решения которого в продолжение долгого периода греческой истории имели, особенно у дорийских племен, почти всемогущую силу.

Дельфы были главным местом культа Аполлона. Находившийся там великолепный храм был во времена Писистратидов выстроен заново после пожара и, благодаря всевозможным приношениям, его богатство неуклонно возрастало. Не менее известным местом культа Аполлона был остров Делос, его родина. Священные места находились у подножия горы Кинф, впрочем, весь остров был посвящен богу, и здесь запрещено было хоронить мертвых. В честь бога каждые четыре года праздновались торжественные игры, которые, по преданию, были установлены Тезеем.

Римский Аполлон перешел в Рим из Греции, ибо здесь также сильно ощущалась потребность в боге-предсказателе. Римские боги, хотя и делали намеки на будущее, но в своих ответах ограничивались одним «да» или «нет». В то же время и представление о боге-целителе проникло в Рим. Особенно блестящее развитие культ Аполлона получил благодаря императору Августу, который свою победу при Акциуме приписал главным образом помощи этого бога и потому воздвиг ему великолепный храм на Палатине, украсив его знаменитой статуей Скопаса, изображавшей Аполлона Кифареда.

Самая знаменитая из всех статуй Аполлона, без сомнения, — Аполлон Бельведерский в Ватикане, найденный в 1503 г. около Неттуно, древнего Акциума. Важнейшие божественные атрибуты Аполлона: лук, копье, колчан, лавровый венок, форминга.

Аполлон – бог многих вещей, который являлся одним из наиважнейших персонажей в греческой мифологии. Он был богом поэзии, искусства, стрельбы из лука, чумы, солнца, света, знаний и музыки.

Аполлон родился на острове под названием Делос и имел двоюродную сестру по имени Артемида .

Аполлон был мудрым , и мифы описывают его как жизнерадостного бога. Он мог ревновать, когда его провоцировали, верил в силу закона и хотел быть счастливым и мирным.

Можно с уверенностью сказать, что Аполлон был любимым богом мифологии. Легенды о нём были адаптированы римлянами, где он оказался излюбленным среди божеств.

Происхождение

Хотя Аполлон, в конце концов, стал одним из самых почитаемых богов в греческой мифологии, его происхождение можно проследить за пределами Греции. История показывает, что культы в Азии были первыми, которые поклонялись Аполлону, и они предполагают, что его первая роль была фактически защитником пастухов.

Однако, греки не были последними, кто поклонялся Аполлону. После завоевания римлянами большинство греческих богов были адаптированы ними. Их имена были изменены. Аполлон имел одно и то же имя в греческой и римской мифологиях, но его родителями были Юпитер и Лето, а сестру-близнец звали Диана.

Легенды и рассказы

Есть множество мифов вокруг Аполлона, и все они с большими элементами приключений. Ниже описаны некоторые легенды из греческой мифологии.

Римские версии почти идентичны, за исключением имен и мест.

Рождение Аполлона

Один из самых популярных рассказов об Аполлоне – история его рождения . Мать Аполлона, Лето, была богиней материнства. Она соблазнила Зевса и забеременела близнецами.

Но Гера, жена главного бога, пришла от этого в ярость и позаботилась, чтобы Лето не смогла найти место для родов. Гера даже воздержала свою дочь, богиню родов Эйлитию, от помощи Лето.

Зевс чувствовал себя ужасно от боли и страданий. Лето обыскала всю Грецию, пока не нашла маленький остров, известный как Делос .

Она страдала девять дней и девять ночей с ужасными болями. На десятый день она отправилась на небольшое озеро и прислонилась к пальме. Она ослабила пояс и родила Артемиду, которая стала греческим божеством охоты. Но Артемида получила новую роль и помогла матери в рождении брата Аполлона, чем заменила Эйлитию.

Бог музыки

Существует миф, рассказывающий о том, почему Аполлон стал известен как бог музыки . Он начинается с описания жившего на горе Питона.

Существо пробиралось сквозь землю и оставляло позади неприятный запах, куда бы ни шел, и убивал всех, кого встречал на пути. Аполлон только что родился, но всего четыре дня сделали его сильным и способным.

Ему дали серебряный лук с золотыми стрелами от кузнеца Гефеста. Аполлон хотел отомстить Питону за все, что он сделал с греками, включая погоню за матерью, когда та была беременна.

Аполлон отправился в пещеру Питона. Когда он вошел в нее, то встретил монстра, который уже был в ярости. Он бросился на бога и попытался схватить его, но Аполлон был быстрее.

Он выстрелил в Питона и пронзил его лоб. Питон так громко закричал от боли, что услышала об этом вся Греция. Он сделал все, что мог, чтобы спасти себя, но травма оказалась смертельной .

Аполлон был в восторге от спасения греков. Он потянулся за своей лирой и сыграл песню победы , чтобы все услышали. Исполнение было настолько прекрасным, что заработало Аполлону титул божества музыки.

После завершения песни мальчик взял тело своей жертвы и похоронил на склонах горы Парнас. Кроме того, он построил оракул Дельфы , который стал самым известным в стране.

Несмотря на то, что Аполлон избавился от страшного Питона, его действия считались преступлением по законам горы Олимп. Зевс наказал бога, приказав ему создать Пифийские игры в Дельфах .

Там были атлетические и музыкальные конкурсы, а сам Аполлон принимал участие в некоторых из них. После этого игры проводились каждые четыре года как дань памяти Аполлону.

Семья

Версии о семье Аполлона немного отличаются в римской и греческой мифологиях.

В римской версии его родителями являются Юпитер и Лето, а сестру-близнец зовут Диана в отличии от Артемиды из греческой версии. Римская мифология утверждает, что детьми бога были Асклепий, Орфей, Тролль и Аристея.

Аполлон никогда не был женат, но имел много любовниц.

Внешний вид

В литературе есть только несколько описаний Аполлона, но все они описывают его наилучшим образом. В художественных представлениях он появляется как молодой человек , чем отличается от большинства других богов-мужчин. Аполлон не носит бороду и обычно показан с короной из лавровых листьев на голове.

Символика

Есть много символов, связанных с Аполлоном, включая лук и стрелы, лиру и змею, являющиеся данью его битве с питоном. Он также связан со многими знаками, относящимися к его головным уборам. Ими являются лучи света, венки и лавровые ветви.

Цитата сообщения Мифы и Легенды * Аполлон

Аполлон

Аполлон (Антонио Канова)

Википедия

Аполлон (др.-греч. Ἀπόλλων), Феб (др.-греч. Φοῖβος, «лучезарный») — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель (за что его называли (Μουσηγέτης)), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).
В крито-микенских текстах его имя не встречается, согласно распространенной гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Алаксандуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю. В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. àπελάω «отвращающий» (волков, мышей, саранчу — в зависимости от эпитета). По Плутарху и В. Буркерту, от απέλλα «собрание», первый месяц дельфийского календаря назывался «апеллай».

Рождение и детство

Рождение Аполлона и Дианы (Marcantonio Franceschini (1648-1729)

Сын богини Латоны (Лето) и Зевса, брат-близнец Артемиды, внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия) (греч. δηλόω — являю), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей вступать на твердую землю. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света.

Латона и ее дети Аполлон и Диана (William Henry Rinehart (1825-1874)

Родился в седьмой день месяца, семимесячным. Когда он родился, лебеди с Пактола проделали семь кругов над Делосом и воспели его. Лето не кормила его грудью: Фемида кормила его нектаром и амброзией. Гефест принес ему и Артемиде в подарок стрелы.

Аполлон, убивающий Пифона * Аполлон, побеждающий Пифона

Пас быков Пифона. Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным (на четвёртый день после рождения) убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Там же он основал в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф.
За убийство Пифона был изгнан на девять лет в Темпейскую равнину. В возрасте 4 лет начал строить храм на Делосе из рогов кинфийских ланей, убитых Артемидой.

Основные мифы

Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.
Стрелу, которой убил циклопов, он сделал созвездием. Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар, но Лето упросила отдать его в услужение человеку. За убийство Киклопов был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного (в другом варианте — восемь лет службы были искуплением греха пролитой крови дракона Пифона)

Геракл сражается со Cмертью, чтобы спасти Алкестиду (Фредерик Лейтон)

и отдан в пастухи к царю Фессалии Адмету, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.
Вместе с Посейдоном воздвиг стены Трои, либо Посейдон воздвиг стены, а Аполлон пас быков.
Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла с Гектором и Ахилла с Парисом.

...и трижды сражал девяти браноносцев.
Но когда он, как демон, в четвертый раз устремился,
Тут, о Патрокл, бытия твоего наступила кончина:
Против тебя Аполлон по побоищу шествовал быстро,
Страшен грозой. Не познал он бога, идущего в сонмах:
Мраком великим одеянный, шествовал встречу бессмертный.
Стал позади и ударил в хребет и широкие плечи
Мощной рукой,- и стемнев, закружилися очи Патрокла.
Шлем с головы Менетидовой сбил Аполлон дальновержец...

Гомер Илиада (XVI, 784-793)


....До самых Скейских ворот преследовал Ахилл троянцев.
Он ворвался бы и в священную Трою, и она погибла бы, если бы не явился бог Аполлон. Грозно крикнув, остановил он Ахилла. Но не повиновался ему Ахилл. Он сам гневался на бога за то, что много раз спасал бог-стреловержец от него Гектора и троянцев. Ахилл даже грозил богу, что поразит его копьем. Неумолимый рок омрачил разум Ахилла. Он готов был напасть даже на бога. Разгневался Аполлон, забыл он и то, что обещал некогда, на свадьбе Пелея и Фетиды, хранить Ахилла. Покрывшись темным облаком, никому не зримый, направил он стрелу Париса, и поразила она Ахилла в пяту, куда только и можно было поразить великого героя. Смертельной была для Ахилла эта рана. Почувствовал приближение смерти Ахилл. Вырвал он из раны стрелу и упал на землю. Горько упрекал он бога Аполлона за то, что он погубил его. Знал Ахилл, что без помощи бога не может убить его никто из смертных. Еще раз собрался с силами Ахилл. Грозный, подобно умирающему льву, поднялся он с земли и сразил еще многих троянцев. Но вот похолодели его члены. Все ближе была смерть. Зашатался Ахилл и оперся на копье. Грозно крикнул он троянцам:
- Горе вам, погибнете вы! И после смерти буду я мстить вам!

Аполлон и Диана убиают детей Ниобы (Jacques-Louis David (1748-1825)

Аполлон вместе со своей сестрой Артемидой губитель детей Ниобы.

Состязание между Аполлоном и Марсием (Hendrick de Clerck (1560-1570-1630)

В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу. Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся захватить дельфийский треножник.
Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопонесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.
Научился искусству прорицания у Пана. Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии. Аполлон — пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом.

Кассандра

Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей.
Аполлон — пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен.
Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на стадо коров.

Аполлон и (Charles Meynier)

Покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз, и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Все певцы и лирники происходят от Аполлона и .
Весной и летом жил в Дельфах, осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето.
На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою.
Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды. Превращался в ястреба и льва.

Культ

В исследовательской литературе (У. Виламовиц, М. П. Нильссон, В. Л. Цымбурский) распространено убеждение в негреческом происхождении культа Аполлона. Очаг культа находился в Малой Азии, где он прослеживается со II тыс. до н. э. Однако есть гипотеза (О. Керн, Дж. Скотт) и об автохтонном дорийском происхождении культа.

Храм Аполлона в Дельфах

Храм Аполлона в Дельфах (Дельфийский Оракул)

Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона — пифия — давала предсказания.

Пифия (Джон Кольер
(John Maler Collier (1850-1934)

В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры). Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрел значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

Апполон и девять Муз на горе Геликон
(Attributed to Jan van Balen (1611-1654)

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Аполлон Кифаред

Атрибуты Аполлона — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище — Кифаред — «играющий на кифаре») или лира. Символы — олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк.
Основные места почитания — Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды, на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном, Аполлон основал святилище, где жрица-пифия (названная так по имени Пифона) предсказывала волю Зевса.
Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона.

Многие Аполлоны

Согласно речи Котты, Аполлонов было четверо:

* Сын Гефеста, хранитель Афин.
* Сын Корибанта, вступил в спор с Зевсом за Крит.
* Сын Зевса третьего и Лето, пришёл в Дельфы от гипербореев.
* В Аркадии, его называют Номион.

По Клименту, их шесть:

1. сын Гефеста и Афины,
2. сын Корибанта на Крите,
3. сын Зевса,
4. аркадский, сын Силена, он Номий,
5. Аполлон Ливийский, сын Аммона,
6. по Дидиму, ещё сын Магнета.

Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слезы стали янтарем.
Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона, либо коршуна. Ястребов египтяне посвящают Аполлону (точнее, соколов Гора).
Аполлон почитался в Тире.
Его называли «четвероруким» и «четвероухим».

В искусстве и науке

Афина Паллада посещает Аполлона на Парнасе (Arnold Houbraken (1660-1719)

Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): «Аполлон, убивающий ящерицу» (ок. 370 до н. э., скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (сер. IV в. до н. э., скульптор Леохар).

Аполлон, убивающий ящерицу
(Apollo Saurocton, Лувр)

Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражен и убит Зевсом.
Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эвмениды», сатировской драмы Софокла «Следопыты», трагедий Еврипида «Алкестида», «Орест». Существовала комедия Филиска Керкирского «Рождение Аполлона и Артемиды».
В философии Ницше Аполлоническое начало является одним из компонентов греческой культуры, символизирующем порядок, ясность и свет. Противоположное начало, выражено в образе Диониса
Именем Аполлона была названа программа пилотируемых космических полётов NASA, принятая в 1961 году. Программа Аполлон и высадка на Луну, осуществлённая в 1969 году, часто упоминаются как величайшие достижения в истории человечества.

Возлюбленные Аполлона

Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут.

(Jakob Auer)

Его отвергли , превращенная по её просьбе в лавр, Кассандра. Ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены родился сын Аристей, от Корониды — Асклепий, от муз Талии и Урании — корибантов и певцов Лина и Орфея.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением
(Александр Иванов (1806-1858)

Его любимцами были юноши Гиацинт и Кипарис, рассматриваемые как ипостаси Аполлона.

Юноши

* Адмет (сын Ферета).
* Аканф (версия). См. Список персонажей древнегреческой мифологии, чья родина неизвестна.
* Алкафой (царь Мегар).
* Амикл (сын Лакедемона).
* Атимний.
* Бранх.
* Гиакинф (сын Амикла).
* Гилл из Карии. См. Малая Азия в древнегреческой мифологии.
* Гименей (сын Магнета).
* Закинф. См. Мифы островов Ионического моря.
* Иапиг (сын Иасия).
* Иапис. Некий герой, возлюбленный Аполлона. Возможно, ошибка в рукописи вместо Иапига.
* Ипполит (сын Ропала). См. Мифы Сикиона и Флиунта.
* Карней.
* Кинир.
* Кипарис.
* Кларос.
* Орфей.
* Пар. Некий возлюбленный Аполлона Возможно, ошибка в рукописи, мог иметься в виду Парис.
* Потнией. Некий герой, возлюбленный Аполлона.
* Потуй. Некий возлюбленный Аполлона. См. Потнией.
* Проб. Некий возлюбленный Аполлона.
* Скефр (сын Тегеата). См. Мифы Аркадии.
* Форбант (сын Триопа).

Противоречия в мифологии наглядно проявляются в том, что персонажи в одних версиях называются сыновьями Аполлона, в других — его возлюбленными.

Женщины

* Амфисса. Возлюбленная.
* Герофила сивилла (кимская сивилла). Называет себя женой Аполлона.
* Гипсипила. Возлюбленная.
* Некая Зевксиппа именуется возлюбленной Аполлона.
* Исса (дочь Макарея).
* Клития. Обычно именуется возлюбленной Гелиоса, отождествляемого с Аполлоном .
* Ниса (дочь Адмета).
* Окироя.
* Профоя. Некая возлюбленная Аполлона.
* Некая Стеропа именуется возлюбленной Аполлона.
* Халкиопа (дочь Комета).
и многие другие. См. также ниже Потомство Аполлона.

Его отвергли:
богини Гестия, Кибела, Персефона, нимфа Аканфа, Алкиона-Марпесса, Болина, Грина, Дафна, Кассандра, Касталия, юноша Левкат, Синопа (версия).

Зооморфизм присущ Аполлону заметно меньше, чем Зевсу. В виде собаки он возлег с дочерью Антенора, в виде черепахи и змеи — с Дриопой.

Потомство Аполлона

* Агамед и Трофоний. От Эпикасты (версия).
* Агрей. От Евбеи (дочери Макарея).
* Агрей, Аутух, Номий. От Кирены.
* Акрефий.
* Амфиарай. От Гипермнестры (версия).
* Амфисс. От Дриопы.
* Амфифемид-Гарамант. От Акакаллиды (дочери Миноса).
* Аний. От Рео.
* Апий.
* Араб. От Вавилоны.
* Аристей. От Кирены.
* Асклепий. От Корониды или Арсинои.
* Бранх. (версия)
* Гектор. (версия)
* Гилаира и её сестра. (версия)
* Гименей. От Каллиопы (версия).
* Гриней. (версия)
* Дафнис. (версия)
* Дельф. От Келено, либо Фии, либо Мелены.
* Дий (отец Мелиты).
* Дор, Лаодок и Полипет. От Фтии.
* Дриоп. От Дии (дочери Ликаона)
* Евмолп. От Астикомы (версия).
* Евридика (жена Орфея). (версия)
* Зевксипп. От Гиллиды.
* Иалем. От Каллиопы.
* Иам. От Евадны (дочери Посейдона).
* Идмон. От Кирены, Антианиры или Астерии.
* Ион. От Креусы.
* Исмений и Тенер. От Мелии.
* Кентавр. От Стилбы (версия).
* Кеос. От Мелии.
* Кидон, Наксос, Оакс. От Акакаллиды (дочери Миноса).
* Кикн. От Фирии или Гириеи.
* Кикон. От Родопы.
* Кинир. От Пафы.
* Кирка. От Эфеи (версия).
* Кларос. От Креусы.
* Корон. От Хрисорои/Хрисорты.
* Лапиф. От Стилбы.
* Ликомед. От Парфенопы.
* Ликор. От Корикии.
* Лин. От Псамафы, либо Алкионы, либо Урании, либо Эфусы.
* Мараф.
* Мегарей. (версия)
* Меланей. От Пронои.
* Милет. От Ареи или Акакаллиды (дочери Миноса), или Дионы.
* Мопс. От Манто (версия).
* Оилей. От Уреи (версия).
* Онкий.
* Орфей. От Каллиопы (версия).
* Пан. От Пенелопы (версия).
* Парфенос. От Хрисофемиды.
* Патар. От Ликии.
* Пис, царь кельтов.
* Пифаей.
* Сир. От Синопы.
* Тельмисс. От дочери Антенора.
* Тенн. От Проклии (версия).
* Троил. (версия)
* Фагр. От Офреиды.
* Фемоноя. Из Дельф.
* Фестор. От Аглаи (версия).
* Филакид и Филандр. От нимфы Акакаллиды.
* Филаммон. От Филономы или Левконои.
* Херон. От Феро или Арны.
* Хрис. От Хрисеиды, по её лживому заявлению.
* Элевфер. От Эфусы.
* Эней (из Фракии). От Стилбы.
* Эпидавр. (версия)
* Эриманф.
* Эриопида. От Арсинои.
* Янус. От Креусы (версия).

А также:


* Гомер. От Каллиопы.
* Пифагор. От Пифаиды.
* Еврипид. От Клеобулы.
* Платон. От Периктионы.
* Селевк I. От Лаодики.
* Октавиан Август. От Атии. По слухам и Асклепиаду из Менды, Атия родила Октавиана Августа от Аполлона в виде дракона.

* Старшие Музы (Кефисо, Аполлонида и Борисфенида).
* Корибанты. От музы Талии или от Коры, либо 9 кирбантов от Ретии.
* Куреты. От данаиды Крессы.

Убитые Аполлоном

Аполлон и Марсий (Giovanni Francesco Romanelli (1610-1662)

Аполлон. Наказание Ниобы
(James Pradier (1790-1852)2

* Сыновья Амфиона и Ниобы (репродукцию см. выше )
* Алоады (версия).
* Амфилох (сын Алкмеона).
* Амфион.
* Аристодем. (версия)
* Ахилл (репродукцию см. выше ).
* Гигант.
* дракон Дельфиний (он же Пифон).
* Еврит (сын Меланея). (версия)
* Исхий.
* Каанф (сын Океана).
* Киклопы.
* Коронида. (версия)
* Крагалей. Превращен в камень.
* Лин. (версия)
* Марсий. С него содрана кожа.
* Мелеагр. (версия)
* Пифон (репродукции см. выше ).
* Порфирион (гигант). (версия)
* Раг (сын Пиера). Превращен в сорную траву.
* Рексенор (сын Навсифоя).
* Тельхины. В образе волка.
* Титий.
* Флегий.
* Форбант, вождь флегиев. Побежден Аполлоном в кулачном бою.
* Фронтис (сын Онетора). Кормчий Менелая.
* Эфиальт (гигант).

Эпитеты Аполлона

Аполлон-Кифаред

* Абей (Ἀβαῖος). По названию города Абы, известного храмом и оракулом Аполлона. en:Abaeus
* Агийей (Ἀγυιεύς, «уличный»). Эпитет Аполлона—покровителя улиц, его алтарь в Фивах.
* Актий (Ἄκτιος, «прибрежный»). Эпитет Аполлона. В Актии святилище акарнанов. В святилище Аполлона Актийского жертвоприношения начинаются с заклания быка в жертву мухам.
* Алей (Ἀλαῖος, «скитальческий»). Эпитет Аполлона.
* Атимний. Эпитет Аполлона.
* Афетей.
* Белен.
* Боэдромий (Βοηδρόμιος, «бегущий на помощь»). Эпитет Аполлона.
* Вакхий. Также эпитет Аполлона.
* Гебдомагет. (Ἑβδομαγέτης, «седмичник»). Эпитет Аполлона в Афинах.
* Гекат. Имя Аполлона у Гомера. Гекатоннесами называются островки между Азией и Лесбосом.
* Гекатебол. «Метатель стрел». Имя Аполлона у Гомера и Пиндара.
* Гекаэрг. Эпитет Аполлона у Гомера.
* Генетор. Эпитет Аполлона на Делосе.
* Гергифий. Эпитет Аполлона, по городу в Троаде.
* Гилат (Ὑλάτης, «лесной»). Эпитет Аполлона на Кипре. Его святилище в Курионе. en:Hylates
* Гипаей. («Коршун»). Эпитет Аполлона, ибо послал коршунов для спасения одного пастуха.
* Гиперборейский.
* Гортинский.
* Гриней. (Гринийский.) Эпитет Аполлона. Оракул в Гринии (Эолия, Малая Азия). Гринийскую рощу воспел поэт Корнелий Галл. В Гринейской роще спорили Калхант и Мопс.
* Делий (Δήλιος, «делосский»). Эпитет Аполлона.
* Дельфиний (Δελφίνιος). Эпитет Аполлона, связанный с Дельфами и убитым им змеем, либо с превращением в дельфина.
* Дидимей. См. Малая Азия в древнегреческой мифологии.
* Дионисодот. Эпитет Аполлона в деме флийцев. Ибо Аполлон собирает Диониса воедино и восстанавливает.
* Дримант. «Дубовый». Эпитет Аполлона в Милете.
* Дромий. «Бегун». Эпитет Аполлона, ему поклонялись критяне и македоняне.
* Евриал. По Гесихию, эпитет Аполлона.
* Зеринфийский. Эпитет Аполлона, его храм в устье Гебра близ храма Гекаты.
* Иатр. Также эпитет Аполлона.
* Ией. (Иэй.) Имя Аполлона.
* Исмений. Эпитет Аполлона. Статуя в Фивах из кедрового дерева работы Канаха.
* Карнейский.
* Кет. (Койт.) Эпитет Аполлона.
* Киллейский. Эпитет Аполлона.
* Кинеей. «Собачий». Эпитет Аполлона, потому что утащен собаками после рождения, но возвращен Лето.
* Кинфий. Эпитет Аполлона.
* Кипей. Эпитет Аполлона.
* Кифаред. Имя Аполлона.
* Кларосский.
* Левкадийский.
* Лесхинорий. Эпитет Аполлона.
* Ликейский. Эпитет Аполлона, связан с волками. Отсюда происходит название школы Аристотеля — Лицей
* Ликийский. См. Мифы Сикиона и Флиунта.
* Ликорейский. Эпитет Аполлона. Город у Парнаса также называют Ликурия.
* Локсий. Эпитет Аполлона. Неоднократно у Эсхила. По истолкованию Энопида, из-за наклонности движения Солнца.
* Малеат. Эпитет Аполлона.
* Маллоей. (Малоей.) Эпитет Аполлона, по священному месту на Лесбосе. Также эпитет в Киликии.
* Маниэй. («Рассветный»). Эпитет Аполлона. Его имя дают аргонавты острову
* Молосс. Эпитет Аполлона.
* Музагет. (Мусагет.) Эпитет Аполлона.
* Напайский. Эпитет Аполлона, по городу на Лесбосе.
* Номион. Эпитет Аполлона в Аркадии, аркадяне получили от него законы.
* Онкей. Эпитет Аполлона. Около священных дерев Аполлона Анкея Гея родила Ариона.
* Орхией. Эпитет Аполлона.
* Пагасейский. Эпитет Аполлона.
* Парнопий. «Изгоняющий саранчу». Эпитет Аполлона. У эолийцев в Азии один из месяцев называется Порнопион.
* Паррасийский. Эпитет Аполлона, святилище у горы Ликея в Аркадии.
* Пеан. (Иэ пеан.) Имя Аполлона. Имя Асклепия. Имя Гелиоса.
* Пеон. Имя Аполлона.
* Пиктес. («Кулачный боец»). Эпитет Аполлона у дельфийцев.
* Птой. Эпитет Аполлона.
* Сарпедонский.
* Ситалк. «Дарующий хлеб». Эпитет Аполлона в Дельфах.
* Скиаст. Эпитет Аполлона.
* Сминфей (Σμινθεύς, «мышиный»). Эпитет Аполлона. Его святилище в Тенедосе и Хрисе. Ибо мыши перегрызли тетивы у вражеских луков. Микен. si-mi-te-u «мышь» и имя божества.
* Тильфосский. Эпитет Аполлона.
* Трагийский. Эпитет Аполлона, по городу на Наксосе.
* Улий. «гибельный». Эпитет Аполлона у милетцев и делосцев. Согласно Ферекиду, Тесей на Крите принес обет Аполлону Улию и Артемиде Улии за свое спасение и возвращение.
* Фанет. Эпитет Аполлона.
* Феарий.
* Феб. Эпитет Аполлона.
* Феорий. (Теорий.) Эпитет Аполлона.
* Фимбрей. Эпитет Аполлона. Святилище Аполлона Фимбрейского у ворот Трои.
* Фермий. Эпитет Аполлона в Олимпии. На элейском наречии то же, что Фесмий.
* Филесий. Храм Аполлона. Назван от поцелуя Бранха или состязания мальчиков. В Дидимах статуя обнаженного Аполлона Филесия работы Канаха Старшего кон.6 в. до н. э..
* Филлийский. Эпитет Аполлона. Святилище в Филле (Фессалиотида). Эпитет из-за любви Аполлона к Бранху.
* Фирей (Тирей; Θυραῖος, «дверной»). Эпитет Аполлона как стража дверей.
* Форей. (Торей.) Эпитет Аполлона.
* Фурий. Эпитет Аполлона, его храм в Херонее. От имени матери Херона, либо потому, что здесь явилась Кадму корова. См. Феро.
* Хрисаор. Эпитет Аполлона у Гомера и Пиндара. В Тарсе есть священный меч Аполлона.
* Эглет. См. Мифы островов Эгейского моря.
* Экбасий. Эпитет Аполлона. Алтарь ему аргонавты возвели у Кизика.
* Эмбасий. («Береголюбец») Эпитет Аполлона, алтарь ему сооружают аргонавты.
* Эпикурий. («Помощник»). Эпитет Аполлона.
* Эпопсий. Эпитет Аполлона.
* Эрифибий. Эпитет Аполлона у родосцев. От медвяной росы (эрифибе).
* Эрифий. Эпитет Аполлона, в его храме на Кипре Афродита получила совет броситься с Левкадской скалы.

Также Аполлона отождествляют с Беленом, Гойтосиром, Гором, ликийцем Натри, италийским Сораном, в Этрурии Аплу.

Окружение Аполлона

* Алетея (en:Aletheia (mythology)). Кормилица Аполлона.
* Гекаэрг. Опид и Гекаэрг вывезли из Гипербореи две медные таблички, где изложены сведения о душах.
* Главка. Родила от Опида дочь Опиду.
* Кориталея. Кормилица Аполлона.
* Опид. Его жена Главка, дочь Опида. Опид и Гекаэрг вывезли из Гипербореи две медные таблички, где изложены сведения о душах.
* Фармак. По историку Истру, за похищение чаш в святилище Аполлона убит Ахиллом и его товарищами.

Его отвергли? Охранитель света, наук и искусств, бог-врачеватель, покровитель муз, путников и мореходов, предсказатель будущего служил обычным пастухом…и побеждал титанов.

Аполлон, Феб («лучезарный») - в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей , совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну).

Аполлон был прекрасным музыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия, живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса ; участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

Культ Аполлона был широко распространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм . Весной и летом жил в Дельфах , осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето. На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою. Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды. Превращался в ястреба и льва. Наряду с губительными действиями, Аполлону присущи и целительные; он врач и целитель, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. Первым стал врачевать глаза.

В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлон - Фоебус - указывает на чистоту, блеск, прорицание. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Дионисия, хотя это и божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - темного и слепого экстаза; но после 7 в. до н.э. образы этих богов стали сближаться - в Дельфах , им обоим устраивали оргии на Парнасе , сам Аполлон нередко почитался как Дионисий и носил отличительный знак Дионисия - плющ. Участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).

В честь самого Аполлона был построен первый в Греции храм по проекту самого Аполлона: чудесные пчелы принесли слепленный из воска образец и он долго витал в воздухе, пока люди не поняли замысел: основную красоту должны были создавать стройные колонны с прекрасными капителями в коринфском стиле. Тысячи людей со всех концов Древней Греции стекались в Дельфы , к подножию горы Парнас , месту обитания Аполлона и муз, чтобы спросить бога о своем будущем и будущем городов-государств, расположенных в Элладе . Жрица, пифия, так она называлась по имени змея Пифона, останки которого тлели в ущелье, вступала во внутреннюю часть храма Аполлона, она садилась на треножник и впадала в забытье от паров газа, который вырывался из расщелины скалы, находившейся под храмом.

Артемида была влюблена в Ориона. Однажды он плавал в море, а ревнивый Аполлон указал на «точку» далеко в волнах и сказал, что сестра не попадет в нее стрелой. Артемида выстрелила, а когда поняла, что наделала, - было поздно. Она оплакала возлюбленного и вознесла на небо, сделав созвездием.

Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия, и передавал вопрос очередного паломника. Слова едва доносились до ее сознания. Она отвечала отрывистыми, бессвязными фразами. Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему. Кроме оракула греков привлекали светлые и радостные службы богу. Огромное количество гимнов слагали и исполняли кифареды (играющие на кифаре) и хоры мальчиков и юношей. Вокруг храма произрастала красивая лавровая роща, которая нравилась паломникам. Лавровым венком был украшен Аполлон и те греки , которые побеждали в исполнении гимнов и в олимпийских играх , ведь в лавр превратилась прекрасная Дафна, которую полюбил Аполлон.

Его прославляли и собственные знаменитые дети: Асклепий - искусством врачевания и Орфей- замечательным пением. На острове Делос, родине Аполлона, один раз в четыре года устраивали празднества, в которых участвовали представители всех городов Эллады. Во время этих празднеств не разрешались войны и казни. Аполлону воздавали почести не только греки , но и римляне. В Риме был выстроен храм его имени и были учреждены гимнастические и артистические состязания, вековые игры, проводившиеся в Риме раз в 100 лет, которые длились 3 дня и 3 ночи.

Аполлон был одним из 12 богов Олимпа .

Миф о его рождении сообщает, что Аполлон был рождён на острове Делос . Любвеобильный Зевс совратил Лето (родители её были титаны), превратив себя в перепела, а Лето в перепёлку.

Лето разродилась близнецами, один из которых был Аполлон, а другой была Артемида . С тех пор остров Делос в Эгейском море, считается священным.
Для древних греков , Аполлон был богом Солнца и Света. Он защищал пастухов и их стада, охотников и моряков, особенно в дальних поездках. Это был бог, который защищал людей от преступлений, смерти или болезней. Считалось, что Аполлон был богом музыки и поэзии, отец Муз и, следовательно, покровителем всех искусств и ремесел.

Символы Аполлона - это лира, лук и стрелы, треножник, лебедь, ястреб, стервятник, ворон, волк, олень, коза, баран, лягушка, змея и т. д. Из растений - оливковое дерево, колосья и главным образом, лавр.

Аполлон был предсказателем будущего. В Дельфах , Аполлон основал известный оракул, где пифия (предсказательница) как жрица бога, предсказывала события.

Аполлон и Питон
Питон это огромная змея, страж оракула и святого источника, который охранял прорицалище некогда принадлежащее Гере, жене Зевса. Питон уничтожал всё живое на своём пути: убивал животных и людей, опустошал воды, пугал нимф.

Сразу же после рождения Аполлона, Гефест подарил ему лук и стрелы. Как только Аполлон возмужал, он отправился на расправу с питоном. Он решил освободить людей от чудовища и создать в Дельфах свое собственное святилище.

И вот понёсся лучезарный Аполлон по небу и издалека увидел огромное тело питона, обвивающее скалы святилища.

Юный Аполлон, нисколько не испугавшись свирепого питона, натянул тетиву лука, метко пустил золотую стрелу и с первого раза огромный змей был убит. Погребли тело питона в Дельфах. В честь победы над питоном, Аполлон устроил большой праздник , играя на золотых струнах кифары. Народ ликовал...

Аполлон и Дафна


Аполлон был горд своей победой над питоном. И однажды, встретив крылатого бога любви Эрота с луком и стрелами, шутливо его спросил: «Имея лук и стрелы, я убил страшного питона. А для чего ты носишь свои стрелы?».

На что Эрот решил дать ему горький урок. Золотую стрелу, которая вызывает любовь, он направил в сердце Аполлона, а другую стрелу, которая отталкивает любовь - в сердце нимфы Дафны.

Дафна, дочь бога реки, была известна своей красотой. Она беззаботно гуляла в лесах, любила охоту. Увидев её, Аполлон тот час влюбился в неё. Он хотел подойти к девушке, но она стала убегать от него. Юный красавец стал её догонять и Дафна воскликнула: «О боги, возьмите у меня мой образ, от него мне одни страдания!». И вдруг она превратилась в дерево - ноги стали корнями, тело стволом, руки стали ветвями, а волосы - листьями. Аполлон обнял дерево и со слезами на глазах, сказал: «Если ты не стала моей женой, будешь ты моим любимым деревом».
Так Дафна (лавр), стала священным деревом Аполлона.