Где и когда изобрели порох? Может ли что быть чистое от нечистого

За всю историю человечества было немало изобретений, которые полностью перевернули ход истории в те или иные моменты. Но единицы из них имеют значение планетарного масштаба. Изобретение пороха относится именно к таким редким открытиям, которые дали большой толчок к появлению и развитию новых отраслей науки и промышленности. Поэтому каждый образованный человек должен знать, где изобрели порох, в какой стране он впервые использовался в военных целях.

Предыстория появления пороха

Долгое время не утихали споры о том, когда изобрели порох. Одни приписывали рецепт горючего вещества китайцам, другие считали, что его изобрели европейцы, и только оттуда он попал в Азию. Трудно с точностью до одного года сказать, когда изобрели порох, но вот его родиной однозначно необходимо считать Китай.

Редкие путешественники, попавшие в Китай в Средневековье, отмечали любовь местных жителей к шумным весельям, сопровождавшимся необычными и весьма громкими взрывами. Самих китайцев это действо очень веселило, а вот европейцам внушало страх и ужас. На самом деле это был еще не порох, а просто бамбуковые побеги, брошенные в огонь. После нагрева стебли лопались с характерным звуком, который был очень похож на небесный гром.

Эффект от взрывающихся побегов дал почву для размышления китайским монахам, начавшим проводить эксперименты по созданию подобного вещества из природных компонентов.

История изобретения

Трудно сказать, в каком году китайцы изобрели порох, но существуют сведения о том, что уже в шестом веке китайцы имели представление о смеси нескольких компонентов, которая горит ярким пламенем.

Пальма первенства в изобретении пороха по праву принадлежит монахам даосистских храмов. Среди них было очень много алхимиков, которые постоянно проводили эксперименты по созданию Они соединяли различные вещества в разной пропорции, надеясь однажды найти верную комбинацию. Некоторые китайские императоры находились в тяжелой зависимости от этих снадобий, они мечтали получить вечную жизнь и не гнушались употреблением опасных смесей. В середине девятого века один из монахов написал трактат, в котором описывал практически все известные эликсиры и способы их применения. Но не это было самым важным - в нескольких строках трактата упоминался опасный эликсир, который внезапно загорелся в руках алхимиков, причинив им неимоверную боль. Погасить пламя не удалось, и за несколько минут сгорел целый дом. Именно эти данные могут поставить жирную точку в споре о том, в каком году изобрели порох и где.

Хотя вплоть до десятого-одиннадцатого века порох в Китае не производили массово. К началу двенадцатого века появилось несколько китайских научных трактатов с подробным описанием компонентов пороха и необходимую для горения концентрацию. Стоит уточнить, что когда изобрели порох, он был горючим веществом и не мог взрываться.

Состав пороха

После изобретения пороха монахи потратили несколько лет на определение идеального соотношения компонентов. После долгих проб и ошибок появилась смесь, названная "огненным зельем" и состоящая из угля, серы и селитры. Именно последний компонент стал определяющим в установлении родины изобретения пороха. Дело в том, что отыскать селитру в природе довольно сложно, но в Китае она в большом избытке находится в почве. Известны случаи, когда она выступала на поверхность земли беловатым налетом толщиной до трех сантиметров. Некоторые китайские повара добавляли селитру в пищу для улучшения вкусовых качеств вместо соли. Они всегда замечали, что попадание селитры в огонь вызывало яркие вспышки и усиливало горение.

О свойствах серы даосы знали довольно давно, ее часто использовали для фокусов, которые монахи называли "магией". Последний элемент пороха - каменный уголь всегда использовался для получения тепла при горении. Поэтому не удивительно, что эти три вещества стали основой пороха.

Мирное применение пороха в Китае

В то время, когда изобрели порох, китайцы даже не представляли, насколько великое открытие они сделали. Волшебные свойства "огненного зелья" они решили использовать для красочных шествий. Порох становился основным элементом хлопушек и фейерверков. Благодаря правильной комбинации ингредиентов в смеси, в воздух взлетали тысячи огней, которые превращали уличное шествие в нечто совершенно особенное.

Но не стоит считать, что, имея такое изобретение, китайцы не понимали его важности в военном деле. Несмотря на то что Китай в Средние века не являлся агрессором, он находился в состоянии постоянной обороны своих границ. Соседние кочевые племена периодически совершали набеги на пограничные китайские провинции, и изобретение пороха пришлось как нельзя кстати. С его помощью китайцы надолго закрепили свои позиции в азиатском регионе.

Порох: первое применение китайцами в военных целях

Европейцы долгое время считали, что китайцы не использовали порох в военных целях. Но на самом деле эти данные ошибочны. Существуют письменные подтверждения того, что еще в третьем веке один из знаменитых китайских полководцев сумел победить кочевые племена с помощью пороха. Он заманил врагов в узкое ущелье, где предварительно были заложены заряды. Они представляли собой узкие глиняные горшки, наполненные порохом и металлом. К ним вели бамбуковые трубки с пропитанными серой шнурами. Когда китайцы их подожгли, грянул гром, несколько раз отраженный стенами ущелья. Из-под ног кочевников полетели комья земли, камни и металлические куски. Страшное происшествие заставило агрессоров надолго покинуть пограничные провинции Китая.

С одиннадцатого по тринадцатый век китайцы совершенствовали свой военный потенциал с помощью пороха. Они изобретали все новые виды оружия. Врагов настигали снаряды, запущенные из бамбуковых трубок, и орудия, запускаемые из катапульты. Благодаря своему "огненному зелью" китайцы выходили победителями практически из всех сражений, а слава о необычном веществе разлетелась по миру.

Порох покидает Китай: арабы и монголы начинают изготавливать порох

Приблизительно в тринадцатом веке рецепт пороха попал в руки арабов и монголов. По одному из преданий арабы выкрали трактат, в котором было подробное описание пропорции угля, серы и селитры, необходимые для идеальной смеси. Для того чтобы получить этот драгоценный источник информации, арабы уничтожили целый горный монастырь.

Неизвестно, так ли это было, но уже в том же веке арабы сконструировали первую пушку со снарядами из пороха. Она была довольно несовершенна и часто калечила самих солдат, но эффект от оружия явно покрывал человеческие потери.

"Греческий огонь": византийский порох

Согласно историческим источникам, от арабов рецепт пороха попал в Византию. Местные алхимики немного поработали над составом и стали использовать горючую смесь, называющуюся "греческий огонь". Она успешно показала себя при обороне города, когда огонь из труб сжег практически весь флот противника.

Доподлинно неизвестно, что входило в состав "греческого огня". Его рецепт хранили в строжайшей тайне, но ученые предполагают, что византийцы использовали серу, нефть, селитру, смолу и масла.

Порох в Европе: кто изобрел?

Долгое время виновником появления пороха в Европе считался Роджер Бэкон. В середине тринадцатого века он стал первым европейцем, описавшем в книге все рецепты изготовления пороха. Но книга была зашифрована, и воспользоваться ею не представлялось возможным. Если вы хотите знать, кто изобрел порох в Европе, то ответом на ваш вопрос будет история

Он являлся монахом и занимался алхимией на благо своего В начале четырнадцатого века он работал над определением пропорций вещества из угля, серы и селитры. После долгих опытов ему удалось растереть в ступке нужные компоненты в пропорции, достаточной для взрыва. Взрывная волна чуть не отправила монаха на тот свет. Но его изобретение положило начало новой эры в Европе - эры огнестрельного оружия.

Первую модель "стреляющей ступки" разработал все тот же Шварц, за что и был посажен в тюрьму в целях неразглашения тайны. Но монаха выкрали и тайно перевезли в Германию, где он продолжил свои опыты по усовершенствованию огнестрельного оружия. Чем закончил свою жизнь пытливый монах, до сих пор неизвестно. По одной из версий, он был взорван на бочке с порохом, по другой, благополучно умер в весьма преклонном возрасте. Как бы то ни было, но порох подарил европейцам большие возможности, которыми они не преминули воспользоваться.

Появление пороха на Руси

К сожалению, не сохранилось источников, которые пролили бы свет на историю появления пороха на Руси. Самой популярной версией считается заимствование рецепта у византийцев. Так ли оно было на самом деле - неизвестно, но порох на Руси называли "зельем", и он имел консистенцию порошка. Впервые огнестрельное оружие использовали в конце четырнадцатого века во время осады Москвы Стоит отметить, что орудия не имели большой поражающей силы. Они использовались для устрашения врага и лошадей, которые от дыма и грохота теряли ориентацию в пространстве, что сеяло панику в рядах нападающих.

К девятнадцатому веку порох получил большое распространение, но его "золотые" годы были еще впереди.

Рецепт бездымного пороха: кто изобрел?

Конец девятнадцатого века ознаменовался изобретением новых модификаций пороха. Нужно уточнить, что на протяжении десятилетий изобретатели пытались усовершенствовать горючую смесь. Так в какой стране был изобретен порох без дыма?Ученые считают, что во Франции. Изобретатель Вьель сумел получить пироксилиновый порох, имеющий твердую структуру. Его испытания произвели фурор, преимущества нового вещества были сразу же отмечены военными. Так называемый бездымный порох имел огромную силу, не оставлял нагара и ровно горел. В России он был получен на три года позже, чем во Франции. Причем изобретатели работали независимо друг от друга.

Через несколько лет предложил использовать в изготовлении снарядов нитроглицериновый порох, обладающий абсолютно новыми характеристиками. В дальнейшем в истории пороха было множество модификаций и усовершенствований, но каждое из них было призвано сеять смерть на огромные расстояния.

До сегодняшнего дня военные изобретатели ведут серьезную работу по созданию совершенно новых видов пороха. Кто знает, возможно, с его помощью в будущем они кардинально изменят историю человечества еще не один раз.

представляет собой твердую взрывчатую смесь из измельченных кусочков угля, серы и селитры. При нагревании смеси первой (при 250 градусах) загорается сера, затем она поджигает селитру. При температуре около 300 градусов селитра начинает выделять кислород, благодаря чему происходит процесс окисления и сжигания смешанных с ней веществ. Уголь представляет топливо, доставляющее большое количество газов высокой температуры. Газы начинают расширяться с огромной силой в разные стороны, создавая большое давление и образуя взрывной эффект.

Первыми порох изобрели китайцы. Существуют предположения, что ими и индусами порох был открыт за 1,5 тысячи лет до Рождества Христова. Главной составной пороха является селитра, которой было достаточно в Древнем Китае. В местностях, богатых щелочами, встречалась она в самородном виде и походила на хлопья выпавшего снега. Селитру зачастую использовали вместо соли. При горении селитры с углем китайцы часто могли наблюдать вспышки. Китайский медик Тао Хун-цзин, живший в конце V-го — начале VI столетий впервые описал свойства селитры и ее начали использовать, как лечебное средство. Селитру часто использовали в своих опытах и алхимики.

Одним из первых образец пороха изобрел китайский алхимик Сунь Сы-мяо в VII веке. Приготовив смесь селитры, серы и локустового дерева и нагревая ее в тигле, он получил неожиданно сильную вспышку пламени. Полученный порох еще не обладал большим взрывчатым эффектом, потом его состав был усовершенствован другими алхимиками, установившими его основные составляющие: калиевую селитру, серу и уголь. Несколько веков порох применяли для зажигательных снарядов, получивших название «хо пао», что переводится, как «огненный шар». Метательная машина бросала подожженный снаряд, который, разрываясь, разбрасывал горящие частички. Китайцами были придуманы петарды и фейерверк. Набитая порохом бамбуковая палочка поджигалась и запускалась в небо. Позже, когда качество пороха улучшилось, его стали использовать, как взрывчатое вещество в фугасах и ручных гранатах, но еще долгое время не могли догадаться использовать силу газов, возникавших при горении пороха, для метания ядер и пуль.

Из Китая секрет изготовления пороха попал к арабам и монголам. Уже в начале ХIII века арабы, достигшие высочайшего мастерства в пиротехнике, устраивали изумительные по красоте фейерверки. От арабов секрет изготовления пороха попал в Византию, а затем и в остальную Европу. Уже в 1220 году европейский алхимик Марк Грек запишет рецепт пороха в своем трактате. Позже о составе пороха довольно точно напишет Роджер Бэкон, ему первому принадлежит упоминание о порохе в научных источниках Европы. Однако прошло еще 100 лет, пока рецепт пороха не перестал быть тайной.

Легенда связывает вторичное открытие пороха с именем монаха Бертольда Шварца. В 1320 году алхимик, проводя опыты, якобы случайно составил смесь из селитры, угля и серы и начал ее толочь в ступке, а вылетевшая из очага искра, попав в ступку, привела к взрыву, что явилось открытием пороха. Бертольду Шварцу приписывают идею использования пороховых газов при метании камней и изобретение одного из первых в Европе артиллерийских орудий. Впрочем, история с монахом, это скорей всего лишь легенда.

В середине ХIV века появились цилиндрические стволы, из которых стреляли пулями и ядрами. Оружие было поделено на ручное огнестрельное и артиллерийское. В конце ХIV века из ковали стволы крупного калибра, предназначенные для стрельбы каменными ядрами. А самые крупные пушки, названные бомбардами, отливали из бронзы.

Несмотря на то, что в Европе порох был изобретен намного позже, именно европейцы сумели извлечь из этого открытия наибольшую пользу. Следствием распространения пороха было не только бурное развитие военного дела, но и прогресс во многих других областях человеческих знаний и в таких сферах человеческой деятельности, как горное дело, промышленность, машиностроение, химия, баллистика и многое другое. Сегодня это открытие используют в ракетной технике, где порох используют в качестве топлива. Можно с уверенностью сказать, что изобретение пороха является важнейшим достижением человечества.

Закоптелыми и обветшалыми стоят врассыпную по оврагам и косогорам утлые баньки, нарочно выставленные из порядка прочих деревенских строений, готовые вспыхнуть как порох, непрочные и недолговечные. По всем внешним признакам видно, что об них никто не заботился и, изживая недолгий век в полном забросе, бани всегда имеют вид зданий, обреченных на слом. А между тем их задымленные стены слышат первые крики новорожденного русской крестьянской семьи и первые вздохи будущего кормильца-пахаря. Здесь, в жарком пару, расправляет он, когда придет в возраст, натруженные тяжелой работой члены тела и смывает трудовой пот, чтобы, освеженным и подбодренным, идти на новые бесконечные труды. Сюда несет свою тоску молоденькая девушка, обреченная посвятить свои силы чужой семье и отдать свою волю в иные руки; здесь в последний раз тоскует она о родительском доме накануне того дня, когда примет «закон» и благословение церкви. Под такими тягостными впечатлениями в одном из причетов, засчитывающих баню-парушу в число живых недоброхотов, выговорилось про нее такое укоризненное слово:

На чужой то, на сторонушке,
На злодейке незнакомой:
На болоте баня рублена,
По сырому бору катана,
На лютых зверях вожена,
На проклятом месте ставлена.

Укоры справедливы. Несмотря на то, что «баня парит, баня правит, баня все исправит», - она издревле признается нечистым местом, а после полуночи считается даже опасным и страшным: не всякий решается туда заглянуть, и каждый готов ожидать какой-нибудь неприятности, какой-нибудь случайной и неожиданной встречи. Такая встреча может произойти с тем нечистым духом из нежити, который, под именем баенника, поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся. Всему русскому люду известен он за злого недоброхота. «Нет злее банника, да нет его добрее», - говорят в коренной новгородчине под Белозерском; но здесь же твердо верят в его всегдашнюю готовность вредить и строго соблюдают правила угодничества и заискивания.


Верят, что баенник всегда моется после всех, обыкновенно разделяющихся на три очереди, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: «он» накинется - станет бросаться горячими камнями из каменки, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, т. е. задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час дух считает своим и позволяет мыться только чертям: для людей же банная пора в деревнях обыкновенно полагается около 5–7 часов пополудни.


После трех перемен посетителей, в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Если кто-нибудь в это время пойдет париться в баню, то живым оттуда не выйдет: черти его задушат, а людям покажется, что тот человек угорел или запарился. Это поверье о четвертой роковой банной «смене» распространено на Руси повсеместно.


Заискивают расположение банника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар чер-нукgt; курицу. Когда выстроят, после пожара, новую баню, то такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и в таком виде закапывают в землю под порогом бани, стараясь подгадать время под чистый четверг. Закопавши курицу, уходят из бани задом и все время отвешивают поклоны на баню бессменному и сердитому жильцу ее. Банник стремится владеть баней нераздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про то, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта, кроме разве сибирских бродяг и беглых, которым, как известно, все на свете нипочем. Идущий же на заработки и не имеющий, чем заплатить за ночлег, предпочитает выспаться где-нибудь в стогу, под сараем, под ракитовым или можжевелевым кустом. Насколько баенник высоко ценит прямую цель назначения своего жилища, видно из того, что он мстит тем хозяевам, которые это назначение изменяют. Так, во многих северных лесных местностях (напр., в Вологод. губ.) в баню вовсе не ходят, предпочитая париться в печках, которые занимают целую 1/3 избы. Бани же здесь хотя и существуют, но благодаря хорошим урожаям льна, и по причине усиленных заграничных требований этого продукта, сбываемого через архангельский порт, они превращены в маленькие фабрички-трепальни и чесальни.


Тех, кто залезает в печь, баенник, помимо власти и разрешения домового, иногда так плотно заставляет заслонкой, что либо вытащат их в обмороке, либо они совсем задохнутся. Не любит баенник. также и тех смельчаков, которые хвастаются посещением его жилища не в указанное время. Так как на нем лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то в его же праве наводить угар на тех, кем он недоволен. На такие случаи существует много рассказов.


Нарушающих установленные им правила и требования баенник немедленно наказывает своим судом, хотя бы вроде следующего, который испытал на себе рассказчик из пензенских мужичков. Как-то, запоздавши в дороге, забрался он, перед праздником, в свою баню, после полуночного часа. Но, раздеваясь, второпях вместе с рубахой прихватил с шеи крест, а когда полез на полок париться, то никак не мог оттуда слезть подобру-поздорову. Веники так сами собой и бьют по бокам. Кое-как, однако, слез, сунулся в дверь, а она так притворена, что и не отдерешь. А веники все свое делают - хлещут. Спохватилась баба, что долго нет мужа, стала в оконце звать - не откликается, начала ломиться в дверь - не поддается. Вызвонила она ревом соседей. Эти пришли помогать: рубили дверь топорами - только искры летят, а щепок нет. Пришла на выручку баба-знахарка, окропила дверь святой водой, прочла свою молитву и отворила. Мужик лежал без памяти; насилу оттерли его снегом.


Опытные люди отвращают злые наветы своих 6а-енников тем вниманием, какое оказывают им всякий раз при выходе из бани. Всегда в кадушках оставляют немного воды и хоть маленький кусочек мыла, если только не мылись щелоком; веники же никогда не уносят в избу. Вот почему зачастую рассказывают, как, проходя ночью мимо бани, слышали, с каким озорством и усердием хлещутся гам черти и при этом жужжат, словно бы разговаривают, но без слов. Один прохожий осмелился и закричал: «Поприбавьте пару!» - и вдруг все затихло, а у него у самого мороз побежал по телу, и волосы встали дыбом.


Вообще, шутить с собой баенник не позволяет, но разрешает на святках приходить к нему завораживаться, причем самое гаданье происходит следующим образом: гадающий просовывает в двери бани голую спину, а баенник либо бьет его когтистой лапой (к беде), либо нежно гладит мохнатой и мягкой, как шелковая, большой ладонью (к счастью). Собрались о святках (около Кадникова, Вологод. губ.) девушки на беседу, а ребята на что-то рассердились на них, - и не пришли. Сделалось скучно, одна девка и говорит подругам:


Пойдемте, девки, слушать к бане, что нам баенник скажет.


Две девки согласились и пошли. Одна и говорит:


Сунь-ка, девка, руку в окно: банник-от насадит тебе золотых колец на пальцы.


А ну-ка, девка, давай ты сначала сунь, а потом и я.


Та и сунула, а банник-от и говорит:


Вот ты и попалась мне.


За руку схватил и колец насадил, да железных: все пальцы сковал в одно место, так что и разжать их нельзя было. Кое-как выдернула она из окна руку, прибежала домой впопыхах и в слезах, и лица на ней нет от боли. Едва собралась она с такими словами:


Бог, девушки, смотрите, каких банник-от колец насажал. Как же я теперь буду жить с такой рукой? И какой банник-от страшный: весь мохнатый и рука-то у него такая большая и тоже мохнатая. Как насаживал он мне кольца, я все ревела. Теперь уж больше не пойду к баням слушать.


В сущности банник старается быть невидимым, хотя некоторые и уверяют, что видали его, и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете и в русском мире такое неисчислимое количество лет.


Впрочем, хотя этот дух и невидим, но движения его всегда можно слышать в ночной тишине - и под полком, и за каменкой, и в куче свежих неопаренных веников. Особенно чутки к подобным звукам роженицы, которых но эгсй причине никогда не оставляют в банях в одиночестве: всегда при них неотлучно находится какая-нибудь женщина, если не сама бабка-повитуха. Все твердо убеждены, что баенник очень любит, когда приходят к нему жить родильницы до третьего дня после родов, а тем паче на неделю, как это водится у богатых и добрых мужиков. Точно так же все бесспорно верят, что банища - места поганые и очень опасные, и если пожару придется освободить их и очистить, то ни один добрый хозяин не решится поставить тут избу и поселиться: либо одолеют клопы, либо обездолит мышь и испортит весь носильный скарб. В северных же лесных местах твердо убеждены, что баенник не даст покоя и передушит весь домашний скот: не поможет тогда ни закладка денег в углах избяного сруба, ни разводка муравейника среди двора и тому подобное.

Примечания:

Напр., трудно представить себе любой большой русский город, в котором не указывали бы на дома, населенные чертями и покинутые по причине разных проказ нечистой силы, производящей шум и возню, швыряющей камнями, щепой, песком, и т. п.

Во Владимирской губ., между прочим, держится такое поверье, что мыться в банях не грешно только мужним женам, а вдовам и девицам грешно, - «но, если с молитвой, то и им прощается».

Сообщивший этот случай прибавляет, что местные крестьяне считают рассказ вполне достоверным.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

А.С. Пушкин. Бесы (1830)

Читаешь светский журнал или газету: легко и приятно читается, легко всему верится. Но возьмись читать духовный журнал или книгу, особенно церковную, или начнешь читать молитвы иногда - станет тяжело на сердце, и сомнение тебя будет мучить, и неверие, и какое-то омрачение и отвращение. Многие в этом признаются. Отчего это бывает? Не от свойства, конечно, самых книг, а от свойства читающих, от качества их сердец, и - главное - от диавола, врага человеческого, врага всего священного: он вземлет слово от сердца их [Лк. 8, 12]. Когда читаем светские сочинения, мы не трогаем его, и он нас не трогает. Как примемся за священные книги, начнем мыслить о своем исправлении и спасении, тогда мы идем против него, раздражаем его, мучим его злобу, и вот он нападает на нас и взаимно мучит нас, - что же делать? Не бросать же доброго дела, душеполезного чтения, молитвы, а надо терпеть и в терпении спасать свою душу. В терпении вашем стяжите души ваша [Лк. 21, 19], говорит Господь

Святой праведный Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе.

Часть IV . Нечистая сила как «источник знания»

Инфернальный мир и нечистая сила

Те «духовные существа», с которыми вступают в общение оккультисты, в Священном Писании называются «бесами», «демонами», «падшими духами», «падшими ангелами», «духами злобы» и т.д. В этом мире «падших духов» есть своя иерархия. «Высшие должности» принадлежат тем, кого Священное Писание называет «дьявол» и «сатана». Слово «дьявол » в переводе с греческого означает «клеветник», «наветник», «обольститель». Слово «сатана » еврейского происхождения, означает: «противник», «коварный», «враждебный», «обольститель», «губитель». Понятия «дьявол» и «сатана» очень многогранны. Их разные стороны раскрываются в Священном Писании через названия: «князь мира сего » (Ин. 12:31); «Люцифер » (Мф. 9:34; 25:41; Ин. 8:44; 1 Ин. 3:8; Апок. 12:9; 20:2); «князь бесовский » (Мф. 9:34; 12:24); «Велиар » (2 Кор. 6:15); «веельзевул » (Лк. 11:15); «искуситель » (Мф. 4:3); «обольститель » (Апок. 12:9) и т.д. Сферу обитания перечисленных «субъектов» часто называют «инфернальным миром» - миром падших духов.

В народе довольно часто многообразную совокупность обитателей «инфернального мира» называют просто - «нечистой силой». Особенно это выражение распространено у славянских народов.

Святые Отцы хорошо изучили свойства демонов. Так, по мнению святителя Игнатия Брянчанинова , «духи в своих действиях гораздо свободнее, в способностях гораздо развитее, нежели люди». Подытоживая высказывания Святых Отцов, священник Родион следующим образом описывает основные свойства и способности обитателей того мира, с которым общаются оккультисты: «Как мы видим из всего вышеприведенного, бесплотные духи, сотворенные из более тонкого вещества, чем человек, изначально наделены способностью оказывать сильное влияние на материальный мир, кроме того, они имеют несравненно большие знания об устроении и законах вселенной, владеют средствами, позволяющими им преодолевать законы вещественного мира».

Взгляд на «тайное знание»: Иоганн Вольфганг Гёте и Михаил Булгаков

В данном случае я опираюсь на Святых Отцов, хорошо понимающих природу «тайного знания» и «духовного общения» тех, кто находится вне Церкви. Впрочем, те, кто не привык к чтению Святых Отцов, могут освежить в памяти всемирно известное произведение немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832) «Фауст». В этой драме в художественной форме описаны отношения между Фаустом, занимающимся поиском «тайного знания», и представителем мира «духовных» существ Мефистофелем. Для тех, кто не в курсе, сообщу: Фауст, по мнению исследователей, - реальное лицо, жившее в Германии в 16 в. Он занимался черной магией, вступил в договор с дьяволом. Вокруг него стали складываться фантастические рассказы. В 1587 г. во Франкфурте-на-Майне вышла народная книга о докторе Фаусте. Цель этой книги была назидательная. Через пять лет английский драматург Кристофер Марло написал пьесу «Трагическая история доктора Фауста».

Между прочим, пьесу Гёте часто называют «философской трагедией». - Не случайно. Ведь Фауст в пьесе изначально был ученым и философом, потратившим многие годы на поиски истины. И уже находясь в весьма зрелом возрасте, этот ученый разочаровывается в возможности найти истину с помощью традиционной науки. Он утратил веру и в науку, и в Бога. Вот тут-то, когда главный герой драмы оказался в состоянии уныния и отчаяния, к нему и подобрался дьявол в образе черного пуделя. Между дьяволом (Мефистофелем) и Фаустом заключается договор, согласно которому наш герой продает дьяволу душу в обмен на выполнение любых желаний. Как это похоже на ситуацию в науке и философии, когда многие представители этой интеллектуальной сферы деятельности, разочаровавшись в позитивном знании, захотели метафизического, тайного знания. И вступили на скользкий путь мистицизма. Желания у Фауста в дальнейшем были всякие, и плотские, и душевные. Но все-таки по-прежнему на первом месте была тяга к знанию.

Далее я не будут пересказывать трагедию Гёте. Скажу лишь, что в конце драмы Бог спасает Фауста из лап Мефистофеля. Таков «happy end» («счастливый конец») пьесы. И все-таки она по духу ближе к драме или трагедии. Спасение Фауста никак не вытекает из всего повествования пьесы. Оно может быть объяснено лишь психологическими причинами: Гёте, вероятно, считал Фауста своим прообразом. Соответственно, автору пьесы не хотелось гибели своего двойника.

Некоторые подробности из биографии самого писателя: Гёте в молодости увлекался мистикой и оккультизмом. В 1780 году он был принят в масонскую ложу «Амалия» . Гёте был горячим сторонником масонства (иллюминатов) до последних дней жизни, сочиняя для своей ложи гимны и речи. Обладал высочайшими степенями посвящения в системе строгого масонства. В 1813 году у гроба покойного брата Виланда поэт произнёс в масонском храме знаменитую речь «В память брата Виланда». А каково было отношение Гёте к христианству? - Самое негативное. Вот такой фрагмент из биографии писателя, изложенный архимандритом Рафаилом Карелиным: «Для Гете наиболее близким философом был Гегель, их связывало взаимное уважение, почти дружба. Однако Гете выразил свое неудовольствие тем, что Гегель был награжден гербом, изображающим сову (аллегория мудрости) и крест. Гете настаивал, чтобы знак креста был уничтожен, как не соответствующий идее мудрости... Гете заслужил похвалу от Энгельса не за свои труды по естествознанию или художественные произведения, а за то, что слово «Бог» было для него непереносимо и вызывало нечто вроде психической аллергии... Свое отношение к христианству Гете выразил в поэме «Коринфский гость»; там он писал, что христианство уничтожило любовь и дружбу между людьми, что смерть Христа была началом потока крови. Язычество вызывало у него восторг, как истинная красота и человечность. Поэма «Коринфский гость» заканчивалась призывом - «к нашим древним полетим богам».

Автор пьесы по духу был мистиком. В своем произведении он попытался показать ограниченность позитивной науки (драма родилась на свет как раз в то время, когда в Европе благодаря философам воцарилась атмосфера безоглядной веры в науку). «Фауст» - уникальное произведение художественной литературы, поскольку оно одновременно претендует на то, чтобы быть серьезным философским трудом. Недаром «Фауст» называют «философской драмой». Гетевский «Фауст» подвиг многих именитых философов на написание работ по темам, поднятым в драме. Это немец Ф. Шеллинг («Философия искусств»), американец Р.У. Эмерсон («Гёте как писатель»), немец О. Шпенглер («Закат Европы») и другие.

Кому сложно читать «Фауста», могут прочитать (или перечитать) нашего Михаила Булгакова . Михаил Афанасьевич в «Мастере и Маргарите» вернулся к теме, поднятой немецким писателем Гёте. Судя по всему, и Гёте, и Булгаков сумели так ярко и детально раскрыть тему взаимоотношений человека, озабоченного поиском «тайного знания», и потусторонним миром, поскольку сами были вовлечены в общение с тем миром. Драма «Фауст» Гёте и роман «Мастер и Маргарита» Булгакова - наглядные пособия по теме гностицизма, в первую очередь, «практического».

Однако, в них много недосказанного. И даже по-своему привлекательного (оба произведения обладают определенным магизмом, способным воздействовать на неподготовленные души). Сами авторы с симпатией относятся к своим героям. Приведу фрагмент анализа романа «Мастер и Маргарита» христианским автором Валерием Карпуниным : «Булгаков своим романом по существу проповедует Мысль, что между добром и злом нет резкого разграничения. Более того, Воланд предстает перед читателями в виде хоть и сумрачного, но, в конечном счете, «положительного» героя - эдакого немного усталого от своей мудрости философа, наделенного сверхчеловеческими силами. А свита Сатаны-Воланда - адские силы - представляет собой вообще «компанию» обаятельнейших симпатяг. Достаточно вспомнить убийцу Азазелло, кота Бегемота, штукаря-регента, ведьму Геллу...Булгаков сам для себя мотивировал представление адских сил в виде, так сказать, «положительных героев», «положительных величин»...» .

Уж если читать произведения Гёте и Булгакова, то лучше вместе с трудами Святых Отцов, которые объясняли те опасности, которыми грозит увлечение «тайным знанием». Эта угроза, впрочем, осознавалась еще до христианства. Ветхий Завет, в частности, содержит множество предупреждений и запретов на занятия магией. В частности, во Второзаконии читаем: « ...не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это...» ( Втор. 18:10 ).

Философия самоубийства

Выше я сказал, что Фаусту повезло: вопреки логике, он был спасен Богом. А Мефистофель проиграл. Что же, хотя «Фауст» называют «философской драмой», все-таки это художественное произведение. Автор имеет право определять судьбу своих героев. В реальной жизни все по-другому. Ни писатели, ни философы не могут отменить или изменить приговор высшего судьи - Бога. В реальной жизни договоры с Мефистофелями исполняются. Дьявол забирает душу философа. Иногда дьявол добивается того, что приговор исполняет сам философ. Каким образом? - Совершая самоубийство. Более того, философы даже побеспокоились о том, чтобы под это подвести «философское обоснование».

Это сделал известный французский писатель и философ ХХ века Альберт Камю . Он решил «вывести на чистую воду» своих коллег по цеху, заявив, что философы обходят стороной самые главные вопросы. В своем эссе «Миф о Сизифе » говорит о том, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Чем-то такая постановка вопроса перекликается с шекспировским вопросом: «Быть или не быть?». По Камю, самоубийство - один из способов борьбы с абсурдом бытия, один из методов познания мира. «Дойдя до своих пределов, ум должен вынести приговор и выбрать последствия. Таковыми могут быть самоубийство и возрождение». Но просто самоубийство так же абсурдно, как и сама жизнь, не имеющая цели (смысла). А вот смерть-самопожертвование - есть деяние с гармонизирующей основой. Самоубийство как бунт против непознаваемости мира бесплодно, ибо «самоубийство есть полная противоположность бунта, так как предполагает согласие... На свой лад самоубийство тоже разрешение абсурда, оно делает абсурдной даже саму смерть». Философию Камю можно назвать суицидной.

Нам известны многочисленные случаи, когда философы суицидным способом пытались «постичь истину». Оказывается в античной философии было множество самоубийц: Луций Анней Сенека ; Тит Лукреций Кар ; Диоген Синопский; Демокрит; Анаксагор; Эмпедокл. Но и в Новое время их хватает. Например, немецкий философ 19 века Филипп Майнлендер. В своей книге «Философия Освобождения» («Die Philosophie der Erlösung») он формулирует мысль, что обыкновенный человек боится перспективы небытия, но «мудрец прямо и радостно смотрит в глаза абсолютному уничтожению», поскольку оно соответствует цели жизни каждого отдельного человека и логике свёртывания бытия в целом. Майнлендер пишет заключительное слово к своей книге, в нем он полемизирует с немецким пессимистом Эдуардом фон Гартманом , которого он считал неудачливым эпигоном великого Шопенгауэра . Вот последние слова этого «Заключительного слова»: «Как костер в мерцании начинающегося утра, так и Ваша философия растворилась в учении Шопенгауэра, который впервые научно исследовал бессознательное. Поэтому Вашу философию путали со светом восходящего солнца. Но сейчас рассвело, и ошибка стала ясна. Философия, которая раньше освещала темную ночь человечества как высоко-горящий огонь - индийский и античный пантеизм - превратилась теперь в догорающий уголь: никакого света больше. Прощайте!» 1 апреля 1876 года 34-летний философ Филипп Майнлендер получил из типографии только что отпечатанные авторские экземпляры своей книги. И тут же решил опытно проверить идею своего кумира Шопенгауэра о «бессознательном». Через несколько минут философ болтался в петле под потолком.

Вот еще более резонансное самоубийство. Речь идет о Поле Лафарге (1842-1911) - известном французском политике, философе и экономисте. Это один из крупных теоретиков марксизма. Более того, он - зять самого Карла Маркса, муж его дочери Лауры . Поль Лафарг и его жена Лаура неоднократно заявляли, что как только наступит старость, мешающая им полноценно заниматься политической и идейно-теоретической деятельностью, они покончат жизнь самоубийством. В 1911 году они сдержали своё слово, приняв цианистый калий . Лафарг оставил предсмертное политическое письмо, опубликованное 4 декабря 1911 года в газете «L"Humanité » .Вот имена еще некоторых философов-самоубийц ХХ века: немец Вальтер Беньямин (1892-1940); французы Ги-Эрнст Дебор (1931-1994) и Жиль Делёз (1925-1995). На этих примерах видно, что занятия философией не безопасны.

Философия сумасшедшего дома

Один из немногих философов, который вошел в ограду Церкви и сумел по-новому взглянуть на философию, - Валерий Карпунин . Он опубликовал сборник своих статей и выступлений под названием «Христианство и философия». В нем есть небольшое эссе «Философия как сумасшедший дом». Приведу выдержку: «Все разговоры, в том числе и философские споры и дискуссии, напоминают картинку из сумасшедшего дома. «Философское самозамыкание» теории на самой себе - очень напоминает замыкание на самом себе мелкого чиновника Поприщина - героя «Записок сумасшедшего» Н.В.Гоголя. Его самозамыкание, как мы помним, привело его к мнению, что он является королем испанским. Примерно такими же «королями испанскими» являются многие философы».

Было бы еще полбеды, если бы философы сходили с ума тихо. Подобно Диогену, который пребывал в своей бочке, максимально дистанцируясь от людей (бочка Диогена - образ отшельнического образа жизни философа). Но ведь многие «любители мудрости» вещают с высоких кафедр, выпускают книги миллионными тиражами, становятся кумирами телеэфира. Конечно, им в этом кто-то сильно помогает. Такая философская деятельность далеко не безобидна. Она инфицирует больными идеями большие массы людей. Ее разрушительный эффект сопоставим с атомным оружием. Конечно, любой настоящий философ по определению должен своими взглядами отличаться от среднестатистического человека. Это могут быть отклонения интеллектуального, морально-нравственного и ценностного порядка. Они при всем этом могут не выходить за пределы норм медицины (психиатрии).

Но, как выясняется, некоторые интеллектуально-нравственные отклонения связаны тесным образом с отклонениями психиатрического порядка. Далеко не всегда можно понять, где в этой паре причина, а где - следствие.

Приведу два самых известных примера такой тесной взаимосвязи из истории философии и истории психиатрических заболеваний. Во всех списках «великих сумасшедших» мы обязательно найдем эти два имени - Жан-Жак Руссо и Фридрих Вильгельм Ницше.

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) входит в список выдающихся французских философов эпохи «Просвещения». Я этих «просветителей» уже не раз упоминал. Далеко не во всех философских учебниках можно найти интимные подробности жизни этого «великого» философа, связанные с его психическим состоянием. Когда он находился в расцвете своих творческих сил, ему был поставлен диагноз паранойи. Внешние проявления болезни - мания преследования. Были еще кое-какие проявления, о которых даже не очень удобно говорить.

Свои «великие» произведения «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании» философ писал, уже находясь в состоянии душевного заболевания. Мало ли что может наговорить или написать больной человек? Но дело в том, что указанные произведения изучаются студентами в курсах философии. Более того, идеи больного Руссо взяты на вооружение нашими государственными мужами. Уже четверть века нам твердят о правовом демократическом государстве как «национальной идее». А ведь эта идея взята из работы Руссо «Об общественном договоре». А реформа системы образования в России проводится на основе идей Руссо, изложенных в «Эмиле, или О воспитании».

О немецком философе Фридрихе Ницше (1844-1900) мы уже не раз упоминали. Это очень серьезный «пациент». Официальный диагноз - ядерная «мозаичная» шизофрения. В быту болезнь философа называли одержимостью. В биографиях Ницше мы можем найти описания таких проявлений болезни, как помрачение рассудка, провалы памяти, мания величия. Лишь один пример мании величия: Ницше писал и разбрасывал в больших количествах записки с текстом: «Через два месяца я стану первым человеком на земле». Не буду далее углубляться в медицину.

В состоянии психического нездоровья Ницше находился последние двадцать лет своей жизни, из них 11 лет он пребывал в психиатрических лечебницах. Именно в этот период жизни он написал большинство своих «гениальных» работ. В том числе «Так говорил Заратустра». Чем же заразил человечество «великий» Фридрих? - Идеей, что «Бог умер». А если умер, то все можно. Отсюда идея «сверхчеловека», который становится на место бога. Отсюда оправдание новой морали, оправдывающей любые средства для получения власти. Отсюда идея: «Падающего подтолкни» (слабый должен погибнуть, сильнейший победить). Как известно, философия Ницше была взята на вооружение Гитлером и III Рейхом. Эта философия одержимого философа стала «теоретическим обоснованием» убийства миллионов и миллионов людей. Судя по всему, эта философия востребована и сегодня. Один небольшой штрих картины нашей недавней истории. Когда в СССР началась «перестройка», это отразилось на ассортименте книг, продававшихся в нашей стране. Я помню, что в конце 1980-х гг. (уже и тысячелетие крещения Руси отметили) Библию можно было купить только из-под полы. А вот работа Ницше «Так говорил Заратустра» уже была на прилавках книжных магазинов.

Таким образом, философы не только сами живут в сумасшедшем доме. Они активно участвуют в превращении всего мира в сумасшедший дом. Правда, у сумасшедших философов есть свои адвокаты. Например, Рудольф Штайнер много раз повторял мысль, что настоящий эзотерик и мистик - всегда сумасшедший. Видимо, себя он также относил к этой категории.

Что делать человеку, который попал в корпорацию «профессиональных философов, который стала сегодня большим сумасшедшим домом? Вот ответ Валерия Карпунина: «Как же быть? Как «вылечиться»? Существует ли психотерапия, которая поможет нам выйти из философского сумасшедшего дома, если мы - не дай Бог! - чуда попадем? Несомненно, такой выход есть! Этим выходом является решительный отказ от философского самозамыкания, решительный выход из пределов бесплодного и безблагодатного философского умствования, выход из границ самозамкнутости в рамках безумных философских теорий. И куда же мы должны выйти? Мы должны выйти в полноту реальности, обратиться к высшей Полноте Реальности, которой является, конечно же, Бог».

Философы и прочие «мыслители» как агенты «нечистой силы»

Очевидно, что люди, духовно не подготовленные и не имеющие необходимой защиты со стороны Бога (т.е. те, кто находится вне Церкви), могут оказаться очарованными и загипнотизированными тему чудесами и способностями, которые демонстрируют падшие духи. Не очень часто они являются людям «лицом к лицу». Преимущественно они действуют через своих «агентов влияния», снабжая их всем необходимым. В том числе «тайным знанием», продвижением по карьерной лестнице, славой, «нужными» людьми, деньгами и способностями производить эффекты.

Но, прежде всего, духи снабжают своих агентов новыми порциями «тайных знаний». Способы передачи «знаний» - разные. Начиная от сновидений, «озарений» и «откровений» и кончая диктовкой текстов (подобно тому, как учитель диктует текст диктанта школьникам). Я уже выше говорил о том, что Ницше получал «озарения» во время приступов своей психической болезни. Написание текстов под диктовку голосов «сверху» называется «автоматическим письмом». Известно, что Елена Блаватская создала свои произведения «Тайная доктрина», «Разоблаченная Изида» и другие работы методом автописьма. Способностью к «автоматическому письму» обладал Владимир Соловьев , который, по свидетельству современников, был «пассивным медиумом » . Рудольф Штайнер имел «дар» ясновидения. И даже имел тайные встречи с...Христом. Прямо как Савл (будущий апостол Павел), который, как мы знаем из «Деяний Апостолов», на своем пути в Дамаск общался с Сыном Божиим. Ю. Воробьевский сравнивает эти встречи: «Но вот одно отличие. «Спасителя» Штайнер вызывал на контакт сам - с помощью медитации. Постигший «науку тайноведения», он не понимал, что с ним происходит на самом деле. Этот «мудрец» писал, что на высшем уровне посвящения человек должен пережить «диссоциацию воли, чувств и мышления, физическим проявлением которой является сумасшествие». Да, «вершиной» духовного развития несчастного стало то, что через него начал говорить и действовать «архангел Михаэль»».

А вот знаменитый Карл Юнг (1875-1961) - философ и один из отцов-основателей аналитической психологии, продолжатель дела Зигмунда Фрейда. Из воспоминаний Юнга мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья. Вот он задает своему «духовному руководителю» «крылатому Филимону» вопросы своим собственным голосом, а отвечает фальцетом своего женского существа - анимы , вот в его дом стучат мёртвые крестоносцы... Психотерапевтическая техника «активного воображения» Юнга предусматривала общение с «духовным» миром и вхождение в транс .

Немалую роль в реализации планов «духов злобы поднебесной» играют философы как «агенты влияния». Между прочим, они не только «агенты влияния», но также «агенты-вербовщики». Им надо сделать все возможное для того, чтобы человек вышел за пределы ограды Церкви и, таким образом, оказался во власти демонов. Для этого философы бегают вокруг церковной ограды и показывают христианам разные «фокусы» и «интеллектуальные игрушки», которые суть фетиши падшего разума. Некоторые наиболее смелые и наглые пытаются проникнуть на территорию Церкви и соблазнять христиан своими «фокусами» и «игрушками», находясь в непосредственном с ними контакте. Это уже еретики. В начале христианства такие наглые и навязчивые «агенты» «духов злобы поднебесной» заполнили церковное пространство. Это были гностики. Христианство оказалось в смертельной опасности. С большим трудом, но их удалось выпроводить за пределы церковной ограды. Сегодня, судя по многим признакам, внутрь церковной ограды опять проникают «агенты влияния» со своими ересями, которыми они заражают и священников, и священноначалие, и монашество, и представителей богословской науки, и простых христиан. Причем многие ереси представляют различные модификации гностицизма. Ситуация крайне серьезная, как в первые века христианства.

И тут мы вновь обратимся к формуле Бэкона: «Знание - сила». Еще раз повторим: Бэкон был не просто философом. В первую очередь, он был оккультистом (главный розенкрейцер своего времени). Следовательно, он не мог не быть «агентом влияния» нечистой силы. И, действуя в интересах своих «хозяев», продвигать те знания, которые нужны нечистой силе. То есть знания «лжеименные». Знания, источником которых была и остается нечистая сила.

Может ли что быть чистое от нечистого?

А может ли что быть чистое от нечистого? - Конечно, нет. Это о «посвященных» и «избранных», поклонниках «тайного знания» сказал евангелист и апостол Иоанн: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8: 44). Философия и наука, «эмансипировавшиеся» от Бога, лишь ретранслируют и усиливают лжеименные знания, полученные от своих «хозяев». Разрушительный потенциал лжеименного знания возрастает на порядки благодаря изобретенному «усилителю». Со времен Бэкона эта сила, прикрываясь вывесками «прогресса», «просвещения» и «науки», непрерывно разрушала человека, общество и природу. Она свергала монархов, делала революции, осмеивала и преследовала Церковь, уничтожала государства, развращала молодежь, перемалывала природу, развязывала войны, калечила и убивала миллионы людей, превращала человека в животное. Наука, а вместе с тем и техника, рядясь в тогу «благодетеля человечества» пытаются убедить нас, что научно-технический прогресс (НТП) делает нас счастливее, приближают мир к «светлому будущему». Ничуть не бывало! НТП, опирающийся на лжеименное знание, может сеять лишь смерть. Смерть духовную и физическую. Спаситель сказал, что «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые » (Мф. 7:18). В контексте нашего разговора - «худое дерево» - наука и философия, которые имеют в качестве корня лжеименное знание. Это такое же «худое дерево», как то, которое стояло в центре Эдемского сада и называлось «древом познания добра и зла». На том дереве висели зрелые и на вид очень красивые яблоки. Первые люди вкусили яблока с этого худого дерева, которое, как выяснилось, было отравленным. Это была первая вселенская катастрофа в истории человечества, которая, как известно, закончилась изгнанием первых людей из рая. Сегодня человечество стоит на пороге последней в земной истории вселенской катастрофы. Источник ее все тот же - «худое дерево» и отравленные плоды. Сегодня это не яблоки, а «плоды», или «достижения» научно-технического прогресса.

НТП: «троянский конь» из «инфернального мира»

О разрушающем эффекте НТП еще в конце 19 века очень убедительно писал русский мыслитель Константин Леонтьев . Он писал о разрушающих эффектах, как духовного порядка, так и социального и физического. Леонтьев обращает внимание на то, что слово «прогресс» вообще стало ключевым в лексиконе либералов, которые не только приветствовали этот самый «прогресс», но и пытались его обосновать «научно». В 40-е годы 19 века в Россию с Запада начали проникать различные социологические теории (своей социологии у нас тогда еще не было). Вместе с этими теориями в Россию попало и это мало знакомое русскому человеку слово «прогресс». «Прогресс» - от латинского progressus . Оно, в свою очередь, происходит от глагола progredi - «идти вперед». Так вот, Леонтьев обращает внимание на то, что либералы толком не могут объяснить, что значит движение «вперед». А то, что им кажется движением «вперед», есть движение к пропасти. Технический прогресс - мощный ускоритель движения человечества к концу своей земной истории. Технический прогресс - лишь одна из разновидностей этого движения «вперед». Леонтьев его тесно связывает с прогрессом научным, социальным, экономическим, промышленным. В свое время в полемике с Марксом и его правоверными последователями социалист Эдуард Бернштейн (1850-1932) бросил такую фразу «Движение все, цель ничто ». Представляется, что эта фраза очень хорошо описывает идеологию «прогрессистов» (сторонников прогресса).

Основным предметом критики Леонтьева является даже не сам прогресс (любой), а та «философия», которую либералы создали для объяснения и обоснования этого феномена.

Во-первых , адепты прогресса рассматривают прогресс как процесс бесконечный. А это, по мнению Леонтьев, уже есть ересь, которая находится в непримиримом противоречии с догматикой христианства. Земная человеческая история конечна. Об этом говорит Священное Писание. Наиболее ярко эта идея выражена в Откровении от Иоанна (Апокалипсисе). Впрочем, Леонтьев создал свою оригинальную «натуралистическую социологию». В рамках этой социологии он приходит, опираясь на рационалистические методы познания мира, к тому же самому выводу.

Во-вторых , апологеты прогресса уповают на то, что с помощью достижений в области науки и техники можно построить что-то наподобие «рая» на земле. Это не меньшая ересь, известная уже в христианстве первых веков под названием «хилиазм» (вера в тысячелетнее Царство Божие на земле). Распространение подобных иллюзий способствует «размыванию» христианства, люди отходят от Христа и начинают поклоняться «прогрессу». Преклонение перед прогрессом, упование на достижения науки и техники, а не на Бога - совсем не «рационализм», как некоторые наивно полагают, а опасная форма религиозного сознания. В христианстве вектор человеческой жизни определяется такой понятной целью, как Бог. В либерализме с его абстрактным «прогрессом» ориентиры человеческой жизни сначала размываются, а потом и вовсе исчезают. Человечество начинает блуждать впотьмах. Отход человека от Бога ведет к ослаблению тех скреп, которые обеспечивали целостность общества. Религиозный суррогат под названием «технический прогресс» разрушает общество, возникает социальная энтропия, хаос, анархия, «пугачевщина».

НТП - своеобразный «иллюзион» с конечным эффектом «разбитого корыта », о котором писал еще гениальный А.С. Пушкин . Только в реальной жизни мы видим не сказочную старуху, а обычного человека, причем из самых разных классов и сословий (Леонтьев назвал такого человека, живущего на Западе, «средним европейцем»). А свои желания такой человек адресует не «золотой рыбке», а «техническому прогрессу», который не менее эфемерен и обманчив, чем эта самая рыбка. Одна из основных работ К. Леонтьева по проблеме технического прогресса - «Епископ Никанор о вреде железных дорог, пара и вообще об опасностях слишком быстрого движения в жизни». Епископ Никанор - современник Леонтьева и его единомышленник в оценке научно-технического прогресса. Епископ, в частности, отмечает: «Таким образом, железная дорога, в существе дела, нигде и не возвысила благосостояния, чувства довольства, покоя и счастия, напротив, породила всюду тревогу, потребность в средствах жизни, погоню за наживою ».

Да, отдельные технические новшества могут создавать потрясающие эффекты, демонстрировать большие скорости, высокую производительность, комфорт и прочие удобства и удовольствия. Епископ Никанор этого не отрицает. Но общий вывод его при этом несколько неожидан: цена этих технических достижений непомерно высока . Цена даже чисто материальная, без учета цены нравственной, духовной, эстетической. Вот рассуждение владыки: «Скажите, увеличила ли эта быстрота сообщения внешнее благосостояние людей? По-видимому, напр., железные дороги строятся для увеличения благосостояния. Я скажу, как и сказал, что они строятся для удовлетворения потребностей. И удовлетворяют им - это правда. Но удовлетворяют, пропорционально же увеличивая самые потребности, увеличивая тем, что усложняют жизнь более и более, так что жизнь становится дороже, затруднительнее и требовательнее. Этому доказательство в том печальном повсюдном опыте, что везде на Руси, где пока не было железных дорог, там жизнь была проще и дешевле ».

Жестокий век чистогана и корысти не привык вообще принимать в расчет эстетические ценности. Об этом почти в каждой своей работе пишет К. Леонтьев. Об этом же говорит и епископ, подчеркивая, что технический прогресс достигается ценой разрушения красоты Божьего мира: «Кроме того, где прошла по широте русской земли безлесная пустынная гладь, там прощай поэзия старины, поэзия наших отцов и дедов да еще и нашей собственной юности. Наши дети не поймут скоро поэтического выражения «не шуми ты, темный лес, зеленая дубровушка», равно не поймут и всего неисчерпаемого запаса как мифологической, так и позднейшей поэзии, основанной на таинственной, то возвышающей, то грозной, то прелестной внушительности повсюдных, еще недавно непроходимых, лесных чащ. А это будет огромным истощением душевных сокровищ нашего поэтического народа. Куда девалась эта тысячеголосая восхитительная песнь хвалы Богу, песнь птичьих и всяких животных голосов, какою гремели еще так недавно неисходные зеленые цветущие чащи в прелестные майские утра? В могильное, глухое безмолвие погружается теперь оголяемая тупою корыстью пустынная русская земля. Эта корысть скоро убьет самый вкус к прелестям природы, как убивает самую красоту природы». Эстет Леонтьев постоянно подчеркивает, что красота земли постоянно напоминает человеку о Боге. Уничтожение этой красоты ослабляет и без того уж ослабшую связь человека с Творцом, приближая тем самым конец земной истории. Наконец, епископ Никанор затрагивает еще один аспект проблемы технического прогресса. Условно его можно назвать геополитическим . Впрочем, также духовно-богословским . Речь идет о том, что железные дороги, телеграф и многие другие технические достижения активизируют международное общение, способствуют интернационализации жизни. «Опасно, как бы земля не стала скоро походить на всемирный паутинник, который опутывает весь земной шар, в котором плавает только отощалый всеядный человек, как голодный паук, не имый кого и что поглотити, так как сам же он пожрал, побил, истерзал все живое на поверхности всей земли. Эти железнодорожные линии не похожи ль на нити всемирной паутины?..». Более чем за век до появления интернета, который сегодня многие называют «всемирной паутиной» наш русский архиерей уже все это прозорливо предугадывал. И речь здесь идет не просто об экономической интернационализации (глобализации). Эта «всемирная паутина», состоящая сегодня из транспортных коммуникаций, телефона, интернета, невидимых финансовых связей, крайне напоминает ту картину, которая описана в Откровении от Иоанна (Апокалипсис) накануне прихода антихриста. Технический прогресс, находящийся преимущественно под контролем либералов, расчищает стези антихристу. Леонтьев особо обращает внимание на приведенный выше отрывок речи епископа, называя технический прогресс инструментом «вавилонского всесмешения». А делая общую оценку мыслей епископа, Константин Николаевич говорит: «Это луч божественного света в сатанинском хаосе индустриального космополитизма» .

Дальше Леонтьев в этой статье продолжает рассуждения о пагубности технического прогресса конкретно для России. Она, все еще остается православной страной, но не ищет своего самобытного пути, а некритично заимствует все подряд у католического и протестантского Запада. Заимствует технические новшества, научные идеи, культуру, социальные теории и т.п. Технический прогресс, как считает Леонтьев, - проявление космополитизма. Россия заимствует у Запада «машины, пар, телеграфы, эгалитарную свободу, демократические парламенты и т.д .», все это - «орудия всесмесителъного разрушения».

А вот размышления на тему НТП священномученика архиепископа Илариона (Троицкого). Более 100 лет назад владыка предсказывал, сколь кровавыми будут плоды технического прогресса для России и всего мира: «А несет ли с собою счастье прогресс человечества, оторванный от Бога и от Церкви? Большими, гигантскими прямо шагами идет человечество по пути прогресса. Может быть, уже близится та блестящая эпоха, когда откроются воздушные рейсы и акционерные компании станут перевозить на громадных воздушных кораблях кладь и пассажиров. Но станет ли оттого человек более счастливым? Смело можно ответить: нет, счастливее он не будет. Залетают по воздуху корабли, и в чистой воздушной стихии откроется такая же беспощадная война, какая ведется теперь на суше и на море. Появятся воздушные миноносцы и броненосцы. В непроглядной тьме грозовых туч и под голубыми сводами девственно чистого неба раздастся грохот орудий; стоны и проклятья и громкие крики победы нарушат священную тишину заоблачных стран, а на землю с высоты неба польется алая кровь все того же страдающего и умирающего несчастного человека. Разве это не характерно для современного прогресса, что новая эпоха воздухоплавания сразу вступила в союз с военным ведомством? Еще не научились летать, а уже по новому георгиевскому статуту и у нас на Руси положена награда тому, кто с аэроплана нанесет наибольший вред неприятелю. Летательные аппараты прямо приспособляются к военным целям, а завод Круппа искусно отливает грозные пушки для стрельбы по дирижаблям и аэропланам. Повторяется старая глубоко трагическая история: искали химики и алхимики жизненного эликсира для продления жизни, а открыли порох для уничтожения и без того краткой жизни. Кажется, порой, что человечество со своим пресловутым прогрессом вертится в каком-то заколдованном кругу».

Есть ли альтернатива этому бесовскому кругу? - Тот же Иларион Троицкий заключает: «А тот прогресс, которым так кичится наш гордый век, большой цены в очах христианина не имеет, потому что христианин прежде всего задает вопрос: какая польза для вечности, для спасения души? При ответе на этот вопрос очень часто первые оказываются последними. Кто ближе к Богу и Царству Небесному: гордый ли завоеватель воздуха, который несется с головокружительной быстротой и устанавливает мировой рекорд, или смиренная убогая старушка, едва бредущая с котомкой за плечами по тропинке к Сергию Преподобному?».

Заключение

Кончу тем, с кого начал. Я имею в виду «гениального» философа Ф. Бэкона. Он широко известен как отец-основатель философии позитивизма. Многие называют его виднейшим английским «просветителем» (по аналогии с французскими философами-просветителями). Может быть, с учетом изложенных соображений, нам стоит по-новому взглянуть на «гениального» Бэкона, а заодно и всю философию (не только позитивную) с ее фетишем «знания»? Мы также отметили, что Ф. Бэкон - идейный отец-основатель США (это государство принципиально нового, масонского типа, было создано по проекту, изложенному в «Новой Атлантиде»). Не это ли доказательство того, что идеи философов могут «овладевать массами»? Проще говоря, делать целые народы «бесноватыми»? Разве бесовские идеи Ф. Ницше , усиленные «бесноватым» фюрером Адольфом Гитлером , не сделали в 30-е и 40-е годы прошлого века большую часть немцев «бесноватыми»?

Все мы помним историю о бесах, которые обитали в стране Гадаринской и вселились в стадо свиней. А затем это стадо сбросилось с обрыва в море (Мк. 5: 1-14; Лк. 8:26-33; Мф. 8: 28-32). Так и бесовские идеи Бэкона и многих других философов вселились в нынешние народы. К этим идеям вполне применимы слова Евангелия: «Имя - им легион ». И подобно гадаринским свиньям сотни миллионов (даже миллиарды) забесовленных людей несутся к обрыву своей жизни, а народы - к обрыву мировой истории.

В заключение приведу слова апостола Павла : «...сам сатана принимает вид ангела, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их » (2 Кор. 11: 14-15). Под определение «служителей сатаны», которые «принимают вид служителей правды», сегодня без всякой натяжки попадают представители современной позитивной науки и философии, порвавшие с Богом. Им уготован такой же конец, как и гадаринским свиньям.

См.: Свящ. Родион. Люди и демоны. - Киев, 2003.

Святитель Игнатий Брянчанинов. Прибавление к слову о смерти. - СПб., 1881, с. 182

Свящ. Родион. Люди и демоны. - Киев, 2003, с. 16.

Архимандрит Рафаил (Карелин). Векторы духовности. - М., 2003 (цит. по: Юрий Воробьевский. Бумагия (М. Булгаков и другие неизвестные). - М.: 2012, с. 155).

По ходу скажу, что в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» есть сюжет разговора Ивана Карамазова с чертом. Судя по всему, он также навеян «Фаустом» Гёте.

Валерий Карпунин. Христианство и философия. // «О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с христианской точки зрения» (http://philosophica.ru/hrist/77.htm).

«Альберт Камю о самоубийстве» (http://bibliotekar.ru/encSuicid/6.htm)

Валерий Карпунин. Христианство и философия. // «Философия как сумасшедший дом» (http://philosophica.ru/hrist/77.htm).

Желающих узнать подробности адресую к статье Анны Старобинец «10 сумасшедших, которые нас заразили» (http://expert.ru/russian_reporter/2008/08/top_10_sumasshedshih/).

Подробности см.: Анна Старобинец. 10 сумасшедших, которые нас заразили. (http://expert.ru/russian_reporter/2008/08/top_10_sumasshedshih/).

Валерий Карпунин. Христианство и философия. // «Философия как сумасшедший дом» // http://philosophica.ru/hrist/77.htm).

Юрий Воробьевский. Бумагия (М. Булгаков и другие неизвестные). - М.: 2012, с. 155.

Константин Леонтьев. Славянофильство и грядущие судьбы России. - М.: Институт русской цивилизации, 2010, с. 275.

Там же, с. 274-275.

Там же, с. 275.

Там же, с. 269.

Там же, с. 276.

Архиепископ Иларион (Троицкий). Без Церкви нет спасения. - М.: Сретенский монастырь, издательство «Знамение», 1999, с. 300-301.

Там же, с. 299.

«Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много» (

Из книги: Фольклор Новгородской области: история и современность / Составитель О.С. Бердяева. - Издательский дом «Стратегия», 2005. - 352 с. - (Золотая коллекция). ISBN 5-9234-0055-3.

Записи проводились в Новгородской области преподавателями и студентами университета с середины 60-х годов ХХ века до настоящего времени.

НЕЧИСТАЯ СИЛА

1.
Мой двоюрдный брат дружил с одной девушкой с другой деревни. Шел с Полы он и дошел за Борки, там маленько на горку поднимешься, там лесочек. Ему вышла эта девушка. Стала его куда-то звать:
- Давай посидим на печь.
Вот он ка-ак ухнул прям в воду, а садился - всё хорошо, а упал в воду. А девушка потерялась.
Шел он поздно, водочку часто ходил пить…

2.
Мой дядя был в ребятах, ходил в чужую деревню. Ну вот, ехал с чужой деревни в свою, и шли два мужика сзади, попросили подвезть. Он взял на запятки. Сажал в сани, но они не сели. Потом лощадь остановилась. Он начал ее понукать и матюгом! Сглянул назад, а тех двоих-то уж и нету, а лошадь стоит у пролуби. Нечистая сила то была. Шишки те двое были, нечистый дух. Раньше шишки путали людей.

3.
Мой дядя ходил в чужую деревню гулять с девушкой. И шел в полночь оттудова. Ну вот. И там сидела на лавине: волоса длинная. Наверное, русалка. Он спугалсе и кашлянул. Она прыгнула в воду. Она уж была, русалка. Кому ж еще? Он спугался, и уж потом ночью бросил туда ходить.

4.
Вот море. У этого моря дорога большая проходит. У этого моря косили.
С этого моря выскакивал неизвестно кто:
- Ой, долго суженого нет.
Где не бывши идет мужчина и говорит, что дальше не могу идтить, я здесь искупаюсь. А ему и говорят:
- Ой, миленький, тут нельзя купаться, тут выскакивал как человек и кричал, что суженого нет.
- Как хотите, я не могу идтить.
Они решили на руках его нести, тут у них на руках он и умер.

5.
Было в байне как чудилось, когда после мужиков ходили в третий пар. Раньше-то всё чудилось.
Одна женщина пошла в третий пар мыться и не помылась. Пришла в байны, а там крик, визг. Открыла дверь, а там дерутся. Нечистая сила. Убежала домой голая, бельё оставила.

6.
Дом один сгорел. В которую ночь сгорел, в ту ночь домовой вышел из этого дома в одиннадцать часов. Всё оглядывался и ревел: «У-у!..».
А соседка видела его в белом халате и побоялась сказать, предупредить хозяев, что гореть будете. И ночью сгорел двухэтажный дом. Всё сгорело. Сами в окошко выскочили и не знают, как и от чего загорелось.

7.
Жила такая бабка, она водилась с нечистой силой. Это черти и есть. Она заживо говорила детям, что в этом доме не живите, пока не умру. Им чудилось в этом доме. Она не рассказывала, как чудилось.
Ну вот, я, говорит, умру, так вы с этого дома уходите вон. И вскоре время она повесилась: её затянула нечистая сила. И они этот дом продали, перешли в новый.

8.
Один дедка ходил по миру. Староверы говорили:
- Вот к этой бабке идти, она пустит.
Ну вот, он пришел, просится. Она и говорит:
- С радостью бы тебя пустила, да у меня напротив родиха, мне нужно бабничать.
Он сказал, что пойдешь, перво посмотри в окошко, увидишь чудо, но не говори ничего родихе.
Она пришла, поглядела в окошко - там висит парень удавленный. Потом зашла в избу, приняла она роды и этой тетке ничего не сказала. Этакой дед-то и говорит:
- Это судьба евона в петли висела.
И вот народился у ней мальчик. Красивый, здоровый рос. Исполнилось ему восемнадцать годов, он и повесился.
Вот и говорят, что судьба, верно, его такая.

9.
Приехала знакомая на Украину. Просила переночевать. Пустили. У хозяйки на причине корова была. При хозяйке домового не было в доме, как уйдет на двор, так он являся: волоса черные, длинные, сам в сером кафтане. И все гнал женщину вон:
- Уходи ты с этого дому, тебе здесь не место.
Это давно было. Я была еще молоденькая. Мне 12 было, а теперь уж 70. И ей пришлось уйтить на другую квартиру. И там жила все время. Ей хорошо было.

10.
Были сын и дочка уехавши на каникулы домой. В Боровичах они училися. Ну и муж звал жену, что пойдем к поезду встречать. Она боялась дом оставить: денег много было. Ну, он только успел выйтить, как ходила такая страшная, длинная, руки черные, волоса черные, длинные. И взяла ее под запазухи. И три раза в потолок подняла. И у ней на голове образовалась шишка. И говорит, что, мол, не видала, когда она от меня удалилась. Когда является хозяин с детям, она лежала на полу без сознания. Когда она взошла в сознание, он спрашивает:
- Лиза, что с тобой?
Она сказала:
- Нечистая сила была пришедцы.
Он сказал:
- Да полно те, воры приходили.
Сделал обыск и никого не нашел, везде двери как заперты были, так и оставши заперты.

Черт и крестьянин

Стриг как-то крестьянин овец. Проходил мимо черт, удивился.
- Что ты делаешь? - спрашивает.
- Да вот шерсть стригу, - отвечает хозяин.
- А я не смог бы шерсть стричь?
- Отчего же нет?
Пришел черт домой, и очень ему захотелось шерсть стричь. Но овец у него не было, только свиньи были. Поймал черт свинью, связал ей ноги и принялся ее стричь. Визжит свинья, будто ее режут, да и шерсти никакой на ней нет. Надоело это черту, отпустил он свинью, плюнул и сказал в сердцах:
- Вот уж вправду: много шуму, а толку никакого.

Черт и портной

Однажды черт говорит портному:
- Ты, когда шьешь, время у хозяина крадешь.
- Не краду я время у хозяина, - отвечает портной, - я по честному работаю.
- Нет, крадешь время, - стоит на своем черт.
- Да как же я краду? - удивляется портной.
- А вот так и крадешь, - отвечает черт, - потому что короткими нитками шьешь.
И пошел черт к хозяину:
- Твой портной, - говорит, - у тебя время крадет и шьет медленно. А вот я бы в два раза быстрее пошил.
Стал хозяин портного ругать. Не понравилось это портному, позвал он черта:
- Покажи, как это ты вдвое быстрее шить будешь.
- Ну и покажу, - отвечает черт, - только ты должен скроить из одинаковой материи два одинаковых кафтана.
Пошли они к хозяину и договорились, что он даст материал на два кафтана. Портной скроил кафтаны. Условились они начать шить в одно время. Вдел черт в иголку нитку длинную-предлинную, а портной вдел короткую. Вот портной сидит и шьет, только нитку за нитку в иголку вдевает, а черт все одной шьет. Как проколет материю иглой, так из избы на улицу выбегает, чтобы нитку протянуть. А нитка путается, никак черт с ней не справится.
Сшил портной кафтан и спрашивает черта:
- Ну, кончил ты уже шить своей длинной ниткой?
Черт головой качает:
- Нет, не трать ты время, когда короткими нитками шьешь.
С тех пор черт никогда не говорил, что портной от работы бегает.

Черт и охотник

Отправился однажды охотник на охоту и вдруг встретил черта. Увидел черт у охотника ружье и спрашивает:
- Ты зачем эту штуковину с собой таскаешь?
- А это трубка моего деда, - ответил охотник.
Пристал черт к охотнику: дай и дай ему из такой трубки затянуться.
Согласился охотник. Насыпал он пороху и дроби и говорит черту:
- Ну, готовься, сейчас покуришь, только рот открывай пошире.
Сунул черт дуло в рот, а охотник спустил курок. Черт еле на ногах удержался.
- Ну и трубка! - говорит. - Только мне курить расхотелось.
И пошли они каждый своей дорогой. А черт с тех пор больше не просил покурить ни у кого, все про дедову трубку вспоминал.

Умные артисты

У одного крестьянина в амбаре завелись черти, и никак не могли их оттуда выгнать. Как-то ненастным вечером постучали к нему в дом два бродячих артиста и просятся переночевать.
- В дом я вас пустить не могу, - говорит хозяин. - Если хотите, ночуйте в амбаре, только там по ночам черти собираются.
Взяли они у крестьянина мешок и пошли в амбар. Там распороли мешок снизу и оба в него влезли, да так, что с концов из мешка головы торчали. Легли и заснули. А около полуночи - вдруг шум, возня. Целый амбар чертей набился. Вдруг один из чертей увидел мешок и позвал остальных чертей.
Собрались черти, удивляются: что это за зверь с двумя головами? Никак понять не могут. Послали трех чертенят в пекло к самому старому черту за советом. Привезли они его. А он такой старый, что труха с него сыплется, а глаза ничего не видят почти. Поглядел черт на мешок и говорит:
- Много в жизни я повидал, много где побывал, но такого чудного зверя не видел. Погубит он наше племя, бежать надо отсюда!
Бросились вон черти, только звон пошел. И с тех пор больше их в амбаре не было, да и во всей деревне их не видели с того времени.

Глупый черт

Пас как-то паренек у озера свиней. Сидит на берегу и веревку вьет. Вдруг видит: черт из озера вылезает. Спрашивает его черт:
- На что тебе эта веревка?
- А я ею черту рыло стяну! - отвечает паренек.
Испугался черт:
- Неужели ты такой сильный?
Прикинулся паренек, будто рассердил его черт:
- Вот я тебе покажу, какой я сильный! Ишь, выспрашивать вздумал! Сейчас озеро затяну и глотку тебе перевяжу!
Испугался черт, молит не делать этого. Расхрабрился паренек, стал черта гонять, плясать заставил: пусть силу свою покажет.
- Да я лошадь подниму, - расхвастался черт.
- Вот невидаль - поднять лошадь! - смеется паренек. - А я вот что сделаю: зажму лошадь меж ног и обегу вокруг озера - вот это сила!
Слушал черт, но не верит. Тут паренек вскочил на лошадь, стукнул ее в бока пятками и объехал вокруг озера. Опешил черт: надо же, есть, значит, на свете и посильнее его.