Что такое храмовый синтез. Храмовый синтез искусств. Флоренский о Троице-Сергиевой лавре

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Храм в любом вероисповедании – это место, где можно прикоснуться не только к божественному, но и ко всему прекрасному, что есть на нашей планете – к искусству. Архитектура, скульптура, зодчество, живопись, вышивка, резьба по дереву, музыка – все это сплелось воедино под сводами религиозных объектов.

Эта статья расскажет про синтез искусств в буддийском храме, про гармоничное соседство разных видов творчества и ту атмосферу, которую они создают вместе.

Экстерьер построек

Фасады буддистских храмов, или ватов, есть воплощение нескольких видов искусства. Здесь современная архитектура сочетается с древним деревянным зодчеством, обрамляется в искусную резьбу, обставляется удивительными произведениями скульптуры и ненавязчиво вписывается в природный ансамбль, сдобренный садово-парковым искусством.

Религиозные здания буддистов часто раскинуты в природных ландшафтах: посреди лесов, на холмах, около рек и озер. Это целые храмовые комплексы под открытым небом, которые состоят из пагоды (ступы), домов для монахов, библиотеки, крематория, школы, вихарна – части вата, куда разрешается входить любому: служащему, паломнику, иностранному туристу.

Постройки невысокие, они окружены цветами и деревьями собственного сада, и только золотые шпили пагод высятся над ними.

Храмы Древней Индии по форме напоминали перевернутую чашу. Их фундамент прятал святыни, древнебуддийские писания, драгоценные артефакты, святые реликвии.

С течением времени монастыри трансформировались и приобрели новую форму. Крупные камни и плиты обтесывали, после чего из них возводили стены без сводов. Крыши все больше вздымались вверх, будто слоями накладывались друг на друга. До нашего времени сохранились даже некоторые деревянные пагоды.

Сегодня ваты – воплощение красоты, труда многих мастеров. Все начинается с ворот, резных, деревянных или каменных. Территория ограждена от внешнего мира таким же забором или естественными преградами, например, деревьями.

Главное здание – ступа, которая заканчивается золоченым шпилем на центральной колонне. Под ней хранят те самые ценные вещи, которые остались от Будды и его последователей. Обычно ступа трех- или пятиярусная, а изгибы каждого карниза настолько изящные, что архитектуру буддистов нельзя спутать ни с какой другой.


Неотделимой частью любого вата является его магические стражи в виде скульптур. Выполненные из камня, дерева, металла, глины, они принимают форму разных животных, мифических и не совсем, например, нагов, драконов, тигров, слонов. Повсеместно встречаются статуи Будды, боддхисаттв, святых, которым всегда молились, поклонялись, приносили подношения.

Внутреннее убранство монастыря

Изнутри ват удивляет своей красотой не меньше, чем снаружи. Все здания, от пагоды, зала для молитв до библиотеки и даже трапезной, щедро украшены статуями и произведениями декоративно-прикладного искусства.

Золотой зал изобилует изображениями, выраженными в скульптуре, вышивке, живописи. Это разнообразные лики будд, божеств, святых, добрых сил, а также злых духов, демонов. Буйство красок, в особенности красных и золотых, воплощено в декоре.


Библиотека дает возможность прочитать тексты религиозных писаний и воочию увидеть их исполнение. Древние свитки, книги в невероятных обложках, выполненные аккуратным почерком – это дошедшее до нас народное творчество, титанические труды великих писателей, мастеров книгопечатания. Монахи, ученики, гости монастыря читают эти тексты в специальных залах для чтения.

Находясь внутри буддийского монастыря, можно почувствовать непередаваемую ауру спокойствия, умиротворения. Тишину прерывает лишь мягкое шептание мантр, которые обладают огромной силой, и мелодичный звон колокольчиков, вызванный дуновением ветра. Последние охраняют монастырь от проникновения злых духов, используются в различных обрядах.

Музыка рвется из души буддистов и выражается в песнях, например, при тибетском горловом пении. Нередко на территории монастыря проводятся пышные праздники, которые превращаются в торжество жизни, с театральными постановками и ритуальными танцами.


Так, буддийские храмы вобрали в себя произведения многих творческих направлений:

  • архитектура;
  • скульптура;
  • деревянное зодчество;
  • живопись;
  • вышивка;
  • резьба по дереву;
  • литература;
  • каллиграфия;
  • устное народное творчество;
  • музыка;
  • театральные представления;
  • танцы.

Каждый храм сам по себе – шедевр мирового искусства. Его величественный внешний вид, вздернутый кверху, ослепляющий яркостью красок, спрятанный в благоухании ухоженных парков, поражает. Внутренняя обстановка с ее вышивками, фресками, алтарями, колоколами, ароматами, статуями не оставляет равнодушным никого, а музыкальное звучание слова заставляет погрузиться в спокойствие.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Возникновение, развитие и сущест вование искусства разных народов мира обладает удивительным сходст вом. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в обрядах , верованиях , религиозных ритуалах. В архитектуре, оформлении храмов , музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.

Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство , буддизм , ислам), ее основные ценности.

Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. . .

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок , сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства - все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть - для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах , в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России .

Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.
Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами - витражами - делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет , создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла). В католическом - не только с пением, но и со звучанием органа.

Послушайте музыку, сопровождающую богослужения в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер ее звучания с особенностями того или иного храма.

Сергеева Г. П., Искусство . 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2009. - 190 с.: ил.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Храмовый синтез искусств. Урок искусства в 9 классе по программе Сергеевой, Критской Учитель МОУ «СОШ с. Ивантеевка» Бугаева Е.А. 2013 год

2 слайд

Описание слайда:

Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. В каких сферах художественной деятельности можно найти синтез искусств? Храм в Топорково

3 слайд

Описание слайда:

С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи Дмитровский собор и фрагменты декоративного пояса

4 слайд

Описание слайда:

Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души... Храм Василия Блаженного Джайнисткий храмовый комплекс в Кхаджурахо

5 слайд

Описание слайда:

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства - все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

6 слайд

Описание слайда:

Православный храм. В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Мозаика православного придела храма Воскресения Христова в Иерусалиме ЮАР Храм. Св. Сергия Радонежского. Йоханнесбург Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей.

11 слайд

Описание слайда:

Католический собор. Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Римско-католический храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва

12 слайд

Описание слайда:

Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. В католическом соборе Монреаля арабские стрельчатые арки опираются на античные колонны, и над всем царит византийский Христос Вседержитель Трифорий Солсбери украшен резьбой, а клеристорий состоит из ряда тройных стрельчатых окон, благодаря чему интерьер хорошо освещен. Каменщики Солсбери осуществили целый ряд уникальных операций, впервые в истории архитектуры создав тонкие опоясывающие кольца и подвесные контрфорсы.

13 слайд

Описание слайда:

Огромные ажурные окна с цветными стеклами - витражами - делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания. Витраж в католическом храме Св. Людовика Витраж. Дева Мария и польская корона

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла). В католическом - не только с пением, но и со звучанием органа.

16 слайд

Описание слайда:

Мусульманский храм (мечеть). Своим великим куполом мечеть символизирует единого Бога (Аллаха), а минаретом (башня около мечети) - его пророка (Магомета). Мечеть Джами Маджида Мечеть Пророка в Медине. Мечеть Омар-Али-Сайфуддин.

17 слайд

Описание слайда:

Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства - открытый двор и затененный молитвенный зал. Мечеть Шаха в Абу Даби.

18 слайд

Описание слайда:

В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Поэтому художественный стиль ислама - декоративный, орнаментальный. Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Деталь арочного свода. Альгамбра. Испания Каллиграфический орнамент. Марокко Мечеть Шаха в Абу Даби.

19 слайд

Синтез искусствСинтез искусств - это соединение
нескольких разных видов искусства
в художественное целое, сотворение
оригинального художественного явления. Синтез
искусств можно найти
в разных сферах художественной деятельности. С
древних времен известен синтез архитектуры, дек
оративноприкладных и монументальных искусств,
скульптуры и живописи.

Синтез искусств

Возникновение, развитие и
существование искусства разных народов
мира обладает удивительным сходством. Это свидетель
ствует об общечеловеческих законах искусста,
которые находят свое воплощение в
обрядах, верованиях, религиозных
ритуалах. В архитектуре, оформлении храмов, музыкал
ьном сопровождении богослужения отразилсь
представления человека о мире, мироощущение эпохи
и народа, их создавших.

Храм

Храм есть как бы
земное жилище неземного и вездесущего Бога, место
обретения Бога через
молитву, место единения с Богом через таинство, место сп
асения души. . .
Земной храм является образом
Храма вышнего, земным жилищем
Бога. Поэтому образ Храма содержит
в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею
Божественного и в то
же время вбирает все представления о мироустройстве. В
Храме человек ищет убежище от мирской суеты.
Обращаясь в молитвенном порыве
к Богу, осознает единство земного и небесного.

Храм

Храм

Архитектура, скульптура, живопись, таинство
литургического действа в православном храме
соотносятся с хоровым пением без сопровождения
(акапелла). В католическом - не только с
пением, но и со звучанием органа.

Мечеть

Мусульманский храм (мечеть
) своим великим куполом сим
волизирует
единого Бога (Аллаха) и мина
ретом
(башня около мечети) -
его пророка (Магомета). Мусу
льманская мечеть
включает в себя два соразмер
ных пространства -
открытый двор и затененный
молитвенный зал.

Мечеть

10. Мечеть

В религиозной культуре ислама из всех видов искусств
преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и
поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных
инструментов. Изображение
божества и любого живого существа считалось
святотатством. Поэтому художественный стиль ислама
- декоративный, орнаментальный.
Бесконечный по своей природе
орнамент служит способом художественного выражения
исламского мироощущения. Именно орнамент строится
на ритмическом повторении основных мотивов. А в мус
ульманстве
повторение считается одним из надежных способов пост
ижения истины и выражения преданности Аллаху.

11. Буддийский храм

Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтеса
нных камней и плит, был основой для пышного
и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватываю
щего почти всю его поверхность. Своеобразным
следствием этого является отсутствие арки и свода. В
буддийских храмах на
кровлях висят многочисленные колокольчики. Они
раскачиваются при
малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство
нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики
были защитой святилища от
проникновения злых духов, входили в состав ритуальных
предметов, которые использовались в церковных обрядах.
Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно
шествиями с театрализованными представлениями,
музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Факультет психологии

Реферат

Учебная дисциплина: История культуры и психология искусства

Тема: «Храм - синтез культовых искусств»

Выполнила: Милославская А.В.

Студентка 4 курса 410 группы

заочного отделения

факультета психологии

Преподаватель: Богатырева Е.Н.

Саратов 2014

Введение

Понятие «культовое искусство»

2.Храм - синтез культовых искусств

Символика крестово-купольного храма

Заключение

Список литературы

Введение

культовый искусство храм символика

«Не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4)

На путь Христианства народ Древней Руси вступил далеко не первым народом из Европы, Византийская церковь уже пережила к этому времени длительный период борьбы с ересями и отступлениями. Сложилось стройное и продуманное богословское учение, выработанное Святыми Отцами в процессе преодоления заблуждений, пытавшихся размыть и затемнить Богооткровенную Истину.

Русское религиозное сознание воспринимало христианскую доктрину, как нечто завершенное и абсолютно незыблемое. Не равнодушие к философским вопросам и размышлениям о высоком, но приятие в сердце этой нераздельной целостности, неразрывно связанной с богослужением и духовным опытом, характерно для формировавшегося на протяжении веков национального сознания русского народа.

Знаменателен рассказ летописи о первом вхождении наших предков в Храм Божий. Послы князя Владимира, Крестителя Руси, были пленены дивной красотой византийского богослужения. Христианство открылось русским людям небесною красотой и посредством этого уникального дара народ наш воспринял христианскую веру как откровение спасительной Красоты и Добра, преображающих мир.

Слово - это великая могущеcтвенная сила. Но, кроме слова, есть вещи, которые тоже могут выражать наши состояния, наши переживания. Это музыка, это пластика, это живопись, изобразительное искусство.

И на протяжении ряда столетий случилось так, что христианский храм, в идеале, конечно, стал действительно синтезом искусств.

1. Понятие «культовое искусство»

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Понятие «культ» часто встречается в научной литературе, при этом существуют различные подходы к определению сущности и содержания данного понятия.

Культ (от лат. «cultus» - почитание, поклонение, от «colo» - возделываю, почитаю) - это религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность ритуалов (обрядов), связанных с таким почитанием.

Культ - система почитания сверхъестественных сил, состоящая в совершении определенных обрядовых действий (жертвоприношений, богослужений и т.д.), которым приписывается способность влиять на эти силы в желательном духе. Культ развивался из верований в сверхъестественные силы (духов, богов) и необходимости их умилостивления человеком (умилостивительный культ) или принуждения их (магия).

«Культ - главный вид религиозной деятельности. Его содержание, значение и символика задаются соответствующими представлениями, идеями, догматами, изложенными в воспроизводимом в ходе действа культовом тексте. Предмет культа - различные явления и силы, осознаваемые в форме религиозных образцов (материальные вещи, животные, природная среда, светила и пр.), наделяемые религиозным сознанием особыми свойствами и связями. Разновидностями культа являются: ритуальные пляски вокруг изображения животных, предметов охоты, заклинания духов, камлания, богослужения, обряды, праздники, молитвы, исповедь, пост и др.»

Исходя из выше изложенных определений можно дать понятие культовое искусство - это искусство, которое является своеобразным культом в сознании людей.

Культовое искусство в первой своей функции выступает как средство возбуждения и усиления религиозных чувств, средство, содействующее связи верующих со сверхчувственным, трансцендентным, потусторонним миром. Но искусство и в системе культа продолжает оставаться художественным творчеством, продолжает вызывать эстетические переживания.

Для примера в Православном культовом искусстве передается не только телесная внешность Христа, Богоматери, святых, но его главной задачей является постижение и выражение их божественной потусторонней сущности. Но также не стоит забывать, что в православном культовом искусстве возникло противоречие между тенденцией к условности, схематизации, деформации реальности и тенденцией к художественно правдивому изображению реальных явлений, образов и событий.

Исходя из этого можно выделить следующие функции культового искусства:

·специфически-религиозная функция, направленная на укрепление и усиление религиозных верований,

·эстетическая функция, которая вызывает и развивает эстетические чувства и переживания и формирует эстетический вкус.

Храм - синтез культовых искусств

В церковном искусстве можно, правда лишь условно, выделить 2 стороны:

·внутренную (или смыслообразующую)

·внешнюю (или смыслосоставляющую)

Главной из них, безусловно, является внутренняя, в которой заключено духовно-догматическое значение того, что внешней стороной заключено в видимые условные, изобразительные (архитектурные, живописные) формы.

В своей сущности церковное искусство является отражением молитвенного опыта человека.

Храмы являются внешней стороной церковного искусства. Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.

Православный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости целостный символ - это одновременно и образ Вселенной, и образ существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.

Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

К примеру, внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику:

·Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня;

·Голубой - в честь Пресвятой Богородицы;

·Красный - посвященный мученику (мученикам);

·Зелёный - преподобному;

·Жёлтый - святителю.

Количество куполов на храмах также символично:

·1 - символизирует Единого Бога;

·3 - Святую Троицу;

·5 - Спаситель и четыре евангелиста;

·7 - семь таинств Церкви;

·9 - по числу ангельских чинов;

·13 - Спаситель и двенадцать апостолов;

·25 - говорят о пророчестве Иоанна Богослова;

·33 - по числу лет земной жизни Спасителя.

Не стоит забывать и о символике цвета куполов:

·Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

·Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

·Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.

·В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Конструктивной основой синтеза искусств в храме выступает архитектура. Она создает многомерное пространство храма, которое и составляет архитектоническую основу синтеза искусств в древнерусском крестово-купольном храме. Это пространство имеет два духовных центра - алтарь и купол. И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями. Соответственно основные направления пространственного движения в храме - с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) - воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему.

Символика крестово-купольного храма

Поскольку христианское богослужение, в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое количество людей. Крестово-купольный тип храма полностью соответствовал данным требованиям.

Характер византийской культуры ярко проявился в преобладании в византийском зодчестве храмовых построек. Типы византийских церквей были очень разнообразны и развивались по отдельным историческим периодам. Наиболее выдающимися типами являются: купольная базилика, перистильный тип церкви, церкви, перекрытые куполом на восьми опорах и крестовокупольные постройки. Во всех этих архитектурных типах господствовал купол над амвоном, перекрывавший центральную часть здания, к которой примыкает алтарь в апсиде. Центральная часть окружена дополнительными помещениями для присутствующих при богослужении.

Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, увенчанная куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенная алтарем на восток. Эта композиция получила название крестово-купольной.

После крещения Русь унаследовала очень многое из византийской культуры, изначально зодчие старались скопировать архитектуру церквей, с течением времени строительство храмов обретало неповторимый почерк и свой собственный сакральный смысл.

Вопрос об архитектурном символизме крестово-купольного храма был решен советским искусствоведением - от Н. И. Брунова и В. Н. Лазарева до А. Л. Якобсона и А. И. Комеча - давно и однозначно: храм - образ мира. Эта космологическая концепция, находящая удовлетворение в самом элементарном и рационалистическом объяснении смысла храма, прочно укоренилась как в академической науке, так и в массовом, просветительском искусствознании, по существу, де символизируя архитектурное пространство и закрывая путь к его живому восприятию.

Храм как человек. Антропологическая символика заложена в самом чине освящения византийского храма. «Храм... созидается во образ нашего тела, которое есть храм Божий... При освящении храма совершается подобное тому, что делается для освящения каждого верующего. Освящение храма подобно св. крещению и миропомазанию...». На материале древнерусской архитектуры антропологическую символику выразительно описывает Д. С. Лихачев: «...Храм - это своего рода человек. Не случайно поэтому основные части храма названы по подобию человека: окна-это очи человека"(корень «окна» - око), купол - глава, поставлена эта глава храма на/шее, основание храма - его подошва. Защитные от дождя выступы над окнами-очами - бровки». Хотя византийские толкователи храмовой символики предпочитали, как мы видели, не столько телесное, сколько духовное уподобление храма человеку, ставя в соответствие членение внутреннего пространства на алтарь, наос и притвор тройственному составу человека - духу, душе и телу, на следующей ступени символической иерархии - «обоженности», «шествию по пути спасения» и «началу исправления человека после грехопадения» и т. д.

Храм как покров. Этот символический образ тоже нередко исключительно наглядно воплощается в архитектуре крестово-купольного храма, центральное конструктивное звено которого - купол на четырех опорах - образует священный балдахин, осеняющий самое значимое, святое. Это как бы коллективный покров над народом, актуализирующим образ церкви. В индивидуальном восприятии купольный храм может являться символической шапкой, митрой, шлемом причастника под покровом купола. В этом случае круг под куполом становится нимбом, который в свою очередь ощущается как символ святости, т. е. покрова из нетварного света.

В куполе-шлеме просвечивает воинская символика,/присутствующая в литургическом чине и превращающая участника богослужения в «воина Христова». Эта символическая линия почти буквально была материализована в некоторых куполах древнерусских храмов.

1.Софийский Собор

Образцом византийского стиля на Руси стал храм Св. Софии в Киеве (ХI в.), построенный, как и храмы в Константинополе, из кирпича. Но увеличенный двумя рядами колонн в ширину и одним в длину, киевский храм приобрел вид грандиозного крестово-купольного массива с пятью продольными И четырьмя поперечными нефами. Ритуал cpeднeвeкoвoгo pyccкoгo двора, требующий отделить князя и eгo свиту от массы молящихся, обусловил ту же модель организации хоров, что и в Софии Константинопольской. Опоясывая с трех сторон центральное ядро храма - над северными, западными и южными нефами, хоры через тройные арки выходят в светлое пространство храма под куполом, насыщаясь Cвeтом через центральные главы, а также через световые барабаны малых глав над ними. Обилие света и приподнятый тpeмя уступами к рукавам центрального креста свод создают ощущение гигантского cвeтoвoгo столпа, на который как бы нанизывается пространство храма.

Вместе с тем отдельные детали свидетельствуют о coxpaнении славянских языческих образов. Столбы храма имеют крестчатую форму, не свойственную византийской архитектуре, и уподобл.яют интерьер Софии Киевской лесу, где ряды древесных стволов охватывают открытую поляну - пространство под куполом. При этом ярко выраженная вертикаль и пирамидальность подкупольного пространства собора coзвучны образу мифологического мирового древа. В славянской мифологии - это райское дерево Вырий с всадниками, зверями, птицами в ветвях. Они встречаются и в декоративном оформлении собора.

Также тонко выстроен пирамидальный объем собора снaружи. С трех сторон - с запада, севера и юга - к нему примыкают двухэтажные галереи-гульбища, не характерные для византийского зодчества и являющиеся скорее данью народной языческой традиции. Собор увенчан тринадцатью куполами (что также несвойственно византийской строительной традиции), растущими словно на глазах. Нарастание по высоте идет от малых, без световых барабанов главок к главам со cвeтoвыми барабанами над хорами, затем - к высоким куполам над рукавами центрального креста, завершаясь в центральной главе, взмывающей над общим объемом. Вся эта сложная конструкция, гapмонично разрастаясь вширь, ввысь, в длину, создает пирамидальный объем, напоминающий форму погребального кypгaнa - мифологического прообраза мировой горы.

Вместе с тем собор Св. Софии, сохраняя в деталях отзвук славянской языческой традиции, символизировал тот новый мир, в котором предстояло жить православному русскому человеку.

2.Внешнее устройство Храма

Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Если первообраз - Царство Небесное - это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.

Архитектура не в состоянии адекватно воссоздать небесный первообраз хотя бы потому, что только некоторые святые люди при земной жизни были удостоены видения Небесного Царства, образ которого по их объяснениям не может быть выражен никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании.

В Откровении св. евангелиста Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Небесного Града - Святого Иерусалима передан в следующих определениях:

"Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот" (Откр.21:12-13);

"Город расположен четвероугольником... длина и широта, и высота его равны" (Откр.21:16);

"Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу" (Откр.21:18);

"Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему" (Откр.22:3).

В земных образах храмов эти характеристики могут выражаться следующим образом:

·квадратная форма плана и кубическая форма объема;

·трехчастные членения с каждой стороны;

·центричность планировочной структуры;

·иерархия ее элементов с престолом посредине;

·драгоценное убранство (золото, камни);

·белизна.

Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме.

Храм - есть образ Вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В Символе веры Церковь именуется "Единой, Святой, Соборной и Апостольской". Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают кубические объемы древнерусских храмов, увенчанных одной главой.

Святость Церкви может образно выражаться белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых.

Соборность и апостольская преемственность выражаются как в иерархическом устройстве самой Церкви, так и в центричности композиции, иерархической упорядоченности частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.

В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога.

Так, триединству Бога соответствует трехчастная структура храма.

Неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения.

Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной.

Средняя часть храма - чувственный мир.

В ней стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия.

Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма - начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле, причем обе эти части входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных на иконах небожителей.

Различные по высоте зоны средней части храма также получают толкование Святых Отцов: верхняя зона означает видимое небо, причем светильники изображают звезды, паникадила - круги планет. Нижняя зона означает землю.

Притвор является символом мира неоправданного, греховного.

Древнерусский храм завершается главой луковичной формы.

Если плоский византийский купол над храмом напоминает небесный свод над землей, а готический шпиль католического храма выражает стремление души ввысь, к небесам, то русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.

Иногда храм строится в плане в виде креста в знак того, что Церковь, то есть собрание верующих во Христа, получает спасение благодаря Его искупительной Крестной Жертве.

Круглая форма храма символизирует вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца, - символ вечности.

Продолговатая форма храма в виде корабля означает, что Церковь подобно кораблю спасает нас в житейском море. Мачта в центре корабля -вертикаль, идущая к куполу и кресту над храмом. Поддерживающие купол "паруса" храма с изображенными на них Евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, - это крепящиеся к мачте корабля паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.

3.Внутреннее устройство Храма

Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Как и любое здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался и иметь помещения:

·священнослужителей, совершавших богослужение,

·для молящихся верных, то есть уже крещеных христиан;

·для оглашенных (т.е. только готовившихся принять крещение), и кающихся.

Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения "святая святых", "святилище" и "двор", так и христианский храм издревле разделялся на три основные части:

·алтарь,

·средняя часть храма, или собственно "церковь",

·притвор.

Алтарь - главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа.

"Небо на земле" - ещё одно название алтаря.

Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания - снимать оружие.

Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол, жертвенник и горнее место.Заключение

Византийская церковь использовала в качестве главной категории символ, в отличии от античности, где основами были мера, гармония, мимесис. Именно символ, образ, уподобление переняла церковь Руси от Византии. Но также зодчие внесли немало изменений в символике церкви.

Список литературы

1.Большая советская энциклопедия. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1974

2.Данилец А. статья «Православный Храм как синтез искусств», 2013

Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1984.

Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум. - М.: Гардарики, 2002.

Советская историческая энциклопедия. - М.: .: Изд-во «Советская энциклопедия», 1965. Т. 8.

Федеральное Агентство по образованию ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет - УПИ Кафедра «Строительное производство и экспертиза недвижимости» лекция «Византийская архитектура»

Щур Э.З. «Страницы истории культуры» - 1998.