Ученый и мистик эмануэль сведенборг. Эммануил сведенборг - создатель учения о мире духов Учение сведенборга

Именно таким "возмутителем" и стал в застоявшейся атмосфере традиционного Христианства Сведенборг. Раскрывая в своих книгах внутренний смысл Слова Божьего, он показал людям, что от них в действительности требуется. Практически на каждой странице он повторяет, что человек должен избегать зла, работать над собой, исследовать свою душу, и что внешние религиозные познания вне этой цели, т.е. сами по себе, ни к чему не служат, а уж тем более – обряды, накопившиеся в лоне любой конфессии за долгие века ее существования. Но ведь душевно- злому человеку тяжелее и неприятнее всего заниматься самоанализом, который выявит его истинную сущность; ему гораздо легче "откупаться от Бога" свечками и молебнами, ибо первое наносит сокрушающий удар по его адским склонностям, а второе услужливо обходит их по касательной.

По самому большому счету Сведенборг сделал одно: передал людям Божью волю - не заниматься ерундой, в которой они погрязли, а всерьез обратиться к делу своего спасения, т.е. перевести свою жизнь с адских рельсов на небесные. Но такое решительное требование не могло прийтись по вкусу абсолютному большинству современных людей, наслаждающихся удовольствиями зла и вовсе не желающих расставаться с ними. Обряды традиционной Церкви успокаивают их совесть, не затрагивая корня греха, а истины, переданные через Сведенборга, прямо высвечивают этот корень и понуждают его удалить. Ясно, что на такой подвиг готовы решиться немногие.

Можно утверждать, что если бы сведенборгианцев стало много (т.е. если бы они в социальном смысле образовали серьезную силу), на них развернулось бы жестокое гонение, как в свое время на гугенотов, только еще страшнее (ибо ненависть ада пропорциональна яркости проповедуемой истины). Но последователей Рационального Христианства настолько мало, что их предпочитают не замечать и не принимать всерьез. Ибо в глазах обывателя сила доказывает правоту, а кто по видимости бессилен, тот и неправ. С другой стороны, учение, переданное через Сведенборга, побуждает человека к самостоятельной мысли, а мещанин на такое никогда не отважится.

Кроме того, сама форма изложения Божественных Истин у Сведенборга обусловила специфичное восприятие его книг. Люди, жадные до рассказов "о мертвецах и привидениях", массами сбегаются именно на этот запах и выцеживают их из богословского контекста, как собака выбирает мясо из похлебки. А шумиха вокруг "привидений" неизбежно порождает "оккультный душок", так что через малое время Сведенборга уже записывают в оккультисты. Прознав об этом, порядочные люди брезгливо обходят его писания стороной, а священники других религий говорят своей пастве: "Вот видите, еще и этот оттуда же". Тогда как среди атеистов, не верящих в "загробный мир", естественным образом возникает убеждение в психической ненормальности Сведенборга, который излагал в своих книгах абсолютный бред. – И все это есть разные формы извращения и неприятия Божественной Истины, которая слишком чувствительно гладит душевно-злых людей против шерсти, чтобы они добровольно соглашались ее терпеть.

В результате для меня сделались очевидными следующие пункты:

(1) Книги Сведенборга представляют собой Откровение, в котором Божественные Истины изложены в форме более доступной человеческому постижению, чем в каких-либо иных священных текстах, дошедших до наших дней.

(2) Самая Суть Божьей воли заключается в том, чтобы человек исследовал себя и сознательно воздерживался от зла, потому что оно есть грех перед Богом и препятствует спасению.

(3) Если это не исполняется, то вся прочая околоцерковная суета бесполезна.

(4) Столь жесткая и прямолинейная постановка вопроса заведомо неприемлема для подавляющего большинства людей, по факту ожидающих от религии только решения своих земных проблем и прощения своих грешных удовольствий.

(5) Этих людей бесполезно убеждать, потому что в них противится не разум, а сердце, оберегающее удовольствия их злой жизни. Любые аргументы здесь бессильны.

(6) Эти люди всегда будут негативно настроены к Рациональному Христианству, поступая в точности как предсказано его основателем: или грубо отбрасывая истины, или замалчивая их, или извращая – в том числе приписыванием "оккультизма".

(7) В результате Рациональное Христианство остается уделом серьезно настроенных единиц, которые должны не горевать о малолюдстве, а просто работать над собой.

Если образно представить себе земную жизнь человека в долине у подножия гор, а небесное блаженство – на их вершине, то любая религия предстанет дорогой, возводящей человека снизу вверх. При этом очевидно, что чем путь короче, тем он круче, а чем круче, тем, по-видимому, оказывается и труднее. В этом смысле традиционные религии подобные широким асфальтированным шоссе, которые восходят пологими серпантинами. Идти по ним легко, подъем едва ощущается, но именно поэтому громадный проделанный путь в смысле набора высоты оказывается чрезвычайно неэффективным. Здесь преобладает горизонтальная составляющая, не несущая никакой полезной функции, кроме мнимого "облегчения", в действительности же обременяющая путника множеством лишних, бесполезных для его спасения хлопот.

Напротив, учение Сведенборга подобно "козьей тропе", которая отважно устремляется напрямик по склону. Горизонтальная составляющая здесь сведена к абсолютному минимуму – только чтобы удержаться на ногах. И хотя подъем действительно труден, итоговые усилия оказываются несопоставимо меньшими, нежели у любителей гулять по ровному месту, ибо несравнимы КПД здесь и там. Но для того, чтобы отважиться на штурм крутизны, необходимо иметь серьезное желание, тогда как прогулка по шоссе никого ни к чему не обязывает.

Почему учение Сведенборга не принимается массами

Михаил Глебов

Давайте начнем с простейшего утверждения, очевидного любому человеку: мы охотно принимаем те вещи, которые нам по сердцу, и отвергаем все, что порождает сердечное неудовольствие. Иными словами, есть мы и есть окружающая среда; насколько эта последняя потворствует нашим желаниям, настолько же и принимается, но по мере сопротивления начинает раздражать. Так моряки радовались попутному ветру и матерно крыли встречный. И дело было не в ветре как таковом (как в физическом явлении), а в степени его сонаправленности с их маршрутом.

Нам, правда, кажется, что нас ведет по жизни разум, а не сердце; мы даже склонны порицать это последнее за "близорукость" и гордиться "силой воли", т.е. способностью действовать наперекор сердцу. Мы в сознании своем ставим рассудок выше сердца и признаём главную ведущую силу за ним. Но это – иллюзия, о чем хорошо осведомлен всякий, привыкший анализировать свои поступки. Ибо лишь сердце имеет в человеке реальную силу, оно подобно двигателю машины, тогда как рассудок – фарам, которые, "заглядывая вперед", освещают дорогу и проясняют обстановку, но сами собой категорически неспособны сдвинуть колымагу с места. Сердце жестоко неволит человека, и если он сопротивляется (пресловутая "сила воли"), это лишь значит, что в сердце его столкнулись и борются две противоположные склонности. Если, положим, студент рассудком заставляет себя воздержаться от гулянки и как следует подготовиться к экзамену, в нем реально борется жажда нынешней гулянки с жаждой уклониться от пересдачи и тем обеспечить свободу гулянок будущих; рассудок же выступил в качестве "фар", которые довели до его сердца суть проблемы.

Этот же самый подход, являясь универсальным в человеческой жизни, естественным образом распространяется и на отношение человека к религии. Сведенборг много описывал древнейших (допотопных) людей, живших на земле в постоянном общении с ангелами. Небеса были для них, можно сказать, "чувственной очевидностью": они не просто "верили", но видели, где и как будут жить вечно, и потому их сердце, не нуждаясь в понуканиях разума, само властно уводило их от греха (ибо жизнь в грехе открывала для них другую, столь же очевидную перспективу).

Но с тех пор много воды утекло, и ныне ситуация принципиально иная. Человечество уже настолько далеко отошло от Бога – и Бог, как следствие, настолько "спрятал Свое Лицо", - что все мы живем одними земными реалиями, стопроцентно погружены в земные интересы, ставим себе исключительно земные цели, и поскольку такой подход диаметрально противоположен религиозному, религия становится для нас чужеродным телом. Ибо не зря сказано: "Не можете служить Богу и мамоне".

Впрочем, религия не отвергает земных интересов человека, но ставит их в жесткое подчинение небесным. Религия – любая из них! – указывает человеку на вечность, в которой он останется вечно блаженным или вечно несчастным, и на ничтожный промежуток его земного бытия, кажущийся каплей в сравнении с океаном, наглядно демонстрируя тем самым, насколько вечное для него важнее временного. И еще религия учит, что вечная судьба человека определяется именно здесь, на этом куцем отрезке, а потом менять что-либо уже будет поздно. И требуется лишь не действовать против Законов Божественного Порядка, которые в максимально упрощенном виде изложены в известных Заповедях. Любое нарушение Законов Порядка есть грех, который сбивает человека с пути к Небу и на известной стадии даже способен повернуть его в ад.

Все это нынешний человек слушает и даже нередко соглашается… ровным счетом до тех пор, пока не попробует применить услышанное к собственной жизни. И вот тут-то оказывается, что его сердце категорически не желает следовать указаниям рассудка; хваленая "сила воли" демонстрирует поразительное бессилие; мало того, сердце переходит в яростную контратаку, тесня разум и вынуждая его изобретать всевозможные оправдания, которые позволили бы не делать того, чему религия учит и что от нас требует.

Ибо нам только кажется, что мы живем сами собой, мыслим сами, желаем сами и вообще никому не подвластны. В действительности человек подобен сосуду – или, точнее, антенне, принимающей внешние наития. Если наш телевизор станет утверждать, что все дядьки и тетки, которых он показывает, находятся внутри него, мы ведь ему не поверим! Отчего же тогда мы намертво убеждены, что сами способны генерировать "собственные" мысли и желания? В наши паруса дует внешний ветер и приводит корабль в движение; и мы бессознательно подтверждаем эту истину выражениями "мне пришла мысль", "вдруг захотелось" и т.п. Ибо телевизор не может знать, какого дядьку ему придется показывать через мгновение, а мы равным образом не ведаем, какая мысль залетит нам в голову или чего вдруг захочет наша душа.

Однако внешние наития, при всей их кажущейся беспорядочности, в действительности истекают из двух источников: одни, исходя от Господа, достигают нас путем Небес, другие, словно вонючий пар, курятся из преисподней. Первые понуждают наше сердце действовать согласно Законам Божественного Порядка и ведут к спасению; вторые понуждают наше сердце действовать вопреки Законам Божественного Порядка и ведут к проклятию.

Теперь возвращаемся к самому началу статьи: мы охотно принимаем те вещи, которые нам по сердцу, и отвергаем все, что порождает сердечное неудовольствие. Стало быть, если человек в сердце своем добр, то охотно примет небесное наитие, но отвернется от адского. И обратно, злое сердце, словно губка, напитывается восходящим из ада злом, от небесных же наитий убегает. А отсюда прямо следует, что злой человек по собственной воле к добру не пойдет, потому что добро совершенно противоположно его истинным устремлениям и, так сказать, убивает их – а следовательно, убивает и все удовольствие его жизни. В самом деле, если человек находит главную сладость в блуде, а религия запрещает блудить, - этот запрет попадает ему в самую болевую точку. Ибо чем некоторое занятие для нас слаще, тем запрет оказывается больнее.

Из уже сказанного достаточно ясно, что современный человек практически не способен обращаться к религии тем внутренним, сердечным путем, который был характерен для подвижников прошлого. И если он все же обращается к ней, то обычно по мотивам, так сказать, земного происхождения. Одни, житейским опытом убедившись в существовании могучих "потусторонних" сил (которые "подстраивают" удачи и невезения), хотят понять действие этих механизмов, чтобы использовать их для достижения земных целей. Другие, жестоко страдая от общего недоброжелательства, ищут в Церкви человеческого понимания и сочувствия. Третьи мечтают избежать постылого одиночества. Четвертые находят в религии психологический "футляр", где они могли бы укрыться от невзгод реальной жизни (другие по той же причине собирают коллекции марок или ожесточенно возделывают грядки в саду). Пятых религия привлекает эстетически: там красиво поют, там в полумраке восхитительно колышется пламя свечей. Шестые мрачно решились сделать себе земную карьеру на религиозном поприще. Седьмые, выучив наизусть много священных текстов, желают проповедовать во славу свою, испытывая уважение и преклонение со стороны "учеников".

При внимательном взгляде вы легко насчитаете еще дюжину типов; беда же в том, что все они под религиозными знаменами шествуют к достижению земных целей, хотя чаще всего и сами не сознают этого. И дело не в том, насколько простительны или постыдны эти цели; важно, что они – земные, а не небесные, т.е. имеют в виду нынешнее, временное, а не вечное; и потому они де-факто к религии не относятся. Один мыслитель XIX века метко назвал этих людей "язычниками внутри Православия". Огромные массы нецерковных в душе людей, по различным земным причинам вступившие под своды церкви, инстинктивно (и очень сильно) противятся всему, что идет вразрез с их реальными сердечными устремлениями. А поскольку иерархи (везде и всегда) в большинстве также относятся к этой категории, они охотно идут навстречу, чем достигается гармония "низов" и "верхов". По-настоящему же к Богу шествуют единицы, и они, как правило, жмутся на периферии общей церковной жизни.

Но в той мере, насколько человек ищет в религии земного, настолько же он будет отвергать небесное. Люди хотят в церкви тепла, уюта, житейской пользы. Привыкнув к необходимости платить за любое благо, они не возражают против обременений частного характера: еженедельно посещать храм, выстаивать двухчасовую службу, тратить мелочь на свечи, подавать нищим; некоторые стоически выдерживают посты и дома читают молитвы по книжечке. Люди безропотно идут на такие жертвы, потому что эти вещи не покушаются на реальную любовь их жизни, будь то жажда славы, богатства, ненависть и презрение к окружающим, блудная страсть и пр. Они, правда, слышали, что все это нехорошо, и в уме своем абстрактно согласны, но "искупают грехи" не подавлением злых страстей, а постановкой лишних свечек и другими обрядами. Иными словами, они всячески уклоняются от единственно необходимой работы над собой, подменяя ее чисто внешними и ни к чему не служащими действиями, которые призрачно облегчают их совесть. И поскольку эта дорога ведет в ад, ветры преисподней кажутся им попутными, а небесное наитие глохнет или извращается любыми путями, как услужливо подскажет их разум.

Представьте же себе человека, который, войдя в самую гущу этих людей, мирно почивающих под теплым одеялом псевдорелигиозных фантазий, грубо сдернул бы с них это одеяло, чтобы они, пробудившись, увидели себя голыми, притом во всем безобразии, и оказались в необходимости что-то срочно предпринять. Ясно, что первым – и самым сильным – их желанием будет прогнать возмутителя спокойствия, натянуть одеяло обратно и дрыхнуть по-прежнему. Только единицы готовы, по любимому выражению американцев, "принять вызов" и от религиозного пустословия и пустопоклонства перейти к реальной работе над собой.

Именно таким "возмутителем" и стал в застоявшейся атмосфере традиционного Христианства Сведенборг. Раскрывая в своих книгах внутренний смысл Слова Божьего, он показал людям, что от них в действительности требуется. Практически на каждой странице он повторяет, что человек должен избегать зла, работать над собой, исследовать свою душу, и что внешние религиозные познания вне этой цели, т.е. сами по себе, ни к чему не служат, а уж тем более – обряды, накопившиеся в лоне любой конфессии за долгие века ее существования. Но ведь душевно- злому человеку тяжелее и неприятнее всего заниматься самоанализом, который выявит его истинную сущность; ему гораздо легче "откупаться от Бога" свечками и молебнами, ибо первое наносит сокрушающий удар по его адским склонностям, а второе услужливо обходит их по касательной.

По самому большому счету Сведенборг сделал одно: передал людям Божью волю - не заниматься ерундой, в которой они погрязли, а всерьез обратиться к делу своего спасения, т.е. перевести свою жизнь с адских рельсов на небесные. Но такое решительное требование не могло прийтись по вкусу абсолютному большинству современных людей, наслаждающихся удовольствиями зла и вовсе не желающих расставаться с ними. Обряды традиционной Церкви успокаивают их совесть, не затрагивая корня греха, а истины, переданные через Сведенборга, прямо высвечивают этот корень и понуждают его удалить. Ясно, что на такой подвиг готовы решиться немногие.

Можно утверждать, что если бы сведенборгианцев стало много (т.е. если бы они в социальном смысле образовали серьезную силу), на них развернулось бы жестокое гонение, как в свое время на гугенотов, только еще страшнее (ибо ненависть ада пропорциональна яркости проповедуемой истины). Но последователей Рационального Христианства настолько мало, что их предпочитают не замечать и не принимать всерьез. Ибо в глазах обывателя сила доказывает правоту, а кто по видимости бессилен, тот и неправ. С другой стороны, учение, переданное через Сведенборга, побуждает человека к самостоятельной мысли, а мещанин на такое никогда не отважится.

Кроме того, сама форма изложения Божественных Истин у Сведенборга обусловила специфичное восприятие его книг. Люди, жадные до рассказов "о мертвецах и привидениях", массами сбегаются именно на этот запах и выцеживают их из богословского контекста, как собака выбирает мясо из похлебки. А шумиха вокруг "привидений" неизбежно порождает "оккультный душок", так что через малое время Сведенборга уже записывают в оккультисты. Прознав об этом, порядочные люди брезгливо обходят его писания стороной, а священники других религий говорят своей пастве: "Вот видите, еще и этот оттуда же". Тогда как среди атеистов, не верящих в "загробный мир", естественным образом возникает убеждение в психической ненормальности Сведенборга, который излагал в своих книгах абсолютный бред. – И все это есть разные формы извращения и неприятия Божественной Истины, которая слишком чувствительно гладит душевно-злых людей против шерсти, чтобы они добровольно соглашались ее терпеть.

В результате для меня сделались очевидными следующие пункты:

(1) Книги Сведенборга представляют собой Откровение, в котором Божественные Истины изложены в форме более доступной человеческому постижению, чем в каких-либо иных священных текстах, дошедших до наших дней.

(2) Самая Суть Божьей воли заключается в том, чтобы человек исследовал себя и сознательно воздерживался от зла, потому что оно есть грех перед Богом и препятствует спасению.

(3) Если это не исполняется, то вся прочая околоцерковная суета бесполезна.

(4) Столь жесткая и прямолинейная постановка вопроса заведомо неприемлема для подавляющего большинства людей, по факту ожидающих от религии только решения своих земных проблем и прощения своих грешных удовольствий.

(5) Этих людей бесполезно убеждать, потому что в них противится не разум, а сердце, оберегающее удовольствия их злой жизни. Любые аргументы здесь бессильны.

(6) Эти люди всегда будут негативно настроены к Рациональному Христианству, поступая в точности как предсказано его основателем: или грубо отбрасывая истины, или замалчивая их, или извращая – в том числе приписыванием "оккультизма".

(7) В результате Рациональное Христианство остается уделом серьезно настроенных единиц, которые должны не горевать о малолюдстве, а просто работать над собой.

Если образно представить себе земную жизнь человека в долине у подножия гор, а небесное блаженство – на их вершине, то любая религия предстанет дорогой, возводящей человека снизу вверх. При этом очевидно, что чем путь короче, тем он круче, а чем круче, тем, по-видимому, оказывается и труднее. В этом смысле традиционные религии подобные широким асфальтированным шоссе, которые восходят пологими серпантинами. Идти по ним легко, подъем едва ощущается, но именно поэтому громадный проделанный путь в смысле набора высоты оказывается чрезвычайно неэффективным. Здесь преобладает горизонтальная составляющая, не несущая никакой полезной функции, кроме мнимого "облегчения", в действительности же обременяющая путника множеством лишних, бесполезных для его спасения хлопот.

Напротив, учение Сведенборга подобно "козьей тропе", которая отважно устремляется напрямик по склону. Горизонтальная составляющая здесь сведена к абсолютному минимуму – только чтобы удержаться на ногах. И хотя подъем действительно труден, итоговые усилия оказываются несопоставимо меньшими, нежели у любителей гулять по ровному месту, ибо несравнимы КПД здесь и там. Но для того, чтобы отважиться на штурм крутизны, необходимо иметь серьезное желание, тогда как прогулка по шоссе никого ни к чему не обязывает.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abc-people.com/

Теплым июльским вечером 1759 года на званом ужине в шведском городе Гетеборге, в доме купца Вильяма Кастеля, произошло странное событие.

В столовой, где собрались шестнадцать гостей, царила обстановка непринужденного веселья, бе­седа прерывалась взрывами смеха, слыша­лось позвякивание ножей и вилок. Неожи­данно один из гостей, 71-летний Эмануэль Сведенборг, который пользовался заслу­женной славой серьезного ученого, резко отодвинул от себя прибор и, побледнев, встал из-за стола. Беседа прервалась, на­ступила гнетущая тишина, в которой Све­денборг направился к выходу из столовой. Гости в недоумении переглядывались.

Прошло несколько минут, и ученый вновь появился на пороге. «В Стокгольме начался пожар! - задыхаясь, произнес он. - Огонь уже охватил ближайшие дома и теперь подбирается к моему». Это объяснение не слишком прояснило ситуацию. Никто из собравшихся не мог понять, каким образом Сведенборг узнал о пожаре, бушующем в Стокгольме, расположенном на расстоянии трехсот миль от города, где проходил зва­ный ужин. Может быть, это всего лишь фан­тазии старика, рассудок которого помутил­ся от нескольких рюмок спиртного?


Хозяин дома, как мог, успокоил гостя и попросил остальных продолжать трапезу. Однако на протяжении вечера Сведенборг еще несколько раз проявлял беспокойство - менялся в лице и, не в силах справиться с волнением, принимался мерить шагами столовую. И только в восемь часов ученый вдруг воскликнул: «Слава богу! Пожар уда­лось потушить в трех домах от моего! Мое жилище не пострадало».

На следующий день весть о странном поведении Эмануэля Сведенборга рас­пространилась по Гетеборгу. Люди в не­доумении пожимали плечами. Каково же было изумление горожан, когда вечером из Стокгольма примчался курьер и сообщил о большом пожаре, накануне охватившем город. По его словам, огонь удалось поту­шить лишь в восемь часов вечера.

Человек, далёкий от мистики

Личность Эмануэля Сведенборга, швед­ского ученого и теософа-мистика, пред­ставляется загадочной и в наши дни. Он появился на свет 29 января 1688 года в Стокгольме и умер в Лондоне на 84-м году жизни.

Эмануэль родился в семье священника, получил домашнее образование, а потом изучал в Уппсальском университете древ­ние языки, философию, историю, право и естественные науки. Будучи еще совсем молодым человеком, Сведенборг служил инспектором шахт в Горном управлении и так преуспел в этом, что король Карл XII сделал его своим советником по инженер­ным вопросам. Монарх с интересом изучал чертежи механизмов, выполненные молодым ученым, среди кото рыхбыли машины для пере­движения посуше, под водой и даже по воздуху. Кроме этого, Сведен­борг изобрел паровой котел, пневматичес­кое ружье, предложил новую техно­логию про­кладывания каналов...

В 46 лет Эмануэль Сведенборг стал почетным членом Петербургской Академии наук. Общеевропейскуюсла­вуученомупринесли«Труды пофилософиииминералогии», написанные им в 1734 году. Всего же его научноенаследиесоставляютпятьдесят томов, двадцать из них посвящены мате­матике и астрономии. У него были труды, посвященные также анатомии и геометрии. Современники считали Сведенборга очень практическим человеком, твердо стоящим на ногах и далеким от всякой мистики.

Однако главное событие, перевернувшее всю его жизнь, как записал Сведенборг в своем дневнике, произошло в 1745 году. Незадолго до этого он ощущал странное беспокойство, потом ему начали сниться эротические сны. А затем... Кто-то, воз­можно, решит, что Сведенборг просто впал в безумие...

Путешествие в рай и ад

Апрельской ночью ученый, возвращаясь домой, шел по пустынным лондонским ули­цам, когда услышал вдруг за собой чьи-то шаги. Оглянувшись, Сведенборг увидел не­знакомца, который молча следовал за ним. Сведенборг вошел в свою комнату и обна­ружил, что и его загадочный попутчик на­ходится здесь же.

На недоуменный вопрос тот ответил: «Я - Иисус Христос! - и, гля­дя прямо в глаза растерявшегося челове­ка, произнес: - Ты должен открыть людям, впавшим в грех, неверие и заблуждение, ут­раченную веру. Церковь приходит в упадок, ты должен создать новую Церковь, Церковь Иерусалима». Незнакомец заявил, что теперь дух Эмануэля сможет совершить путешествие в рай и ад, разговаривать там ангелами и демонами. Кроме того, он повелел ученому изучать Библию.

Позднее Сведенборг написал: «В этуночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад, и благодаря этому множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, Господь Сам руководил моими записями об этом».

Прекрасная жизнь мёртвых

Послушный во ле высших сил, Сведенборг начал с изучения еврейского языка, чтобы читать священные тексты в оригинале. На это ему понадобилось два года. Изучив священное писание, он понял, что в нём заложена основа для его будущего учения.

Учение Сведенборга основывается на вере в бессмертие души и существование потустороннего мира. По его мнению, уме­рев, человек не теряет свободы воли. Пона­чалу он даже не понимает, что умер, потому что в его окружении ничего не меняется. Он ходит по тем же улицам, живет в том же доме, к нему приходят те же друзья. Одна­ко постепенно умерший начинает обращать внимание на то, что краски вокруг него ста­ли более яркими, а эмоции - более сильны­ми. Жизнь становится более насыщенной и, если так можно сказать, осязаемой. Чело­век начинает понимать, что до сих пор всего лишь прозябал, настоящая жизнь началась совсем недавно.

«Общество по своему вкусу»

Вскоре после того, как приходит это пони­мание, к человеку начинают являться анге­лы и демоны. Сведенборг пишет, что ангелы и демоны - это умершие люди, только одни из них возвысились, а другие пали. Чело­век, беседуя с ними, постепенно решает для себя, где ему будет лучше - в раю или в аду. В этом заключается его свобода воли. Об­ласть, в которой оказывается человек пос­ле смерти, является промежуточной меж­ду раем и адом - это область духов. Здесь живут души умерших, здесь они беседуют с ангелами и демонами.

Может пройти очень много времени, прежде чем человек решит, куда ему переместиться из области духов - в рай или ад. В конце концов, он выбирает себе «общество по своему вкусу». Если че­ловек при жизни был склонен к интригам и злым поступкам, он выбирает ад, несмотря на то, что это «страна болот с сожженными городами». Как ни странно, грешникам там живется весьма комфортно, только там они чувствуют себя по-настоящему счастли­выми. Бывает и так, что, ошибочно выбрав для себя местом обитания рай, человек, в жилах которого течет демоническая кровь, потом покидает его и с облегчением обос­новывается в аду.

Рай, как правило, выбирают люди с высо­ким интеллектом. По мнению Сведенборга, именно они отправляются в этот край все­общей любви и труда. В своей книге «О не­бесах, о мире духов и об аде» он подробно описывает все, происходящее в потусто­роннем мире. Он рассказывает о существу­ющем там социальном строе, занятиях оби­тателей. При этом тон повествования таков, что становится ясно - ученый никого ни в чем не пытается убедить. Он просто расска­зывает о том, что видел своими собствен­ными глазами.

Спасение человека – в его разуме!

Интересна описанная Сведенборгом ис­тория отшельника, который при жизни де­лал все, что, по его мнению, должно было помочь ему попасть, в рай. Он удалился в пустыню, отказавшись, от простых челове­ческих радостей, и всё свое время прово­дил в молитве о том, чтобы ему оказаться в раю. После смерти этот отшельник пришел рай, но его появление никого не обрадова­ло: он не смог стать достойным собеседником ангелам, потому что даже не понимал, о чем они говорят.

Проведя свои земные Дни вдали от человеческого общества, не развиваясь духовно, а лишь вознося молитву за молитвой, он сделался праведным, но" примитивным человеком. Пожалев беднягу, Господь сотворил для него кусочек пусты­ни, к которой тот привык при жизни, прямо в раю. И там он смог продолжить свои земные занятия. Отказавшись от радостей жизни, этот праведник сделался никому не нужным - ни на земле, ни на небе.

Сведенборг считает, что единственное спасение человека - в его разуме. Если ты не в состоянии понять, о чем разговарива­ют ангелы, разве достоин ты неба?

Путёвые заметки

Последние тридцать лет своей жизни Сведенборг общался с обитателями рая и ада. Его слуги утверждали, что сами не раз присутствовали при таких беседах. Однако он предпочитал ни с кем не обсуждать со­держание этих бесед: все, что ему удалось узнать о потустороннем мире, он изложил в своих трудах. Услышанное и пережитое ста­рый ученый излагает в скупой, сдержанной манере, напоминающей путевые заметки человека, который объездил много дальних стран и решил, никого ни в чем не убеждая, не навязывая своего мнения окружающим, просто поведать обо всем увиденном.

Просьба вдовы

Вскоре после ночного происшествия 1745 года у Эмануэля Сведенборга открылся дар ясновидения. Пример тому - случай с пожаром, приведенный в начале этой ста­тьи. Было и множество других подобных случаев.

Один, наиболее известный, произошел после того, как скоропостижно умер гол­ландский посланник при стокгольмском дворе, граф Мартевиль. Незадолго до кон­чины граф приобрел мебель, за которую рассчитался сполна. Однако вскоре к его вдове обратился поставщик, который якобы никаких денег не получал. Несчастная жен­щина, еще не оправившаяся после смерти мужа, не представляла, куда покойный по­ложил документ, подтверждающий оплату. В отчаянии она обратилась за помощью к ЭмануэлюСведенборгу,окотором ходили слухи, что он может устанавливать связь, с загробным миром. «Если только люди говорят о вас правду, вы можете спросить у моего мужа, где находятся эти бумаги. Сделайте это, умоляю», - просила она, захлебываясь слезами.

Сведенборг выполнял подобные просьбы неохотно, но на этот раз, жалея бедняжку, не смог отказать. Прошло несколько дней, и Сведенборг явился к вдове такими словами: «Ваш супруг поручил мне сообщить, что скоро сам укажет, где следует искать бумаги».

Через несколько дней вдова увидела сон, в котором ее покойный муж четко указал место, где лежала расписка. Там же она обнаружила бриллиантовую булавку, которую давно считала потерянной.

Королева упала без чувств

Прослышав о невероятных способностях старого ученого, шведская королева Луиза Ульрика пригласила его к себе, чтобы лично убедиться в них. Она попросила Сведенборга встретиться с ее умершим братом, принцем Вильгельмом, и узнать, о чем тот говорил с ней в день последнего свидания. Содержания разговора не знал никто, кроме королевы и ее покойного брата. Таким образом венценосная особа хотела убедиться в необычных способностях Сведенборга.

Через несколько дней Сведенборг сообщил королеве не только содержание разговора с принцем, но и обстоятельства, при которых этот разговор состоялся. Луиза Ульрика была настолько потрясена услышанным, что упала без чувств.

Исследователь потустороннего мира

Эмануэль Сведенборг, инженер, учёный, мистик, предсказал дату собственной смерти. Незадолго до того, как отправиться в мир иной, он пригласил к себе друзей и сказал им, что за всю жизнь не написал ни одного слова лжи. Все изложенное в его книгах, истинная правда!

Известный аргентинский писатель Хор Луис Борхес так отзывался о Сведенборге: «Он гораздо более интересный мистик,чем все другие. Те говорят только, что o ни почувствовали экстаз, и пытаются передать его в литературной форме. Сведенборг - первый исследователь потустороннего мира, к которому надо относиться серьезно».

Юрий Золотов

Алексей / 28.06.2014 Бог существует иначе как такое можно знать от себя

Игорь / 27.04.2014 Главное - научиться достойно жить и правильно умереть. Полезен Сведенборг!

/ 20.01.2014 О.Азия...Дорогие жители земли....Лучше желайте Всем,Мира...Любви...Просвитления....когда хотите учиться....и это будет...Благодарюююю...ибо с нами Господь....

Гость / 7.07.2013 Искала "Тайны небесные" с Бытие Главы 1, гл к сожалению в России она не значится нигде, может быть кто-то подскажет где её купить, я плохо вижу на компьютере, остальные книги у меня есть. Сведенборг - это то. что открыто Господом одному из избранных им, читайте и ВЕРЬТЕ, что это всё Господь делает и что Он стучит в ваши сердца, откройтесь ему и ваша жизнь ПРЕОБРАЗИТСЯ из физической в НЕБЕСНУЮ

Гость / 20.05.2013 Когда же прекратится эта средневековая бредятина?!

/ 25.10.2012 Павел: Татьяне
"Я уже третий год как всё бросила, изучаю труды Сведенборга в колледже в Америке. Супруг учится в теологической школе. Могу дать ссылку, кому тоже интересно поучиться" Дайте, пожалуйста обещанную ССЫЛКУ на колледж. [email protected]

Феликс / 5.10.2012 Каждый "слышит" Б-га/Жизнь/Бесконечность со своей позиции и своей "колокольни". Кто-то яснее, кто-то шире, кто-то глубже. Это касается и Блаватской и Сведенборга. Это те, кто смогли "увидеть"/прозреть шире, глубже и яснее. И смогли это изложить в своих трудах. Спасибо им!

Николай Рузавин / 19.11.2011 В книгах Эммануила Сведенборга описана Правда, которая не требует доказательств. Человек находится свободным в духовном развитии и убеждать его в том, что описанное Правда- это бессмысленно. Только Сам Господь Иисус Христос ищущему и стремящемуся к Истине, открывает к ней путь.

БИГ / 28.04.2011 Книги хорошие, а Блаватскую вы зря ругаете,некоторые вещи лучше нее пока что никто не описал. И мне совершенно не понятно где вы там увидели поклонение сатане, наверно вы слепой

Роман / 23.11.2010 К Сведенборгу пришел с протестантизма в поисках истинного пророка,Прочитав его биографию и соезмерив всё со Слово только и мог что сказать--вот наконец-то подлинный пророк народа Израилева,Аминь,

Татьяна / 5.11.2010 Я уже третий год как всё бросила, изучаю труды Сведенборга в колледже в Америке. Супруг учится в теологической школе. Могу дать ссылку, кому тоже интересно поучиться

Чихатель / 24.10.2010 Постойте, постойте… не того ли сатану высмеивала прямо и недвусмысленно Блаватская, что начисто выдуман и списан у язычников умами святых отцов основоположников церкви? Если бы ад на самом деле существовал, так же как и сатана, то желаю их большинству, а правильнее сказать почти всем, свято гореть в этом огне, чего они добросовестно и заслужили. А если разобраться со Сведенборгом, то он не плохой мыслитель, богопознания он не даёт вообще, кроме догматического утверждения, что Иисус Христос есть Бог, от этой печки и следуют его размышления, но не о Боге. В остальном, в основе трудов, заложен психологический смысл библейского мифа, на сегодняшний день они не понятны разве что ленивому. Выдумки о беседах с ангелами можно оставить для слабого пола, хотя это на общий смысл его трудов никак не влияет.
Сы: посвящайтесь и дальше, посвящённые не пойми чему…

Сергей / 24.10.2010 Гостю: Послушайте, если Вы ничего не понимаете в трудах Блаватской, то не стоит здесь показывать свою дремучесть и лить грязь. Вместо этого лучше не спешите с выводами, а больше размышляйте, читайте и предпринимайте хоть немного мозговых усилий, чтобы слегка приблизится ко всем тайнам, о которых говорит Блаватская, Сведенборг, Ориген, Климент Александрийский и прочие Великие Посвященные. Никогда не судите слепо и резко ни о чем, т.к. это раскрывает исключительно Вашу, простите, узколобость и слепой догматизм. Мы, основная масса людей на Земле, ничего не знаем о Высшем, чтобы давать какие-то суждения и только некоторые проблески осознанности начинают пробиваться в последние столетия. Всем удачи и познания!

igor / 23.10.2010 бедный алекс!вот что происходит,когда такие вещи читают непосвященные люди!чтобы понимать суть таких книг,нужно духовно возрадиться.просто жаль таких людей!итак были слепы,еще и пустые глазницы замазывают грязью и кричат,что прозрели.и еще...мой совет:держитесь дальше от блаватской,которая открыто воспевала сатану.чему же она может научить?а впрочем,вы сами выбираете по сердцу своему учителей.что выбрали,то и получите!

Антон / 15.09.2010 Сведенборг - это истинная христианская религия и философия во всей ее полноте и красоте! Я к нему в своих поисках пришел через Н.О. Лосского, нашего философа, и Мартина Бубера (Два образа веры). Читаешь - и каждую пядь своего существа пробирает до дрожи. И понимаешь что да, да - это Истина, и, оказывается, ты ее уже все время знал, смутно ощущал, догадывался! Я полон как сосуд вина, и радостен как младенец! Во Имя Господа! Всем спасибо!

Этот человек оставил настолько значительный след в эзотерике, мистике, науке и литературе, что даже спустя почти триста лет интересен потомкам. Речь идет об Эммануиле Сведенборге.

Он родился 29 января 1688 г. в семье епископа и воспитывался в глубоко религиозных традициях. Уже в четырехлетнем возрасте он очень интересовался таинствами религии, ангелами и небесами.

В школе Упсалы он отличался прилежанием, усидчивостью, а также кротостью и сердечной добротой. В 1710 г., когда началась эпидемия чумы, он уехал из Швеции и провел четыре года в лучших университетах Англии, Франции, Голландии и Германии, посвящая свое время главным образом физике, математике, химии и другим естественным наукам, но нигде не упускал возможности углубленно изучать богословие.

В 1714 г. он вернулся в Упсалу и издал собрание своих стихов на латинском языке, заслуживших весьма лестные отзывы, а вскоре прославился и сочинениями по математике и физике.

На молодого ученого обратил внимание король Швеции Карл XII и в 1716 г. назначил его советником королевской горной коллегии. В 1718 г. при осаде Фридериксгалля Сведенборг блистательно доказал, что может на практике применять свое знание в механике, доставив две галеры, пять больших ботов и одну шлюпку сухим путем, через горы и долины - из Штремштадта в Идефиоль - на расстояние 2,5 шведские мили.

Он опубликовал множество научных работ, охватывающих необычайно широкий круг вопросов: грунты и грязи, стереометрия, отражение звука, алгебра и исчисления, доменные печи, астрономия, экономика, магнетизм и гидростатика.

Основал науку кристаллографию и впервые сформулировал небулярную космогоническую теорию (гипотеза о возникновении Солнечной системы из газового облака). На протяжении многих лет изучал анатомию и физиологию человека и был первым, кто открыл функцию желез внутренней секреции и мозжечка.

В совершенстве владея девятью языками, он был изобретателем и искусным мастером: делал микроскопы и телескопы, конструировал подводную лодку, воздушные насосы, музыкальные инструменты, планер и оборудование для шахт; принимал участие в проектировании крупнейшего в мире сухого дока; создал слуховую трубку, огнетушитель и сталепрокатный стан; изучал печатание и часовое дело, гравировку и мозаику и многое другое; ведущие ученые искали его дружбы и обращались к нему за советами. Он был избран членом большинства ученых обществ и академий наук, в том числе и Санкт- Петербургской, а в 1719 г. удостоился дворянского титула регулярно заседал в сейме.

К пятидесяти годам Сведенборг находился на вершине славы как гениальный ученый, внесший огромный вклад в науку Швеции. Он овладел всеми известными в его время естественными науками и был на пороге великого исследования: духовного мира человека.

Ученый начал с того, что сделал обзор всех современных ему знаний в области психологии, а впоследствии опубликовал его в нескольких томах.

Он стал записывать и толковать собственные сновидения; разработал технику задержки дыхания (наподобие йоговской) и концентрации внимания внутрь, что дало ему возможность наблюдать тонкие, образующие символы, процессы в мозге.

Постепенно, в определенных состояниях, он ощутил, что внутри него присутствуют другие сущности, и утверждал, что с апреля 1744 г. находится в постоянном контакте с миром духов.

В 1747 г. Сведенборг неожиданно попросил об отставке от всех должностей и посвятил свою жизнь предсказаниям и мистике. И тут биография блестящего ученого, о которой все досконально известно, закончилась, и началась другая, загадочная, вызывавшая много домыслов и споров. Начало первой биографии и конец второй известны, а о середине можно догадываться, знакомясь с его дневниками.

"Впоследствии взор моего духа часто открывался, так что я среди дня мог видеть то, что происходит на том свете, и мог говорить с духами, как с людьми".

Сведенборг не переставал общаться с духами до конца своей жизни - до 1772 г. Он утверждал, что видел таких людей, которых не мог знать, например, Вергилия и Лютера.

По неоднократным и серьезным уверениям Сведенборга, его душа и духовное тело отрешились от естественной плоти, и в таком состоянии он посещал другие небесные тела и небо и там долго беседовал с духами, ангелами, Христом и даже с самим Всевышним. От них он получал наказ распространять в печатном виде результаты своих бесед и наблюдений в заоблачных сферах.

С того времени он издал много томов, в которых описывал свои странствия, наблюдения и беседы в мире духов. А основной смысл его книг состоит в следующем: будет новый Иерусалим, Спаситель создаст новую Церковь в духе и истине, т.к. старая Церковь в течение столетий пришла в упадок.

Он описывал "наблюдения" в мире духов: о состоянии души после смерти, образе жизни духов, об особенных отношениях духов между собой и т.д.; писал о небесных телах в топографическом, физическом и нравственном аспектах.

После 1743 г. у Сведенборга появился дар ясновидения, изумлявший всех еще больше, чем его прежние способности. Он стал видеть то, что случится в будущем, и то, что в данную минуту происходит в отдаленных местах.

Например, находясь в Гетеборге, он сообщил знакомым, что в Стокгольме начался пожар, который остановился за три строения до его дома.

Через два дня выяснилось, что все, что описал Сведенборг, точно так и происходило. Вдове голландского посла в Стокгольме Сведенборг рассказал, где именно хранится важный документ ее покойного мужа.

Очень любопытна история, связанная с королевой Швеции. Пригласив к себе Сведенборга, королева попросил его объяснить ей, почему ее брат, Вильгельм Прусский, к тому моменту уже умерший, не ответил в свое время на одно из ее важных писем.

Сведенборг, после "разговора" с покойным, через 24 часа дал ей объяснение, из которого она, к крайнему своему изумлению, поняла, что Сведенборгу известно содержание письма, которое знали только она и ее брат.

Существует также много рассказов о способности Сведенборга предвидеть будущее. Так, он предсказал день и час окончания одного морского путешествия.

Удивительным было то, что предсказанный им срок был короче того, который был реален для этого путешествия даже при благоприятных обстоятельствах.

Тем не менее корабль пришел в порт согласно предсказанию Сведенборга. Предсказывал он также и даты смерти, причем удивительно точно.

Сведенборг является создателем учения о мире духов, т.е. состояниях душ умерших, которые они проходят после смерти, чтобы подготовиться или для неба, или для ада.

"Мир духов есть не небо и не ад, а среднее место и среднее состояние между небом и адом, - писал Сведенборг в одной из своих книг, изданной в Лондоне в 1753 г., - туда прежде всего приходит человек после своей смерти, и по отбытии там некоторого срока, сообразно со своей жизнью на свете, или возносится на небо, или низвергается в ад...

Продолжительность пребывания в этом мире не определена; некоторые только входят в него, чтобы немедленно быть или вознесенными на небо, или низвергнутыми в ад; другие остаются здесь в течение нескольких недель, иные же - в течение многих лет, но не свыше тридцати".

Сведенборг учит, что изначально не было ни ангелов, ни дьяволов: все они - бывшие люди.

"В христианском мире совсем не ведают о том, что небо и ад населены человеческим родом; думают, будто ангелы созданы с самого начала, и таким образом возникло небо, а также будто дьявол или сатана был светлым ангелом, но впоследствии за непокорность был низвергнут вместе со своей свитой, через что и возник ад. Ангелы сильно удивляются тому, что в христианском мире существует такое верование". Поэтому-то, писал Сведенборг, они хотят, чтобы он рассказал, как все устроено на самом деле.

Каким образом духи разговаривают с людьми? Сведенборг писал: "Беседа ангелов и духов с человеком слышна так же явственно, как и беседа человека с человеком, но из присутствующих ее не слышит никто, кроме лишь того, с кем идет разговор.

Причина этого в том, что речь ангела или душа сначала достигает мыслей человека, а отсюда уже по внутреннему пути доходит до его органа слуха, так что этот последний приводится в движение изнутри...

Но в настоящее время редко кому дано говорить с духами, т.к. это опасно: в таком случае духи узнают, что они находятся при человеке, чего они иначе не знают: между тем природа злых духов такова, что они питают смертельную ненависть против человека и ничего так не ищут, как того, чтобы погубить как его душу, так и тело".

Учение Сведенборга в середине XIX в. послужило основой для спиритизма. Его книга: "De Caelo et Ejus Mirabilibus et de inferno. Ex Auditis et Visis" (Лондон, 1758), переведенная на различные европейские языки, принималась спиритами как руководство для проведения спиритических сеансов и как свидетельство человека, способного проникать в таинственный мир духов, наблюдать их жизнь, и как некая совершенная научная теория, объяснение простому смертному того, чего ему не дано понять.

Сведенборга или принимали на ура (например, на основе его учения создали особую религию - "Церковь Нового Иерусалима"), или жутко критиковали. В 1766 г. Иммануил Кант написал статью о Сведенборге, в которой прямо объявил его помешанным.

Но что за человек сам Иммануил Кант? Стефан Цвейг дал Канту убийственную характеристику, заставляющую не принимать всерьез то, что он сказал о Сведенборге: "...Непредубежденный взор должен наконец увидеть роковые последствия этого вторжения догматического умствования в область поэзии. Кант, по моему глубочайшему убеждению, связал по рукам и ногам чистое творчество классической эпохи, подавил его конструктивным мастерством своего мышления и, толкнув художников на путь эстетического критицизма, нанес неизмеримый ущерб радостно-чувственному приятию мира, свободному полету воображения.

Он надолго подавлял чистую поэзию в каждом поэте, подчинявшемся его влиянию, да и как мог этот мозг в человеческом образе, этот воплощенный рассудок, этот гигантский глетчер мысли оплодотворить фауну и флору воображения? Как мог этот самый безжизненный человек, обезличивший и превративший себя в автомат мысли, человек, никогда не прикасавшийся к женщине, ни разу не выезжавший за черту своего провинциального города... как могла, спрашивается, эта стерильная натура, этот лишенный всякой спонтанности, в застывшую систему превратившийся ум (гениальность которого заключается именно в этой фанатической конструктивности) когда-либо оплодотворить поэта, насквозь чувственное существо, черпающее вдохновение в святых причудах случая, непреходящей страстью гонимое в область бессознательного?.."

Холодный рассудок Канта не в состоянии был понимать поэзию, так же, как и Сведенборга - поэта, одаренного богатейшим воображением, у которого все, что он создал во вторую половину жизни, шло от чувства, от сердца, от бессознательного...