Серпухов. Введенский Владычный монастырь. Введенский владычный женский монастырь Серпуховский монастырь икона неупиваемая чаша

Введенский владычный женский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

История Введенского владычного женского монастыря в Серпухове непосредственно связана с житием святого Алексия, Митрополита Московского. Согласно преданию, сама Божия Матерь явилась святителю и повелела основать обитель, которая сослужит большую службу в деле спасения человеческих душ. Святому было указано и место - окрестности города Серпухова. А также сказано, что основание монастыря станет одним из главнейших дел в жизни Алексия.

Немного истории

Основанный еще в 1360 г., монастырь прошел множество испытаний за несколько столетий непростой российской жизни. Но во все времена оставался местом паломничества, куда стремились верующие со всех уголков русской земли. Известен он и тем, что здесь, в Георгиевском храме находится чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая чаша». С момента основания это один из крупнейших духовных и культурных центров центральной России.

Первым игуменом обители стал преподобный Варлаам, при котором была построен каменный Введенский собор. Монастырь почитался московской династией князей, и к концу 17 столетия имел обширные вотчины не только в окрестностях Серпухова, но и в Москве. В начале 19 столетия его преобразовали в женский, еще спустя полвека тут был обретен образ «Неупиваемая Чаша».

Икона «Неупиваемая Чаша»

Согласно рассказам инокини Елизаветы, все было так. В одной из деревень жил отставной солдат, сильно хворавший ногами и горько пьющий. Однажды ему явился во сне старец и сказал ступать в Серпухов, во Введенский монастырь, дабы помолиться пред иконой Богоматери «Неупиваемая Чаша». Однако тот не внял старцу. Но сон повторился вновь, и тогда болезный отправился в путь.

Сначала он шел на четвереньках, останавливаясь у добрых людей на ночлег. Как-то раз он остановился в доме, где старуха растерла ему ноги перед сном, а на утро он смог хоть и не твердо, но стоять на них. Через день, взяв две палки, старый воин двинулся в путь. Ему становилось все лучше, и к Введенской обители он дошел уже вовсе без подпорок. Там он попросил отслужить молебен у образа Богородицы «Неупиваемая Чаша», но инокини не ведали о такой иконе. Тогда предположили, что речь идет об образе в Георгиевском храме, на котором есть изображение сосуда. Каково же было всеобщее удивление, когда на обороте иконы было начертано совершенно то же самое. Оказалось, что явившийся солдату старец - Святой Варлаам.

Что посмотреть

Монастырь обнесен толстой кирпичной стеной, которая когда-то служила защитой для жителей Серпухова. Войти в обитель можно через арку, которую венчает изящный надвратный храм во имя мученика Федота Анкирского. Самая древняя церковь - белокаменный Введенский собор 14 века, построен в русском стиле - в виде массивного четверика. Кровлю украшают объемные кокошники и пятиглавие, а позднее с разных сторон к нему пристроили апсиды и паперть. Еще один храм обители - во имя Георгия Победоносца, относится к более поздней эпохе и представляет собой яркий образец времен Бориса Годунова. Его отличает характерная шатровая кровля - один из признаков московского зодчества второй половины 16-17 веков. А вот колокольня, которая составляет единое целое с общим объемом здания - выполнена в стиле Московского Кремля, что возводили с привлечением мастеров из Италии.

Рядом с входом во Введенский собор стоит небольшая деревянная часовенка, в которой покоятся мощи основателя монастыря - святого Варлаама. Ему молятся об избавлении от бесов и о здоровье домашнего скота. В последние годы было документально зафиксировано несколько десятков чудесных исцелений по молитвам святого.

Внутри Введенского храма все покрыто росписями в старинном русском стиле, что создает уютную намоленную атмосферу. В храме Св. Георгия - наоборот, нет росписей, только иконы висят на белоснежных стенах. Стоит обратить внимание на необычные по форме и исполнению светильники. Вся территория монастыря усажена цветами и ухожена, недаром это женский монастырь. Собираясь в обитель, нужно не забыть тару для воды - источник «Неупиваемая чаша» славится своей помощью страдающим от алкогольных и иных излишеств. Рядом с монастырем есть пекарня, где можно купить вкусную монастырскую выпечку и перекусить.

Практическая информация

Адрес: Серпухов, ул. Октябрьская, 40. Веб-сайт .

Как добраться: на автомобиле - по Симферопольскому, Борисовскому ш., ул. Ворошилова, Ленинского Комсомола и Октябрьской; на электричке - с Курского вокзала столицы до станции «Серпухов», далее на автобусе № 4 до конечной остановки.

Богослужения проходят ежедневно в 7:15 по будням, в 8:00 и 17:00 по праздничным и воскресным дням; исповедь проводится после вечернего богослужения.

Построенный более шестисот лет назад по велению самой Царицы Небесной, серпуховский монастырь дошёл до нашего времени в полуразрушенном состоянии. Но в 1995 году он вновь возродился и продолжает действовать, помогая очищать людские души от брани современного мира.

История постройки

Появление монастыря относится к 1360 году. По преданию, митрополиту Алексию Московскому сама Богородица велела возвести обитель «в пределе града Серпухова». Голос Божией Матери прозвучал возле её иконы и, действуя по воле Господа и Девы Марии, Алексий отправил инока Варлаама в указанные места. Через некоторое время Алексий и сам приехал в Серпухов. Но ему показалось, что дремучий лес на пересечении двух рек - это не самое лучше место для закладки обители.

Введенский Владычный женский монастырь в Серпухове

Возведение церкви

В 1362 году хлопотаниями Варлаама была построена каменная церковь, которую Алексий Московский освятил в честь Введения Богородицы во храм. Именно преподобный Варлаам стал первым настоятелем монастыря. После своей смерти он считался его заступником в Царстве Божием.

По причине частых неприятельских набегов в XV-XVII веках со стороны татарских племен, обитель было решено обнести каменной оградой. Монастырь стал похож на военную крепость. Следует отметить, что жизнь обители была весьма бедной. И лишь с приходом к власти царя Иоанна Грозного уровень благосостояния начал расти.

Впоследствии, внимание государей к монастырю возросло. Это связано, в частности, с походом царя Бориса Годунова, направленным на предупреждение очередного набега татар. Исход сражения был на стороне монарха. В результате на средства Годунова были отстроены новые собор и трапезная, возле которых возвели и новый храм в честь Георгия Победоносца.

Георгиевская церковь во Владычном монастыре

Перед монастырём появилась крепостная стена, башни и новый надвратный храм мученика Феодота Анкирского. Для проживания братии построили новый каменный корпус.

Явление иконы «Неупиваемая чаша»

Тяжёлые времена для обители вновь наступили после того, как её приписали к Высоцкому монастырю. В 1737 году там остался всего один иеромонах преклонного возраста. Видя всю плачевность ситуации, митрополит Московский Платон обратился к императору Александру Павловичу с просьбой преобразовать монастырь в женский.

Так, в 1806 году было утверждено создать на месте мужской обители женскую, что повлекло её повторный расцвет. Начали возводиться новые храмы. А в 1878 году тут была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Предание гласит, что некий пьяница увидел во сне старца, повелевшего ему идти в Серпухов и молиться перед этим образом, чтобы получить исцеление от своего недуга. Добравшись до ранее неизвестного ему места, мужчина попросил священнослужителей показать ему именно эту икону Богоматери.

Икона Богородицы «Неупиваемая Чаша» в Введенском женском монастыре

Никто не понимал, о каком образе идёт речь. Но когда посмотрели на оборот иконы, то увидели надпись «Неупиваемая Чаша». К тому же, увидев мощи преподобного Варлаама, человек узнал в нём старца, который явился к нему во сне. Так был обретен чудотворный образ.

С приходом большевизма монастырь закрыли в 1919 году. Некоторые храмы по-прежнему продолжали действовать вплоть до 1927 года. На то время пастырские обязанности выполнял священник Иаков Бриллиантов. Спустя некоторое время он был расстрелян. Та же участь постигла мученицу Елизавету Крымову, приютившую несколько сестёр у себя дома.

До семидесятых годов здания монастыря разрушали, разбирая буквально по кирпичикам. Потом храмы начали реставрировать, а 5 мая в 1995 году в Серпухове вновь открыли женский монастырь. Настоятельницей стала монахиня Алексия, которую возвели в сан игуменьи.

Описание

Храмы монастыря не отличаются пышностью убранства. Им свойственна лаконичность и простота. Введенский собор в советское время служил складом. Его реставрацией занимались в начале 2000-х годов. Сейчас это пятиглавое здание, с облицовкой из белого кирпича.

Храм Георгия Победоносца при Трапезной представляет собой шатровую церковь со звонницей. Постройка также прошла реставрацию, в ней совершаются регулярные богослужения.

Храм Феодота Анкирского отражает традиции зодчества, существовавшие при Борисе Годунове. Церковь небольшая, каменная. Это уникальный архитектурный памятник тех времён. Он расположен над святыми вратами, которые достаточно хорошо сохранились до нашего времени. Во всяком случае, их нижний ярус из камня.

Церковь Феодота Анкирского над Святыми вратами в Введенском монастыре

Возможно, существовал и верхний ярус, деревянный. Исследователи предполагают, что ворота входили в систему укреплений обители, выполненную из дерева. Территория монастыря чистая и ухоженная, о чём заботятся монахини. Кругом много цветов и зелени.

Святые и подвижники благочестия, чтимые даты

В обители с большим почтением и любовью относятся ко всем, кто имел отношение к монастырю и был канонизирован, не исключая других святых. В определенные дни их память почитают с молитвами. К таким датам относятся:

  • 6 мая, 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря - почитается Великомученик Георгий Победоносец;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря - почитается память святого Николая Чудотворца;
  • 25 февраля, 2 июня - дни памяти святителя Алексия, митрополита Московского;
  • 31 мая, 20 июня, 20 ноября - дни памяти мученика Феодота Анкирского;
  • 14 декабря - день праведного Филарета Милостивого;
  • 10 октября - почитается преподобная Рахиль Спасо-Бородинская;
  • 18 мая - преподобный Варлаам Серпуховский;
  • 28 мая, 16 июня - дни памяти святого благоверного царевича Димитрия Угличского;
  • 2 декабря - почитают память священномученика Иакова Бриллиантового.

В обители также помнят блаженную Евфросинию Алексинскую, игуменью Валентину, старицу монастыря монахиню Еликониду и Гедеона Серпуховского.

Праздники

Насельницами Введенского Владычного монастыря с особым благоговением почитаются такие праздничные дни, как:

  • 6 июня - Вознесение Господне;
  • 18 октября - день памяти святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Иова, Филиппа, Петра, Тихона, Ермогена, Иннокентия, Макария и Филарета, Московских и всея России чудотворцев;
  • 18 мая - день иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша»;
  • 2 июня - обретение мощей святителя Алексия.
Внимание! Престольным праздником Введенского женского монастыря считается 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Святыни и святые источники

За долгую историю своего существования монастырь обрёл множество религиозных реликвий. В советское время были утеряны оригиналы древних икон, но их списки оказались не менее чудотворными и продолжают вызывать трепет у верующих по сегодняшний день.

К числу святынь в первую очередь относятся иконы Божией Матери «Всецарица» и «Неупиваемая Чаша». Также здесь хранятся иконы великомученика Георгия Победоносца и Иоанна Воина, которые мироточат. Мироточащий Крест-Голгофа находится здесь же. Многие паломники приезжают в Введенскую обитель приложиться к мощам преподобного Варлаама.

Памятник преподобному Варлааму Серпуховскому перед входом в монастырь

Отдельно стоит упомянуть о чудотворных иконах царевича Димитрия Угличского и «Введение Богородицы во Святая Святых».

Важно! Святой источник «Неупиваемая Чаша» помогает истинно верующим паломникам избавиться от тревожащих недугов.

Храмы и богослужения

Во дворе обители действуют три храма:

  1. Надвратный, в честь мученика Феодота Анкирского.
  2. Собор в честь Введения во храм Богородицы.
  3. Храм в честь Георгия Победоносца.

В соборе Литургия начинается в 7:15 (в понедельник с 8:00), вечерня служба - с 17:00. В храме Георгия Победоносца Литургическое пение начинают с 8:00, вечерняя служба и всенощная - с 17:00.

Богослужение в монастыре

График божественных служб монастыря предполагает Литургию в будние дни с 7:15, по выходным и в праздники - с 8:00.

Вечерние службы начинаются в будние дни с 17:00. По субботам и в праздники совершается всенощное бдение также с 17:00.

Сёстры начинают свой день с полунощницы в 6:30 утра. Затем приходят на Литургию. После чаепития в 10:00 расходятся на послушания. А в 14:30 уединяются в кельях для выполнения келейного правила.

Богослужение во Владычном монастыре, Серпухов

Серпуховской Владычный мужской монастырь был возведен в 1360 году на окраине города около реки Нары московским митрополитом Святителем Алексием. Через некоторое время здесь был построен каменный храм, который не сохранился до нашего времени. Самые ранние из монастырских построек датируются XVI – XVII веком. Довольно интенсивное строительство здесь велось с 1598 года.

В 1599 году зодчие возвели новый Введенский собор, а через год они создали довольно сложный комплекс трапезной, в центре которого стоял прекрасный шатровый храм, основанный в честь святого великомученика Георгия. Его строительство велось исключительно на средства Бориса Годунова. В 1600 году в монастыре построили церковь св. Феодора Анкирского, после чего работы временно приостановились.

В середине XVII столетия вокруг обители были подняты каменные массивные стены с башнями. Вскоре были проведены некоторые реставрационные работы. Из храма Введения во храм Пресвятой Богородицы был перестроен и вынесен придел во имя св. царевича Димитрия. В начале следующего века строительство полностью прекратили из-за отсутствия средств. На протяжении следующих двух веков монастырь вел довольно небогатую хозяйственную жизнь.

Введенский Владычный женский монастырь

Введенский Владычный женский монастырь расположен в городе Серпухове. Он был возведен московским митрополитом святителем Алексием в 1360 году. По приданиям легенды, основанию этого монастыря предшествовало особое чудотворное появление Божией Матери. В 1362 году трудами Варлаама - первого настоятеля монастыря, здесь была построена каменная церковь, а в 1878 году в обитель привезли чудотворную икону Божией Матери Неупиваемая Чаша.

К началу XVIII века в распоряжении женского монастыря были многочисленные вотчины в Серпуховском и Московском уездах. В 1724-1727 годах он был присоединен к Заиконоспасскому монастырю, а в 1764 году, благодаря манифесту Екатерины II, получил III класс. В 1861-1847 годах настоятельницей обители была известная Митрофания Розен.

Главными святынями монастыря выступают мощи Варлаама и чудотворная икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». В начале XX века в монастыре числилось 326 послушниц и 50 монахинь. В наше время здесь продолжается монашеская жизнь, а также сюда ежегодно приезжает сотни туристов и паломников.

Высоцкий мужской монастырь

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь - это один из древнейших монастырей на Руси. Его основали в 1374 году по приказу серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. Он был возведен на крутых склонах, которые уступами опускались в долину реки Нары, покрытую роскошной густой зеленью.

Храм входит в число девяти обителей, первые его настоятели - преподобные Никита Серпуховский, Афанасий Высоцкий старший и Афанасий Высоцкий младший. Место, выбранное под строительство монастыря, называлось Высоким, отсюда и пошло название святыни. Князь Владимир Храбрый не жалел сил и средств для благоустройства обители. Сразу же после его основания здесь выстроили первый храм, который был посвящен Зачатию Пресвятой Богородицы.

В XVIII веке монастырь стал крупным вотчинником. Он владел селами, 3000 душами крестьян, деревнями, двумя часовнями, мельницей на реке Наре, а также деревянным московским подворьем. С XVII по XVIII века к Серпуховскому Высоцкому мужскому монастырю приписали женский Серпуховский Владычный монастырь. В наше время в этом месте собираются тысячи паломников и туристов.

В Серпухове я побывала уже второй раз. С отчетами о предыдущей поездке можно ознакомиться здесь:

В этот раз, на мое счастье, начали мы прогулку с того места, до которого я в прошлый раз не дошла - Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь. Хочется сказать спасибо нашему экскурсоводу - девушке Оле, которая рассказала нам о монастыре.

Это самый древний монастырь в Серпухове. Основан в 1360 году московским митрополитом святителем Алексием.

По легенде основанию монастыря предшествовало особое изволение Божией Матери: «Алексие! Подобает тебе монастырь поставити имени Моему, купно же и себе в память… в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих место на спасение многим душам человеческим!»

Так монастырь выглядел в начале ХХ века.


Эти же ворота уже в начале ХХI века.

Просто жилой дом...


Еще одни ворота...


Надвратный храм св. Феодота Анжирского.

Я, наконец, узнала откуда появился павлин на гербе Серпухова. В XVIII веке императрица Екатерина для утверждения системы местного самоуправления начала закреплять за городами гербы. Главный герольдмейстер империи – граф Франциско Санти – разослал по всей России анкеты. Таким образом он хотел выяснить о каждом городе нечто особенное.
Когда пришел ответ из Серпухова, художнику из Пьемонта было достаточно одной фразы: «в монастыре одном павлины родятся»… Речь шла о Высоцком монастыре, которому в 1691 году окольничьим Михаилом Колупаевым были подарены «…гнездо журавлей, павлин да пава…».
Так символом Серпухова стал «в красном поле стоящий с распростертыми крыльями павлин». Этот герб был утвержден 20 декабря 1781 года.


Введенский собор, построен во времена Бориса Годунова.


Храм святителя Алексея, построен в XVII веке с северной стороны Введенского собора.


Надвратный храм с внутренней стороны.


Келейный корпус. Если верить схеме монастыря, сейчас там музей.


Святой источник "Неупиваемая Чаша".

Икона Неуписаемая Чаша на протяжении веков была главной святыней Владычного монастыря.
Явление первообраза иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша” произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: “Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом”. Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул пуститься в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: “Неупиваемая Чаша”! В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама - строителя этого монастыря. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное - он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.
С тех пор к этой иконе за исцелением приходили многие, страдающие недугом пьянства. Но во временя советской власти икона была утрачена:(В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары.
Сейчас в храмах есть списки с этой иконы...


Никак не хотел вмещаться в кадр((Храм Георгия Победоносца с трапезной палатой и звонницей.


Эклектика:)

Во дворе монастыря лежат древние надгробные плиты из ракушечника. На них можно разглядеть доисторических морских обитателей.