Преднаука специфика архаического знания. Происхождение науки и преднаука древнего востока. Наука в античный период

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Международная образовательная корпорация

Казахская головная архитектурно-строительная академия

на тему: История восточной преднауки

Алматы 2016

Особенности древневосточной преднауки

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме.

Становление преднауки на Древнем Востоке. Формированию феномена науки предшествовал длительный, многотысячелетний этап накопления простейших, преднаучных форм знания. Возникновение древнейших цивилизаций Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай), выразившееся в появлении государств, городов, письменности и др., способствовало накоплению значительных запасов медицинского, астрономического, математического, сельскохозяйственного, гидротехнического, строительного знания. Потребности мореплавания (морской навигации) стимулировали развитие астрономических наблюдений, потребности лечения людей и животных - древней медицины и ветеринарии, потребности торговли, мореплавания, восстановления земельных участков после разливов рек - развития математических знаний и т.п.

Наука появляется в странах Древнего Востока (в осевое время): в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики.

Производство идей, представлений, сознания первоначально было непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни.

Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилонии, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науки.

Особенностями древневосточной преднауки являлись:

1. непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета -- математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов -- астрономия, техническим усовершенствованиям орудий производства и строительства -- механика и т. д.);

2. рецептурность (инструментальность) “научного” знания;

3. индуктивный характер;

4. разрозненность знания;

5. эмпирический характер его происхождения и обоснования;

6. кастовость и закрытость научного сообщества, авторитет субъекта - носителя знания

Есть мнение, что преднаучное знание не имеет отношения к науке, поскольку оперирует абстрактными понятиями.

Развитие сельского хозяйства стимулировало развитие сельскохозяйственных механизмов (мельниц, например). Ирригационные работы требовали знания практической гидравлики. Климатические условия требовали разработки точного календаря. Строительство требовало знаний в области геометрии, механики, материаловедения. Развитие торговли, мореплавания и военного дела способствовали развитию оружия, техники строительства судов, астрономии и т. д.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика государства, возникновение общественных институтов, организации власти на Древнем Востоке: в Египте, Индии и Китае. Образование государств, система администрации, военная организация, суд и законы. Особенности древневосточной деспотии.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Характеристика политических и экономических предпосылок для осуществления перехода к массовой коллективизации сельского хозяйства. Особенности, этапы проведения коллективизации. Изучение социально-экономических последствий перестройки сельского хозяйства.

    реферат , добавлен 08.09.2010

    Специфика развития научных знаний в Древнем Египте и их особые черты. Развитие точных и естественных наук, врачебного искусства. Процесс накопления знаний, которые носили прикладной характер. Значение древнеегипетской науки в развитии других цивилизаций.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2013

    Особенности развития научных знаний в древнем Китае. Рассмотрение влияния теории У-син (пяти элементов) и теории Инь-Ян на развитие науки Китая. Мастерское умение обращаться с бронзой, рудой, металлами и глиной. Достижения китайцев в архитектуре.

    реферат , добавлен 01.04.2015

    Экономический подъём США. Описание перехода государства к монополистическому капитализму. Анализ роста производства и изменений в структуре промышленности, особенностей развития капиталистического сельского хозяйства. Основные формы рабочего движения.

    реферат , добавлен 17.03.2013

    Анализ политической истории Египта в период Среднего Царства и Нового царства. Характеристика социально-экономического положения царств. Рассмотрение египетского производства, сельского хозяйства, ремесла в данный период. Особенности расцвета экономики.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Изучение основных исторических предпосылок проведения Переяславской рады. Исследование специфики Русско-Украинский отношений в условиях смены гетманов. Характеристика роли русской православной церкви в объединительном процессе и ее влияния на Украину.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2011

    Военная история Китая - история многочисленных гражданских, междоусобных, захватнических и оборонительных войн. Государства Древнего и Средневекового Китая: организация вооруженных сил, их становление и развитие, степень влияния на внешнюю политику.

    реферат , добавлен 01.09.2011

    Особенности развития крестьянских хозяйств. Роль рабочего класса в преобразовании сельского хозяйства. Процесс коллективизации в Приднестровье. Роль сельскохозяйственной кооперации в развитии деревни. Характеристика голода 1932–1933 гг. в Приднестровье.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

    Основные отрасли хозяйства в греческих государствах, ремесленное производство. Особенности древнегреческого рабовладения. Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли в Древнем Риме. Причины кризиса и распада рабовладельческой Римской империи.

Родиной современной человеческой культуры явились страны древнего Востока. За несколько тысяч лет до н. э. в Месопотамии, Индии, Китае, Египте в долинах рек и на морском побережье сложились крупные рабовладельческие государства. На Тигре и Евфрате в Месопотамии, Ниле в Египте, Инде и Ганге в Индии, Хуанхэ в Китае возводились плотины, рылись каналы, устраивались водохранилища. Здесь рано возникла общинная и государственная собственность на землю, что обусловило особый характер производства, который Маркс назвал азиатским. Царь-деспот и жреческая аристократия распоряжались огромными количествами земли и массами людей. Они воздвигали дворцы, храмы, колоссальные памятники вроде египетских пирамид, поглощавшие огромную массу человеческого труда. Потребности управления страной и торговли привели к развитию письменности (иероглифы, клинопись), возникшей из рисунков и узоров первобытной эпохи, которая древними финикианцами была упрощена в алфавитное письмо, ставшее основой современных европейских алфавитов. У древних шумерийцев (Месопотамия) письменность появилась уже в начале 4-го тысячелетия до и. э. Она носила характер миниатюрных картинок (пиктография), которые с течением времени, в связи с необходимостью в быстрых записях, упростились в клинопись. Материалом для письма были глиняные дощечки, на которых выдавливались знаки. С развитием вавилонской торговли эта письменность распространилась по всей Передней Азии, и, как уже было сказано, финикийцами, нуждавшимися в своих торговых отношениях в простой и удобной форме записи, была в XIII в. до н. э. преобразована в алфавит. На финикийский алфавит большое влияние оказало и египетское иероглифическое письмо, финикийский алфавит насчитывал 22 алфавитных знака. Из него возник в дальнейшем древнегреческий алфавит. Письменность служила прежде всего правительственным и культовым целям, а также применялась в торговых сделках. Вместе с тем она способствовала сохранению начатков научных знаний и возникновению школ (Египет, Китай).

Уже у земледельских и пастушеских народов сложились первые астрономические представления. В древнем Вавилоне, Египте, Индии и Китае велись систематические астрономические наблюдения. Эти наблюдения велись на специальных площадках, устроенных на крышах храмовых башен, и производились с такой точностью, что позволили установить явление предварения равноденствий (Вавилон). Вавилонские жрецы знали пять планет, определили их орбиты, распределили звёзды по созвездиям. Они установили видимый годичный путь движения Солнца (эклиптика) и разделили его на двенадцать частей (созвездия Зодиака). Ими был найден способ предвычисления затмений и установлен календарь. Время по вавилонскому календарю подразделялось на сутки, лунный месяц и год на 364 суток. Сутки делились на три стражи дня и три стражи ночи, начиная с захода солнца. Вместе с тем существовало и подразделение суток на 12 часов, содержащих 360 минут. Это подразделение основано на следующем способе измерения времени. В момент, когда над горизонтом появлялся верхний край солнца, открывалось отверстие в сосуде, вода в котором поддерживалась на определённом уровне, и вода из этого сосуда выливалась в специальный небольшой сосуд. Когда появлялся нижний край солнца, малый сосуд отставлялся и заменялся большим, вода в который собиралась до захода солнца. По отношению веса воды в большом сосуде к весу её в малом сосуде определялся «шаг» солнца. Отсюда возникла и градусная мера углов, ведущая своё происхождение из Вавилонии, вместе с шестидесятеричной системой исчисления. Весьма существенно, что вавилоняне сделали попытку установить систему мер и единица времени была, невидимому, связана с единицей веса, которая равнялась весу воды в кубе, сторона которого равна одной десятой длины двойного локтя. Локоть представлял длину около 49,5-49,8 см. Единица веса называлась мина и составляла около килограмма; 60 мин составляли вавилонский талант.

Систематические наблюдения над небом вели египетские жрецы. На потолках египетских гробниц и храмов сохранились карты звёздного неба. Время ночью определялось с помощью астрономических наблюдений, днём - по солнечным и водяным часам. Египетский год делился на 12 месяцев, по 30 суток, к которым в конце года прибавлялось пять праздничных дней.

Вместе, с астрономией развивалась и математика, в особенности геометрия, имеющая важное значение для определения площадей земельных участков.

Высокого уровня достигла астрономия в древней Индии. Из индусских астрономических трактатов, относящихся к VI в. до н. э., видно, что индусы знали о вращении Земли вокруг своей оси и о том, что луна светит отражённым солнечным светом. В Китае с давних времён велись астрономические наблюдения. В китайской летописи Чеу Пей, относящейся к XI в. до н. э., описано определение длины тени шеста во время летнего и зимнего солнцестояния, что давало возможность сравнить изменение высоты солнца над горизонтом (гномон).

В 611 г. до н. э. была сделана запись о комете в области Большой Медведицы. В это же время были известны пять планет и продолжительность года в 365 1/4 суток. В IV в. до н. э. китайский астроном Ши Шэнь составил звёздный каталог, содержащий 800 звёзд. В летописях, относящихся к III в. до н. э., упоминается компас. Сохранилась медная пластина компаса, относящаяся к I в. до н. э., с указателем из естественного магнита, обработанного в виде ложки (рис. 1а).

Таким образом, в странах древнего Востока естественно-научные знания, прежде всего астрономия и математика, получили достаточно высокое развитие. Однако эти знания были монополизированы жрецами, и общее представление о мире оставалось ненаучным. Первые попытки естественного объяснения мира относятся уже к высокоразвитому рабовладельческому строю древней Греции. Греческая рабовладельческая демократия представляла собой высший тип рабовладельческого государства, и именно в Греции наивысшего расцвета достигли наука, литература и искусство древности.

Один из подходов разработан В. С. Степиным: две стадии (где 1- характеризует зарождающуюся науку (преднаука) и 2 - наука в собственном смысле слова.), которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности.

Тем самым науке как таковой предшествует доклассический этап (преднаука) , где зарождаются элементы (предпосылки) науки - это зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а средние века до 16-17 вв, явл исходным пунктом естествознания. Преднаука же изучает те вещи и способы их изменений, с которыми человек многократно сталкивается в своей практической деятельности и обыденном опыте. Деятель-ность мышления - идеализированная схема практических действий

Причины возникновения науки в 16-17 вв .:

Общественно-экономические (утверждение капитализма и острая потребность в росте его производительных сил),

Социальные (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии) условий,

Необходим был опр уровень развития самого знания.

В общественной жизни стал формир-ся новый образ мира и стиль мышления, разрушивший предшествующую картину мироздания и приведший к оформлению к ориентацией на механистичность и количественные методы. Галилей впервые ввел в познание то, что стало характерной особенностью именно научного познания - мысленный эксперимент.

Характерные черты нового стиля мышления : отношение к природе как самодостаточному естественному, объекту; становление принципа строгой количественной оценки.

В это время резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками.

Процесс дифференциации знания идет по трем основным направлениям :

1. отделение науки от философии.

2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук - механики, астрономии, физики, химии, биологии и др.

3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.
Классификация этапов развития науки:

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Имеет парадигму механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма
2. Неклассическая наука (первая половина XX в.) Парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.
3. Постнеклассичесая наука (вторая половина XX- начало XXI в.) учитывает включенность субъективной деятельности в «тело знания». Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы

Наука в античный период.

Предпосылкой возн н знаний многие исслед истории науки считают миф. Миф -это особый тип мышления. В мифе совмещены два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом, о первопредках, о первопредметах в «начальном» сакрально-священном времени) и синхронический (объяснение настоящего, а иногда и будущего).
В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Формир зачатков н знаний и методов античности и средневековья связывают с тем культурным переворотом, который произошел в древней Греции при «великой колонизации». Древние греки пытаются описать и объяснить возн, развитие и строение мира в целом. Эти их представления получили название натурфилософских. Основная деятель-ность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого.
Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм . Решение космогонической проблемы, поставленной Парменидом, далее развитая. Левкиппом и Демокритом. Платон объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества, утверждая, что четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля - не являются простейшими составными частями вещей. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире. Для объяснения процессов движения, изменения развития вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые.
Осн чертой эллинистической культуры стал индивидуализм, вызванный неустойчивостью соц-полит ситуации, невозм для человека влиять на судьбу полиса, усилившейся миграцией населения, возросшей ролью правителя и бюрократии. Это отразилось как на основных ф системах эллинизма - стоицизме (Зенон), скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, так и на некоторых натурфилософских идеях.
Т.О., в античности появляются такие системы знаний, которые можно представить как первые теор модели . Но отсутствие экспериментальной базы не дает возможности рождения подлинно теор естествознания и науки в целом.

Элементы естественных знаний, знаний в области естественных наук, накапливались постепенно в процессе практической деятельности человека и формировались большей частью исходя из потребностей этой практической жизни, не становясь самодостаточным предметом деятельности. Выделяться из практической деятельности эти элементы начали в наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность: Шумер и Древний Вавилон, Древние Египет, Индия, Китай. Чтобы понять, почему одни моменты естествознания появляются ранее других, вспомним, области деятельности, знакомые человеку той эпохи:

Сельское хозяйство, включая земледелие и скотоводство;

Строительство, включая культовое;

Металлургия, керамика и прочие ремесла;

Военное дело, мореплавание, торговля;

Управление государством, обществом, политика;

Религия и магия.

Рассмотрим вопрос: развитие каких наук стимулируют эти занятия?

1. Развитие сельского хозяйства требует развития соответствующей с/х техники. Однако от развития последней до обобщений механики слишком долгий период, чтобы всерьез рассматривать генезис механики из, скажем, потребностей земледелия. Хотя практическая механика, несомненно, развивалась в это время. Например, можно проследить появление из примитивной древнейшей зернотерки, через зерновую мельницу (жернова) водяной мельницы (V-III вв. до н.э.) – первой машины в мировой истории.

2. Ирригационные работы в Древнем Вавилоне и Египте требовали знания практической гидравлики. Управление разливом рек, орошение полей при помощи каналов, учет распределяемой воды развивает элементы математики. Первые водоподъемные приспособления – ворот, на барабан которого был намотан канат, несущий сосуд для воды; «журавль» – древнейшие предки кранов и большинства подъемных приспособлений и машин.

3. Специфические климатические условия Египта и Вавилона, жесткое государственное регулирование производства диктовали необходимость разработки точного календаря, счета времени, а отсюда – астрономических познаний. Египтяне разработали календарь, состоящий из 12-ти месяцев по 30 дней и 5-ти дополнительных дней в году. Месяц был разделен на 3 десятидневки, сутки на 24 часа: 12 дневных часов и 12 ночных (величина часа была не постоянной, а менялась со временем года). Ботаника и биология еще долго не выделялись из сельскохозяйственной практики. Первые начатки этих наук появились только у греков.

4. Строительство, особенно грандиозное государственное и культовое требовали, по крайней мере, эмпирических знаний строительной механики и статики, а также геометрии. Древний Восток был хорошо знаком с такими механическими орудиями как рычаг и клин. На сооружение пирамиды Хеопса пошло 23 300 000 каменных глыб, средний вес которых равен 2,5 тонны. При сооружении храмов, колоссальных статуй и обелисков вес отдельных глыб достигал десятков и даже сотен тонн. Такие глыбы доставлялись из каменоломен на специальных салазках. В каменоломнях для отрыва каменных глыб от породы служил клин. Подъем тяжестей осуществлялся с помощью наклонных плоскостей. Например, наклонная дорога к пирамиде Хефрена имела подъем 45,8 м и длину 494,6 м. Следовательно, угол наклона к горизонту составлял 5,3 0 , и выигрыш в силе при поднятии тяжести на эту высоту был значительным. Для облицовки и пригонки камней, а возможно и при подъеме их со ступеньки на ступеньку, применялись качалки. Для поднятия и горизонтального перемещения каменных глыб служил также рычаг.

К началу последнего тысячелетия до н.э. народам Средиземноморья были достаточно хорошо известны те пять простейших подъемных приспособлений, которые впоследствии получили название простых машин: рычаг, блок, ворот, клин, наклонная плоскость. Однако до нас не дошел ни один древнеегипетский или вавилонский текст с описанием действия подобных машин, результаты практического опыта, видимо, не подвергались теоретической обработке. Строительство больших и сложных сооружений диктовало необходимость знаний в области геометрии, вычислении площадей, объемов, которое впервые выделилось в теоретическом виде. Для развития строительной механики необходимо знание свойств материалов, материаловедение. Древний Восток хорошо знал, умел получать очень высокого качества кирпич (в том числе обожженный и глазурованный), черепицу, известь, цемент.

5. В древности (еще до греков) было известно 7 металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, железо, а также сплавы между ними: бронзы (медь с мышьяком, оловом или свинцом) и латуни (медь с цинком). Цинк и мышьяк использовались в виде соединений. Существовала и соответствующая техника для плавки металлов: печи, кузнечные мехи и древесный уголь как горючее, что позволяло достигнуть температуры 1500 0С для плавления железа. Разнообразие керамики, производимой древними мастерами, позволило, в частности, археологии в будущем стать почти точной наукой. В Египте варили стекло, причем разноцветное, с применением разнообразных пигментов-красителей. Широкой гамме пигментов и красок, применявшихся в различных областях древнего мастерства, позавидует современный колорист. Наблюдения над изменениями природных веществ в ремесленной практике, наверное, послужили основой для рассуждений о первооснове материи у греческих физиков. Некоторые механизмы, применяемые ремесленниками, чуть ли не до сей поры, изобретены в глубокой древности. Например, токарный станок (конечно, ручной, деревообрабатывающий), прялка.

6. Нет нужды долго распространяться о влиянии торговли, мореплавания, военного дела на процесс возникновения научных знаний. Отметим только, что даже простейшие виды оружия должны делаться с интуитивным знанием их механических свойств. В конструкции стрелы и метательного копья (дротика) уже заложено неявное понятие об устойчивости движения, а в булаве и боевом топоре – оценка значения силы удара. В изобретении пращи и лука со стрелами проявилось осознание зависимости между дальностью полета и силой броска. В целом, уровень развития техники в военном деле был значительно выше, чем в сельском хозяйстве, особенно в Греции и Риме. Мореплавание стимулировало развитие той же астрономии для координации во времени и пространстве, техники строительства судов, гидростатики и многого другого. Торговля способствовала распространению технических знаний. Кроме того, свойство рычага – основы любых весов было известно задолго до греческих механиков-статиков. Следует отметить, что в отличие от сельского хозяйства и даже ремесла, эти области деятельности были привилегией свободных людей.

7. Управление государством требовало учета и распределения продуктов, платы, рабочего времени, особенно, в восточных обществах. Для этого были нужны хотя бы начатки арифметики. Иногда (Вавилон) государственные нужды требовали знаний астрономии. Письменность, сыгравшая важнейшую роль в становлении научных знаний – во многом продукт государства.

8. Взаимоотношения религии и зарождающихся наук предмет особого глубокого и отдельного исследования. В качестве примера укажем лишь, что связь между звездными небом и мифологией египтян очень тесная и прямая, а потому развитие астрономии и календаря диктовалось не только нуждами сельского хозяйства. В дальнейшем, в контексте материала лекций, мы будем обращать внимание на эти связи.

Постараемся просуммировать сведения о том, что было выделено на Древнем Востоке как теоретическое знание.

Математика.

Известны египетские источники II-го тысячелетия до н.э. математического содержания: папирус Ринда (1680 г. до н.э., Британский музей) и Московский папирус. Они содержат решение отдельных задач, встречающихся в практике, математические вычисления, вычисления площадей и объемов. В Московском папирусе дана формула для вычисления объема усеченной пирамиды. Площадь круга египтяне вычисляли, возводя в квадрат 8/9 диаметра, что дает для числа пи остаточно хорошее приближение – 3,16. Несмотря на существование всех предпосылок Нейгебауэр /1/ отмечает достаточно низкий уровень теоретической математики в древнем Египте. Это объясняется следующим: “Даже в наиболее развитых экономических структурах древности потребность в математике не выходила за пределы элементарной домашней арифметики, которую ни один математик не назовет математикой. Требования же к математике со стороны технических проблем таковы, что средств древней математики было недостаточно для каких бы то ни было практических приложений”.

Шумеро-вавилонская математика была на голову выше египетской. Тексты, на которых основаны наши сведения о ней относятся к 2-м резко ограниченным и далеко отстоящим друг от друга периодам: большая часть – ко времени древневавилонской династии Хаммурапи 1800 – 1600 гг. до н.э., меньшая часть – к эпохе Селевкидов 300 – 0 гг. до н. э. Содержание текстов отличается мало, появляется лишь знак “0”. Невозможно проследить развитие математических знаний, все появляется сразу, без эволюции. Существует две группы текстов: большая – тексты таблиц арифметических действий, дробей и т.п., в том числе ученические, и малочисленная, содержащая тексты задач (около 100 из найденных 500 000 табличек).

Вавилоняне знали теорему Пифагора, знали очень точно значение главного иррационального числа — корня из 2, вычисляли квадраты и квадратные корни, кубы и кубические корни, умели решать системы уравнений и квадратные уравнения. Вавилонская математика носит алгебраический характер. Так же как для нашей алгебры ее интересует только алгебраические соотношения, геометрическая терминология не употребляется.

Однако и для египетской и для вавилонской математики характерно полное отсутствие теоретических изысканий методов счета. Нет попытки доказательства. Вавилонские таблички с задачами делятся на 2 группы: “задачники” и “решебники”. В последних из них решение задачи иногда завершается фразой: “такова процедура”. Классификация задач по типам была той высшей ступенью развития обобщения, до которой сумела подняться мысль математиков Древнего Востока. Видимо, правила находились эмпирическим путем, путем многократных проб и ошибок.

При этом математика носила сугубо утилитарный характер. С помощью арифметики египетские писцы решали задачи о расчете заработной платы, о хлебе, о пиве для рабочих и т.п. Нет еще четкого различия между геометрией и арифметикой. Геометрия является лишь одним из многих объектов практической жизни, к которым можно применить арифметические методы. В этом отношении характерны специальные тексты, предназначенные для писцов, занимавшихся решением математических задач. Писцы должны были знать все численные коэффициенты, нужные им для вычислений. В списках коэффициентов содержатся коэффициенты для “кирпичей”, для “стен”, для “треугольника”, для “сегмента круга”, далее для “меди, серебра, золота”, для “грузового судна”, “ячменя”, для “диагонали”, “резки тростника” и т.д./2/.

Как считает Нейгебауэр, даже вавилонская математика не перешагнула порога донаучного мышления. Он, впрочем, связывает этот вывод не с отсутствием доказательств, а с неосознанностью вавилонскими математиками иррациональности корня из 2.

Астрономия.

Египетская астрономия на протяжении всей своей истории находилась на исключительно незрелом уровне /1/. Судя по всему, никакой иной астрономии кроме наблюдений за звездами для составления календаря в Египте не было. В египетских текстах не нашлось ни одной записи астрономических наблюдений. Астрономия применялась почти исключительно для службы времени и регулирования строгого расписания ритуальных обрядов. Египетская астрономическая терминология оставила следы в астрологии.

Ассиро-вавилонская астрономия вела систематические наблюдения с эпохи Набонассара (747 г до н.э.). За период “доисторический” 1800 – 400 гг. до н.э. в Вавилоне разделили небосвод на 12 знаков Зодиака по 300 каждый, как стандартную шкалу для описания движения Солнца и планет, разработали фиксированный лунно-солнечный календарь. После ассирийского периода становится заметен поворот к математическому описанию астрономических событий. Однако наиболее продуктивным был достаточно поздний период 300 – 0 гг. Этот период снабдил нас текстами, основанными на последовательной математической теории движения Луны и планет.

Главной целью месопотамской астрономии было правильное предсказание видимого положения небесных тел: Луны, Солнца и планет. Достаточно развитая астрономия Вавилона объясняется обычно таким важным ее применением как государственная астрология (астрология древности не имела личностного характера). Ее задачей было предсказание благоприятного расположения звезд для принятия важных государственных решений. Таким образом, несмотря на нематериалистическое применение (политика, религия) астрономия на Древнем Востоке также как и математика носила сугубо утилитарный, а также догматический, бездоказательный характер. В Вавилоне ни одному наблюдателю не пришла в голову мысль: “А соответствует ли видимое движение светил их действительному движению и расположению?”. Однако среди астрономов, работавших уже в эллинистическое время, был известен Селевк Халдеянин, который, в частности, отстаивал гелиоцентрическую модель мира Аристарха Самосского.