Храм николая чудотворца на большеохтинском кладбище. Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище. Церковь свт. Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище

13 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Большеохтинское Георгиевское кладбище Санкт-Петербурга, где покоятся родители Его Святейшества — протоиерей Михаил и Раиса Владимировна Гундяевы.

В Николо-Большеохтинском храме Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Большеохтинского храма протоиерей Геннадий Гордеев, настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Николай Гундяев, духовенство Санкт-Петербурга.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по митрополиту Никодиму (Ротову), протоиерею Михаилу и Раисе Владимировне Гундяевым.

Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся в храме с .

«Всякий раз, когда я посещаю этот Божий храм, я мысленно переношусь к тому времени, когда настоятельствовал здесь мой родитель, — сказал, в частности, Святейший Патриарх. — Стены эти несут в себе дорогую для меня память, так же, как и некоторые лица, которые я вспоминаю, когда встречаюсь взглядом с тем или иным человеком, с той или иной прихожанкой, которая на протяжении долгих лет посещает этот святой храм.

Память о родителях — это особое состояние человеческой души. Каждый из нас это переживает, и поэтому здесь нет надобности много об этом говорить. Я хотел бы только от всего сердца поблагодарить вас за вашу молитву, соучастие вместе со мной в этом воспоминании о приснопамятных рабах Божиих митрополите Никодиме, протоиерее Михаиле и Раисе».

Святейший Владыка рассказал, что он не раз служил в этом храме будучи и священником, и архиереем. Сегодня состоялось первое в истории этого храма Патриаршее богослужение.

«Этот храм был одним из немногих, который был открыт в тогдашнем Ленинграде, — продолжил Предстоятель. — Вспоминаю, какое огромное количество людей сюда приходило, потому что поблизости не было ни одного храма. Сегодня у нас много храмов, но те, которые были в то самое трудное время, они пользуются особым почитанием у петербуржцев, потому что они действительно были некими светочами, маяками в той жизни, из которой изгонялось имя Божие».

В память о первом Патриаршем богослужении Предстоятель передал в дар храму образ святителя и чудотворца Николая с памятной надписью.

Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на могиле своих родителей, расположенной у алтарной стены храма во имя святителя и чудотворца Николая.

Протоиерей Михаил Гундяев служил настоятелем Свято-Никольского храма на Большой Охте с 1972 года до кончины 13 октября 1974 года.

В 1773 году на территории Большеохтинского кладбища была построена церковь святого Георгия Победоносца, в связи с чем кладбище стало называться Георгиевским. В 1812 году рядом с церковью Георгия Победоносца на средства купца Никонова была заложена новая церковь, освященная в 1814 году во имя святого Николая Чудотворца.

В советское время храм не закрывался. В него были переданы иконы из уничтоженной Георгиевской церкви. В Никольской церкви находится немало святынь, перенесенных сюда из снесенных и закрывавшихся храмов.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Крупнейшее кладбище Санкт-Петербурга, находящееся в черте города. Занимает площадь около 70 гектар и является одним из самых старых кладбищ Петербурга, действующим и по наши дни.

Сейчас главная кладбищенская речка Чернавка превратилась в невзрачную канаву. Через нее перекинут всего один деревянный мост, в самой невзрачной и наиболее плохо освещенной части некрополя. Однако триста лет назад река была вполне мощным притоком Охты. На берегах Охты и ее притоков селились плотники и корабельщики; именно они и построили в 1725г. на Чернавке храм, который был освящен во имя праведного Иосифа Древодела, покровителя плотников. Затем появилась колокольня, оснащенная стопудовым колоколом, одним из лучших в городе.

Затем кладбище ширилось, росло, переименовалось в Георгиевское и снова вернуло историческое название. Вот список церквей, постороенных на кладбище за двести лет(XVIII-XIX века):

  • Иосифа Древодела (самая первая церковь)
  • Во имя Святой Троицы (построена на месте церкви Иосифа, каменная. Закрыта после первой же зимы. Причина – «слишком холодно вести службы, иных замерзших тут же хоронили»)
  • Покровская (построена по указанию властей рядом с церковью Во имя Троицы; закрыта в конце XVIII века после прокатившейся по городу эпидемии тифа и оспы, разобрана через 30 лет после закрытия)
  • во имя Георгия Победоносца (после этой постройки кладбище переименовалось в Георгиевское)

    Николая Чудотворца(Никольская), покровителя моряков и корабелов (рядом с церковью Георгия Победоносца)

    Духовская церковь (на месте церкви Во имя Святой Троицы)

    Димитрия Солунского (единоверческая церковь в южной части кладбища)

  • Церковь Казанской Иконы Божией Матери (родовая усыпальница купцов Елисеевых)

Едиственное уцелевшее после революции строение – Никольская церковь. Она функционирует и по сей день и ни на день не прекращала работать, работает и кладбище, однако могил знаменитых предков вы не найдете.

А вот самые известные люди, погребенные под толщей охтинской земли:

первый директор Царскосельского лицея В.Ф. Малиновский, профессор А.П. Куницын, композитор П.И. Турчанинов, декабрист А.М. Булатов, фрейлина Е.И. Нелидова, цензор А.И. Красовский, архитектор В.П. Апышков, основатель театра марионеток Е.С. Деммени, танцовщик Р.И. Гербек, скульптор В.А. Синайский, хирург Г.И. Турнер. На Большеохтинском кладбище когда-то покоились представители известнейших дворянских фамилий – Всеволожских, Муравьевых, Мусиных-Пушкиных, Шуваловых, Белосельских-Белозерских, Оболонских, Шаховских, но в советское время практически все эти захоронения были уничтожены.

в 70-е годы прошлого столетия через кладбище провели проспект Энергетиков (да-да, прямо по могилам!!!) и резко сократили площадь кладбища. На данный момент существует уголок, посвященный блокадным жертвам, убиенным в советско-финской войне и просто захоронения.

А теперь из личного. Пост опубликован потому, что я живу по соседству с этим кладбищем. Многие дома построены на месте бывших церквей и могил, даже местный гипермаркет и колбасный завод стоят на костях. Будучи молодыми и неопытными, мы с друзьями гуляли по кладбищенским дорожкам. Так вот. На кладбище есть крематорий. Дым от сжигаемых там людей странным образом ложится вниз, стелится по земле, словно не хочет развевать прах усопших по окрестностям за кладбищем. Зрелище устрашающее; особенно зимой – снег на могилах чернеет.

Много раз были замечены молчаливые могильщики и подозрительный красный цвет воды из колодца.

Но это городские страшилки))

В начале XVIII века в районе устья реки Охты по указу Петра I было устроено поселение приезжих вольных плотников, которые были привлечены со всей страны для работы на городских верфях.

Для их нужд в 1725 году на берегу одного из притоков Охты, реки Чернавки, по проекту архитектора Потёмкина была построена небольшая церковь, освященная во имя Иосифа Древодела, покровителя плотников.

Через два года на противоположном берегу Чернавки было обустроено кладбище. Через некоторое время деревянный храм обветшал, и вместо него был построен новый, каменный, но уже в центре кладбища. Поскольку новый храм был холодным, и службы зимой вести было невозможно, рядом с ним в 1746-1748 гг. по проекту архитектора М. Г. Земцова построили Покровскую церковь.

К концу века, в связи с прошедшими эпидемиями оспы и тифа кладбище оказалось переполнено. 16 мая 1773 года рядом с Охтинским, на берегу Чернавки, было открыто новое кладбище - Большеохтинское. Старое кладбище официально закрыли, хотя и после этого там изредка продолжали хоронить людей. В 1836 году Покровская церковь была разобрана.

В 1773 году на территории нового кладбища была построена церковь святого Георгия Победоносца, в связи с чем кладбище стало называться Георгиевским.

В 1812 году рядом с церковью Георгия Победоносца на средства купца Никонова была заложена новая церковь, в 1814 году освященная во имя святого Николая Чудотворца, покровителя моряков и корабелов.

В мае 1810 году купец Г. Г. Никонов выразил желание возвести на кладбище за свой счёт ещё одну каменную церковь «при самом въезде, у ворот, на правой руке», рядом с местом захоронения своих близких.

Постройка обошлась купцу в 10 тыс. руб., ибо он дал деньги также на иконостас, утварь и ризницу.


Здесь в 1857 похоронили начальника Охтинской верфи генерал-лейтенанта П. Г. Орловского. Неподалеку погребали и других корабелов, в течение многих лет трудившихся на верфи.

После капитального ремонта и росписи интерьера, средства на которые дали богатые купцы, храм был освящен 22 октября 1870 малым освящением. Из святынь отметим древнюю икону Христа Вседержителя и Божией Матери "Скоропослушницы".

Сейчас в храме также хранятся чтимые иконы из закрытых и снесенных храмов Охты и Пороховых, в том числе: прав. Иосифа Древодела, Смоленской Божией Матери и вмц. Параскевы Пятницы. Ранее все стены были сплошь увешаны заупокойными иконами.

После революции судьба кладбища была весьма печальна - были снесены почти все храмы, уничтожено значительное количество склепов и памятников. Единственным уцелевшим храмом оказалась Никольская церковь. В 1926 г. церковь Казанской иконы Божьей Матери была закрыта, а в 1929 г. снесена. В начале 1930-х гг. были снесены еще три церкви, располагавшиеся на единоверческом участке кладбища, в 1935 г. была снесена церковь святого Георгия Победоносца.


После революции церковь даже на краткое время не закрывалась. В 1951 при ней выстроили отдельную звонницу, в 1976 расширили левым приделом.

На старинном кладбище были похоронены духовный композитор П. И. Турчанинов, балерина Е. И. Истомина, фрейлина Е. И. Нелидова, декабрист А. М. Булатов, первый директор лицея В. Ф. Малиновский и преподаватель лицея А. П. Куницын, малолетний сын Достоевского – Алеша; художники – П. А. Суходольский и А. В. Щекатихина-Потоцкая; врачи – нейрохирург А. Л. Поленов и ортопед Г. И. Турнер, а также другие исторические деятели.

Здесь находились захоронения представителей известных дворянских фамилий: Всеволожских, Муравьевых, Мусиных-Пушкиных, Шуваловых, Оболенских, Шаховских. После войны за церковью похоронили нескольких известных профессоров С.-Петербургской Духовной академии: А. Сагарду, В. М. Верюжского, М. К. Сперанского.

В настоящее время на Большеохтинском кладбище хоронят мало, но оно выглядит не столь запущенным, как другие старые городские кладбища, хотя многие исторические могилы и здесь утрачены.

В Красногвардейском районе Петербурга располагается старинное кладбище, история которого стала частью истории самого города, настолько неразрывно оно с ним связано. Когда-то его называли Георгиевским. Оно лишь на два десятилетия моложе самого города и помнит времена Петра I. В наши дни это самый большой городской некрополь. Его площадь составляет почти семьдесят гектаров. Называется он Большеохтинское кладбище. Как доехать до него и что интересного там можно увидеть — вот это мы и постараемся сейчас выяснить.

Деревянная церковь на берегу Чернавки

Для того чтобы начать разговор о его истории, следует мысленно вернуться в начало XVIII века. На берегах Невы строилась новая столица, и со всей России стекались сюда мастеровые люди, большую часть которых составляли вольные плотники. Вот для них, по повелению государя Петра Алексеевича, было отведено место вблизи устья реки Охты. Здесь они селились, жили и умирали.

Но православному человеку никак нельзя без храма Божьего, и в 1725 году по проекту архитектора Потёмкина была построена деревянная церковь. Освятили её в честь покровителя плотников — святого Иосифа Древодела. Именно так величали на Руси святого Иосифа — обручника Пресвятой Девы Марии. Он, как известно, был плотником. Вскоре на берегу небольшой речки Чернавки - притока Охты - образовалось кладбище. Назвали его Охтинским — по названию самой реки.

Постройка Покровской церкви

Через некоторое время деревянная постройка обветшала. И вместо неё построили новую каменную церковь. Однако вышла промашка — не учли суровые Питерские морозы. Храм построили «холодный», то есть без отопления, и проводить в нём службы зимой оказалось совершенно невозможным.

Ничего не оставалось, как раскошелиться ещё раз, и рядом с ним построить другой храм, на этот раз с учётом нашего северного климата. Так появилась Покровская церковь, автором проекта которой стал архитектор Петербуржцам хорошо известна другая его работа — церковь святых и праведных Симеона и Анны на углу улиц Белинского и Моховой.

Эпидемии конца XVIII века

Тем временем Петербург разрастался, и всё больше места требовалось для последнего пристанища тем, кто закончил в нём свой земной путь. В связи с этим в 1732 году, по распоряжению Святейшего Синода, Охтинское кладбище получило статус общегородского и использовалось наряду с остальными кладбищами столицы. Но прогневали петербуржцы Господа, и в конце века попустил Он случиться двум страшным эпидемиям — оспы и тифа. Многие жители были свезены на Охтинское кладбище, и оно оказалось переполненным.

В связи с этими печальными событиями в мае 1773 года открыли новое — Большеохтинское кладбище. Расположилось оно на берегу всё той же речки Чернавки и вплотную примыкало к Охтинскому. Старое кладбище хоть и считалось закрытым, но там продолжали ещё долгое время подхоранивать умерших к могилам их родственников. В том же году был построен новый храм на Большеохтинском кладбище. Его освятили в честь святого Георгия Победоносца, что и дало название всему комплексу.

Строительство Никольской церкви

Петербург изначально был городом корабелов и моряков. А у них свой небесный покровитель — святитель Николай чудотворец Мир Ликийских. Вот в его честь на территории кладбища в 1812 году была заложена новая церковь. Строилась она на пожертвования купца Никонова, и находилась как раз на месте их семейного захоронения. Издревле бытует у русских людей благочестивая традиция — завещать нажитое на богоугодные дела.

В этом храме перед погребением отпевались многие мастера - корабелы и мореплаватели, а чуть позже был создан особый участок для захоронения солдат и офицеров, скончавшихся от ран в военном госпитале. В официальных документах их именовали как «воины, подвязавшиеся во славу Отечества».

Участки — старообрядческий и Института благородных девиц

Примерно в это же время Большеохтинское кладбище, в своей южной части, становится местом захоронения старообрядцев. На отведённом им участке в середине XIX века по проекту архитектора К. И. Брандта возводится единоверческая церковь во имя Димитрия Солунского. До наших дней она не сохранилась, так как вместе со многими другими храмами была разрушена в советский период.

Большеохтинское кладбище стало местом упокоения безвременно ушедших из жизни воспитанниц Института благородных девиц — закрытого учебного заведения для девочек из дворянских семей. Оно находилось на противоположном берегу Невы. Ныне существующего моста Петра Великого ещё не было и в помине, и летом на лодках, а зимой по льду замёрзшей реки переправлялись на правый берег, где находилось Большеохтинское кладбище. Как добраться до него по талому весеннему льду или первому осеннему — нам, современным людям трудно даже представить.

Фамильная усыпальница семьи Елисеевых

В начале восьмидесятых годов XIX века была построена ещё одна церковь на Большеохтинском кладбище. Её возводили на средства знаменитых российских предпринимателей — братьев Елисеевых. Церковь была освящена в честь иконы Казанской Божьей Матери — особо почитаемой ими святыни. Известно, что старший брат - Степан Петрович - никогда не начинал рабочий день, не помолившись перед ней. Строительство церкви обошлось в рекордную по тем временам сумму — один миллион рублей, и с тех пор она стала родовой усыпальницей семьи Елисеевых.

Многими святыми, воссиявшими на берегах Невы, славен Петербург. Большеохтинское кладбище упоминается в житие одной из них — святой блаженной Ксении Петербургской. Именно туда она направила засидевшуюся в девицах дочь офицерской вдовы и чудесным образом устроила её брак с молодым человеком, похоронившим свою жену. Не раз о том кладбище мы читаем и в жизнеописании другого светоча православия — святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Кладбище после революции

Революция и наступивший после неё период богоборчества во многом изменили облик старинного некрополя. Подверглись разрушению храмы, которыми было столь известно Большеохтинское кладбище. Памятники и склепы, усыпальницы и надгробия — варварски разрушались в годы атеистического мракобесия. Чудом сохранилась лишь Никольская церковь.

В 1939 году Большеохтинское кладбище стало местом массового захоронения советских военнослужащих, погибших в ходе Финской войны. Для их могил отвели значительные участки в южной части кладбища, а через несколько лет обширные территории заняли погребения павших защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Кладбище в наши дни

Схема Большеохтинского кладбища, приведённая в конце статьи, показывает, что представляет собой этот крупнейший городской некрополь сегодня. Хорошо видно, что он состоит из двух частей. Построенный в конце семидесятых годов прошлого века проспект Энергетиков отделил участок со старыми захоронениями, от территории, где покоятся жертвы ленинградской блокады. Следует отметить, что в результате того, что в период сороковых - семидесятых годов было похоронено очень большое количество жителей города, многие участки со старыми могилами использовались повторно, и в настоящее время старинные надгробия можно увидеть лишь вокруг Никольской церкви.

Многие гости Петербурга, желая получить наиболее полное представление о городе, стараются посетить и Большеохтинское кладбище. Как доехать к нему? Можно воспользоваться троллейбусом № 16 или автобусом № 132, отправляющимися от станции метро "Площадь Александра Невского", а также троллейбусом №18 от метро "Новочеркасская". Его адрес: проспект Металлистов, 5.