Зачем изучать философию в современном мире. Конкурс эссе «Зачем философия современному человеку? Различия философии и науки

Многие спрашивают, зачем нужна философия современному человеку, почему она так важна в наш современный изменчивый мир. Ведь наша жизнь земная не вечна и настало время развиваться духовно, внутри себя, так как секты, церкви не дают человеку такой возможности, так как Бог один и он внутри каждого из нас и мы – его частички, которые нельзя разъединять. Страдает одни – страдают и другие.

В статье вы поймете, почему на самом деле и зачем нужна философия современному человеку , что она делает полезного для человека и почему ее не изучали раньше. Вера полезная для достижения земного успеха, для того чтобы быть здоровым и сильным. Но вера не сможет раскрыть вас и найти ваше вечное, духовное существование. Только вы сами можете прийти к данному осознанию, если будете развиваться каждый день и следовать некоторым советам из философии.

Чтобы развиваться духовно

Для приобретения души, не нужно умирать

Многие считают, что духовная жизнь начинается после смерти человека, но это не так. Многие просто не знают, зачем нужна философия современному человеку, но это так просто. Философия позволяет нам не только мечтать и читать красивые фразы и высказывания, но и развиваться. Так как найти душу и развить ее можно правильными мыслями, чувствами и ощущениями. Когда человек тратит жизнь на материю, думая, что душа у него и так есть и он будет в ней жить после смерти. Но запомните следующее: пока вы не нашли и не развили душу при жизни, вы ее не получите и после смерти. Душа – это не бессмысленная вера в что-либо, это ощущение ее внутри себя. Узнайте: зачем мы живем .

Верить ведь сегодня можно чему угодно и кому угодно, особенно если человек знаменит, ему доверяет народ, но даже знаменитости ради денег способны обманывать людей. Поэтому вам не нужен никто, вам нужно просто изучать философию своей жизни и развиваться внутри себя. Ищите и развивайте душу только мысленно внутри себя, так как другого способа просто не существует. Даже те люди которые регулярно ходят в церковь или посещают духовные практики, не находят настоящего Бога и свою душу, которую можно ощутить в себе, а не просто верить или не верить что она есть.

В РГГУ радикально сокращают прием студентов на бюджетные места на гуманитарных факультетах. А на философском факультете этого ведущего гуманитарного вуза в этом году бюджетных мест не предусмотрено вообще. Нужны ли сегодняшнему обществу философы и кто по преимуществу философ в современном мире - «любитель мудрости» или «торговец знаниями»?
Сократ и молодой Эсхин. Деталь фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане

Приказ Минобрнауки, который и сокращает количество бесплатных мест, означает практически убийство факультета - одного из 3-4 лучших философских факультетов страны. На нем преподают замечательные философы и специалисты (А.В. Ахутин, В.В. Молчанов и др.), он готовит хороших выпускников. На факультете представлено сразу несколько философских направлений или научных школ. Но кто сегодня в нашей стране пойдет учиться за деньги философии, даже на хороший факультет?

Впрочем, «не каждый город имеет философа» - сказал кто-то. Видимо, министерство образования это устраивает. Вспомним в связи с этим недавно озвученное министром образования Дм. Ливановым намерение убрать из перечня обязательных аспирантских экзаменов экзамен по философии науки.

В действиях Минобра есть своя логика. Отчасти она соответствует общемировым процессам, идущим в науке, образовании и культуре. Отчасти же на это накладывается уже наша специфика, и в действие вступает логика пресловутого «эффективного менеджера».

Когда отечественного философа Александра Пятигорского кто-то на семинаре спросил, да кому он нужен, этот Сократ, тот ответил - «мне». Вопрос «зачем нужны философы» аналогичен вопросу «зачем человеку думать». Философия - это культура ума, его дисциплина и школа. Она призвана суммировать и осмыслять все то, что человек может знать о мире и о себе, и чего он знать не может. Она фиксирует результаты человеческого познания. Во-вторых, философия играет в культуре объединяющую, интегрирующую роль, ведь в ее фокусе сходятся наука, искусство, мораль, право и политика, и др. Философия объединяет разные науки. Уйди она, и область знания перестанет быть чем-то целым, все окончательно рассыплется, развалится на несвязанные сегменты и дисциплины.

Похоже, что главная цель нынешних реформ в науке и образовании - их приспособление к практической выгоде и коммерциализация. Это совпадает с общемировыми тенденциями: все больший объем и значение в современной науке занимают прикладные исследования, все меньше финансирования получают науки фундаментальные - те, которые ставят себе целью поиск научной истины, а не решение разных прагматических задач (изобретение технических средств, облегчающих жизнь и освоение окружающего мира).

Логика научных и образовательных реформ в каком-то смысле отвечает общему ходу человеческой цивилизации, когда на первое место окончательно выходят тяга к комфорту, приспособление окружающего мира и даже самой человеческой природы (биотехнологии) под свои потребности. Возможно, мы вступаем в «новый прекрасный мир», в котором практические науки и умения все больше и больше будут отрываться от теоретического осмысления. Созерцающий разум уже не контролирует их развития. Новый человек будет обучен пользоваться самыми разными гаджетами, но не будет знать, как они устроены. Ему это будет просто неинтересно. Правда, зачем? Ведь и так все работает. Интересует уже не познание мира, а как бы в нем поудобнее устроиться. Что важно: еще больше гаджетов, еще больше комфорта.

В рамках логики коммерциализации и комфорта как определяющей цели происходит сбрасывание «балласта»: ненужной философии и слишком затратных и потому неэффективных фундаментальных исследований. Они лишь утрудняют движение к совершенному технологическому миру, ставят неудобные вопросы, «мешают жить». Между прочим, эти тенденции тоже взялись не из воздуха, они были заложены во многом в самой науке и европейской философии. Ведь английский философ Френсис Бэкон на заре Нового времени и эпохи экспериментальной науки неспроста в 16 веке отождествил знание и практическую мощь, сказав, что «знание есть сила». Для новоевропейской науки познание мира изначально выступило и как его «захват», освоение и приспособление под себя. Сегодня же этот захват и приспособление мира под себя все больше и больше выходят на первый план.

Особенно больно логика прагматизации ударяет по гуманитарным наукам. Во многих странах проводят сокращение штатов на гуманитарных факультетах. Только там это происходит гораздо мягче. Действительно, невозможно сделать коммерчески выгодными или самоокупаемыми филологию или философию. Можно придумать «Сколково» для естественных и технических наук и исследований, но гуманитарное «Сколково» - невозможно.

Кстати, то, что философом невозможно стать на коммерческой основе, было доказано еще 2500 лет тому назад. За деньги философию (и другие дисциплины) преподавали софисты, которых Сократ и Платон называли торговцами знаний и презирали за стремление к коммерческому успеху. Тем, кто проводит реформы, не стоит обманываться. Лучше для начала просто честно сказать, что лично вам Сократ не нужен.

Наверное, каждый из нас время от времени любит пофилософствовать! Занятие интересное, но, по сути, бессмысленное. Тогда зачем студенту нужна философия, почему именно этот предмет вносят в учебный план на первом или втором курсе?

Несмотря на то, что философия – предмет необязательный, плохая оценка по нему может заметно испортить общую картину в зачетной книжке и даже поставить под вопрос получение стипендии по итогам очередной сессии.

Так что не стоит игнорировать эту пару, тем более, как показывает моя практика, преподаватели философии излишне строгие и порой придирчивые.

Что такое философия, как предмет в университете

Итак, сама по себе философия – это наука, которая считается больше гуманитарной, чем точной. Но опять-таки, если рассуждать, как философы, то это вопрос спорный.

В любом случае важность данного предмета в университете определяется выбранной специальностью и итоговой проверкой знаний: если это зачет, то можно немного расслабиться, а при необходимости сдавать экзамен по философии готовиться к нему требуется своевременно.

Свое время я училась в вузе на технической специальности, и в моем учебном плане философия появилась только во втором семестре первого курса и захватила еще первый семестр второго курса.

Вот что означает «отмучилась», поскольку по-другому назвать посещение этих пар просто невозможно.

Моя подруга училась на филологическом отделении, и философия у нее была примерно 4 семестра. Так она налегке пережила этот период, еще и устный экзамен сдала на «отлично».

Именно поэтому я делаю вывод, что многое зависит от преподавателя, его манеры подачи информации и заинтересованности в своем предмете.

Один мой преподаватель говорил: «Все пройдет – пройдет и это», и в плане философии я лично в этом убедилась.

Но после завершения вуза все же решила разобраться, в чем суть этой загадочной науки, и для чего она в принципе необходима современному человеку? Попробуем выяснить вместе.

Особенная наука философия

Сегодня в мире, где царит интернет и новые технологии, актуальность философии постепенно отошла на задний план.

Всю необходимую информацию человек черпает из всемирной паутины, а о своих рассуждениях, пользе мыслительного процесса и рождении истины в споре и вовсе позабыл.

Гораздо легче ввести в поисковую систему нужную фразу, чем думать о вечном, ценном и глобальном, как это в свое время делали великие мыслители.

Чтобы не воспринимать интернет так масштабно и не делать его основой своего существования, каждый человек время от времени должен возвращаться к философии.

Но что дает эта поистине значимая наука?

1. Позволяет не только осмыслить все происходящее вокруг, но и трезво, объективно оценить жизненную ситуацию , свою роль в ней и перспективы на будущее;

2. Философия позволяет понять своих предков , то есть максимально разобрать все вопросы, актуальные темы и вечные размышления о великом давно ушедших веков.

Этот путь приведет к пониманию, а человек сможет почувствовать себя всесторонне развитым;

открывает глаза , то есть позволяет человеку распознавать добро и зло, иметь свое непредвзятое мнение, а значит – целостность характера и нерушимость духа.

Соответственно, мы приходим к выводу, что философия – это углубленное понимание себя и окружающего мира, а также возможность общества учиться на ошибках предков, стать лучше и добиться больших успехов.

Направления современной философии

Как ни странно, но в современном мире философия движется наравне с научно-техническим прогрессом, поэтому является очень ценной составляющей современного общества.

Она имеет ряд направлений, каждое из которых способствует саморазвитию, продвижению и успеху в конечном итоге.
Ниже подробно описаны распространенные и востребованные направления этой вечной науки:

1. Рефлексия стоит у истоков, а помогает определить не только методы существования цивилизации, но и порядок жизнедеятельности.

2. Воспитание позволяет проникнуться в духовные ценности, самоопределиться, выбрать по жизни цели и расставить приоритеты, а также расширить свой кругозор и понять принципы построения современного общества.

3. Познание разрешает человеку, используя колоссальный опыт своих предков, обрести подлинные сведения о создании и развитии мира, цивилизации, а также позволяет изучить ряд познавательных задач.

4. Онтология – воплощение основополагающих учений бытия в современной интерпретации, поиск конструктивных технологий.

5. Интеграция позволяет находить единомышленников, демонстрирует многообразие общественной жизни и человеческих взглядов на, казалось бы, обыденные вещи.

6. Аксиология позволяет человеку экспериментальным путем, методом «проб и ошибок» выбрать свою жизненную позицию, сформировать взгляды на современное общество и его злободневные проблемы.

7. Прогностика определяет место человека в современном обществе, а также изучает формирование социума на исторической платформе.

8. Социология – это наука опросов, то есть она определяет целесообразность философии, а также видение людей общества, глобальных проблем и путей их решения.

9. Гуманизм – это то направление философии, которое в дополнительном представлении не нуждается, а людей – гуманистов осталось так мало в обществе, причем их количество стремительно уменьшается, как «редкий, исчезающий вид».

Теперь можно сделать вывод, что современный индивидуум просто не сможет сформироваться, как личность, выбрать свой жизненный путь и организовать свой внутренний мир.

Получается, философия – это та непознанная сторона человеческой души, которая хоть и скрыта где-то глубоко, зато принимает самое непосредственное участие в его мирском существовании.

Если не достичь этой гармонии, то даже самые большие успехи на работе или гармония в личной жизни не позволят стать абсолютно счастливым человеком; а чувство сдержанности и нереализованности будет возвращаться вновь и вновь.

А все начинается с философии дома, с друзьями и в университете, так что не стоит игнорировать столь важный предмет!

Нужна ли философия реально в университете?

Вот на этот вопрос стараются ответить себе многие студенты. Сколько не спроси знакомых, все кривятся при упоминании об этом предмете.

Наверное, в высшем заведении есть два самых сложных предмета, и один из них – философия (а второй сопромат).

Даже если вы – будущий инженер, обойти эту пару и итогового зачета все равно не удастся. Если вы – гуманитарий, то жить вам с философией несколько лет.

Доктор философских наук В.А Конев уверен: «Философия способна сделать этот мир гораздо лучше, чем он есть; главное – мыслить шире и не зацикливаться на обыденности» .

Но даже эта фраза не всем понятна, поскольку больно мудрено написана.

Вот в этом и заключается основная проблема философии – слишком заумная эта наука, а преподаватели, как правило, требуют точность фактов, воспроизведение разных учений близко к тексту или даже наизусть, а также полную осознанность происходящего.

Все это непросто, но, если задаться целью, постичь эту науку проще простого.

История философии

Не все знают, но основателем философии считается тот самый Пифагор , а в переводе данная наука означает «любовь к мудрости».

Особенно стремительно развивалась она в Древнем Китае и в Древней Индии, а каждый интеллигентный человек считал своим долгом выучить и осознать несколько философских учений, мыслей и изречений.

Несмотря на свою сложную структуру, философия не просто преодолевала века, но и совершенствовалась в своей структуре, а все больше и больше мыслителей выходило на мировую арену.

Сегодня их имена считаются легендарными, а знает их каждый нерадивый студент. Это Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Оболенский, Огарев и другие.

В современном мире не каждый абитуриент выбирает углубленное изучение философии, а дипломированных философов становится все меньше и меньше.

Однако есть мнение, что философом может стать каждый человек, и для этого вовсе не нужно заключать себя в бочку, как известный мыслитель Диоген. Необходимо просто взглянуть на мир другими глазами и задуматься, а почему все происходит именно так?

Философия в современном мире

Сегодня нет такой специальности и должности, которая бы не была связана с философией. Если человек живет в социуме, то, так или иначе, ему приходится адаптироваться, а в этом, по сути, и заключается философия.

Адвокату эта наука помогает найти выход из ситуации и оправдать своего подзащитного, экономисту отыскать точки соприкосновения с людьми по работе, инженеру – предположить новое открытие, учителю и воспитателю – найти контакт с детьми и учениками, а студенту – привыкнуть к взрослой жизни и, наконец-то, отбросить вредный юношеский максимализм.

По жизни, философия – это путеводитель, ведь только грамотный человек сможет справляться со всеми трудностями и черпать из них полезные для будущего уроки.

Настоящий философ дважды не наступит на те же грабли, вот поэтому данный предмет и введен в учебный план.

Школьнику постигать такие сложные тонкости жизни еще рановато, а вот для студента некоторые учения могут стать пророческими, и окончательно сформировать его дальнейший жизненный путь.

Вывод : Так может хватит в университете всячески игнорировать этот предмет, считая его ненужным по жизни? Может именно тебе философия поможет определиться в жизни и окончательно сформироваться, как личность?

«Прежде чем от чего-либо отказаться, в этом необходимо разобраться и доказать себе, что это не твое». Кстати, это еще одна мудрость с моих студенческих пар философии. Надо же, запомнилась!

C уважением, команда сайта сайт

P.S. На десерт — видео о том, что такое философия.

В настоящее время, во время компьютеризации и интернетизации, человек редко задается вопросами, волнующими всех еще 20 или 30 лет назад, потому что везде на все можно найти ответ. Тогда зачем же мне рассуждать или философствовать, спросит любой школьник или студент начального курса ВУЗа. В данной статье мы будем рассуждать о том, зачем нужна философия и нужна ли она вообще.

Для ответа на вопрос о необходимости такой науки, как философия, надо попытаться определить, что же это такое. А это и есть размышления о жизни, о вечном, об окружающей нас действительности. Мысли на эти темы никогда не теряют своей остроты.

Для чего необходима философия

  • Во-первых, эта наука помогает осмыслить все, что совершается человеком, потому что тем или иным образом мы задумываемся и пытаемся прийти к определенному пониманию происходящего.
  • Во-вторых, понимание того, зачем нужна философия, дает нам возможность понять прошедшие эпохи. Поскольку исторические события, имеющие место в то или иное время, были во многом охарактеризованы именно с философских позиций. Что очень облегчает нам сегодня их понимание.
  • В-третьих, философский путь мышления является объединяющим моментом целесообразности и непредвзятости сегодняшнего мира. Причем философия помогает классифицировать происходящее в полной мере.

Главные направления философии

Следует провести обзор того, что находится в поле зрения науки. Это поможет определить, для чего нужна философия и каковы её направления.

  • Воспитание. Эта научная функция направляет ум человека в сторону самопознания, определения жизненных ценностей, расширения кругозора.
  • Рефлексия. Помогает понять и объяснить мысли, определяющие существование цивилизации, методы её реализации и порядок жизнедеятельности.
  • Онтология. Отвечает за отыскивание конструктивных технологий реальности и применение основополагающих учений бытия.
  • Познание. Дает человеку возможность пользоваться указателями и качествами классического направления в отношении постижения подлинных сведений о мире, исключительно с помощью глубокого изучения познавательных задач.
  • Интеграция. Сводит воедино, восстанавливая и объединяя, все многообразие общественной жизни.
  • Прогностика. Помогает вырабатывать учения об основных направлениях формирования социума и определения места человека в нем.
  • Аксиология. Занимается определением потенциальных предпочтений морального, общественного, идейного, нравственного толка, а также чувства прекрасного.
  • Социология. Социологическая направленность философии собственно и объясняет, для чего нужна философия, т.к. она захватывает большинство социальных слоев общества, растолковывая при этом его способ организации и обстоятельства трансформации духовности.
  • Гуманизм. Помогает освоить и внедрить философскую направленность в жизнь отдельно взятого человека. А это, тем самым, ориентирует индивида на установление положительного порядка своей судьбы.
  • Формирование мировоззрения индивидуума в поиске важных для него указателей при определении жизненной позиции.
  • Формирование критичности индивидуума в отношении существующих реалий для того, чтобы верно установить их суть.

Таким образом, можно установить, что философия человеку нужна для определения его места в жизни, для успешного роста, как личности, так и части социума. Поскольку знания, которые черпаются из этой науке, выгодно отличают индивида от всех остальных.

1. Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке.

2. Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни.

3. Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, то есть умению глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее.

4. Научить познанию будущего.

5. Обучить принципам «мудрой жизни», в том числе жизни без иллюзий.

6. Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности.

7. Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое философия?

2. С постановки каких проблем начинается философия?

3. Чем характеризуется философское мировоззрение?

4. В чем заключается специфика философского знания и типа мировоззрения?

5. Определите объект и предмет научной философии?

6. Какова структура философии?

7. Сформулируйте основные функции философии и охарактеризуйте их.

8. В чем состоит значение философии для теоретической и практической деятельности человека?

9. Что такое «Основной вопрос философии»?

10. В чем специфика философской рефлексии?

11. Какова роль философии в развитии культуры?

Тема 3. Исторические типы философии

Учебные вопросы:

1. Древняя философия:

А. Философия Древней Индии и Китая

Б. Философия Древней Греции.

2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

3. Философия Нового времени:

А. Западноевропейская философия ХУ11 века.

Б. Французский материализм ХУ111 века.

4. Немецкая классическая философия

5. Отечественная философская мысль

А. Становление неклассической философии ХХ века.

Б. Основные течения и школы в философии ХХ века.

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2006. Раздел 1.

Цель: Изучение философии помогает человеку

А. Понять сущность и содержание тех важнейших проблем, которые ставились и по-разному решались в философии.

Б. понять, что все философские системы являются формой самосознания исторически конкретной эпохи.

В. Представить развитие философии как цельный и логически стройный процесс.



Г. Увидеть, что вся история развития философии характеризуется многообразием и различием существующих в ней типов и направлений, историческая деятельность которых и есть реальная картина развивающейся философии.

В многовековой истории философии выделяют следующие её исторические типы:

· Древняя философия;

· Философия периода средневековья;

· Философия эпохи Возрождения;

· Философия Нового времени;

· Немецкая классическая философия;

· Отечественная философия;

· Современная философская мысль.

Зарождение философии

· Разложение родовых отношений, переход к классовому рабовладельческому обществу;

· Отделение умственного труда от физического;

· Развитие языка и письменности.

Письменные источники, оказавшие влияние на становление и развитие философии

Древняя Индийская философия

· Брахманы

· Итихасы

· Араньяки

· Эпические поэмы

· Упанишады

Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний.

Философские школы Древней Индии

Ортодоксальные (астика)

· Санкхья (Капила)

· Йога (Патанджали)

· Веданта (Бадараяна)

· Ньяя (Готама)

· Вайшешиха (Канада)

· Миманса (Джаймини)

Неортодоксальные (настика)

· Джайнизм (Махавира)

· Буддизм (Будда)

· Чарвака (Брихаспати)

· Адживика (Макхали Госала)

Некоторые важные понятия философии Древней Индии

1. Атман – высшее субъективное духовное начало бытия; высшее духовное начало человека.

2. Брахман – высшая объективная реальность; безличное Абсолютное начало Бытия.

3. Джива – душа, монада, вселенское жизненное начало.

4. Дхарма – моральный закон, долг, духовное учение.

5. Карма – воздаяние; рок или судьба; закон причин и следствий.

7. Сансара – круговорот постоянных перевоплощений души в круге материальных и духовных миров.

8. Мокша (мукти) – освобождение от сансары и земной кармы.

9. Нирвана – высшее духовное состояние сознания, связанное с достижением сферы духовного бытия.

10. Пракрити – материальная природа; материальная субстанция.

11. Пуруша – духовная природа; духовная субстанция.

Буддизм и его основные идеи

Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии.

Основатель учения Гаутама Будда.

1. Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

«Средний путь» - путь знания, мудрости, роазумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать (блаженство).