Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает. Икона "Рождество Христово": описание, значение Что изображено на иконе рождество христово

Подробное описание событий, предшествовавших и последовавших рождению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа приводится у евангелистов Матфея (гл.1, 2) Луки (гл. 1, 2), а также в двух апокрифических источниках — Протоевангелии Иакова и Евангелии Псевдо-Матфея.

Господь Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Как раз в это время Август повелел сделать всенародную перепись по всей своей империи, согласно которой каждый житель Палестины должен был идти в тот город, к которому испокон веков принадлежал его род. Пресвятая Богородица и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести свои имена в список подданных кесаря: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:4-7).

После рождения Спасителя на поле близ Вифлеема простым пастухам явились ангелы, благовествовавшие о пришествии в мир Христа песней славословия Господу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Они повелели пастырям идти поклониться Младенцу. В это же время к Рожденному с дарами из дальних стран — златом, ливаном и смирной — пришли волхвы, которых к яслям Богомладенца привела воссиявшая в небе новая звезда. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына — Мессии, чаемого иудейским народом (Мф.2:1-11). Апокрифические источники сообщают также и о присутствии среди людей, окружавших Новорожденного, повитухи Саломеи, называемой старицей и сродницей Девы Марии, которая засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы после рождения.

Весть о появлении на свет Младенца Христа вызвало крайнее ожесточение управлявшего страной в те годы царя Ирода. Узнав от волхвов о времени явления звезды, он повелел им идти узнать о месте рождества Спасителя, но старцы, наученные ангелом, не возвратились к царю, а иным путем отправились в свою страну. Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Богоматерью и Младенцем в Египет, где Святое семейство находилось до смерти Ирода.

Разгневанный обманом волхвов царь Ирод приказал убить всех детей в городе Вифлееме в возрасте от двух лет и ниже. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, прообразуя своими муками и будущие крестные страдания Спасителя.

Установление праздника

Начало празднования Рождества Христова относится еще ко временам апостолов, о чем свидетельствует упоминание об этом празднике в Постановлениях и Правилах апостольских. Тогда же была установлена и дата его празднования — «в 25 день десятаго месяца» (от марта), т.е. 25-го декабря / 7 января.

Во II столетии на день Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. В III веке об общественном богослужении в этот день свидетельствует тот факт, что император Максимиан сжег в Никомидии 20000 христиан, собравшихся на праздник. В IV веке, после того как христианство сделалось господствующей религией в Римской империи, празднование Рождества совершалось во всей Вселенской Церкви.

В первые три века совершения празднества в Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления. Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других — до V или даже до VI века. Памятью о древнем соединении праздников Рождества Христова и Богоявления в настоящее время служит совершенное сходство в богослужебных особенностях этих праздников. Например, тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием о строгом посте до первой звезды; также чин богослужения в навечерия обоих торжеств и в самые праздники совершенно одинаков.

Священные песнопения рождественской службы были составлены многими святыми отцами V-IX вв.: Анатолием, патриархом Константинопольским (стихиры на «Господи воззвах», V век), Андреем Критским (стихиры на хвалитех, VII в.), святыми Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским (1 и 2 канон праздника, VIII в.), прп. Кассией (стихиры на «Господи воззвах», IX в.)и другими, имена которых неизвестны.

Духовный смысл праздника

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия («Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем» (Лк. 2;10)), отцы Церкви в своих писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

В церковных проповедях и поучениях Рождество Христово выступает как образ сотворения мира заново, праздник примирения Неба и земли, когда Господь стал родным нам по плоти. «В этой умаленности Спасителя, принявшего на Себя смирение пелен и скотских яслей, — тайна исцеления человеческого рода от смертоносного яда гордости, излитого в «слухи Евины» сатаною. Все человеческое величие, рожденное возношением падшего сатаны, в Рождестве Христовом потеряло свою неотразимость, свою кажущуюся славу. Произошло совершение пророчества, заключенного в песне Божией Матери — «низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя» (Инок Григорий Круг Торжество Фаворского преображения. Мысли о православной иконе. — М., 2002, с.115).

«Нравственная мысль праздника сего та, — пишет свт. Иннокентий Херсонский, — что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться, или, как говорит Апостол, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4; 22-24)» (Свт. Иннокентий Херсонский О великих господских и богородичных праздниках, — СПб, 2005, с. 64).

Иконография

Икона Рождества Христова, какой она сложилась за всю многовековую историю древнерусского искусства, представляет собой достаточно многосоставную, но ясно читаемую композицию, все элементы которой имеют глубокое символическое значение. Она являет собой одновременно и «образ непреходящей славы», и изображение «вольного умаления Христова».

В центре композиции иконы помещаются изображения лежащей на одре Богородицы и спеленатого в яслях Младенца на черном фоне глубокой пещеры. Сверху на Рожденного нисходит луч Вифлеемской звезды, указывая на «великую благочестия тайну» — явление Бога во плоти. Над лежащим в яслях Младенцем склоняются вол и осел, по преданию, стоявшие около яслей и своим дыханием согревавшие Его. Справа от одра Богоматери традиционно изображаются пастухи, а слева — волхвы, пришедшие с дарами поклониться Богу. Горнюю часть композиции венчают изображения славословящих ангелов, число которых неуклонно росло, так что в поздних русских памятниках изображается уже целое небесное воинство, славословящее Господа. Обязательными элементами композиции являются также образы Иосифа Обручника, с которым беседует бес под видом старца в шкурах («Бурю внутрь имеяй помышлений сомнительных, целомудренный Иосиф смятеся» Кондак 4 Акафиста Богородице), а также сцена Омовения Младенца с повитухой Саломеей и служанкой, льющей воду в купель.

На более поздних иконах Рождества, принадлежащих XVII в., композиция усложняется многими дополнительными сюжетами: сон Иосифа, бегство Святого Семейства в Египет, избиение Вифлеемских младенцев и плач Рахили.

Глубоко наполненными символическим содержанием предстают на иконе образы неодушевленной природы — звезды, земли, горы и вертепа. Вифлеемская звезда, осеняющая Младенца, сама является таинственным прообразом Христа, по свидетельству Апокалипсиса: «Я есть корень и потомок Давида — звезда светлая и утренняя». Об изображении земли на образах Рождества есть замечательные строки у инока Григория Круга. Холмистость и неровность земной поверхности на иконе, напоминающие движение морских волн, автор сравнивает с ответом земли Христу в день ее посещения: «Она ответила Христу тем, что вся ожила, пришла в движение, она, как тесто, — начала вскисать, потому что почувствовала в себе закваску вечной жизни. И эти волнистые и уступчатые складки земли, окружающие вертеп, не пустынны, но полны тревожного и радостного движения». Гора, увенчивающая композицию, символизирует Богородицу, или образ Ее приснодевства, а маленькая фигурка Христа — камень, по ветхозаветному пророчеству, оторвавшийся от горы и истребивший истукана (сон Навуходоносора). Наконец, вертеп, который изображается в композиции сплошной черной впадиной, словно «открытием уст земли», символизирует собой ночь и мрак этой жизни, тьму которой осветил и упразднил Господь Иисус Христос.

Основные черты иконографии Рождества Христова наметились уже в раннехристианский период. Самые ранние сохранившиеся изображения — это композиции на саркофагах, происходящих из римских катакомб IV века. Наиболее известны саркофаги из катакомб св. Севастиана в Риме, из Латеранского музея, а также саркофаг, найденный на древней Аппиевой дороге. К данной иконографии примыкает также изображение на окладе Миланского Евангелия VI века. Отличительной особенностью этой иконографии является сидячее положение Богоматери, говорящее о ее безболезненных родах, а также изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом. Сама Богородица представлена в античном одеянии с распущенными волосами.

Примечательно изображение Рождества на знаменитом троне Максимиана, архиепископа Равеннского, VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним представлены Иосиф Оброчник и животные — вол и осел, вверху — Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывающая свою правую руку. Сюжет восходит к XX главе Протоевангелия Иакова, в которой повествуется о чуде исцеления усохшей руки Саломеи, усомнившейся в чистоте Богоматери, от прикосновения к Младенцу Христу. Изображение Христа на алтаре в этой композиции, а также в подобных изображениях на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы имеет несомненную связь с темой Евхаристии.

Византийская иконография Рождества Христова, которая стала основой для всех последующих икон и фресок на этот сюжет, в том числе и древнерусских, в целом сложилась уже к VII веку. На ампуле Монцы (VI-VII вв.) событие Рождества Христова представлено уже не под навесом, а на фоне выхода из пещеры. Звезда располагается в центре вверху, Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, а Богоматерь возлежит. С этих пор Она всегда будет изображаться с нимбом.

Среди редких иконографических вариантов Рождества в византийском искусстве следует отметить фреску XIII века из ц. Оморфи (окрестности Кастории), на которой Богоматерь представлена кормящей Младенца грудью, а также фреску XIV века из ц. свв. Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия). На последней Богородица изображена прильнувшей щекой к лику Младенца, как в сцене положения Христа во гроб, где Спаситель также пишется в пеленах. Таким образом автор иконографической программы проводил мысль, что уже при Рождестве Иисуса, Богоматерь предчувствовала грядущие крестные муки Сына.

В монументальной живописи, византийской и древнерусской, Рождество Христово часто изображалось в паре с Успением Богоматери. Сюжеты располагались друг напротив друга, как правило, на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти — и нового рождения после смерти для вечной жизни подчеркивалось схожими иконографическими мотивами.

В «Рождестве» Спаситель представляется лежащим в пеленах в яслях, а в «Успении» Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Таким противопоставлением проводится мысль, что Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, а Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов является знаменательным потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории домостроительства спасения — от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Богородицы.(см. Этингоф О. Е. Литургическая символика парного расположения сцен Рождества Христова и Успения Богоматери // Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии 11 — 13 веков. М., 2000. С.205-228). Примеры такого решения программы храмовых росписей можно найти в различных регионах бывшего византийского мира — на Кипре, в Болгарии, Сербии, Греции и в России

Дары волхвов имели прообразовательное значение. Своими дарами они показали, что родившийся Младенец Иисус есть Царь, Бог, человек. Золото они принесли Ему, как Царю, ладан, как Богу, а смирну, как человеку, который должен умереть (в те времена умерших помазывали и натирали благовонными маслами).

Инок Григорий Круг Торжество Фаворского преображения. Мысли о православной иконе, с. 115.

Там же, с. 115.

Там же, с. 118.

Там же, с. 117.

Ампулы служили паломникам для переноса св. воды или елея.

Васильева А. В.

Слово. Образовательный портал (http://www.portal-slovo.ru/)

После продолжительного зимнего поста для православных наступают радостные дни: подарки, семейные ужины, колядки, посещение праздничной службы. Это один из главных для христиан праздников — Рождество Христово. Икона, украшенная гирляндами белых цветов, может многое поведать о таинственном смысле того давнего дня. На ней изображены все главные участники евангельских событий.

Если для человека Рождество лишь еще один день, когда можно не ходить на работу, возможно, стоит вникнуть в суть давно знакомой истории. Ведь это не просто сюжет для красивой открытки с ангелочками. День, когда родился Христос, недаром стал отсчетом новой эры.

Точная дата сокрыта от людей. 25 января установлено произвольно неким монахом-математиком, который составил юлианский календарь. Со временем скопились астрономические «излишки», целых две недели. Поэтому весь мир еще в конце 16 в. перешел на более точный григорианский календарь. Россия же приняла его лишь в 1918 г., а Русская Православная Церковь до сих пор живет по юлианскому стилю.

Поэтому у многих может сложиться неверное впечатление, что в нашей стране — собственное Рождество. Нет, оно приходится на то же число, просто по другому календарю. По мнению же ряда исследователей, Иисус Христос не мог родиться в конце декабря, а все происходило весной, перед еврейской Пасхой. В принципе, это не имеет решающего значения для спасения души, иначе Господь сохранил бы точную дату.

В первые века христианства люди вообще не праздновали дни рождения. Для них самым важным был день смерти — это дата рождения человека в вечную жизнь, день его соединения с Творцом. Поэтому Рождество Спасителя тоже не отмечалось, а точней — было совмещено с Богоявлением. Лишь спустя годы было решено установить отдельную дату для этого важного события. Повсеместным для христиан праздник стал лишь в 4 в., в России его начали отмечать в 10 в., после крещения князя Владимира.

Развитие иконографии

Первые известные изображения, связанные с Рождеством, рассказывают не о нем самом. Здесь в центре — свершившееся пророчество. В центре композиции — Дева Мария с Младенцем, перед ними пророк, показывающий на звезду. Более детальное описание событий Рождества Христова на иконах появляется лишь к 6 в.

  • В пещере лежат Богородица и Иисус.
  • Рядом находятся животные — осел, вол, иногда овцы. По преданию, на ослике ехала Мария. Вола же Иосиф взял с собой, чтобы выручить деньги на уплату налогов (для этого семья отправилась в путь). Аллегорически осел означает упорство, а вол — трудолюбие.
  • Звезда сияет над пещерой. Обычно изображается в луче света. Озаренная светом пещера — символ того, что Рождество просветило человечество, до этого пребывавшее во тьме.
  • Вокруг сюжеты, дополняющие общую картину: Иосиф, склонившийся в молитве, волхвы, ангелы, пастухи, сцена купания Младенца.

При помощи основных элементов мастера создают образ, не выходя за рамки канонического толкования. Полностью учение о боговоплощении Церковь разработала после 7 вселенского собора. Тогда иконописцы смогли полноценно выразить то, что уже было сформулировано на словах. Каноническая икона не просто напоминает о празднике, она служит опровержением ересей (например, монофизитство).

Появление во плоти Христа — главное событие человеческой истории. По мнению некоторых философов — это и основное ее значение, которое ясно выражено на иконе «Рождество Христово.»

Почему Богородица смотрит не на Сына, а в сторону? Она обращает свой взор на мудрецов, принесших дорогие дары Господу. Язычники, которыми были волхвы, символизируют все человечество. Каждый, кто захочет подарить свою жизнь Богу, будет встречен благосклонно. Сцена, в которой показано купание Младенца, появилась позже. Вероятно, она напоминает о крещении младенцев, принятом в Православии.

Фреска Андрея Рублева

Такой сюжет имеется и среди работ иконописца А. Рублева. Под рукой мастера даже краски стали средствами выразительности — он творит пространство так, что оно наполняется воздушной невесомостью, словно вся природа сбрасывает оковы материальности.

После Рождества само значение человеческой жизни изменилось. Люди стали детьми божьими в полном смысле. Царь Небес принял на себя тленную оболочку. Христос стал вторым Адамом. Земля больше не является юдолью скорби — ведь на ней поселился Сам Господь, который затем своей крестной смертью откроет и дорогу в небо. Вот почему Ангелы поют про мир на земле и доброту к людям.

Икону Рождества Христова Рублев написал во время украшения Благовещенского собора. Уже намного позже ее стали изготавливать как самостоятельную, ставить в храмах, домах. Образ выполнен в византийских традициях. Они позволяют живописцам несколько событий, произошедших в разное время, изображать на одном полотне. Ведь у Бога нет временных ограничений.

  • Ангелы, которые обычно находятся в верхнем углу композиции, в данном случае поклоняются Богу прямо около яслей. Они даже всем своим видом показывают готовность принять его в свои объятия. Конечно, ангелы в тот момент были невидимы людскому глазу.
  • Расходятся мнения исследователей по мнению того, кто изображен на иконе Рождества около праведного Иосифа. Часть считает, что это пастух, некоторые называют дьявола, который пытается посеять сомнение. Однако, сомнения Иосифа были рассеяны еще до начала путешествия Ангелом, который явился ему во сне. Скорей всего, это просто один из пастухов, удостоившихся приглашения к новорожденному Спасителю.

В чем помогает святой образ

Насыщенность персонажами иконы Рождества Христова не должна сбивать с толку — это образ и праздник Господа. В чем Он помогает? Каждый верующий должен твердо знать — Богу по силам все. Это небесный Отец, заступник, который отдал Свою жизнь за человеческие грехи. Глядя на образ, верующий мысленно должен пройти весь путь от Вифлеемской пещеры до Голгофы и прежде всего поблагодарить Господа за дар вечной жизни. Именно с Рождества началось восстановление отношений между Богом людьми.

Каждый день следует исповедовать грехи в личной молитве, просить о том, чтобы было даровано освобождение от них. Композиция иконы Рождества Христова построена так, чтобы можно было оценить весь масштаб события — он поистине вселенский. Ведь недаром действие происходит не только на земле, но целое ангельское войско сходит с небес.

Рассказ евангелистов демонстрирует, что Рождество затронуло представителей самых разных классов — и царей, и верхушку духовенства, мудрецов из других стран, простых пастухов. Даже животные не остались в стороне. Вся глубина значения праздника Рождества Христова выражена в иконе, она помогает понять меру Божественной любви. Вот этот маленький беззащитный человечек, лежащий в пеленах, спустя немного времени станет искупительной жертвой.

Но всемогущий Бог вовсе не внушает нам чувство вины — Он просто показывает Свою любовь, ждет обращения, покаяния. Через Него можно обрести душевный покой, уверенность в спасении. Когда наладятся духовные дела, человек сможет навести порядок и в земной жизни. Пусть каждый сможет открыть сердце, чтобы принять Младенца Христа!

Величание Рождеству Христову

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Тропарь Рождеству Христову

Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Что нужно знать про икону Рождество Христово

Икона Рождество Христово — описание, значение, в чем помогает was last modified: 8 июля, 2017 by Bogolub


08 января 2014 года

Вверху над горками, с левой стороны, показаны едущие на конях (или, иногда, пешие) волхвы — первые язычники, поклонившиеся Христу. Их, как правило, ведет ангел, указывая на путеводную Вифлеемскую звезду, к ней же устремлены взгляды и радостно вскинутые руки волхвов. Ее лучи осеняют Младенца Христа, возлежащего в пещере, словно указывая на Того, Кому спешат поклониться и люди, и ангелы. Иногда справа еще раз показывали волхвов, отбывающих после поклонения Христу в "земли свои". Но, как правило, в центре и справа наверху на иконах Рождества писали славословящих Христа ангелов, несущих весть о Его Рождении роду человеческому (изображенному в лице пастухов). Как образ ликующего человечества, представала чуть ниже, справа, фигура юного безбородого пастуха, трубящего в рожок и словно возвещающего: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в человецех благоволение" (Лк. 2:14). Предание сохранило имена некоторых пастухов (их количество было различным в разных вариантах композиции, от одного до нескольких) — Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан. Известны и имена трех волхвов (прорицателей, книжников, царей), принесших Младенцу Христу в дар золото (символ царствования), ладан (символ Божественной благодати и святости) и смирну (аромат для умащения тел усопших, напоминание о предстоящей Жертвенной смерти). Волхвы представляли три возраста, а по некоторым толкованиям, и три земных расы, в единстве славящих Господа: на иконах изображали умудренного старца Каспара, зрелого мужа Балтазара и юношу Мельхиора.

В нижней части краткого иконописного варианта Рождества Христова изображали погруженного в задумчивость Иосифа Обручника и, правее, — сцену омовения Младенца двумя служанками. Перед Иосифом стоит и беседует с ним некий старец, называемый пастырем (пастухом): "стоит пастырь сед и плешат [плешив], — гласит старинное руководство для иконописцев, — риза козлятина мохната, в руке костыль, а другую к Иосифу протянул".

Есть несколько версий, истолковывающих эту довольно странную фигуру: в старце видят то одного из пастухов, то пророка Исайю, предсказавшего Рождение Спасителя, то злого духа, искушающего Иосифа сомнениями в непорочности Девы Марии (а кривой посох в таком случае символизирует лживые домыслы).

На некоторых иконах обозначено имя старца — Анень, что аналогично латинскому "аноним" и означает "некто", или "никто". Сцена омовения Младенца весьма выразительно дополняет беседу старца с Иосифом — образ купели, провозвестие будущего Крещения, становится знаком победы над грехом, очищения человеческих душ от всяких сомнений и скверны. Иногда фигуры служанок, купающих Младенца Христа, помещали в центре, между старцем и Иосифом, и это решительное вторжение образа духовной чистоты словно разрывало путы искусительной беседы (или, при другом прочтении фигуры пастыря, наполняло разговор совершенно иным, светлым содержанием).

РАЗВЕРНУТЫЙ ИЗВОД ИКОНЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Развернутый извод иконы Рождества Христова, помимо уже перечисленных сцен, показывал и другие сюжеты, связанные с рожественской историей. Сложные многофигурные композиции состояли из множества сюжетов, объединенных в единое целое в пространстве иконы, но читающихся вполне самостоятельно.

Здесь могли быть сцены поклонения волхвов и принесения ими даров, их сон, в котором им явился ангел и повелел уходить из Вифлеема другой дорогой, не возвращаясь к царю Ироду. Нередко изображался и сон Иосифа, в котором ангел известил его о намерении Ирода избить младенцев в Вифлееме и повелел скрыться с Младенцем Христом и Матерью Его в Египте. С правой стороны иконы обычно показывали Бегство в Египет. В нижней части композиции были представлены трагические сцены избиения младенцев и праведников царем Иродом, иногда слева изображали, как царь обсуждает свой зловещий замысел с советниками-книжниками под сенью дворцовых палат. Справа также изображали сень — там, в храме, разворачивалась сцена убийства священника Захарии, отца пророка Иоанна Предтечи. Иоанн был старше Христа на полгода и тоже должен был быть убит по приказу Ирода, повелевшего уничтожить всех младенцев младше двух лет. Мать Иоанна, праведная Елизавета, успела убежать с сыном в пустыню, и на иконах Рождества часто показывают, как она спасается в пещере, преследуемая воином. Рядом с образом Елизаветы обычно писали так называемый Плач жен иерусалимских, напоминающий о пророчестве Иеремии: "Плач и рыдание и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Мф. 2: 17-18).

Рождество Христово с преподобными Дием и Евдокией на полях. Гуслицы. Конец XIX в. Дерево, левкас, темпера. 165х125 см. // Икона принадлежит к развернутой иконографии Рождества Христова, включающей многие эпизоды до и после этого события. Вверху сцена Рождества, трактованная скорее как Поклонение Младенцу. Перед пещерой изображена Богоматерь, на ложе, развернутом вертикально. В среднем регистре явление ангела спящему Иосифу и бегство Cвятого Cемейства в Египет. Нижняя часть иконы избиение младенцев в Вифлееме. На боковых полях - святые, обращенные в молении к Богоматери и младенцу Христу из главной сцены Рождества, слева преподобный Дий, справа преподобная Евдокия. Расширенная иконография Рождества Христова, подобная представленной на этой иконе, в русском искусстве популярна с XVI в. Изображение Рождества Христова как Поклонения младенцу Христу в русской иконописи получает распространение с середины XVII в. под влиянием западноевропейской иконографии. В.М. Сорокатый. ()

При всей праздничной, певучей яркости развернутых рождественских композиций, главной темой таких икон стала жертвенность — Богочеловека и человека-праведника, но безвинные жертвы ведут ко спасению, к райской радости, ею и дышит лучезарное пространство икон Рождества Христова.

Рождество Христово. 17 век. Нижний Новгород. Дерево, левкас, темпера. 91,5х59,5 см // Иконография принадлежит к развернутому варианту "Рождества Христова", включающему многочисленные сцены, сопровождаемые надписями, исполненными черной краской. Повествование о путешествии волхвов состоит из нескольких сцен. В сцене омовения младенца Христа подписано имя няньки: "Соломония". Редкой подробностью является надпись "аннинъ" имя пастыря, стоящего перед Иосифом. Это имя соответствует представлениям о том, что данный пастырь является тем самым книжником Аненом, который обнаружил, что Мария беременна, и сообщил об этом первосвященникам. Ниже помещена сцена явления спящему Иосифу ангела, предупредившего его об угрожающей младенцу опасности. Правее сцена бегства святого семейства в Египет, с водой на первом плане, по-видимому, изображающей Нил. Слева внизу царь Ирод в богатых палатах, перед ним "вельможи". В правом нижнем углу сцена убийства Захарии, отца Иоанна Предтечи, в алтаре храма. Выше плачущая Рахиль и лежащий под деревцем спеленутый младенец. Над сценой избиения младенцев две сидящие в палате со спеленутыми младенцами "жены" утирают слезы платочками. Подобные детальные изображения Рождества особенно широко распространились во второй половине XVII в. Многие иконы Рождества данной иконографии и этого времени связаны своим происхождением с Поволжьем, в частности, с Ярославлем и Костромой. Композиция иконы хорошо уравновешена. Большую роль в ней играет пейзаж, в котором ритмично размещены отдельные сцены и группы персонажей. Зигзагообразные мазки, обозначающие лещадки, образуют орнаментальное заполнение пространства вокруг них. Броня воинов, части одеяний волхвов и Ирода, ясли, сосуды, крылья ангелов и кровли зданий исполнены по серебряной подложке черной штриховкой, напоминающей гравировку. Стиль иконы позволяет датировать ее второй половиной столетия. Она возникла в несколько консервативной среде. Краски иконы, их консистенция и цветовая композиция в целом напоминают об иконописи Нижнего Новгорода. Вероятно, памятник принадлежит искусству этого художественного центра. Икона представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность. ()

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тесно связаны с сюжетом Рождества Христова иконы, называемые

"Собор Пресвятой Богородицы" — это празднество свершается на следующий день после Рождества (26 декабря/8 января). Оно было установлено на VI Вселенском соборе (681 г.) и объединило прославление Иисуса Христа, "нашего ради спасения сшедшаго с небес", и восхваление родившей Его Богоматери.

Собор Богоматери; Россия. Тверь; XV в.; местонахождение: Россия. Москва. Дом-музей П.Д.Корина ()

Несмотря на то, что композиция "Собора Богородицы" издавна была известна в Византии, полное ее иконографическое воплощение появилось именно на Руси .

Сюжет иконы восходит к тексту Рождественской стихиры: "Что Ти принесем Христе, яко явился еси на земли яко человек?.. [Каждый] благодарение Тебе приносит: Ангели — пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — чудо, земля — вертеп, пустыня — ясли, мы же — Матерь Деву".

На иконах Богородица с Младенцем на руках представлена в полный рост, восседающая на троне в сиянии небесной Славы. С двух сторон к Ней обращены пастухи и волхвы с дарами, в верхней части иконы изображены ангелы, приносящие дар пения. В нижних углах показаны в порывистом движении фигуры, олицетворяющие "пробудившиеся" земные стихии — Землю (с пещерой-вертепом) и Пустыню с яслями. Иногда здесь же помещали персонифицированные изображения морей, ветров и сторон света.

Внизу, под престолом Богоматери, изображен человеческий собор, символизирующий Церковь земную. Пречистую Деву славят пророки и преподобные, весь земной род, представленный в соборном единении с миром небесным, с ангельским родом. Эту полноту Церкви, земной и небесной, олицетворяет Богородица, через почитание которой объединилась вся Божественная Вселенная.

И та всеобщая радость о Господе, которой наполнены рождественские песнопения, дышит в красках икон: "Радуйся, вся земле, и вси радуйтеся, праведнии..."

Собор Богоматери. Изображение воспроизводится по изданию: Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства. Palekh Icon Painting. State Museum of Palekh Art. М.: Прогресс, 1994. ()

Святой образ преисполнен чувствами ликования и духовной радости, он стал значимым не только для верующих, но и для исследователей и различных художественных выставок. Два тысячелетия иконописцы создают фрески и иконы, на которых демонстрируется Младенец в яслях, Пречистая Богородица, её супруг Иосиф и животные рядом с ними. Образ под названием «Рождество Христово» ведает о великих событиях, произошедших множество столетий назад.

История создания образа

Праздник появления на свет Мессии символизирует начало новой эры в истории христианской религии.

Торжество считается двунадесятым (одним из 12 важнейших) и отмечается 7 января, ему предшествует Рождественский пост. Первые упоминания о празднестве относятся к IV столетию, появление его связано со стремлением Церкви искоренить языческий культ , в котором поклонялись Солнцу. Православные в день 7 января встречают друг друга фразой: «Христос родился!», а в ответ слышат - «Славим Его!».

Священный рождественский образ создан А. Рублевым , он считается художественным произведением и вызывает духовный восторг у истинных христиан. Согласно сведениям истории, написание иконы относится ко времени «средней античности» (начало XV столетия). Основным материалом полотна выступила липа. Оригинальный рождественский образ сохранился в отчасти целостном состоянии.

Описание иконы

Рождественская икона, созданная А. Рублевым, считает великим произведением искусства и придает верующим духовных сил. Полотно разделено на несколько сюжетных линий, каждая из которых символизирует какую-то определенную тему.

  • На общем фоне наблюдатель заметит синтез нескольких оттенков: зеленого, белого цвета и желтого. Подобное сочетание позволило художественному произведению стать ярким и натуральным, а контуры главных персонажей обрели достаточную правдоподобность.
  • В центре сюжета - Пречистая Богоматерь, опирающаяся на правое предплечье, руками она придерживает Младенца Христа. По задумке автора Богородица - ключевая фигура в событии появления Мессии на свет.
  • В верхней части произведения изображены святые ангелы, собравшиеся здесь, чтобы прославить новорожденного Младенца и возвестить о новой эре в истории христианской религии. Первый небесный посланник одет в красные одежды, руки он держит в складках одеяния, - это символ смирения. Ангел располагается ближе к свету, идущему от Господа, другой, одетый в ярко-зеленое, разговаривает с ним. Третий небесный посланник облачен в багряное, он благовествует простодушным пастухам о том, что Мессия пришел на землю.
  • Снизу полотна демонстрируются две служанки, участвующие в ритуале купания Христа. Одна держит новорожденного Христа на руках, а другая льет воду в купель. Этот эпизод демонстрирует безостановочность жизненного пути. Икона создана таким способом, что Младенец находится сразу в двух местах: в колыбели и на руках одной из служанок. Этот художественный прием говорит о несостоятельности понятия «время».
На заметку! В Священном Писании описан сюжет явления Гавриила Деве Марии. Архангел сообщил будущей Богородице весть о том, что она забеременела Христом. Дева чрезвычайно удивилась этому, потому что никогда «не знала мужа». Гавриил пояснил: новорожденный придет ради спасения человечества.

Иконы в честь других праздников:

Дополнительные сюжеты иконы

Около яслей наблюдатель может заметить головы священных животных - осла и вола. Они являются символами объединения людей разных национальностей, которые вскоре получат спасение от Мессии.

  • Поместив животных на полотно, А. Рублев подчеркнул, что в самом городе Вифлееме не нашлось места для Младенца. Вол символически подразумевает еврейскую нацию, которая с давних времен ожидала появление Спасителя, осел - олицетворение языческого мира. Два противоположных мировоззрения встретились в Вифлеемской пещере, - происхождение не имеет значения, важно то, что все обратились к Господу.
  • Вверху полотна находятся три мудреца, которых еще называют волхвами. Эти люди проделали далеких путь за Вифлеемской звездой, с собой они несли великие подаяния (ладан, золото и благовония), олицетворяющие Бога, царя и предсмертное состояние. Волхвы разнятся в возрасте, это подразумевает то, что к спасению души приходят во всякое время.
  • Слева на полотне находится Иосиф-Обручник, который был покровителем Пречистой Девы. Мужчина изображен сидящим, он принял решение тайно отпустить Марию, потому что в еврейской традиции от женщины, совершившей прелюбодеяние, мужья отказывались. Однако Иосифу во сне явился небесный ангел и разрешил все его сомнения на этот счет, оповестив, что Младенец - от Духа Святого.
  • Один из пастухов, общающийся с Обручником, изображен в одежде из шкур, - подобное одеяние носили самые нищие люди. Два других пастыря опираются на посохи и слушают вести о появлении Младенца на свет. Рядом с ними автор изображает животных, это означает, что всякая тварь радуется этому великому событию. Еврейские пастухи круглосуточно пасли овец, которых в свое время приносили в жертву в храмах. Эти пастыри жили простой, добродетельной жизнью и больше других ждали прихода Мессии.

Икона «Рождество Христово» из Благовещенского собора Московского Кремля

Значение иконы

Молитва перед рождественской иконой избавляет человека от финансовых проблем и безработицы , а также помогает исцелиться от различных болезней и душевных переживаний. В самом прошении восхваляется день появления Христа на свет, православный народ обращается к Господу за помощью и желает обрести мир и гармонию.

Важно! Каждый обязан понять, взирая на икону, что Господь всемогущ, а Его Сын отдал жизнь ради всех остальных. Необходимо мысленно пройти путь от пещеры до Голгофы вместе со Спасителем и осознать связь между человеком и Богом.

Слово «Вифлеем» переводится с иврита как «дом хлеба», этот город не являлся крупным населенным пунктом, но стал свидетелем грандиозного религиозного события. Древние христиане построили над пещерой Рождества Христова небольшую церковь, которая устояла перед набегами персов, увидевших на фресках своих предков и отступивших в страхе.

Христиане обращаются к иконе, чтобы исцелиться от болезней и перебороть финансовые неприятности.

Икона Рождества Христова

Икона «Рождество Христово» являет нашим глазам уникальный и неповторимый мир Евангельских событий. Если быть точнее, на ней изображено пришествие в мир Господа Иисуса Христа — великое событие в истории человечества.

Праздник Рождества Христова многие художники изображали еще за тысячу лет до Андрея Рублева. В 330 году император Константин приказал построить церковь Рождества в Вифлееме. Нет никаких сомнений, что там была размещена икона на эту тему. Но «Рождество Христово», икона Андрея Рублева, написана особым образом.

О чем рассказывает икона?

В центре, на алом ложе, полулежит Богоматерь, опираясь на руку, ее лик похож на лик Владимирской иконы Богоматери. Лицо Девы Марии задумчиво и потрясено свершившимся, хотя она не устала, ведь ребенок родился чудесным безболезненным образом. Рядом, в кормушке для животных, лежит спеленатый Младенец, над ним стоят животные — вол и осел.

Рублев, поместив животных к Господу, этим самым хотел не только подчеркнуть то, что в Вифлееме не нашлось места для Мессии, сколько подтвердить слова пророка Иссаи. Вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел - весь языческий мир. Встречаются эти два мира в пещере Вифлеема, и неважно происхождение человека, главное, чтобы все пришли к Господу. Рядом с чудным Младенцем стоят, склонившись, еще несколько ангелов.

Волхвы и ангелы

Дальше икона Рублева «Рождество Христово» передает людям другое евангельское событие. В самом верхнем углу изображены трое мудрецов. На Востоке их называли волхвами, и они были мудрейшими людьми своего времени. Они проделали немалый путь, идя за необыкновенной звездой. С собой мудрецы везли дары Младенцу: золото, ладан и смирну (благовонное масло). Каждый подарок избран неспроста: золото олицетворяет царя, ладан - Бога, а смирна - человека, которому еще предстоит умереть.

Волхвы разного возраста: молодой, средний и старый. Этим художник показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению, но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

В правом верхнем ряду икона «Рождество Христово» показывает ангелов, у Рублева их трое. Один ангел в алом покрове держит руки в складках одежды. По древней традиции этот жест указывал на смирение. Ангел стоит ближе всех к Божественному свету, а другой, в ярко-зеленом облачении, беседует с ним. Художник показывает, что этот ангел только что узнал о великом событии. Третий ангел, в багряном покрове, наклонился и благовествует пастухам о рождении Христа.

Еще кто изображен на иконе «Рождество Христово»

Читая Евангелие, человек знакомится с событиями, описанными художником. Ангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил, что скоро во чреве она понесет Младенца. Смущенная Дева не понимает, как это может произойти, так как она «мужа не знает». Ангел благовествует и объясняет, что это будет Мессия, который придет для спасения рода человеческого. Дева смиренно и радостно принимает эту весть.

Перед тем как произойдет рождение Сына, Мария с Йосифом-Обручником придут в Вифлеем для переписи населения, но в городе им негде устроиться на ночлег, и они находят приют в пещере. Вообще эта икона, как и многие другие, описывает сразу несколько событий в земной жизни Господа, и время на ней не стоит. Младенца можно увидеть в двух местах: в яслях и на руках у служанки. Это движение подтверждает, что у Бога нет такого понятия, как время.

Размышления Йосифа-Обручника

Икона «Рождество Христово» Андрея Рублева являет миру Йосифа-Обручника, сидящего в левом крайнем ряду и о чем-то размышляющего. Это изображение в миниатюре повествует евангельский рассказ, связанный с этим праведным человеком: Йосиф сидит и решает тайно отпустить Марию.

В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Вот Рублев и показал мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию. Но во сне ему явился ангел и разрешил все мучения, сказав, что рожденный от Девы есть сам Христос Спаситель.

Сама Мария полулежит в центре, почему-то отвернувшись от Младенца. На самом деле она мысленно обращается к Йосифу и размышляет о Божественном событии.

Ангельская песнь, услышанная пастухами

Икона «Рождество Христова» благовествует и еще об одном евангельском событии. Один из пастухов, беседующий с Йосифом-Обручником, нарисован художником в одежде, сшитой из шкур животных мехом наружу. Такую одежду носили самые бедные люди, а два других пастуха, опершись на свои посохи, слушают благую весть, которую им сообщает, склонившись, ангел в багряной одежде. На иконе рядом с пастухами, под деревом, нарисованы животные: этим художник рассказывает о том, что всякая тварь радуется рождению Господа.

В древности еврейские пастухи днем и ночью должны были пасти жертвенных животных для принесения в храм. Это были простые и добрые люди, которые больше остальных евреев ждали прихода Мессии, вот они узнают про рождение Младенца и слышат ангельское пение: «Слава в вышних Богу и на земли мир…»

В каждом храме есть иконы Рождества Христова, православные верующие особенно почитают этот праздник, так как он стоит в одном ряду с Пасхой.

Образ крещения

В нижнем правом углу Рублев поместил двух служанок, готовящихся купать Младенца. Этим эпизодом художник показывает движение, жизнь, которая течет. Одна служанка льет воду в купель, а другая бережно держит Младенца, который тянет к ней свои ручки. На первый взгляд, непонятно: кто эти женщины и почему именно они омывают новорожденного. Скорее всего, это изображение напоминает людям о крещении христианских детей.

Икона "Рождество Христово", значение: в чем помогает всем обращающимся к ней?

Слово "Вифлеем" в переводе с иврита означает «дом хлеба», сам город небольшой, но является хранителем великого события. Еще древние христиане на месте рождения Господа построили небольшой храм, который потом был разрушен языческим императором. До наших дней храм чудесным образом сохранился, а произошло это следующим образом. Когда персы ворвались в храм и хотели его разрушить, то им в глаза бросилась фреска, изображающая волхвов. Это были их предки, нарисованные в национальной одежде и пришедшие поклониться Христу. Персов это так потрясло, что они с благоговением вышли из храма.

В вифлеемском храме бережно хранится икона «Вифлеемской Божией Матери», считающаяся чудотворной. «Рождество Христово», икона Андрея Рублева, стоит в одном ряду с этой и другими чудотворными иконами и помогает всем, кто с верой обращается к ней.

Андрей Рублев

Известно, что Рублев родился в семье живописцев. Имя Андрей ему дали при постриге, а сам всемирно известный иконописец был тихим, скромным человеком, как и подобает настоящему монаху.

Нет достоверных сведений о месте рождения этого святого человека, по одним источникам, он родился в Московском княжестве, по другим - в Нижнем Новгороде. Зато год кончины и место, где захоронен иконописец, доподлинно известны. Скончался Андрей Рублев в 1428 году и похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Сейчас на этом месте открыт музей Рублева.

Ранние работы преподобного Андрея Рублева выполнены в теплых тонах и напитаны радостью и благоговением. Молитва перед иконой «Рождество Христово» кисти Рублева простых верующих (по их признанию) всегда наполняется особым значением, она такая же теплая и смиренная, как и сам облик спеленатого Божественного Младенца.

Более поздний период жизни иконописца отражается на его работах, которые выполнены уже в более мрачных тонах, так как Русь тогда постигли междоусобные войны. Кисти преподобного принадлежат такие иконы, как «Живоначальная Троица» (также ранний творческий период), «Сошествие во ад», «Благовещенье», «Вознесение», «Сретение».

Рублевская школа

Старинная икона «Рождество Христово» выполнена в оливковом, белом, зеленовато-желтом цвете, и от этого она кажется солнечной и нерукотворной.

Фигура Богородицы размещена в самом центре и облачена в темно-красную (багровую) одежду или, как ее правильно называют, мофорий. Младенец лежит рядом в белых пеленах, перевязанных киноварным (красного цвета) свивальником. Преподобный Андрей этой деталью указал на то, что этот младенец и есть Иисус Христос - спаситель мира. За спиной Богородицы иконописец черным цветом показал, что это событие произошло в пещере.

Икона написана на доске, вырезанной из липы. Дошла до наших дней в сравнительно неплохом состоянии. Есть несколько трещин в центральной области иконы и на лике Богоматери, потерлись нимбы и потускнели краски, но и в таком виде огромное духовное влияние имеет на верующих людей икона «Рождество Христово». Значение (в чем помогает она, интересует многих верующих) этого Божественного творения до конца еще не исследовано. На каждого христианина оно действует по-разному, но никто не может пройти мимо безразличным.

Сегодня икона хранится в Кремлевском Благовещенском соборе, прийти туда и поклонится святыне может каждый желающий.

Многие иконы Рождества Христова православные живописцы писали в подобном или ином виде, но основоположником русской школы живописи был преподобный, причисленный к лику святых, - Андрей Рублев.