Еврейская пасха в честь чего. Истинное значение Пасхи — смысл праздника для христиан. Песах в наши дни: праздничная трапеза и другие обычаи

Песах является одним из самых важных и древних праздников в иудаизме. Он напоминает о побеге (исходе) евреев из египетского рабства, который произошел около 3300 лет тому назад. Праздник отмечается весной на 14 день месяца нисан и продолжается семь дней у израильтян и восемь дней у евреев, которые живут вне Израиля. В 2016 году Песах начинается с 22 апреля после захода солнца.

История возникновения еврейской пасхи Песах

После многих десятилетий рабства евреев у египтян Бог послал Моисея к фараону с просьбой отпустить еврейский народ. Фараон отказал Моисею, а Бог, в свою очередь, наслал за отказ 10 египетских казней. Последней из этих десяти казней была гибель египетских первенцев. Накануне нее Бог велел зажарить мясо ягнят и их кровью пометить двери еврейских домов. В полночь Бог прошел мимо (песах) домов евреев, тем самым оставив в живых их первенцев. Таким образом, сопротивление фараона было сломлено и израильтяне в спешке оставили египетскую землю. Они не успели заквасить тесто и дать подняться хлебу перед Исходом (бегством евреев из Египта) и поэтому напекли пресных лепешек. Именно поэтому в дни еврейской пасхи, именуемой Песах, евреи едят лишь пресный хлеб, который называется маца.

Традиции и обычаи празднования Песах

Перед празднованием иудейской Пасхи производится специальная генеральная уборка, при которой осуществляется ликвидация хамеца (всего квасного). Вся семья принимает участие, стараясь убрать все тщательно, не пропустив не крошки.

Центральным элементом праздника является праздничная трапеза под названием Седер. На Седер Песах стол накрывают красивой скатертью и сервируют его самой красивой посудой, которая есть в доме. Если в доме есть серебрянные приборы, то стол сервируют ими. В некоторых семьях существует специальный набор посуды, который предназначен только для Седер Песах, т.е. который ставится на стол только в дни иудейской пасхи.

Из еды на стол выставяется специальное праздничное блюдо, на котором расположены символические продукты:
косточка с мясом ягненка, которая называется зроа (также может использоваться хорошо прожаренная куриная шейка) – она является символом пасхальной жертвы.
крутое вареное яйцо, называемое бейца
марор (хрен или другую горькую зелень, может использоваться их смесь)
харосет (паста из нарезанных яблок, грецких орехов, вина и специй) символизирует раствор, которые использовали рабы для построения египетских пирамид. Огромное количество рецептов его приготовления можно найти в интернете.
карпас (один из видов овощей, таких как: вареный картофель, сельдерей и так далее), который является символов тяжелой работы рабов.
салат латук, который также как и горькие травы символизирует горечь рабства.
подсоленная вода.

Кроме того, на стол ставится тарелка с тремя мацами (пресный хлеб), лучше всего, если они будут круглой формы и изготовлены вручную. Мацу что лежит в середине разламывают на кусочки и самый большой прячут где-то в доме. Потом дети его ищут, а первый, кто его найдет, становится победителем и получает небольшой приз.

На праздничном столе должны присутствовать для каждого четыре бокала вина, которые представляют собой четыре выражения свободы, которые относятся к израильтянам освобожденным из рабства. Вино символизирует радость и счастье. Лучше всего, если вино будет красным. Для детей и тех, кто не пьет вино, можно подать виноградный сок если он приготовлен в соответствии с определенными правилами кошерности для вина. Кроме того, на стол ставится пятый бокал с вином, который предназначен для Илии. Так как евреи считают, что пророк Илия будет вновь объявлять о пришествии мессии и делать это будет именно в Песах.

Пасхальная трапеза Седер Песах состоит из следующих этапов:

Кадеш. Во время него произносится священную молитву Кидуш, состоящую из 3 благословений. Таким образом, состоится освещение праздника. Затем пьют первый из четырех бокалов вина. Рекомендуют брать бокалы небольшой емкости, чтобы можно было выпить его целиком.

Урхац. Он представляет собой ритуал, в котором происходит омовение рук. При этом не произносят благословление. Глава семьи в это время сидит за столом и все необходимое для его омовения его рук ему преподносят другие.

Затем, во время третьего этапа, едят карпас , обмакивая его в соленую воду и одновременно произнося специальное благословение.

Яхац , во время которого идет размалывания на куски средней мацы. Самую большую часть заворачивают в салфетку и прячут. Этот спрятанный кусочек средней мацы зовется Афикоман. Оставшиеся части средней мацы оставляют на столе между верней и нижней мацой.

Магид . Здесь рассказывают истории по тексту Агады об Исходе и истоках праздника. Читают текст сначала на иврите, а затем переводят его для всех собравшихся. Затем самый младший ребенок задает четыре традиционных вопроса. После которых выпивают второй бокал вина.

Маца . Произносят специальное благословение на мацу. Верхнюю мацу делят на небольшие кусочки и раздают съесть всем присутствующим. Едят мацу облокотившись на подушки, тем самым показывая что человек свободная личность.

Едят марор . Благословляют и макают марор в специально приготовленный харосет.
Едят Корех, который представляет собой специальный сэндвич, состоящий из мацы и марора. При этом его также обмакивают в харосет.

Шульхан-орех . Данный этап представляет собой праздничную трапезу, во время которой можно есть любые блюда, представленные на столе. Часто подают фаршированную рыбу и суп с шариками маца.

Цафун . Находят и едят спрятанный ранее Афикоман. Каждому дают по его кусочку и едят с другим кусочком мацы. Больше во время пасхальной трапезы есть не разрешается.

Барех . Произносят молитву после еды и выпивают третий бокал вина.

Наполняют бокал вина для пророка Илии и открывают дверь ненадолго чтобы он смог зайти. Затем, произносят две молитвы: «Шехов» и «Халлел». Пьют четвертый бокал вина, при этом произнося до и после благодарственную молитву.

Завершают празднование Седер с добрыми пожеланиями на следующий год, пением праздничных песен и рассказами о жизни евреев и мудрых традициях праздника. Песни могут быть разными как традиционными, так и современными, самое главное, чтобы они отвечали теме праздника.

На Песах можно поделать разные тематические поделки вместе с детьми. Большое блюдо для Седера дети могут красиво украсить, тогда посуда получится еще более праздничной. Можно также сшить небольшую сумочку, куда потом будут прятать Афикоман. Она может быть создана из самых разнообразных материалов и украшена всевозможными аппликациями и позитивными рисунками, которые создают хорошее настроение.

Некоторые семьи смотрят фильмы, которые отвечают теме праздника. Хорошим вариантом может стать мультфильм «Принц Египта» или фильм «Десять заповедей». После просмотра всей семьей можно обсудить важность праздника и историю еврейского народа.

Даже если современные иудейские семьи не соблюдают последовательно все традиции, они все равно стараются каждый раз отпраздновать Песах со смыслом и воспоминаниями, потому что Песах показывает важность любви, которую Бог показал избранному им народом. Праздник, который напоминает нам, что нужно любить и беречь наши семьи, нашу свободу. Быть благодарными жизни и верить в Бога.

Позднее, во время существования Иерусалимского храма , пасхальная жертва съедалась во время пасхального седера 15 нисана. Однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а » - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Пасхальный Седер

Празднование Песаха. Украинский лубок XIX века

Основная статья : Седер

Центральное событие праздника - пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах , или просто се́дер / се́йдер ).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Хаггаду , где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

Чтение Пасхальной Хаггады

В первый вечер Песаха (за пределами Израиля - в два первых вечера) каждый еврей должен читать рассказ об Исходе из Египта.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следущую часть Седера.

Маца

Маца машинного изготовления.

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Выпекание мацы

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура («сохраненная маца», имеется в виду, что пшеница охраняется от контакта с водой со дня срезания летом до выпекания мацы для последующего Песаха). Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) - маро́р .

Праздничная неделя

Отсчёт дней Омера

С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера. Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер ») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.

Отсчёт дней Омера ведут в течение 49 дней, после чего на 50 день празднуется Шавуот (Пятидесятница). При счёте считают как дни, так и недели: например, на первый день говорят «сегодня первый день по Омеру », а на 8-й - «сегодня 8 дней, которые составляют неделю и один день по Омеру ».

Седьмой день Песаха

Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте » (Лев. 23:8). Однако, не указывается причина праздника. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили преследовавшего их фараона (Исх. 14:21–29). В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море».

Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

В эти дни в Израиле отмечают праздник освобождения еврейского народа из египетского рабства.

Песах— самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших
событий в еврейской истории — с Исходом из Египта около
3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. В нынешнем году отмечается 18-26 апреля. Его можно назвать временем рождения еврейского народа. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из
семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч.
Фараон не хотел отпускать евреев, и Бог наслал на Египет десять «казней» :
превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев.

Этот праздник начинается на 15-й день весеннего месяца нисан (приблизительно соответствует марту-апрелю григорианского календаря) и празднуется в течение 7 дней в Израиле (и 8 дней — вне Израиля): первый и последний дни которого —
полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются
словами холь а-моэ́д («праздничные будни»)
Тора запрещает иудеям в течение праздника употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр.«хамец» — квасное).

Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Едят только пригодные для Песаха кошерные продукты («Кошер ле-Песах ») - причём кошерные продукты можно есть круглый год. Еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель — ликвидировать все следы квасного (хамеца ) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца всегда превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями и т. д. Хоть Галаха требует ликвидации кусков «хамеца» размером крупнее оливки, многие вычищают хамец до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси). Если это не удалось - остатки зерновой пищи выбрасываются. :о)
«Хамец», который представляет материальную ценность (например, спиртные напитки, изготовляемые из злаков), разрешается продать перед Песахом нееврею (то есть тому, кто не празднует Песах). Продажа «хамеца» организуется местным раввином, который становится «агентом» всех евреев общины, через процедуру, называемую «мехират хамец » (продажа). Как агент, раввин «продаёт» весь «хамец» нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить «хамец» общины обратно. Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, евреи — владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность.
После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».
Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и
его благословение не пропадёт даром. Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »). Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи
Также Тора повелевает есть в эти дни мацу(букв. `выжатое`, `лишённое влаги`; в русской традиции — опресноки) .

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха.Множество семей каждый год покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). К тому же, посуда - -очень распространённый подарок на Песах.
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских. Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.


Пасхальная жертва называется «корбан песах » (в русском варианте — «пасха»). Каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного жертвенного ягнёнка в ночь на 15 нисана.Причём, ягнёнок не может быть убит тем, во владении кого есть квасное - Ягнёнок должен был быть зажарени съеден вместе с мацой и марором (горькая зелень) - Нельзя было ломать у жертвы кости - До утра от жертвы не должно было ничего остаться.

Позднее пасхальная жертва стала съедаться во время пасхального Седера 15 нисана, но жертвы уже не приносились. Поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зроа » — жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Центральное событие праздника — пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах, или просто седер / сейдер / сайдэр ) - проводится в первый день Песаха.

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи должны прочитать пасхальную Агаду, где рассказывается об Исходе из Египта, и провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Торе, их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку.
Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.
В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — марор
С ночи второго дня Песаха начинается отсчёт дней Омера - устный счёт сорока девяти дней между праздниками Песах и Шавуот: отсчет Омера начинается на второй день Песаха и завершается в день перед праздником Шавуот («пятидесятым днем»). Во времена Храма днём первого дня приносили туда сноп («омер») пшеницы из нового урожая. До принесения омера в Храм евреям запрещалось пользоваться новым урожаем. После разрушения Храма запрещено есть новый урожай до вечера второго дня Песаха.
После наступления ночи (примерно через 30 минут после захода солнца), человек, отсчитывающий омер, произносит определённое благословение на древнееврейском языке
Затем произносится счет омера в полных днях, а также неделях и днях: например, на 23-й день омера счет будет следующим: «Сегодня двадцать три дня, что составляет три недели и два дня омера». Благословение можно произнести только в течение ночи. Если человек вспомнит о счете утром или после обеда следующего дня, счет производится без благословения. Если кто-то забыл посчитать день, он может продолжить отсчитывать следующие дни, но уже без благословения.
В период отсчета омера запрещено стричь волосы, бриться, слушать живую инструментальную музыку, а также проводить свадьбы и развлекательные мероприятия - за исключением дня Лаг ба-Омер (на 33-й день) и трех последних дней отсчета.

На седьмой день Песаха Всевышний повелевает: «в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте» .. Согласно традиции, в этот день воды Красного моря расступились перед евреями и поглотили
преследовавшего их фараона. В память об этом в этот день читают отрывок из Торы, посвящённый данным событиям, включающий «Песнь на море». Существует обычай идти к морю, реке или другому водоёму (в крайнем случае к фонтану) и петь там «Песнь на море».

У праздника «Песах» несколько названий:

  1. Песах — от пасах (ивр. миновал, прошел мимо) — в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта: накануне последней из десяти казней египетских — поражения первенцев — Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. В ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены, в остальных же домах погибли все первенцы.
  2. Хаг а-Мацот — праздник опресноков — в память о том, что евреи питались мацой в годы рабства, а также о том, что во время выхода из Египта тесто не успело закваситься: «испекли... из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не скисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить»
  3. Хаг а-Авив — праздник весны. Месяц нисан также называется месяц авив (весна).
  4. Хаг а-Херут — праздник свободы — в память об Исходе из Египта.

Отличие еврейского Песаха от христианской Пасхи

Христианская Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа и не связана с Исходом евреев из Египта. Жертва пасхального ягненка в христианском богословии рассматривается в качестве прообраза добровольного самопожертвования Иисуса для искупления грехов мира.
Пасхальный ужин (седер) Иисуса с учениками получил название Тайной вечери и стал прообразом «таинства» причастия - главнейшего христианского обряда у православных, при котором верующие христиане "вкушают" Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом. Причащение необходимо каждому христианину для спасения: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.»
Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобляет вино своей крови:

«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую».

Какого числа будет Еврейская Пасха в 2019 году, как празднуют Песах иудеи, что едят за праздничным столом на Пасху? По еврейскому календарю с 19 апреля по 27 апреля в 2019 году Еврейская Пасха. Число Песах определяется по солнечно-лунному календарю, дата Еврейской Пасхи из года в год меняется, переходящий праздник в 2019 году начинается 19 апреля и длится 7-8 дней.

Длительность празднования Песах у жителей Израиля составляет целую неделю. Иудеи, живущие за пределами Израиля, отмечают Пасху восемь дней. Первый день в пятницу 19 апреля и последний день 27 апреля 2019 года Еврейской Пасхи считаются в Израиле выходными днями.

Песах (Пасха) – важное событие для всего еврейского народа, связанное с посвящённой Воскресению Христа, лишь символически. Для верующих иудеев еврейская Пасха – Исход евреев из Египта, освобождение из рабства. В этот день иудеи во всём мире отмечают исторический факт освобождения Божьего народа из продолжительного рабства. Евреи собираются за праздничным пасхальным столом, вспоминают о тяжёлых временах, постигших иудеев в те далёкие памятные времена.

Разгадамус считает познавательным. Что такое Песах? У праздника имеется несколько названий: Пейсах, Пейсох, Пайсох, Писха, но на русском языке произносится как Песах. В переводе с иврита слово означает «прошёл мимо» – иудейский праздник в память об Исходе из Египта, отмечается как торжество свободы. Празднование начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан, который ещё называют авив.

История праздника

Гороскоп на каждый день

1 ч. назад

Суть еврейской Пасхи в получении иудеями свободы после 400-летнего рабства у египтян. Всевышний, чтобы освободить Божий народ от египетского рабства, послал 10 казней на египтян. После 10 казни фараон дал евреям свободу. История праздника тесно связана с библейскими событиями, перед последней из десяти казней египетских, которая согласно сказаниям, носит название Поражение первенцев. Бог велел евреям заколоть ягнят и зажарить их мясо, а кровью обмазать двери.

В ночь 14 нисана Бог обошёл (миновал) дома евреев, которые были помечены кровью, таким образом евреи были спасены, а в непомеченных домах погибли все первенцы. После десятой казни фараон дал свободу евреям и Моисей вывел еврейский народ из Египта. Еврейская Пасха посвящена тому, что евреи остались живы, стали свободными, и беда прошла мимо их домов.

Какого числа в 2019 году Песах: с 19 апреля до 27 апреля

Все верующие евреи с наступлением нового календарного года задаются вопросом: когда Еврейская Пасха в 2019 году, какого числа празднуется Песах, в каком месяце будет одно из важных исторических событий. Иудеи хотят знать дату заранее, чтобы тщательнее подготовится.

Подготовка к торжественному событию начинается в еврейских семьях за несколько месяцев. Каждый иудей 19 апреля 2019 года, в день Еврейской Пасхи, обязан отпраздновать Песах, независимо от своего материального состояния.

За несколько недель до наступления Пасхи евреи наводят порядок в своих домах, убирают жилище от грязи, от не кошерной на Песах еды. Хамец в переводе с иврита означает заквашенное, квасное. В религиозных еврейских семьях за несколько недель до приближающейся Пасхи в домах проводится генеральная уборка, из шкафов, углов дома убирают хамец, квасного хамеца не должно быть во время празднования.

Песах имеет давние традиции и обряды, священные ритуалы праздника дошли и до наших дней. На Еврейскую Пасху нельзя пить пиво, кушать макароны, дрожжевой хлеб, сдобную выпечку – продукты, прошедшие процесс брожения.

Запрещены продукты благодаря тому, что из Египта евреи уходили очень спешно, у семей не было времени запастись дрожжевым (квасным) хлебом и поэтому они пекли в дорогу пресный хлеб, названный иудеями маца.

Празднование Еврейской Пасхи

Ключевым моментом Песах считается Седер или вечерняя трапеза, в переводе с иврита обозначающая «порядок». Празднование в еврейских семьях начинается с Седер в первый вечер Песаха, после того, как не будет виден последний луч солнца, и семьи вернутся из синагоги.

На стол для вечерней трапезы евреи ставят самую лучшую посуду, обдают её кипятком, чтобы очистить от квасного. Для празднования Пасхи на стол ставят

  • Свечи
  • Миски, наполненные подсоленной водой, символизирующие слёзы женщин, первенцев которых убили

Имеется несколько обязательных ритуалов, которые необходимо соблюсти во время празднования на вечерней трапезе. Седер Песах состоит из пяти этапов

  • Попробовать мацу
  • Выпить 4 чаши вина
  • Съесть марор (горькую зелень)
  • Прочесть Агаду
  • Прочесть Псалмы

Четыре чаши вина, выпитые во время Седера, символизируют 4 обещания, данные Всевышним еврейскому народу. За столом зачитывается предание об Исходе, после этого присутствующие за вечерней трапезой едят обязательные блюда. По традиции каждый из присутствующих должен съесть на Седере не меньше одного куска мацы, хотя бы размером с оливку.

Маца: рецепт приготовления

Маца для Пасхи выпекается заранее, в течение нескольких недель перед праздником. Еврейская маца – пресная хлебная лепёшка, едят кошерную мацу во время Пасхи и всю пасхальную неделю. Чтобы приготовить мацу в домашних условиях используют пшеничную муку, ячневую, готовая маца напоминает хлебцы, которые продаются в хлебных отделах магазинов.

Настоящая маца делается за 18 минут, в противном случае тесто начнёт бродить, и маца на Песах получится не кошерной. Чтобы приготовить мацу понадобятся простые ингредиенты: мука и вода. Рецепт мацы, приготовление постной лепёшки заключается в замешивании пресного теста и выпекания мацы на сухой сковороде.

Подготовим ингредиенты для мацы: 500 грамм муки и 1 стакан воды. Муку перед приготовлением теста для мацы необходимо просеять. В муку влить понемногу воду и замесить тесто. Тесто для мацы должно стать плотным и однородным, месить следует до тех пор, пока тесто перестанет прилипать к рукам.

Разделить тесто на несколько шариков. Раскатать каждый шарик на доске в тонкую лепёшку. Обжарить тонкие лепёшки на сухой сковороде, чтобы маца получилась хрустящей. Маца, приготовленная в домашних условиях – быстрая и простая выпечка.

Для евреев нерабочими днями считаются самые важные два дня – первый и последний день Пасхи. Остальные дни называются «праздничными буднями», в которые разрешается проводить лёгкие работы. Седьмой день на Песах традиционно проводят в синагоге или на берегу водоёма, он символизирует переход евреями Красного моря во время Исхода из Египта.

Еврейская Пасха - это праздник весны (хаг ха-авив) и свободы, связанный с исходом (агада) евреев из Египта. Отмечать его начинают накануне 15 числа месяца нисана (по еврейскому лунному календарю), выпадающего на март-апрель (по Григорианскому календарю). Считается, что именно в этот день около 1200 года до нашей эры пророк Моисей вывел израильтян из Египетского царства, освободив их от 400-летнего рабства.

Слово "песах" (пасха) имеет два значения: "прохождение мимо" и "переход". Двойственна и трактовка праздника. Помимо перехода израильтян, ведомых Моисеем, через Чермное (Красное) море, вспоминается еще одно событие, предшествовавшее исходу евреев из Египта. По ветхозаветному преданию, фараон упорно не дозволял израильскому народу уйти, и тогда в одну ночь Господь поразил первенца в каждой семье египтян. Еврейским же семьям перед этой "казнью египетской" было велено заколоть по ягненку и кровью его помазать косяки дверей. Видя такой знак, ангел смерти проходил мимо домов иудеев. Только после гибели египетских первенцев фараон разрешил евреям покинуть Египет.

Последователи иудаизма отмечают пасху восемь дней. На протяжении всей недели в пищу не употребляется ничего квасного (хамец). Перед Песахом все квасное собирается и сжигается или продается иноверцу. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять только после специальной обработки в огне или кипящей воде.

Кульминационным моментом празднования еврейской Пасхи является вечерняя трапеза (седер), которая устраивается в первую и во вторую ночи праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об исходе из Египта. На столе обязательно присутствуют символические блюда, разложенные на кеаре - посуде, использующейся только для пасхального седера.

Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит. Горькая и тертая зелень (марор и хазерет) символизирует горечь египетского рабства. Ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, пересеченное во время исхода. Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет) напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.

На кеару кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) - напоминание о пасхальном агнце, не приносимом в жертву со времен разрушения Иерусалимского Храма, крутое яйцо (бейца) - символ рождения новой жизни народа, вышедшего из рабства, и весенний овощ (карпас).

За трапезой выпивают четыре бокала красного вина, соответствующие четырем фразам Книги исхода об избавлении израильтян от египетского ига, а также четырем чашам, упоминаемым в Книге бытия в рассказе виночерпия о своем сне Иосифу.

По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется на землю, чтобы возвестить о приходе ожидаемого иудеями Машиаха (мессии) и наступлении "дня Господня, великого и страшного". Его ожидание особенно напряженно в эту праздничную "ночь бдения", поэтому в конце седера в ознаменование "бодрствования духа" открывают входную дверь.

Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами: "В будущем году - в Иерусалиме!".

В синагогах во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, что отражает связь Песаха с двумя архаичными сельскохозяйственными праздниками: праздником нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздником первой жатвы, когда уничтожался старый хлеб, а из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены торжеством в честь исхода из Египта - рождения еврейского народа как нации.

В Израиле Песах - пора массовых экскурсий и паломничеств в Иерусалим.

Песах - это праздник, в который евреи отмечают одно из наиболее значительных событий своей истории - освобождение из египетского рабства. Вот уже более трех тысяч лет, каждую весну, евреи всего мира как бы заново проходят путь от рабства к свободе, делая каждый шаг этого путешествия частью своей собственной жизни.

По заповеди, на Песах запрещено употреблять квасной хлеб, изделия из злаков: пшеницы, ячменя, овса и проса. Один из наиболее известных пасхальных обычаев - есть мацу на протяжении семи дней. Маца готовится из муки и воды, без соли (опресняк). Маца - символ свободы и в то же время напоминание, что евреи были рабами.

К празднику готовились за 10-15 дней. В более зажиточных домах пасхальная (каширная) посуда хранилась отдельно и использовалась только на Пасху. Бедные семьи "кашировали" к празднику свою обычную посуду: мыли, чистили, кипятили.

Главным событием этого уникального торжества является семейная трапеза, называемая "Седер". Она проводится в первые два вечера праздника. Тщательно разработанный ритуал состоит из 15 этапов. Его кульминацией являются ответы на четыре вопроса (по сути, это один вопрос: "Чем отличается эта ночь от других ночей?").

Песах отмечается в память избавления евреев от 400-летнего рабства. Это библейское событие произошло 3,5 тысячи лет назад, когда пророк Моисей вывел свой народ из египетского плена. Иудейская Пасха, вычисляемая по лунному календарю, продолжается восемь дней, из которых особо выделяются два первых и два последних. На них распространяются все законы шаббата - субботы покоя, запрещающие работать и даже пользоваться транспортом.

Одна из главных традиций - употребление мацы (пресного бездрожжевого хлеба) как память о ниспослании евреям в египетской пустыне манны небесной. Три года назад российские еврейские организации полностью отказались от закупки мацы в Израиле. В Москву было поставлено самое современное оборудование для выпечки этого национального пресного хлеба. Общинные пекарни поставляют его в регионы России. Песах - один из трех паломнических еврейских праздников. В Израиле - это пора массовых экскурсий и прогулок по стране и особых походов в Иерусалим, как бы воспроизводящих древнее паломничество освобожденного из рабства народа.