Почему мцыри бежал из монастыря? Сочинения Почему мцыри бежит из плена

    Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт, создавший необыкновенно много произведений за свою яркую, но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра, в котором не работал Лермонтов. Мне очень нравится его поэма “Мцыри” за необыкновенную мелодичность и напевность...

    В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле...

    Ученые спорят: «Мцыри» или «Демон» - последнее слово Лермонтова- романтика, какая из этих поэм идейно-эстетически выше? Оба произведения принадлежат к вершинам достижения мировой романтической поэмы. Вначале был создан «Демон» (начата поэма в 1829 году;...

  1. Новое!

    Одной из любимейших книг юношества являетеся поэма Лермонтова «Мцыри». Страстная, написанная как бы одним дыханием, она близка молодежи неудержимым порывом к счастью, яркостью и определенностью чувств. С конца прошлого столетия поэма заняла прочное место...

  2. В романтической поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов раскрывает необычную судьбу молодого горца, волею случая вырванного из родных мест и заброшенного в монастырь. С первых же строк становится ясно, что Мцыри не присуща покорность, что в душе он мятежник....

    Поэма “Мцыри” - один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой...

В своей поэме «Мцыри» Михаил Лермонтов показал свой идеал свободолюбивого человека, который жизни своей не мыслил в неволе. Все мысли, стремления и действия главного героя произведения были направлены на одно – вырваться из ненавистных ему монастырских стен и, хоть не на долго, но почувствовать себя свободным.

В произведении рассказана трагическая судьба грузинского мальчика. Когда Мцыри был еще ребенком, его против воли вырвали из родных мест - взяли в плен, и увезли далеко от дома. По дороге мальчик заболел. Поэтому его пришлось оставить в придорожном монастыре, в котором он и вынужден был проводить свои годы.

Мальчик рос странным и нелюдимым. Им всегда руководила одна мечта – о воле. Для него монастырская жизнь казалась невыносимой. Ведь он родился в свободном горном крае и видел раньше совсем другую жизнь: вольную, полную и опасностей, и возможностей – всего, о чем только мог мечтать свободолюбивый человек. Он очень тосковал по той жизни, и все годы, проведенные им в монастыре, он лелеял в душе мечту о воле.

Монастырь для Мцыри был подобен тюрьме, в которую большинство людей заключали себя добровольно, отказываясь от благ свободы. Они отказались и от полноты жизни, которую нельзя ощутить, живя в страхе и покорности.

Все это юноша ненавидел. И вот, когда представилась возможность, он бежал из монастыря. Он совершил этот поступок в надежде найти дорогу туда, где он прожил самые счастливые свои годы – к дому. Но даже поняв, что ему не добраться туда, Мцыри все равно ощущает себя на воле счастливым. Он говорит об этом старцу после того, как был найден раненым и возвращен в монастырь.

В предсмертном монологе героя звучат и горечь тоски по воле, и упреки за то, что монахи приютили его. Он бы, будь на то его воля, с радостью променял свою жизнь на ту, что осталась за монастырскими стенами. А дни, проведенные в побеге, остались для него самыми счастливыми.

В поэме представлен человек, не желающий мириться даже с вынужденными обстоятельствами. Но, поняв свое бессилие против них, он не видит смысла в дальнейшей своем существовании. Его побег из монастыря – это попытка приближения к своей мечте, свободе, за которые Мцыри готов отдать всю жизнь.

Почему убежал Мцыри?

В своей предсмертной исповеди юноша рассказывает, что томило его все эти годы, и что хотел он совершить. Жизнь в монастыре ничем не отличалась от плена. Его душа была скована, он ощущал себя рабом, неспособным на самовыражение. Он вспоминает отца, сестер.

Ему хочется вернуться домой, где он был счастлив, слиться с природой, стать опять свободным. На пути к его свободе встал барс. Мцыри не отступил, не побежал. Боролись два сильных существа, каждый жаждал свободы. Мцыри сам превратился в зверя.

Я пламенел, визжал, как он:
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков...

Беглец победил, но получил страшные раны от когтей своего соперника. Он умирает с печалью и радостью. Его мечта не осуществилась: он не вернулся в родные места, не вдохнул свободный воздух родины.

Его бунтарский дух ищет выхода даже в смерти. На смертном ложе Мцыри видит выход. Свою свободу он обретет в раю, где никто не будет над ним властен.

Мцыри был прототипом старца, которого встретил Лермонтов. Но какая разная судьба. Старец всю свою жизнь провел в неволе, был рабом и телесно и душевно. Мцыри всего три дня был свободным и умер счастливым человеком.

Поэма «Мцыри» учит быть решительными в своих поступках и никогда не отступать от намеченной цели. Лучше быть свободным всего три дня, чем рабом всю жизнь.

Находясь в ссылке на Кавказе, М.Ю. Лермонтов много путешествовал по окрестностям. Однажды проезжая мимо монастыря он встретил старца, который рассказал ему о своей горькой судьбе. Маленьким ребенком он попал в плен. Долго печалился о своей родине, но потом так и остался на чужбине, втянулся в унылую и однообразную жизнь.

Лермонтов давно вынашивал идею написания произведения с таким содержанием. Так появилась на свет поэма «Мцыри». Повествование в поэме ведется от первого лица, главного героя произведения.

Боевой генерал оставляет монахам больного измученного иноверца, лет шести. Мальчик был дикий, отказывался принимать пищу, ни с кем не разговаривал, и только «смотрел, вздыхая на восток...». Мцыри, так его назвали в монастыре, вырос, превратился в красивого статного юношу, но все также он оставался наедине с собой. В ночь, когда Мцыри нужно принять монашеский обет, он исчезает. Почему? Ведь здесь его вылечили, дали приют, определили его дальнейшую судьбу. Мцыри не было три дня. Находят его в степи, изможденного и смертельно раненого, «и близок стал его конец».

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Гоголя Заколдованное место

    Произведение является составной частью сборника повестей под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повествование в повести ведется от лица дьячка некой церкви

  • Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир Толстого сочинение

    Олицетворением всего русского народа, квинтэссенцией его лучших качеств, стал в романе образ Платона Каратаева. Несмотря на то, что появляется он очень ненадолго, этот персонаж несёт на себе огромную

  • Анализ рассказа Чехова Размазня сочинение

    Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А.П. Чехова «Размазня». В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный герой рассказа: хозяин дома, отец двоих детей, так как он вычитает деньги

  • Тема любви в творчестве, лирике Есенина сочинение

    Любовная тематика красной нитью проходит через все этапы творческого пути великого русского поэта. Сергей Александрович Есенин в каждую сочиненную строку словно вкладывал частичку своей души, выражая искреннюю любовь к родному краю, к природе, к людям.

  • Герои произведения Тихий Дон Шолохова

    В романе «Тихий Дон» встречается около 800 персонажей. 30 из них играют главные роли в проведении.

Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем и боярин Орша, и купец Калашников, и мятежный борец Мцыри.
“Любимый идеал” поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны “пламенная страсть” к свободе, стремление к действию.
Эмоциональная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.
Своеобразие личности юноши подчеркивают необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было чуждо его пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она укрепила его. И это разожгло в его душе желание любой ценой увидеть Родину.
Находясь в монастыре, Мцыри томился от одиночества. Он не находил ни одной родственной души, с кем он мог поговорить, кому мог открыться. Монастырь превратился для него в тюрьму. Все это подтолкнуло его на побег. Он хочет убежать от людской жизни и спастись в объятиях природы.
Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него стенами монастыря. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину. Красота, великолепие Кавказа ослепляет Мцыри. Он сохраняет в памяти “пышные поля, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Эти картины всколыхнули в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.
Пейзаж в поэме составляет не только фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер и становится одним из способов создания образа. О характере Мцыри можно судить по тому, как он описывает природу. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы. Его совершенно не пугают опасности, которые таятся в ней.
Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о его душевной широте.
Восприятие пейзажа усиливается благодаря красочным эпитетам, которые использует Мцыри в своем рассказе (“сердитый вал”, “сонные цветы”, “горящая бездна”). Эмоциональность образов усиливается с помощью необычных сравнений. Например, деревья на холме напоминают ему “братьев в пляске круговой”. Этот образ как будто навеян воспоминаниями о родных, о родном ауле.
Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом. Он мечтал о битве с достойным соперником. Барс и стал для него этим противником. В этом эпизоде раскрылось бесстрашие Мцыри, жажда борьбы, презрение к смерти.
Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.
Своеобразие образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты человека-горца. Белинский назвал Мцыри “огненной душой”, “исполинской натурой”, “любимым идеалом поэта”. Романтический образ Мцыри в этой повести продолжает пробуждать в людях стремление к действию, боренью.

Сочинение по литературе на тему: Почему Мцыри бежал из монастыря

Другие сочинения:

  1. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы – свобода личности – характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества – свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви Read More ......
  2. На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине. “Неясная тоска” о ней, испытываемая им в монастыре, превратилась в страстную мечту “пройти в родимую страну”. Вид кавказских гор живо напомнил ему родной аул и тех, кто жил там. Интересно, Read More ......
  3. Люди часто судят о человеке со стороны, не давая себе труда Проникнуть в его душу. И вот в своей поэме Лермонтов сначала кратко описывает жизнь Мцыри, как она казалась окружающим, а потом раскрывает историю его души. Побег Мцыри был неожиданностью Read More ......
  4. Я очень люблю поэму М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. Мцыри – мой любимый литературный герой. Он очень любил свободу и стремился; к ней. Его совсем маленьким привезли в монастырь: – Он был, казалось, лет шести; – Как серна гор, пуглив и Read More ......
  5. Романтическая поэма “Мцыри” была создана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она написана в форме исповеди главного героя – кавказского юноши Мцыри, попавшего в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Поэме предшествует эпиграф из Библии: “Вкушая, вкусих мало Read More ......
  6. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова – это тревожный мир исканий, глубокой мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева. Мир Лермонтова – это мир высоких и прекрасных чувств: любви, Read More ......
  7. Тема поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда Read More ......
  8. Вспоминая свои скитания в горах, юноша не прекращает полемики со своим идейным противником: гроза – не знак “гнева господня”, а беспредельное счастье, родная стихия для души, объятой бурей переживаний (глава 8). Женская красота не воплощение злого начала, греховности, а высшая Read More ......
Почему Мцыри бежал из монастыря

Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем и боярин Орша, и купец Калашников, и мятежный борец Мцыри.

«Любимый идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свободе, стремление к действию.

Эмоциональная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.

Своеобразие личности юноши подчеркивают необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было чуждо его пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она укрепила его. И это разожгло в его душе желание любой ценой увидеть Родину.

Находясь в монастыре, Мцыри томился от одиночества. Он не находил ни одной родственной души, с кем он мог поговорить, кому мог открыться. Монастырь превратился для него в тюрьму. Все это подтолкнуло его на побег. Он хочет убежать от людской жизни и спастись в объятиях природы.

Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него стенами монастыря. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину. Красота, великолепие Кавказа ослепляет Мцыри. Он сохраняет в памяти «пышные поля, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины всколыхнули в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.

Пейзаж в поэме составляет не только фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер и становится одним из способов создания образа. О характере Мцыри можно судить по тому, как он описывает природу. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы. Его совершенно не пугают опасности, которые таятся в ней.

Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о его душевной широте.

Восприятие пейзажа усиливается благодаря красочным эпитетам, которые использует Мцыри в своем рассказе («сердитый вал», «сонные цветы», «горящая бездна»). Эмоциональность образов усиливается с помощью необычных сравнений. Например, деревья на холме напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ как будто навеян воспоминаниями о родных, о родном ауле.

Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом. Он мечтал о битве с достойным соперником. Барс и стал для него этим противником. В этом эпизоде раскрылось бесстрашие Мцыри, жажда борьбы, презрение к смерти.

Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.

Своеобразие образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты человека-горца. Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом поэта». Романтический образ Мцыри в этой повести продолжает пробуждать в людях стремление к действию, боренью.

Поэма «Мцыри», один из лучших образцов литературы эпохи романтизма, представляет собой произведение ярко метафоричное, построенное на масштабных, выразительных и хорошо запоминающихся образах. Практически каждый элемент поэмы несёт ту или иную смысловую нагрузку, будучи средством для выражения автором определённой идеи, под которую подводится практически всё – от композиции произведения до набора эпитетов для различных объектов.

Побег главного героя из монастыря – сюжетообразующий момент в произведении – вместе с последующими скитаниями за пределами его стен также с полным основанием может быть назван масштабной и развёрнутой метафорой поисков свободы, предназначения и истинной цели в жизни. Если рассматривать этот эпизод с такой точки зрения, нетрудно увидеть, что не случайно именно монастырь становится местом действия в поэме. Он выбран автором не только с целью изображения физически замкнутого пространства, но также как образ закрытости социальной и духовной, что в данном случае видится более существенным. Не менее важным моментом является также то, что монастырь, в отличие от тюрьмы (которая также вполне могла бы стать местом действия в поэме о поисках свободы и с которой монастырь неоднократно сравнивается), – место, куда, как правило, отправляются по доброй воле. Есть основания предполагать, что именно момент добровольного лишения себя свободы был для автора особенно важен. Люди, отказавшиеся от воли, скрывшиеся от мира по своему желанию пытаются навязать это же самое желание главному герою, изображённому в поэме личностью сильной, смелой и изначально не приспособленной к затворническому и ограниченному существованию.

Неслучайно Мцыри бежит из монастыря в грозу – когда все прочие монахи в ужасе толпятся в молитвенном зале, перепуганные грозным и непонятным явлением. Мцыри же устремляется навстречу стихии, которая видится ему столь родной и близкой. Нетрудно увидеть сходство образа грозы как исключительного природного явления с образом романтического «исключительного героя в исключительных обстоятельствах». Это своего рода уподобление героя стихийному явлению немало говорит о характере Мцыри и позволяет автору полнее раскрыть его образ.

Главы поэмы, посвящённые странствованиям Мцыри, также наполнены метафорами, через которые описаны многочисленные и разнообразные явления «большого мира», с которым сталкивается главный герой. Одиночество, поиск родственных связей, необходимость проявлять инициативу, лишения, любовь, борьба – всё это облечено в яркие и ёмкие образы, искусно вписанные в хронологические рамки трёх дней. Три – мистическое число, часто встречающееся в литературе и фольклоре и, скорее всего, избранное автором неслучайно. За это время главный герой успевает познать свободу и столкнуться как с положительными, так и с отрицательными сторонами жизни во внешнем мире. Однако же, какие бы лишения не приходилось выносить Мцыри на свободе, у него ни разу не возникает желания вернуться обратно. Свобода показана в поэме как естественное состояние человека – в противовес закрытому монастырскому существованию, подчёркнуто неестественному.

Но в то же время постоянно обращается внимание на то, что к этому нормальному, природному состоянию Мцыри не приспособлен. Выращенный в неволе, он не находит себе места в мире свободных людей. В своём монологе главный герой постоянно подчёркивает свою отчуждённость от них: «Я был чужой / Для них навек, как зверь степной». Для него, столько лет страстно желавшего вырваться за пределы монастырских стен, жизнь на воле среди таких же, равных ему по духу людей оказывается невозможна. Введённое в текст обоснование того, почему Мцыри бежал из монастыря – желание отыскать родину и семью – можно рассматривать как метафорическое изображение поисков духовного родства. В таком ракурсе ещё выразительней выглядит финал поэмы – возвращение Мцыри после долгих изматывающих странствий к тому же самому месту, откуда он сбежал. Естественное бытие, свобода оказываются для него гибельны; то, что должно было возвратить ему жизнь, страшным и парадоксальным образом его убивает. «Цветок темничный», как называет он сам себя, Мцыри попросту не может существовать вне своего заточения. Многолетнее затворничество и попытки переломить его свободолюбивую натуру не смогли победить его естественного стремления к жизни на воле, но в то же время отняли у него возможность такой жизни. Поэтому нетрудно понять, почему побег Мцыри завершился у стен монастыря – иного исхода быть и не могло. Это позволяет говорить о наличии в поэме не только очевидной проблемы свободы и неволи, лежащей в основе конфликта большинства романтических произведений, но также проблеме более глубокой – противоречия между необходимым и возможным. Свобода необходима Мцыри – её отсутствие медленно убивает его на протяжении многих лет монастырского заточения. В то же время она для него абсолютно невозможна. Свобода в чистом виде убивает Мцыри за три дня. В этом состоит конфликт произведения, не находящий своего разрешения. Таким образом, смерть главного героя представляется единственно возможной развязкой поэмы – и наилучшим выходом для самого Мцыри.