Характеристика политической идеологии эпохи возрождения. Понятие и идеология эпохи возрождения. Особенности идеологии и миропонимания эпохи Возрождения и Реформации

Несколько поиному обстояло дело в идеологии Реформации. Такие и аналогичные им положения позволяют говорить о том что дохристианские и внехристианские авторы оказали некоторое влияние на политикоюридическую мысль Реформации. При общей оценке социальноисторического значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации необходимо пояснить какое конкретно содержание подразумевается когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Общая характеристика политических учений эпохи Возрождения и Реформации

Возрождение и Реформация - самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого, средневекового мира.

В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских и политико-правовых взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида - гражданственность, бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.

Несколько по-иному обстояло дело в идеологии Реформации. В ней, правда, признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось право человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Такие и аналогичные им положения позволяют говорить о том, что дохристианские и внехристианские авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую мысль Реформации. Но все же главным ее источником было Священное Писание, Библия (в особенности Новый Завет).

При общей оценке социально-исторического значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации необходимо пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых, "ранняя буржуазность" означает отрицание феодально-средневековых экономических порядков, политико-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества - с позиций буржуазного строя. Во-вторых,

она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, "ранняя буржуазность" предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа производства, буржуазного образа жизни. Своеобразие и величие многих идей Возрождения и Реформации, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории, как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия общечеловеческих социокультурных ценностей и благоприятствования им.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3492. Общая характеристика политических учений эпохи эллинизма. Эллинистическая утопия 11.05 KB
С таким пониманием смысла и назначения политического общения связана и эпикуровская трактовка государства и закона как результата договора людей между собой об их общей пользе взаимной безопасности. Отталкиваясь от универсального характера естественного закона и следовательно справедливости по природе Зенон и Хрисипп в своих сочинениях о государстве а вслед за ними и их греческие и римские последователи обосновывали космополитические представления о том что все люди и по своей природе и по закону мироздания в целом граждане...
3555. Общая характеристика политических учений Древнего Рима 8.64 KB
За исторически короткий срок Рим превратился из государстваполиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю Организация империи была завершена в I в. В эпоху империи эти процессы переплетались с процессами взаимовлияния греческих восточных и собственно римских культурных традиций. Ко второму кругу следует отнести изменения в политической теории отражавшие перестройку государственного механизма в эпоху империи когда республиканская форма правления была заменена промонархическим режимом. Для официальной идеологии...
6810. Федеральный закон о политических партиях: общая характеристика 8.42 KB
Политическая партия это общественное объединение созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли участия в общественных и политических акциях в выборах и референдумах а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления п. Право граждан РФ на объединение в политическую партию включает: право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями; ...
19178. История политических и правовых учений 57 KB
Всякого кто нарушит стезю Шамаша - путь правды справедливости и права ждет по тогдашним представлениям неминуемая и суровая кара. вместе с возникновением государства и права. Понятие права у индусов нет они не воспринимали право как уникальный социальный регулятор.
3862. Предмет, методология и функции курса «История политических учений Запада» 13.32 KB
В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет история возникновения и развития теоретических знаний о государстве праве политике и законодательстве история политических и правовых теорий история теорий права и государства. Под соответствующими...
2457. Философия Средних веков. Философия эпохи Возрождения 1.5 MB
Если переводить дословно то теоцентризм означает Бог в центре мира. Средневековый теоцентризм предполагает чёткую противопоставленность Бога и сотворенного им мира. Бог вечен неизменен и абсолютен. Сотворенный Богом мир конечен и неизменчив.
6762. Общая характеристика судебной системы 20.82 KB
Низшим звеном выступают арбитражные суды первой инстанции в республиках краях областях городах федерального значения автономной области автономных округах арбитражные суды субъектов РФ. До их создания функции апелляционной инстанции в системе арбитражных судов будут по прежнему выполнять арбитражные суды субъектов РФ. Суд первой инстанции это суд подразделение суда рассматривающий и разрешающий дело по существу. Судопроизводство в первой инстанции осуществляется с участием обеих сторон-обвинения и защиты истца и ответчика и с...
7309. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ 15.97 KB
Аллотропные модификации Карбона Сульфура и Фосфора. Аллотропные модификации – это простые вещества состоящие из одного химического элемента. Аллотропные модификации Оксигена № п п Признаки сравнения Кислород О2 Озон О3 1 Строение молекулярное молекулярное 2 Агрегатное состояние газ газ 3 Запах без запаха запах свежести 4 Цвет бесцветный голубоватый 5 Растворимость в воде плохая в 10 раз лучше 6 Химическая активность высокая очень высокая 7 Биологическое действие не ядовитый ядовитый Озоновый слой расположен над поверхностью Земли на...
7349. Общая характеристика пенсионный системы РФ 32.57 KB
Применяется распределительная система при которой непосредственным источником выплат являются в зависимости от вида пенсии или ее части государственный бюджет или страховые взносы поступающие в ПФР. Негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода полученного от их инвестирования.С 1 января 2015 года пакетом соответствующих законов в...
14178. Общая характеристика ценных бумаг 29.48 KB
Понятие и правовая природа ценной бумаги. Документарные и бездокументарные ценные бумаги и их особенности. Понятие и правовая природа ценной бумаги Ценная бумага является категорией как юридической так и экономической. В экономике ценные бумаги выполняют следующие функции.

В 1-й пол. XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Оно стало называться Реформацией, так как в основе была перестройка взаимоотношений церкви и государства. С политической точки зрения реформация виделась её идеологам не столько в обновлении церкви и её учения, сколько в совершении социально-экономического переворота. Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Характерные идеи:

1. Признание единственным источником религиозной истины Священного Писания и отвержение католического Священного Предания;

2. Радикальное упрощение и демократизация церковного устройства.

Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь христианства–протестантизм. Главное его отличие состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. Религиозному культу отводится второстепенное место.

Никколо Макиавелли свои симпатии отдаёт единолично управляемым государствам. Государь поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли. Философ отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Совершенно чуждо ему и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой. По отношению к управляемым мыслитель советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти. Макиавелли склонен считать, что подданные не очень заинтересованы в обладании правами и свободами. Он прекрасно сознаёт, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Осуществлять полное повиновение подданных государю возможно двумя способами: первый–любовь к государю, второй–страх перед ним. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время. Государи находятся вне юрисдикции суда и им не стоит опасаться ответственности. Философ мало озабочен решением этических вопросов, ибо власть, политика, технология политического господства–изначально явления внеморального плана.

Мартин Лютер –немецкий теолог, стоявший у истоков Реформации. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается мирским порядком. Его действенность связана с опорой учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов. В своей концепции государства мыслитель предусмотрел, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Управляет разумно тот князь (монарх), который уподобляет власть не как привилегию, а отправляет её как бремя, возложенное на него богом. Идея усиления роли светской власти–её независимость от папства. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом–всё это способствовало насаждению культа государства.

В XVI–XVII вв. социализм стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в жизни европейского общества.

Томас Мор , автор «Утопии» и Томмазо Кампанелла , создатель «Города Солнца»–виднейшие представители утопического социализма. Эти сочинения содержат резкую критику социальных и государственно-правовых порядков современной авторам цивилизации. Предлагавшееся Т. Мором государственное правление представляло собой попытку творческого соединения позитивных черт известных к тому времени его демократической, олигархической и монархической форм. Содержание «Города Солнца» Т. Кампанеллы демонстрирует со всей очевидностью наличие у социалистов этого времени двух противоречивых начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных, профессиональных и прочих качеств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сосуществует с практически полным пренебрежением к отдельной человеческой личности, его самостоятельности, инициативности, неповторимости и доминированием интересов государства.

Жан Боден –французский политический мыслитель, давший теоретическое обоснование способности королевской власти защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей. Основной труд–«Шесть книг о республике» (1576 г.). В нём раскрывается содержание этого определения. По мнению автора, суверенная государственная власть должна соблюдать определённые требования: следовать законам божественным и естественным, не вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости. Боден–убеждённейший сторонник действительно суверенной (в его трактовке–абсолютистской) монархической власти. Само право выступает целью бытия государства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

ОП «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «История правовых и политических учений»

Тема 6. Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения

Выполнил студент гр. ЮЗ-301

№12936 Гончарова В.С.

проверил преподаватель:

к.и.н.,доц. Быльченко О.И.

Ростов-на-Дону 2010

1. Основные направления развития политико-правовой мысли в Западной Европе в Х V I - Х V II вв.

Возрождение -- самая крупная и знаменательная событие позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, она по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннее буржуазные явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия -- вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску. Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования анти схоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.

Для Возрождения характерны такие моменты, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных случаях -- отрицание) религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания. Будучи по своему социально-историческому смыслу антифеодальными, про буржуазными явлениями, Возрождение в своих высших результатах превзошла дух буржуазности, вышла за его пределы. Благодаря этому обрела жизнь такие образцы социо культуры, которые стали органичными и непреходяще актуальными компонентами всего последующего поступательного развития цивилизованного человечества. В ряд подобных замечательных образцов включается также известная совокупность политико-юридических ценностей и идей.

В процессе выработки последних деятели Возрождения постоянно обращалась к духовному наследию античности, интенсивно его использовали. Конечно, такого рода обращения знало и западноевропейское Средневековье. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному Средневековью контекст, а главное -- способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения.

Идеология Возрождения не просто черпала требовавшиеся ей представления о государстве, праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них, прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общества. Именно эта установка определяла, в конечном счете, направление поиска в античном наследии государствоведческих идей, теоретико-правовых построений, нужных для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная установка обусловливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических воззрений, влияла на выбор форм практического приложения таковых. В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самооценки личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. Такой гуманистический настрой складывающейся системы социально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому настрою, «работающие» на него.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида -- гражданственность, бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.

2. Политические взгляды Н. Макиавелли

В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469--1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик (в частности, 14 лет занимал пост секретаря Флорентийской республики), он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание -- 1532) и др. Исследователи согласны в том, что творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Объяснение этому ищут в характере самой личности писателя, во влиянии на него драматически сложной эпохи, современником и вдумчивым аналитиком которой он был. Отмечают его пламенную любовь к отечеству, тяжко страдавшему от внутренних междоусобиц, неистовства мелких тиранов, вмешательства церкви в светские дела, вторжений иноземных держав. Также не без оснований подчеркивают его симпатии республиканскому строю, отдельным демократическим институтам.

По иронии судьбы вышло так, что отмеченные сейчас (и иные подобные им) особенности Макиавелли как практического деятеля и политического писателя запечатлелись главным образом в «Рассуждениях...», «Истории Флоренции» и в некоторых других его произведениях. Однако наибольший след в развитии мировой политической мысли оставили, конечно, не они, а макиавеллевский «Государь». Но в нем-то как раз республиканские демократические мотивы, гражданско-гуманистические ноты звучат максимально приглушенно (если звучат вообще). Тут нет ничего удивительного. Макиавелли писал его вовсе не для прославления демократических и республиканских ценностей, не для апологии права и гуманизма. «Государь» при первом ознакомлении с ним предстает трактатом (скромным по объему) о роли, месте и значении правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. Более внимательное его изучение показывает: в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой лад раскрывает черты, закономерности политической деятельности персонифицированного в нем (т. е. в правителе) самого государства. В этой установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему советов, приспособленных к злобе дня, заключается глубокий концептуальный смысл книги. Дальше разговор будет идти в основном о ней.

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства основывается на религиозном индифферентизме. Автор практически исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств, а главный авторитет для него -- опыт истории. Трактовка политики отделяется, таким образом, от теологии, религиозная аргументация устраняется из государство ведения. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям Средневековья закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле Божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого». Постулат самостоятельной трактовки политики, принятый Макиавелли, побудил его отъединить государство ведение не только от теологии. Это же он делает по отношению к этике. С его точки зрения, неуместно, нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных

критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства (им в первую очередь посвящен «Государь») -- изначально явления вне морального плана. Автор «Государя» мало озабочен решением этических вопросов. Главное для него выяснить: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними». Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах... служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Логично, что у Макиавелли опора законов (так же, как опора государственной власти) -- армия, вооруженная сила. О праве, справедливости и т. п. речи нет. Есть ряд политических приемов, с помощью которых государь в состоянии достичь высшей своей цели. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра». Чтобы удержаться у власти, благоразумный государь не станет пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность. Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Поскольку о действиях всех людей заключают по результатам, «пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу». Надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства. Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому призвано -- помимо всех прочих мер -- ее прославление и возвеличивание. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой есть доминирующий интерес государственности. Государство (введение самого термина stato, т. е. «государство», в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц; другими словами -- то, что современным языком можно было бы назвать центральной администрацией. Этому аппарату, а вернее, конечно, государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть -- право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя. Симпатии свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством». Управляя с помощью слуг, государь «обладает большей властью, так как подданные по всей стране знают лишь одного властелина; если же повинуются его слугам, то лишь как чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой привязанности». Государь просто поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли. Макиавелли отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Суть власти, самодержавия государя в том и заключается, что все в государстве определяется лишь его собственным усмотрением. Отсюда возражения итальянского мыслителя против наличия властных полномочий не только у чиновников и должностных лиц, получивших свои посты из рук государя, но также у баронов и магистратов.

Совершенно чуждо Макиавелли (будем помнить, что речь идет о «Государе») и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. Ни слова нет о правах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственных дел. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой, превращаемой всевозможными манипуляциями со стороны государей в удобный и послушный объект государственной власти. В «Государе» мало говорится о деятельности правителя, обращенной непосредственно к потребностям и интересам самих управляемых (народа, знати, войска и проч.). По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует пребывать в убеждении, что знать -- честолюбива, а народ -- необузданная масса. Ему следует хорошо помнить, что в мире нет ничего, кроме черни, которая прельщается внешними эффектами и успехом. Умелый государь занимается наведением в стране (городе) порядка, исключающего совершение преступлений должностными и частными лицами. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к его (государя) суду. Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их, который не ищет путей их умиротворения. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти.

Набор благодеяний, идущих от государства к подданным, узок: военные и полицейско-охранительные меры (обеспечение внешней безопасности, устранение внутреннего беспорядка), покровительство ремеслам, земледелию и торговле -- вот почти и все. В этом наборе нет, например, места такому благодеянию, как предоставление подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. «Государь» на сей счет занимает, в общем, позицию умолчания. Она не случайна.

Там, где жизнь людей направляется приказом, где ими командуют, с правами и свободами подвластных одни только хлопоты. Кроме того, сам Макиавелли склонен считать, что подданные не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами. Людей волнует не их отсутствие, а прежде всего возможность сохранять в неприкосновенности свою собственность. Они в состоянии, думает Макиавелли, смириться с утратой свободы, престижа, власти (влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.

Опекая подданных, воздерживаясь (при отсутствии экстра ординарных обстоятельств) от «притеснения» народа, государю одновременно нужно совершать все свои действия, адресуемые подданным и рассчитанные на их восприятие именно как благодеяния. Обычно люди не надеются получить от государства что-либо полезное, хорошее для себя. Поэтому, когда они видят «добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям». В отличие от обид, которые, по Макиавелли, надо наносить разом, благодеяние разумно оказывать малыми порциями, чтобы оно длилось дольше и чтобы подданные ощутили его как можно полней, лучше.

Макиавелли прекрасно сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Он буквально заклинает правителя ни в коем случае не навлекать на себя их антипатии: «презрение и ненависть подданных -- это то самое, чего государь должен более всего опасаться». Завоевывать расположение народа -- вот его задача. Ему надлежит «принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народ -- он ввергается в пучину анархии, беспорядка.

Каким образом добиться от подданных того, чтобы они действовали соответственно воле государя и чтобы его власть в стране (городе) осуществлялась нормально? По Макиавелли, такая власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю. Есть два способа достижения повиновения. Первый -- любовь к государю. Второй -- страх перед ним. Что эффективней и надежней? С точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь».

Делая выбор в пользу страха как такого состояния, которое вернее всего гарантирует государству (государю) покорность его подданных, Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии -- аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей -- существ эгоистичных и злобных. О людях в целом, убежден автор «Государя», «можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива». Столетие спустя макиавеллевскую идею асоциальной сущности человека воспримет и разовьет Т. Гоббс.

В «Государе» от угрозы наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого наказания, расправы расстояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время.

Гуманистический дух эпохи Возрождения, каким его наследовал европейский XVI в., «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует, как нам уже известно, отнюдь не превознесение высокого достоинства человеческой личности, создающей и творящей самое себя. Нет в нем апологии свободной воли, направленной к добру и общему благу; нет рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на поприще политики. В фокусе этого макиавеллевского сочинения -- идеальный правитель и технология его властвования. Прообразом же подобного правителя выступает Цезарь Борджиа (Чезаре Борджа) -- поистине сатанинский злодей, в котором автор хотел видеть великого государственного мужа, объединителя Италии.

Отмеченный разлад Макиавелли с гуманизмом проистекает не из своеобразных личных симпатий и антипатий флорентинца. Глубинные истоки этого диссонанса лежат в трагическом несовпадении (а зачастую в открытом конфликте) двух качественно отличных друг от друга измерений, двух разных способов социального бытия: этического и политического. У каждого из них свои собственные критерии: «добро» -- «зло» у первого, «польза» -- «вред» («выигрыш» -- «проигрыш») у второго. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали.

3. Политико-правовые учения Реформации. М. Лютер, Ж. Кальвин

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (анти католицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции -- масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковного имущества и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее, эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны «оправдываться одною верой» без посреднической роли духовенства в «спасении» верующего. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии и т. д.

У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483--1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.

Чтобы правильно разобраться в системе политико-юридических взглядов Лютера, надо, во-первых, учесть, что уже к середине 20-х гг. XVI в. он резко выступил против крестьянско-плебейского, революционного лагеря Реформации; во-вторых, отграничить то, что в лютеровских суждениях прямо связано со злобой дня, от того, что содержит глубинный теоретический смысл; в-третьих, провести различие между субъективно преследовавшимися самим Лютером целями и исторической ролью, которую объективно сыграли высказанные им идеи.

Одним из исходных пунктов лютеровского учения является тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «все - священства»). Только лишь Богу -- существу совершеннейшему -- обязаны люди, (от пап и князей до последнего крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении с Богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Эта трактовка Лютером основ положений христианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первой раннее буржуазной версией принципа равноправия.

Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Будучи, в конечном счете, производным от воли Божьей, естественное право, тем не менее, представляет собой качественно иной феномен, чем право божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.

В своей концепции государства Лютер предусмотрел -- и это очень важно для понимания ее теоретического значения, -- что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом." Властвует же целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как

привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него Богом. Вообще христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа». Лютер, однако, был чрезвычайно далек от того, чтобы проповедовать необходимость демократического переустройства тогдашней германской государственности. Он наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости.

Система лютеровских политико-правовых воззрений пронизана противоречиями. Идея усиления роли светской власти, ее независимости от папства, которое являлось космополитическим институтом, «работала» на утверждение регионального княжеского абсолютизма. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом -- все это способствовало насаждению культа государства; суеверная вера в государство надолго становилась характерной чертой господствовавшего в Германии политического сознания. Внутренняя религиозность, за которую ратовал Лютер, не предполагала сколько-нибудь серьезного изменения общественно-политического строя той поры: не требовалось упразднять эксплуатацию крестьян феодалами, ликвидировать абсолютистские режимы, устранять духовное порабощение верующих и т. п.

В целом эволюция деятельности и учения Лютера происходила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развертыванию Реформации.

К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509--1564). Обосновавшись в Швейцарии, он опубликовал там богословский трактат «Наставление в христианской вере» (1536). Сердцевина кальвинского сочинения -- догмат о божественном предопределении. Согласно Кальвину, Бог заранее твердо определил одних людей к спасению и блаженству, других -- к погибели. Люди бессильны изменить волю Бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (ее пред указывает Бог) идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным Богом), значит, Бог благоволит к ним.

Из догмата об абсолютном божественном предопределении для истинного кальвиниста проистекал прежде всего долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность. Из этого догмата также следовало, что благородство происхождения и сословные привилегии феодалов вовсе не столь важны, ибо не ими обусловливаются пред избранность и спасение человека. Таким образом, Кальвин сумел дать специфическими религиозными средствами мощный импульс процессу формирования буржуазной социально-экономической практики и духовной атмосферы в Западной Европе.

Про буржуазный характер носила и произведенная Кальвином коренная реформа устройства церкви. Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности. Пресвитеры вкупе с проповедниками составляли консисторию, которая ведала всей религиозной жизнью общины. Идея подобного переустройства церкви, воспринятая в учениях о политике, в своем дальнейшем развитии явилась концептуальной базой для разработки республиканских и даже республиканско-демократических программ.

Сам Кальвин, однако, в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям Божью кару, орудием которой могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Кальвин признавал только за подчиненными государю органами власти, церковью, представительными учреждениями. Открытое неповиновение и свержение тирана допустимы, на его взгляд, лишь тогда, когда использованы все способы пассивного сопротивления, исчерпаны все легальные формы борьбы. «Наихудшей формой правления» была для Кальвина демократия. Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством.

Отличительное свойство кальвинистской доктрины -- заключающаяся в ней религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям. Зловещую суровость доктрины дополняла и завершала не менее свирепая политическая практика Кальвина, который в 1541 -- 1564 гг. руководил Женевской консисторией. Эта консистория фактически подчинила себе магистрат города. За горожанами была установлена слежка, чуть ли не все объемлющей регламентации подверглись самые разные стороны общественной жизни, за малейшее нарушение предписанных норм назначались тяжкие наказания, вошли в обыкновение казни тех, в ком усматривали еретиков.

Завоеванием политико-юридической мысли, реалистически постигающей мир государства и права, стал сформулированный в эпоху Реформации вывод о том, что свобода мысли и совести есть предпосылка и обязательный признак анти деспотического, демократически организованного человеческого общежития. М. Лютер говорил: «Ни папа, ни епископ, ни какой бы то ни было человек не имеет права установить хоть единую букву над христианином, если не будет на то его собственного согласия». Эта идея безусловной необходимости «собственного согласия» индивида с предписываемым ему «сверху» образом мыслей по своему общественному звучанию вышла далеко за сферу религиозно-нравственных отношений. Примененная к анализу и оценке политической действительности, она сыграла как в самой социальной истории, так и в науке о государстве и праве благотворную, революционизирующую роль.

Список использованной литературы

1. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В.Г. Графского. - М.: ТК Велби, 2005.

2. История политических и правовых учений: учебник для вузов / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2004.

3. История политических и правовых учений / Под ред. М.Н. Марченко и И.Ф. Мачина. - М.: Высшее образование, 2005.

4. История политико-правовых учений. Пособие для вузов / Под ред. А.Н. Хорошилова. - М.: юнити-дана, 2004

Подобные документы

    Политическая мысль Востока, Древней Греции и Рима. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Политические учения Нового Времени. Развитие политических идей на рубеже 19-20 веков. Основные направления развития российской политической мысли.

    реферат , добавлен 08.01.2006

    Понимание характера власти и управления в эпоху Возрождения и Реформации. "Государь" Николо Макиавелли – начало новой политической науки. Политические и правовые идеи Мартина Лютера и Жана Кальвина. Социологические теории Томаса Мора и Томазо Компанеллы.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2010

    Политическая мысль Востока, Древней Греции и Рима. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения, Нового Времени. Развитие политических идей на рубеже 19-20 веков. Направления развития российской политической мысли. развития российской полит

    реферат , добавлен 21.08.2006

    Политико-правовые идеи античности. Политическая мысль Нового времени и эпохи возрождения. Марксистская концепция развития общества. Радикально-революционная концепция Жан Жака Руссо. Вклад Вебера и Паретто в развитие современной западной политологии.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2010

    Генезис политической мысли в Древнем мире. Мыслитель Древнего Китая Конфуций. Политические идеи Платона Афинского. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Н. Макиавелли. Голландский мыслитель Г. Гроций. Политические учения Нового Времени.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Политические идеи Реформации и Возрождения. Истоки и идеология Реформации, ее основатели и развитие. Значение кальвинистской идеологии в истории. Новая наука о политике Н. Макиавелли. Идеи европейского социализма XVI-XVII вв., значение Просвещения.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2009

    Основные направления развития политической науки ХIV-XVІ вв. Политико-правовая мысль Древнего Востока, европейского средневековья, Возрождения и Реформации. Сторонники биополитики, которые изучали взаимосвязь политической сферы и человеческих инстинктов.

    реферат , добавлен 21.01.2011

    Краткая биография Н. Макиавелли и общие идеи. Его вклад в историю социальной мысли. Никколо Макиавелли как один из выдающихся итальянских философов. Сущность принципа относительности управления. Особенности учения Макиавелли о государственной власти.

    реферат , добавлен 16.10.2013

    Политические идеи древнего мира и средневековья. Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций. Основные направления современной политологии, их развитие. Развитие политической мысли в России в IX-XX вв. Политическая мысль Беларусии.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2009

    Политическая мысль Востока. Политические идеи Древней Греции и Рима. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Политические учения Нового времени. Социология политической мысли. Сущность и содержание политики. Понятие "политическая элита".

Тема 7. Политические и правовые учения в России в период возникновения и развития феодализма и образования единого Русского государства

Тема 6. Политические и правовые учения в странах Арабского Востока в период средних веков

Особенности политико-правовых представлений в странах Арабского Востока. Факторы, обусловившие содержание доктринальных основ и программные положения политических и правовых учений.

Политико-правовая доктрина ислама и ее интерпретация в различных школах и течениях. Политическая доктрина ислама: суннизм и шиизм.

Модель идеального государства в трудах арабских философов. Проект идеального общества (города-государства) Аль-Фараби. Концепция «двух истин» Ибн Рушда. «Большая история» Ибн-Хальдуна.

Особенности развития политической и правой мысли Киевской Руси (IX–XIII вв.). Проблемы власти и государства в «Слове о Законе и Благодати» Иллариона. Произведение «Слово о Законе и Благодати» – первый русский политический трактат. Соотношение закона и благодата (истины). О равноправии народов. Идеальный образ правителя: его права и обязанности.

Политические идеи в летописи «Повесть временных лет». Доктрина государственного единства в «Поучении» Владимира Мономаха. Образ носителя верховной власти. Объем полномочий военного князя. Взаимоотношение церкви и государства. Принципы отправления правосудия. Отрицание смертной казни. Правовые идеи и правосознание Киевской Руси.

Даниил Заточник: образ великого князя, его права и обязанности. Князь и дума. Сила и гроза.

«Слово о полку Игореве»: цели и задачи верховной власти, принципы внешней политики. Право и организация правосудия.

Специфика политических и правовых учений в период образования Русского централизованного государства.

Концепция Филофея «Москва – третий Рим». Политические и правовые идеи «нестяжательства» (Нил Сорский, Вассиан Косой, Максим Грек). Вопросы законности в действиях верховной власти. Устройство правосудия в стране. Знание и образование. Проблемы войны и мира.

Политико-правовое учение «иосифлян». Теория «православного христианского самодержавия» Ивана Грозного. Политические идеи Ивана Курбского. Политические и правовые воззрения И.С. Пересветова.

Особенности политико-правовой идеологии эпохи Возрождения. Доктрина политического реализма Николо Макиавелли. Его концепция соотношения морали, политики и закона. Понятие права. Теория политического республиканизма. Политика как особая сфера общественной деятельности. Политика и религия. Интерес – центральная категория политического учения. Тактика политической борьбы. Результат – решающий критерий политической деятельности. Разграничение политики и морали. Макиавеллизм. Соотношение права и силы.



Развитие рационалистической критики религиозного мировоззрения. Становление гуманизма. Политико-правовые концепции раннего гуманизма. Зарождение движения Реформации и его основные идеи. Политико-правовые идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).

Политические идеи тираноборцев. «Рассуждения о добровольном рабстве» Этьена де Ла Боэси.

Учение Жана Бодена о праве и государстве. Его концепция государственного суверенитета. Суверенитет верховной власти, его признаки, содержание и пределы реализации. Роль и задачи представительного органа. Свобода вероисповедания. Воздействие геофизических условий на государство.

Политические и правовые идеи раннего коммунизма. Политический идеал Томаса Мора. Государство соляриев Томмазо Кампанеллы. Собственность. Организация труда и распределение. Политическая система.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XIV-XVI ВЕКОВ)

К XV в. Западная Европа достигла экономического расцвета, главным образом благодаря Великим географическим открытиям и создала прекрасные условия для интеллектуального расцвета – эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это революция в сознании западного общества, веками находившегося под духовным гнетом католической церкви. Борец за национальное освобождение Италии Джузеппе Мадзини (1805–1872) заметил, что "великие революции – это, скорее, дело принципов, чем штыков. Их совершают, прежде всего, в моральной и лишь потом в материальной сфере". Католическому мировоззрению, которое проповедовало отрешение от земных радостей, предопределенность и неизменность существующего порядка свыше, устремленность сознания к потусторонним, внеземным идеалам, эпоха Возрождения противопоставляет веру в могущество разума и опыта, в творческие силы человека.

Особенности политико-правовой идеологии эпохи Возрождения

Схоластическая религиозная традиция, состоящая в изучении окружающего мира сквозь призму текстов Библии, постановлений соборов и сочинений отцов Церкви, сменилась светской традицией, в центре которой находились человек, его отношения с другими людьми, стремления и желания человека. Это направление общественной мысли, развивавшееся учеными, философами, политиками, деятелями искусства, получило название "гуманизм". Гуманизм стал основой мышления новой эпохи. Изучение человека, его морали, психологии осуществлялось на основе наблюдения, опыта, рационалистических оценок и обобщений.

Истоки рационализма деятели эпохи Возрождения черпали в идеалах античности. Гуманизм был органично связан с возрождением античной (дохристианской) древности, когда философия и наука не были служанками богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности. Философия гуманизма выражала интересы зарождавшейся буржуазии, стремившейся создать новую идеологию, в которой нашли бы отражение ее политические притязания. Культура Возрождения была доступна немногочисленному слою образованных людей, которые настороженно, с недоверием относились к массовым протестным движениям, включая и реформационные.

Это в значительной мере обусловило специфику развития политико-правовых учений периода Возрождения.

  • 1. Наиболее примечательной особенностью политико-правового развития данной эпохи является завершение становления политики в качестве самостоятельной сферы человеческой деятельности, что выражается в окончательном отделении политики от морали, интереса общества от интереса его отдельных граждан. Политика рассматривается не как творение Бога, а как отношения между людьми по поводу власти. Наиболее важной проблемой светской политической теории является проблема человека, его взаимоотношения с государством.
  • 2. На смену теологическому мировоззрению, в котором государство и право – результат Божественного Промысла, приходит юридическое мировоззрение, согласно которому все общественные отношения основаны на формальном праве, т.е. равенстве всех перед законом, на непосредственной связи власти и государства с идеей права и закона. Политические учения эпохи Возрождения положили начало европейской политической традиции, в основу которой легли концепции естественного права и общественного договора. Их исходным пунктом являлась уже полная свобода человеческого индивида в его поступках, а значит, и ответственность за их последствия.
  • 3. Общественные отношения с тех пор принимаются двояко: как юридические (политические) и этические (моральные), в зависимости от того, по собственной или не по собственной воле вступают в них граждане. Отсюда и концепции прав человека, гражданского общества и правового государства, вставшие на повестку дня в политической мысли Нового времени.

Все эти достижения в развитии политико-правовой идеологии оказались возможными благодаря работам Никколо Макиавелли.