Сергий радонежский достижения. Краткая биография сергия радонежского. Преподобный Сергий Радонежский. Кончина

История Куликовской битвы неразрывно связана с именем одного из самых почитаемых русских святых, основателем Троице-Сергиевой ларвы Сергием Радонежским. Не случайно на Красном холме воздвигнут храм в его честь.

По церковному преданию, изложенному в «Сказании о Мамаевом побоище» и «Житии Сергия Радонежского», преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донскогоперед его сражением с Мамаем на Куликовом поле, дал двух иноков Пересвета и Ослябю, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч, чтобы защитить свое Отечество и веру. Во время сражения преподобный Сергий собрал монастырскую братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и, наконец, поведал братии, что враг разбит.

Сергия Радонежского часто называют игуменом земли Русской. Именно с преподобного Сергия началось духовное возрождение, объединение Руси после вражды и междоусобиц. В тяжелые годы золотоордынского ига он стал духовным лидером страны. Свое моральное влияние он использовал для убеждения сомневающихся и противящихся в том, что для свержения ордынского ига требуется сильная власть, способная объединить все силы и привести их к победе. Являясь наиболее популярным церковным деятелем Северо-Восточной Руси и руководствуясь волей митрополита Алексия, Сергий неоднократно выполнял его политические поручения, мирил князей.

Сергий Радонежский прожил долгую и праведную жизнь, его не краткая биография полна ярких событий и тесно связана с историей Руси и русской православной церкви. Родился Сергий Радонежский около 1314 года в семье ростовских бояр Кирилла и Марии, и был назван Варфоломеем. Легенда гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась. И однажды, разыскивая потерявшихся лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под одиноким дубом. Отрок подошел к нему для благословения и рассказал о своей печали. Старец благословил его и сказал: «Отныне Бог даст тебе уразуметь грамоту». И действительно после этого краткого общения с богомольным стариком юноша легко овладел искусством чтения и погрузился в изучение божественных книг. Этот эпизод из биографии Сергия Радонежского хорошо известен по картине художника М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», которая хранится в Третьяковской галерее (видео сюжет об истории создания этой картины смотрите в 7-м выпуске программы «Третьяковская галерея. История одного шедевра»

Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице-Сергиева монастыря, обители, в которую к Сергию Радонежскому стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. Сергий Радонежский воспитал множество учеников, которые основали десятки монастырей в разных уголках Руси, строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и страны.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.

Умер преподобный старец 25 сентября (8 октября)1392 года, а 30 лет спустя, 5 (18) июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. День кончины святого и день обретения его мощей – особо почитаются РПЦ как дни памяти святого.

Более подробные сведения о биографии Сергия Радонежского можно почерпнуть в следующих изданиях, интересных как взрослым, так и детям:

1. Житие и подвиги Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца/ Сост. иеромон. Никон (Рождественский), впоследствии архиеп. Вологодский и Тотемский. – Сергиев Посад: СТСЛ, 2004. – 336 с.

2. Преподобный Сергий Радонежский – великий подвижник земли Русской. – М., 2004. – 184 с.

3. Выступивший из границ времени…Преподобный Сергий Радонежский в избранных сочинениях и произведениях искусства XIV – начала XX века. – Москва: Лето, 2013. – 176 с.

4. Житие преподобного Сергия, радонежского чудотворца: 100 миниатюр из лицевого жития конца XVI века собрания Ризницы Троице-Сергиевой Лавры/Авт.-сост. Аксенова Г.В. – М., Культурно просветительный фонд им. нар. арт. С. Столярова, 1997. – 236 с.

5. Жизнь и житие Сергия Радонежского/Сост., посл. и коммент. В.В. Колесова. – М.: Сов. Россия, 1991. – 368 с.

6. Житие преподобного Сергия Радонежского/Авт.-сост. М.А.Письменный. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 160 с.

7. Борисов С.Н. Сергий Радонежский. – М.: Мол. Гвардия, 2003. – 298 с.

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был высокоуважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

Кроме Троице-Сергиевого за свою краткую биографию Радонежский основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 7-8 классах.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежского поможет вам лучше усвоить материал.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Родился 3 мая 1314 года в селении в окрестностях Ростова Великого. При рождении был назван Варфоломеем (имя Сергий он получил позже при пострижении в иноки).

Св. Сергий Радонежский. Картины Николая Рериха.

Варницы - родина Сергия Радонежского.






Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Родители Варфоломея - бояре Кирилл и Мария Иванчины - слыли людьми простыми, несмотря на свое богатство и знатный род. Очень часто в их доме останавливались странники и нищие. Тогда допоздна велись беседы о Боге, вере, о том, что интересного произошло в мире.


Св. прп. Кирилл и Мария. Роспись Вознесенского храма на Городке (Павлов-Посад)

Варфоломей был нежным, ласковым и стеснительным ребенком. Ему совсем не давалась грамота, и это обстоятельство служило причиной насмешек со стороны других детей. В таких случаях Варфоломей уходил в сторонку и не мог ничего возразить.

Вечерами в их семье было принято читать Священное Писание, делали это все по очереди, кроме Варфоломея. И вот однажды у них остановился на ночлег проходивший мимо селения монах. Вечером, как обычно, после ужина вся семья собралась в большой зале и принялась читать Евангелие от Иоанна. Прочитав немного, дети передавали Писание друг другу, пока очередь не дошла до Варфоломея. «А что же ты не читаешь?» - спросил монах ребенка. «Я не умею», - робко ответил мальчик. «Ты будешь читать. Возьми книгу в руки!» Монах подал смущенному Варфоломею книгу и положил свою руку на голову ребенка.


Отрок Варфоломей и монах. Нестеров М.В.

Из-за набегов татар и междоусобных войн отец Варфоломея вместе с семейством перебрался в село Радонежское в семидесяти верстах от Москвы. Произошло это в 1330 г. Родители и брат Варфоломея Степан стали монахами в Хотьковском монастыре .




Хотьковский женский монастырь

Самому же Варфоломею жизнь в монастыре казалась слишком суетной, поэтому он уговорил брата уйти вдвоем в глухую чащу и там создать себе обитель в 1337 г.

На месте будущей Троице-Сергиевой лавры они построили часовню и келью и стали жить в полном одиночестве. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха.
Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в «церквице» своей, молился, ничего не «вкушал», кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.
Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.

Жизнь в одиночестве его устраивала, он много читал и молился. Да Сергий и не чувствовал себя одиноким, лесной мир был полон жизни - там белочка прыгнула с ветки на ветку, там заяц вышел на охоту на мышку, а уже за ним пробежала лисица, сотни птиц щебетали с утра до позднего вечера на разные голоса. Сергий прикормил птичек и двух белочек, и они совсем перестали бояться человека, стали брать еду прямо с его рук.
Неподалеку от его кельи была целая плантация с лесной ягодой, юный инок собирал ягоду, засушивал ее на долгую холодную зиму. Однажды, услышав с противоположной стороны поляны шум, присмотревшись, Сергий увидел среди кустов дикого медведя.


Юность Преподобного Сергия. Нестеров М.В.

Ни человек, ни животное не спешили бросать свое занятие. Зверь изредка поднимался на задние лапы, как бы прислушиваясь, но не уходил.

На следующий день повторилось то же самое, а еще через день медведь, когда Сергий пошел домой, побрел следом за человеком, держась от него на небольшом расстоянии. И теперь, куда бы Сергий ни шел, он неотступно шагал за ним, как будто охраняя.

Около трех лет прожил Сергий один. Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки - уступил. И принял нескольких… И вскоре их стало двенадцать человек.

Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Кельи стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.
Территория монастыря была разделена на три части - жилую, общественную и оборонительную.

Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек».
Был первым и на службах.


Труды преподобного Сергия. Нестеров М.В.

Игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Сергия в монахи. После смерти Митрофана, игуменом монастыря братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.
- Желание игуменства,- говорил,- есть начало и корень властолюбия.
Но братия настаивала. Несколько раз «приступали» к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.
Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.
- Желаю,- сказал, - лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!
И он решил не прекословить - перенести дело на усмотрение церковной власти.

Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился к его заместителю, епископу Афанасию, в Переславль-Залесский.
Сергий возвратился, с ясным поручением от Церкви - воспитывать, вести пустынную свою семью. Он этим занялся. Но собственную жизнь, в игуменстве, не изменил нисколько: сам свечи скатывал, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу.
В 1344 г. тридцатилетний Сергий получил сан игумена.

В 1355 г. в монастыре был введён новый, общежитийный устав.
Он не переставая работал - носил воду из родника, колол дрова для всех монахов, пахал «как раб купленный». Сам при этом питался только хлебом и водой, а силу имел за двоих.
Когда совсем не было еды, Сергий, взяв топор, шел и работал в соседнем селе - кому-то построил сени, кому-то дом, часто оплатой за его труд был кусок хлеба.
Этим он показал пример терпимости и послушания. Своим монахам Сергий запрещал просить милостыню в соседних деревнях, считая, что лучше еду заработать, чем выпрашивать.
За водой приходилось ходить далеко, и путь обратный был в гору, это занимало много времени и сил. И тут Сергий заметил, что после дождя в одном месте вода долго не высыхает, он помолился, взял в руки кирку и ударил несколько раз в этом месте. Из земли забил источник со святой водой, который действует и по сегодняшний день.
Кстати, вода в этом источнике имеет совершенно разный вкус, в зависимости от того, когда ее набирать. Если вы набрали ее до восхода солнца, она сладковатая, после захода - с горчинкой, а днем она не похожа по вкусу ни на одну, ни на другую. И вкус не меняется, сколько бы вода ни стояла, не важно, где она стоит и в какой посуде.

В пятидесятых годах к нему пришел архимандрит Симон из Смоленской области, прослышав о его святой жизни. Симон - первый принес в монастырь и средства. Они позволили построить новую, более обширную церковь Св. Троицы.
С этих пор стало расти число послушников. Келии принялись ставить в некотором порядке. Деятельность Сергия ширилась. Сергий постригал не сразу. Наблюдал, изучал пристально душевное развитие прибывшего.
Несмотря на постройку новой церкви, на увеличение числа монахов, монастырь все строг и беден. Каждый существует собственными силами, нет общей трапезы, кладовых, амбаров. Было положено, что у себя в келии инок проводит время или за молитвой, или за размышлением о своих грехах, проверкой поведения, или за чтением св. книг, переписыванием их, иконописью - но никак не в разговорах.

Сергиева обитель продолжала быть беднейшей. Часто не хватало и необходимого: вина для совершения литургии, воска для свечей, масла лампадного… Литургию иногда откладывали. Вместо свечей - лучины. Нередко не было ни горсти муки, ни хлеба, ни соли, не говоря уже о приправах - масле и т. п.
В один из приступов нужды в обители нашлись недовольные. Поголодали два дня - зароптали.
- Вот, - сказал преподобному инок от лица всех, - мы смотрели на тебя и слушались, а теперь приходится умирать с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить в мир просить милостыни. Потерпим еще сутки, а завтра все уйдем отсюда и больше не возвратимся: мы не в силах выносить такую скудость, столь гнилые хлебы.

Сергий обратился к братии с увещанием. Но не успел он его кончить, как послышался стук в монастырские ворота; привратник увидел в окошечко, что привезли много хлеба. Он сам был очень голоден, но все же побежал к Сергию.
- Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот.

Сергий благословил, и в монастырские ворота въехало несколько повозок, нагруженных испеченным хлебом, рыбою и разной снедью. Сергий порадовался, сказал:
- Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу.

Приказал ударить в било, всем идти в церковь, отслужить благодарственный молебен. И лишь после молебна благословил сесть за трапезу. Хлебы оказались теплы, мягки, точно только что из печки.


Троице-Сергиева лавра. Лисснер Э.

Вскоре в обители поселился слепой монах, и Сергий стал лечить его водой из источника и молитвой. Монах прозрел!!! А слава о чудесном исцелении разнеслась далеко за пределы близлежащих деревень.
Отовсюду потянулись к Сергию нуждающиеся в помощи, и он стал заниматься исцелением людей от множества болезней. Однажды к нему привезли бездыханного мальчика, обезумевшие от горя родители просили вернуть им сына. Сергий смог помочь ребенку, который от высокой температуры впал в кому и уснул летаргическим сном.

Сергий шил себе рясу из простой ткани и ходил в ней, пока ткань не превращалась в лохмотья, подавая пример скромности. Другие монахи носили одежды намного богаче, чем у их игумена, и за это многие паломники не признавали Сергия за главного.

Епископ Константинопольский - грек - не верил, что в России могут быть такие святые люди. Он решил сам убедиться, так ли это.
Но епископ избрал путь обмана - чего святой Сергий не любил. Грек переодел своего сопровождающего в собственную одежду, решив тем самым проверить Сергия, который не только теперь лечил людей, но и мог читать мысли человеческие и предвидеть будущее.
Когда свита стала подъезжать к Сергиевской обители, глаза епископа неожиданно стали слезиться и страшно гореть, последние метры пути были страшно мучительными. Сергий сразу узнал о подмене и указал на это епископу. Возложением рук святой снял боль у приехавшего гостя, и тот смог открыть глаза.

Один богач забрал у бедняка свиную тушу. На уговоры Сергия вернуть тушу обратно он ответил отказом. А когда утром богач посмотрел на эту тушу, то увидел, что ее едят черви, хотя на улице стоял крепкий мороз и туша была вся обледеневшая.

Преподобный хотел более строгого порядка, приближавшего к первохристианской общине. Все равны и все бедны одинаково. Ни у кого ничего нет. Монастырь живет общиною.
Деятельность Сергия нововведение расширяло и усложняло. Нужно было строить новые здания - трапезную, хлебопекарню, кладовые, амбары, вести хозяйство и т. п. Прежде руководство его было только духовным - иноки шли к нему как духовнику, на исповедь, за поддержкой и наставлением.
Все способные к труду должны были трудиться. Частная собственность строго воспрещена.
Чтобы управлять усложнившейся общиной, Сергий избрал себе помощников и распределил между ними обязанности. Первым лицом после игумена считался келарь. Эта должность впервые учреждена в русских монастырях пр. Феодосией Печерским. Келарь заведовал казной, благочинием и хозяйством - не только внутри монастыря. Когда появились вотчины, он ведал и их жизнью. Правил и судебные дела.
Уже при Сергии, по-видимому, было собственное хлебопашество - вокруг монастыря являются пахотные поля, частью обрабатываются они монахами, частью наемными крестьянами, частью - желающими поработать на монастырь. Так что у келаря забот немало.
Одним из первых келарей Лавры был , позже игумен.


Преподобный Савва Сторожевский

В духовники назначали опытнейшего в духовной жизни. Он - исповедник братии. Савва Сторожевский , основатель монастыря под Звенигородом, был из первых духовников. Позже эту должность получил Епифаний, биограф Сергия.

За порядком в церкви наблюдал экклезиарх. Меньшие должности: параэкклезиарх - содержал в чистоте церковь, канонарх - вел «клиросное послушание» и хранил Богослужебные книги.
Так жили и трудились в монастыре Сергия, теперь уже прославленном, с проложенными к нему дорогами, где можно было и остановиться, и пробыть некоторое время - простым ли людям, или князю.

Согласно летописным источникам Троице-Сергиевой лавры в 1358 г. преподобный Сергий Радонежский на время покинул Троицкий монастырь и отправился в путь в поисках места для строительства новой обители. В он встретился с игуменом Стефаном и взял себе в спутники монаха Симона. После долгих странствий путники остановились у левого высокого берега реки Киржач.

Через некоторое время к новому месту пребывания Сергия пришли его ученики. Братией были построены кельи и деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Прожив в обители на Киржаче четыре года, Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь, оставив настоятелем своего ученика преподобного иеромонаха Романа, который занимался благоустройством Киржачского монастыря до самой смерти - до 1392 года.Роман Киржачский , причисленный Церковью к лику святых, считается первым игуменом монастыря.

Монастырь, изначально существовавший как мужской, находился в ведении Троице-Сергиевой лавры. В XVI веке на месте деревянной Благовещенской церкви был построен каменный храм, а также возведена трапезная церковь, освящённая в честь Сергия Радонежского.


Благовещенский собор в Киржаче

В 1656 году за алтарём Благовещенской церкви боярин Иван Андреевич Милославский над могилами своих родителей построил Спасскую церковь с колокольней. Впоследствии это место стало фамильной усыпальницей Милославских. Архивные документы свидетельствуют, что в средние века монастырь был окружён каменной оградой, за которой с северной стороны находилась часовня над колодцем, выкопанным Сергием Радонежским.
См. Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь.

Сергий постоянно мирил друг с другом русских князей, которые вели междоусобные войны.
18 августа 1380 года Димитрий Донской с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру.
Начался молебен. Во время службы прибывали вестники - война и в Лавру шла,- докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:
- Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.
После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.
- Иди, не бойся. Бог тебе поможет.
И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».
Есть величавое, с трагическим оттенком - в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей - в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик.
20-го Димитрий был уже в Коломне. 26-27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?
Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: «Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!»
8-е сентября 1380 года!

По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало.
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».

После этой победы Сергий Радонежский стал считаться покровителем русского воинства.

25 сентября 1392 года, на семьдесят восьмом году жизни, святой Сергий Радонежский отошел в мир иной.


Икона - обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

Рака с его нетленными мощами сейчас находится в Троице-Сергиевой лавре, основанной им самим. У мощей святого происходят чудеса исцеления.


Рака с мощами преп. Сергия Радонежского в Троицком соборе

Троицкий Собор

Рака с мощами преподобного Сергия

Получив в 1432 году в Орде ярлык на великое княжение, князь Василий II приехал на богомолье «к Троице», тем самым положив начало традиции «государевых богомолий». С тех пор все до единого российские венценосцы молились у раки преподобного Сергия о благополучии порученного им Богом Отечества.

Преподобный Сергий Радонежский дожил до глубокой старости. За полгода до смерти, предвидя скорую кончину, святой игумен поручил обитель управлению своего ученика Никона, а сам предался совершенному безмолвию. В сентябре 1392 года он тяжко заболел, призвал братию и заповедал им любить друг друга нелицемерно, хранить единомыслие, чистоту душевную и телесную, учиться смирению. Перед самой кончиной, 25 сентября, преподобный причастился и предал свою душу Господу. Тотчас же келья наполнилась благоуханьем, а лик богоносного старца просиял дивным светом.

Осиротевшие ученики погребли праведника в Троицкой церкви. Игуменом обители стал преподобный Никон Радонежский - «совершенный ученик совершенного учителя». При нем монастырь, сожженный в Едигеево нашествие, буквально возродился из пепла. 25 сентября 1412 года, в день памяти преподобного Сергия, был освящен деревянный Троицкий собор. Спустя десять лет, 5 июля 1422 года, при копании рвов под фундамент нового каменного собора были обретены святые мощи преподобного Сергия. Когда открыли гроб, вокруг распространилось благоухание и все увидели, что тление не коснулось не только тела, но и облачения преподобного. Святые мощи положили в раку и поставили в Троицком храме.

На месте погребения преподобного искусные зодчие выстроили прекрасный белокаменный Троицкий собор, для росписи которого из Спасо-Андроникова монастыря были вызваны Даниил Черный и Андрей Рублев. Рублев написал здесь свой знаменитый храмовый образ Святой Троицы - одну из самых почитаемых на Руси чудотворных икон.
После освящения нового Троицкого собора туда были перенесены святые мощи устроителя обители. Слава Троице-Сергиева монастыря привлекала могущественных паломников и благотворителей. Не прошло и полувека после кончины Сергия, а обитель уже стала главной святыней Московского княжества.
В 1737 году императрица Анна Иоанновна устроила над ракой великолепную серебряную сень на четырех столбах, на которую пошло более 25 пудов серебра.
У раки преподобного находились иконы его «моления», то есть келейные, - Богородицы Одигитрии и Николая Чудотворца. Здесь же хранились принадлежавшие ему священническая риза, епитрахиль, поручи, деревянный посох, аналав от схимы, ножик с влагалищем и ложка.


Сергий Радонежский. Фрагмент покрова Святых мощей. 1420-е гг.

Сергий Радонежский оказывает небесное покровительство людям рождённым 8 октября (нов. ст.). Младенцев мужского пола в этот можно называть Сергеями.
Сергия Радонежского просят о помощи в трудном учении, об избавлении от гордости.

Память

5/18 июля - память преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца,
8 октября - обретение честных мощей (1422 г.),
23 июня/6 июля в ,
- в Соборе Радонежских святых.


Церковь во имя Сергия Радонежского в Муроме


Храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле

Нижний Тагил, Урал, Храм Преподобного Сергия Радонежского

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому

Молитва первая

О священная главо, Преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приблживыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасити рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающая. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцам воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго Суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Молитва вторая

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не промолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О небеснаго гражданине Иерусалима, Преподобне отче Сергие! Воззри на нас милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горЕ, на Небеси; мы на земли, низУ, удалены от тебе, не толико местом, елико грехами своими и беззакониями; но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Свойственно есть тебе, отче наш, благоутробие и человеколюбие: на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих. Наставления твоя быша трость книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающая. Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси, и вся твоя святая жизнь бысть зерцало всякия добродетели. Аще толик был еси, святче Божий, на земли: колик ныне еси на Небеси! Ты днесь предстоиши Престолу Света Неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения; ты водворяешися вкупе со Ангелы, о единем грешнице кающемся радующимися. И человеколюбие Божие есть неистощимо, и твое к Нему дерзновение много: не престани о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением Креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, подражатель быв человеколюбия Божия, сотвори ны достойны чрез обращение от злых дел к благому житию. Вся Богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедает тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем вспомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуеши. Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет. Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси. Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог. Престояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь. Укрепи нас, малодушных, и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудросте: подвизающимся помози, разслабленныя возстави, споспеши иго Христово несть во благодушии и терпении, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Аминь.


Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец
Тихомиров В.А. Дерево, левкас, темпера, лак

СОБОР РАДОНЕЖСКИХ СВЯТЫХ

История установления Собора Радонежских святых восходит к сер. XVII в. Именно в то время были восстановлены первые списки учеников Преподобного Сергия Радонежского, был напечатан «Канон молебен Преподобным и богоносным отцом нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых.
Последующие события в установлении Собора Радонежских святых связаны с именем митрополита Московского Филарета. В 1843 г. наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний по благословению и под наблюдением митрополита Филарета устроил общежительное отделение Лавры – Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских. К летнему празднику обретения мощей Преподобного Сергия (18 июля по новому стилю) была составлена «Служба Преподобным отцом нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании». На протяжении XIV–XX вв. сложился Патерик Троице-Сергиевой Лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе сродники, ученики и собеседники Преподобного Сергия, святые иноки Троице-Сергиевой обители. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского – 19 июля.
19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых.

В состав Собора Радонежских святых, возглавляемого Преподобным Сергием, вошли его сродники, ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности к нач. XXI в. в Соборе вспоминаются более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе:
Прп. Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 1392; память 5 июля, 25 сентября).
Сродники Прп. Сергия :
Прпп. Кирилл и Мария, родители († 1337; память 18 января, 28 сентября);
Прп. Стефан, брат (XIV-XV вв.; память 14 июля);
Свт. Феодор, архиеп. Ростовский, племянник († 1394; память 28 ноября);
Ученики Прп. Сергия :
Прп. Авраамий Галичский, Чухломский († 1375; память 20 июля);
Прп. Сильвестр Обнорский († 1379; память 25 апреля);
Прпп. воины-схимонахи Александр Пересвет († 1380) и Андрей Ослябя (XIV в.) (память 7 сентября);
Прп. Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля);
Прп. Илия келарь († 1384, память 29 мая);
Прп. Михей († 1385, память 6 мая);
Прп. Исаакий Молчальник († 1388; память 30 мая);
Прп. Афанасий Железный Посох и Феодосий Череповецкие († ок. 1388; память 25 сентября, 26 ноября);
Прп. Василий Сухий († до 1392; память 1 января);
Прп. Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4 июня);
Прп. Симон, архимандрит, Смоленский († до 1392; память 10 мая);
Прп. Мефодий Пешношский († 1392; память 4 июня, 14 июня);
Прп. († 1392; память 29 июля);
Прп. Савва Стромынский († 1392; память 20 июля);
Прп. Игнатий († после 1392; память 20 декабря);
Прп. Макарий († после 1392; память 19 января);
Прп. Симон екклисиарх († после 1392; память 10 мая);
Прп. Андроник Московский († ок. 1395-1404; память 13 июня);
Прп. Варфоломей (XIV в.; память 11 июня);
Прп. Елисей диакон (XIV в.; память 14 июня);
Прп. Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября);
Прп. Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля);
Прп. Иоанникий (XIV в.; память 4 ноября);
Прп. Наум (XIV в.; память 1 декабря);
Прп. Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября);
Прп. Онисим вратарь (XIV в.; память 15 февраля);
Прп. Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV-XV вв.; 25 января);
Прп. Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV-XV вв.; память 27 мая);
Прпп. Афанасий Старший († после 1401) и Афанасий Младший († 1395), Высоцкие, Серпуховские (память 12 сентября);
Прп. Савва Сторожевский , Звенигородский († 1406; память 19 января, 3 декабря);
Прп. Савва Московский († ок. 1410; память 13 июня);
Прп. Никифор Боровский († до 1414; память 9 февраля);
Прп. Епифаний Премудрый († ок. 1418-1422; память 12 мая);
Прп. Сергий Нуромский, Обнорский († 1421; память 7 октября);
Прп. Никита Боровский († после 1421; память 1 мая);
Прп. , иконописец, Московский († 1426; память 4 июля);
Прп. Даниил Черный, иконописец, Московский († 1426; память 13 июня);
Прп. и всея России чудотворец († 1426, память 17 ноября);
Прп. Александр Московский († после 1427; память 13 июня);
Прп. Павел Комельский, Обнорский († 1429; память 10 января);
Прп. Иаков Железноборовский († 1442; память 11 апреля, 5 мая).
Собеседники Прп. Сергия :
Свт. , митр. Киевский и всея Руси († 1385; память 26 июня, 15 октября);
Блгв. вел. кн. († 1389; память 19 мая);
Прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские († 1392; память 15 июня);
Прп. († 1392; память 11 февраля, 3 июня);
Свт. Стефан, еп. Великопермский († 1396; память 26 апреля);
Свт. Михаил, еп. Смоленский († 1402; память 28 ноября);
Прп. († 1404; память 1 апреля, 4 июля);
Прп. († 1406; память 14 июля);
Прп. княгиня († 1407; память 6 июля);
Прпп. Феодор († 1409) и Павел († после 1409) Ростовские (память 22 октября);
Прп. Ферапонт Белозерский, Можайский, Лужецкий († 1426; память 27 мая, 27 декабря);
Прп. Кирилл Белозерский († 1427; память 9 июня).
Святые иноки Троице-Сергиевой обители :
Свт. Вассиан (Рыло), архиеп. Ростовский († 1481; память 23 марта);
Прп. Мартиниан Белозерский († 1483; память 12 января, 7 октября);
Свт. Серапион, архиеп. Новгородский († 1516; память 16 марта);
Прп. Арсений Комельский († 1550; память 24 августа);
Свт. Иоасаф (Скрипицын), митр. Московский и всея Руси († 1555; память 27 июля);
Прп. Максим Грек († 1556; память 21 января, 21 июня);
Сщмч. Иоасаф Боровский († 1610; память 12 января);
Прп. Иринарх пономарь († 1621; память 12 января, 28 ноября);
Прп. Дорофей книгохранитель († 1622; память 5 июня);
Прп. Дионисий Радонежский († 1633; память 12 мая);
Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский († 1754; память 4 сентября, 10 декабря);
Прп. Антоний (Медведев), архим. († 1877; память 12 мая, 3 октября);
Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский († 1879; память 31 марта, 23 сентября);
Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, иером. († 1906; память 17 февраля)


Copyright © 2015 Любовь безусловная

В центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Сначала он отставал в обучении грамоте, но потом, благодаря терпению и труду, ознакомился со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа. Сначала братья построили келию (жилище для монашествующего), а потом небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство , угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.

С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.

Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями, многие селились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Троицкий монастырь был сначала "особножитным": подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства.

Сергий Радонежский выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

18 июля отмечается памятный день известного, почитаемого святого и чудотворца преподобного Сергия Радонежского. Он основатель монастырей, основоположник русского старчества, собиратель русского народа, помощник в объединении Руси при правлении Дмитрия Донского.
Дата рождения святого до сих пор точно не известна. Различные исследователи и историки интерпретируют датировки по-разному. В основном все сходятся либо к маю 1314 года или же к маю 1322. Интересным фактом является то, что при рождении святой получил имя Варфоломей, уже потом при принятии монашеского пострига он получил имя Сергий. Родился Сергий в семье знатных бояр Марии и Кирилла, в селе Варницы, под городом Ростов. У него было 2 брата - Стефан и Петр. Когда ему исполнилось семь лет, его отправили в школу изучать грамоту. В школу он пошел вместе со своими братьями. Учеба давалась сложно. Родители были недовольны, друзья насмехались. Сергий не сдавался, он слезно просил у Господа бога помощи. Согласно житию святого, однажды, удрученный своими неудачами, он встретил старца и поведал ему о своих проблемах и переживаниях, поведал ему о том, что хочет учиться и одолеть грамоту. Старик прочитал молитву и велел съесть кусочек священного хлеба - просфору. Мальчик же пригласил Старца домой, где его очень хорошо приняли. После этой встречи случилось чудо. Мальчик начал читать, и чтение давалось ему очень хорошо и легко. С этого момента жизнь его круто изменилась. С большим усердием и интересом, он стал читать молитвы, ходить на все Богослужения и приобщаться к церкви. Сергий начал следовать очень строгому посту. Он воздерживался от пищи в среду и пятницу, другие дни он употреблял воду и хлеб.
В 1328 году семья Сергия переехала жить в город Радонеж. Со смертью родителей Сергий с братом Стефаном решили основать небольшую келью. Спустя несколько лет, она стала настоящей обителью. Чуть позже была построена церковь Святой Троицы. Осенью 1337 он принял монашество и получил новое имя - Сергий. Обитель постепенно разрасталась, и церковь превратилась в монастырь. 1354 год - год принятия Сергием игуменства. Святой Сергий Радонежский был в хороших отношениях с московским митрополитом Алексием. Однажды Алексий заговорил о предложении Сергию принять Русскую митрополию после его смерти, но оставаясь преданным своему монастырю, он отказался.
Втечение жизенного пути, преподобный Сергий творил чудо. Он исцелял больных, поучал советами, примирял враждующих. Велика его роль в объединении земли Русской и в великой победе на Куликовском поле. За свою жизнь, кроме того, что, он основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру, им были основаны такие монастыри как: Свято-Благовещенский Киржачский, Ростовский Борисоглебский, Высоцкий, Богоявленский Старо-Голутвин и другие.
На склоне лет, он передал игуменство, в случае его смерти своему верному ученику Никону. Скончался он в 1392 году осенью, в своем монастыре. До сих пор преподобный Сергий Радонежский почитаем, и является одним из величайших святых в наше время. До сих пор люди молятся ему, просят о помощи, а в ответ он продолжает творить чудо.