Курсы. "Курс ткацкого мастерства: от новичка до Профи" (Учимся на ткацких станках с бердышком Ashford). Мастер-классы по ручному ткачеству Курсы по ткачеству

Дорогие друзья и будущие коллеги!

Приглашаем Вас на курсы ткацкого мастерства на станке с бердышком "Ткачество на ткацких станках Ashford: от Новичка до Профи".

Прежде всего вы научитесь:

  • виртуозно владеть ткацким станком с бердышком!
  • освоите разные способы заправки станка - в том числе "быстрые приемы" и массу фишек!
  • на практике отработаете основы ткачества балансового полотна, формирование ровного края, смену уточной нити;
  • отточите технологию создания простого полотна, ажура, геометрических орнаментов, научитесь играть с фактурным полотном;
  • узнаете классические русские приемы ткачества и популярные европейские техники;
  • познакомитесь с самыми "рабочими" базовыми техниками ручного ткачества, так чтобы суметь эксперементировать с ними как настоящий текстильный дизайнер.
  • попробуете на практике создавать самые модные узоры, которые до сих пор применяются в тканях и нарядах Chanel - гусиная лапка и завиток;
  • отработаете имитацию многоремизного ткачества;
  • поймете принцип создания уникальных авторских тканей;
  • окунетесь в большую тему "Цветоведение в классическом ткачестве";
  • научитесь создавать цветовые акценты в тканом полотне;
  • узнаете принципы создания стильных и фактурных тканей и почувствуете себя Текстильным дизайнером;
  • прикоснетесь к таким интересным техникам, как бранное ткачество, ковровое ткачество, гобеленовое ткачество...

Как видите, программа очень обширна и на каждом курсе мы делаем упор именно на интересы студентов. Поэтому спонтанно можем добавить какую-то тему в курс, если она будет интересная большинству учащихся и детально ее проработать. Все зависит от вас - от вашего желания трудиться и любознательности. Мы открыты для любого креативного развития событий)))))

Учиться будем на компактных настольных станках с бердышком фабрики Ashford: классических станках с бердышком и на складных ткацких станках . Эти станки очень просты в работе и позволяют быстро создавать тканые вещи для дома, одежды, подарков близким.

Занятия проходят в маленьких группах , у каждой участницы будет свой персональный станок и необходимый набор инструментов и расходных материалов.

Важно! Каждому студенту на время обучения будет предоставлен индивидуальный станок, полный набор расходных материалов и необходимых в работе инструментов.


  1. Зарегистрируйся на курс и внеси предоплату (см ниже). Помни: предоплата возвращается только в случае отмены/переноса мероприятия по инициативе организатора.
  2. За день до старта курсов проверь электронную почту, которую указала при регистрации - там найдешь "письмо-напоминалочку" с адресом и подробной схемой проезда.
  3. В день старта курса приходи в назначенный час и наслаждайся творчеством в компании единомышленников! Важно: не забудь паспорт (у нас пропускной режим).
Ручное ткачество на станке.

Ткачество на станке

Мастер-классы "Ручное ткачество на станке"

Ручное ткачество на станке.

Ткачество на станке – это старинный вид традиционного женского ремесла. Раньше это ремесло было жизненно необходимым в крестьянской жизни, и им владела практически каждая женщина. В современном мире такой необходимости нет, но это ремесло привлекает к себе внимание все большего количества людей. Умение ткать на станке позволяет сделать уникальные изделия. Традиционно – это всевозможные половички-дорожки, салфетки, полотенца, занавески, скатерти, кушаки. Используя эти изделия в разных назначениях, можно придать современному интерьеру необычный вид, теплую и уютную атмосферу. Кроме того, все эти изделия являются экологически чистыми.
Большим преимуществом ткачества является возможность использования практически любого материала. Это может быть как старая (бывшая в употреблении) ткань, так и новая, любые нитки. В последнее время пользуются большой популярностью коврики из различных трав и растений.

1. Базовый курс.
Основы ткачества. Расчёт нитей основы и утка. Снование основы, заправка ткацкого станка.Несколько видов узорного ткачества с ориентацией на половики. Основа – нити х/б, уток из нитей (х/б, шерсть, акрил) или полос ткани определённой ширины.

2. Мастер-класс «Ткачество половиков в технике «Пряник»».
Расчёт нитей основы и утка. Особенности снования основы и заправки станка.
Создание геометрических фигур в тканом полотне.
Основа – нити х/б, уток из нитей (х/б, шерсть, акрил) или полос ткани определённой ширины.

3. Мастер-класс «Ткачество в технике «Кисея» («кисея витая», «кисея крученая»)».
Особенности заправки станка. Ручной перевив. Применение в работе дополнительной доски-бральницы.
Уток и основа – нити х/б, лён, шерсть, акрил.

4. Мастер-класс «Ткачество в технике «Брань», «Бранина»».
Расчёт нитей основы и утка. Особенности снования основы и заправки станка. Расчет рисунка. Применение в работе иглы-бральницы, дополнительной доски-бральницы.
Уток и основа – нити х/б, лён, мулине, шерсть, акрил.

5. Мастер-класс «Узорное (многоремизное) ткачество на 4-х нитченках».
Расчёт нитей основы и утка согласно рисунку. Особенности снования основы и заправки станка. Технологические приёмы «Рядно», «Ёлочка».
По окончании каждого мастер-класса учащийся получает сертификат. Все необходимые материалы предоставляются на занятии.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО

Педагогический колледж №16

Департамента образования города Москвы

С.А. Завальская

«_____» __________ 20 ___ г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Ручное ткачество»

Курс: «Гладкое ткачество»

(72часа)

Москва 2013

Обсуждена и одобрена

на заседании

Методического совета

ГБОУ СПО ПК №16

Протокол № __________

от «_____» ___________ 20___ г.

Калугина Юлия Николаевна

К.п.н.,

Преподаватель профессиональных дисциплин по специальности 050139 – Изобразительное искусство и черчение

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Фамилия, имя, отчество,

ученая степень, ученое звание,

занимаемая должность

Примечание: для курсов профессиональной переподготовки (свыше 500 часов) необходимо внутреннее и внешнее рецензирование

«Гладкое ткачество».

Организационно-методический раздел

Актуальность темы

Ручное ткачество – древнейший способ обработки волокнистых материалов и один из самых интересных видов декоративно-прикладного искусства, который вдохновляет не только умелых мастеров, профессиональных художников и дизайнеров на создание уникальных художественных произведений, но не оставляет равнодушными обычных зрителей. Изделия, выполненные в технике ручного ткачества - красивы, оригинальны, востребованы и как объекты современного искусства, сувенирная продукция, и как утилитарные изделия: предметы быта, одежды или детали оформления интерьера. Технологии ручного ткачества доступны для освоения, позволяют выполнять неповторимые тканые полотна даже людям, не имеющим специальной художественной подготовки. Освоив необходимые технические приемы, даже ребенок сумеет выполнять не сложные, но самобытные декоративные работы в различных техниках ручного ткачества. Занятия ткачеством позволяют овладеть основами художественного ремесла, приобрести новые технические умения, воспитывают усидчивость и аккуратность, развивают эстетический вкус, позволяют и самовыражаться в материале, и работать по образцу, прививают интерес к художественному творчеству, формируют изобразительные навыки.

Курс: «Гладкое ткачество» предполагает изучение основ декоративного оформления тканых изделий и технологии ручного ткачества, позволяет освоить технические приемы, необходимые для самостоятельного творчества и достаточные для обучения детей художественной обработке материалов в рамках дополнительного образования.

Категория слушателей курса: «Гладкое ткачество» - воспитатели дошкольных образовательных учреждений, учителя общеобразовательных школ, педагоги дополнительного образования, педагогический состав образовательных учреждений среднего профессионального образования, мастера производственного обучения и взрослое население.

Цель курса

Приобретение дополнительных теоретических знаний в области художественного оформления тканых изделий и практических навыков, направленных на освоение технологий ручного ткачества, для осуществления педагогической деятельности в рамках дополнительного художественного образования детей и для самостоятельного творчества в области декоративно-прикладного искусства.

Учебные задачи курса:

  • изучить специфику художественного оформления, орнаментации, дизайна и цветовых сочетаний в декоративных изделиях, характерных для гладкого ткачества;
  • познакомить с художественными особенностями и творческими возможностями технологии гладкого ткачества;
  • сформировать систему практических навыков и умений, необходимых для выполнения работ в технике ручного ткачества;
  • научить применять полученные знания для творческой работы с конкретным материалом, соблюдая требования технологии;
  • ознакомить с методикой обучения детей ручному ткачеству в рамках дополнительного художественного образования.

Место курса в конкретной лицензированной дополнительной профессиональной образовательной программе

Данный учебный курс является составной частью дополнительной подготовки в области изобразительного искусства и методики его преподавания, вместе с курсами по технологии ручного росписи ткани входит в раздел художественной обработки текстильных материалов. Изучение ручного ткачества не требует предварительного освоения других модулей, разделов, дисциплин основной лицензированной дополнительной профессиональной образовательной программы.

Методы преподавания курса

В процессе преподавания данного курса могут применяться обьяснительно-иллюстративные методы для изложения материала по основам теории декоративного оформления тканых изделий и технологии выполнения художественно-творческих работ. При этом объяснение должно сопровождаться обязательным показом декоративных изделий, инструментов, оборудования, репродукций, методических плакатов, эскизов. При необходимости в качестве наглядных материалов также можно использовать видеофильмы и компьютерные презентации.

На начальной стадии освоения практических умений и навыков ткачества необходимо применять репродуктивные методы, связанные с прямым повтором действий преподавателя и копированием образцов. При этом возможно проведение мастер-классов. По мере овладения мастерством можно предоставить большую самостоятельность слушателям, предложив осваивать технические приемы с помощью технологических карт и схем.

В процессе выполнения творческих заданий могут применяться проблемные и частично-поисковые методы, связанные с поисками содержательного, изобразительного материала, связанных с работой над проектированием декоративных изделий.

Эвристические и исследовательские методы могут использоваться при выполнении заданий по методике дополнительного образования детей и при подготовке к итоговой аттестации.

Учебные занятия по ручному ткачеству включают в себя освоение теоретических материалов и выполнение практических заданий . Кроме того, предусматривается выполнение некоторых заданий в процессе самостоятельной работы. Контроль за освоением программы ведется путем проверки результатов выполнения практических заданий на занятиях и самостоятельных работ.

Реализация программы данных курсов предполагает наличие мастерской по художественной обработке материалов.

Оборудование мастерской: парты, стулья, шкафы для хранения методических материалов, инструментов и оборудования.

Технические средства обучения: теле- и видеоаппаратура, компьютер.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: ремизные рамы: 40:60, 50:70 и т.п., ткацкие рамы с бердом (20:40, 30:60, 50:90), челноки, основа(лен, хлопок), пряжа, деревянные расчески, ножницы..

Требования к уровню освоения курса

В результате изучения курса слушатели должны уметь:

выполнять различные виды декоративных работ: орнаменты, декоративные композиции, декоративные изделия в техниках ручного ткачества;

выполнять основные технологические операции по художественной обработке материалов;

воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных свойств;

применять основные технологии ручного ткачества;

определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения детей ручному ткачеству в рамках дополнительного художественного образования;

планировать занятия по ручному ткачеству;

знать:

техники и технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в различных технологиях и материалах ручного ткачества;

специфику художественного оформления теканых изделий;

оборудование и технологии художественной обработки материалов;

методику преподавания различных технологий ручного ткачества детям в рамках дополнительного художественного образования.

В процессе освоения данного курса слушатель приобретает (развивает) следующие компетенции :

1. ПК 3.4. Выполнять работы по декоративно-прикладному, оформительскому искусству, дизайну и народным ремеслам в различных материалах, художественно-творческие композиции.

2. ПК 4.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общеобразовательном учреждении.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Для закрепления полученных знаний предусматривается проведение практических занятий, контрольных опросов, тестирования и т.д.

Раздел 1.Гладкое ткачество.

Тема 1.1. Диагностика уровня профессиональных компетенций слушателей по теме: «Ткачество».

Определение базового уровня знаний слушателей курса по теме: «Ткачество» путем тестирования.

(Тестовые задания для стартовой и итоговой диагностики уровня профессиональных компетенций слушателей в приложении к программе.)

Тема 1.2. Введение в изучаемый курс: «Гладкое ткачество».

Цель, задачи и содержание изучаемого курса. Основные требования к выполнению учебных заданий, практических аудиторных и самостоятельных работ.

Возникновение, развитие и современное состояние техники гладкого ткачества. Художественные и технические особенности технологии гладкого ткачества с одноцветным перебором. Ассортимент утилитарных изделий, сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений, выполненных в технике гладкого ткачества.

Возможности обучения детей технологии гладкого ткачества в рамках дополнительного художественного образования.

Тема 1.3. Материалы, оборудование и инструменты для гладкого ткачества.

Художественные и технологические характеристики пряжи, различного состава и фактуры, применяемой в технике гладкого ткачества. Разновидности нитей основы, их назначение, состав и техническая характеристика. Советы по хранению нитей и пряжи.

Виды ткацких рам и станков, их назначение, характеристика с точки зрения домашнего творчества и доступности для обучения детей. Советы по изготовлению ремизной рамы.

Инструменты и приспособления для гладкого ткачества: челноки, деревянные расчески, ножницы, гобеленовые иглы и др., их описание, способы подготовки к работе, правила применения.

Инструктаж по технике безопасности выполнения практических работ в технике гладкого ткачества в мастерской художественной обработки материалов.

Тема 1.4. Подготовка к ткачеству

Классификация ткацких станков. Краткая история их развития от ручного ткачества до механического. Устройство ручного горизонтального полумеханического станка. Механизм и детали, связанные с пуском ткацкого станка в работу, осуществляющие движение основы и подачу утка на примере крестьянского стана. Изучение названий и назначение его основных деталей и механизмов таких как: сволок, притужальник, ниченки, ремизки, бердо, набилки, челнок, подножки, поднебник и т.д.

Устройство ткацкой рамы с бердом, название и назначение ее частей. Последовательность подготовки рамы к работе. Устройство ткацких рам с ремизками, их разновидности. Различные способы подготовки их к работе.

Способы натягивания основы, их преимущества и недостатки для различных видов декоративных работ.

Подготовка к выполнению работ в технике гладкого ткачества, организация рабочего места. Технология подготовки ремизной рамы к работе: сновка основы, прокладывание полоски картона и проборной планки, привязывание ремизок, выполнение уравнительной плетенки.

Тема 1.5. Технология ткачества гладкого полотна.

Понятие о строении тканого полотна. Переплетение нитей основы с нитями утка в различных ткацких переплетениях. Виды переплетений в гладком ткачестве: полотняное, саржевое, атласное, рогожка. Репсовое переплетение и его значение для гладкого ткачества.

Последовательность выполнения технических операций по изготовлению тканого полотна с одноцветным перебором. Навивание утка на челнок, закрепление конца уточной нити. Прокидка уточных рядов путем поднятия четных или нечетных нитей основы с помощью берда, ремизок или разделительной палки. Правила прокладки и прибивки уточной нити. Приемы формирования боковых кромок. Завершение работы, снятие изделий со станка, закрепление нитей основы.

Пороки тканого полотна, возникающие в процессе ткачества, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, пропуск основы, узлы и петли на полотне, петли и узлы по краям, видны нити основы, слабое рыхлое полотно и т.д.

Техника выполнения цветных полос в гладком ткачестве с одноцветным перебором.

Приемы ткачества двумя челноками. Последовательность выполнения узора «столбики» с помощью двух челноков на ткацкой раме. Правила чередования челноков и переплетения цветных нитей для образования правильной кромки. Выполнение узоров «змейки», «узелки» с помощью фактурно-скрученной нити.

Тема 1.6. Техника и приемы ткачества саржевого полотна.

Особенности саржевого плетения и сфера его применения в гладком ткачестве. Чередование нитей основы с помощью проборной планки в саржевом переплетении.

Приемы ткачества двумя челноками с использованием саржевого переплетения. Последовательность выполнения узора «диагональные столбики» с помощью двух челноков на ткацкой раме. Правила чередования челноков и переплетения цветных нитей для образования правильной кромки.

Приемы создания рельефной поверхности полотна с помощью беспорядочных широких петель в саржевом переплетении.

Тема 1.7. Техника и приемы бранного ткачества.

Роль и место бранного ткачества в русском народном костюме. Примеры орнаментов русского бранного ткачества.

Применение технических рисунков, и орнаментальных схем для выполнения практических работ в технике бранного ткачества.

Приемы ткачества двумя челноками в бранном ткачестве. Последовательность выполнения двухцветных узоров с помощью двух челноков на ткацкой раме. Чередование нитей основы с помощью проборной планки или дощечки-бральницы в бранном ткачестве.

Тема 1.8. Основы проектирования художественных изделий в технике гладкого ткачества.

Примеры простых орнаментов, включающих полосы, столбики, клетки, характерных для ручного гладкого ткачества с одноцветным перебором у разных народов. Правила построения технического рисунка для ткачества по канве с учетом плотности полотна.

Требования к эскизу и шаблону. Технология ткачества по техническому рисунку, эскизу, шаблону.

Ассортиментный ряд текстильных изделий, в которых используются тканые полотна, выполненные в технике гладкого ткачества. Особенности их внешнего вида, цветовой гаммы и декоративного оформления.

Алгоритм работы над созданием модели текстильного изделия от набросков до дизайн-проекта и разработки технологической карты.

Тема 1.9. Техника и приемы изготовления элементов отделки тканых изделий.

Роль накладных элементов в декоративной отделке тканых полотен, выполненных в технике гладкого ткачества с одноцветным перебором.

Многообразие элементов отделки, выполненных из текстильных материалов, в том числе и из нитей и пряжи: кисти, помпоны, шнуры, цепочки. Их художественные характеристики. Материалы и инструменты для изготовления элементов отделки. Техника и приемы их выполнения.

Технические приемы вышивки тканого полотна гобеленовыми иглами и пряжей. Примеры применения для отделки тканого полотна аппликации, пришивания бусин и фурнитуры в изделиях ручного ткачества.

Тема 1.10. Технология выполнения гобелена в технике гладкого ткачества с одноцветным перебором.

Требования к эскизу гобелена. Особенности тематики его изображения, цветового и фактурного решения в технике гладкого ткачества с одноцветным перебором с использованием накладных элементов отделки. Выбор в эскизе вариантов оформления гобеленов: в раме, на подвеске, с бахромой.

Роль шаблона в ткачестве гобелена. Требования к его изготовлению. Расчет размера шаблона, технология его использования в процессе ткачества.

Подготовка рамы к работе. Подбор пряжи, подготовка челноков. Прикрепление шаблона. Ткачество полотна. Снятие полотна с рамы, завязывание концов основы. Изготовление элементов отделки гобелена и пришивание их к полотну согласно намеченному рисунку.

Техническое приемы оформления гобеленов.

Тема 1.11. Техника и приемы ткачества на картоне.

Примеры изделий: сувениров, игрушек, салфеток, элементов одежды вазочек и т.д., которые можно выполнить путем ткачества на картоне. Особенности внешнего вида, варианты отделки и технологические карты для их изготовления.

Материалы и инструменты для ткачества на картоне. Специфика натягивания основы на прямоугольную, круглую и цилиндрическую форму.

Технология ткачества на прямоугольной и цилиндрической форме. Приемы лучевого ткачества.

Тема 1.12.Технология ткачества фенечек.

Примеры ткачества фенечек, ремешков, шнуров, поясов и различных тканых полос на различных ручных приспособлениях: берде, бердечке и т.п.Инструменты и оборудование для ткачества подобных изделий.

Техника и приемы ткачества и плетения при изготовлении фенечек различными способами: с применением ремизок, приспособлений для плетения или просто ручным перебором. Правила использования орнаментальных схем и технических рисунков для выполнения рисунков в процессе плетения фенечек.

Тема 1.13. Методика обучения технике гладкого ткачества в системе дополнительного образования детей.

Планирование занятий по освоению технологии гладкого ткачества для детей разных возрастных групп. Рекомендации по выбору материалов, инструментов и оборудования для занятий гладким ткачеством, отвечающим технике безопасности, соответствующим санитарным требованиям и возрасту детей. Методика организации и проведения занятий по изучению технологии гладкого ткачества в разных возрастных группах детей: методы и приемы преподавания, требования к наглядно-методическим материалам, примеры упражнений и творческих заданий. Формы контроля уровня освоения детьми программы дополнительного образования