Как происходит единение с богом через вторую. Изабель де АндиаUnio Mystica. Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту. А. Книга исход в Септуагинте

нужно будет прислушаться к собственному телу и последовать его совету.

ОБРЕТЕНИЕ КОНТРОЛЯ НАД CВОИМИ ЭМОЦИЯМИ

Поcлe того как вы начнете лучше заботиться о своем теле, следующим
вашим шагом на пути к единению с Богом благодаря встрече с создателем внутри
себя должно стать умение управлять своими эмоциями. Эмоции - это просто
энергия в движении.
Вы можете взять эту энергию и "продвинуть" (повысить ее вибрации) или
"задвинуть"* (понизить ее уровень).
Когда вы понижаете эту энергию -то есть переводите ее на самый низкий
уровень, - вы производите отрицательную эмоцию. Когда вы продвигаете энергию
- то есть переводите ее на самый высокий уровень, - вы производите
положительную эмоцию.
Один из способов продвинуть, иди поднять, свою энергию - это выполнение
физических упражнений, вызывающих приятное возбуждение. Вы в буквальном
смысле усиливаете вибрации энергии Ки, что превращает ее в выражаемую вами
положительную эмоцию.
Другим способом поднять энергию Жизни, которая всегда присутствует в
вашем теле, является медитация.
* Англ. pro motion и de motion.
Очень мощное воздействие оказывает сочетание физических упражнений с
медитацией. Когда это сочетание становится частью вашей духовной дисциплины,
вы создаете возможности для невероятного роста.
Использование этого сочетания напоминает вам, что вы можете
контролировать как свое тело, так и свои эмоции, - а следовательно,
испытывать то, что вы выберете. Для многих - по существу, для большинства -
это потрясающее воспоминание.
Эмоции - это переживания, которые вы выбираете, а не те, которым вы
подвергаетесь. Это мало кто понимает.
Внешние обстоятельства вашей физической жизни не должны иметь ничего
общего с внутренними переживаниями вашей духовной жизни. Чтобы не испытывать
страданий, совершенно не обязательно не испытывать боли.
Для того, чтобы на душе был покой, совершенно не обязательно отсутствие
стрессов в вашей жизни.
На самом деле истинные Мастера испытывают покой перед лицом срывов и
конфликтов, а не потому, что они находят способы их избежать.
Внутренний покой -это то, к чему стремятся все существа, потому что это
сущность того, что все они собой представляют. И вы должны будете стремиться
испытать. Кто Вы Есть в Действительности.
Этого внутреннего покоя перед лицом любых внешних условий или
обстоятельств вы можете достичь, просто поняв, что вы - это не ваше тело и
что ничто из того, что вы видите, не является реальным.
Вспомните, что вы живете среди Десяти Иллюзий. И поймите истину об этих
Иллюзиях - вы сами создаете их, а также вытекающие из них мелкие иллюзии,
так что вы сами можете решать и заявлять, становиться и осуществлять,
выражать и испытывать. Кто Вы Есть в Действительности.
Я уже много раз вам говорил и говорю вновь:
Все в Жизни есть дар, и все ее совершенство - это совершенный
инструмент, предназначенный для того, чтобы создавать совершенные
возможности для совершенного выражения совершенного себя в вас, в виде нас и
через вас.
Когда вы это поймете, вы будете всегда высоко ценить происходящее. То
есть вы будете расти. Рост - следствие высокой оценки. Когда что-то ценят,
оно становится больше, чем было.
Но вы будете способны не только выбирать, а следовательно,
контролировать свои эмоции перед лицом любых обстоятельств, вы также сможете
делать это до того, как встретитесь с обстоятельствами.
То есть вы сможете заранее решать, как привести свою энергию в движение
- т. е. какой будет ваша эмоция - в ответ на любую предвиденную ситуацию в
своей жизни.
Достигнув этого уровня мастерства, вы сможете также делать надлежащий
выбор в ответ на любую непредвиденную ситуацию в своей жизни.
Таким образом, вы будете решать, Кто Вы Есть, в согласии с внешними
иллюзиями своей жизни, вместо того чтобы делать это, вступая с ними в
конфликт.
В данной трилогии, которая включает также "Беседы с Богом" и "Дружбу с
Богом", а также во многих других источниках, появлявшихся в самое разное
время, Я подробно
объяснял, как этого достичь. Это просто напоминание о том, что и как.
Когда вы вспомните, как заботиться о своем теле и как контролировать
свои эмоции, вы готовы к тому, чтобы сделать следующий шаг к встрече с
Создателем внутри себя.

КУЛЬТИВИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ

Теперь вы подготовили путь, и все, что вам осталось сделать, это
обрести готовность к встрече с Создателем внутри себя, к переживанию
единения с Богом.
Это может быть встреча, которую вы ощутите физически или ментально -
или же оба варианта. Может случиться, что вы будете рыдать от радости,
дрожать от возбуждения, трястись в экстазе. Или же в один прекрасный день
вас просто охватит спокойное осознание, что теперь вы знаете
Вы знаете об Иллюзии и о Реальности.
Вы знаете о своем Я и о Боге.
Вы понимаете Единство и индивидуацию Единства.
Вы все это понимаете.
Это ощущение знания может остаться с вами, а может прийти и уйти Не
следует предаваться восторгу, если оно останется, и не следует приходить в
уныние, если оно пройдет. Просто отметьте это и потом выбирайте, что вы
хотите испытать дальше.
Известно, что даже Мастера временами выбирают не испытывать своего
мастерства - иногда ради радости вновь пробудиться к нему, иногда для того,
чтобы пробудить других. Вот почему с Мастерами иногда происходят вещи,
которые, по вашему суждению, не должны были бы или не могли бы происходить,
если бы они были "настоящими Мастерами".
Поэтому не судите, и да не судимы будете. Ведь вы можете встретить
своего Мастера именно в этот день - в лице дамы с покупками на улице или
уличного грабителя в парке, а не только в виде гуру на вершине горы. На
самом деле последнее случается крайне редко. Мастера, который появляется как
Мастер, редко признают, обычно ему дают отпор. Но Мастер, который ходит
между вами, появившись как один из вас, часто оказывается Мастером, влияние
которого будет наибольшим.
Так что всегда будьте готовы, ведь вы не знаете, в какой день и час
может прийти ваш Мастер. Может случиться, что его поведение покажется вам
недопустимым, он не будет подчиняться никаким священным законам и обычаям
вашего общества, и его станут преследовать.
Но впоследствии вы будете пытаться вспомнить каждое сказанное им слово.
Стоит вам достичь мастерства или хотя бы время от времени подниматься
на этот уровень, ваше общество тоже может начать вас судить, осуждать и
преследовать. Другие станут бояться вас, их будет беспокоить, что вы знаете
что-то такое, чего не знают они, или что вы подвергаете сомнению что-то,
что, как они думают, они знают. А именно страх превращает наблюдение в
осуждение, а осуждение в гнев.
Это то, что Я вам уже говорил. Гнев есть проявленный страх.
Гнев других людей будет частью их Иллюзии относительно того, кто они
есть и кто вы есть. Поэтому Мастер в вас простит их, понимая, что они не
ведают, что творят.
Вот ключ к выражению и испытанию Божественного в вас: ПРОЩЕНИЕ.
Вы не увидите Божественного в себе, пока не простите другим того, что,
по вашему убеждению, таковым не является. И вы не сможете заметить
Божественного в другом, до тех пор - и не раньше - пока не сделаете это.
Прощение расширяет восприятие.
Когда вы простите себе то, чем вы и другие не являетесь, вы обнаружите,
чем вы и другие действительно являетесь. В этот момент вы поймете, что само
прощение не является необходимым. Поскольку - кто кого прощает? И за что?
Мы Все Одно.
В этом великий покой и великое утешение. Свой покой я передаю вам. Мир
с вами.
Прощение - просто еще одно слово для обозначения покоя на языке души.
Это то, что вы начинаете понимать до самой глубины, когда пробуждаетесь
от сна своей воображаемой реальности.
Пробуждение может последовать в любой момент, и произойти это может с
любым человеком. Поэтому относитесь с уважением к любому времени и к любому
человеку, ведь момент вашего освобождения, быть может, уже рядом. Это будет
момент вашего освобождения от Иллюзий, момент, когда вы сможете быть с ними,
но не внутри них.
Подобный момент в вашей жизни будет не один. По существу, ваша жизнь
создана для того, чтобы приносить вам именно такие моменты.
Это моменты вашей благодати, когда чистота и мудрость, любовь и
понимание, руководство и проникновение в сущность приходят к вам и через
вас.
Эти моменты благодати навсегда изменяют вашу жизнь, а часто и жизни
других людей.
Именно такой момент благодати привел вас к этой книге. Именно поэтому
вы смогли получить и глубоко понять это сообщение.
Некоторым образом это - встреча с Создателем.
Она произошла благодаря вашей готовности, вашей открытости, вашей
способности прощать и вашей любви. Вы любите себя, вы любите других и вы
любите Жизнь.
И -да - вы любите Меня.
Любовь к Богу привела Бога к вам. Любовь к себе привела к осознанию той
части своего я, которая есть Бог -и, следовательно, знает, что Бог приходит
не к вам, а чере^ вас. Ведь Бог никогда не стоял в стороне от вас, а был
частью вас.
Создатель не отделен от созданного. Любящий не отделен от того, кого он
любит. Это не в природе любви, и это не в природе Бога.
Как и не в вашей природе. Вы не отделены ни от чего и ни от кого, и
меньше всего - от Бога.
Вы знали это с самого начала. Вы понимали это всегда. Теперь, наконец,
вы дали себе разрешение испытать это, получить момент подлинной благодати -
быть в единении с
Богом.
*^+
На что похоже состояние такого единения"1 Если вы достигли остроты
этого переживания, вы уже знаете ответ. Если вы устанавливаете связь лишь на
мгновение во время медитации, вы уже знаете ответ. Если вы ощущаете
удивительную высоту самого бодрящего физического переживания, вы уже знаете
ответ.
В состоянии единения с Богом вы временно потеряете ощущение
индивидуальности. Но это произойдет без всякого чувства потери, ибо вы
будете знать, что просто реализуете свою подлинную сущность. То есть вы
реализуете ее. Вы в буквальном смысле делаете ее реальной.
Вас охватит невыразимое блаженство, особое состояние экстаза. Вы будете
ощущать полную поглощенность любовью, единство со всем. И вы никогда больше
не удовлетворитесь ничем меньшим.
Те, кто испытали это, возвращаются в мир другими. Они обнаруживают, что
влюблены во все, что попадается им на глаза. В удивительные моменты Святого
Единения они ощущают Единство со всеми другими людьми и со всем во
Вселенной.
Возросшее осознание и глубокая признательность природе может по
малейшему поводу вызывать у них неожиданные слезы радости. Новое понимание
всего, что они видят в окружающем их мире, может привести к их полному
изменению. Нередко они начинают медленнее двигаться, мягче говорить,
деликатнее поступать.
Эти и другие изменения могут сохраняться несколько часов или несколько
дней, несколько месяцев или несколько лет - или на протяжении всей жизни.
Продолжительность переживания -это исключительно личный выбор. Если его не
возобновлять, оно поблекнет само по себе. Подобно тому, как яркость света
блекнет по мере удаления от его источника, так и блаженство Единства блекнет
тем сильнее, чем дольше вы удалены от него.
Чтобы оставаться в свете, необходимо находиться вблизи от него. Чтобы
оставаться в состоянии блаженства, необходимо то же самое.
Вот почему, когда вы живете со своими нынешними Иллюзиями, вам следует
делать все возможное - медитировать, выполнять физические упражнения,
молиться, читать, писать, слушать музыку всякий раз, когда вам это удается,
- чтобы ежедневно разжигать свое осознание.
Тогда вы окажетесь в святом месте Всевышнего. И вы почувствуете высоту,
ваши мысли о себе и о других, обо всем в Жизни станут высокими.
Тогда вы начнете творить, вы будете вносить такой вклад в Жизнь, какого
не вносили никогда прежде.

Редколлегия библиотеки журнала «Символ» искренне благодарна автору этой книги профессору Изабель де Андиа за оказанное нам доверие и за предисловие к нашему изданию. Русский перевод книги и первая редактура были подготовлены в киевском издательстве «Дух и литера». Редколлегия выражает благодарность его директору Константину Сигову и его сотрудникам – переводчику книги Дмитрию Каратееву и научным редакторам Юрию Вестелю, Петру Михайлову (Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет), так же Андрею Серегину (Институт философии РАН) – за общую научную редакцию.

Введение

Книга о единении с Богом в неведении согласно трактату О мистическом богословии Дионисия Ареопагита, являющаяся третьей частью исследования Единение с Богом по Дионисию Ареопагиту , указывает три перспективы прочтения этого текста столь краткого, сколь кратким должны быть слова того, кто приближается к Неизреченному чтобы соединиться с ним в молчании.

1. Образцом этого восхождения к Богу является Моисей, который согласно Книге Исход «вступил во мрак, где Бог» (Исх 20, 21). Это означает, что мистическое богословие должно вновь занять свое место в ряду комментариев к Книге Исход , которые, начиная с сочинений Филона Жизнь Моисея, царя, священника и пророка и Григория Нисского Жизнь Моисея , видят в восхождении Моисея на гору Сион образец движения человека к совершенной жизни.

Григорий говорит о бесконечном восхождении, которое «устремлено» к божественной бесконечности. Но именно в этой точке бесконечности Дионисий отличается от Григория, поскольку для него Бог пребывает за пределами как конечного, так и бесконечного, как утверждения, так и отрицания.

2. Григория Нисского и Дионисия Ареопагита разделяет их понимание отрицательного богословия. Если Григорий, как и Николай Кузанский в coincidentia oppositorum (совпадении противоположностей), примиряет противоположности в таких «оксюморонах» как «сияющая тьма», «трезвое опьянение», «недремлющий сон» и т. д., некоторые из которых ведут начало от Филона Александрийского, то Дионисий заимствует у неоплатонизма концепцию трансцендентного отрицания, ἀφαίρεσις, не как противоположности утверждения (κατάφεσις) и отрицания (ἀπόφασις), а как отрицания отрицания или преодоления самой противоположности, Aufhebung (снятия), как сказали бы немцы.

Именно это заимствование из неоплатонической философии (которое Дионисию часто ставят в укор) позволит ему говорить о трех путях: пути утверждения (катафатическом), пути отрицания (апофатическом) и пути восхождения (экстатическом). Они были восприняты как греческим миром, от Симеона Нового Богослова до Григория Паламы, так и латинским, от Иоанна Скота Эриугены до Фомы Аквинского.

Владимир Лосский в книге Очерк мистического богословия Восточной Церкви , называет Дионисия образцом мистического богословия и считает апофатический путь способом познания Бога, в основе которого лежат энергии Духа; таким образом, апофаза и пневматология связаны между собой.

3. Наконец, это головокружительное восхождение приводит ум к соединению с «неведомым Богом», поскольку этим «именем», написанным на греческом жертвеннике, апостол Павел называет Бога, обращаясь к афинянам, пришедшим слушать его «выступление в Ареопаге» (Деян 17). Отец Андре-Жан Фестюжьер посвятил этому имени большое исследование в четвертом томе Откровения Гермеса Трисмегиста. Бог – это «неведомый Бог» не потому, что Он не открывается людям, а потому, что остается сокрытым даже в откровении, как об этом говорит Дионисий во Втором послании к Гаию Служителю. Бог остается непознанным, поскольку мы знаем, что «Он есть», но не знаем «что Он есть». И эту формулировку мы находим как у греков, Григория Назианзина и Максима Исповедника, так и латинян, Альберта Великого и Фомы Аквинского, который отличает esse (бытие) от essentia (сущности) и говорит, что душа соединяется с Богом tanquam ignoto , как с неведомым.

Но в то время как это «неведение» по крайней мере описывается (если не переживается) как «тьма» последователями Дионисия, в восточном мире доминирует другая восточная мистика – не тьмы, но света. Отсюда вопрос, поставленный отцом Иринеем Осером: «Известна ли восточным христианам ночь святого Иоанна Креста?» Нужно ли в этом смысле противопоставлять «восточных» и «западных» христиан? И, употребляя словосочетание «восточные христиане», нужно отдавать себе отчет в том, что сирийский мир, который еще «восточнее» греков, также отличается от двух других.

Неоспоримо, что божественное неведение признается всеми, но символ «мистической тьмы неведения» (выражение из Мистического богословия Дионисия), последний символ, выражающий таинство, свойственен тем, кто принимает Моисея как образец мистики. Образ апостола Павла, вознесенного в экстазе в рай или на третье небо (2 Кор), связан с другим мистическим опытом, опытом восхищения, или восторга, «открытых небес» и рая, центром которого является Христос. В Божественных именах (IV) образ Павла приводится как образец экстатической любви, он «истинный возлюбленный» Христа, а не Сократ, возлюбленный Алкивиада. В этом смысле экстаз неотделим от эроса, мы видим это, как в Божественных именах , так и в Мистическом богословии , и эрос в свою очередь неотделим от неистовой любви Самого Бога (Послание Гаию).

4. На заключительных страницах, посвященных unio mystica (мистическому единению), сделана попытка охарактеризовать этот союз с Богом в неведении. Термины Дионисия отражают черты мистического опыта в целом: пассивность и т. д. В этом смысле можно сказать, что Мистическое богословие Дионисия Ареопагита является квинтэссенцией мистического опыта. Мистическое богословие имеет такое большое значение в связи с тем, что у него был целый ряд последователей как на Востоке, так и на Западе. Упомяну лишь двух представителей этой традиции, равно отдаленных друг от друга как во времени, так и в культуре, – Аввакум и Эль Греко, для которых трактат О мистическом богословии служил образцом для подражания. Наследие Дионисия в славянском мире еще предстоит изучать. Хотелось бы отметить здесь переводы и статьи профессора Г. М. Прохорова, написанные к отдельным книгам Дионисиева корпуса.

В этом смысле Дионисия можно назвать «мостом» между Востоком и Западом, так же как и Оригена, хотя эти два грека, переведенные на латынь Руфином и Иоанном Скотом Эриугеной, имеют большее значение на Западе, чем на Востоке.

В наши дни, когда мы пытаемся восстановить связь между Востоком и Западом, которая была нарушена на протяжении долгих веков, необходимо возвратиться к этим общим истокам, которые орошали как греческие, так и латинские традиции. Мистическое богословие является одним из этих живительных источников.

Но за пределами европейского мира есть мир азиатский, сформированный как понятием «Neti, neti» Упанишад, так и апофатическим голосом дзен-буддизма, который заворожен отрицательным богословием Ареопагита.

Кто может поставить границы Духу?

Изабель де Андиа, Париж

Глава I. Восхождение Моисея и вступление во мрак

В главе I.3 трактата О мистическом богословии Дионисий преподносит восхождение Моисея и его вступление во мрак как образец всякого мистического восхождения вообще:

И ведь не сразу божественный Моисей – сначала ему было повелено очиститься самому и от неочищенных отделиться, – лишь после всяческого очищения услышал многогласные трубы и увидел светы многие, чисто сияющие, и разнообразные лучи. После этого он покидает толпу и с избранными священниками достигает вершины божественных восхождений. Но и там он собеседует не с Самим Богом и видит не Его Самого, ибо Тот незрим, но место, где Тот стоял. Это указывает, как мне кажется, на то, что божественнейшие и высочайшие из предметов созерцания и разумения являются всего лишь некоторыми гипотетическими выражениями подножий всё Превосходящего, с помощью которых обнаруживается превышающее всякое мышление присутствие Того, Кто опирается на умственные вершины Его святейших мест.

Тогда только, отрешаясь от всего видимого и от органов видения, посвященный погружается в поистине таинственный мрак неведения, в котором отсекает все свои познавательные восприятия и вступает в полноту неосязаемости и незримости, всецело принадлежа уже не себе или чему другому, но Тому, Кто запределен всем вещам мира. При полном бездействии всех познавательных энергий он лучшей своей частью соединяется с всецело Непознаваемым, через совершенное незнание чего бы то ни было, обретая сверхразумное знание (MT 1000 С – 1001 А) .

Пример с Моисеем ставит Мистическое богословие в ряд текстов, толкующих книгу Исход, таких как О жизни Моисея Филона Александрийского и О жизни Моисея Григория Нисского. Возникает вопрос: что позаимствовал Дионисий у того и другого автора? Одинаково ли с ними изображает он этапы восхождения на Синай? Самобытно ли толкование, которое он им дает?

Я хотела бы остановиться на четырех пунктах сопоставления, которые станут основными в моем прочтении Исхода и различных комментариев к нему:

– этапы Моисеева восхождения;

– место, где пребывает Бог;

– мрак, куда вступает Моисей;

– видение Моисея или его посвящение на вершине Синая.

А. Книга исход в Септуагинте

Эти пункты сопоставления соответствуют различным текстам. Восхождение Моисея включено в рассказ о Синайском Завете в 19, 9–20 и 20 главах Исхода . Вторая версия Синайского Богоявления дается в конце 20-й главы, стихи 18 и 21.

1. Исход 19, 9– 20

1.1. Приготовление к заключению Завета

Приготовление к заключению Завета содержит два речения Яхве, обращенных к Моисею:

– извещение о событии :

Исх 19, 9: «И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в столпе облачном (ἐν στύλῳ νεφέλης) , дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда».

и повеления :

Исх 19, 10–12: «И сказал Господь Моисею: сойдя, объяви народу и освяти их (καὶ ἅγνισον αὐτοὺς) сегодня и завтра, и пусть вымоют одежды свои (καὶ πλυνάτωσαν τὰ ἱμάτια), и да будут готовы к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь на гору Синай пред всем народом; и отделишь народ кругом (καὶ ἀφοριεῖς τὸν λαὸν κύκλῳ)…»

И, наконец, исполнение Моисеем повелений Яхве:

Исх 19, 14: «И сошел (κατέβη) Моисей с горы к народу и освятил их (καὶ ἡγίασεν αὐτούς), и они вымыли одежды свои (καὶ ἔπλυναν τὰ ἱμάτια)».

1.2. Богоявление

Исх 19,16–20: «И произошло на третий день при наступлении утра, и были звуки и молнии (φωναὶ καὶ ἀστραπαί), и темное облако (νεφέλη γνοφώδης) на горе Синай, прозвучал сильный трубный звук (φωνὴ τῆς σάλπιγγος ἤχει μέγα), и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне (ἐν πυρί); и восходил от нее дым (ὁ καπνός), как дым из печи, и весьма изумился весь народ ; звук же трубный становился сильнее и сильнее (αἱ φωναὶ τῆς σάλπιγγος προβαίνουσαι ἰσχυρότεραι σφόδρα). Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом . А Господь сошел на гору Синай, на вершину горы, и воззвал Господь к Моисею на вершине горы, и взошел Моисей (καὶ ἐκάλεσεν κύριος Μωυςῆν ἐπὶ τὴν κορυφὴν τοῦ ὄρους, καὶ ἀνέβη Μωυσῆς)» .

2. Исход 20, 21

Вторая версия Богоявления на Синае дается в 20-й главе:

Исх 20,18: «И весь народ видел звук и пламя, и звук трубный , и гору дымящуюся (καὶ πᾶς ὁ λαὸς ἑώρα τὴν φωνὴν καὶ τὰς λαμπάδας καὶ τὴν φωνὴν τῆς σάλπιγγος καὶ τὸ ὄρος τὸ καπνίζον); убоявшись же, весь народ стал поодаль».

Исх 20, 21: «Народ же стоял вдали, а Моисей вступил во мрак, где был Бог (εἰστήκει δὲ ὁ λαὸς μακρόθεν, Μωυσῆς δὲ εἰσῆλθεν εἰς τὸν γνόφον, οὗ ἦν ὁ θεός)».

Этот стих дает ключ ко вступлению во мрак. Однако о «месте » (τόπος) говорится в двух других отрывках .

3. Исход 24, 9–10

Речь идет о «месте, где пребывает Бог Израилев»:

И взошел Моисей и Аарон, и Надав, и Авиуд, и семьдесят из старейшин Израилевых , и видели место, где стоял Бог Израилев (καὶ εἶδον τὸν τόπον, οὗ εἰστήκει ἐκεῖ ὁ θεός τοῦ Ἰσραῆλ); и под ногами Его – как бы изделие из сапфировой плитки и как вид тверди небесной по чистоте. И из избранных Израилевых не погиб ни один, и явились они на месте Божием , и ели и пили.

4. Исход 33, 21–22

Речь идет о месте, где находится Моисей:

И сказал Господь: «Вот место у Меня (καὶ εἶπεν κύριος Ἰδοὺ τόπος παρ’ ἐμοί). Ты станешь на этой скале; когда же пройдет слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду».

5. Исход 25, 9

Пророческое видение ковчега, который Бог показал Моисею на вершине Синая, упоминается в Исх 25, 9:

И сделаешь Мне всё так, как Я тебе показываю на горе, образец скинии (καὶ ποιήσεις μοι κατά πάντα, ὅσα ἐγώ σοι δεικνύω ἐν τῷ ὄρει, τὸ παράδειγμα τῆς σκηνῆς) и образец всех сосудов ее; так и сделаешь.

В Септуагинте не сказано, что Моисей «видит», но – что Бог ему «показывает» (ἐγώ δεικνύω). Слово же παράδειγμα, как увидим ниже, дало повод для подробных философских комментариев о соотношении между небесным образцом ковчега и его земным воссозданием.

Мне хотелось бы сопоставить эти три отрывка, дабы уяснить, какие именно стихи отмечают и Филон, и Григорий, и Псевдо-Дионисий, говоря о Моисеевом восхождении.


Исх 19, 16 начинается с упоминания о третьем дне.

Исх 19, 16–25 упоминает о «темном облаке» (νεφέλη γνόφοδης), а Исх 20, 21 – о мраке (γνόφος).

Исх 19 представляет собой диалог между Господом и Моисеем, тогда как Исх 20, 18–21 описывает поведение народа, который «стоял (εἱστήκει) вдали», и Моисея, который «вступил» (εἰσῆλθεν) во мрак.



В двух рассказах о Богоявлении на горе Синай (я следую греческому тексту Септуагинты и его лексике) в 19-й и 21-й главах Исхода трижды упоминается о движениях восхождения и нисхождения:

Исх. 19, 20 и 24,15: «и взошел Моисей (καὶ ἀνέβη Μωυσῆς)»;

Исх 19, 20 и 24, 16: «Господь (или слава Божия) сошел на гору Синай (κατέβη δὲ κύριος ἐπὶ τὸ ὄρος τὸ Σινα)».

Исх 19, 25: «Сошел (κατέβη) же Моисей к народу».

В завершающих стихах этих рассказов имеются интересные различия:

Исх 19, 20: «и взошел Моисей (καὶ ἀνέβη Μωυσῆς)»;

Исх 20, 21: «а Моисей вступил во мрак, где был Бог (Μωυσῆς δὲ εἰσῆλθεν εἰς τὸν γνόφον, οὗ ἦν ὁ θεός)».

Исх 24,18: «И Моисейвступил (εἰσῆλθεν) в среду облака и взошел на гору; и был там на горе сорок дней и сорок ночей (καὶ εἰσῆλθεν Μωυσῆς εἰς τὸ μέσον τῆς νεφέλης καὶ ἀνέβη εἰς τὸ ὄρος καὶ ἦν ἐκεῖ ἐν τῷ ὄρει τεσσαράκοντα ἱμέρας καὶ τεσσαράκοντα νύκτας)».

В Исх 20, 21 речь идет о «мраке» (γνόφος), а в Исх 24, 15 говорится об «облаке» (νεφέλη).

Именно стих 21 главы 20 – главное место в Исходе , где упоминается «мрак», и мы увидим, что Дионисий в Мистическом богословии , а до него Григорий Нисский в Жизни Моисея приводят этот стих вместе с 12 стихом из семнадцатого псалма: «И сделал мрак покровом Своим (καὶ ἔθετο σκότος ἀποκρυφὴν αὐτοῦ)», что служит доказательством влияния Григория на Дионисия. Этот же стих Исх 20, 21 позволит мне отобрать тексты о мраке из Филона Александрийского для сопоставления с Григорием Нисским и Дионисием Ареопагитом.

Следует упомянуть еще два места из книги Исход , а именно – 25-ю и 26-ю главы, где содержатся повеления, касающиеся построения святилища и одежд священников, столь пространно комментируемые Филоном Александрийским и Григорием Нисским, а также 33-ю главу о скинии собрания и молитве Моисея, которая есть одновременно заступничество за народ и мольба о том, чтобы узреть славу Божию. Два стиха из этих глав используются в рассказе о Богоявлении в Исходе как у Филона и Григория, так и у Дионисия. Это Исх 25,9, об образце (παράδειγμα), и Исх 33,21, о месте (τόπος):

Исх 25, 8–9: «И сделаешь Мне святилище, и буду являться посреди вас. И сделаешь Мне всё так, как Я тебе показываю на горе, образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделаешь».

Исх 33, 21–23: «И сказал Господь: вот место у Меня . Ты станешь на этой скале; когда же пройдет слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо тебе».

Итак, следующие стихи из Исхода лежат в основе комментариев Филона, Григория и Дионисия на эту книгу:



Что касается этапов Моисеева восхождения и вступления во мрак, то они указаны в Исх 19, 16–20 и в Исх 20, 18–21. Таковы различные тексты из книги Исход , к которым обращаются Филон Александрийский и Григорий Нисский в своих жизнеописаниях Моисея и Дионисий в небольшом параграфе из Мистического богословия, посвященном Моисееву восхождению и вступлению во мрак.

Б. «Жизнь Моисея» Филона Александрийского

Трактат Жизнь Моисея занимает в наследии Филона исключительное место. В предисловии автор сообщает читателю о том, какую цель преследует:

Я вознамерился описать жизнь Моисея, человека, в котором видят то еврейского законодателя, то как бы передатчика святых заповедей; человека, во всех отношениях замечательного и совершенного. И взялся я за это с целью познакомить с ним тех, кто заслуживает не пребывать о нем в неведении. Ибо хотя слава оставленных им законов распространилась по всему миру и достигла пределов земли, однако о том, кем он был на самом деле, знают весьма немногие (VM I, 1–2).

Филон хочет составить подлинное жизнеописание Моисея от рождения и раннего детства (VM , I, 5–24) до его таинственной смерти (VM II, 291): «Таков донесенный до нас Священными Писаниями рассказ о жизни и кончине царя, законодателя, первосвященника и пророка Моисея» (VM , II, 292). Этот рассказ состоит из двух книг . Первая повествует о жизни Моисея от рождения и до перехода через Иордан, а вторая разъясняет звания или качества Моисея, который был одновременно «царем и философом», а кроме того, законодателем, первосвященником и пророком (VM II, 2–7). Во второй части своего панегирика Филон показывает превосходство Моисея как законодателя (VM II, 8-66). Некоторые из его законов, например – о субботе (VM II, 21–22) и посте (VM , II, 23–24), соблюдаются повсюду.

Восхваляя Моисея как первосвященника (VM II, 66–69), автор делает упор на его благочестии (εὐθέβεια) и господстве над страстями (ἀνάθεια):

Он обладал весьма одаренной природой, которую философия (φιλοσοφία) получила как добрую землю и возделала, дав ему созерцать возвышенные истины (δογμάτων θεωρίᾳ παγκάλων ἐβελτίωσε) и не прекращая работы, пока не достигли зрелости плоды его добродетели, явленные в его словах и делах. Вот почему он любил Бога и был любим Богом, как немногие из людей, ибо был он одарен небесною любовью, чтил Господа Вселенной более, чем кто-либо, и был почтен Им в ответ. А честь, подобающая мудрецу, – это поклонение истинному Бытию. Поклонение же это воздает Богу священство. Он был сочтен достойным этого дара, который превосходит все сущие блага, и вещания научили его всему, что касается обрядов поклонения и священнослужения (VM , II, 66–67).

Это упоминание о «святых вещаниях» (χρησμοί) предвосхищает рассказ о посвящении на Синае, который Филон поведет в § 71, но уже до этого он настаивает на необходимости очищения души и тела и подавления страстей путем полового воздержания и поста (§ 68). Моисей постился сорок дней, предпочитая еде и питью «пищу созерцания (τροφὰς… τὰς διὰ θεωρίας), благодаря которой, вдохновленный веянием, пришедшим с неба (αἷς ἄνωθεν ἀπ’ οὐρανοῦ καταπνεόμενος), он усовершенствовался сначала умственно, а затем физически» (VM , II, 69).

Моисей был вдохновлен свыше (ἄνωθεν καταπνεόμενος) и именно по велению Божию (προστάξεσι θείαις) он совершил восхождение на Синай:

Он, действительно, совершил по велению Божию восхождение на высочайшую и священнейшую гору в той местности, гору, куда не было подъема и проторенной дороги; оставался там в течение названного времени, не принеся с собою ничего, что позволило бы добыть необходимую пищу; затем спустился, когда истекли упомянутые сорок дней, и был гораздо красивее лицом, чем тогда, когда восходил, так что изумились и ужаснулись те, кто был при этом, и не мог их взор переносить блеск светлее солнечного, которым сверкал он, как молния. Пребывая на вершине, он был посвящен в тайны путем научения всему, что касается священства и прежде всего важнейшему: строению и внутреннему убранству святилища (VM , II, 70–71).

В § 70 Филон подчеркивает, что преображенный Моисей стал много красивее (καλλίων) лицом, когда спустился с горы, и что лицо его испускало яркие, как солнце, лучи.

Филон обращается к стихам Исх 34, 29 и 35: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним».

В § 71 Филон говорит, что, «пребывая на вершине, он был посвящен в тайны (ἐμυσταγωγεῖτο) путем научения всему, что касается священства…» Глагол μυσταγωγέω отсутствует в Септуагинте, а идея посвящения Моисея в тайны на вершине Синая была воспринята Григорием Нисским, который в первой части своей Жизни Моисея говорит о μυσταγωγία Моисея. Эта мистагогия описана также как «духовное видение идей» (VM , II, 74).

1. Образцы скинии

В § 74 Филон пишет:

В этих условиях представлялось благом построить скинию, священный предмет, сделать который Моисей был научен на горе в вещаниях: он имел духовное видение невещественных идей, соответствующих вещественным предметам, которые можно изготовить, и по этим идеям нужно воспроизводить доступные чувству подобия, исходя, так сказать, из начального прообраза, и образцов замысла (σωμάτων ἀσωμάτους ἰδέας τῇ ψυχῇ θεωρῶν, πρὸς ἅς ἔδει καθάπερ ἀπ’ ἀρχετύπου γραφῆς καὶ νοητῶν παραδειγμάτων αἰσθητὰ μιμήματα ἀπεικονισθῆναι) (VM , II, 74).

– Есть, стало быть, начальный прообраз: ἀρχέτυπος γραφή, – умопостигаемые образцы: παραδειγμάτα νοητά,

– и доступные чувству подобия: αἰσθητὰ μιμήματα, по Исх 25,9 и Чис 8,4.

Но Филон рассматривает не только умопостигаемые образцы и доступные чувству подобия, а также объясняет в § 76 связь между умопостигаемым образцом и духом пророка:

Таким образом, форма образца отпечаталась, как след, в духе пророка, вся заранее втайне невещественно и незримо начертанная и образованная. Осуществление было произведено согласно с этой формой, причем ремесленник отмечал печатью следа вещественную субстанцию, соответствующую каждой части (VM , II, 74).

Пророческий характер выступает здесь основной чертой священства Моисея, получившего видение образцов скинии. Э. Брейе в своей книге о Филоне Александрийском подробно объяснил ноэтическую сторону пророчества, которая, как и в данном случае, состоит в запечатлении формы (τύπος) непосредственно на рассудке (διάνοια) пророка или в восхищении ума (νοῦς) движущим его Духом (πνεῦμα).

2. Мрак

Если использовать в качестве путеводной нити Исх 20,21, в сочинениях Филона можно обнаружить и другие тексты о мраке, которые мне хотелось бы рассмотреть.

Как указывает посвященный Филону том Biblia patristica , текст Исх 20,21 цитируется в сочинениях Филона четырежды (Qu. Ex . A 2, 28; VM 1, 158; Mutat . 6; Poster . 14), и я хотела бы разобрать эти места одно за другим.

158 И что же? – говорит Филон о Моисее. – Не наслаждался ли он более высоким обществом, обществом, которое единило его с Отцом, с Творцом вселенной, ибо он удостоился того же имени, что и Тот: ведь он был наречен богом и царем всего народа; и сказано, что он вступил во мрак, где был Бог (Исх 20,21), т. е. в сущность безвидную, незримую и бестелесную , образец сущих; он воспринимал то, что недоступно природе смертного. Словно прекрасно выполненная картина (γραφήν), он сам и его жизнь представали пред очами творением безукоризненной красоты и божественной формы; он стоял как образец тому, кто желает ему подражать.

159 Счастливы те, кто приняли в душу его печать или постарались сделать это. Пусть мысль прежде всего несет в себе совершенный образ добродетели или хотя бы твердое желание достичь этого образа.

Формулировка «то есть» (τουτέστιν) вводит Филоново толкование мрака (γνόφος): «Сущность безвидная, незримая и бестелесная, образец сущих (τουτέστιν εἰς τὴν ἀειδῆ καὶ ἀόρατον καὶ ἀσώματον τῶν ὄντων παραδειγματικὴν οὐσίαν)». Итак, мрак здесь парадигматическая сущность сущих. Сам же Моисей «как бы образец (парадигма ) тому, кто желает ему подражать» (καὶ θεοειδὲς ἔργον ἔστησε παράδειγμα τοῖς ἐθέλουσι μιμεῖσθαι). Он образчик добродетели; в этом смысле Филонова Жизнь Моисея готовит появление Жизни Моисея Григория Нисского, которая имеет подзаголовок О совершенстве в добродетели .

Моисей «даже во мрак (γνόφος), где был Бог , вступает (Исх 20, 21), то есть в недоступную зрению [область] представлений о Сущем. Ибо Причина всего – не во мраке и вообще не в каком бы то ни было месте, но выше и места, и времени. Ибо Он, взявший все творение под Свой надзор, ничем не объят, но выходит за пределы всего» (1, 14) .

Формулировка «то есть» (τουτέστιν) вводит другое Филоново толкование мрака (γνόφος). В данном случае оно сводится к «недоступной зрению [области] представлений о Сущем» (τουτέστιν εἰς τὰς ἀδύτους καὶ ἀειδεῖς περὶ τοῦ ὄντος ἐννοίας).

Бог «выше и места, и времени (ὑπεράνω καὶ τόπου καὶ χρόνου)»:

Однако Он, выходя за пределы и будучи вне (ἐπιβεβηκὼς δὲ καὶ ἔξω) всего, что Он создал, тем не менее заполнил Собой мироздание. Ведь Он распространил Свои силы (τὰς ἑαυτοῦ δυνάμεως) по всей вселенной до самых ее пределов и соединил все части в одну с другой по законам гармонии (κατὰ τοὺς ἁρμονίας λόγους) (1, 14) .

Бог присутствует в мире, наполняя его Своей силой (δυνάμεως). В § 30 Филон говорит, что Бог неподвижен, но наполняет вселенную Своими силами: «С теми же кто ходит, перемещаясь с места на место … Я низойду, распространяя Мои силы, не покидая одной области ради другой (ἐγὼ καταβήσομαι τονικῶς οὐ χωρία ἐναλλάττων, ὅς τὸ πᾶν ἐμαυτοῦ πεπλήρωκα)». Филон также говорит в Confus . 136: «Бог, распростерший Свои силы по земле и воде, воздуху и небу, не оставил пустой ни одной части мира».

Итак, слыша о Боге, что Он явился очам человеческим, думай, что это происходит вне чувственного света, ибо только умопостигаемой мыслью – и это естественно – может быть воспринято умопостигаемое: чистейший источник лучезарности – это Бог, и когда Он являет Себя душе, то испускает лучи света, которые ни на чем не оставляют тени и чудесно озаряют всё вокруг. Однако не воображай, будто это Сущее, Тот, Кто есть поистине, может быть воспринято человеком. У нас нет никакого средства, чтобы представить Его себе: [это не возможно] ни с помощью чувства – Оно недоступно чувству, – ни с помощью ума (οὔτ’ αἴσθησιν… οὔτε νοῦν). Моисей, созерцатель безвидной природы и богозритель – ибо Божественные Речения говорят, что он вступил во мрак (γνόφος) (Исх 20,21), прикровенно повествуя о незримой и бестелесной сущности, – Моисей, который во всём и всюду проводил свои исследования, стремился отчетливо увидеть Того, Кто есть единственное, трижды желанное благо.

Моисей – «созерцатель безвидной природы и богозритель» (ὁ τῆς ἀειδοῦς φύσεως θεατὴς καὶ θεόπτης). Филон приспосабливает к своему монотеизму терминологию мистерий, создавая термин θεόπτης [богозритель] вместо ἐπόπτης [эпопт, созерцатель]. Моисей «стремился отчетливо увидеть (ἐζήτει… ἰδεῖν τηλαυγῶς)» Бога, значит, он Его не видел.

Мрак (γνόφος) здесь определен как «незримая и бестелесная сущность (τὴν ἀόρατον καὶ ἀσώματον οὐσίαν)».

Наконец, Филон дает апофатическое толкование Исх 3,14 «Я есмь Сущий », что равнозначно: Мне по природе свойственно быть, а не сказываться (ἴδον τῷ εἶναι πέφυκα, οὐ λέγεσθαι)» (De Mutat . 11).

2.4. Quæstiones et solutiones in Exodum , Книга II, § 28

Почему он говорит: «И поклонитесь Господу издали » (Исх 24,1)? Как те, кто находится близко к огню, страдают от жара, те же, кто держатся на известном расстоянии, пребывают в безопасности, так и с душой: всякая душа, которая слишком приближается из желания видеть Бога, даже не чувствует, что погибает. А ту душу, которая держится на известном расстоянии, жар лучей не может сжечь, но, постепенно согревая, взращивает ее жизненную силу. Это сказано относительно впитывания и восхищения совершеннейшего пророческого духа, для которого законно и естественно вступить во мрак (Исх 20,21) и обитать во внутреннем дворе Отчего дворца.

Во мрак вступает не просто очищенный ум или «просветленный ум», по выражению Дионисия, но ум пророческий, который, будучи вознесен Божественным Духом, становится «экстатическим», то есть выходит за пределы себя самого. Только Моисей, пророк и первосвященник, входит во мрак. Григорий Нисский и Псевдо-Ареопагит уже не говорят об этом пророческом характере ума, в чем и состоит главное различие между иудеем Филоном и христианами Григорием и Дионисием.

Сделаем вывод о понятии мрака.

LXX: «Моисей вступил во мрак» или, по масоретскому тексту, «Моисей приблизился ко мраку» . Это высказывание стоит у истоков апофатического богословия, как оно складывалось уже у Филона, от которого унаследовали его Отцы Церкви.

Если мрак может представлять для него «безвидную, незримую и бестелесную» жизнь Бога (VM , I, 158 и De mutat . 6–7), то прежде всего этот мрак учит душу, желающую постичь Бытие в Его сущности, тому, что высшее благо – понять, наконец, что Сам в Себе Бог непостижим (Ср. De poster . 14).

3. Место Бога (Исх 24,10 )

Встречающееся в Септуагинте выражение «место Бога» вовлекает Филона в сложные спекуляции , из которых мы хотим остановиться на двух моментах:

1) «место» Бога есть Логос,

2) мир есть в некотором роде подножие Бога.

Филон говорит о «месте Бога» в связи с текстом Исх 24,10:

…видели место, где стоял Бог Израилев; и под ногами Его – как бы изделие из сапфировой плитки и как вид тверди небесной по чистоте (ἐἶδον τὸν τόπον, οὗ εἱστήκει ἐκεῖ ὁ θεὸς τοῦ Ισραηλ· καὶ τὰ ὑπὸ τοὺς πόδας αὐτοῦ ὡσεὶ ἔργον πλίνθου σαπφείρου καὶ ὥσπερ εἶδος στερεώματος τοῦ οὐρανοῦ τῇ καθαρότητι).

Бог создал зримое и не зримое Бытие и определил Законы, которые касаются всех и каждого. Эти законы — во Благо всем, и они поддерживают порядок в мироздании Божьем.

Бог сам есть Порядок (гармония, справедливость, законность). Все мы едины, но и не теряем своей индивидуальности. Он создал все для всех, и мы должны действовать во имя всего. «Как наверху, так и внизу» — таков принцип Бытия. Все существующее должно развиваться, следовать закону эволюции и прийти к соответствию с Богом. Такова .

Всеобщность – это один за всех и все за одного. Одно зависит от всего и все зависит от одного. Одно дополняет множественность, а все дополняет единичность (одно). Такова Воля Бога Единого, ибо Он во всем и все в Нем. В этом и заключается суть и красота Мироздания Божьего. Если в семье, народе существует такой принцип, то всем будет хорошо и в радость. Настоящая Духовная сила — в единстве и многообразии. Все существующее имеет место и право на существование, ибо Бог проявляет заботу обо всем. Он – , и Ему все дорого. Бог всему пример. Мы тоже, по своей сути – Любовь, и должны соответствовать и следовать этому примеру: ценить и жить в согласии с окружением. Человек не должен ничего отвергать, ибо во всем – есть Бог, но и мы в Нем, как частица, искра Божья.

Единство как оно есть

Бог — есть основа, творец, источник целого и единичного неделимого, но Он даже вне всего этого. Единство – это целостность, где каждая живая частица едина с целым, и каждая частица образует собой целое до бесконечности, при этом не теряет своей индивидуальности, как молекула воды не теряет себя в море, и каждая молекула составляет целое.

Воля Бога есть во всем, она понуждает, устремляет все сущее к сонастроенности с ритмом дыхания Вселенной и Богом. Когда все существа задышат в один ритм с Богом – это и есть Единство. Наше единство – это когда мы все думаем, поступаем согласно Воле Бога Единого. Это когда у нас одни и те же намерения, одно Сердце на всех, и каждый проявляет заботу друг о друге. Когда мы в единстве — все преодолимо, и все по силам. Единство – есть всегда залог победы, процветания, всеобщего Блага и Счастья, а (с миром в душе ко всему) – есть путь к Единству.

Если взглянуть на историю мира, то государство, в котором преобладало единство народа, достигало больших высот, и было сильным, а когда народ живет в разъединении, разобщении, то такое государство становилось слабым, и его легко могли завоевать другие страны. Бог не поддерживает тех кто не ладит, не находит общего языка с ближними. Только Любовь и Единство спасет мир от страданий, войн и катастроф. Когда мы любим, то мы Едины, и возникает потребность отдавать себя для всеобщего Блага. Это – есть закон Служения, принцип Всеобщности. Иисус Христос ведал все и в последние дни земной жизни молился о своих учениках (в том числе о всех нас) не о здоровье их и благополучии, а о самом важном – Единстве. Он молился: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» (Иоанн 17:22 — 23). Это – есть Истина, а значит Духовный Закон и путь к Истинной Свободе Человечества от иллюзий, лукавства и несчастий. Единство выше всех чудес и даров. Мы не имеем славы Небесной тогда, когда между нами раздор, не примирение.

Единство – это приход к миру и присоединение к Славе Отца Небесного.

Причины отсутствия Счастья

В нашей жизни мы не задумываемся о том, что наши мысли и поступки определяют нашу судьбу. От этого зависит, будем ли мы счастливы или нет.

Действия и мысли, которые направлены на всеобщее Благо, Единство, приводят нас к Духовной чистоте и Истинному Счастью, а поступки, совершенные только для своей достаточности, выгоды, корысти и направленные на разъединение, лишают нас возможности быть Счастливым и жить в полноте своей природы. Счастье — в наших руках, в нашем выборе и намерении.

В нашем мире, чтобы мы ни строили (бизнес, семью и т. п.) благими намерениями, на пользу всем — приведет к цветению и плодам. По-настоящему человек будет счастлив лишь тогда, когда все мы вместе проявляем заботу о всеобщем . Таким образом, наши усилия никогда не померкнут, а возгорятся в пламя – расцвет человечества и всего существующего на Земле. Бог всегда поддерживает истинное дело, и дает нам силы для его осуществления.

Бог говорил в слове Своем: «не судите, да не судимы будете». Тот, кто в своей жизни других людей, тот взваливает грехи осужденного на судьбу свою, детей и внуков своих. Плюс к этому так же быть нам осужденными и оскорбленными в нашей жизни. Если мы у брата видим соринку в глазу, а в своем глазу бревна не замечаем, то быть нам в страдании, ибо мы в слепоте своих грехов не замечаем и не каемся. Если видим у ближнего своего какое-то негативное качество и упрекаем его в этом, то мы своим взором даем этому качеству произрастать. Этим мы губим его и себя. Еще больше мы сеем недоброе тогда, когда мы по этому поводу тайком или наяву раздражаемся и ненавидим его, тем больше порок будет плодоносить, перерастать в одержимость, и быть нам всегда не с миром в душе. На тонком плане будет происходить внутренняя невидимая для глаз (ума и чувств) война, а когда мы не тайно проявляем злобу к ближнему своему, могут быть непоправимые последствия.

Когда мы осуждаем правительство, тем самым отягощаем ситуацию в нашей стране. Не нам судить. Нужно смириться с этим, ведь какие мы, такое и правительство. Все не случайно. притягивает нам достойное и заслуженное. Бог нам благоволит жить в мире и единстве. Возлюбить даже врага своего. Мы в не вправе отвергать, не принимать что-либо. Нужно внимательно посмотреть сердцем на окружение и увидеть доброе, ведь во всем есть Бог. Когда мы видим в людях только хорошее, благое, то оно обязательно расцветет, а затем появятся плоды – подобные Богу. Такова жизнь и Воля Всевышнего.

Любовь соединяет человека с Богом, ради этого создан человек

Только любовь может привести христианина к нравственному совершенству и удостоить его единения с Богом. Именно ради этой цели был создан чело­век, ради этого пришел на землю и искупил род человеческий Господь Иисус Христос, к этому же направлены и все правила христианской жизни. Человек, когда Бога любит, соединяется с Ним, преисполняется Духа Божия, Который одухотворяет его и направляет на путь спасения (7, с.228).

Что помогает соединиться с Богом

Терпение, любовь друг ко другу и взаимная снисходительность помогают нам соединиться с Богом не только в будущей жизни, но еще и здесь, живя на земле(3, с.15).

* * *

Посредством покаяния душа сподобляется единения с Богом (6, с.94).

Когда и как полагается начало единению со Христом

Начало единению со Христом полагается еще в земной жизни посредством Таинств Святой Православной Церкви (9, с.375).

* * *

Цель религиозных стремлений человека – единение с Богом (5, с.32).

Что нужно для единения с Богом

Для этого недостаточно только знать Божий закон и уметь внешне отпра­вить известное предписание его, то есть совершить известную молитву или жертву, но необходимо по самой жизни своей быть совершенным, как совершен Сам Бог. Сознание своего несовершенства пред Богом, сознание невозможности единения с Ним по причине греховности приводит к мысли о необходимости посредничества (Там же).

* * *

Нужно жить с Богом, но, чтобы жить с Ним, нужно оставить грех, потому что грех есть самое ужасное зло в мире. От него всякий человек терпит вся­кие бедствия здесь на земле, через него он лишается вечного блаженства (5, с.99).

* * *

Все Таинства, богослужение, вся жизнь Церкви Христовой, имеют своей целью очищение, освящение, обожение человека, соединение его с Госпо­дом здесь, в этом мире, и дарование ему вечной жизни в будущем веке (9, с.386).

Как достигается теснейшее единение с Богом

Божественная литургия есть Таинство теснейшего единения с Богом, Таинство умилостивления Отца Небесного Его Сыном, а также Таинство Духа Святого, пресуществляющего принесенные дары в Тело и Кровь Христовы (7, с.387).

Как полагается начало единения со Христом

Начало единению со Христом полагается еще в земной жизни посредством Таинств Святой Православной Церкви. В них человек освящается, обновляется и, наконец, в Таинстве Святой Евхаристии теснейшим образом соединяется с Источником жизни – Богом (9, с.375).

* * *

Особенно ближайшими способами к достижению единения с Творцом служат: молитвенный вопль к небу и принятие Святейшего Таинства Евхаристии, посредством которого человек теснейшим образом соединяется со Христом (22, с.491).

* * *

Единение с Богом есть истинная и единственная цель жизни и духовных подвигов человека на земле (7, с.242).

* * *

Внутреннее перерождение при покаянии является источником добрых дел и слов, но прежде всего оно есть основное условие для приближения кающегося грешника ко Христу и единения с Ним. Тогда и Христос, как Отец чадолю­бивый Сам приходит к ищущему Его грешнику и подает ему Свою милость (Там же, с.272–273).

Что направляет к единению с Горним миром

Прославляя Бога, христианин в то же время ощущает в своем сердце постоянный приток новых благодатных сил, которые одухотворяют его и направляют к теснейшему единению с Горним миром (Там же, с.232).

Человек всегда желал соединиться с Богом

С тех пор как помнит себя человек, живя на земле, он постоянно стремился и стремится, как растение к солнцу, к Богу. Его богоподобная душа испытывает тоску по небу. Только при свете этой мысли и этого факта ему становятся понятными все проявления духовной жизни и истории человечества. Чело­века никогда не удовлетворяла только естественная животная жизнь. Он не только томительно искал приблизиться к Божественному началу, но и желал соединения с ним. Без этого он не смог бы осмыслить свое существование (11, с.399).

Единение с БОГом

Просто так Единения нет.

Единение - только от Бога.

Нет Любви просто так:

Ведь Любовь - это суть Бытия.

Жизни нет просто так:

В мире всё - лишь Намеренье Бога,

Единение - это слияние с Ним навсегда.

Единение с БОГом - Большим Огнём Галактики - это высокое эволюционное достижение. Чем больше в сердце человека Любви, тем сильнее его единение с БОГом и тем мощнее его духовное творчество. Только человек, который служит Жизни, является Духовным человеком. Он созвучен Жизни. Он не борется с ней, не проклинает её, не противопоставляет себя ей и, конечно же, не берёт от Жизни всё, что ему нужно и не нужно… Духовный человек глубоко благодарен Жизни.

Всё вокруг взаимосвязано, и человек связан с окружающим миром множеством каналов. Люди влияют на окружающий мир так же, как и мир влияет на них. Земля даёт человеку Жизнь и питание, но и человек даёт Земле энергию, необходимую для её развития и нормальной жизнедеятельности.

Тело человека не является его собственностью. Тело - это дар Земли, поэтому на человечестве лежит большая ответственность за жизнь и развитие планеты. Божественный Дух через человека структурирует все силы Земли, предотвращая избыточное напряжение, хаос и катаклизмы.

Дух не может существовать без Материи, так же, как невозможно существование Материи без стремления к Духу. Дух делает человеческое тело бессмертным. Путь человека в Бытии должен соответствовать Божественным Законам эволюции, главным из которых является Закон Развития и Совершенствования, воплощая который, человек приобретает целостность.

Во-первых, человек должен достичь единения с самим собой, со своим Божественным началом, своей сутью - Духом или Душой. На этом этапе он начинает ощущать свою неразрывную связь с Богом и всеми его творениями.

Во-вторых, человек должен достичь единения с другими людьми на основе Любви и взаимопонимания. Новые энергии сотрудничества уже действуют, сближая людей. Сила их нарастает. Земля крепнет.

В-третьих, человеку необходимо достичь единения с природой планеты, что позволит очистить земную психосферу и экологическую среду для формирования новых Сил.

А затем - единение со всем Космосом. Мощные Силы ждут принятия и применения их человечеством, а чувствовать их - значит уже проявлять.

Путь высокодуховных принципов - Путь гармоничного единения с Законами Бога. Путь, на котором главным является исполнение людьми своего Божественного предназначения, когда вместо эгоизма присутствует самоотверженность, и всё наполнено созидательным устремлением.

Творение единения является высшей степенью творчества. Чем больше Духа, тем сильнее единение и тем мощнее духовное творчество.

Для мужчин и женщин Божеством является их взаимная Любовь, то есть единение, к которому она и приводит. Бог есть Огонь Любви. Любовь - это Абсолютное Единение. Отражением его в проявленном мире является стремление людей к взаимопониманию, пониманию природы, её стихиалей, животных, растений и т. п. Этот процесс сопровождается радостью и подъёмом творческих энергий.

Человечество готовится к изменениям своего Бытия. Божественное творчество определяет генную Судьбу Жизни, трансформируя Огнём Любви негу-маноидные энергии.

Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Гупта Ранджит Сен

Из книги Живи в сердце автора Мельхиседек Друнвало

Единение с лошадьми У Клодетт было три лошади, живущие в открытом поле. На следующий день после возвращения из Мексики, я схватил жену за руку и сразу потащил к ним. Я уже рассказал ей об Эмеи о том, что со мной произошло, и теперь нам обоим было очень интересно узнать, что из

Из книги Путь Воина Духа.Том II. Человек автора Баранова Светлана Васильевна

Единение с БОГом Просто так Единения нет. Единение – только от Бога. Нет Любви просто так: Ведь Любовь – это суть бытия. Жизни нет просто так: В мире всё – лишь Намеренье Бога, Единение – это слияние с Ним навсегда. Единение с БОГом – Большим Огнём Галактики – это высокое

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

IV. Великое единение 1. Принятие Искупления для себя означает отказ поддерживать чей–либо сон болезни или смерти. А это значит, ты не разделяешь его желания обособиться, не позволяешь обратить его иллюзии против него же. И равно ты не желаешь, чтобы они обернулись против

Из книги Основы пневматологии автора Шмаков Владимир

Из книги Огненный Подвиг. часть I автора Уранов Николай Александрович

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Химават автора Рерих Николай Константинович

Единение как средство усиления энергии 18.02.39 «Вы знаете, насколько Мы настаиваем на единении. Люди думают, что это наставление имеет лишь нравственное значение, но они не понимают, что единение есть умножение энергии. Можно представить, насколько Нам легче помогать, когда

Из книги Знание Вечности автора Климкевич Светлана Титовна

Гармония сотрудничества. Единение 25.01.37 Из новой кн[иги]: «Гармония не всегда удается, если даже словесно и поизносится. Обычно заблуждение, что гармония может быть установлена рассудком. Никто не сознает, что лишь сердце является обителью гармонии. Люди повторяют о

Из книги автора

[Единение между людьми как гармонизация сознаний] Имейте также в виду, когда в книге Живой Этики говорится о необходимости единения, то, конечно, указывается не внешнее единение, но единение или гармонизация сознаний, которое не может совершиться в одночасие. Такое

Из книги автора

Прекрасное единение Цвет, звук и аромат есть краеугольный камень великого синтеза. С незапамятных времен люди чувствуют огромное внутреннее влечение выразить этот синтез посредством своего человеческого существа. Совсем недавно люди опять вспомнили, каким образом

Из книги автора

Культурное единение Наше время достаточно трудное из-за смятений, непониманий и нападок тьмы. Недавно в журнале напечатали фотографии, на которых было запечатлено аутодафе драгоценных книг, происходящее на улицах города. Трудно понять, как это могло случиться в нашем

Из книги автора

Эволюция – это единение частей в Целое 534 = Встретить Великую Инициацию лицом к лицу (48) = Космический огонь, выраженный Человеко – Ангелом = Математически собрать «рубашку» Иисуса Христа (икосаэдр) = Треугольник в круге – это символ личной победы (34) = Трое спасателей.