Богородица рожана - ведизм - история - каталог статей - любовь безусловная. Род и Рожаницы – древнейшие славянские боги Изображение знака Рожаница

Эта статья посвящена знаку Рожаница.

Знак Рожаница часто встречается в народной вышивке, особенно в узорах на женской одежде. Рожаница – одно из изображений Богини Лады , матери славянских Богов, покровительницы семьи.

Изображение знака Рожаница

На знаке Рожаница изображена фигура женщины. Этот знак похож на Лёльник . Такое сходство не случайно: Богиня Весны Лёля – дочь Лады, Небесной Матери. Рожаница отличается от Лёльника тем, что знак выглядит более устойчивым. В основании женской фигуры лежит небольшой треугольник. Если знак Лёли как бы качается в танце, то Рожаница, символ Лады, стоит неподвижно.

Сила знака. Чем поможет Рожаница?

Кому подходит Рожаница – знак Лады, Небесной Матери?

Прежде всего, символ Рожаница носят беременные женщины. Часто узор Рожаница изображают на одежде женщины. В эту одежду после рождения заворачивают ребенка, и Рожаница становится его оберегом на здоровье. Знак Рожаница также подойдет молодым девушкам, желающим встретить суженого, и девочкам, чтобы в будущем обрести счастье в семье.

Богородица РОЖАНА

БОГОРОДИЦА РОЖАНА - (Мать Родиха, Рожаница), вечно молодая Небесная Богородица, Богиня семейного достатка, Душевного богатства и Уюта.

Богородица РОЖАНА

Богородице Рожане совершали особые жертвоприношения едой: блинами, оладьями, хлебами, кашами, медом и медовым квасом.
Древний Славяно-Арийский культ Богородицы Рожаны, как и другие культы, посвященные Богородицам и Богиням, связан с женскими представлениями о продолжении Рода и судьбе новорожденного младенца, которому определяется Судьба.

Небесная Богородица Рожана покровительствовала не только беременным женщинам, но и младым девочкам, пока они не прошли обряды Совершеннолетия и Имянаречения в двенадцатилетнем возрасте.
Возраст 12 лет (сто восемь месяцев) выбран нашими Предками не случайно, это период взросления и обретения начального жизненного опыта. Кроме того, рост ребенка (имеется в виду его развитие и мировосприятие) к этому возрасту достигал, как говорили в древние времена: семь пядей во лбу. Это было началом нового этапа жизни детей.
Двенадцать лет – совершеннолетний возраст детей. Двенадцатилетние мальчики проходят два обряда: Имянаречение и Совершеннолетие. В это время всех мальчиков обучали воинскому искусству и ремеслу (родовому).
Число - 7 у славян имело образ буквицы Z – Земля. Понятие «Земля» есть многомерная, многогранная форма существования, своего рода система и форма жизни, раньше не зря величали данную систему, как «Мать-Сыра Земля», где «сыра» - необработанная, изначальная (из начала), «мать» - плот(ь)ная система, все сама в себе порождающая, это как основа дальнейшего мировосприятия и миропонимания. Поэтому и говориться «В начале…сотворил… небо… и землю». Писалось 7 на древне-славянском как О-семь и переходило в ВоСемь – «Осѣмь» (Ось Мира), то есть Земля как основа в центре которой находилась ОСЬ, вокруг которой крутилось все мироздание в целом. А в образе, это как ось во круге, или центр, как точка – безконечно малое пространство, посередь целого пространства, называемого – сферой. А потому Земля она круглая: нет круга – нет оси, нет оси – нет круга; нет центра пространства – нет сферы, нет сферы – нет кола, вокруг которого вращаются безконечно малые величины пространств. Ведь Человек состоит не только из мяса и костей, а еще из образа и чувств, образ – это внешнее проявление чувств, а чувства – это внутреннее проявление образа. (Пядь – «аналогична» славянскому «пять» «пяти» - чтобы глубоко не погружаться в образы ограничимся понятием пять органов чувств). И если нет одного, то и нет другого: нет разума – нет сердца, нет чувств – нет образа. Поэтому и сказано, что - в начале сотворил Бо/г - «неБо/га», а это внешнее проявление Себя в виде Образа Мира, «и землю», а это Сердце, т.е. СЕРеДь/ЦЕлого в котором отражаются все Образы Мира, как чувства и вкусы. А то, что одно неразрывно связанно с другим, указывает буква «И -иже», что стоит промеж слов - «…небо И землю».
Поэтому вновь образованная Цифра – Осемь, раскручивает коло Семи лучей во Образе нашей Земли, Осемь имея во образе своем Семь лучей Света (Спектр цветов радуги нашего мира), Раз кручивает коло следующего безвременного пространства - Дѣв-ять, а это уже относиться к другому чертогу.
И до достижения возраста-роста «семь пядей» любой ребенок, независимо от пола, назывался чадо и находился под обереговой защитой своих родителей, которые отвечали за него. После прохождения в 12 лет Обрядов Совершеннолетия и Имянаречения ребенок становился полноправным членом Общины и нес ответственность за все свои слова и поступки.

Гимн-Правьславление :
Трисветлая Рожана-Матушка!
Не дли оскудеть Роду нашему,
освяти чрево всех жен и невест наших,
благодатной силой своей,
ныне и присно и от Круга до Круга!

РОД И РОЖАHИЦЫ

Согласно верованиям древних славян именно Род посылает с небес на Землю души рождающимся детям.

Роду сопутствуют рожаницы. Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было . С ней в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно; ладушка, лада - ласковое обращение к супругу. Раньше свадебный сговор назывался «ладины». Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.

Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом «лелеять». Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.

Иногда упомянута только одна Рожаница: «Извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Також и до словен доиде се слов, и ти начаша требы класть Роду и Рожаницам, ... а се егуптяне требы кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ и раститель класом». («Сл. Св. Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали»). В светлой ипостаси Род сопоставлен с Аполлоном-Атремидом (Артемидом): «Артеми, юже нарицають Родъ» («Мученiе св. Трифона изъ февральской Минеи четiи по списку XV века.» Моск. дух. Акад.N584).

Византийский писатель Григорий, живший в XII веке, в «Слове об идолах» сообщал, что культ Рода - это одна из мировых религий. Христианскому автору не было никакого смысла возвеличивать «языческую» веру и, тем не менее, он доказывал, что Роду некогда поклонялись в Египте (под именем Осириса), Вавилоне, Греции (там его якобы знали как бога Аполлона), Риме и славянских землях. Конечно, он безбожно путал имена богов, но все же понимал, что Род - одно из высших божеств, почитаемое в разных уголках земли.

В том же XII веке было написано и «Слово Исайи Пророка», где автор сравнивает Рода и двух его рожаниц с финикийским богом Ваалом, «сидящим на небе». Чем больше он ругает исконного русского бога, тем яснее становится, что Род - не невзрачный идол, а древний повелитель небес. Летописец немецкого епископа Герольда Гельмольд в 1156 году писал: «Среди многообразных божеств, которым они (славяне) посвящают поля, леса, горести и радости они признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов» . Таким «Богом богов» у западных славян именуют Свентовита, скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода.
Даже после крещения Руси, спустя сотни лет, славяне продолжали ежегодно 8 сентября устраивать пиры в честь великого бога Рода. Да это и понятно: никто не желал прослыть Иваном, не помнящим родства своего!

В XVI веке, русские христианские священнослужители все еще вели разъяснительную работу. Так, в рукописи этого времени сказано: «Всем бо есть творец Бог, а не Род». Люди не спорили, соглашались: «Правильно, мир родил творец. Поэтому и имя ему - Род». Так его и именовали в русских переводах Библии - «рододатель».

Современные язычники ставят кумиры Роду в виде деревянных символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что имеет аналоги в Индии, где линга символизирует Рудру.

Кумиры такие ставят всегда на открытом месте и чем выше - тем лучше. Для изготовления кумиров Роду лучше всего использовать бук, вяз, ясень, но поскольку деревья эти редки, то предлагается заменить их кленом. Требы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде «пасхальных» яиц на могилы предков.

Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный Родион-ледолом). Праздник сей называется по-язычески Радогощем , чествуется и сам Сварожич, как солярное божество. Самое важное заключается в том, что Всевышний (Вышень), Род и Сварог, все боги и произошедшие от них люди являются родичами, родственниками. Все они - проявления первых богов, их уменьшенная копия. Люди называли себя внуками («Дажьбожьи внуки», например), а не рабами богов, как это принято в некоторых современных культах.

8 сентября - и РОЖАНИЦА . Праздник . Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию.
21 сентября - вторые ОСЕНИНЫ /МАКОШИ/, ДЕНЬ РОДА и РОЖАНИЦ и Рождество Майи Златогорки - матери Коляды.

Чертог Щуки, управляет им - Богиня Рожана, вечно молодая Небесная Богородица. Богиня семейного достатка, Душевного богатства и Уюта. Богородице Рожане совершали особые жертвоприношения едой: блинами, оладьями, хлебами, кашами, медом и медовым квасом. Богиня Рожана отвечает за рождение и покровительствует роженицам и Беременным женщинам. Человек, рожденный под этим знаком, как правило, должен познать рождение своего потомства и его воспитание на благо Рода.

22 Рамхатъ - 4 Айлетъ

Священное дерево – Слива (действие людское в союзе со знанием божьим). Она вбирает в себя к осени множество необходимых веществ – сущностных характеристик (витаминов), необходимых для нормальной жизнедеятельности живого организма, структурирует их, учитывая свойства совместимости (гармонии), каждого и усиливает одним сущностным аспектом действие другого и хранит их очень долго.

Люди, рожденные в Чертоге Щуки и Лебедя, стремятся к спокойной, гармоничной и размеренной Жизни, к традиционному укладу, наполненному чувственным сопереживанием. Для них самой трудной задачей является принятие важного решения.
Чертог Щуки дает способность адаптироваться в любой среде и везде чувствовать себя как рыба в воде.

Щука, которая исполняла желания небезызвестного лентяя Емели, что на печи сидел… она ведь непростая рыба, а очень интересная. Чертог Щуки об этом явственно говорит. Помните, знаменитую присказку «По щучьему веленью, по моему хотенью!»? Сказочный Емеля – лентяй и дурак, был вовсе не такой уж и дурак, когда поймал в реке щуку. Что может быть притягательнее, чем возможность получать всё желаемое?
Люди, рожденные в Чертоге Щуки, обладают на редкость уравновешенным и спокойным мировоззрением. А кроме того, им может позавидовать почти каждый, так как в любой среде, обществе, компании и ситуации, они себя чувствуют как рыба в воде.
Эта их способность видна и при прочтении названия чертога по законам всеясветной грамоты.
«Щ» у «КА». Буква «Щ» символизирует три единых, тесно связанных друг с другом планов бытия, законы мироздания и единство их для всех. Хвостик буквы «Щ», обращенный вниз как бы укореняет эти принципы для людей.
«КА» - это душа. Это устаревшее название нашей духовной составляющей.
Сложив вместе значения, мы поймем, что люди, чертога щуки, принадлежат к счастливым исключениям. Их намерения, мысли и дела, сама их сущность приведены в соответствие с законами Жизни и Духа. Именно по этой причине, их желания так часто и скоро сбываются и осуществляются.
И все же, в большой бочке мёда, характере человека - щуки, есть приличная ложка дёгтя. Щуке очень сложно определиться и остановиться на главном. Нередко она начинает распыляться по мелочам.
Человека, наделенного такими свойствами, можно сравнить с волшебной палочкой, исполняющей любые желания. Но эта палочка нуждается в мудром владельце, который сумеет направить ее возможности в хорошее и полезное для самой щуки русло…»

Люди, доверившие свою жизнь защите Чертога Щуки становятся пластичными, как рыба, и мудрыми, как щука. Щука - не пескарь и не карась. Это зубатая хищница, которая никогда не прет напролом, а наблюдает и выбирает момент своего Удачного действия. Щука - как опытный хирург - сто раз отмерит, один раз отрежет. Именно такой подход к жизни наиболее разумен и плодотворен. Не мельтешить, как мелкая рыбешка. А действовать, как царица вод.
Размеренность и разумность - особый дар для настоящей женщины. Щука стремится к порядку. Суета всегда некрасива. Гармония обязательна для счастья.

Одним из древнейших славянских божеств был Род - творец Вселенной, всего видимого и невидимого мира; «отец и мать всех богов». Родом называли всю Вселенную. Род, как правило, выступал как бог Вселенной и как домашний бог-предок, пращур; возможно, культ Рода как бога-предка со временем трансформировался в культ домового.

До утверждения верховенства Перуна, бога князей и дружинников, Род, творец всего сущего, был верховным божеством восточных славян.

С именем Рода связан широчайший круг понятий и слов, в которых корнем является «род»: род (семья, племя), народ, родина, природа, урожай, родиа (молния), родый (красный, «рдяный»), родьство («геена огаенная»), родник (водный источник), родия (лилии) и т.д. Исходя из этого можно предположить, что Род (как создатель жизни) был связан с водой земной и небесной, а также с небесным и подземным огнем.

Род - божество плодородия и родящей силы; его основная функция - рождение новой жизни. Считалось, что Род, находясь на небе, вдувает жизнь во все живое; он оплодотворяет землю с помощью дождя и росы. Так, согласно народным поверьям, роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом как все содержащая влага жизни, как божественная оплодотворяющая сила. При этом верили, что дождь, посылаемый с неба Родом, дает жизнь не только растениям, но и животным, и даже людям: так, язычники считали, что «Род, седя на въздусе, мечеть на землю груды (капли) и в том раждаются дети ».

В поучениях против язычества и других документах Род постоянно упоминается вместе с двумя рожаницами - женскими божествами плодородия, родительницами жизни. Род и рожаницы некогда считались небесными хозяевами мира.

Праздники Рода и рожениц, древних божеств плодородия, обычно посвящались новому урожаю и происходили в августе или в начале сентября. На этих праздниках Роду и роженицам приносили жертвы: еду (хлеб, мед, масло и т.п.), живых кур и т.п. Праздниками в честь Рода были, вероятно, и языческие русалии; возможно, что Роду посвящался и тот день, который позже стали называть Перуновым, а при христианстве - Ильиным днем. Считалось, что Рожаницы будто были небесными хозяйками Мира, явившимися людям в образе двух созвездий - Большой и Малой Лосих (позже созвездий Большой и Малой Медведицы). Изображали Рожаниц как полуженщин – полулосих. Однако Рожаницы не только даровали жизнь всему живому, но и «отслеживали» ее на всем протяжении. С их именами была накрепко связана судьба человека, как мы говорим, «его звезда». Ибо когда младенец появляется на свет, в небе зажигается дарованная Рожаницами новая звездочка. И от них зависело, будет ли судьба младенца счастливой или несчастной.

Проверь себя, ответив на вопросы: Какой бог считался у славян самым древним, прародителем всех других богов? В чём состоял его культ? Какие функции выполнял Род? Кто такие Рожаницы?

Богини рожаницы - неоднократно упоминаемые в славянских заговорах богини: Мать Лада и ее дочь Леля . Покровительницы беременных и рожаниц.

Современные учёные, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: вспомним - плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада , и с ним связано, пожалуй, не меньше слов и понятий, чем с Родом. Все они имеют отношение к установлению порядка: "ЛАДить", "наЛАЖивать" и так далее. Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: "ЛАДа", "ЛАДо" - ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. "ЛАДины" - свадебный сговор. Болгарское "ЛАДуванье" - гадание о женихах.

У древних славян также была Богиня по имени Леля - дочь Лады, младшая Рожаница . Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют "люлькой", нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом "лелеять". Аист, якобы приносящий детей, по-украински - "лелека". А само дитя и сейчас иногда называют ласково "лялечкой". Так родилась славянская Леля - Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю-Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?

Праздник Рожаниц справляли весной - 22-23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше - по числу месяцев года.

Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни и мужчины смотрели на него издали.

Лада

Лада – богиня первого поколения славянских Богов. Лада у наших предков считалась богиней красоты, любви и счастья. Она также выполняла функции покровительницы семейного очага. Это одно из верховных женских начал, которое в славянском пантеоне светлых богов олицетворяло собой женский идеал, но ни в коем случае не идеал материнства. Мать, хозяйка дома – это Макошь.

В тоже время Лада – это не девочка-весна, как Леля, это образ женщины, готовой к замужеству, но не вступившей на стезю супруги воина. Хотя многие исследователи полагают Ладу богиней брака.

Лада богиня изображалась молодой (25-30 лет) женщиной, иногда – с зеленоватыми волосами. Вокруг нее всегда вьются бабочки, а ее наряды состоят из листьев и в них преобладают естественно-природные цвета – зеленый, лазурный и багряный. Лада всегда весела, она наполняет вир теплом, добротой и любовью. Но любовь Лады искренняя, чистая и никак не связана с плотскими утехами. Лада – возвышенный образ женщины.

Лада - мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Богиня Земли.
Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре.

Лада – сакральный женский образ наших предков, в котором заключена вся непобедимая и непреодолимая солярная мощь Богов. Великая богиня Лада– покровительница незамужних женщин, аллегория сил плодородия и любви. В этом образе переплелись многие каноны славянского мироустройства, такие как мудрость, честь, прямота, искренность, которыми некогда обладали все женщины нашего народа.

Леля

Леля – богиня весны, девичьей любви, искренности и красоты. Дочь Лады, сестра (по другим источникам – племянница) Живы и Марены. Почиталась наравне с Ладой. Традиционные обрядовые элементы, связанные с этими двумя богинями, в славянской культуре практически неотделимы.

Леля – образ юной, чистой и светлой девушки, только-только достигшей возраста, когда ей можно выходить замуж. Это легкая и нежная аллегория предвечной чистоты непорочного женского сердца, его силы, непобедимой и непреодолимой для зла. Эту богиню наши предки представляли молодой русоволосой красавицей, уже не девочкой, но еще не женщиной, хранительницей очага. Именно поэтому образ Лели в отличие от Лады или Макоши никогда не рассматривается в соответствие с бытом. Леля всегда в окружении дикой природы – на опушке леса, у реки. Ее волосы гладит ласковый теплый ветер, ее рук касаются своими влажными носами лани и лисицы. Это беззаботное создание, лишенное даже намека на воинственность или агрессию.

У Лели есть своя руна, которая называется ее именем. Руна Леля символизирует воду в ее активном игривом проявлении («лила» с санскрита переводится как «игра»). Это легки, но мощный весенний поток, который навсегда стирает прошлое и несет с собой обновления для всего мира.

Символ Лели – береза. Ее символизм – образ молодой девушки, готовой подарить свое тело и душу лишь одному мужчине, своему возлюбленному.

Однако Леля – это образ немного грустный, не смотря на весь его позитив и жизнелюбие. Сохранилась легенда, которая повествует о том, как Леля полюбила Ярилу, сына Велеса. Полюбила открыто и всем сердцем, как только может любить подобное росинке чистое сердечко, не тронутое ни болью, ни бедами. Ярила в ответ на признание Лели только улыбнулся ей и сказал: «Я тоже люблю тебя, дева зари! И Мару люблю. И Ладу. Я люблю всех женщин, ибо от отца я унаследовал буйную неконтролируемую силу эмоций! Но если хочешь, то я буду с тобой и буду твоим. Но лишь на время». Такие речи обидели Лелю и она справедливо решила не связывать себя с богом весеннего солнца. Но в тайне она еще долго любила этого неистового и бесшабашного молодца, пока на повстречала на своем пути Финиста. Финист и Леля полюби друг друга, и вскоре поженились, но вечно молодая богиня весны навсегда сохранила в своем сердце маленькую искорку неугасимого чувства к Яриле.

  • < 4) Славянский календарь
  • Богини скорби Желя, Карна и Мать сыра земля >

В современном язычестве давно принято считать, что богинями пряхами, то есть богинями, плетущими нить судьбы человека, являются две богини — Доля и Недоля (Среча и Несреча), а богинями покровительницами рождения — Рожаницами являются три богини — Макошь Лада и Леля. Но так ли это? Возможно, что и то и другое утверждение частично неверно? В этой статье я не будут утверждать, что все нижеизложенные предположения являются фактами. Скорее, это версия и материал к размышлению.

Начнём по порядку. Сначала разберём кто такие Доля и Недоля и возможно ли, что богинь-прях вовсе не две, а затем попытаемся разобраться с Рожаницами.

Доля и Недоля, которых также называют Среча и Несреча, считаются богинями, которые плетут нить судьбы. Доля плетёт ровную и счастливую жизнь, а Недоля плетёт проблемы, страдания и кончину человека. Удивительно, но при упоминании Доли и Недоли почему-то все забывают указать на , хотя Макошь, судя по мифологии славян, является хозяйкой судьбы человека. Если привести аналогичные верования других древних народов, то мы увидим поразительный факт, что практически везде богинь судьбы именно три.

1. У римлян — парки: Нона тянет пряжу, создавая судьбу; Децима наматывает кудель на веретено, распределяя различные пути жизни; Морта — перерезает нить, заканчивая жизнь человека.

2. У греков — мойры: Клото — прядёт жизнь, Лахесис — определяет судьбу; Атропос — перерезает нить жизни.

3. У скандинавов — норны: Урд — создающая судьбу (прошлое); Верданди — становление судьбы или путь судьбы (настоящее); Скульд — будущее.

4. У южных славян — судженицы. Имена суджениц неизвестны, однако о том, что их было три, говорит тот факт, что в период двоеверия образы суджениц перенеслись на трёх христианских святых — Богородицу, святую Петку (Параскева Пятница) и святую Неделю (святая Анастасия).

То, что славянское, германо-скандинавское, римское и греческое язычество имеют одно происхождение, ведущее свою историю от индо-европейцев, уже давно доказано. Естественно, что за тысячелетия многое из этих верований сильно исказилось, однако, как мы видим, некоторые основополагающие вещи остались на своих местах. Таким образом, можно предположить, что мы несправедливо называем только двух богинь судьбы Долю и Недолю, а Макошь, только как их владычицу, потому что, по всей видимости, Макошь, Доля и Недоля являются тремя пряхами (а как вы узнаете чуть позже богинями пряхами могут являться только две богини, они же богини-рожаницы Макошь и Доля). Макошь создаёт нить жизни (здесь же, кстати, мы можем увидеть и её статус Рожаницы), Доля плетёт судьбу (возможно, что не только хорошую, но и плохую), а Недоля перерезает нить жизни.

Теперь стоит разобрать, кто такие Доля и Недоля. Если мы вернёмся чуть назад к древнеримским паркам, то увидим, что третья богиня-пряха, перерезающая нить жизни — Морта. Морта очень созвучна с нашей богиней . Конечно, можно предположить, что это всего лишь созвучие, однако если разобрать более подробно образ Мораны, то это кажется не такой уж и неправдоподобной версией. Морана в славянской мифологии — богиня смерти, богиня, которая забирает жизнь. Неужели сразу две богини — Морана и Недоля — участвуют в смерти человека? Я не пытаюсь опровергнуть такой вариант, но мне кажется сомнительным, что древние славяне или тот пранарод, из которого вышли славяне, имели такой сложный и не совсем логичный пантеон. Если принять во внимание тот факт, что Морана является богиней смерти, которая перерезает нить жизни, то выходит, что она и есть эта самая Недоля, Несреча, Морта, Атропос, Скульд.

Посмотрим с другой стороны, почему Морана могла быть третьей богиней судьбы. Сопоставим родственный пантеон богов. Из римского пантеона мы видим, что богиня мёртвых Прозерпина, которая соответствует нашей Моране, является дочерью Цереры, которая, в свою очередь, является соответствием нашей Макоши. В греческом пантеоне Персефона (Морана) является дочерью Деметры (Макошь). Таким образом вполне возможно предположить, что Морана была третьей пряхой потому, что является дочерью главной пряхи — Макоши. Поэтому именно Мара, Морана, Марена — дочь Макоши и богиня смерти является третьей богиней судьбы, оканчивающей жизнь человека.

Спрашивается: кто тогда богиня-судьбы — Доля, прядущая судьбу человека? На это также можно посмотреть с двух сторон — по родственным связям и по виду деятельности богини. Всем, кто знаком с язычеством, прекрасно известно, что дочерью Макоши (главной пряхи) является . Кем же ещё быть Доле, как не Ладой — дочерью Макоши и сестрой Мораны?! Больше того, Лада в мифологи славян — это богиня жизни, богиня любви и брака, богиня весны, покровительница рожениц. Именно она как нельзя лучше подходит под «роль» той самой Доли, которая занимается плетением судьбы человека. Здесь мы можем предположить, что тремя богинями судьбы в глубокой древности были Макошь и её дочери Лада и Морана. Доля и Недоля могли появиться впоследствии не как имена богинь, а как обозначение их деятельности, то есть Лада плетёт долю (судьбу др.слав), а Макошь перерезает нить жизни, то есть является недолей (конец судьбы).

С тремя богинями судьбы мы разобрались, а теперь можно перейти к богиням Рожаницам . Сегодня считается, что богинь Рожаниц также три — Макошь, Лада и . Так как мы не упоминали ранее этого имени, то стоит напомнить, что Леля является дочерью Лады — покровительница весны и любви. Богини Рожаницы, если судить по исследованиям историков-славянистов, в частности, по работам Бориса Рыбакова, являются одними из самых древних богов. Их изображения в виде лосих находят на древнейших археологических артефактах. Интересно, что древних лосих-рожаниц было две, а не три. Две Рожаницы изображены и на посуде, и в виде различных изделий, украшений и даже идолов. Третья Рожаница появилась после того, как исследователи славянской культуры стали интересоваться зодчеством, вышивкой и различными изображениями, где по большей части представлены именно три богини — одна в центре, часто на коне, в виде коня или лося, и две богини по бокам. Считается что это три богини-рожаницы, однако так ли это? Может быть, это мнение ошибочное и в виде трёх богинь древние и средневековые славяне изображали богинь-судьбы, а не Рожаниц?

Судя по всему, это действительно может быть так. Богинь-рожаниц по всей видимости должно быть две — Макошь и её дочь Лада. Богиню смерти Мару славяне не могли причислить к Рожаницам! Конечно, дочь Лады — Леля прекрасно подходит под третью Рожаницу, так как является покровительницей любви и браков, весны и молодости, рождения и рожениц. Настолько прекрасная богиня удивительно удобно встраивается в поверие о трёх Рожаницах, однако факты говорят о том, что их было две изначально, а под видом трёх изображали богинь судьбы, хотя, как вы узнаете далее, существенной разницы между ними нет.

Это не последняя головоломка в том, что касается Рожаниц и богинь судьбы. Здесь необходимо вспомнить также и поверие в и Рожаниц. Забегая вперёд, сразу стоит сказать, что, скорее всего, под Рожаницами и богинями судьбы понимали одних и тех же божеств, а разные наименования были необходимы для указания на те или иные сферы деятельности этих божеств, то есть, к примеру, Макошь как богиня-рожаница и Макошь, как богиня судьбы, Лада-рожаница и Лада богиня судьбы. Например, историк-славянист И. И. Срезневский сопоставлял Рожаниц или Рожаницу с греческими мойрами — богинями судьбы. А вот по мнению историка Н. И. Зубова, правильнее говорить не «Род и Рожаницы», а Рожаница и Род. По его мнению, Рожаница — это мать бога Рода. Неизвестно, было ли имя у матери Рода или для понимания её величия достаточно было назвать её рождающей Рода. По другим версиям, Рожаницы — это и вовсе те же души предков, которых также называли русалками, берегинями, вилами. Поэтому в древнем мире верили в верховного бога Рода и Рожаниц, то есть бесчисленных духов предков, которые обитают в этом мире или между двумя мирами. Также стоит упомянуть версию, по которой Род и Рожаницы состоят в «брачных» отношениях, то есть Род (род — родить, рожать) и Рожаница (роженица), как мужское и женское божество, покровительствующие плодородию на земле, то есть покровительствующие зарождению и процветанию всей жизни на земле. Однако все приведённые версии, кроме версии Срезневского, лично мне кажутся несостоятельными.

Род и Рожаницы покровительствуют жизни. В представлениях древних славян покровители жизни были не только божествами, дающими жизнь, но и предопределяющими судьбу человека. Некоторые историки делают предположение, что такое поверие пошло от того, что судьба древнего человека зависела от урожая в этом году, то есть от того, как распорядятся Рожаницы. Впоследствии такое поверие привело к тому, что изначальные богини рождения жизни и плодородия стали и богинями судьбы, которые плетут судьбу всему живому.

И ещё одно, что может прояснить путаницу между Рожаницами и богинями судьбы. Здесь стоит вспомнить тот исторический факт, что в глубокой древности верховным было божество женского рода — Макошь. Впоследствии, когда наступил патриархат и стали почитаться по большей части именно боги мужского пола, вдруг появляется Род, который выполняет те же самые функции, что и Макошь. То есть можно с большой степенью уверенности сказать о том, что Род — это мужская замена Макоши, и тогда всё встаёт на свои места. Проще говоря, сделаем вывод :

В древности существовали богини рождения, то есть богини порождающие всю жизнь на земле. Рыбаков их называет двумя небесными лосихами. Для нас они — Макошь и её дочь Лада. Впоследствии Макошь превращается в Рода (род — рождение). Лада остаётся Рожаницей. Под воздействием поверий в то, что боги рождения заведуют судьбами людей, Макошь и Лада становятся богинями судьбы. Здесь опять же есть старшинство — хозяйка Макошь, которая создаёт человека (рождает) и богиня, которая прядёт саму судьбу человека (Лада или Доля). Однако каждый человек проходит через рождение, жизнь и смерть. Поэтому к богиням-пряхам, прибавляется третья богиня, которая перерезает нить жизни, — Мара (Недоля).