Фаллические символы в искусстве и религии. Фаллические символы Фаллический культ в Сирии

Еще издревле люди вкладывали скрытый смысл в различные предметы. Также еще с древних пор известны так называемые фаллические символы. Но что это такое? Что значит фаллический символ? Какую роль такие знаки играли? Для чего они были нужны? Каково их место в религии и с чего все началось?

Что означает фаллический символ?

Фаллический образ отчасти связан с самим культом поклонения фаллосу - символом силы и плодородия для людей прошлого. Фактически такие символы люди могли видеть во многих предметах: в мечах, тонких длинных вертикальных камнях, монументах и вообще во всем, что имело соответствующую форму эрегированного полового члена. Также можно считать фаллическими символами: горы, рога, башни, мечи, молнии, деревья, палки, башни и другие предметы. Есть те вещи, которые похожи чисто символически, а есть конкретные предметы, сделанные людьми в виде фаллоса.

Для разных народов такой образ имел одни и те же значения. Фаллический символ являлся знаком плодородия, мужского начала, физической и духовной силы, благополучия, жизни, урожая, активности, комедии, творческой энергии.

Что же вызвало обоготворение фаллоса со всеми вытекающими культами? Вероятно, люди видели в мужском детородном органе и семени то, что дает жизнь другим, этакое продолжение всего и мужскую силу. А почти полная неконтролируемость процессов, связанных с этим, то есть полового возбуждения и оргазма, соотносило фаллос к чему-то невероятному, неподвластному человеку, но имеющее очень важное значение для многих народов. Другими словами, фаллос считался чем-то отдельным от человека.

К фаллическим символам можно отнести сам мужской фаллос и отчасти также женские половые органы.

Фаллические символы прошлого

  • Самые первые фаллические символы встречаются в эпохе неолита в виде рисунков. Были найдены изображения фаллоса во французских пещерах, сделанные 30-35 тыс. лет назад.
  • В Швеции нашли рисунки обнаженных мужчин, относящиеся к бронзовому веку.
  • Также подобные рисунки находили и в Африке. 5000 лет до нашей эры рисовали эрегированные пенисы рядом с убитыми животными.
  • В Зимбабве были найдены рисунки мужского полового органа, оканчивающегося цветком.
  • Среди наследия Древнего Египта присутствуют фаллические символы, изображенные на рисунках. Египтяне вкладывали в это глубокий смысл. Также у них был бог плодородия Мин, фигурки и изображения которого встречаются с эрегированным половым органом. К тому же было найдено много фаллических фигурок того времени в одном из храмов. Статуэтки выставлялись перед рисунком богини любви, что имело чисто символический характер.
  • В кельтской культуре фаллос отождествлялся с головой и символизировал плодородие.
  • В Китае существовал лингам, сделанный из нефрита, имеющий продолговатую форму.
  • Во Вьетнаме были найдены лингамы, сделанные в период с VIII и по XVI века.

История фаллических символов в Античности

А в античности, например, скульптура древнегреческого бога плодородоия Приапа устанавливалась в парках, садах и на урожайных участках для привлечения урожайности. Приап символично изображался с эрекцией. Его фигурки носили с собой или ставили дома для защиты и оберега.

В Древней Греции по декабрям устраивались оргии, сцены из которых впоследствии изображались на вазах. Эти оргии назывались фестивалями Диониса. Во время празднования люди несли деревянные или каменные фигурки фаллоса.

В Древнем Риме также использовались фаллические фигурки как украшения для женщин и изображались в храмах. Их могли еще вешать дома для оберега от сглаза и для удачи.

В Элладе воздвигали так называемые гермы в честь Приапуса. Они изображали голову мужчины с бородой и эрегированным членом на столбе. Устанавливали гермы у дорог, у полей и возле домов, так как считалось, что это отпугивает воров, грабителей и сглаз.

Индуизм

В Древней Индии существовал еще один фаллический символ - так называемый лингам, который представлял собой цилиндр с округленным концом и делался из камня, глины или дерева. Символ является частью культа Шивы, считается мужским началом и встречается во многих храмах. Индусы поклонялись лингаму не как простому человеческому органу, а как божественному проявлению жизни. Эта традиция поклонения сохранилась до сих пор.

Славянские фаллические символы

Самым известным фаллическим символом у славян является фаллос языческого бога весеннего солнца Ярилы. У него существует очень много символов. Ярило служил славянам знаком тепла, плодородия и, соответственно, сексуальной энергии.

Его изображали молодым здоровым юношей, а фаллическими символами служили его стрелы и копье.

Чучело Ярилы использовали в различных весенних обрядах и старались сделать акцент на его фаллосе.

Кулич тоже символизирует мужской половой орган. Традиция выпечки куличей на Руси берет свое начало еще в язычестве. Сам по себе он очень сильно напоминает фаллос: соответствующая форма и обставленные вокруг яйца. И как раз такая выпечка делалась с приходом весны, когда люди делали обряды для привлечения урожайности.

Фаллические символы в христианстве

Для христиан фаллос также имел особое значение, и есть тому доказательства.

Например, паломники времен Средневековья могли получить в одном из парижских монастырей фигурки в виде фаллоса на память от священников. Это можно было бы считать отголосками язычества, но даже некоторые христианские церкви оформлялись фигурками с фаллосами. Ранее существовали фаллические святыни.

Существовали святые того времени, фаллос которых играл значительную роль для верующих. Например, Святой Фотин, Святой Герлихон, Святой Приап Антверпена и другие. Считалось, что эти святые могут помочь бесплодным женщинам и избавить их от этого недуга, либо же помочь незамужним девушкам выйти замуж.

К сожалению, многие фаллические символы средневековой Европы не дожили до наших дней, потому что после этого настал период охоты на ведьм, а все, что связано с язычеством и ведьмами, порицалось. Считалось, что культу поклонения фаллосу прибегали именно ведьмы. Фаллическая символика искоренялась. Это был примерно конец XIV - начало XVI века.

Современные фаллические символы

Современные фаллические символы отличаются от тех, которые были раньше. Они уже не связаны с культом поклонения фаллосу и не имеют божественного значения, как в некоторых культурах. Тем не менее тоже имеют особую сакральность. Вот один из примеров: "Монолит" в Осло. Эту стелу сделал Густав Вигеланд. Вокруг нее находятся скульптуры обнаженных людей, что символически означает "круговорот жизни" и тягу к духовному.

Существует еще ряд монументов, таких как: "Женщина и птица" в Барселоне, "Бархат нации" в Деневре, "Дева ручья" в Пенгаме и другие. Все скульптуры объединяет лишь вытянутая форма. Скульпторы вовсе не пытались создавать что-то, что будет похоже на фаллос. Однако местные жители умудряются видеть в этом то, что хотели видеть.

"Гигантская сова" Брюса Армстронга выглядит как птица. В этом безобидном монументе, символизирующем мудрость, люди видят фаллический символ, особенно если смотреть с разных ракурсов.

Фаллические символы по Фрейду

Отец психоанализа - Зигмунд Фрейд - отмечал, что человек во всем видит образы и символы. И что люди подсознательно фаллический символ видят в том, что хотя бы немного похоже на половой орган. Сексуальность и все, что с этим связано, являлось ключевой частью его исследований. Даже сигары Зигмунд Фрейд выделял как явный фаллический символ.

Хотя теории Фрейда все еще остаются под вопросом, их популярность способствовала раскрепощению людей на тему сексуальных символов.

Заключение

Везде можно встретить фаллические предметы: в религиях, в магии, в язычестве. Они брали свое начало еще в далекой древности, когда люди только-только начали видеть скрытый смысл в вещах и предметах, продолжились в язычестве, а затем стали значительной частью мировых религий, искусства и культуры. Фаллические символы существуют все время, с тех самых пор, когда человек начал задумываться о более глубоких вещах, таких как смысл жизни, бог, жизнь после смерти. Фаллическими символами являются соответствующие фигурки, рисунки, стелы, различные предметы.

Фаллический культ имел для людей в древности высокое значение, так как фаллос воспринимался не как орган, а как нечто символическое и абстрактное, дающее продолжение жизни. Он был для них символом жизни, продолжения рода. Поэтому люди видели во многом фаллический символизм. Многие такие предметы являлись магнитами удачи, жизни, плодородия, счастья и благополучия. Фаллические символы в религии имели большое значение. Они встречались в христианстве, в иудаизме, у многих племен и у разных народов. Они есть и в наши дни.

Фаллическое каменное изваяние в окрестностях Хархорина (Каракорума), у буддийского монастыря Эрдэнэ Зуу в Монголии - продолжатель легенды сохранившегося до наших дней более древнего подлинника. Фото alex-dfg.livejournal.com.

Фаллический культ имеет прямое отношение к культу Неба как минимум со времен хунну, считают некоторые исследователи тенгрианства, не чуждые теории пассионарности К примеру, автор сайта, посвященного традициям, культуре и обычаям тюркских народов, имеет свой взгляд на этот счёт. Познакомимся с изысканиями приверженца идеи «Турана под Вечным Небом», Айрата Галимзянова из Казани – в его статье о гуннах как «сексуальных пассионариях Евразии».

Археологи при раскопках на территории казанского Кремля нашли алебастровый фаллос, наполненный зернами. Видимо, предки казанских татар использовали приемы сексуальной магии древней тюркской религии - Тэнгрианства - для обеспечения плодородия.

На территории Уфы, столицы Башкортостана, археологами также "найден бронзовый предмет с характерными признаками культа фаллоса". (Р.Б.Ахмеров "Наскальные знаки и этнонимы башкир", Уфа, "Китай", стр.33).

Ученые Балкарии на горе Донгат Чегемского ущелья раскопали интересный культовый камень, изображающий одновременно и женский, и мужской половые органы (И.М.Мизиев "Очерки истории и культуры Балкарии и Карача, XIII-XVIII вв", Нальчик, "Нарт" 1991, стр.151).

Древние тюрки-алтайцы изобразили на горе Калбак-таш шествие хоровода, в котором один из участников держит в вытянутой руке прямую палку-посох. А посох, столб, шест, мировое дерево у многих народов ассоциировались с мужским производительным началом - фаллосом. Мировое дерево одновременно разделяет и соединяет Небо и Землю - отсюда фаллическая символика мировой оси и ее алломорф типа линги.

Арабский путешественник Ибн Фадлан еще в Х веке зафиксировал у башкир 13 культов, в том числе единого тюрко-монгольского бога Тангры, коня, журавля и... фаллоса!

Ибн Фадлан констатировал, что многие башкиры-мужчины носят на шее деревянные амулеты в виде фаллоса как признак и культ мужественности.

У бурзянских, минских башкир до недавнего времени существовали ритуалы почитания изображения мужского полового органа, вырезанного из дерева. Им оберегали детей, вывешивали в хлев для обеспечения плодородия.

Деревянная фигурка фаллоса, называемая "кут-ата" имеет генетические связи с архаичным фаллистическим культом, имевшим место в быту башкир". ("Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа". Уфа, "Гилем", 1998, АН РБ, стр. 102).

У балкарского селения Верхний Чегем ученый М.М.Ковалевский отмечал наличие ритуального камня в виде фаллоса, к которому приходили бездетные женщины с подношениями и просили детей.

А в Карачае подобные же дары бездетные женщины приносили к одинокой сосне. (И.М.Минав... стр 151). У алтайцев-кумандинцев "известно об обряде "коча-кан", являющем собой ритуальное фаллистическое действо испрашивания плодородия.

По поверьям монголоязычного племени ойратов, в Цолви - небесном божестве, духе-хозяине планеты Венера - сосредоточена производительная сила, женщины просят Цолви о детях, причем в метафоре он уподобляется фаллосу отца Цогтая.

Хакасы с левого берега реки Абакан приносили речную гальку откровенно фаллистической формы и каменному изваянию хуртуях-тас. (Л.Р.Кызласов, "Древнейшая Хакасия", изд. Моск. Ун-та, 1986 стр. 171).

Несколько севернее башкирского селения Сапай есть первоначально естественный объект природы, но преобразованный древними скульпторами в столб-фаллос высотой в два метра и диаметром в 40 см. Столб имеет небольшое утолщение кверху и углубление на вершине.

В Хакасии есть много каменных изваяний и менгиров, часто имеющих форму звериного фаллоса (Л.Р.Кызласов, стр.87).

Хакасские изваяния тазминской культуры имеют обычно верхнее фаллическое завершение типа "головного убора". Одно из изваяний, изображающих антропоморфное мужское божество с фаллическим завершением головы, найдено на правом берегу реки Белый Июс. (Л.Р.Кызласов, стр.209).

Тюркский Свадебный посох рассматривается учеными как метафора фаллоса; палка дублирует сватающего мужчины.

"Палку можно также рассматривать как рудимент мирового Дерева жизни, присутствие которого придавало силы. В эпизоде сватовства палка как рудимент дерева символизирует плодородие. В тоже время в вертикальном положении палка вмещает также идею соединяющего звена Неба с Землей.

Обратим внимание на традиции вонзания в землю «колга» - длинного шеста, устойчиво соблюдающееся во всех родовых празднествах, сабантуях, на усадку основного основа юрты, на наличие во дворе хозяина длинного шеста и наличие в руках воина длинной пики в вертикальном положении во время жертвоприношения и т.д.

Во всех случаях вертикальная линия - символ связи Неба с Землей, обеспечивающий благополучие и устойчивость, крепость деяний человека. Отсюда в знании людей (предков) крест как знак Тэнгри". ("Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа" Изд. "Гилем", Уфа-1998 Р.А.Султангареева АН РБ, стр.78-79).

На многих изваяниях в Хакасии изображены сексуальные акты существ верхнего мира с существами, воспроизведенными в среднем мире, на земле. Иногда в виде божества бывал изображен горный козел с резко очерченным фаллосом. (Л.Р.Кызласов... стр.201).

Гунны (хунну) в древности переправлялись и на японские острова, участвуя в этногенезе японской нации. Японская мифология сообщает, что божеская пара Изанаги и Изанами " возмущали океан огромным копьем с наконечником из драгоценного камня (фаллос); капающая с наконечника морская вода образовала первый остров, по имени Оногоро, который с виду похож на огромный фаллос.

Затем они стали бегать вокруг небесного столба, искусственно сделанного в виде фаллоса, и породили остальные японские острова, а также произвели и многие другие божества". ("Иллюстрированная история религий", том I, под ред. проф. Д.П.Шантенье де ля Соссей, изд-е 2-е, Росс. фонд. мира, стр. 87).

В Японии культ фаллоса и ктенес был официально запрещен в 1872 году, но "в отдаленных местностях его можно встретить и по сию пору. Эти "женские и мужские камни"... бывают и натуральными и искусственными.

Естественные фаллосы и ктенесы встречаются различных величин, достигая величины утесов, из которых один образует целый остров по имени Оногоро. Им придают гораздо больше значения, чем искусственным, и они-то, вероятно, и вызывали возникновение культа, так как они, конечно, древнее искусственных изображений. Искусственных ктенесов не делают, но фаллосы из камня, глины, дерева и железа очень распространены.

Бесплодные и больные женщины приносят в жертву фаллосу два вида раковин. Персик и боб служат символом ктенеса, гриб и рыло свиньи - фаллоса.

Крупные экземпляры фаллоса и ктенеса встречаются иногда отдельно, но чаще всего попарно; их помещают иногда в небольших вместилищах, под навесом, но в большинстве случаев прямо под открытым небом. Им приносятся жертвы, состоящие из яств и напитков. Маленькие символы их употребляются при домашнем богослужении" (там же, стр. 95).

Однажды японская Дева Тамаери-химэ, развлекаясь на берегу реки Исикава, увидела и плывущую по течению стрелу, окрашенную в красный цвет. Она подобрала эту стрелу и положила ее к себе в постель, отчего забеременела и родила сына. Здесь налицо параллель боевого оружия и фаллоса.

Корейцы фаллический дух называли Пугын, а в посвященных ему святилищах вывешивали на стене изготовленный из дерева фаллос. Несмотря на запрет, его культ сохранялся до начала ХХ века.

Как известно, древнетюркские племена гуннов перешли из Центрально-Азиатских областей и на Корейский полуостров и на Японские острова. А на Западе - до Северной Испании.

Племена гуннов были пассионарны и чрезвычайно сексуальны, видимо, вследствие этого по основной части Евразии в областях, испытавших нашествие гуннов, у местных туземных племен и народов наблюдалось явление гетерозиса и появление гуннского стремления к завоеваниям, походам. "Эффект домино" вызвал последствия по всей Евразии.

Предки арийских-нордических и славянских народов также испытали на себе "великое переселение народов", инициированные гуннами. Это было не бесследное явление.

"В композициях эстонских ковриков использовались... деревья жизни,.. мужские и женские фигуры - одиночные и парные, а также фаллос - символ плодородия". ("Эстонская панорама", сборник 1987, Таллин, стр. 41).

Со времен викингов шведы языческий праздник Середины лета празднуют в пятницу, ближайшую к официальному дню летнего солнцестояния. В этот день воздвигается праздничный шест, украшенный цветами, листьями и флажками, так как викинги считали, что шест - фаллический символ, оплодотворяющий Мать Землю. Вокруг этого шеста потомки викингов водят хороводы, пляшут и пьют пиво. ("Известия", 5. 07. 2000).

Корень "яр" имеет сексуальный смысл во всех тюркских языках. В русском языке "яр" несет в себе понятия весеннего света, тепла, сексуальной активности, плодородия; "ярость" - гнев, похоть, "ярун" - похотливый и т.д.

Ярило - славянское божество, связанное с языческим культом Солнца. Во время обрядов соломенное чучело Ярилы изготовлялось с огромным торчащим фаллосом.

В испытавшей нашествие гуннов-эфталитов Индии в честь мужского полового органа строили храмы.

Фаллос был громовой стрелой - ваджрой - великого древнеиндийского Индры.

В шиваизме существует поклонение фаллосу и женскому символу. Поклоняются лингаму, поднимающемуся в виде каменного столба из йони (женского символа).

И сегодня, как и в древности каждое утро женщины приходят, чтобы почтить символ мужской мощи, воплощение бога Шивы. Они украшают каменный фаллос цветами, окропляют благовониями и верят, что он сделает их счастливыми.

Молящиеся бросают к каменному лингаму немного риса, кусочек банана или щепотку красного порошка. Тысячи паломниц прижимаются животом к огромному каменному фаллосу, молят о зачатии.

В тантрическом буддизме и других восточных учениях фаллос называют нефритовым стеблем, флейтой, жезлом, скипетром, драгоценным камнем, положительной вершиной, горным утесом, яньской пагодой, оружием любви, дипломатом, послом, генералом, тигром, змеей, петушком, приспешником, мальчиком, монахом, адептом, воином, героем.

АРД: По идее Галимзянова получается, что фаллический культ был привнесен в культуру всех народов, попавших в «ареал завоеваний хунну-гуннов»? На том основании, что он был атрибутом тенгрианства - коренной религии всех народов? Вопросы к размышлению))

Однако любопытным в этом ракурсе предстает тот факт, что в «колыбели тенгрианства», а также прародине тюрков и монголов, откуда в далекой древности исходили волна за волной народы хунну по всему континенту - на территории современной Монголии - таковой культ до сих пор не забыт.

Пожалуй, всем бывавшим в Хархорине (Каракорум), что в Монголии признан как древняя столица Великой Монгольской Империи, известна эта «достопримечательность»:

Говорит ли новодел о том, что в Монголии на самом деле сильны традиции тенгрианства? Или это лишь способ отвлечь внимание многочисленных паломников и туристов от настоящего культового объекта? И снова вопросы. А ведь, казалось бы - такая простая штука…

Никто особо не задумывается об этом, но вся наша жизнь напрямую связана с символами, которые нас окружают. Некоторые люди относятся к ним нейтрально, другие же устраивают из них культ, иногда доходящий до фанатизма. Целый вокруг нас. Они есть во всех сферах жизни, начиная от телепередач и кинофильмов и заканчивая Нельзя забывать и о стихотворной форме, где каждое сочинение зачастую помимо основного смысла имеет и подтекст. А двойное значение - это одна из главных характеристик, необходимых для определения истинной сущности. Казалось бы, обычные на первый взгляд предметы на самом деле несут в себе совсем иной символизм и подтекст. Герман Гессе, например, считал, что каждое явление на земле - это символ, а через него душа проникает в наш мир.

Изображения с фаллическим смыслом были популярны у большинства народностей, на всех континентах нашей планеты, следовательно, творцы (живописцы, скульпторы, литераторы) часто использовали их в своих произведениях.

Фаллические символы - что это такое?

К ним можно отнести образы и предметы, способные вызвать ассоциации с органами оплодотворения как мужскими (фаллос), так и женскими (ктеис). Однако не стоит ограничивать подобные символы вытянутыми и стоящими предметами, как делают это многие авторы, изучающие данный вопрос. Так как репродуктивная функция относится к одной из наиболее важных для человека, соответственно, и многие народы, их культуры почитают все, что напрямую или косвенно связано с этим процессом. Практически в любой религии мира можно найти символы, похожие или напрямую изображающие фаллос или другие половые органы. Не обошла эта особенность и праведное на первый взгляд христианство.

Доисторические фаллические символы

Первые сведения об использовании фаллических символов отсылают нас к временам неолита, постледниковому периоду. На рисунках, обнаруженных в пещерах на территории современной Франции, были изображены фаллосы, символизирующие мужскую силу и основу рода. Согласно данным проведенной экспертизы, этим рисункам около 30 тысяч лет. В Швеции были найдены изображения бронзового века, на которых явственно различим охотник с явно гиперболизированными половыми органами.

В Зимбабве был обнаружен рисунок огромного пениса с прямой линией, тянущейся вдоль и переходящей в цветок лилии, что, по мнению историков, символизировало половой акт и продолжение рода. Как показывают данные находки, фаллические символы древности применялись в искусстве и быту на всей территории нашей планеты, несмотря на отсутствие контактов и связи между континентами.

Символы фаллоса в Египте и Риме

Зарождение современной цивилизации началось в регионе Средиземноморья, в истоке Нила, самой плодородной части Египта. Культ фаллоса был довольно популярен в египетской древней мифологии и представлен божествами Мином, Амоном Ра и Асирисом. Ходили легенды о размерах полового органа фараонов. Некоторые фаллические символы можно встретить в экспозициях краеведческого музея в Каире.

Сохранилось множество артефактов эпохи Древней Греции: скульптур в виде фаллоса, возведённых в честь бога Диониса, а также изображений празднований в его честь. Также дошли до наших дней скульптуры Приапа, бога-беса, главного представителя фаллического символизма в этой древней культуре. Зачастую детородный орган Приапа изображался длиннее его тела, показывая тем самым его могущество. В честь него устанавливали скульптуры, представляющие собой длинную каменную колоду с головой бородатого мужчины и длинным пенисом. Позже фаллические традиции эллинов перекочевали в Древний Рим, где подобные изображения и артефакты приобрели магическую силу оберегов. По преданию, они отводили сглаз и защищали от злых потусторонних сил. Практически в каждом дворе был подобный тотем.

Славянская культура

Фаллические символы у славян можно встретить практически у каждого языческого божества. Помимо этого, они широко применялись при проведении обрядов. Воспринимались они славянами как обереги. Иногда талисман в виде фаллоса вывешивался на ворота и, по мнению хозяина, помогал в развитии домашнего хозяйства. Даже русское слово «удача» имеет древнеславянский корень "уд", который соответствует имени древнего бога, ответственного за успешное исполнение любовных контактов. Бог Уд изображался на рисунках с другим эротическим знаком - венком из калины, символом девственности и целомудрия. Венок был проткнут рогами Уда, что означало первый половой контакт. Сувенирные фаллосы на территории Древней Руси изготавливались из разных материалов. В особом почете была бронза.

Другой традицией язычников являлась выпечка куличей. Форма такого изделия напоминала мужской детородный орган с характерной шляпкой на верхушке, залитой белой сахарной глазурью (похожей на мужское семя). Кулич посыпался зерном, которое символизировало плодородие и пробуждение природы. Зачастую такую выпечку дополняли крашеными яйцами, что в комплексе выстраивается в явный символ мужского детородного органа. Именно кулич после крещения Руси перешел из языческой в христианскую традицию, фактически сохранив свое первоначальное значение.

Роль символов в христианстве

Заменив в Киевской Руси язычество, христианство, тем не менее, вобрало в себя многие фаллические символы При этом также принесло и свои. Фаллические символы в христианстве можно встретить на каждом шагу. Например, купол, который венчает православные и есть не что иное, как символ необрезанного фаллоса (как у иудеев). Стоит посмотреть и на классическое строение христианских храмов, где основа похожа на мошонку, а высокая часть напоминает фаллос. Следует отметить, что на заре зарождения христианства Иисус изображался с половыми органами. Наглядным примером служит Терракота времен Меровингов из музея Сен-Жермена, изображающая Иисуса с пенисом. При этом он держит копье в одной руке и луну в другой и побеждает зло, представленное в Другим главным символом, который должен иметь каждый христианин, является крест. По преданию, он также являл собой знак детородного органа. Помимо скрытых символов, в христианстве использовались и открытые изображения фаллосов, например, в украшении некоторых католических церквей Испании, Чехии, Франции. Также с развитием паломничества по святым местам фаллические символы появились и в памятных значках, предлагаемых монахами.

Падение популярности фаллических символов

С наступлением эпохи Реформации данный культ утратил свою популярность. Фаллические символы в искусстве стали реже встречаться. На сексуальность было наложено табу, и все упоминания фаллоса в произведениях изобразительного искусства старались закрашивать, а половые органы на скульптурах прикрывались фиговыми листками. Многие ученые тех времен осуждали сексуальность и стыдились упоминаний о ее атрибутах в культуре. Длился данный запрет около 200 лет, и за это время многие произведения искусства были переделаны, но не все из них затем можно было привести в первозданный вид.

Фрейд и возрождение культуры сексуальности

Одним из тех людей, которые сняли запреты с темы сексуальности, был известный немецкий врач-психолог Зигмунд Фрейд. Он считал, что мысли человека трансформируются в образы и символы. Фаллические символы, по Фрейду, имеют место практически в любом предмете. Они вместе с иными неосознаваемыми образами зачастую проявляются в сексуальных формах. Многие считают теорию Фрейда ошибочной и несостоятельной, однако тот резонанс, который она оставила в обществе, явно повлиял на современное искусство и общество в целом, вновь открыв миру сексуальность и ликвидировав табу, возложенное на фаллические символы.

Современность

В наше время фаллические символы не являются чем-то постыдным и используются повсеместно. Их можно встретить в современных живописи, скульптуре, литературе. Многие художники пытаются эпатировать публику использованием изображений половых органов в своих инсталляциях. Появилась такая форма фаллического искусства, как обнаженный перформанс, где главным полотном для искусства выступает сам человек, а прямое демонстрирование половых органов есть не что иное, как выражение своих эмоций, через символы частей тела. Также изображения фаллосов и их символы продаются в качестве различных сувениров во многих странах, особенно Азиатского региона.

Фаллический культ выражается:

1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ;

2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов;

3) в антропоморфировании этих органов как божеств плодородия земли и человека,

4) и в поклонении этим божествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия, общественным проституированием и противоположными актами: самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом.

Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название. Он одинаково распространен в различных стадиях развития у самых первобытных племен и у культурных народов внеевропейских (например, японцев), а в виде многочисленных переживаний у крестьянского населения Европы. Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить "кукиш" оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет свое начало от фаллического культа, так как изображение фалоса, символом которого является в данном случае "кукиш", в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной фаллического культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, то есть в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде , могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия.

Значение фаллического культа

В пещере Ла Мадлен найдена галька явно фаллической формы с выгравированными мужчиной и женщиной на противоположных сторонах. По всей вероятности, гинандроморфные образы символизируют единство родовой корпорации. Отдельным находкам исследователи не дают четкого толкования, именуя их просто предметами. Однако специфика формы и особенности орнаментации также позволяют усматривать фаллическую смысловую нагрузку.

По общему виду скульптурных фигурок и повторяющимся особенностям деталей правомерно сделать вывод, что они имели различное функциональное назначение.

Во-первых, фаллические фигурки, бесспорно, служили объектом культового поклонения, условным знаком приходящей извне духовной мощи, физической и психической энергии, проникающих в женское тело посредством фаллоса, превращаясь там в душу будущего человека.

Во-вторых, эти статуэтки, похоже, применялись при родовспоможении, как это наблюдалось еще в XIX веке у северных народов России, когда фаллического вида божок ставился рядом с роженицей и должен был способствовать благополучному разрешению от бремени. Нельзя исключить, что и в более ранние времена повсеместно фаллические фигурки использовались с этой же целью: воздействовать психически, а то и физически на беременную женщину, чтобы вызвать возбуждение и сокращение мышц для облегчения родов (использование эффекта пласебо).

В-третьих, указанные предметы могли применяться при обрядовом осуществлении дефлорации девушек родового сообщества. Скульптурный фаллос в этом случае выступал символом рода, члены которого утратили право на инцест. Родовой фаллос со временем приобрел значение символа власти в роду и стал жезлом родоначальника. Отголоски этого обряда сохранились до наших дней. Скажем, в ряде местностей Индии девушка накануне замужества производит самодефлорацию с помощью каменного божества. Если же умирает незамужняя, то жрец храма совершает обряд дефлорации тем же каменным приспособлением.

В-четвертых, не исключена возможность чисто прагматического использования предметов фаллической формы в качестве люстмахера для мастурбации и эротических переживаний. Допустим, при неудовлетворенности женщины половыми партнерами или отсутствии таковых по причине войны, затяжной охоты и т.д.

Можно предположить, по аналогии со скифо-сарматской культурой иную практическую функцию. Дело в том, что киммерийцы-«доители кобылиц», скифы и сарматы ради повышения удоев молока применяли хитроумное изобретение -- полую костяную трубочку, черезкоторую вдували воздух для возбуждения кобылы. Тот же эффект сексуального раздражения мог использоваться и для увеличения истока материнского молока у кормящих женщин, тем более, что кормление грудью в силу ограниченности продуктов питания иной раз продолжалось до 5--7-летнего возраста. И, наконец, в-пятых, вполне может статься, что фаллическими предметами пользовались для садистски жестоких наказаний неисправимо провинившихся членов рода, которые лишались тем самым своей мужской социальной роли. У тех же скифов-сарматов юноша, отказавшийся от военного подвига, долженствующего перевести его в разряд мужчин, обязан был носить женскую одежду и выполнять все женские функции. По Ветхому Завету, «у кого раздавлены ятра или отрезан детородный орган, тот не может войти в общество Господне». Но самой крайней мерой наказания, известной в истории, являлось сажание на кол -- казнь, получившая широкое распространение в Сарматии, как в XVI--XVII веках называлась на Западе Речь Посполитая.

Выделение функциональных различий не означает, что фаллические предметы были строго дифференцированы. Им могло быть свойственно и многоцелевое назначение. (Так, соединение первой и третьей из названных функций порождало идею силы власти). Вместе с тем, сами они подвергались стилизации, превращаясь в амулеты и символические укра- шения, иной раз весьма пикантные. Например, керамическая статуэтка-сосуд, на которой изображен минет (Перу), с ручкой, имеющей вертикальный отвод. А в наши дни у курских женщин большим спросом пользовалась губная помада в виде фаллоса.

Нельзя конечно, исключать и того, что в рисунках, гравюрах и скульптурных композициях проявлялись мотивы, мягко именуемые сегодня «туалетным творчеством». Наблюдаемая ныне заборно-стенная живопись имеет своими истоками творчество древних, которым, так же, как и современным людям, был присущ выплеск сублимированной энергии.

По мере усиления патриархальных тенденций первобытной общины, и в особенности с переходом к производящему хозяйству и вирилокальному принципу социальной организации, такие ритуально-культовые предметы и изображения встречаются все чаще, а их символическое значение все более отдаляется от первоначального комплекса эмоциональных переживаний, о чем говорит постепенная стилизация формы. Можно даже определенно сказать, что вместе с изменением формы происходит трансформация идеи, принимающей смысл силы, могущества родовой власти, и в конечном счете власти вообще.

Наиболее, может быть, показательной в этом плане является так называемая «молоточковидная булавка», встречающаяся в захоронениях (погребальных комплексах) катакомбной культуры (II тыс. до н.э.), ассоциируемая археологами с родоначалием. Она изготовлялась из кости теперь уже вымершей рыбы spurus. Молоточковидная булавка имела вытянутую сигарообразную форму и украшалась орнаментом ленточных насечек.

Характерно в этом отношении, заметим, наличие у донских казаков вплоть до XX века в качестве основного символа передачи власти атамана -- насеки (аналог жезла родоначальника), на которой насечками отмечалось каждое очередное правление. Так же, как и в других случаях, жезл-насека имел стилизованную форму. Возможна и семантическая связь прочерчиваемых на насеке отметок с орнаментированием жезла начальника в родовых обществах.

Идея могущества и власти опредмечивается также в изображениях змеи, царском жезле и скипетре. Она прослеживается и в архитектурном ансамбле средневекового рыцарского замка, обязательным компонентом которого выступает взметнувшаяся ввысь башня. Фаллос символизировал и общее одухотворяющее начало. Семя считалось воплощением и источником жизненной силы. В древнеиндийской мифологии оно отождествляется с абсолютным идеальным началом, лежащим в основе мироздания. У многих народов кастраты считались социально неполноценными. Оскопить мужчину значило лишить его символа власти и жизни. Половой член поверженного врага зачастую числился почетным воинским трофеем, как скальп у индейцев. (Некий египетский фараон XIX династии, рассказывая о поражении, нанесенном им ливийцам, называет среди трофеев 6 359 половых членов ливийских воинов, а также сыновей и братьев вождей и жрецов.

Особое значение придавалось эректированному фаллосу, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен был внушать окружающим страх и почтение. У австралийских аборигенов мужчины при встрече в знак приветствия дотрагивались до половогочлена друг друга. На фресках Тассили каменного века носители высокого социального кий религиозный символ. В Древней Греции перед храмами и домами ставили квадратные колонны (гермы) с мужской головой и эректированным половым членом, охранявшие дороги, границы, ворота. Повреждение герм считалось святотатством. Дети носили на шее амулеты в виде фаллоса как средство защиты от зла. А мифологический Приап, божество плодородия и покровитель чувственных наслаждений -- изначально собственно фаллос.

Его имя стало поэтическим эвфемизмом для обозначения полового члена. Отсюда возник и медицинский термин «приапизм». Древние греки и римляне иногда завязывали крайнюю плоть или применяли специальный зажим -- fibula (отсюда инфибуляция).

Наряду с прямыми символами силы и могущества широко культивировались и другие, косвенно характеризующие признаки мужского сексуального поведения. Орлы, соколы, львы выступают как тотемический властный атрибут, отражая в своем облике агрессивность, свойственную мужскому этологическому типу. Показательно, что в начальные периоды становления государственной власти, ее сущность ассоциировалась в сознании людей с мужской потенцией, поэтому социальными экспектациями правителю предписывалось иметь бесчисленное множество жен и наложниц. Разумеется, в определенной мере это усиливало державный патернализм, так как не только в общественном мнении, но и в реальности, тем самым, воспроизводились отношения отца--правителя и детей -- его подданных. Однако в еще большей степени мужская сила расценивалась как способность к управлению государством, умение поддерживать мощь государственного образования и защищать страну от внешних врагов. Даже египетская царица Хатшепсут, приняв титуфараона, приказала изобразить себя в виде мужчины с искусственной бородкой, и э и это несмотря на мощные пережитки матриархата в династическом наследовании власти. И в мифологии древних греков Уран -- бог неба и первый правитель Олимпа, утратил власть над богами вместе с потерей детородного органа в результате заговора своих сыновей.

Младший сын Урана -- Крон, который и осуществил эту операцию кривым стальным мечом, стал новым небесным иерархом. Как известно, из капель крови божественного фаллоса родились богини проклятия, кары и мести -- эринии (Алекто, Тисифона, Мегера), а из пены, поднятой его падением в море, -- богиня любви Афродита.

Нас окружает мир символов, которые перед нашими глазами появляются везде, куда бы мы ни бросили взгляд. Фаллический символ также не является исключением.

Символ фаллоса принадлежит и к языческой культуре, и к магии, а вместе с тем, является понятием. Фаллос - это сексуальный символ, он может быть представлен, как изображение, рисунок или действие, которые используются для обозначения определенных понятий, предметов или ощущений.

В разных культурах сексуальные символы имели один и тот же смысл. В первобытном обществе наблюдалось различие между символами женского и мужского начала, рождения и плодородия, и так далее. Фаллические изображения, существующие в наше время у культурных народов, также наглядно изображают это представление.

Начиная с древности, образное видение во многих культурах стало началом Культа, который заключался в обоготворении женского (ктеис) и мужского (фаллос) органов, как независимых божеств.

Культ - это форма религиозного действия, подразумевающая совокупность специфических действий (обрядов, ритуалов, церемоний), которые спровоцированы вероучением и направлены на сферу священного. Для различных типов религиозных течений смысл и направленность Культа могут иметь существенные отличия, но их суть всегда одинакова - прямое обращение к священному, вера в возможность быть услышанным небом.

В соответствии с культовыми действиями, фаллические образы существуют, как живые сущности, о чем свидетельствует таинство процесса зачатия и рождения, а также на их самостоятельное существование указывает импульс и бессознательность, характерные для процесса воспроизведения, при котором органы мужского и женского начала действуют независимо от желания индивида. Таким образом, возникло представление о фаллосе, как об индивиде, который ведет существование, независимое от человека, и может проявлять себя независимо от его решений.

Поклонение фаллосу - культ древности, который берет начало с эпохи неолита и подразумевает почитание символа мужской силы, как божества плодовитости и продолжателя жизни. Культ фаллоса отображен во многих цивилизациях мира. Первые символы фаллоса были обнаружены в начале неолита, по завершению ледникового периода. Несмотря на то, что фаллические рисунки встречались не часто в доисторическую эпоху, они сохраняли свою высшую символичность, выражая мужскую силу, мощь и плодовитость.

Многозначительным являлся эректированный фаллос, от вида которого, как верили многие народы, у его поклонников должны возникать страх и почтение. Показательным в этом смысле является фаллический культ индийского происхождения, где фаллос представлен, как объект поклонения.

У некоторых народов, в том числе, и в африканских племенах, как это происходит до настоящего времени, социальный статус мужчины характеризуется величиной его полового органа. Начиная со времен викингов и до сегодняшнего дня, в Швеции празднуют день "Середины Лета". Этот языческий праздник наступает в ближайшую пятницу до дня Летнего солнцестояния. Воздвигали праздничный шест (согласно представлениям викингов, шест символизировал фаллос, оплодотворяющий землю), украшали его цветами, растительностью, флагами. Вокруг шеста древние викинги устраивали хороводы, пляски, распивали пиво. Буквосочетание "яр" взято из тюркского диалекта, оно имеет сексуальный смысл. В русском языке корень "яр" обозначает весеннее солнце, тепло, сексуальную активность, плодородие (ярун - означает "похотливый").

Ярило - славянский бог, ассоциирующийся с культом Солнца. Для проведения обрядов поклонники божества изготовляли чучело из соломы, при этом уделяя особое внимание фаллосу: он должен был выделяться на фоне силуэта своим объемом и формой. На территории казанского Кремля в числе археологических раскопок был обнаружен фаллос, изготовленный из алебастра, наполненный зернами. Все указывает на то, что предшественники казанских татар использовали методы сексуальной магии по древней тюркской религии - Тэнгрианству с целью обеспечения плодородия.

Функциональное назначение фаллических скульптурных фигурок:

  • они служили объектом поклонения, созданного культом, представляли собой условный знак духовной силы, приходящей извне, физической и психической силы, проникающих в утробу потенциальной роженицы посредством фаллоса и преобразующихся в душу человека;
  • использовались с целью благополучных родов;
  • применялись для физического и психического воздействия на беременных, чтобы спровоцировать возбуждение и сокращение мышц для облегчения родового процесса (эффект плацебо);
  • фаллические символы применялись в обрядах по осуществлению дефлорации девушек, как это было принято в родовом сообществе;
  • фаллос являлся символом рода, члены которого не имели права на инцест. В некоторых регионах Индии перед замужеством девушка обязана самостоятельно провести дефлорацию, используя каменное божество.

Но ритуально-культовые предметы фаллического типа не подразделялись на строгие категории. Они могли иметь символическое назначение, отдаленное с течением времени от первоначального - эмоционального, при котором одновременно с преобразованием формы осуществлялась и трансформация идеи о силе. Трансформация стала символом общего духовного начала, в котором косвенным образом были охарактеризованы признаки как мужского, так и женского начал.

Семя считали источником и воплощением жизни:

славянская мифология повествует о способе лечения бесплодия при помощи "перуновой стрелы". Лук с натянутой тетивой и вложенной стрелой символизирует оплодотворенную утробу в мировом значении, а также отражает идею космически организованного мироздания. В древнеиндийской мифологии оно представлено, как абсолютное идеальное начало, присутствующее в основе сотворения мира;

  • орлы, соколы, львы - тотем и атрибут власти, который представляет агрессивность, присущую мужской этологии;
  • треугольник - символ объединения нескольких понятий: если он расположен острием вверх, то означает мужское начало, вниз - женское, мать народов;
  • яблоко символизирует обольщение, соблазн, сексуальное желание, любовь;
  • раковина - символ женского начала, лона, созидательная сила, инициация, плодородие. Створки раковины подразумевают влажное начало, материнскую почву, питание, жизнь, рождение, любовь, плодородие, девственность, луну;
  • пещера - символ женского начала, лоно Матери-Природы, используется при совершении обряда перехода подростков во взрослое состояние.
  • гора - знак мужского начала, если в горе есть пещера - это означает женское, скрытое, тайное;
  • сосуды - символ женских органов в наиболее широком смысле;
  • молот - символ мужской силы, потенции, который связан с наковальней, соответствующей пассивному, женскому началу;
  • бык - символ мужского природного начала, обозначающий плодородие, потенцию, а также мужскую творческую силу;
  • зодиакальный круг животных (по Птолемею) включает мужские и женские знаки.